Реферат по предмету "Педагогика"


Внеклассная работа по русскому языку с сиспользованием компьютера в 5-8-х классах

--PAGE_BREAK--
2.2. Устный журнал
Устный журнал — одна из свободных форм внеклассной работы, предполагающая большую свободу в выборе тематики, периодичности, возрастных особенностей учащихся.

Методисты рекомендуют его проведение уже в 4 классе. Одной из основных форм устный журнал может стать в 8-9 классах. Особенности этого возраста предполагают исключить из внеклассной работы такие формы, как чтение вслух, часы занимательной грамматики, реже использовать рассказы, беседы, и, напротив, включать такие формы, как лекции, встречи с интересными людьми, устный журнал, то есть массовые формы работы, которые позволяют выполнять задачи популяризации, сообщения новых сведений о языке, профориентации. Устный журнал, с его занимательностью, наглядностью, соответствует возрастным особенностям подростков, для которых характерен интерес к теоретическим сведениям о языке, его истории, сочетающейся с повышенным вниманием к экстралингвистическим факторам развития языка, конкретным фактам. Устный журнал позволяет перейти от внеязыковой информации к собственно лингвистической, сочетает в себе интеллектуальное и эмоциональное начала. Цель его проведения — повышение интереса к русскому языку, воспитание языковой культуры, развитие творческих способностей учащихся.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления информации к устному журналу. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к созданию мини-проектов. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Устный журнал дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Информационные технологии целесообразно использовать в подготовке, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно — энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы);

3) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление).

Подготовка и проведение устного журнала позволяют привлечь к работе большое количество учащихся. Кроме того, эта форма внеклассной работы позволяет сочетать массовую работу с индивидуальной. В устный журнал включаются доклады и сообщения учащихся, которые могут быть подготовлены самостоятельно, разумеется, при соответствующей помощи учителя. При подготовке этих сообщений учащиеся могут использовать научно-популярную, научную литературу, справочники и словари как привычного книжного вида, так и виртуального.

Как одну из форм массовой работы его рекомендуют проводить на утреннике или вечере русского языка. Состав участников при подготовке устного журнала также может варьироваться. Это может быть кружок русского языка, класс, параллель. Кроме того, устный журнал может быть общешкольным, когда в редколлегию входят представители всех классов.

При организации такого вида деятельности следует учитывать много факторов: познавательные интересы учащихся, наличие в этих классах факультативных занятий, своеобразие курса русского языка. Основными темами во внеклассной работе с учениками этого возраста могут быть общие вопросы языка (происхождение и развитие языка, многообразие языков на земном шаре, родство славянских языков), нормы литературного языка, вопросы стилистики, сведения о происхождении слов и выражений. Богатый материал для ознакомления учащихся с этимологией слов предоставляют географические названия. Проведение устного журнала по топонимике будет способствовать укреплению межпредметных связей, так как топонимика — раздел языкознания, изучающий происхождение географических названий, — тесно связана с географией и историей.

Устный журнал отличается от других форм внеклассной работы широтой информации и, как правило, включает в себя несколько страниц. Привлекательность его сказывается в том, что проведения может включать многие элементы занимательности: наглядность (в оформлении зала, заставки к страницам, иллюстрации к выступлениям, подготовка презентаций в формате Power Point), драматизацию (некоторые страницы могут представлять собой инсценировки).
2.3. Неделя русского языка
Эпизодические внеклассные занятия: беседы, лекции, устные журналы, конкурсы и даже вечера русского языка, — проводимые разрозненно, в отрыве одно от другого, не так эффективны, как постоянно действующие (лекторий, кружки русского слова и т.п.). Если в школе существует клуб любителей русского языка, который организует систематическое проведение всех внеклассных занятий, их воспитательная и образовательная  роль значительно возрастает. Однако возможны и другие формы объединения таких видов занятий.

Современные возможности позволяют связать несколько эпизодических форм внеклассной работы одной общей идеей и провести в школе целую неделю как путешествие в страну Русского Языка.

Начинается путешествие с объявления о том, что школа отправляется с такого-то числа в путешествие по стране Русского Языка, а в это время учащиеся могут побывать в городе Алфавите, в пещере Архаизмов, на плоскогорье знаков препинания, на архипелаге междометий и других интересных местах. А пока каждый класс самостоятельно выбирает средство передвижения, устанавливает маршрут путешествия, во время путешествия ведется электронный  бортжурнал, выпускается газета-бюллетень или аналоговая презентация в формате PowerPoint, участвует в конкурсе любителей русского языка и заключительном вечере.

