Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Вологодской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тотемский педагогический колледж»
Курсовая работа
по спортивным и подвижным играм и методике преподавания
Влияние использования нестандартного оборудования на формированиеинтереса младшего школьного возраста на уроках физической культуры
специальность 050720 Физическая культура
Тотьма 2008
Оглавление
Введение
Раздел1. Особенности младшего школьного возраста
Раздел2. Использование нестандартного оборудования науроках физической культуры
2.1Применение нестандартного оборудования на уроках физической культуры
2.2Установка оборудования
2.3Изготовление нестандартного оборудования
2.4Методика организации детей на занятии с нестандартным оборудованием
Раздел3. Организация и результаты исследования
3.1Методы и организация исследования
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Приложения
Введение
Во всестороннем развитииличности важное значение имеет физическое воспитание. Однако, в условияхсоциально-экономических реформ, проводимых в нашей стране, было ослабленовнимание к развитию физической культуры и спорта, что привело к ухудшениюучебно-материальной базы, снижению уровня компетентности преподавателей иучителей физической культуры, повышению уровня заболеваемостиопорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, значительномувозрастанию нарушений в эмоционально-волевой сфере [2, с.26-27].
Любая физическая деятельностьчеловека в быту, в спорте требует определенного уровня развития физических или,как их еще называют, двигательных качеств. Чем он выше, тем лучшеработоспособность организма и выше производительность труда при одновременно меньшихзатратах энергии. Основные физические качества — выносливость, сила, быстрота,гибкость, ловкость и скоростно-силовые — определяют эффективность трудовойдеятельности человека, состояние его здоровья, долголетие активной жизни,успехи в спорте.
Главная цель учащихся — разносторонняфизическая подготовленность, быстрое и эффективное овладении своей профессией,нужными трудовыми навыками и действиями. Чем многограннее будет физическаяподготовленность школьников, чем большим числом двигательных навыков ониовладеют, тем легче будет достигнута эта цель [6, с.37].
Хорошо известно, чтопрофессиональные навыки приобретаются и совершенствуются в процессе обучения.
Физические качества развиваютсяестественно, по мере перехода ученика из одной возрастной категории в другую. Такоеразвитие называется возрастными изменениями. Происходит оно сравнительномедленно и неравномерно, иногда с задержкой, снижением и даже прекращениемроста. Однако возможно целенаправленное развитие физических качеств на основетак называемых сенситивных (т.е. наиболее благоприятных) периодов развития техили иных качеств и применения, соответствующих данному возрасту средств иметодов. [5, с.36]
Учитель должен решать следующиезадачи на уроках физической культуры:
Предотвращение заболеванийопорно-двигательного аппарата.
Предотвращение заболеваемостисердечно-сосудистой системы.
Укрепление здоровья школьников.
Но при этом возникает проблема. Вшкольных спортивных залах морально устаревшее спортивное оборудование, непозволяющее увеличить плотность урока, снять психологический барьер в обучении.
Решение этих проблем можнорешить с помощью использования нестандартного спортивного оборудования впроцессе физического воспитания. Но при этом необходимо учитывать, чтонестандартное спортивные снаряды должны отвечать основным требованиям,предъявляемым к спортивному оборудованию, а именно:
способствовать повышениюэффективности занятий;
быть доступным для лиц разнойфизической подготовленности;
способствовать развитию всехмышечных групп и большинства физических качеств ученика;
быть простым в изготовлении,удобным и надежным в эксплуатации, легко обслуживаться;
занимать минимальную площадь [13,с.76].
Цель исследования: выявитьвлияние использования нестандартного оборудования на формирование интересамладшего школьного возраста на уроках физической культуры.
Задачи:
Проанализировать литературу поданной теме.
Раскрыть процесс влиянияиспользования нестандартного оборудования на формирование интереса.
Дать определение оборудованию инестандартному оборудованию.
Рассмотреть общую характеристикуинтереса учащихся младшего школьного возраста.
Рассмотреть особенности младшегошкольного возраста.
Рассмотреть применениенестандартного оборудования на уроках физической культуры и методы организациидетей на занятиях с нестандартным оборудованием.
Разработать методическиерекомендации по использованию нестандартного оборудования.
Объект исследования: формированиеинтереса у детей.
Предмет исследования: формированиеинтереса к урокам физической культуры под влиянием использования нестандартногооборудования.
Гипотеза: прииспользовании нестандартного оборудования формирование интереса на урокахфизической культуры будет повышено.
Методы исследования:
анализ и обобщение литературныхисточников;
анкетирования;
шкалирования;
Актуальность: внастоящее время в школах морально устаревшее спортивное оборудование, котороене позволяет эффективно проводить уроки физической культуры. Вследствие этого удетей падает интерес к урокам физкультуры. Чтобы повысить уровень посещаемостии интереса у детей на занятиях преподаватели физической культуры используютнестандартное оборудование.
Раздел 1. Особенностимладшего школьного возраста
Младшим школьным возрастомсчитается возраст детей примерно от 7 до 11 лет. Этот возраст характеризуетсяотносительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, ноинтенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина телаувеличивается в этот период в большей мере, чем его масса [23, с.168].
Суставы детей этого возрастаочень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количествохрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет.
Мышцы детей младшего школьноговозраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшоеколичество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чеммелкие.
В этом возрасте почти полностьюзавершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост иструктурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервнойсистемы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.
Для детей младшего школьноговозраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Впериод учебных занятий двигательная активность школьников не только неувеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается.Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом исостоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной активности.
Этот возраст является наиболееблагоприятным для развития физических способностей [25, с.67].
В возрасте 7-10 лет начинаютформироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности,выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность ктем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешнойфизкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению длякаждого из них оптимального пути физического совершенствования [11, c.165].
Таким образом, уровеньфизического развития младшего школьника вполне допускает ежедневныесистематические занятия и не вызывает переутомления, перенапряжения.
Интерес — это форма проявленияпознавательной потребности. Интерес выражает отношения личности к предмету какк чему-то для неё ценному и привлекательному. Сначала у школьника формируетсяинтерес к самой учебной деятельности, без осознания её значения. Только послевозникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у негоинтерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний [12, с.132].
Развитие интересов идёт отинтересов к отдельным фактам. Задача учителей, во-первых, всемирно развиватьпроявившиеся способности, во-вторых, создавать условия для активногоформирования интересов. У детей занимающихся физической культурой формироватьинтерес можно через нестандартные оборудования. Данное нестандартноеоборудование вызывает интерес тем, что его формы могут быть необычны, яркойокраски. Дети с лёгкостью могут работать с ними. Для младшего школьноговозраста характерно любопытство «Что, где, лежит?», «Из чего этосделано?» [9 с.277, 292]. Заставить заинтересовать трудно, неприятно обеимсторонам, но в принципе возможно. Этот путь интереснее и приятнее, онпредполагает опору на внутренний стимул к учёбе и эти стимулы можноподдерживать через нестандартные оборудования. Нужно искать те педагогическиесредства, с помощью которых можно создать внутреннею мотивацию. Осознаннаямотивация — это замечательно, но не на всех этапах обучения возможна. Длямногих детей характерна не осознанная учебная мотивация, а интерес к процессузанятия. Так ниже представлен перечень таких источников, не претендующих набезусловную полноту, но, тем не менее, весьма объёмный и необходимый.
Интерес к информации.
"Ужасноинтересно всё то, что неизвестно" — такова психологическая природа этогоисточника мотивации. Большинство детей приходят в школу «почемучками»,с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямомучеловеческому взгляду. Младших школьников волнует вопрос как всё устроено. Иподкрепить интерес к занятиям физической культуре можно с помощью нестандартногооборудования [10, с.78].
