Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогические возможности эколого экономического образования в современной начальной школе

--PAGE_BREAK--Модель включает три функциональные подсистемы[16]:
/>                  — информационно-аналитическую, определяющую направления анализа информационного потока, отбора и конструирования содержания эколого-экономического образования, разработки информационно-методического обеспечения экообразовательного процесса;
/>                  — экспертно — управляющую, задающую механизм организации экопедагогического процесса на разных уровнях, каналы, средства, технологии ввода эколого-экономической информации в образовательное пространство;
/>                  — прогностико — мониторинговую, отслеживающую качество эколого-экономического образования (анализ и оценка соответствия уровня эколого-экономической культуры обучаемых требованиям стандарта, уровня информационно-методического и материально-технического обеспечения, уровня преподавательских кадров) и проектирующую программы индивидуального развития обучаемых и вариативные экоориентированные образовательные модели на основе имеющихся ресурсных возможностей.
На базе модели и на основе новых государственных стандартов образования, с учетом региональных особенностей, местных условий Поволжского региона и социального заказа Ульяновской области созданы экообразовательные программы для начальной школы, обеспеченные учебными пособиями для детей и методическими рекомендациями, апробированные на экспериментальных площадках г. Ульяновска. Региональная программа «Эколого-экономическое краеведение» для начальной школы и инвариантная образовательная модель процесса познания окружающего мира младшими школьниками создана с учетом следующих идей.
1. Стратегии начального эколого-экономического образования позволяет определить Федеральная программа открытого образования. Модель открытого образования предполагает: открытость будущему; развитие и включение в процессы образования синергетических представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества; стимулирование постоянного поиска и изменений, формирование новых ориентиров и целей; личностную направленность процесса обучения; интеграцию разного рода информации и способов освоения ребенком мира; информатизацию образовательного пространства; развитие культуры коммуникации, партнерство педагога и ученика.
С точки зрения синергетики, человек, в том числе и ребенок, выступает как микрокосм, активно действующая, саморазвивающаяся часть природы. Открытость образовательной модели предполагает, что именно ребенок с его неповторимостью является постоянным источником стихийности, неупорядоченности и в то же время источником развития. Традиционная начальная школа остается относительно замкнутой системой. Основной принцип нашей образовательной модели — вовлечь ребенка в обширный открытый мир, что позволит ему реализовать свои потенциальные возможности.
2. В открытой образовательной модели «знаниевую» парадигму, направленную на усвоение суммы знаний о себе и о мире, мы изменили на «ценностно-деятельностную», ориентированную на освоение способов взаимодействия с миром и системы ценностей этого мира. Ценностно-нейтральный характер знаний, проявляющийся в выделении и противопоставлении человека природе (окружающей среде), приводит к рационализму, потребительскому отношению. Переосмысление взаимоотношений человека и природы приводит к мысли о необходимости расширения круга эколого-экономических ценностей; включении в него объектов природы не как материальных субстанций, а как сожителей, соседей по Космосу, «нравственных субъектов», с которыми надо считаться, не оскорбляя их прерогатив в бытие, признавая в них «самость» и субъективность. Природа рассматривается как необходимое условие жизнедеятельности человека и гармоничного развития общества, источник всей материальной и духовной жизни, уникальное вместилище всей человеческой культуры.
Познание природы своего края позволяет в когнитивном опыте усилить восприятие тесной взаимосвязи процессов в природе, экономике и культуре, в эмоциональном опыте развивать чувство любви и осторожности в обращении с объектами природы, в практическом опыте ориентировать за экологически безопасный образ жизни.
3. Экологизацию содержания мы связываем не только с введением эколого-экономических терминов, но и с реализацией в программе мировоззренческой функции экологии. Экологи, как и экономика, приобрела статус мировоззренческой науки, определяющей состояние развития человека как индивидуума, человечества как элемента биосферы и самой биосферы в целом, стратегии перехода общества на путь устойчивого развития. В процессе изучения эколого-экономического краеведения ребенок учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учитывать границы допустимого воздействия на природу и необходимость ее сохранения и воспроизводства.