В конце объявления указываются “путеводители” по стране русского языка: “Слово о словах” Л. Успенского, “В мире слов” Б. Казанского, “Как рождаются и живут слова” М. Феллера и др.

Через неделю школьники знакомятся с картой страны. До начала недели каждый класс вырабатывает маршрут путешествия, в который входит обязательное посещение 2-3 пунктов всем классом, день самостоятельных путешествий и отчет о нем, веселый привал и заключительный вечер  русского языка.

На разных этапах маршрут учащимся предлагаются те или иные задания, где возможно использование ИКТ. Так, одна из станций — пещера Архаизмов — предлагает индивидуальное или коллективное участие в создании мультимедийных проектов по теме «Архаизмы в современном русском языке».

Работа над созданием презентации позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя – научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения.

Дальнейшее совершенствование обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ нацеливает школу на неуклонное повышение эффективности и качества воспитательной работы, на развитие познавательных интересов учащихся и приобретение ими навыков самостоятельного пополнения знаний не только из учебников, но и образовательных интернет-сетей, специально разработанных виртуальных словарей, учебных программ и комплексов, на тесную связь изучения основ наук с жизнью.

Неделя русского языка – общешкольное мероприятие. Это оказывает большое влияние на отношение учащихся к своей школе, соученикам, младшим ребятам.

Несомненно, главная организующая роль принадлежит учи­телю. Его энтузиазм, желание заинтересовать учащихся сво­им предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Организационный комитет Недели может выполнять все необ­ходимые действия, связанные с организацией тех или иных ме­роприятий, но научная и методическая консультация о спосо­бах проведения их может быть дана только учителем.

Эффективными формами деятельности являются открытые заседания лингвистических кружков. Проведенные в дни Не­дели русского языка, такие заседания непременно привлекут внимание учащихся, и, возможно, некоторые из них станут постоянными участниками кружка.

Декада русского языка отличается от Недели, как видно, только по объему. В очень больших школах, каких в городе сей­час большинство, удобнее проводить Декаду русского языка, чтобы все классы имели возможность принять в ней участие. Если в школе каждая параллель включает 5-6 классов, то вре­мени для того, чтобы провести викторину, конкурс во всей па­раллели, понадобится больше, поэтому Декада русского языка оказывается здесь более эффективной.

День русского языка — это особая форма внеклассной рабо­ты. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участву­ют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изу­чают дополнительную литературу по лингвистическим дисцип­линам. В этом случае День русского языка может стать праздником, итогом внеклассной работы, проведенной в шко­ле за год. День русского языка плодотворно проходит в неболь­ших школах, где имеется 1-2 параллельных класса и школа работает в одну смену. Недостатком этой формы является то, что все мероприятия проводятся в одно время и ученики лише­ны возможности участвовать в нескольких из них, как во вре­мя Недели русского языка.

Чтобы День русского языка прошел успешно, необходимо долго и тщательно его готовить. Начинается подготовительная работа с составления плана, определения круга участников, форм работы. Такие мероприятия, как конкурс лингвистичес­ких газет, мультимедийных проектов по разным лингвистическим направлениям, олимпиада, конкурс сочинений на лингвистическую тему, проводятся заранее, чтобы в День русского языка можно было подвести итоги и наградить победителей.

Здесь немаловажно суметь на первоначальном этапе вызвать у детей большой интерес к данному мероприятию. Это зависит от подготовки и желания учителей воспитать в своих подопечных любовь к русскому языку. Методическая литература, опыт работы и фантазия руководителя кружка сделают данное мероприятие образовательным и увлекательным для учеников.

Рассмотренные нами примеры помогают нам сделать вывод о том, что сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Таким образом, становится ясно: сочетание традиционных и компьютерных технологий во внеклассной работе с массовыми формами по русскому языку в школе повышает эффективность обучения родному языку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной работе мы попытались доказать необходимость применения компьютерных технологий во внеклассной работе по русскому языку в 5-8 классах. В ходе нашего исследования мы выявили, что работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к олимпиадным заданиям – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробела в знаниях. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести предложенное задание до конца, опираясь на необходимую помощь. Он может создавать оптимальные условия для успешного освоения программного материала: при этом обеспечивается гибкая, достаточная и посильная нагрузка. Кроме того трудно переоценить роль компьютера как средства осуществления контроля над деятельностью учащихся со стороны учителя, а также как средства формирования и совершенствования самоконтроля. В затруднительных случаях компьютер позволяет ученику получать необходимые сведения справочного характера за короткий промежуток времени, предъявлять ему те или иные «ключи» для успешного решения поставленной задачи.

