Реферат по предмету "Психология"


Психологические условия развития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности

Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «Сибирский государственныйтехнологический университет»
Гуманитарный факультет
Кафедра профессиональной психологии ипедагогики
Курсовая работа по психологиикогнитивной деятельности
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Красноярск 2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВАI. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1Психологическое развитие воображения педагогов впроцессе профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема
1.2Воображение в процессе деятельности педагогов
1.3Психологическое обеспечение развития воображения педагогов в процессепрофессиональной деятельности
Выводы по первой главе
ГЛАВА2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙРАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1Этапы и методы работы
2.2Анализ результатов практической работы
Выводыпо второй главе
Заключение
Библиографическийсписок

Введение
Актуальность проблемы развитиявоображения педагогов, прежде всего, объясняется тем, что преподавательскаядеятельность неразрывно связана с творчеством. Практически при проведениикаждого занятия приходится что-то изменять и в содержании учебного материала, ив методике обучения. Педагогическое воображение особо значимо дляконструктивной деятельности. И проявляется оно в «проектировании»будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики.Кроме этого оно выражается также в «проектировании» характера,привычек учащихся не только в учебной, но и в воспитательной работе, вформировании коллектива в целом. Следует отметить, что именно педагогическое воображениепомогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.
Объектом курсовой работы являются условия развитиявоображения педагогов в процессе профессиональной деятельности.
Предметом исследования являются психологические условияразвития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности.
Цель нашего исследования: выявить психологические условияразвития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности.
Задачи:
1) провести теоретический анализ проблемы развития воображенияпедагогов в процессе профессиональной деятельности.
2) раскрыть значение воображения в процессе деятельностипедагогов.
3) рассмотреть психологическое обеспечение развитиявоображения педагогов в процессе профессиональной деятельности.
4) организовать практическую работу по исследованию проблемы развитиявоображения педагогов в процессе профессиональной деятельности
Гипотеза исследования: создание условий развития воображенияпедагогов способствует повышению успешности их в профессиональной деятельности.
Методолого – теоретической основой исследования являются трудытаких ученых как С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.В. Кузьмина, Ф.Н. Гоноболин, В.А.Крутецкий, В.И. Андреев, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, В.А. Сластенин идругих.
База научного исследования представлена КрасноярскимГосударственным Педагогическим институтом им. Астафьева, СибГТУ.
В качестве теоретического метода исследования выступил анализлитературных источников по проблеме исследования, в качестве практическихметодов — методики «Придумай рассказ», «Исследованиеиндивидуальных особенностей воображения», анкета «Особенностидеятельности педагога».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическойи практической), заключения, одного библиографического списка, одного приложения.
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1.1 Психологическое развитие воображенияпедагогов в процессе профессиональной деятельности как психолого-педагогическаяпроблема
Рассмотрение проблемы психологического развития воображенияпедагогов в процессе профессиональной деятельности, прежде всего, требует отнас: во-первых, раскрытия понятия «воображение»; во-вторых, рассмотренияроли воображения в деятельности человека, связи воображения и творческойдеятельности; в-третьих, постановки основных конструктов проблематики.
Согласно большому психологическомусловарю, воображение (от англ. — imagination) – это универсальная человеческая способность к построению новыхцелостных образов действительности путем переработки содержания сложившегосяпрактического, чувственного, интеллектуального и эмоционально – смысловогоопыта [2].
В педагогическом энциклопедическомсловаре воображение рассматривается как психический процесс, заключающийся всоздании образов существующих и несуществующих предметов, которые в данныймомент не воспринимаются [7].
Следовательно, воображение — этоспособность создавать новые образы на основе существующего опыта. Именнопоэтому роль воображения в жизни может быть весьма различной в зависимости оттого, в какой мере воображение включается в реальную деятельность.
Воображение и творчество теснейшимобразом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобыможно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из неетворчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратнаязависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности.Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой,сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтомусуществует столько специфических видов воображения, сколько имеетсяспецифических, своеобразных видов человеческой деятельности, – конструктивное,техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все этивиды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческойдеятельности, составляют разновидность высшего уровня – творческого воображения.
Огромна роль воображения в различных видах деятельности, втом числе и педагогической. Педагогическая деятельность – это самостоятельныйвид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколениюпередача социального опыта, материальной и духовной культуры.
Проблема развития воображения педагогов в процессепрофессиональной деятельности тесно связана с проблемой изучения способностей.
Изучением способностей занимаются исследователи из различныхобластей научного знания. Это обуславливается как загадочностью данногоявления, так и его прикладным значением в жизни общества: способные,талантливые люди делают серьезные открытия, достигают высоких вершин вконтексте исполняемой деятельности.