Открытость учебного содержания реализуется через незавершенность, нелинейность знаний, их проблематизацию. Элементы эколого-экономической культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила поведения в природе. Культура, воплощенная в продуктах человеческого творчества, порождается проблемами. Эколого-экономические факты сообщаются школьникам в неполном виде с тем, чтобы дать возможность для ее дополнения жизненным опытом учащихся. Знания не только последовательно наращиваются по определенным программой линиям благодаря сообщению учителя, но и возникают спонтанно, непредсказуемо, открываются самими учащимися в процессе наблюдений, экспериментирования, обмена мнениями. Особое внимание уделяется «ассоциативному познанию», когда при изучении какого-либо объекта природы затрагиваются не только эколого-экономические аспекты, но и самые разные, в том числе и периферийные по отношению к основной целевой линии. Задача учителя — найти «точки соприкосновения» во всем многообразии информации, выявить логическое ядро. Включение в содержание противоречивых фактов и сведений побуждает ребенка мыслить, высказывать предположения, создавать свою модель, объясняющую мир.
Традиционное содержание курса природоведения направлено на изучение безличных объектов природы, выявление их значения в хозяйственной деятельности человека. В программе «Эколого-экономическое краеведение» содержание переводится на личностно значимый уровень. Самобытный опыт (образ мира) ребенка складывается задолго до обучения и служит источником развития творческой индивидуальности. Непосредственный опыт близок детям, позволяет интуитивно предсказывать, прогнозировать развитие событий, создает психологический фон для включения в организованную познавательную деятельность. Поэтому важно научить ребенка объяснять накопленный опыт, формировать субъектное восприятие и отношение к окружающему через понимание потребностей всего живого как своих личных.
4. Открытая образовательная модель предполагает интеграцию учебной информации и способов ее ввода в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия детей. Освоение ребенком окружающего мира осуществляется разными способами: по перцептивному каналу через восприятие информации в процессе наблюдений в природе, использование изобразительных пособий, видео-, теле- и мультимедиа; по практическому каналу через непосредственное практическое взаимодействие с объектами природы, экспериментирование; по когнитивному каналу через анализ вербальной информации, мысленное моделирование; по коммуникативному каналу через творческое общение со сверстниками.
Целое мира может постичь только целостный человек. И сделать он это может целостным способом мышления, в котором дискретный, аналитический подход сопряжен с синкретичным, художественно-образным. Процесс ознакомления с окружающим миром строится на жизненном опыте детей и ориентируется на индивидуальные различия в стилях познания — способах обработки и усвоения информации. В процессе обучения важно совмещать и варьировать естественнонаучные (наблюдение, экспериментирование, моделирование) и художественно-образные (рисование, лепка, сочинительство, инсценирование) способы познания-отражения мира.
5. Одним из важных условий реализации задач эколого-экономического образования и воспитания младших школьников является экологизация и экономизация учебной среды. Среда должна создавать условия для привлечения внимания к окружающим объектам и развития умения видеть эколого-экономические связи. Требования к конструированию развивающей среды в начальной школе: открытость, гетерогенность, гибкость, проблемность). Способы реализации ее развивающего потенциала: дифференциация, интеграция, генерирование, декомпенсация.
Важным средством эколого-экономического развития детей является учебник «Путешествие на планету Земля». Он позволяет представить содержание учебной информации наглядно, в динамике, в большем объеме, чем другие дидактические средства; включить в содержание обучения эвристические средства, приобщить ученика к исследовательской деятельности. Учебник выполняет различные функции: обучающие, ориентированные на усвоение эколого-экономических знаний; тренировочные, направленные на закрепление умений определять зависимость состояния природных объектов от действия эколого-экономических факторов среды; моделирующие, позволяющие овладеть приемами непрямого управления состоянием экосистем. Создание гибкой информационной среды поможет каждому ребенку наилучшим образом реализовать свои возможности, индивидуально выбрать посильный путь обучения.
6. Открытая модель образования предполагает анализ и оценку системы методической работы по ознакомлению младших школьников с окружающим миром. При проведении экспертизы методической работы анализируются и оцениваются различные аспекты: организация экообразовательной среды, владение педагогом предметной методикой управления экообразовательным процессом, реализация стандарта начального образования и программы, уровни усвоения программного материала и эколого-экономической направленности личности учащихся. Познавательно — тренинговый комплекс для младших школьников «Познаю природу» выполняет функцию индивидуальной контрольно-коррекционной программы изучения окружающего мира.