Также нами были разработаны материалы по русскому языку для проведения массовых форм внеклассной работы в 5-8 классах (см. приложение), где мы рассмотрели особенности проведения Олимпиады, устного журнала и недели русского языка.

В ходе работы, мы пришли к выводу, что использование новых технологий во внеклассной работе по русскому языку, базирующихся на применении компьютера — это не дань моде, а необходимость, так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения.

Таким образом, итогом данной работы является определение места современных компьютерных технологий во внеклассной работе по русскому языку в 5-8 классах, а также систематизация видов массовых форм внеклассной работы с использованием ИКТ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексаньянц, Л.М., Прохорова, Л.Н. Из опыта использования компьютера для контроля орфографических навыков/ Л.М. Алексаньянц// Русский язык в школе, №4. — 1999. — с.40-41

2. Афанасьева, П.В. Изучение орфографии с помощью компьютерной программы/ П.В. Афанасьева// Русский язык в школе, №5. — 2009. — с.14-17

3. Баранов М.Б. Пути развития у школьников 5-8 классов интереса к урокам русского языка/ М.Б.Баранов – М: Просвещение, 1965. – 214с.

4. Богданова, Г.А., Львова, С.И. Учебно-воспитательная работа на уроках русского языка: из опыта работы/ Г.А. Богданова — М.: Просвещение, 1988. -  143с.

5. Виды внеклассной работы по русскому языку/ Сост. М. М. Морозова – М.: — Просвещение, 1968. — 273с.

6. Внеклассная и внешкольная работа по русскому языку и литературе в национальной школе/ Под ред. К.В. Мальцевой, М.Н. Борисовой.- М.: Просвещение,1982. — 185с.

7. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. — М., 1981. — 134с.

8. Голубева, И.В., Нарушевич, А.Г. Готовимся к олимпиаде по русскому языку/ И.В. Голубева// Русский язык в школе, №3. — 1999. — с.41-45

9. Евлампиева, Е.А. Внеклассные мероприятия по русскому языку/ Е.А. Евлампиева — Чебоксары: «Клио», 1999. — 66с.

10. Коротаева, Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов/ Е.В. Коротаева// Русский язык в школе, №5. — 1999. — с3-8

11. Кружковая работа по русскому языку. Пособие для учителей/ Н.Н. Ушаков. –М.: Просвещение, 1979. — 349 с.

12. Крушинская, Т. Ф. Интерактивная доска на уроках русского языка/ Т.Ф. Крушинская// Русский язык в школе, №7. — 2009. — с.17-23

13. Кустова, Г.И. Использование Интернет-ресурсов в школьном обучении: Национальный корпус русского языка/ Г.И. Кустова// Русский язык в школе, №10. — 2009. — с.25-33

14. Методика преподавания русского языка в национальной школе: Учеб. Пособие/  Л.З.Шакирова, Л.Г.Саяхова и др.:- Л.: Просвещение,1990.- 416с.

15. Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку/ А.О. Орг — М.: Просвещение, 1994. — 112с.

16. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-184с.

17. Панов, Б.Т. Организация учебного процесса по русскому языку в школе/ Б.Т. Панов — М.: Просвещение, 1991. — 271с.

18. Пашкова, Г.И. Организация самостоятельной работы по орфографии с использованием компьютерных технологий/ Г.И. Пашкова — М.; Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. — 172с.

19. Соболева, С.Н. Современные дидактические средства при формировании грамотности учащихся/ С.Н. Соболева// Русский язык в школе, №4. — 1999. — с.40-41

20. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе/ А.В.Текучев.-М.: Просвещение,1980.-114с.

21. Ушаков Н. Н и др. Внеурочная работа по русскому языку/Н.Н.Ушаков, Г. Н.Суворов .- М.: Просвещение, 1985.-241с.