Особую важность способности имеют при осуществлениипедагогическая деятельности. Прежде всего, это определяется следующимипричинами. Во-первых, продолжающийся курс государства на гуманизацию идемократизацию образования, что подразумевает индивидуально-личностный подход кобъекту обучения и воспитания. Только педагог, имеющий развитые способности ксаморегуляция, эмпатии, умению выслушать ученика, понять его внутренний мирможет осуществлять такое взаимодействие. Во-вторых, более серьезные требованияк уровню подготовленности учащихся к жизни в обществе. Это связано состремительным ростом информационных технологий, внедрением нового оборудованияна предприятиях, появлением сложных систем управления и многим другим.Подготовить такого учащегося может лишь педагог, который сам способен донестинеобходимые знания, заинтересовать учащихся в своем предмете, открыть новыеграни понимания изучаемого. В-третьих, способности, как показывают исследованиямногих ученых, не являются чем-то аморфным и неупорядоченным, они имеют своюструктуру, которая обуславливается множеством факторов.
Система деятельности учителя-воспитателя представляет собойпоследовательную совокупность различных видов педагогической деятельности:диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную,организаторскую, аналитическую, корректирующую, результативную.
Педагогическая деятельность – это проявление постоянногоразностороннего творчества. Она предполагает наличие у учителя-воспитателясовокупности творческих способностей, качеств, исследовательских умений, средикоторых важное место занимают инициативность и активность, глубокое внимание инаблюдательность, искусство нестандартно мыслить, богатое воображение иинтуиция, исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций,решению педагогических задач, самостоятельность суждений и выводов.
Велика роль профессиональных способностей учителя в егоуспешной деятельности и достижении им педагогического мастерства.Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности,проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусстваобучения, воспитания и развития человека.
Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностьюпедагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокогоуровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качествучителя-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательныйпроцесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из нихявляются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокаядуховная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главныекачества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми.Педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система,основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическаянаправленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогическиеспособности, технологическая компетентность.
Педагогическое творчество рассматривается как состояниепедагогической деятельности, при котором происходит созданиепринципиально-нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решениинаучно-практических проблем.
Проблема развития педагогического творчества неразрывносвязана с проблемой самосовершенствования педагога, его стремления к этому.
Важной предпосылкой, обуславливающей начало процессасамосовершенствования, является отношение самого специалиста к этимпредъявляемым требованиям. Вполне понятно, что при индифферентном(безразличном) отношении к ним никакой речи о развитии собственной личностибыть не может. Только при осознанном принятии требований специалист будетощущать потребность в самосовершенствовании. Потребность находит свой предмет вобразе «Я — идеальное профессиональное» и становится мотивом в работенад собой. («Я реальное профессиональное» и некоторое воображаемое(модулируемое) его состояние «Я — идеальное профессиональное»). Чембольше специалист отождествляет себя с конечной целью своей конкретнойдеятельности, тем сильнее его мотивация, эффективнее труд, выше качество [17].
Профессиональное самосовершенствование специалистовосуществляется в двух взаимосвязанных формах — самовоспитание исамообразование, взаимно дополняющих друг друга, оказывающих взаимное влияниена характер работы человека над собой. Вместе с тем это два относительносамостоятельных процесса, которые предполагают как общие, так и особые условияих организации.
Самовоспитание выступает как активная, целеустремленнаядеятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительныхи устранению отрицательных качеств личности.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет двесодержательные стороны: количественную меру и качественные характеристики.Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишьопределив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, которыйотражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленныхцелей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому являетсяважнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразиепедагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов канализу я решению вытекающих из них задач.
Известно, что развитие сознания и творческих параметровчеловека шло по пути от простого созерцания к глубокому познаниюдействительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мереэто относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее времяутверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природетворческой, стало тривиальным. Однако не менее известно, что как внеквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внестиэлемент творчества, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строитьпо шаблону, лишив ее присущего си творческого начала.
Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранеене бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новыхкомбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одногоуровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширениеобласти их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход,изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
В.И. Андреев (1988), определяя творчество как видчеловеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее какцелостный процесс [17]:
1. наличие противоречия проблемной ситуации или творческойзадачи;
2. социальная и личная значимость и прогрессивность, котораявносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, дажев ее самой изобретательной форме, — это не творчество, а варварство);
3. наличие объективных (социальных, материальных)предпосылок, условий для творчества;
4. наличие субъективных (личностных качеств — знании, умений,особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылокдля творчества;
5. новизна и оригинальность процесса или результата.
Если из названных признаков осмысленно исключить хотя быодин, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не можетбыть названа творческой.
Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества.Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство)творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового,оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создаетсвою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшегов данных условиях результата.
Академик В.А. Энгельгард писал, что творчество в своемпервоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, «результатнекоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь илистремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки».Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от творчестватруд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества.
Однако творчество творчеству рознь. Оно обусловленотворческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге,формируется на основе накопленного им социального опыта,психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков,позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы иметоды и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и толькок тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится кповышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта какотдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.
