Реферат по предмету "Педагогика"


Влияние предметной деятельности на развитие детей

Министерство образования РТ
Чистопольское педагогическое училище.
КУРСОВАЯ РАБОТА
По психологии
 
на тему:
«Влияние
предметной деятельности на развитие ребенка раннего возраста»
 м Выполнила:     студентка 3 «Г» курса
Мингалиева Л.С. Проверила:       Ахметова Г.Г.
Чистополь 2002

Оглавление
Глава 1. Теоретическиеоснования исследования. Развитие
предметной деятельности в раннем возрасте ребёнка      3
Глава2. Проблемы раннего развития ребенка                      7
1. Потенциальныевозможности ребенка                                 8
2. Влияниераннего развития на дальнейший образ мыслей
идействий ребенка                                                                         9
3. Факторы,оказывающие благоприятное влияние на развитие личности ребенка                                                                                                10
4. Принципывоспитания ребенка раннего возраста           12
Заключение                                                                                        16
Списокиспользованной литературы                                        18
 

 
Глава 1.      Теоретические основания исследования.Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ребёнка
 
Ранее детство (1 – 3 лет)– возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новымидействиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности.
Предметная деятельностьребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит вусвоении и выполнении предметных действий. Оно имеет ведущее значение дляразвития ребенка второго – третьего года жизни. В ходе овладения предметнымидействиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами,которые для этого необходимы. Усваивая употребление простейших орудий, ребеноквместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том,что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами,специально для этого созданными.
Этот принцип называетсяпринципом опосредованного действия: орудие – средство выполнения действия. Заорудиями жестко закреплен способ употребления: не только что ими следуетделать, но и как это делается. Взрослые хорошо это знают и, как правило,стараются передать детям. Обучая ребенка предметным действиям, родителиобязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения,доступный детям. В ранний период дети усваивают назначения предметов, способыдействий с ними и (в доступных пределах) технику выполнения этих действий.
В возрасте от 1 г. до 3лет зарождается сюжетно-ролевая игра. Первоначально игра возникает в предметнойдеятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполнятьсяс предметами для этого не предназначенными (или вовсе без предметов), теряют свойпрактический смысл и превращаются в изображение настоящих действий. Но это ещене сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называетсяизобразительной игрой. Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевойвключает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостныйсюжет (т.е. изображение определенного события) и принятие ребенком на себя тойили иной роли (мамы, воспитательницы и т.д.).
Перенос действия на новыепредметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такимипредметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реальногорезультата: «моет» руки кубиком, «измеряет температуру» палочкой. Это – игровыезаместители реальных вещей. Постепенно ребенок начинает в изобразительной игреставить себя на место другого человека, принимает на себя роль. Сначала ребеноквыполняет действия другого человека, но называет себя своим именем. Потомвозникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок ужеизобразил действия другого человека. Ребенок сначала играет, а затем как быузнает в своих действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переходизобразительной игры в сюжетно-ролевую полностью завершается в дошкольномвозрасте.
В раннем детстве уребенка впервые складываются действия, которые с полным основанием можноназвать произвольными. При передвижении в пространстве, в предмет деятельности,игре, рисовании ребенок начинает действовать намеренно: ставить цель ивыполнять действия для ее достижения. Однако степень управления действиями у ребенкараннего возраста еще очень ограничена. Это видно на примере рисования: ребенок,высказав намерение нарисовать определенный предмет, несколько раз меняет егопод влиянием впечатления от собственного рисунка.
Т.о., произвольноеуправление действиями пока состоит больше в постановке целей, чем в их достижении.
В раннем детстве вниманиеу детей еще полностью непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действийотсутствует. Поэтому их успешность целиком определяется их привлекательностьюдля ребенка.
Потребность в речевомобщении развивается у ребенка через общение со взрослым по поводу предметнойдеятельности. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоениязначений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.
Развитие речи идет по 2-млиниям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственнаяактивная речь ребенка. В общении со взрослым ребенок правильно реагирует на егослова, если они многократно повторяются в сочетании с жестами. При этом детиреагируют не только на слова, но и на всю ситуацию в целом. Лишь на 3-ем годужизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать егодействия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Слушаниеи понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения,является важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь какосновное средство познания действительности.
Процесс овладения речьюзависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Напротяжении раннего детства происходит изменение значения слов, что являетсяодной из важнейших сторон умственного развития ребенка.
К началу раннего возрастау ребенка складывается предметное восприятие. Его точность и осмысленностьочень невелики. Ребенок второго года жизни не может определить точно форму,величину, цвет предмета, узнает сами предметы по отдельным бросающимся в глазапризнакам. Восприятие становится более точным и осмысленным, по мере того, какон овладевает новыми действиями предметов и учится узнавать предметы посочетанию этих свойств.
Основным видом мышленияребенка служит наглядно-действенное мышление – выполняя пробы, направленные надостижение цели, и замечая результаты своих действий, ребенок приходит крешению стоящей перед ним практической задачи. Возникают и основные свойствавсякого мышления (в простейших формах) – отвлеченность и обобщенность. Детиначинают называть одним и тем же словом предметы, которые используются дляодной и той же цели. По мере накопления ребенком опыта практических действий,ведущих к разным целям, мышление ребенка начинает осуществляться при помощи образов.Ребенок проделывает пробы в уме, представляя себе их результаты. Так возникаетнаглядно-образное мышление.
Воображение в раннемдетстве носит воссоздающий характер. Но его нельзя назвать активным: оновозникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса кокружающим предметам и вызываемых ими чувств. Воображение выводит ребенка заузкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями,которых он сам никогда не воспринимал.
Память ребенка ещеполностью непроизвольна. Для запоминания имеет решающее значение частотаповторения действий. Быстрое запоминание – результат пластичности нервной системымозга, свойственной всем детям этого возраста.