Интерес к учителю.
Для младшего школьника оченьважно общение с учителем. Возможность общаться в ходе учебного процесса длямногих школьников — огромный стимул. Когда младший школьник общается сучителем, учитель прежде заинтересовывает его к учебной деятельности.
Интерес в самопознании.
Дети сами познают, как устроеното или иное нестандартное оборудование. Прежде всего, через познаниевырабатывается стимул и учение.
Интерес к способу действия.
Учитель, прежде всего не должен«натаскивать» и объяснять, как устроено нестандартное оборудование. Детидолжны сами понять, как что делать. В этом и заключается интерес копределённому действию [10, с.80].
Интерес к творчеству.
Через упражнения с нестандартнымоборудованием у развивается творчество. Дети сами могут придумывать интересныеупражнения с данным инвентарём. Они повышают свою творческую деятельность, ивсё больше заинтересовываются в занятиях физической культурой.
Таким образом, если грамотноиспользовать нестандартное оборудование на уроках физической культуры, топроблем обучению станет намного меньше, и детям будет более интереснозаниматься на них.
Раздел 2.Использование нестандартного оборудования на уроках физической культуры
2.1 Применениенестандартного оборудования на уроках физической культуры
Нестандартное оборудование — этооборудование, сделанное собственными руками из списанного инвентаря и подручныхсредств.
Волейбол
При дефиците материальногообеспечения спортивным инвентарем и оборудованием большое значение приобретаютумения и навыки учителя физической культуры модернизировать старый инвентарь иприспосабливать его к использованию в новом качестве. Известная поговоркагласит: «Все новое — это хорошо забытое старое». Сейчас, конечно,запросы и требования к качеству инвентаря выше. Тем не менее, существуютварианты продления жизни волейбольных мячей и изготовления самодельныхмеханических приспособлений, способных успешно заменить дорогостоящеестандартное оборудование [6, с.23].
Ахиллесова пята современныхмячей — некачественный клапан. Порой из приобретенного в магазине такого товарачерез месяц-другой добрая половина мячей выходит из строя. При их ремонтеосновная трудность состоит в том, как восстановить фабричный шов на покрышке,чтобы мяч не терял своей первоначальной формы.
Ситуация еще сложнее, если надовосстанавливать пришедший в негодность мяч с вулканизированной резиной типа«Gala». Но в любом случае есть приемлемыйвариант восстановления рабочей формы мяча. Острым ножом или лезвием безопаснойбритвы нужно вырезать клапан, вынуть камеру и на ее место вставить новую либонеповрежденную старую из мяча с изношенной покрышкой. Диаметр отверстия приэтом не должен превышать 25-28 мм, чтобы на мяче не образовалась «грыжа».Кроме того, на клапан новой камеры нужно наклеить кусок старой покрышки сплощадью поверхности в 2-3 раза больше, чем отверстие. Для эстетичности можновырезанный в начале кружок вернуть на прежнее место реставрируемого мяча [6,с.24].
Шитый мяч можно починить безизменения его первоначальной формы, если восстановить фабричный шов, которыйразошелся оттого, что порвалась нитка. Делается это с помощью двуххирургических игл.
Чтобы ускорить процесс усвоениянавыков игры и совершенствовать навыки и повышать техническое мастерство уучащихся, обычно применяют типовые стандартные тренажеры типа «Замковыедержатели мяча» и «Пружинные держатели мяча». Можно приспособитьпланку для прыжков в высоту и гимнастический обруч для изготовленияприспособления, выполняющего функции пружинного держателя мяча. Для этого обручразрезают в одном месте. Края разреза отгибают мягкой резиной. Отогнутые краяразреза стягивают с помощью куска резинового жгута (эспандера); они удерживаютмяч, размещенный между ними. Резиновый жгут прикреплен к обручу горизонтально,строго по его диаметру надрезом, чтобы не препятствовать удару по мячу рукой. Обруч,в свою очередь, закреплен вертикально в подвижном хомутике с фиксирующимвинтом, который используют в оборудовании стоек, применяемых для прыжков ввысоту. Хомутик с обручем надевается на планку для прыжков в высоту,расположенную вертикально. Он может перемещаться вверх и вниз, позволяя регулироватьвысоту фиксации мяча [6, с.24].
Для изготовления приспособлениятипа замкового держателя мяча понадобится планка для прыжков в высоту,гимнастический обруч, разрезанный и не полностью выпрямленный; кусок мягкоготроса 4,5-5 м, старый набивной мяч массой 1 кг, кусок прочного шнура длиной0,5-1,5 м и обычная бельевая прищепка. Чтобы удержать мяч с помощью бельевойприщепки, к мячу нужно пришить «язычок» из куска старой покрышкиразмером 3х4 см.
При работе с этими тренажерамиможно использовать гимнастический подкидной мостик, для получения эффектазависания при прыжке. Это поможет ускорить освоение техники нападающего удара вбез опорном положении [6, с.25].
Таким образом, при использованиинестандартного оборудования типа «Замковые держатели мяча» идетформирование интереса у детей с их использованием. Это, прежде всего,проявляется в установке такого оборудования. Учащиеся с азартом устанавливают ипознают данное оборудование. В этом случае у детей идет формированиепознавательного интереса. Так же происходит формирование интереса к самомуучебному процессу или заданию, выполняемому на уроке.
Как известно, в волейболебольшое значение имеет не только точность удара по мячу, но и точностьпопадания мяча в цель. Если для отработки первого технического приема служатдержатели мяча, то для совершенствования второго приема применяют всевозможныемишени, которые располагают на стене или на полу. Можно использовать два видапереносных мишеней: в форме кольца и объемную мишень [6, с.26].
Мишень в форме кольцапредставляет собой гимнастический обруч, который может перемещаться повертикальному штативу вверх и вниз и переставляться в любую точку спортивнойплощадки. В качестве штатива используют стойку для прыжков в высоту. К этойстойке через хомутик с винтом-фиксатором прикреплен обруч в горизонтальнойплоскости. Особенно эффективно это приспособление работает присовершенствовании приема мяча с подачи.
Второй вид мишени применяем дляповышения точности подачи и нападающего удара. Это «мишень-карман» или«мишень-ловушка». Она проста в изготовлении. Для этого надо взять тригимнастических обруча и связать между собой. Плоскость одного обруча и боковыекриволинейные поверхности между обручами затягивают плотной матерчатой тканью. Нижнийобруч лежит на полу. Плоскость третьего обруча собственно и служит мишенью, ирасположена она приблизительно перпендикулярно возможному направлению полетамяча при нападающем ударе. При этом частота попадания в такую мишень примерно вдва-три раза выше, чем, если бы она представляла собой обруч, лежащий на полу.[7, с.30-31]
При использовании данногооборудования у детей так же идет развитие познавательного интереса. Дети легкои просто могут справляться с различными заданиями, даваемыми учителем. Так жеони могут сами придумывать задания с данным оборудованием, что вызывает у детейболее выраженный интерес к данному оборудованию и заданию.
Баскетбол
При прохождении раздела «Баскетбол»при разучивании техники ведения мяча можно применить простое приспособление — мяч на пружине, которое легко можно сделать своими силами [13, c.60].
Приспособление состоит изпружины, в которую вставлена трубка длиной 170-220 мм с кольцом. Диаметр кольца200-200 мм. Трубка крепится к пружине болтом.
Все приспособление крепится квертикальной стойке гимнастической стенки. В нерабочем положении металлическоекольцо прижато к стенке. Чтобы выполнить упражнения, надо отвести кольцо отстены до горизонтального положения и вложить в него большой мяч.