Нередко творческую природу труда педагога выводят изумозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный, а умственный —значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим.Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенногосоциального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическоетворчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированныйи имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализавозникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческоговоображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути испособы ее решения.
Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога,характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признакамитворческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Онивыделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергатьсомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидетьперспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидетьзнакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовностьотказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти отпривычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.
Другие авторы относят к признакам творческой личностилегкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключениюмыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новыекомбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умениевыбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносурешений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемомсистематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) испособность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного.
Третьи авторы считают творческой ту личность, значимойхарактеристикой которой является креативность как способность превращатьсовершаемую деятельность в творческий процесс. Е.С. Громов и В.А. Моляконазывают семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия,активность, концентрированность, четкость, чувствительность.
Представляет интерес типология творческой личности,предложенная В.И. Андреевым, которая может быть распространена и на педагогов.
Теоретик-логик – это тип творческой личности, для которогохарактерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации исистематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу,широко используют уже известные методы научных исследований. Для этого типатворческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь науже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что ониначинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками намногочисленные первоисточники.
Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитойспособностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типатворческих способностей — это крупные изобретатели, создатели новых научныхконцепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеиобщепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.
Практик (экспериментатор) всегда стремится свои новыеоригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеютработать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности кпрактическим делам.
Организатор как тип творческой личности обладает высокимуровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки ивыполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальныенаучные школы и творческие коллективы. Людей этою типа отличает высокаяэнергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других инаправляв их на решение больших творческих задач.
Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью,особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило,они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.
Творческая деятельность учителя, по мнению В.В. Краевского,осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новыхсочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям иразработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которымиучитель уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий педагогическийпроцесс представляет собой установление новых связей и комбинаций известныхранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики.Оптимальные пути его осуществления возможно определить посредством алгоритмаили при помощи — эвристической системы правил, следуя которым легче найтирешение. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности —необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе.
Область проявления педагогического творчества определяетсяструктурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны:конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако дляосуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий(Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик) [8]:
1. временнаяспрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нетбольших промежутков времени;
2. сопряженностьтворчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;
3. отсроченностьрезультата и необходимость его прогнозирования;
атмосфера публичного выступления;
4. необходимостьпостоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичныхситуаций.
В современной литературе педагогическое творчество понимаетсякак процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач,педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность всоответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогическойситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализимеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомогорезультата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.
Однако творческий характер педагогической деятельности нельзясвести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности вединстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой имотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее решение,специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурныхкомпонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодолениябарьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка ит.п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личностипедагога.
Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольносужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач.Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решениикоммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основаниемпедагогической деятельности. В сфере личности педагогическое творчествопроявляется бак самореализация педагога на основе осознания себя творческойиндивидуальностью, как определение индивидуальных путей своегопрофессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Таким образом, проблема развития воображения педагогов впрофессиональной деятельности прежде всего заключается в созданиипсихологических условий этого развития.
самовоспитание творчество педагогическийвоображение1.2 Воображение в процессе деятельности педагогов
Воображение в педагогической деятельности выступает каксоставная часть педагогических способностей.
Способности – это индивидуально-психологические особенности,отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнениядеятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям, навыкам,но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемамдеятельности[2].
Иначе говоря, способности — это индивидуальные особенностиличности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществленияопределённого рода деятельности.
Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологическихособенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогическойдеятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностейот педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные актыпедагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне[19].
Круг педагогических способностейочень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологии педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различныеспособности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности,как педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическийтакт, распределение внимания, организаторские способности (Кузьмина Н.В., 1967;см. аннотацию).
В наиболее обобщенном видепедагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал имсоответствующие общие определения [7, с. 294-299].
1. Дидактические способности —способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным длядетей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес кпредмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль.
2. Академические способности —способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии,литературе и т.д.).
3. Перцептивные способности — способностипроникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическаянаблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и еговременных психических состояний.
4. Речевые способности — способностиясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики ипантомимики.
5. Организаторские способности — это,во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его,воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильноорганизовать свою собственную работу.
6. Авторитарные способности —способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся иумение на этой основе добиваться у них авторитета (хотя, конечно, авторитетсоздается не только на этой основе, а, например, и на основе прекрасного знанияпредмета, чуткости и такта учителя и т.д.).
7. Коммуникативные способности —способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся,установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения,взаимоотношения, наличие педагогического такта.
8. Педагогическое воображение (или,как бы их назвали сейчас, прогностические способности) — это специальнаяспособность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, ввоспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением отом, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие техили иных качеств воспитанника.
9. Способность к распределениювнимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особоезначение для работы учителя.