 
Глава 2.      Проблемы раннего развития
 
1. Потенциальные возможностиребенка
 
Проблемы раннего развитияребенка исследовали: Лупан, Мухина, Эльконин, Венгер, Миллер, Выготский и др.М. Ибука пришел к выводу, что способности и характер человека не предопределеныот рождения, а большей частью формируются в определенный период его жизни. Исследованияфизиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии – с другой, показали,что ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опытпознания в первые 3 года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Все зависитот стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.Это годы с рождения до трехлетнего возраста.
Единственная цель раннегоразвития – дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровоетело, сделать его смышленым и добрым.
По мнению Ибуки, основнаяцель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Мозгноворожденного ребенка – чистый лист бумаги. И от того, что будет записано наэтом листе, зависит, насколько одаренным будет ребенок.
Период, когда связи междуклетками формируются наиболее активно, — это период от 0 до 3 лет, к 3-м годаммозг достигает 80% взрослого потенциала, к 4-м годам в этот сложный процессвключаются «фронтальные доли» мозга. Такие зрелые способности, как мышление, потребности,творчество, чувства, развиваются после 3-х лет, но они используют базу,сформированную к этому возрасту.
Ибука считает, что именнов первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым. А когдаон начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его«я». Родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательствов раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может погубить внем талант и вызвать сопротивление.
Ибука предполагает, чтоспособность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем увзрослого. Не надо бояться «перекормить» или перевозбудить его: детский мозг,как губка, быстро впитывает знание, но, когда, чувствует, что переполненотключается и перестает воспринимать новую информацию. Зачастую информации слишкоммало, чтобы полноценно развивать ребенка.
Вскоре приходит время,когда ребенок обретает способность принимать самостоятельные решения, этопроисходит где-то в возрасте 3-х лет. Малыш с жадностью воспринимает все, чтоему интересно. Начинают развиваться и другие способности – он уже может желатьчто-то создавать, хотеть сделать; все они важны для развития интеллекта иформирования характера.
Ребенок запоминаетдетские истории и сказки очень точно, но эта точность скорее основана наассоциативной памяти, чем на понимании. Ребенку в возрасте до 3 лет не трудновыучить то, что его интересует, и родителей не должно беспокоить количествоэнергии и сил, затраченных при этом. Детский мозг до 3 лет способен усвоитьсистему мышления не только своего родного языка, но и любого другого, причемэтот процесс может идти одновременно. Если родители пропустят этот период, имбудет гораздо труднее обучить ребенка тому, чему он так легко научится в раннемдетстве.
Музыкальный слух,физические способности формируются как раз в этом возрасте. Примерно в это жевремя развивается и основа эстетического восприятия – сенсорная реакция.