Это исходное положение дляразучивания отдельных элементов — правильно положения руки на мяче, движенияруки при ведении мяча. При неправильном выполнении техники ведения мяча мяч вкольце будет «убегать» от ученика, а кольцо прижимается кгимнастической стенке.
При выполнении упражнений надостоять сбоку от снаряда, соблюдая правильную стойку баскетболиста, сочетаядвижение рукой с пружинящей работой ног. Не рекомендуется смотреть на мяч. Взале можно укрепить несколько подобных приспособлений. Это повысит плотностьурока. [13, с.61]
Т.о. при использовании этогооборудования у детей закладывается правильность выполнения техники ведения мячана начальном этапе разучивания. Так же можно применить и игровые комплексы дляболее интересного прохождения учебного материала на данном уроке. Например:«Брось — поймай». Перед каждой колонной на расстоянии 2 м от стеныкладут гимнастический мат. По сигналу первый игрок с ведением мяча бежит кмату, ложится и выполняет передачу в стену, ловит мяч после отскока, ведя мяч,возвращается назад и передает его в руки второго игрока.
«Неудобный бросок». Командыстоят в колоннах по одному. По сигналу выполняется ведение, игрок обводитстойки, потом, добежав до центральной линии, выполняет бросок сзади между ногвпереди стоящему игроку своей команды и встает в конец колонны.
Легкая атлетика
В процессе обучения школьниковбегу с преодолением препятствий перед учителем зачастую встает проблемаспортивного инвентаря.
Гимнастические скамейки, козел идругие удобно применять в зале, а стандартные легкоатлетические барьеры можноиспользовать лишь при обучении технике без опорных способов преодоленияпрепятствий.
В работе можно применятьразборные препятствия, изготовление которых в школьной мастерской не вызоветтрудностей [22, c. 19].
Препятствие состоит изперекладины (деревянный брус — 1400х120), двух несущих и двух выдвижных (стальнаятруба прямоугольного сечения (560х30х60)) стоек и двух подножек (дюралюминиевыйшвеллер — 1400х140х70) [22, c. 20].
Несущая стойка фиксируется наподножке при помощи подпятника, выполненного из стального уголка изакрепленного сварным швом у основания стойки, а также растяжек, которыеимеются в любой школе. Выдвижная стойка вверху заканчивается крепежной лапкой (стальнаяпластина — 150х60х8), имеющей паз (90х114). Крепление лапки осуществляетсятакже при помощи сварного шва по периметру. Несущие выдвижные стойкисоединяются направляющими болтами М12х60, которые вставляются в сквозноеотверстие каждой стойки и соответствующие пазы другой стойки. Поднятая нанужную высоту выдвижная стойка затягивается гайками.
Металлические шайбы спрокладками, выполненные из твердой резины, предохраняют стойки от царапин ихорошо их фиксируют.
Перекладина препятствияустанавливается при помощи четырех болтов М14х140, по два с каждой стороны,вставляемых в пазы крепежных лапок выдвижных стоек и снизу затягиваемых гайками.
Процесс разборки или сборкипрепятствия одним человеком при определенном навыке занимает не более 6-7 мин. Вразобранном виде препятствие не занимает много места и удобно для хранения, асравнительно небольшой вес позволяет без особого труда доставлять этоприспособление к предполагаемому месту занятий. Таким образом, разобранноепрепятствие может с одинаковым успехом использоваться как в условияхспортивного зала, так и в тренировочных занятиях на местности [22, c.21].
Необходимую устойчивостьпрепятствию обеспечивают длинные подножки. Для большей безопасности проведениязанятий предусмотрена возможность дополнительного крепления всего препятствия. Дляэтого на обоих концах подножек просверлены отверстия, в которые вбиваютсяметаллические колышки в случае проведения занятий на местности. Используются иболты в комплекте с заранее забетонированными в местах крепления на грунтеметаллическими пластинами, имеющими резьбовые отверстия [22, c.23].
Благодаря возможности изменятьвысоту с 62 до 92 см в зависимости от возраста и подготовленности, учащихсяпрепятствие может применяться как в младших классах, так и в старших.
Учебно-тренировочное разборноепрепятствие можно применять круглогодично, что позволяет значительноразнообразить уроки физической культуры и лучше подготовить старшеклассников наполосе препятствий.
При использовании этогооборудования у детей формируется интерес к двигательным действиям. С даннымоборудованием учащиеся придумывают различные задания, так идет формированиеинтереса к творчеству, например: «Укрощение змей». Выполняется впарах. Один игрок держит в руках длинную веревку, которую он вращает, создаваяволны. Другой стоит за барьерной стойкой и прыжками пытается наступить наверевку. Если удается, то меняются местами [8, c.31].
«Ногами в цель». Наполу рисуют мишень, за попадание в каждый ее круг дают определенные очки. Игрокисадятся за барьерную стойку, которую ставят за большой круг. Затем по очередикидают ногами в мишень самодельные мешочки с песком. После всех бросковподсчитывают очки.
Снаряд для метания легкоизготовить силами учеников в каждой школе из отслуживших свой срок волейбольныхмячей. Чтобы сделать его, нужна покрышка от волейбольного мяча, бельеваяверевка, капроновые нитки, большая игла и материал набивки [22, c.24].
Взяв веревку, сплетаем ее (вшестеро)и на одном конце завязываем узел, оставляя свободный конец веревки длинной15-20 см. Затем, разрезав волейбольный мяч по шву, отпариваем и извлекаемотслужившую камеру, набиваем покрышку тряпками и вставляем в прорезь покрышкиузел веревки. После этого шов зашиваем. Место выхода веревки прошиваем вокруг,пропуская нить через узел. Хорошо закрепляя сплетенные веревки капроновойнитью, мы продлеваем срок службы снаряда.
Предлагаемые мячи с веревкойможно метать в любое время года, летом и зимой, на улице и в зале. Неплотнонабитая покрышка смягчает удар о стену и предохраняет ее от разрушения.
За 5 минут каждый ученик можетвыполнить 20-30 бросков. Применяя этот снаряд, ученики старших классов улучшатсвои показатели в метании. [22, с.45-46]
Таким образом, при использованиинестандартного оборудования на уроках физической культуры, увеличиваетсяплотность урока, повышается качество обучения, эмоциональный настрой учащихся.2.2 Установкаоборудования
Обучение учащихся практическимнавыкам установки многокомплектного оборудования начинается с четкогораспределения между ними обязанностей по выполнению определенных функций. Однииз ребят развертывает секции оборудования в рабочее положение: отодвигали их отстены к центру зала и фиксировали стопорными болтами к полу, а также размещалигимнастические маты и скамейки. Остальные учащиеся устанавливают снарядыоборудования после его развертывания (из расчета по два человека на каждыйснаряд) [7, c.43].
Методика установки такихснарядов, как перекладина и брусья (они составляют основу многокомплектногоспортивного оборудования), примерно одинакова. Поэтому достаточно подробно рассмотретьметодику установки одного снаряда — перекладины.
В исходном положении грифперекладины в секции оборудования расположен вертикально: верхний его конецукреплен шарнирно в подвижном хомуте, а нижний упирается в «пятачок» [7,c.44].
Один из двух учащихся,распределенных на установку снарядов, приподнимает гриф перекладины немноговверх и вынимает его из упорного пятачка, расположенного в нижней части секции.Затем он отодвигает нижний конец грифа в сторону и передает его товарищу, а самопускает верхний его конец вместе с подвижным хомутом до необходимого уровнявысоты установки перекладины, фиксирует этот хомут через отверстие болтом.
Второй учащийся в это же времяна необходимой высоте фиксирует подвижный хомут рядом стоящей секции стопорнымболтом через отверстие в трубе секции. Затем он укрепляет свободный конец грифав скобе хомута также стопорным болтом.