Как видно из приведенных определенийпедагогических способностей, они в своем содержании, во-первых, включают многиеличностные качества и, во-вторых, раскрываются через определенные действия,умения. При этом есть умения, которые включаются в содержание несколькихспособностей, например, входящее в дидактическую способность умениеорганизовывать самостоятельную работу учащихся есть, по сути, умениеорганизовать работу других. Оно входит в организаторскую способность. Умения,раскрывающие перцептивную способность, очень близки к умениям, входящим вспособность к распределению внимания, и т.д. Это может свидетельствовать о том,что в основе определенных учительских действий (умений), а тем более ихсовокупности, с помощью которой реализуется та или иная педагогическая функция,могут лежать несколько способностей.
В целом к группе педагогическихспособностей в первую очередь относят [19]:
1) педагогическую наблюдательность;
2) педагогическое воображение;
3) требовательность как чертухарактера;
4) педагогический такт;
5) организаторские способности;
6) простоту, ясность и убедительностьречи.
Перечисленные педагогические способности позволяют успешноосуществлять все стороны педагогической деятельности.
Например, педагогическое воображение, являясь составнымэлементом группы педагогических способностей особо значимо для конструктивной деятельности — оновыражается в «проектировании» будущих знаний учащихся, умениинаходить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в«проектировании» характера, привычек учащихся как в учебной, так и ввоспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Системный подход к организацииотдельных видов деятельности в свою очередь представляет взаимосвязь следующихэлементов: цель, задачи, содержание, средства, формы и методы, результат. Любаясистема приводится в действие людьми; в педагогической деятельности главнымидействующими лицами являются педагог и ребенок. Именно они на каждом этапепедагогической деятельности, взаимодействия друг с другом и коллективом вцелом, совместно решают задачи воспитания, обучения и развития.
Педагог, являясь субъектом деятельности, управляетучебно-воспитательным процессом, обеспечивает его образовательный,воспитывающий и развивающий характер.
Педагогическая технология – одно из специальных направленийпедагогической науки (прикладная педагогика), призванное обеспечить достижениеопределенных задач, повышать эффективность учебно-воспитательного процесса,гарантировать его высокий уровень. Следовательно, организация различных видовпедагогической деятельности предполагает использование вариативных технологийна уровне творчества и мастерства. Педагогические способности – определенныепсихологические особенности личности, которые являются условием достижения егов роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. Педагогическиеспособности не только условие эффективной педагогической деятельности, но и вомногом результат успешной работы учителя. Педагогические способностипроявляются, формируются и развиваются в общей структуре психологическихсвойств, отношений и действий учителя. Как показывают опыт и специальныеисследования, целенаправленное формирование и развитие педагогическихспособностей самим учителем вполне реально, но при условии профессиональногосамосовершенствования и творческого развития специалиста. Профессиональноесамосовершенствование специалистов – это сознательный целенаправленный процессповышения уровня своей профессиональной компетентности и развитияпрофессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальнымитребованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программойразвития. Предъявляемые требования должны быть несколько выше наличныхвозможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки ксамосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущейдеятельности специалиста, результатом разрешения которых является процессцеленаправленного развития собственной личности. Основные требования общества кпрофессиональным характеристикам учителя могут быть сформулированы следующимобразом:
1. общая широкаяобразованность, осведомленность в различных областях знаний;
2. глубокое знаниевозрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастнойфизиологии, школьной гигиены;
3. фундаментальноезнание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующейнауке;
4. владениеметодикой обучения и воспитания;
5. любовь к делу,умение передать свою увлеченность детям;
6. творческоеотношение к работе;
7. знание детей,умение понимать их внутренний мир, педагогический оптимизм;
8. владениепедагогической техникой и педагогическим тактом;
9. постоянноесовершенствование знаний и педагогического мастерства.
Последняя характеристика является наиболее значимой, ведьпедагог в своей профессиональной деятельности должен стремиться к достижению педагогическогомастерства, к раскрытию своего творческого потенциала.
Ниже приведен расширенный переченьпотенциальных продуктов творчества в сфере образования. Каждый из них можетвоплощаться в разных произведениях преподавателя, как в устных (лекция), так ив печатных (учебники, учебные пособия), или в конструкции наглядных пособий [20].
1. План каждого занятия и егореализация. Опыт показывает, что даже повторяющиеся занятия по одной и той жетеме приходится варьировать с учетом особенностей учебных групп, результатовпредыдущего занятия и многих других особенностей учебного процесса.Формализованно учитывать эти особенности пока не удается, поэтому каждый планзанятия и его реализация — продукт творчества (иногда сознательного, иногдаинтуитивного).
2. Методическая находка. Новыйметодический прием (новое выполнение известной дидактически необходимойоперации).
3. Методическое усовершенствование.Применение известных средств обучения с разработкой новых дидактическихматериалов для них (например, новая наглядная организация учебного материала,разработка опорного сигнала для репродуктивного обучения на конкретномзанятии), преобразование научной информации в учебную, соответствующую уровню ицели образования, или генерализация учебной информации (освобождение отчастностей, «свертывание» признаков).