Инструментарий экспертизы качества эколого-экономического образования дает возможность оценить не только уровень эколого-экономической подготовки обучающихся, но и стратегии жизнедеятельности экообразовательной системы в зависимости от различных факторов, прогнозировать оптимальные условия для взаиморазвития субъектов образовательного процесса, сделать экологически ориентированным весь процесс образования.
Таким образом, данная модель выступает, с одной стороны, как конструктивно-методологическое средство исследования и создания экопедагогических систем разного уровня, а, с другой стороны, — как содержательно-процессуальная программа управления реальным экообразовательным процессом[24].
1.3.         Педагогические условия эколого-экономического образования в учебной деятельности младших школьников.
Переход к систематическому обучению в школе меняет весь образ жизни ребенка. В детском саду или дома его день был заполнен интересной и разнообразной деятельностью. Теперь ребенок должен по несколько часов в день сидеть на уроках. Он должен быть внимателен к тому, что пишет или рисует учитель, делать все только так, как того требует педагог. До школы ребенок познавал только то, что ему было необходимо в играх или в сложных трудовых операциях. Теперь он познает и то, что неинтересно, но нужно. Учение вносит ряд изменений в понятия, приобретенные до школы, донаучные житейские понятия.
В младшем школьном возрасте отмечается дальнейшее формирование анатомической структуры головного мозга. Мощный стимул его функциональному развитию дает обучение. Так создаются условия для постепенного перехода от предметно-образного к абстрактному, словесно-логическому мышлению. И все-таки учителю нельзя забывать, что младший школьник всюду ищет опору на личный чувственный опыт, собственные впечатления, знания, близкие к жизни. Поэтому крайне важно отбирать объекты непосредственного восприятия, чтобы переводить мысли ребенка к постижению закономерных связей вещей и явлений[3].
В.А. Сухомлинский рассказывал, как он использовал для оживления мысли и воображения детей общение с природой. Однажды он повел детей вечером наблюдать заход солнца, попросил ребят посмотреть на зеленые кусты, растущие по склону балки, и сказать, что они им напоминают. Одни дети видят зеленые тучки, которые прилепились отдохнуть, другим кажется, что кусты похожи на морские волны, третьим – на муравьиные кучи. А одна девочка сказала, что кусты напоминают ей отару овец, остановившуюся на ночлег[3].
Дети, особенно в начале младшего школьного возраста, еще отвлекаются от неинтересной для них работы, им трудно сосредоточиться на материале, лишенном непосредственной эмоциональной привлекательности. Учитывая это обстоятельство, нельзя в то же время все обучение строить на одном интересе, на переживании приятного. Устойчивость внимания, способность к регулированию и произвольной организации действий в учебной деятельности придут к учащимся тем раньше, чем быстрее они поймут и почувствуют, что учение – это труд, требующий серьезного волевого напряжения.
Младшему школьнику свойственна интенсивная двигательная активность, которая в сочетании с недостаточным еще умением управлять своим поведением нередко порождает импульсивность, несдержанность, неорганизованность. Между тем, замечал А.С. Макаренко можно с успехом проводить движение упорядоченное, с торможением, с уважением к соседу, к имуществу и т.д[9]. Нельзя просто запретить двигаться. Надо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. В распоряжении учителя – экскурсии и лагеря с палатками и шалашами, катание на лодках и рыбная ловля, совместный труд, туризм.
Весь предшествующий век начальная школа не давала учащимся знаний по экономике и экологии. В школьной практике не только отсутствовали эти дисциплины как таковые, но и как интегрированный курс (если не принимать в расчет трудовое образование). Необходимо осознавать, по мнению Л.Любимова[25], что начальная школа в любой стране является единственным институтом, через который проходит все население без исключения, и может оказаться единственным местом, где общество может сформировать правильное поведение будущих граждан.