2. Влияние раннего развитияна дальнейший
образ мыслей
 
Ибука считает, что вразвитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность.
Окружающая среда, которуюсоздали родители, становится средой ребенка. Она развивает его способности кпрофессии родителей, пробуждая интерес к ней.
Жан Плаже создал теориюфаз роста, наблюдая над развитием своих троих детей. Ребенок, по егонаблюдениям, развивается с потрясающей скоростью и физически и умственно. Поэтомутак важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии. Родителидолжны внимательно наблюдать за ребенком, знать, что и когда необходимо малышу,что ему интересно.
Научить ребенка кататьсяна роликах уже после того, как он научился ходить, чрезвычайно сложно, апримерно в то же время, когда он учится ходить, можно с легкостью. Сделать изнего прекрасного фигуриста.
Влияние, оказываемое наребенка в раннем возрасте, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именнородители должны заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным.«Комната, лишенная стимуляторов, вредна для малыша», — считает М. Ибука. ПрофессорУайт, занимающийся исследованиями раннего развития, согласен с ним: если дляроста ребенка с самого рождения создать разнообразные условия, то это даетзначительный эффект в формировании интеллекта. Поэтому в детской обязательнодолжны быть цветастые обои, цветной потолок, пестрые одеяла, хороший вид изокна.
По мнению Ибуки,впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действийребенка. Родители должны стараться, чтобы все эмоции и воспоминания об этомпериоде были положительными.

3. Факторы, оказывающиеблагоприятное
влияние на развитие личности ребенка
 
Развитие характера имузыкальное восприятие формируется в большей степени под влиянием привычекродителей. Поэтому Ибука считает, что ребенок, воспитанный мамой, у которой нетмузыкального слуха, тоже вырастет без слуха. Родители должны давать малышу слушатьправильную музыку, ведь он может запомнить и точно воспроизвести неправильнуюмелодию.
Раннее развитие частосводят к тому, чтобы наполнить мозг ребенка информацией или научить читать иписать в раннем возрасте. «Но что гораздо важнее, — говорит Ибука, — эторазвивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать». Для этого нетспециальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают ичувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать его личность. Так, ребенок,воспитанный неразговорчивым угрюмым человеком, будет всегда не в духе, авоспитанный небрежным человеком будет небрежным. Хотя ведущая роль в воспитании,по мнению Ибуки, принадлежит матери, отцы должны быть друзьями и помощникамижене. Гармоничной атмосферы в доме нельзя достичь только усилиями матери.
Талантливые люди,рожденные в многодетных семьях, добивались выдающихся успехов, в частности,потому, что ребенку легче развить неординарные способности и характер, если онрастет, окруженный детьми, и благодаря этому стимулируется развитие каждого. Человекдолжен всегда искать гармонию между общественным и индивидуальным. Достижениеэтого баланса во многом зависит от раннего развития. Ибука считает, что можнодостичь его только на базе рано сформированного стереотипа мышления, которыйвключает право на уважение к себе и чувство ответственности к обществу. Такойстереотип можно создать на основе детского общения. Вмешиваться в ссоры детей –значит помешать развитию интеллекта жить в коллективе. У детей своя логика.Здесь нет места взрослой логике. Ссоры – первый урок жизни в социуме.
Ибука считает, что «злобаи зависть и ребенка – это выражение бессилия». Не имея возможности выразитьсвои чувства словами, ребенок выражает чувства эмоционально. Профессор ТошиоЯмамит, специалист по детской психологии, выделил следующие причины детскойраздражительности:
1)   физическое состояние, вызванноеболезнью;
2)   голод или усталость;
3)   сильное возбуждение после неприятногоинцидента или испуга;
4)   недостаток физических упражнений инакопившаяся неизрасходованная энергия;
5)   желание настоять на своем;
6)   подражание раздражительным родителям.
Из этого списка видно,что причины раздражительности ребенка нужно искать в его окружении ивоспитании. Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете егоругать или просто не обращать внимания, это только сделает ребенка болееэгоистичным и упрямым. Родителям необходима твердость характера, чтобы отличитьобоснованное требование от каприза, а недостаток такой разумной твердости калечитличность ребенка. Т.е. любое проявление характера у ребенка обязательно имеетсвои причины, цель родителей – устранить причину расстройства малыша, а неподавлять ее.