4. Методическое обобщение. Разработкачастной методики (методики преподавания конкретной учебной дисциплины), вкоторой обобщается опыт многих преподавателей кафедры.
5. Методическое изобретение.Разработка новых методических приемов и средств (например, изложениеинформации, предназначенной для репродуктивного усвоения, на фоне опорногосигнала с многократным повторением на занятии, разработанное В. Ф. Шаталовым).
6. Дидактическое обобщение (например,классификация методов обучения по источникам информации).
7. Дидактическое изобретение.Разработка новых способов и средств обучения.
8. Дидактическое открытие. Разработкановых методов обучения (новых процедур, потенциально обеспечивающих из-завыполнения специально подобранной психической или другой учебной активностисубъекта учения реализацию явно сформулированной цели обучения или новыхпродуктов такой активности под управлением преподавателя). Например, поэтапноеформирование умственных действий П.Я.Гальперина; суггестопедия(десуггестивно-суггестивные процедуры Г.Лозанова); выделение частей социальногоопыта человечества, подлежащих освоению в образовании И.Я.Лернера, освоение требуемойдеятельности на основе выполнения специально подобранных действий(деятельностно-ориентированные методы обучения).
9. Совершенствование теории.Уточнение или разработка отдельных определений или утверждений известнойтеории. Например, сущностное определение высшего образования, введение врассмотрение новой модели обучения. Утверждение «Целью любого обученияявляется освоение определенной деятельности» Н. Ф. Талызиной.
10. Теоретическое обобщение.Включение в известную теорию новых объектов. Подведение под известную теориюновых процессов.
11. Новая теория. Объединенное единойконцепцией теоретическое обобщение опыта преподавания и взглядовпредшественников, воплощенное в совокупности взаимосвязанных определений иутверждений.
12. Педагогическое усовершенствование.Разработка нового учебного плана даже на основе образовательного стандарта.
13. Педагогическое изобретение.Обоснование нового содержания образования (поскольку отсутствуют методы иформализованные процедуры такого обоснования).
14. Педагогическое открытие.Разработка новой системы обучения и воспитания для каждого уровня образования.Например, классно-урочная педагогическая система для общеобразовательной школы,русская система подготовки инженеров Московского Императорского технического училища,система МФТИ для подготовки специалистов с включением студентов в научныеколлективы, концентрическая система профессиональной подготовки в МИИТе.
Таким образом, воображение играет значительную роль вдеятельности педагога, являясь основой его педагогического мастерства ираскрытия личностного и профессионального потенциала.

1.3 Психологическое обеспечениеразвития воображения педагогов в процессе профессиональной деятельности
Требования, предъявляемые к педагогу на современном этаперазвития образования, предусматривают индивидуально-творческий подход к егоподготовке, который обеспечивает овладение специальностью на личностном уровне.При этом можно не только выявлять уровень развития воображения, но иформировать педагогическое воображение, создавая для педагога такую среду, вкоторой он мог бы с учетом своеобразия своего характера строить свою особуюсистему педагогических воздействий.
Для развития педагогического воображения необходимысоответствующие психологические условия, которые можно разделить на внешние ивнутренние.
К внешним психологическим условиям, которые изначальнозадаются конкретным образовательным учреждением, его нормами и правилами, можноотнести: обеспечение общего фона для развития воображения, большой запастворческого потенциала педагогического коллектива, создание активноголичностного климата.
Внутренние условия успешности развития педагогическоговоображения:
1) особенности личности;
2) профессиональная направленность личности, личнаяустремленность, мотивация к тому, чтобы применять свои знания и способности,опыт в области педагогической профессии.
Эффективность работы по развитию педагогического воображения внемалой степени зависит от сформированных положительных мотивов и осознанияличной значимости приобретаемых знаний и умений. Они рождают увлеченность,интерес, эмоциональную напряженность. Важным является приобщение к эстетическимценностям, которое подразумевает формирование эстетических знаний, становлениестремления быть прекрасным во всем.
Важным является проведение как теоретических, так ипрактических занятий в работе с педагогом с целью развития педагогическоговоображения. Это способствует осуществлению дифференцированного подхода кподготовке педагога, формированию стимулов для творческого поиска впедагогической деятельности.
Таким образом, в развитии педагогического воображенияогромную роль играет системный подход, который заключается в обеспечении на различныхуровнях условий для этого, в том числе воспитание органической потребности ктворчеству, стремления к самопознанию, самовоспитанию и самосовершенствованию.

Выводы по первой главе
В результате теоретического анализа литературы по проблемепсихологического развития воображения педагогов в процессе профессиональнойдеятельности нами были сделаны следующие выводы.
Проблема развития воображения педагогов в профессиональной деятельностиотражена в трудах многих ученых, занимающихся исследованиями в данной области.Существует множество подходов к ее решению, общей основой которых являетсясоздание психологических условий развития воображения педагогов впрофессиональной деятельности. И в первую очередь это объясняется тем, чтопроблема развития педагогического творчества неразрывно связана с проблемойсамосовершенствования педагога, его стремления к этому.