Аналогично устанавливают жердибрусьев. После укладки гимнастических матов начинается опробование снарядов. Наэтом установка перекладин и брусьев в рабочее положение заканчивается.
Свертывание оборудованияосуществляется в обратном порядке: убираются гимнастические маты и скамейки,устанавливаются в исходное положение грифы перекладин и жерди брусьев (вертикально),освобождаются фиксаторы каждой секции, сдвигаются к стене перекладины и брусья[7, c.45].
Имеет смысл подробнее рассказатьи о методике установки гимнастических канатов в рабочее положение. В исходномположении они слегка закручены вокруг одной из вертикальных труб секции. Для ихустановки вначале необходимо выдвинуть секции оборудования к центру зала изафиксировать их. Канаты раскручивают, затем, держась за нижний конец, резкимдвижением в сторону сдвигают верхний конец каната, закрепленный на кольце (котороеимеет возможность свободно, перемещаться по горизонтальной трубе, связывающейшарнирно все секции), к середине промежутка между секциями.
Установка гимнастических канатовв исходное положение осуществляется в обратном порядке. Ну, если возникланеобходимость установить гимнастические канаты не только из исходного положениявсего оборудования, но и после окончания упражнений на перекладинах и брусьях, т.е.когда оборудование уже развернуто и снаряды установлены? Для этого нужно толькоубрать грифы перекладин и жерди брусьев (в обратном порядке) в исходноеположение в каждой секции и установить описанным выше методом гимнастическиеканаты в рабочее положение [14, c.45].
Для профессионально-прикладнойфизической подготовки и других видов деятельности, учащихся в многокомплектномспортивном оборудовании предусмотрены также гимнастические лестницы, которыемогут располагаться горизонтально, образуя своеобразный рукоход.
В исходном положениигимнастические лестницы расположены вертикально и соединены шарнирно сгоризонтальной верхней трубой секции. Опытным путем можно выявить рациональнуюметодику перевода лестниц в горизонтальное (рабочее) положение.
Так же, как и при установкеперекладин, брусьев и канатов, несколько учащихся отодвигают секцииоборудования к центру спортзала и фиксируют их. Остальные учащиесяраспределяются по два на каждую гимнастическую лестницу [14, c.46].
Устанавливают лестницы вгоризонтальном положении последовательно, начиная с любого конца оборудования. Одиниз освободившихся учащихся взбирается на верхнюю горизонтальную трубу первойсекции и принимает из рук в руки конец лестницы, который подают ему дватоварища, стоящие внизу, и стопорит ее болтом в скобах, приваренных к трубе. Затемпередвигается по укрепленной уже лестнице и стопорит остальные. Освободившиесяучащиеся укладывают маты и расставляют скамейки. Установка лестниц в исходноеположение происходит в обратном порядке. При достаточном уровнеподготовленности и организации, учащихся время, затрачиваемое на установкуснарядов на уроке, составляет не более 2 мин. Причем для более успешнойподготовительной работы по установке снарядов целесообразно периодически менятьучащихся на различных операциях с целью изучения ими всех приемов и действий [14,c.47].
Подготовка к работемногокомплектного спортивного оборудования, расположенного на открытойплощадке, намного проще и в основном сводится к поддержанию чистоты рабочегосостояния снарядов и их отдельных узлов, скамеек и других приспособлений.
Стремясь постоянно поддерживатьинтерес ребят к процессу самой деятельности, будь то упражнения или установкаснарядов, с первых занятий можно организовать установку и уборку снарядовмногокомплектного оборудования в виде соревнования между отдельными группамиучащихся.
Таким образом, установкаоборудования воспитывает у детей такое качество как бережное отношение кинвентарю. Так же используется соревновательный метод для поднятияэмоционального тонуса, что прививает любовь к уроку [9, c.22].
2.3 Изготовлениенестандартного оборудования
Складная наклонная скамья.
Трансформируемое изделие, дляжима лежа — наклонная скамейка. Она состоит из двух плоскостных элементов,соединенных между собой рояльной петлей. Каждый из этих элементов скамьиснабжен. Ножками. Парные ножки П. — образной формы различной величины (40-50 сми 15-20 см) обеспечивают наклонное положение скамьи [1, c.32].
После тренировок такая скамейкаскладывается вверх (ни в коем случае не вниз), а ножки предварительноповорачиваются и устанавливаются в ее плоскости. В рабочем положении она имеетдлину 180 см, ширину 45-50 см. Угол наклона скамьи к плоскости площадки 20°.
Скамейка снабжаетсярасположенными сбоку ручками, при помощи которых ее можно легко переносить.
Конструкция скамьи состоит издвух металлических рам. Плоскость скамейки может покрываться гнуто выклейнымиэлементами из фанеры; древесностружечными, древесноволокнистыми плитами (неболее 2 см толщиной) с последующей фанеровкой или покрытием пластиком, а такжеи просто армированным пластиком.
Желательно, чтобы верхнийэлемент скамьи имел неглубокий (1-2 см) продольный желоб, расположенныйпосредине, для того чтобы максимально уменьшить нагрузку на позвоночникспортсменов. [1, с.12]
В сложенном виде такая скамьянапоминает своеобразный плоский чемодан с размерами 90Х45 см, удобный дляпереноски. Вес его различен в зависимости от применяющихся материалов, нонаходится в пределах 10-15 кг. Это изделие настолько просто в изготовлении, чтоможет быть сделано в течение нескольких часов [1, c.34].
Делая скамейку для тренировок,необходимо закреплять ножки так, чтобы не было перекосов. Ножки должныустанавливаться в рабочем положении под углом к плоскости площадки, чтобыобеспечить большую жесткость и предохранить от случайного складывания их впроцессе тренировки. Скамья будет опираться фактически в трех местах: первая параножек, вторая пара ножек и торец нижней половины скамьи. Конструкция,закрепляющая ножки к скамье, должна предусматривать поворот их только в однусторону.
Металлические П. — образныетрубки для ножек могут иметь диаметр 2,5-3 см. Концы их снабжаются резиновымиили пластмассовыми башмачками. Такие насадки делаются для предотвращенияскольжения скамьи по поверхности площадки [1, c.10].
Скамьи аналогичного типа давно ис успехом применяются во многих спортивных залах нашей страны, а (также внекоторых зарубежных странах; США, Австрии, Швеции, ФРГ и других) Скамьиоригинальной конструкции изготавливаются, например, американской фирмой «ЙоркБарбелл компаний».
Возможно изготовлениесобственными силами и другого типа трансформируемой скамьи. Рабочая поверхностьее имеет длину 140-150 см, ширину 45-50 см. Скамья состоит также из двухэлементов: самой плоскости скамьи и подголовника. Эти элементы принеобходимости могут приподниматься с каждого края, а затем фиксироваться втаком положении на время тренировки.
Такая конструкция удобна тем,что благодаря изменениям угла наклона двух частей скамьи можно разнообразитьтренировки, развивать определенные группы мышц. [1, с.13]
Каждый из этих двух элементоврабочей плоскости скамьи крепится к металлическому основанию подвижно (нарояльных петлях, шарнирах). Фиксация под углом происходит при помощи простыхопорных элементов с защелками на различную высоту. Изготавливаются они изстальных полосных элементов (сечение 3-4 мм) или стальных трубок (диаметр 20-25мм). Основание имеет металлическую раму с четырьмя ножками (диаметр трубок 25-30мм), на которую непосредственно укладывается сама скамья. Скамья можетизготавливаться из гнутовыклейных элементов фанеры; древесностружечных,древесноволокнистых плит (не более 2 см толщиной) с покрытием пластиком илифанеровкой, из столярной плиты.