Необходимость эколого-экономического образования в начальной школе вызвана тем, что именно этот возраст наиболее благоприятен для развития и формирования отношения к окружающему миру. По мнению американского ученого-психолога Б.С. Блума[9], в возрасте 7-8 лет в растущем человеке складывается и проявляется до 70% его личностных качеств. Именно в период начального обучения складывается ядро личности. Хорошо известно, что все, что усваивает ребенок в этом возрасте, остается на всю жизнь.
Эффективным методом преподавания экономики и экологии в начальных классах, считает подавляющее число исследователей данной проблемы, являются различные игры, которые (наравне с трудовым обучением) стимулируют активность детей, формируют способность самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях, поддерживать интерес к предмету.
Согласно Минобразования РФ[7], отдельные элементы эколого-экономического образования могут вводиться с 1 класса посредством деловых игр. Многие школы осуществляют экономическое образование в начальной школе. Однако, несмотря на это, основной формой эколого-экономического образования в начальной школе является беседа.
Опираясь на анализ педагогической литературы, учебных планов, изучение исследовательских работ, мы можем сделать следующий вывод. Внимание к эколого-экономическому образованию младших школьников средствами игры постепенно возрастает, и с течением времени проблема экономической подготовки в начальных классах актуализируется. Но, несмотря на этот факт, рассмотрение этой проблемы в контексте нового витка в эколого-экономическом развитии общества требует доработки и более детального рассмотрения.
Принимая во внимания всю важность и необходимость формирование эколого-экономических ценностей старших школьников, разработана образовательная программа — «Экология устойчивого развития»[6] имеющую главную свою цель – формирование основ эколого-экономических ценностей школьников.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Данная программа является одним из механизмов формирования основ эколого-экономических ценностей, а также частью реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одной из приоритетных задач которой стала разработка специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы. Согласно одному из положений Концепции, «обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества…»[5]. При этом в первую очередь необходимо облегчить социализацию молодого поколения в рыночной среде через формирование ценностей – ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение основных социальных навыков, практических умений в области экономических и социальных отношений.
Программа «Экология устойчивого развития», имеющей характер эколого-экономического воспитания, обеспечивает осознание каждым школьником важности формирования эколого-экономического поведения, понимание того, что соблюдение эколого-экономических норм в повседневной жизни во многом определяет гражданскую зрелость человека, его социальную значимость.
Логика организации программы по формированию эколого-экономических ценностей старших школьников предполагает поэтапное использование многообразных форм в сочетании с тренинговыми упражнениями. На первом этапе – это беседа, рассказ и дискуссия, в ходе которых сообщается определенный объем эколого-экономических знаний об экономической ответственности. Методика их проведения направлена на развитие внутренней активности учащихся. На втором этапе используются деловые игры, диспут, дебаты, конференция и т.п. В процессе их организации и проведения младшие школьники ставятся перед необходимостью осознать и выразить свое личное отношение к обсуждаемым вопросам эколого-экономического характера.
Современная ситуация взаимодействия общества с окружающей природной средой объективно требует разработки целостного содержания эколого-экономического образования, в рамках которого необходим целенаправленный процесс формирования эколого-экономических ценностей школьников.
Таким образом, одним из механизмов формирования основ эколого-экономических ценностей является реализация в общеобразовательных учреждениях программы «Экология устойчивого развития».

Глава 2. Практическая часть. Опытно-экспериментальная работа по осуществлению эколого-экономического образования в учебной деятельности учащихся младших классов.
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по эколого-
экономическому образованию в учебной деятельности младших
школьников.
Экспериментальное исследование проводилось на базе средней школы №77 г. Ульяновска. Для проведения исследования было привлечено 30 учащихся вторых классов.
Контрольную группу составили 15 детей 2 «Б» класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 2 «А» класса.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа.
Для исследования были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение.
Эксперимент проводился с учащимися контрольной и экспериментальной групп отдельно, и состоял в выборе ответа на вопросы анкеты. Анкета состоит из восьми вопросов. Экспериментатор предлагает ответить на вопросы анкеты.
Оценка результатов:
7 – 8 правильных ответов – высокий уровень;
4 – 6 правильных ответов – средний уровень;
1– 3 правильных ответов – низкий уровень.
Высокий уровень: знание взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знание и выполнение норм и правил поведения в природе. Эколого-экономические знания и элементы эколого-экономической культуры сформированы достаточно хорошо. Правильные ответы на все вопросы анкеты.