Воображение играет значительную роль в деятельности педагога,являясь основой его педагогического мастерства и раскрытия личностного ипрофессионального потенциала.
Именно поэтому первостепенное значение имеет создание условийразвития педагогического воображения.
В развитии педагогического воображения огромную роль играетсистемный подход, который заключается в обеспечении на различных уровняхусловий для этого, в том числе воспитание органической потребности ктворчеству, стремления к самопознанию, самовоспитанию и самосовершенствованию.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ РАБОТЫПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ВПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1 Этапы и методы работы
Наше исследование было направлено на выявлениепсихологических условий развития воображения педагогов в процессепрофессиональной деятельности. В исследовании участвовала выборка педагогов к количестве5 человек.
В качестве практических методов исследования выступили: методики«Придумай рассказ», «Исследование индивидуальных особенностейвоображения», анкета «Особенности деятельности педагога».
Этапы работы:
1) Проведение методики «Придумай рассказ»;
2) Проведение методики «Исследование индивидуальныхособенностей воображения»;
3) Проведение анкетирования.
Методика «Придумай рассказ».
Субъекту дается задание придумать рассказ о ком-либо или очем- либо, затратив на это всего 1 минуту, а затем пересказать его в течение 2хминут (история, сказка). Оценка результатов.
Воображение субъекта в данной методике оценивается последующим признакам:
1. Скорость придумывания рассказа .
2. Необычность образцов, использованных в рассказе.
3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.
4. Проработанность и детализация образцов, имеющихся врассказе.
5. Впечатлительность, эмоциональность образцов, имеющихся врассказе.
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0до 2 балов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признакиз перечисленных выше. Для выводов об этом используются следующие критерии. Попервому признаку рассказ получает 2 балла в том случае, если субъекту удалосьпридумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказуставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов поданному признаку рассказ получает, если за минуту субъект так и не смог ничегопридумать
Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак)оценивается так.
Если просто механически пересказывает то, что он когда-товидел или слышал, то его рассказ я по данному признаку получает 0 баллов.
Если субъект привнес в виденное или слышанное им что-либоновое от себя, то рассказ получает 1 балл.
Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самимсубъектом, необычен и оригинален, то он получает я 2 балла.
По критерию «разнообразие образов, используемых врассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с началаи до конца неизменно говорится об одном и том же, например, только оединственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристикамиэтого персонажа.
В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказоценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа(вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон.
Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда,когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в своюочередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.
Оценка проработанности и детализации образов в рассказе(четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события,вещи и т.п.) в рассказе только называются субъектом и никак дополнительно нехарактеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов.
Если, кроме названия, указываются еще один или два признака,то рассказу ставится оценка в 1 балл.
Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремяи более признаками, то он получает оценку 2 балла.
Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятыйпризнак) оценивается следующим образом.
Если образы рассказа не производят никакого впечатления наслушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика,то рассказ оценивается в 0 баллов.
Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушателитакже слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл.
Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчикомдостаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжаетсяэтими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку — 2 балла.
Выводы об уровне развития: 10 баллов — очень высокий; 8-9баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0 -1 балл — оченьнизкий.
Методика «Исследование индивидуальных особенностейвоображения».
Цель исследования: определить уровень сложности воображения,степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения истепень его стереотипности или оригинальность.
Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 смбез клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур кругадиаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контурравностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контурквадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.
Процедура исследования:
Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и сгруппой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнемслучае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до концатестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.
Тестирование проводится в три этапа. На первом этапеиспытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором –треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряетсяповторяющейся инструкцией.
Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этомлистке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунказначения не имеет. Способ использования контура применяйте по своемуусмотрению. По сигналу „Стоп!“ рисование прекращайте».
Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет посекундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.
По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет идля этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Выиспытывали при ее выполнении?»
Обработка результатов и определение уровней развитиявоображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, атакже оригинальности или стереотипности производится путем сопоставлениясодержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.
Определение уровня сложности воображения:
Сложность воображения констатируется по самому сложному изтрех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пятьуровней сложности.
Первый уровень: контур геометрической фигуры используется какосновная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляетсобой одну фигуру.
Второй уровень: контур использован как основная деталь, носам рисунок имеет дополнительные части.
Третий уровень: контур использован как основная деталь, арисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введеныдополнительные детали.
Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжаетбыть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигуроки деталей.
Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, вкотором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.
Определение гибкости воображения и степени фиксированностиобразов представлений:
Гибкость воображения зависит от фиксированностипредставлений. Степень фиксированности образов определяют по количествурисунков, содержащих один и тот же сюжет.
Воображение будет гибким, когда фиксированность образов впредставлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты иохватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.
Фиксированность представлений слабая и гибкость воображениясредняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.