22. Черненко, Н. М. Стилистика компьютерного общения/ Н.М. Черненко// Русский язык в школе, №5. — 2009. — с.14-17

23. Шанский Н. М. Педагогическое содержание и лингводидактический характер внеклассной работы по русскому языку в не­русской школе/Н.М.Шанский//Русский язык за рубежом — 2002- № 2- C. 66-68

24. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учеб­ном процессе/ Г.И. Щукина.- М.: Просвещение, 1986-126с.
Приложение
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«МЫ — ЗА ЧИСТОТУ РУССКОГО ЯЗЫКА! (УСТНЫЙ ЖУРНАЛ)»
ТЕМА:«Мы – за чистоту русского языка! (Устный журнал)».

ЗАДАЧИ:

1) формирование негативного отношения к ненормативной лексике;

2) развитие языкового вкуса;

3)способствовать воспитанию культуры речевого общения, любви к родному языку;

4) развивать у учащихся умение анализировать языковые явления;

5)способствовать воспитанию нравственных качеств: опрятность, скромность, любовь к окружающим;

6) способствовать развитию навыков самостоятельной работы с использованием ИКТ.
НАГЛЯДНОСТЬ И ОБОРУДОВАНИЕ: плакаты о вреде сквернословия; с высказываниями писателей о языке:

Язык — душа нации. Язык — это есть живая плоть идеи, чувства, мысли. (А.Н.Толстой).

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький).

Слайды презентации о вреде сквернословия.

Опережающее задание:сбор и подготовка материалов с помощью интернет-ресурсов для создания проекта по предложенной теме, а также подготовка презентации  в формате PowerPoint

Ход мероприятия:

Ведущий 1.Стыд — одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, и много стыдиться, если он человек. Сегодня мы поговорим о стыде перед словом. Чем больше этого стыда, тем лучше речь (слайд 1).

Чтец 1.

Язык народа и богат, и точен.

Но есть, увы, и бранные слова.

Они растут, как сорная трава,

У плохо перепаханных обочин. —

(Н. Рыленков).

Ведущий 2. Стыд перед словом… В языке есть слова, которых нужно стыдиться. О таких словах и пойдет речь (слайд 2).

Чтец 2.

Что самое плохое, объясни!

Дурные мысли, губящие душу…

Ты на замок тяжелый их замкни

    И ни за что не выпускай наружу.

А хуже что? Скорее говори!

Слова дурные: заглуши их песней!

    Мелодии с зари и до зари

     Пускай звучат — что может быть прелестней!..

(Р. Гамзатов).

Ведущий 1.Что такое сквернословие: порок пли болезнь? (слайд 3) Вопрос этот постав лен не совсем правильно. Сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести, сквернословие, безусловно, порок. Но постепенно оно становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий 2.Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающие черты и формы (слайд 4).

Ведущий 1.Сквернословие захватило людей-всех возрастов. В детском саду не знают подчас, что делать с мальчиком, живущим в рабочем общежитии. Он учит «родному языку» всю группу. Играя в хоккей,  подростки  14—16 лет общаются друг с другом, часто используя ругательства. Сквернословие охватило все ипостаси речи: его можно услышать не только от пьяного, не только, как пишет А.И. Солженицын, «при посадке на загородный автобус», но и при задушевной беседе (слайд 5).

Чтец 3.

Слова — дрова.

Но греет речь,

Нас мыслей обжигает пламя.

Душа пытливая, как печь,

Все время топится словами.

И сырость слов,

И сырость дров

Один и тот же грех имеют:

Трещат,

Дымят.

Но мало греют

И душу в непогодь,

И кров.

Слова бывают

И скверны,

И дым от них

Такого рода,

Как будто у живой души

Забиты сажен дымоходы.

(В. Федоров).

Ведущий 2.Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Когда-то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными вот, значит, так сказать. Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты. Сквернословие охватило многие профессии.

Ведущий 1.Сквернословие стало печальным знаком речи. Приезжая на учебу и попадая в студенческие общежития, иностранцы на первых же занятиях спрашивают у преподавателя, что означает тот или иной «артикль». Они не верят, что подобные слова могут гак спокойно, бесстыдно и буднично звучать в речи будущих учителей, студентов высшей школы.

Ведущий 2.Не следует заменять ругательства начальными буквами, давно себя скомпрометировавшими. Нет принципиальной разницы, произнесли ли вы слово целиком или ограничились его знаком — начальной буквой. Все равно это сквернословие, ведь ваш сигнал интерпретирован развернуто, полностью!
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :