Реферат по предмету "Психология"


Особенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрасте

Особенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости отспецифики ценностных ориентаций в студенческом возрасте
 
Проблемаизучения ценностных ориентаций личности также вызывает повышенный интерес усовременных отечественных психологов. Этой проблеме посвящены труды В.Г.Алексеевой, Л.М. Архангельского, С.А. Белорусова, С.С. Бубнова, ТМ. Буякас,Е.А. Васиной, Н.А. Кириловой, Л. В. Крапивской, Н.М. Лебедевой, В.С. Мухиной идр.
Кардинальныеперемены в политической, экономической и духовной сферах нашего обществапривели к переоценке ценностей, к изменениям стереотипов в сознании и поступкахлюдей. Наибольшее влияние кризисные явления в обществе оказали на сознаниемолодежи, которое на момент разрушения старых ценностных ориентировобщественной жизни не было полностью сформировано.
Впсихологических исследованиях изучаются структура и динамика ценностныхориентаций, их роль в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязьценностных ориентации с различными особенностями личности. Наиболеепрогрессивную тенденцию современной психологической науки представляютисследования ценностных ориентации с позиции системного подхода в изучениичеловеческой индивидуальности. Этот подход, основанный на концепцииинтегральной индивидуальности В.С. Мерлина, позволяет рассматривать ценностныеориентации как сложное образование, взаимосвязанное со всей системойразноуровневых свойств интегральной индивидуальности.
Согласноконцепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина можно говорить осистемообразующей функции ценностных ориентации, то есть о том, что ценностныеориентации могут являться опосредствующим звеном в структуре интегральнойиндивидуальности, определяя ее формирование. Однако это предположение В.С. Мерлинабыло подтверждено лишь в одном исследовании, проведенном Н.А. Кириловой в 1998г. на выборке старших школьников.
Нашеисследование также направлено на изучение влияния ценностных ориентации наструктуру индивидуальности, но не в юношеском возрасте, когда происходитстановление системы ценностных ориентации, а в период ранней взрослости, когдасистема ценностных ориентации представляет собой достаточно стабильное иустойчивое образование. В работе исследуется связь между ценностнымиориентациями студентов вузов и свойствами нейродинамического,психодинамического и социально-психологического уровней индивидуальности.
В числеметодов исследования были использованы следующие:
1) опросникЯ. Стреляу, направленный на диагностику свойств нервной системы (исследованиенейродинамического уровня индивидуальности);
2) рпросникВ.М. Русалова, направленный на диагностику свойств темперамента (исследованиепсиходинамического уровня индивидуальности);
3) методикаизучения ценностных ориентации М. Рокича;
4) методикадиагностики межличностных отношений Т. Лирй (исследованиесоциально-психологического уровня индивидуальности).
Всоответствии с целью и задачами исследования выборку испытуемых составилистуденты вузов вторых—четвертых курсов в количестве 85 человек. Исследованиепроводилось в 2001/02 уч. году, на базе Ставропольского государственногоуниверситета и Южно-Российского гуманитарного института.
Напервом этапе исследования диагностировалась выраженность ценностных ориентации.На втором — исследовалась специфика структуры индивидуальности.
Данные,полученные в ходе исследования ценностных ориентации по методике М. Рокича,были подвержены процедуре кластерного анализа с целью выявления групп студентовс разными типами ценностных ориентации. В результате было выявлено две группыстудентов с различными типами ценностных ориентации.
ценностная ориентация интегральная индивидуальность
Таблица1. Распределение студентов по типам ценностных ориентацииГруппа Тип ценностных ориентации Наиболее значимые ценности
Число испытуемых
(% от общего числа
испытуемых) 1
Ценности личной
жизни, личного
счастья
Здоровье, любовь,
счастливая семейная жизнь,
материально обеспеченная жизнь, друзья
51
(60%) 2
Ценности
самореализации,
социального роста
Уверенность в себе,
активная деятельная жизнь,
познание, развитие, интересная работа
34
(40%)
Данныетаблицы показывают, что для студентов с первым типом ценностных ориентации — сориентацией на ценности личной жизни — наиболее значимы такие ценности, какздоровье, любовь, семья, материально обеспеченная жизнь, наличие друзей, тоесть ценностно-смысловая сфера этих студентов представлена общечеловеческимиЦенностями личного счастья. Для студентов со вторым типом ценностных ориентациизначимость представляют ценности самореализации, причем как индивидуальной(уверенность в себе, познание, развитие), так и социальной (активная деятельнаяжизнь, интересная работа).
Факторныйанализ полученныхданных и интерпретация результатов
Врезультате факторного анализа структуры интегральной индивидуальности студентовс первым типом ценностных ориентации (ценности личной жизни) было выявлено 2значимых фактора, вобравших себя 44,9% общей дисперсии.
Таблица2. Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов с первымтипом ценностных ориентацииУровень интегральной индивидуальности Фактор 1 2 3 4 Сила процессов возбуждения 0,789136* 0,245526 -0,170931 0,286508 Сила процессов торможения 0,455688 0,390389 -0,162625 — 0,017466 Подвижность нервных процессов 0,694825* — 0,039035 0,125715 0,048175 Эргичность 0,552154* 0,223429 — 0,420009 0,473330 Социальная эргичность 0,689575* 0,106495 0,369690 — 0,383992 Пластичность 0,859956* 0,102985 — 0,070202 -0,006141 Социальная пластичность 0,379479 -0,179013 0,358869 0,084567 Темп 0,520199* -0,111884 0,485127 0,357600 Социальный темп 0,556967* 0,068589 0,198138 — 0,086389 Эмоциональность -0,416781 0,113123 0,278415 0,580446 Социальная эмоциональность -0,610532* -0,036176 0,407803 0,266487 Авторитарность 0,682728* -0,439411 -0,169825 0,108742 Эгоистичность 0,549544* — 0,634077* 0,083257 0,167274 Агрессивность 0,032275 -0,801902* 0,047175 0,112195 " Подозрительность — 0,404889 -0,588335* 0,069470 — 0,020069 Подчиняемое гь — 0,472656 0,465221 — 0,248300 0,232607 Зависимость -0,444926 0,221464 0,307145 0,117684 Дружелюбие 0,209107 0,745503* 0,520651 -0,170071 Альтруистичность 0,247242 0,447631 -0,010571 0,129967 Собственное значение фактора 5,589214 2,955396 10,506692 10,173234 % объясняемой дисперсии 0,294169 0,155547 0,079300 0,061749
* —значимая факторная нагрузка (р>0,5).
В первыйфактор вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности:нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервныхпроцессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность,пластичность, темп, социальный темп, социальная эмоциональность) имежличностного (авторитарность, эгоизм). Наиболее высокие факторные нагрузкиимеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,78),подвижность нервных процессов (0,69), социальная эргичность (0,68),пластичность (0,86) и авторитарность (0,68). Представленность в факторезначимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальностисвидетельствует о полной насыщенности данного фактора, что, в свою очередь,указывает на развитую и гармоничную структуру интегральной индивидуальности устудентов с первым типом ценностных ориентации, высоко ценящих личную жизнь иличное счастье.
Всоставе первого фактора оказались следующие качества: сила нервноговозбуждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельности исоциальных контактах, стремление к лидерству, общительность, высокаяпереключаемость, темп и социальный темп, авторитарность и эгоизм. Данный факторявляется фактором силы, поскольку в нем доминируют авторитарность и эгоизм какосновные черты поведения, которые сопровождаются отрицанием эмоциональности всоциальном поведении, снижением чувствительности к оценкам со стороны, критикеи чужому мнению.
Высокиепоказатели социальной эргичности (потребность в социальных контактах,общительность) в данной группе студентов соответствуют типу ценностныхориентации, так как среди значимых ценностей у этих студентов присутствуетобщение (наличие друзей). Однако отрицательный показатель социальнойэмоциональности, то есть эмоциональной чувствительности к оценкам окружающихлюдей, к критике со стороны, говорит, скорее всего, об узости круга общенияданной группы студентов. Для них важно безоценочное общение, которым как раз иявляется общение с друзьями.
Второйфактор, выявленный в группе студентов с первым типом ценностных ориентации,имеет частичную насыщенность и является оценочным. В него вошли показателитолько межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность(-0,63), агрессивность (0,80), подозрительность (-0,58) и дружелюбность (0,74).На положительном полюсе располагается дружелюбность, что говорит о способностистудентов первой группы к доброжелательному отношению в поведении, гибкости прирешении проблем, умении расположить к себе человека; противоположный полюсуказывает на отрицание агрессивных тенденций в поведении и на отсутствиеподозрительности.
Такимобразом, факторный анализ структуры интегральной индивидуальности студентов сориентацией на ценности личной жизни обнаружил достаточно развитую игармоничную структуру индивидуальности (полная насыщенность первого фактора), атакже выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, средивторых наибольшее значение имеют такие качества, как авторитарность иэгоистичность в поведении и низкая чувствительность к кринке и оценкам состороны социального окружения.
В первыйфактор, так же как и у предыдущей группы студентов, вошли показатели всех трехуровней интегральной индивидуальности: Нейродинамического (сила процессовнервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического(эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп,эмоциональность) и межличностного (авторитарность, альтруизм). Наиболее высокиефакторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервноговозбуждения (0,82), подвижность нервных процессов (0,77), темп (0,77) исоциальный темп (0,61). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трехуровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данногофактора, то есть структура интегральной индивидуальности у студентов со вторымтипом ценностных ориентации (с ориентацией на ценности самореализации) развитаи гармонична.
Таблица3. Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов со вторымтипом ценностных ориентацииУровень интегральной индивидуальности Фактор 1 2 3 4 5 Сила процессов возбуждения 0,823063* -0,124110 0,181079 0,156664 0,008965 Сила процессов торможения 0,004102 0,198826 0,709119 — 0,026709 -0,002180 Подвижность нервных процессов 0,772719* — 0,269266 0,395841 — 0,077597 -0,076180 Эргичность 0,518082* -0,445698 0,034221 — 0,033882 -0,163162 Социальная эргичность 0,571342* — 0,096961 — 0,024985 -0,307119 0,090406 Пластичность 0,551621* — 0,078684 — 0,038202 — 0,032985 — 0,052002 Социальная пластичность 0,226994 -0,367248 -0,598164 — 0,054941 0,249970 Темп 0,775834* — 0,334049 -0,101986 -0,138373 — 0,036223 Социальный темп 0,615987* -0,333514 -0,212948 — 0,046861 -0,120193 Эмоциональность -0,556551* — 0,480269 0,290847 — 0,087978 0,138132 Социальная эмоциональность — 0,285459 -0,418944 0,311345 — 0,296306 -0,033539 Авторитарность 0,521139* — 0,202592 0,411835 0,304065 0,303182 Эгоистичность 0,434293 -0,622218* 0,129487 0,462527 0,051781 Агрессивность -0,247130 — 0,427434 — 0,348384 0,235718 0,607207 Подозрительность — 0,434736 -0,390717 0,199942 -0,078653 0,467638 Подчиняемость -0,290184 -0,460951 -0,049901 — 0,639599 -0,198221 Зависимость 0,219977 0,167701 0,282486 — 0,390955 0,324683 Дружелюбие 0,402470 0,711541* 0,013937 -0,320156 0,468009 Альтруистичность 0,551427* 0,557035* -0,301599 -0,219601 0,116538 Собственное значение фактора 4,906708 2,952920 1,811827 1,328527 1,201147 % объясняемой дисперсии 0,258248 0,155417 0,095359 0,069922 0,063218
* —значимая факторная нагрузка (р>0,5).
Первыйфактор составили сильные качества — сила нервного возбуждения, подвижностьнервных процессов, потребность в деятельности и социальных контактах,общительность, предметная пластичность, темп и социальный темп, авторитарностьи альтруизм. Данный фактор является фактором силы, где доминируютавторитарность и альтруизм как основные черты поведения, которые непротиворечат друг другу, так как авторитаризм представляет собой уверенность всебе, способность брать на себя ответственность, упорство и настойчивость вдостижении поставленных целей, а альтруизм характеризуется стремлениемзаботиться о других, проявлять сострадание, сочувствовать, а также выказыватьвысокую ответственность по отношению к людям. Для данной группы такжехарактерны очень высокие показатели темпа и социального темпа, чтосоответствует типу ценностных ориентации этой группы. Например, ценность«активная деятельная жизнь» предполагает высокий темп деятельности и общения.
Второйфактор в группе студентов с ориентацией на ценности самореализации имеетчастичную насыщенность и является фактором оценки. Он представлен свойствамитолько межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность(-0,62), дружелюбность (0,71) и альтруизм (0,55). Из всех показателей во второмфакторе доминирует дружелюбность как стиль поведения — она расположена наположительном полюсе и имеет высокую факторную нагрузку. По данным факторногоанализа такой стиль поведения у студентов второй группы осуществляетсяпосредством снижения эгоистичности. Чем выше у этих студентов альтруистичностьи дружелюбность, тем менее эгоистично их поведение.
Такимобразом, факторный анализ структуры интегральной индивидуальности студентов сориентацией на ценности самореализации также обнаружил достаточно развитую игармоничную структуру индивидуальности (полная насыщенность первого фактора) ивыявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди которыхнаибольшее значение имеют авторитарность и альтруистичность в поведении.          Крометого, для данной группы студентов характерны высокие показатели темпадеятельности и общения, что в общем соответствует типу ценностных ориентации.
Врезультате факторизации данных в обеих группах студентов были Обнаружены какортогональные, так и облические межфакторные связи свойств интегральнойиндивидуальности. Большинство связей имеет ортогональный характер (одни и те жепоказатели принадлежат только одному фактору). Однако были обнаружены иоблические структуры связей и у студентов с ориентацией на ценности личнойжизни, и у студентов с ориентацией на ценности самореализации. В первой группев оба значимых фактора вошел показатель межличностного уровня интегральнойиндивидуальности — эгоистичность, а во второй — альтруистичность. Ортогональныеструктуры сужают и ограничивают возможности человека, а облические структурымного-многозначны и; обладают гибкостью и пластичностью приспособления кизменяющимся условиям ситуации. Таким образом, наличие облических структур винтегральной индивидуальности в студенческом возрасте подчеркиваетдостаточно высокую степень приспособления студентов к социальной ситуации, ихадаптивность в поведении.
Результатыфакторного анализа свидетельствуют о том, что интегральная индивидуальностьстудентов с разными типами ценностных ориентации отличается особенностямиструктуры, влияние типа ценностных ориентации на формирование структурыинтегральной индивидуальности прослеживается достаточно отчетливо.
Длявыяснения характера разноуровневых связей в структуре индивидуальности былпроведен корреляционный анализ показателей изучаемых уровней индивидуальностистудентов с разными типами ценностных ориентации.
Корреляционныйанализ данных показывает наличие различий в характере межуровневых связей, чтопозволяет делать выводы о влиянии типа ценностных ориентации на формированиеиндивидуальности в студенческом возрасте.
Результатыкорреляционного анализа межуровневых связей в структуре индивидуальностистудентов с разными типами ценностных ориентации представлены в таблицах 7 и 8.

Таблица 4.Показатели корреляционных связей в структуре интегральной индивидуальностистудентов с первым типом ценностных ориентации ЭР СЭр пл т ст сэ АВ эг ПО ПЧ АЛ нв 0,69 0,44 0,69 0,43 -0,46 0,42 0,47 -0,53 0,44 нт 0,43 -0,55 пж 0,53 0,61 0,44 0,46 0,56 0,51 -0,50 ЭР 0,48 СЭр -0,41
Условныеобозначения: показаны только значимые межуровневые корреляционные связи; НВ —сила процессов нервного возбуждения; НТ — сила процессов нервного торможения;ПЖ — подвижность нервных процессов; ЭР — эргичность; СЭр — социальнаяэргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластичность; Т — темп; СТ —социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ —авторитарность; ЭГ — эгоистичность; АГ — агрессивность; ПО — подозрительность;ПЧ — подчиняемость; ЗА — зависимость; ДР — дружелюбность; АЛ —альтруистичность.
В целомдля группы студентов с первым типом ценностных ориентации (преобладают ценностиличного счастья — здоровье, любовь, семья, материально обеспеченная жизнь)характерно наличие достоверных зависимостей между всеми тремя уровнямиинтегральной индивидуальности (нейродинамическим, психодинамическим исоциально-психологическим).
Средикорреляционных связей в первой группе студентов выделяются многочисленныезначимые положительные зависимости авторитарности и эгоизма с показателяминейродинамического и психодинамического уровней индивидуальности иотрицательные связи подчиняемости с показателями тех же уровней. Авторитарностьв данной группе студентов положительно связана с силой процессов возбуждения,подвижностью нервных процессов, эргичностью, пластичностью и отрицательно — сэмоциональностью (эмоциональной чувствительностью к результатам деятельности, кнеудачам в работе). Эгоистичность имеет только положительные значимыекорреляции с подвижностью нервных процессов, с пластичностью и темпом.Подчиняемость как противоположное авторитарности свойство связана споказателями нейродинамического и психодинамического уровней индивидуальностиотрицательно, что еще раз подтверждает доминирование в структуреиндивидуальности этой группы студентов таких свойств, как эгоистичность иавторитарность. Эти свойства личности не противоречат ориентации на ценностиличной жизни, личного счастья, так как люди, высоко ценящие личное счастье,личную жизнь, чаще всего немного эгоистичны и стремятся к власти. Имсвойственна активная позиция в Достижении жизненных целей, о чем исвидетельствуют результаты корреляционного анализа (авторитарность и эгоизм значимымобразом коррелируют с «сильными» свойствами нейродинамического ипсиходинамического уровней интегральной индивидуальности, а подчиняемостьсвязана с ними обратной зависимостью).
Результатыкорреляционного анализа данных, полученных во второйгруппе студентов, то есть у лиц с ориентацией на ценности самореализациии социального роста, отличаются от данных первой группы.
Таблица 5.Показатели корреляционных связей в структуре интегральной индивидуальностистудентов со вторым типом ценностных ориентации нв ПЖ ЭР СЭр ПЛ т ст ЭМ АВ ЭГ АГ ПО пч ЗА ДР АЛ нв 0,45 0,60 0,45 0,63 нт пж 0,71 0,46 0,50 0,61 0,69 0,53 0,57 ЭР 0,46 0,55 0,48 0,44 СЭр 0,65 0,45 пл 0,46 0,47 СП 0,47 т 0,46 эм 0,53 -0,51 -035 сэ 0,42 0,58 -0,47 АВ 0,58 АГ 0,48 по -0,48 ЗА 0,50 ДР 0,63
Условныеобозначения: показаны только — значимые межуровневые корреляционные связи; НВ —сила процессов нервного возбуждения; НТ — сила процессов нервного торможения;ПЖ — подвижность нервных процессов; ЭР — эр-гичность; СЭр — социальнаяэргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластичность; Т — темп; СТ —социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ —авторитарность; ЭГ — эгоистичность; АГ — агрессивность; ПО — подозрительность;ПЧ — подчиняемость; ЗА — зависимость; ДР — дружелюбность; АЛ —альтруистичность.
Данныерезультаты указывают на высокую зависимость студентов второй группы от оценококружающих, о чем свидетельствуют многочисленные достоверные связиэмоциональности и социальной эмоциональности с показателями психодинамическогоуровня индивидуальности. Чем выше чувствительность студентов к оцениванию состороны, к результатам деятельности и социальных контактов (важные для данныхценностных ориентации критерии), тем они подозрительнее, связь сподчиняемостью. говорит о зависимости этих студентов от оценок окружающих вповедении; для получения положительных результатов в деятельности и общении ониспособны подчиняться. Зависимость у данной группы студентов положительно коррелируетс пластичностью (переключаемостью в предметной деятельности), что говорит оспособности студентов быстро переключаться в зависимости от обстоятельств длядостижения поставленных целей. Таким образом, студенты с ориентацией наценности индивидуальной и социальной реализации сильно зависят отобстоятельств, «подстраиваются» под них, склонны к переключаемости с однихвидов деятельности на другие.
Корреляционныйанализ межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности студентовс разными типами ценностных ориентации показал существенные различия междудвумя группами студентов, наибольшие отличия обнаружены среди показателейпсиходинамического и межличностного уровней. Для студентов с ориентацией наценности личной жизни, личного счастья характерно доминирование таких качествличности, как авторитарность, эгоистичность, которые реализуются через широкоеразнообразие социальных контактов (социальная пластичность) и низкуючувствительность к оценкам со стороны окружения и результатам собственнойдеятельности. Другая особенность этой группы студентов заключается в том, чтоим свойственны низкие показатели подчиняемости, то есть для них характернанезависимость в поступках и действиях. Студенты со вторым типом ценностныхориентации, наоборот, очень зависимы от результатов собственной деятельности,от чужого мнения, оценок окружения, способны к подчинению для достиженияпоставленных целей.
Исследованиеинтраиндивидуальных различий у испытуемых с разным типом ценностных ориентациипоказывает, что испытуемые с выраженными ценностями личного благополучияобладают разными индивидуальными характеристиками. Средние показатели покаждому диагностируемому свойству индивидуальности выявили наличие значимойвариабельности свойств. Испытуемым присущи различные показатели по такимхарактеристикам, как уровень процессов возбуждения, социальная эргичность,темп, авторитарнсть, агрессивность и подчиняемость. У испытуемых с выраженнымиценностями самоутверждения обнаруживаются значимые интраиндивидуальные различияпо таким характеристикам, как социальная эргичность, социальный темп,эгоистичность и альтруистичность.
Вывод:в зависимости отособенностей ценностных ориентации проявляются особенности индивидуальности навсех анализируемых уровнях. Иначе говоря, специфика ценностных ориентации каксвойство субъекта оказывает существенное влияние на специфику структурированияиндивидуальности.

Библиографическийсписок
 
1. Демин М.В. Проблема ценности и ценностногоотношения // Вестник МГУ. Сер. философия. 2008. № 2. С. 44-48.
2. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир:методологические и теоретические проблемы. М., 2009. — 456 с.
3. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации.М., 2007.
4. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А.Анализ когнитивногоподхода в зарубежных теориях мотивации //Вопросы психологии. 2006. № 5. С.3-25.
5. Мерлин В.С. Проблемы интегрального исследованияиндивидуальности // Психологический журнал. 2010. № 1.
6. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследованияиндивидуальных различий. М.: Наука, 2006. — 336 с.
Размещено на www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.