4. Принципы воспитанияребенка раннего
возраста
 
Ибука считает, чтоглавное правило, которого необходимо придерживаться при воспитании двух- итрехгодовалых детей, — это стимулирование и стремление к порядку. Интерес –лучшее побуждение к действию. Принуждение – худший способ обучения. Например,если у ребенка возникает интерес к стирке, он делает большие успехи в короткоевремя, иногда превосходя всякие ожидания учителей.
Главная задача родителей,если они хотят обучить чему-то ребенка – пробудить интерес. Вместо того, чтобыучить ребенка считать, лучше заинтересовать его цифрами. Вместо того, чтобыучить его писать, разожгите интерес к процессу письма.
Чтобы вызвать этотинтерес, важно создать и необходимые условия. Чтобы у ребенка появилось желаниерисовать, вокруг него должно быть достаточно карандашей и бумаги.
Многие взрослые,равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбвибыло принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновенияинтереса.
Детский психолог СеймироАоки специально исследовал образование таких понятий у ребенка, как «хорошо» и«плохо», и пришел к выводу, что «хорошо» для ребенка – это то, что интересно изавлекательно. Это соединение понятий «хорошо» и «приятно» характерно толькодля раннего возраста. Постепенно ребенок приобретает опыт, и теперь уже онсчитает, что «хорошо» — это то, за что хвалят. Если он выполняет поручение иего за это хвалят, он думает, что поступил правильно, хорошо. И наоборот, еслиего ругают или наказывают, значит, он поступил плохо. Неприятные ощущения ассоциируютсяс понятием «плохо».
Поэтому вместо того,чтобы навязывать ребенку свое понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо»,гораздо результативней было бы обеспечить ему приятные эмоции, когда он делаетчто-то правильно, и не приятные, когда плохо. Способности ребенка будутразвиваться настолько эффективно, насколько успешно родители будут пользоватьсяметодами похвалы и порицания.
Интерес – лучшийстимулятор. Но интерес ребенка к чему-то одному быстро пропадает, поскольку любопытствоего безгранично. Среди множества интересных вещей в окружающем мире ребенок всевремя находит увлечения, где ему никто не нужен. Но обычно ему все-таки необходимапомощь взрослого. Часто от того, насколько быстро взрослый заметит иотреагирует на возникший у ребенка интерес, зависит, сохранится он или нет,разовьется во что-то серьезное или быстро угаснет. Поэтому очень важно неупустить его. Мы не знаем, какие интересы ребенка могут развиться вспособности, но у него должен быть шанс развить их.
Важным условием любогозначительного достижения является интуиция. Она перекрывает все пять чувств итаким образом является самым древним и фундаментальным чувством. Ребенок до 3лет очень близок к животному: он еще не способен логически мыслить и полагатьсяна свои инстинкты. Очень важно помнить об этом и поощрять развитие его инстинктов,не подавлять их, прививая ему навыки и пытаясь действовать на него логикой идоводами разума. Более того, поскольку интуиция – это совокупность всех пятичувств, развитие ее обостряет и все чувства.
Ибука считает, чтонеобходимо как можно раньше дать ребенку карандаши. В возрасте около 1 годаребенок начинает рвать книжки, раздирать на части игрушки, доводя мать доотчаяния. Т.е., ребенок входит в стадию самоутверждения. Важно разумнонаправлять поступки ребенка, поскольку от этого зависит его будущая способностьк творчеству. Все, что ребенок делает руками – рисует, разбрасывает игрушки,рвет бумагу, — развивает его интеллект и творческие задачи. Если родители будутпоминутно останавливать свое дитя, то все равно тем самым помешают развитию еготворческих склонностей. Когда детям для рисования предлагают листы бумагитолько стандартного размера, они подсознательно усваивают мысль, что всекартинки должны быть только такого размера и что родители хотят от них именноэтого.
Ребенок видит огромныймир, когда он впервые берет в руки карандаши и обнаруживает, что он можетоставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чемстандартный лист бумаги. Ибука предлагает давать ребенку огромный лист бумаги,чтобы он ползал по нему, рисуя. Стандартный лист способствует воспитанию стандартногочеловека, лишенного творчества и достаточной жизнестойкости.
Специалисты подошкольному воспитанию считают, что отказываясь удовлетворить любое желаниесвоего ребенка, родители проявляют не недостаток любви к нему, а, наоборот,действуют в его же интересах. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, этоего подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всегоиграет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Т.о., если родителихотят развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, они недолжны покупать все, что он просит. Этим можно достигнуть прямо противоположногоэффекта. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общегос окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка была красивая илизабавная.
У взрослых часто бываютискаженные представления о ценности той или иной игрушки, основанные на ихсобственных детских впечатлениях. Малыш с любопытством изучает окружающие егопредметы и особенно реагирует на те, которые удовлетворяют его потребность втворчестве. Для ребенка игровой материал – все, что он трогает и видит. Нетособой нужды, по мнению М. Ибуки, вообще покупать ему игрушки и настаивать,чтобы он обязательно играл, как «положено».
Глина, бумага длявырезания, цветная бумага для складывания фигур – лучшие игрушки для развитиятворческих способностей ребенка. Эти материалы имеют одну общую характеристику– они не имеют определенной формы или назначения. Именно поэтому они являютсяидеальными игрушками для ребенка раннего возраста, когда интеллект развиваетсябыстрее всего. Он может делать с этими материалами все, что ему заблагорассудится.
Ребенок, начавший лепитьв раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различныхнавыков: лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкостьрук и самовыражение – первые, но далеко не единственные качества, приобретаемыеребенком благодаря лепке.
В раннем возрасте мозгребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходитпараллельно с физическим и сенсорным. Профессор Куньо Ацуку утверждает:«Физические упражения улучшают работу всех органов и повышает сопротивляемостьребенка внешним стрессам». Было подмечено, что ребенок, который начинает раноходить, бывает очень смышленым.
Ибука дает такой советродителям: «Пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, только при одномусловии, что для вас не важен результат его работы».
Для ребенка важен нерезультат, а сам процесс его деятельности. Как бы ни проста была работа,ребенку следует показать, как ее делать. Работа часто требует осторожности иконцентрации внимания, j ненужны в игре. Поэтому участие ребенка в простом труде по дому очень полезно дляразвития его интеллекта и двигательных способностей. Те родители, которые j, чтобы облегчить себе жизнь,полагают, что «жестоко заставлять работать маленьких детей», обделяют своегоребенка.