Деревянные элементы этих двухтипов скамей покрываются бесцветным матирующим нитролаком, который оставляетвидимой для глаза текстуру древесины. Металлические элементы покрываютсянитроэмалью светло-серого, серо-стального, голубого цвета, а подвижные ификсирующие элементы маркируются желтым или белым цветом. Ножки скамьиснабжаются, как и у предыдущего типа, пластмассовыми или резиновыми башмачками.Углы и кромки рабочей плоскости скамей всех типов необходимо сделать овальными,чтобы избежать травм.
Таким образом, складнаянаклонная скамейка удобна в применении и развивает силовые качества у детей. Также ее можно использовать на уроках гимнастики [1, c.23].
Складные перекладины.
Это решение будет особенноудачным, если сложенные перекладины располагаются не у плоскости, а в самойплоскости стен. Тогда ровная торцовая поверхность сможет использоваться и дляотработки ударов мяча о стену при тренировках по теннису.
Чтобы не усложнять конструкциюперекладин и в то же время обеспечить изменение ее по высоте, можно установитьнесколько (2-3) перекладин различной высоты для людей различного роста, а такжедля детей младшего и среднего школьного возраста. С одной стороны перекладинашарнирно соединяется со стеной, а с другой стороны устанавливается на стойке срастяжками. Таким образом, сняв растяжки, перекладину можно быстро сложить.
Стойка покрывается нитроэмальюсветло-серого или серо-стального цвета. Шарниры, позволяющие перекладинескладываться, маркируются белым или желтым цветом. [1, с.16]
Подъемные гимнастическиекольца.
У торцовой стенки могут такжерасполагаться кольца. Их конструктивный принцип таков. На высоте трех метров,то есть в верхней части этой стенки закрепляется консоль. Стальная конструкцияможет быть изготовлена из труб или прямоугольного замкнутого профиля и должнабыть снабжена роликами, по которым перемещаются тросы с прикрепленными к ним кольцами[1, c.48].
Консоль должна выступать изплоскости стены примерно на 3 м, чтобы спортсмены случайно не могли удариться одеревянную стенку. Особые требования должны быть предъявлены к ее закреплению.
Консоль следует навешивать набетонный столб-стойку, используемую для ограждения площадки. В качестведополнительного закрепления можно использовать щитовую конструкцию торцовойстенки. Причем вся конструкция должна быть рассчитана на динамическую нагрузкув 200 кг. Если тренировка на кольцах закончена, они поднимаются, и всепространство площадки поступает в распоряжение спортсменов другой специализации.Не следует забывать, что при тренировках на кольцах на поверхностьуниверсальной спортивной площадки должны укладываться два, три мата.
Окрасить консоль рекомендуется всветло-серый или белый цвет. [1, с.50]
Переносные брусья.
Кроме описанного спортивногооборудования, могут быть использованы простейшие изделия, напоминающиеравновеликие брусья. Что же они собой представляют? Назовем их условно брусьямидля отжимания.
На деревянном основании размером1х1 м устанавливаются на металлическом основании два бруса. Длина каждогосоставляет 80 — 90 см, причем их сечение овальное — аналогично обычнымспортивным брусьям, а ширина между ними переменная, от 30 до 50 — 60 см.
Брусья устанавливаются на высоте35-45 см от поверхности этого деревянного основания. Закрепляются они настойках из полосного металла. Металлическая конструкция основанияпредусматривает изменение расстояния между брусьями, для чего нижняя частьстоек снабжена отверстиями через каждые 5 см. Такое переменное расстояниенеобходимо, так как на снарядах занимаются люди самой различной комплекции. Чтобудет узко для одного, окажется широким для другого Такие упрощенные брусьяслужат не только для отжимания из различных позиций, но и для тренировкибрюшного пресса (прямой угол) и т.д. Эта конструкция настолько проста, чтоможет быть выполнена даже школьниками младших классов на уроках по труду. Деревянныеэлементы изделия покрываются бесцветным матирующим лаком, сохраняющимнатуральный цвет древесины, а металлические — нитроэмалью светло-серых илисеро-стальных цветов. Нижняя часть металлических стоек, позволяющая при помощивинтов и гаек менять расстояние, маркируется белым или желтым цветом [1, c.55].
Другой тип брусьев для отжиманияеще более простой. Это изогнутая металлическая трубка (сечение 2,5-3 см),образующая одновременно и брусья и опоры. Изготавливаются из одного гнутого изатем сваренного куска трубы общей длиной 4-4,5 м или двух элементов трубы (по2-2,2 м каждый), предварительно изогнутых. Прежде чем замыкать по периметрутрубу, на нее следует надеть 6-8 резиновых насадок цилиндрической формы свнутренним диаметром, равным наружному диаметру трубы. Это необходимо для того,чтобы увеличить трение между основанием брусьев и площадкой. Брусья покрываютсянитроэмалью светло-серого или серо-стального цвета. Места для хвата рукамимаркируются белым или голубым цветом. Эти два изделия можно размещать на любойсвободной части площадки и легко переносить вес каждого из них составляет 8-10кг.Хотя брусья для отжиманий ни в какой мере не могут заменить настоящиегимнастические брусья в спортивном зале, но, тем не менее, с их помощьюшкольники да и люди среднего возраста смогут освоить некоторые гимнастическиенавыки, укрепить пресс, развить силу и. т.д., что очень важно для гимнастики [1,с.63].
Передвижной тренажер.
Непременным — предметомспортивно-вспомогательного оборудования в помещении, приспособленном для спорта,является передвижной тренажер. Особенно необходим он для маленьких помещенийспортивных клубов с площадью 60-80 м. Эта установка используется для развитиясилы, выносливости, координации движений. Длина ее 130 — 140 см, ширина 60 см,а высота 15 — 20 см. Конструкция изделия настолько проста, что может бытьизготовлена собственными силами в короткий срок. Она представляет металлическуюраму с упором для ног и сиденьем-тележкой на четырех роликах, перемещающихся понаправляющим. Сиденье прикреплено пружиной или многослойными резиновыми бинтами(величину усилия можно менять сменой пружин или бинтов) к ножному упору, чтопозволяет тренировать сгибатели и разгибатели мышц ног, и брюшной пресс. Рукизахватывают бруски с металлическими тросиками, к которым прикреплены пружиныили резиновые бинты. Сгибая и разгибая руки или прогибаясь в спине, можнодозировать физическую нагрузку занимающихся.
Установка имеет три поперечныхребра жесткости. Непосредственно под упором для ног, у плоскости полаустанавливаются два ролика. Поэтому после окончания тренировки установка можетперевозиться в зону хранения или просто перемещаться в любую часть помещения [1,с.64].
Наклонная лесенка.
Еще более простой предметспортивно-вспомогательного оборудования — наклонная лесенка — необходим дляпомещений любых габаритов, включая и самые тесные. Он является эффективнымснарядом для развития физической силы. Лесенка снабжена двумя боковинами,укрепленными на настенных брусках. Она закрепляется на стене стационарно. Прижелании вы можете предусмотреть возможность ее откидывания к плоскости стены.
Шесть-семь перекладин лесенкипозволяют проводить тренировки с людьми разного роста. Лестница бываетразличных типов: узкой, широкой, с разными углами наклонов и с различнымсечением брусков-ступеней для захвата (круглых, эллипсовидных). Устанавливатьее следует так, чтобы нижняя перекладина наклонной лесенки была на высотекистей поднятых рук человека среднего роста, то есть 2-2,1 м [1, с.70].
Стенка и лестница, кольца иканат.