Сильная фиксированность образов в представлении и негибкостьили ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет.Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности –это ригидное воображение.
Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабойфиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутриконтуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируетсяна внутреннем пространстве контура.
Определение степени стереотипности воображения:
Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Еслисодержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и самрисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.
К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.
Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицочеловека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.
Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крышадома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо,дорожный знак.
Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой илитуловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигураквадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.
Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.
Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когдавсе рисунки на типичный сюжет.
Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим приотсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичныесюжеты.
Анализ результатов
Полученные результаты важно сопоставить с особенностямивключенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этогоиспользуют данные самоотчета.
В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых сригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов иаффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещаюттолько внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психическиезаболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Испытуемые спятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественнымисполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике,живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчениюили логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрическиефигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты,связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфныепредметы.
При обсуждении результатов тестирования и составлениирекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолениюстереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкостипроцесса воображения.
Анкета «Особенности деятельности педагога»направлена на выявление отношения педагога к своей профессиональнойдеятельности, ее оценивание. Кроме этого сопоставление результатов методик и данных,полученных после анкетирования, позволяют проследить наличие связи между деятельностьюпедагога и развитием его воображения.
Бланк анкеты представлен в приложении А.
Таким образом, этапы работы направлены на исследование уровняразвития воображения педагогов, его индивидуальных особенностей.2.2 Анализ результатов практической работы
В результате проведения и обработки полученных данных пометодике «Придумай рассказ» можно сказать следующее. Четверо из пятиопрошенных респондентов имеют средний уровень развития воображения, одинреспондент имеет высокий уровень развития воображения: рассказы 60%респондентов получили по 5 баллов, 20 % — 6 баллов, 20% — 9 баллов.
Обработка данных по методике «Исследованиеиндивидуальных особенностей воображения» позволяет сказать следующее.Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степенификсированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальностиили стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всехтрех рисунков испытуемого.
По сложности воображения были получены следующие результаты:к первому уровню относятся 20 % респондентов; ко второму – 40%; к третьему – 20%.
Воображение 80% респондентов, исходя из представленныхрисунков можно характеризовать как гибкое, у 60 % — как стереотипное. Гибкостьвоображения четко прослеживается в том, что фиксированность образов впредставлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты иохватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.
О стереотипности позволяет судить содержание рисунков.Большинство рисунков является типичными.
Помимо этого, обработка результатов анкетирования позволяетсделать вывод о том, что опрашиваемые педагоги стремятся к саморазвитию исовершенствованию себя как личности. Следовательно, условия, которыесопутствуют этому процессу, имеют первостепенное значение.
Все полученные данные в целом позволяют сказать о развитиивоображения педагогов и стремления их к дальнейшему развитию своихпедагогических способностей.
Выводы по второй главе
Наше исследование было направлено на выявлениепсихологических условий развития воображения педагогов в процессепрофессиональной деятельности. В исследовании участвовала выборка педагогов кколичестве 5 человек.
В качестве практических методов исследования выступили:методики «Придумай рассказ», «Исследование индивидуальныхособенностей воображения», анкета «Особенности деятельности педагога».
Этапы работы:
1) Проведение методики «Придумай рассказ»;
2) Проведение методики «Исследование индивидуальныхособенностей воображения»;
3) Проведение анкетирования.
В результате проведения и обработки полученных данных пометодике «Придумай рассказ» можно сказать следующее. 80% имеютсредний уровень развития воображения, 20% — высокий.
Обработка данных по методике «Исследованиеиндивидуальных особенностей воображения» позволяет сказать следующее.
Воображение большинства респондентов характеризуется среднимуровнем сложности, гибкостью и стереотипностью.
Обработка результатов анкетирования позволяет сделать вывод отом, что опрашиваемые педагоги стремятся к саморазвитию и совершенствованиюсебя как личности. Следовательно, условия, которые сопутствуют этому процессу,имеют первостепенное значение.
Все полученные данные в целом позволяют сказать о развитиивоображения педагогов и стремления их к дальнейшему развитию своихпедагогических способностей.
Заключение
В ходе теоретического проблемы психологического развитиявоображения педагогов в процессе профессиональной деятельности было выявленоследующее.
Проблема развития воображения педагогов в профессиональнойдеятельности отражена в трудах многих ученых, занимающихся исследованиями вданной области. Существует множество подходов к ее решению, общей основойкоторых является создание психологических условий развития воображенияпедагогов в профессиональной деятельности. И в первую очередь это объясняетсятем, что проблема развития педагогического творчества неразрывно связана спроблемой самосовершенствования педагога, его стремления к этому.
Воображение играет значительную роль в деятельности педагога,являясь основой его педагогического мастерства и раскрытия личностного ипрофессионального потенциала. Именно поэтому первостепенное значение имеетсоздание условий развития педагогического воображения.