 
Заключение
 
Период раннего развитияребенка – время развития мозговых клеток ребенка, именно в возрасте от 1 годадо 3 лет происходит формирование способностей, характера человека. Талантливыйли будет ребенок, появятся ли у него творческие способности, вырастет ли он гармоничнойличностью – это зависит от воспитания и образования, которое ребенок получит враннем детстве.
Поэтому необходимоучитывать волю ребенка, уважать его «я». Детский мозг имеет способностьвпитывать информацию в больших количествах, но при этом особое предпочтениеотдается той, которая интересна ребенку. Очень важно развить интерес ребенка кполучению новых знаний, который в дальнейшем превратится в пытливость и гибкостьума взрослого человека.
В раннем детстверазвиваются и другие способности ребенка: желание что-то создавать, стремлениек познанию и преобразованию окружающего мира. Это важно для развития интеллектаи формирования характера ребенка. Мозг ребенка в раннем детстве оченьпластичен, способен усвоить одновременно системы мышления 2-х языков. Поэтомувозраст от 1 года до 3 лет сензетивен для обучения ребенка иностранным языкам.
Музыкальный слух,физические навыки формируются как раз в этот период. Необходимо заниматься сребенком спортом, начинать водить его в художественную или музыкальную школу.
Чтобы развитие личностиребенка было гармоничным, важно обеспечить ему благоприятную среду, котораяиграет первостепенную роль в ранний период. Она развивает способности копределенной профессии, пробуждает интерес к занятиям родителей.
Впечатления ивоспоминания раннего детства формируют образ мыслей, мировоззрение взрослогочеловека. Задачи родителей – обеспечить самые благоприятные эмоции об этомпериоде. Ведь большинство комплексов и страхов человека свое начало берутименно из раннего детства.
Ребенка в возрасте от 1года до 3 лет необходимо учить рассуждать, оценивать, воспринимать. Родители –эталон для малыша, их поведение должно быть образцовым, чтобы ребенок впитывали усваивал только хорошие качества.
Все отрицательные эмоцииребенка всегда имеют причину: голод, усталость, боль. Родители должны выяснитьее и предотвратить последующие вспышки детской раздражительности.
В раннем детстве нельзяпринуждать ребенка к чему-либо. Иначе можно добиться обратного эффекта: ребеноквозненавидит это занятие. Лучше пробудить заинтересованность, желание самомузаняться этим делом.
Цель раннего развития –не сделать из ребенка гения, а дать ему такое образование, чтобы он имелпытливый ум, здоровое тело, сделать ребенка сообразительным и добрым.

Список использованной литературы
 
1.   Божович Л.И. Личность и ееформирование в детском возрасте. – М., 1968.
2.   Венгер Л.А., Мерсина В.С. Психология.– Москва, 1988.
3.   Ибука М. После трех уже поздно. – М.,1992.
4.   Леонтьев А.Н. Проблемы развитияпсихики. 3-е издание. – М., 1972.
5.   Плаже Ж. Избранные психологическиетруды. – М., 1969.
6.   Эльконин Д.Б. Детская психология. –Москва, 1960.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.