Рядом со стеллажом можноустановить две секции гимнастической стенки, каждая по 60-80 см шириной. Круглые(или овальные) бруски желательно укреплять на вертикальных стойках с различнымшагом. Например, для одной секции шаг между брусками гимнастической стенкисоставляет 12-15 см, для другой 20-25 см. Сечение круглого бруска может быть2,8 — 3 см, сечение овального 3*2,5 см.
Две секции гимнастической стенкиустанавливаются на расстоянии 20-25 см от стены и жестко закрепляются. Высотастенки 1,5-2 м.
Непосредственно перед стенкойможет быть установлена детская подвесная лестница, кольца, канат. Подвеска этихпредметов бывает не только на плоскости потолка. Для облегчения сооружения этихспортивных игрушек использована консольная металлическая конструкция в блоке сгимнастической стенкой. При установке опоры для навески веревочной лестницы,колец и каната следует предусмотреть достаточную жесткость конструкции, ведьребенок будет не только лазить, подтягиваться, но и крутиться, раскачиваться,что вызовет и динамическую нагрузку.
При установке колец желательнопредусматривать возможность изменения высоты подвески над уровнем пола. Сечениеколец должно быть небольшим (28-30 мм), чтобы ребенку не составляло никакоготруда захватить их всей ладонью. Кольца покрывать нитролаком или нитроэмальюнежелательно, поскольку поверхность чистой древесины легче захватить руками. Деревяннаялесенка сооружена так, что позволяет менять расстояние между ступенями припомощи простого подтягивания каната [1, с.73].
Методические указания.
Ползанье полезное упражнение идля старших детей. При ползании вводятся более сложные задания, например: передвигатьсяна четвереньках, толкая головой мяч, в прямом направлении, и «змейкой»,через дуги. Дети по указанию воспитателя свободно применяют разнообразныеспособы пролезания в обруч — сверху, снизу, боком, держа его двумя и однойрукой. Они хорошо воспринимают показ и объяснения, которые в сочетании снакопленным двигательным опытом обеспечивают овладение правильной техникойлазанья чередующимся шагом. Этот шаг наиболее экономный, и быстрый. Онсвидетельствует о хорошем уровне координации движений. Дети начинают замечатьсвои ошибки, пытаются их исправить. Они понимают связь между способом лазанья идостижением лучшего результата [3, c.25].
Важно обратить внимание ребят наисходное положение, создающее правильный начальный цикл движения, — рука и ногадолжны находиться на нужных перекладинах, и этим облегчается дальнейшеепередвижение. У некоторых детей еще остается при слезании приставной шаг. Воспитательнапоминает, что при овладении чередующимся шагом надо передвигаться спокойно,не торопясь. На этом этане обучения одобрение воспитателя получает тот, ктовлез и слез правильным, способом, хотя и не так быстро. Уточняется умение лазатьодноименным и разноименным способами [3, c.26].
По мере освоения правильногоспособа лазанья у детей появляется желание и возможность выполнять движение вбыстром темпе. Переход с пролета на пролет осуществляется одновременно свлезанием по диагонали. Дети выполняют это движение друг за другом, спускаясьвниз по последнему, пролёту. В этом упражнении важны согласованность действийдетей, их выдержка, умение подождать, пока впереди влезающий перейдет насоседний пролет. Если имеются условия, хорошо научить детей лазать по веревочнойлестнице. Мягкая опора создает различные непривычные положения, которыепомогают воспитанию умения проявлять ловкость, решительность, смелость,упражняют в равновесии. Целесообразно такое лазанье проводить босиком, чтоукрепляет мышцы и связки стоп, пальцы ног, голеностопный сустав, предупреждаетплоскостопие. В старшей группе можно показать детям перелезание «перевалом»через препятствие высотой 50-60 см. Выполняется движение из исходного положения,стоя к снаряду лицом: опереться грудью и руками о препятствие, повернутьсявдоль него, перенести через него сначала одну ногу, затем другую, держасьруками, опуская ноги поочередно на другую сторону препятствия, встать к немулицом, выпрямиться. В старшей группе делаются попытки обучения лазанью поканату. К этому движению необходимы подготовительные упражнения:
1. Стоя у каната, захватить егоруками на уровне груди, постепенно перехватывать руки вверх, как можно выше,хорошо вытягиваясь вверх.
2. Стоя у каната в глубокомприседе, захватить его руками, перехватывать их вверх, переходя в вис стоя.
3. Сидя у каната, захватить егоподошвами ног: ступню правой йоги повернуть носком внутрь и прижать наружнойстороной к канату. Ступню левой ноги повернуть носком наружу и прижать наружнойстороной к канату с другой стороны. Зажать канат ступнями. Это упражнение можновыполнять сидя на скамейке с гимнастической палкой, поставив ее на полвертикально между ногами. [3, с.28]
Вертикальная передвижнаялестница.
Вертикальная передвижнаялестница изготовлена из алюминиевых труб диаметром 36 мм. Основание лестницыкрепится к двум деревянным опорам, площадь каждой 35*180 см, высота 3 см. Четыревертикальные трубы сварены между собой поперечными отрезками труб аналогичногодиаметра. Расстояние между вертикальными трубами 70 см, между ступеньками — 60см [1, с.29].
Раздвижная лестница.
Раздвижная лестница состоит издвух одинаковых лестниц высотой 3 м, верхние концы которых скрепленыметаллическим стержнем диаметром 10 мм. Длина упругой доски 3,5 м, ширина — 35см, толщина — 5 см.
Высотное бревно высотой 5,3 мвключает в конструкцию вертикальную стойку высотой 5 м 17 см, диаметром 13 см,толщина стенки 5 мм. В верхней части стойки имеется отверстие для болта подкрепление.
Ширина полого дюралюминиевогобревна — 16 см, длина — 4 м, высота — 13 см. На вертикальную часть бревнанадета металлическая муфта длиной 22 см, толщина стенок 8 мм. В 10 см от концабревна имеется сквозное отверстие для вставки металлического стержня с гайкамина концах. На противоположной стороне бревна — насадочное место длявертикальной стойки с отверстием. Шарнир обстоит из двух металлических ушектолщиной 20 мм, приваренных параллельно к пластине, которая крепится четырьмяболтами к стене спортзала. Расстояние между ушками 17 см. В середине боковыхстенок (ушек) имеется отверстие под ось, на которой подвижно крепится бревно. Диаметрметаллических болтов, крепящих шарнир к стене — 2 см, длина зависит от толщиныстены спортзала. Для крепления шарнира пробиваются четыре отверстия в стене,куда вставляются болты. С обратной стороны ставятся стальные шайбы изавинчиваются гайкой и контргайкой.
Страховочный трос диаметром 5 ммкрепится с двух сторон к монтажным петлям балки. Стальные стропы с помощьюстандартных растяжек удерживают конструкцию в вертикальном положении. Выполнениеупражнений в условиях описанных конструкций позволяет существенно повыситьадаптационные возможности организма подростков к условиям высоты и ограниченнойплощади опоры [1, с.36-38]
Таким образом, нестандартноеспортивное оборудование удобно и легко в применении. Развивает такие качествакак силу, ловкость, координацию движений. Также они снимают психологическийбарьер. При изготовлении и установке оборудования возможно привлечение детей.
2.4 Методикаорганизации детей на занятии с нестандартным оборудованием
В практике физическоговоспитания применяют следующие способы организации учащихся: фронтальный,групповой (по отделениям), посменный, «станционно» — круговой,поточно-круговой, индивидуальный. Все перечисленные способы можно условноразделить на три основные группы:
1) фронтальное размещениеучебной группы в целом, без деления ее на части,
2) групповое размещение — поотделениям, группам, звеньям и т.д.,
3) размещение индивидуальное [20,c.35].