Средний уровень: недостаточное знание эколого-экономических взаимосвязей организмов в природе. Дети недостаточно хорошо знают и выполняют правила поведения в природе. Эколого-экономические знания и культура сформированы на среднем уровне.
Низкий уровень: незнание эколого-экономических взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Сформирован низкий уровень эколого-экономических знаний и культуры.
2.2. Реализация эколого-экономического образования в учебной
деятельности учащихся начальных классов на фоне
педагогических условий.
Цель: выявить уровень сформированности эколого-экономической культуры и эколого-экономических знаний у учащихся.
По Цветковой И.В.[8] можно выделить три этапа эколого-экономической культуры. Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей эколого-экономической культуры второклассник, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения — к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и их влиянием на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.
 Показатели сформированности эколого-экономической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются:
·                   интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребенка их анализировать;
·                   участием в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;
·                   общением с представителями животного и растительного мира, вызванном в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;
·                   выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.
Опираясь на выделенные критерии, по которым можно судить о сориентированности эколого-экономической культуры ребенка, нами были составлены вопросы.
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа (согласен; не согласен).
1.                Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.
согласен не согласен
2.                Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.
согласен не согласен
3.                Находясь в лесу, нарви букет цветов и подари их маме.
согласен не согласен
4.                Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.
согласен не согласен
5.                Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.
согласен не согласен
6.                Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.
согласен не согласен
7.                Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.
согласен не согласен
8.                Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.
согласен не согласен
Также нами была составлена анкета для выявления уровня эколого-экономических знаний.
Прочитайте высказывания и подчеркните вариант ответа
(согласен; не согласен)
1.                Птиц зимой следует подкармливать.
согласен не согласен
2.                Береза, клен, рябина относятся к лиственным деревьям.
согласен не согласен
3.                Если уничтожить всех мышей, то в природе не произойдет никаких изменений.
согласен не согласен
4.                Наша котельная загрязняет окружающую среду.
согласен не согласен
5.                Похолодание и снег повлияли на жизнь растений и животных.
согласен не согласен
6.                Мы можем спасти природу, если каждый человек будет ее охранять.
согласен не согласен
7.                Зимой в лесу можно часто увидеть насекомых.
согласен не согласен
8.                На закрытых местах покров снега больше.
согласен не согласен
Для выявления уровня сформированности эколого-экономической культуры и эколого-экономических знаний была проведена обработка полученных результатов. Нами использовался метод математической обработки данных эксперимента – метод ограниченного выбора, когда число выборов определено.
Данные обрабатывались по трем критериям:
·                   Высокий уровень;
·                   Средний уровень;
·                   Низкий уровень.
Результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Данные экспериментального изучения на начальном этапе уровня сформированности эколого-экономической культуры.
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Учащийся, №
Количество правильных ответов
Учащийся, №
Количество правильных ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
7
5
4
4
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
6
5
4
4
4
3
3
3
3
3
3
2
2
2
1
Высоким считается уровень, когда из предложенных вопросов на 7 учащиеся давали правильный ответ. К среднему мы отнесли от 4 до 6 верных ответов. Низкий уровень – 1-3 верных ответа.
По данным таблицы мы получили следующие результаты:
·                   учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной – 0 человек;
·                   учащихся со средним уровнем в контрольной группе 3 человека, в экспериментальной – 5 человек;
·                   учащихся с низким уровнем в контрольной группе 11 человек, в экспериментальной – 10 человек.
Контрольная группа:
7 – 8 правильных ответов — высокий уровень – 1 человек
4 – 6 правильных ответов – средний уровень – 3 человека
1 – 3 правильных ответа – низкий уровень – 11 человек
F / N * 100%,
где F – количество верных ответов
N – количество учащихся.
1/15*100% = 6,7%
3/15*100% = 20%
11/15*100% = 73,3%
Экспериментальная группа:
7 – 8 правильных ответов — высокий уровень – 0 человек
4 – 6 правильных ответов – средний уровень – 5 человека
1 – 3 правильных ответа – низкий уровень – 10 человек
F / N * 100%,
где F – количество верных ответов
N – количество учащихся.