В развитии педагогического воображения огромную роль играетсистемный подход, который заключается в обеспечении на различных уровняхусловий для этого, в том числе воспитание органической потребности ктворчеству, стремления к самопознанию, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Наше исследование было направлено на выявлениепсихологических условий развития воображения педагогов в процессепрофессиональной деятельности. В исследовании участвовала выборка педагогов кколичестве 5 человек.
В качестве практических методов исследования выступили:методики «Придумай рассказ», «Исследование индивидуальныхособенностей воображения», анкета «Особенности деятельности педагога».
Этапы работы:
1) Проведение методики «Придумай рассказ»;
2) Проведение методики «Исследование индивидуальныхособенностей воображения»;
3) Проведение анкетирования.
В результате проведения и обработки полученных данных пометодике «Придумай рассказ» можно сказать следующее. 80% имеютсредний уровень развития воображения, 20% — высокий.
Обработка данных по методике «Исследованиеиндивидуальных особенностей воображения» позволяет сказать следующее.
Воображение большинства респондентов характеризуется среднимуровнем сложности, гибкостью и стереотипностью.
Обработка результатов анкетирования позволяет сделать вывод отом, что опрашиваемые педагоги стремятся к саморазвитию и совершенствованиюсебя как личности. Следовательно, условия, которые сопутствуют этому процессу,имеют первостепенное значение.
Все полученные данные в целом позволяют сказать о развитиивоображения педагогов и стремления их к дальнейшему развитию своихпедагогических способностей и достижению педагогического мастерства.Следовательно, первостепенную роль в этом будет создание всех необходимыхусловий.
Таким образом, поставленная нами гипотеза подтвердилась.
Библиографический список
1. Библиотека Московскогогосударственного университета им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] / РибоТ. Творческое воображение. Спб., 1901. С. 132-140. – Режим доступа: www.psychology.ru
2. Большойпсихологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд.,доп. и перераб. – СПб.: Промм – ЕВРОЗНАК, 2006. – 672 с.
3. Булатова, О.С.Педагогический артистизм [Текст]. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 20001. – 240 с.
4. Возрастная ипедагогическая психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов поспец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В.Гамезо и др.—М.: Просвещение,1984.—256с.
5. Гамезо, М.В.,Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология [Текст]:Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.:Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
6. Гоноболин, Ф. Н.Книга об учителе [Текст]. М., 1967.
7. Крутецкий, В.А.Психология обучения и воспитания школьников [Текст]. М., 1976.
8. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя[Текст]. Л., 1967.
9. Педагогика[Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. —512 с.
10. Педагогическийэнциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим – Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российскаяэнциклопедия, 2003. – 528 с.
11. Подласый, И.П.Педагогика [Текст]:новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
12. Психологическийпортал [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.psy-files.ru
13. Психологическийсловарь. 3-е изд., доп. и перераб. [Текст] / Авт. – сост. Копорулина В. Н., Смирнова М. Н.,Гордева Н. О. – Ростов н / Д: Феникс, 2004. – 640 с. (Серия «Словари»)
14. Психология [Текст]. Учебник. / Под. Редакцией А.А. Крылова. – М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. – 584 с.
15. Рубинштейн, С. Л.Основы общей психологии [Текст]. СПб., 1999.
16. Семенюк, Л.М.Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И.Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. — Москва: Институт практическойпсихологии, 1996. — 304 с.
17. Станкин, М.И.Профессиональные способности педагога [Текст]: Акмеология воспитания и обучения. – М.: Московскийпсихолого – социальный институт; Флинта, 1998.- 368 с.
18. Творческое воображениепедагога профлицея [Текст].Методическое пособие – М.: Издательский центр АПО, 2000. — 115 с.
19. Федеральныйобразовательный Интернет-портал: «Социально-гуманитарное иполитологическое образование» [Электронный ресурс] / Педагогическаяпсихология: ред. Айсмонтас Б.Б. – М. – 2003. – Режим доступа: www.ido.rudn.ru
20. Фокин, Ю. Г.Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание,творчество [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прохождение практики по бухучету.
Реферат Нульовий дім. Використання енергії припливів
Реферат Приоритеты индустриально-инновационного развития Казахстана и роль государственных институтов ра
Реферат Предпринимательство и спонсорство
Реферат Бебель, Август
Реферат Ответы по микроэкономике
Реферат «Моліться безперестанку, за все дякуйте. Така бо воля Божа щодо вас у Христі Ісусі»
Реферат Молодежная субкультура 6
Реферат Значение двигательной активности в жизни студента
Реферат Проведення відбору експертів в галузі "Архітектура комп’ютерів"
Реферат Розвиток культури у 60-90-і рр. ХХ ст. в Україні і світі
Реферат Государственное регулирование кризисных ситуаций
Реферат Проектирование лесосушильной камеры
Реферат Правая оппозиция в ВКП б
Реферат Комп ютерна технологія графогеометричного моделювання Взаємозвязок 2D 3D комп ютерної графіки