Порядок работы учащихся, т.е. выполнениеими физических упражнений, также можно условно разделить на три способа:
1) одновременное,
2) посменное,
3) поочередное.
Выбор способа размещения ребят ивыполнения ими физических упражнении на уроке с использованием нестандартногоспортивного оборудования зависит от поставленных задач, от уровняподготовленности обучаемых, от оснащенности мест занятий и др.
Так, при решении задачи обучениядвигательным действиям значительное количество времени уходит на объяснение ипоказ упражнений, разбор типичных ситуаций, возможных при выполнении упражнения.На таких уроках наиболее эффективен фронтальный способ размещения учащихся ипосменный (или поочередный) — в зависимости от количества снарядов — способвыполнения ими физических упражнений [20, c.37].
Как только ребята овладеваютопределенными двигательными действиями на спортивных снарядах, фронтальныйспособ сменяется на групповой (или посменный) с поочередным выполнениемупражнений. Группа делится на 2-3 смены, которые по очереди отрабатывают однодвигательное задание на одном и том же спортивном оборудовании.
Этот же способ организацииучащихся эффективен при работе на разнотипных снарядах. Такие уроки повышалиинтерес ребят к занятиям, активизировали их деятельность. Например, 10разнотипных снарядов (5 перекладин и 5 брусьев) и 10 однотипных (гимнастическиеканаты). Учебную группу можно поделить на подгруппы по 3 человека в каждой. Сначаламожно делать упражнения на перекладине и брусьях с последующей их сменой. Затем(после уборки одних и установки других снарядов) можно работать нагимнастических канатах для развития силы и силовой выносливости. Поточное выполнениеупражнений осуществляется следующим образом: один ученик работает на снаряде,другой страхует его, третий наблюдает и анализирует действия товарища. Потомпроисходила смена: закончивший упражнение садится на скамейку и отдыхает, отдыхавшийранее страхует третьего. Затем подгруппы сменялись [26, c.12].
Пытаясь разнообразить не толькоупражнения, но и организационные формы их выполнения, можно прийти и краздельному способу выполнения двигательных заданий. При этом необходимыепояснения и анализ упражнений проводились до и после их выполнения.
На уроке, проводимом сиспользованием нестандартного спортивного оборудования, одновременное илипосменное выполнение упражнения всегда сочетается с раздельным или поточнымспособами. Например, гимнастическая комбинация на перекладине может бытьвыполнена тремя сменами учащихся как посменно-раздельно, так и посменно-поточно.В первом случае проводились пояснения и анализ движений после выполнениякомбинации каждой смены, во втором-после работы всех смен. Для такого типаурока характерны новые виды деятельности учащихся: выполнение функцийгрупповода, страховка товарища и помощь ему, анализ техники движений исвоевременная информация о ходе выполнения двигательного действия и т.д. Всеэто пришло на смену пассивному наблюдению и длительному ожиданию ребятами своейочереди, что имело место при традиционном проведении уроков.
Вместе с тем изучениеособенностей проведения урока с нестандартным оборудованием выявило тот факт,что в каждом разделе учебной программы для развития учащихся основных испециальных физических качеств самым эффективным способом организации учащихсяявляется «станционно» — круговой. Он позволял разнообразитьиспользуемые упражнения при достаточной физической нагрузке, повысить моторнуюплотность урока [26, с.13].
Таким образом, при выбореметодики организации занятия учитель ставит различные перед собой задачи,которые эффективно и легко может решить на данном уроке. На таких занятияхповышается интерес к занятиям. Повышение интереса к занятиям зависит отудовлетворенности. На таких занятиях он удовлетворяет свои интересы,потребности в двигательной активности. Когда учащиеся испытывают состояниеудовлетворенности, происходит и формирование положительно активного отношения кфизической культуре.
Раздел 3. Организацияи результаты исследования3.1 Методы иорганизация исследования
В работе использованы следующиеметоды исследования:
1. Метод анализа и обобщениялитературных источников.
2. Анкетирование.
3. Метод шкалирования.
Используя метод анализа иобобщения литературных источников, мы изучили 27 литературных издания. Намиосвещены результаты трудов наиболее известных авторов, которые работали надпроблемой использования нестандартного оборудования на формирование интереса удетей. Теоретической основой данной дипломной работы послужили работы поизучению нестандартного оборудования на формирование интереса. Многие авторырассматривают нестандартное оборудование как один из важнейших факторов вформировании интереса.
В своей работе мы использовалианкетирование. Анкетирование является самым распространенным методом висследовании. Им пользуется наибольшее количество авторов. Мною проводиласьанкета в начале практики и в конце для выявления отношения детей к урокамфизической культуры и учителю (см. приложение 1).
Нами использовалась методикашкалирования. Эта методика была разработана Давыдовым и использована в системе Занкова.Методика использовалась с целью выявления формирования интереса детей на урокахфизической культуры. Детям была предложена шкала от 1 до 5, их мы просилиоценить (поставить оценку) на сколько им было интересно на уроке (см. приложение2).
Исследование проводилось в 4этапа на базе МОУ «Осиновская основная школа».
I этап — анализ литературных источников и подбор методов;
II этап — проведение анкетирования;
III этап- проведение метода шкалирования;
IV этап — обработка результатов, выводы, рекомендации.
Исследование проводилось на базеМОУ «Осиновская основная школа». Возрастной состав испытуемых 9-10лет, общее количество 10 человек, из них 7 мальчиков и 3 девочки.
Цель исследования: повыситьформирование интереса у детей младшего школьного возраста к урокам физическойкультуры через нестандартное оборудование.
Результаты исследования.
На Iэтапе исследования нами обработано 27 источников литературы, подобраны методыисследования. Литературные источники были подобраны в 2007 г. При анализелитературных источников больше шла опора на таких авторов как Селивко Г.К., АлбанинВ.Г., Джамгарова Т.Т., Гладышев А.А. и многих других, так как в данныхисточниках дается подробное описание методики выполнения и использованиянестандартного оборудования.
На IIэтапе исследования мы провели анкетирование для выявления отношения детей курокам физической культуры к учителю. Анкета проводилась в начале практики и вконце практики.
Результаты высчитывалисьследующим образом:
Количество ответов по каждомувопросу делили на общее количество учащихся и умножали на 100%.
Мы получили следующие результаты.Ответы учащихся Процентное соотношение В начале практики В конце практики Да 100% 100%
Физкультура
Рисование
Труды
Математика
60%
20%
10%
10%
80%
10%
10%
0%
Да
Нет
Иногда
50%
20%
30%
70%
20%
30%
Да
Нет
90%
10% 100%
Да
Не всегда
70%
30% 100%
Выполнять задания
Играть в футбол
Играть в игры
20%
50%
30%
20%
30%
50%
Ничего
Кататься на лыжах
80%
20%
90%
10%
Да
Нет
60%
40%
80%
20%
Из полученных результатовследует, что отношение детей к урокам физической культуры и учителю к концупрактики изменились. Если к началу практики процентное число ответов детей полюбимому предмету физкультуры 60%, то к концу составляло 80%. Этосвидетельствует о том, что интерес к урокам физкультуры вырос.
На IIIэтапе исследования был проведен метод шкалирования. Это методика применяласьнами на преддипломной практике во время уроков физической культурой. Испытуемымпредлагалась шкала по которой они оценивали уроки со стандартным инестандартным оборудованием (см. приложение 2).
Результаты высчитывалисьследующим образом:
Количество ответов постандартному оборудованию составляет 40 ответов и по нестандартномуоборудованию то же 40.40 ответов берем за 100%, а 1% получается 0.4. Считаемколичество ответов на каждом уровне и делим их на 0.4.
Результаты получились следующие:
Уроки проведенные состандартным оборудованием.
1 уровень — 5%
2 уровень — 12,5%
3 уровень — 40%
4 уровень — 25%
5 уровень — 17,5%
Это свидетельствует о том, чтоуроки со стандартным оборудованием проходят обычно и не вызывают большого интереса.
Уроки с нестандартнымоборудованием.
1 уровень — 5%
2 уровень — 7,5%
3 уровень — 20%
4 уровень — 42,5%
5 уровень — 25%
Это свидетельствует о том, чтоуроки с нестандартным оборудованием повышают интерес детей к урокам физическойкультуры.
Из данных показателей мы видим,что самый большой процент ответов у уроков со стандартным оборудованием на 3уровне, т.е. обычные уроки. После проведения уроков с нестандартнымоборудованием мы видим, что показатели значительно изменились. К концу практикипоказатель перешел с 3 уровня на 4, где видно, что у детей формируется интереск урокам физической культуры.
Итак, проанализировавпсихолого-педагогическую литературу, учитывая результаты нашего исследования мыпришли к выводам, что использование нестандартного оборудования является важнымусловием в формировании интереса.
Выводы:
Решив поставленные задачи, мыпришли к следующим выводам:
1. Проведенный теоретическийанализ психолого-педагогической литературы показал, что использованиенестандартного оборудования возможно на уроках физкультуры и является одним изсредств формирования интереса.
2. В результате использованиянестандартного оборудования у детей меняется отношение к урокам, учителю иоборудованию.
3. Формирование интереса зависитне только от используемого оборудования, но и от правильно применяемых методови средств учителем в зависимости от вида урока.
4. Уроки с использованиемнестандартного оборудования повышают интерес к урокам физкультуры больше, чемуроки с нестандартным оборудованием.
Для реализации этого намиразработаны следующие методические рекомендации:
нестандартное оборудованиедолжно быть практичным, удобным и легко применяемым в использовании;
нестандартное оборудованиедолжно соответствовать гигиеническим требованиям;
при изготовлении нестандартногооборудования привлекать учащихся;
сочетать использованиестандартного и нестандартного оборудования;
перед использованиемнестандартного оборудования на уроках физкультуры его необходимо испытать;
нестандартное оборудованиедолжно соответствовать правилам техники безопасности;
выбирать нестандартноеоборудование для уроков физической культуры с учетом физическойподготовленности и индивидуальных возможностей учащихся;
обязательно проверятьисправность нестандартного оборудования в начале и в конце урока;
использование нестандартногооборудования в школе позволяет создать необходимые условия для реализациидифференцированного подхода.
Заключение
Таким образом, использованиенестандартных спортивных сооружений в школе позволяет создать необходимыеусловия для реализации индивидуального, дифференцированного подхода в обучении,повысить уровень познавательной активности учащихся, обеспечить комфортныеусловия для всестороннего развития личности, сформировать потребность в культуредвижений, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье.
Нестандартное спортивноеоборудование удобно и легко применяется на уроках, прививает интерес и любовь кзанятию, снимает психологический барьер у детей. Дети бережнее относится кинвентарю, повышается плотность урока, повышается качество обучения. Так же прииспользовании такого оборудования происходит влияние на формирование интересамладшего школьного возраста на уроках физической культуры. Происходитудовлетворение интереса, который может укрепляться, развиваться, становитьсяболее глубоким и разносторонним. Интерес, таким образом, является постояннымкатализатором энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности, либостимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство,настойчивость, способствует целеустремленности. И при этом дети, испытывающиесостояние удовлетворенности на уроках, работают на них ради своего физическогосовершенствования, а не удовлетворенные ходят ради оценки и для избежаниянеприятностей.
Я считаю, что гипотезу, котораянами была выдвинута, достигла своих подтверждений. С использованиемнестандартного оборудования у детей начинает формироваться интерес к урокамфизкультуры.
Список используемойлитературы
1. Албанин В.Г. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. — М.:«Просвещение», 2003.
2. Алексеев Н.И., Афанасьев В.З., Бессуднов А.И. Физическая культура. — М.:«Просвещение», 1995.
3. Вавилов Е.Н. Учите бегать, прыгать, ползать, метать. — М.: «Просвещение»,1997.
4. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособиедля студентов высших педагогических учебных заведений. — М.; «Академия»,2002
5. Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. — Я.: Издательскийцентр «Гринго», 1996 — 176 с.
6. Вишнев В.Е. Физическая культура в школе // Педагогика, 2003. — №4
7. Гладышев А.А. Многокомплексные гимнастические снаряды. — М.: «Просвещение»,2004.
8. Гойхман П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. — М.: «Владос»,1998.
9. Горбунов А.И. Физическая культура в школе // Педагогика, 1989 — №11
10. Джамгарова Т.Т., Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта. — М., 1999.
11. Дубровский В.И. Спортивная медицина. — М.: Издательский центр «Владос»,2002 — 512 с.
12. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педучилищ. — М.: «Просвещение»,1996.
13. Лепешкин В.А. Физическая культура в школе // Педагогика, 1990. — №6
14. Лысенко М.Л., Чвиколова Л.А. “Программа по физической культуре дляучащихся 1 -11 классов" (волейбол) инновационных школ. — Магадан: «Владос»,1999.
15. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999.стр. — 146
16. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физкультуры: Справочно-методическоепособие. — М; «Астрель», 2003.
17. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Под редакциейЖелезняка Ю.Д. — М.: Издательский центр «Академия», 2000 — 384 с.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: «Просвещение»,1998.
19. Сирис П.З. Профессионально производственная направленность физическоговоспитания школьников: Книга для учителя. — М.: «Академия», 1996.
20. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: «Просвещение»,1998.
21. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя. / Подред.В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. — М.: «Просвещение», 1997. с.153
22. Фиснеков Б.И. Физическая культура в школе // Педагогика, 2003
23. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания испорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2000.
24. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. «Гигиена и здоровье школьника» изд.«Просвещение», 2000.
25. Хрипкова А.Г., Антонова М.В., Форбер Д.А. «Возрастная физиология ишкольная гигиена». — М.: «Просвещение», 1998.
26. Якимская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.:«Академия», 1996.
27. Ямбург Е.А. Школа для всех. — М.: «Просвещение», 2000.
Приложения
Приложение №1
Вопросы к анкете по выявлению отношенияк урокам физической культуры и учителю.
В каком классе ты учишься?
Нравиться ли тебе учиться?
Какой из предметов тебе большенравиться?
Пропускаешь ли ты уроки пофизической культуре?
Ведешь ли ты здоровый образжизни?
Интересно ли тебе на уроках физическойкультуры?
Что тебе больше нравиться вуроках физической культуры?
Что самое сложное на урокахфизической культуры?
Занимаешься ли ты в свободноевремя физическими упражнениями?
Приложение №2
Шкала по выявлению формированияинтереса у детей на уроках физкультуры./>
5 очень интересно
0
4 интересно
3 обычно
2 однообразно
1 очень однообразно />
Приложение№3
/>
/>
Приложение №4
Конспект урока с нестандартнымоборудованием
Класс: 3
Тема: Подвижные игры и эстафеты.
Задачи:
1. Укрепить ДС, ССС.
2. Познакомить с эстафетнымизаданиями с нестандартным оборудованием.
3. Воспитывать чувствоколлективизма, соперничества.
4. Создать хорошее эмоциональноенастроение.
5. Развивать координационныеспособности, мышечные ощущения, скоростно-силовые качества, ловкость, быстроту.
Оборудование: шары из материала,палки, лыжи, ракетки и бумажные шарики.