0/15*100% = 0%
5/15*100% = 33,3%
10/15*100% = 66,7%

Рис. 1. Выявление уровня эколого-экономической культуры на начальном этапе по теме «Осенние изменения в жизни растений и животных»
По полученным данным мы видим, что доля учащихся с высоким уровнем эколого-экономической культуры составила в обеих группах 0% — 6,7%, со средним уровнем 20% — 33,3%, с низким уровнем 66,6% — 73,3%.
Таким образом, подводя итоги опроса, мы можем сделать вывод о том, что, говоря об эколого-экономической культуре детей, можно констатировать, что эколого-экономическая культура с направленностью на ответственное отношение к окружающей природной среде у учащихся находится на низком уровне. Поэтому нашей задачей будет целенаправленное формирование эколого-экономической культуры у учащихся.
Нами были выявлены имеющиеся у учащихся эколого-экономические знания, тем самым мы смогли определить уровень сформированности эколого-экономических знаний у учащихся.
Для определения уровня эколого-экономических знаний нами также было проведено анкетирование учащихся. В эксперименте участвовало 2 класса (экспериментальная и контрольная группы).
Анкета была составлена по теме «Природа зимой» (см. Приложение №4.)
Для опроса нами было выбрано анкетирование, так как вопросы раскрывают в большей мере ещё не известные или малоизвестные сведения, потому что полных и развернутых ответов большинство учащихся дать не могут, но в то же время, результаты анкетирования покажут знания детей по ключевым вопросам этой темы, а уже более полное изучение этой темы – это задача предстоящего урока.
Результаты анкетирования отражены в таблице 2.
Таблица 2.
Данные экспериментального изучения на начальном этапе уровня сформированности эколого-экономических знаний.
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Учащийся, №
Количество правильных ответов
Учащийся, №
Количество правильных ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
6
5
3
3
3
7
4
1
2
4
3
2
3
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
5
6
5
6
4
1
3
7
2
2
2
2
3
3
3
Полученные данные были обработаны по трем критериям
Контрольная группа.
7 – 8 правильных ответов — высокий уровень – 1 человек
4 – 6 правильных ответов – средний уровень – 4 человека
1 – 3 правильных ответа – низкий уровень – 10 человек
F / N * 100%,
1/15*100% = 6,7%
4/15*100% =26,6%
10/15*100% = 66,7%
Экспериментальная группа.
7 – 8 правильных ответов — высокий уровень – 1 человек
4 – 6 правильных ответов – средний уровень – 5 человека
1 – 3 правильных ответа – низкий уровень – 9 человек
F / N * 100%,
1/15*100% = 6,7%
5/15*100% =33,3%
10/15*100% = 60,0%

Рис. 2. Выявление уровня сформированности эколого-экономических знаний на начальном этапе по теме «Природа зимой».
Из полученных данных правильных ответов 33,3% — 40%. Это говорит о том, что у детей недостаточно сформированы знания по этой теме. Также по результатам анкетирования мы видим, что уровень знаний в контрольной и экспериментальной группах по данной теме « Природа зимой» примерно одинаков.
Открытый урок: «Про решения людей и их непредвиденные последствия»[14]. Цель. Актуализировать и систематизировать у обучающихся сведения об экономике и экологии.
Задачи.
1. Показать взаимосвязи, существующие в окружающем мире, ответственность человека за те события, которые происходят в тех или иных “цепочках”, почувствовать собственную ответственность за происходящее вокруг.
2. Развивать умения использовать экономические и экологические знания.
3. Создать условия для развития воображения и творчества обучающихся. Рассматриваемые категории: экономика, экология, потребности живого, связи и зависимости, ответственность человека.
Необходимые материалы: костюмы Гнома Эконома, старика и Феи, макет полянки, природный материал для полянки, иллюстрации дубравы и деревни, карточки.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Содержание занятия 1. Организационный момент. -Сегодня у нас необычное занятие, на котором мы повторим материал по экономике и экологии. Наше занятие помогут вести мои помощники: гном Эконом и фея Экология.
2. Повторение пройденного материала. — Наш урок называется “ Экономика и экология” А как связаны эти 2 понятия между собой?
(Экономика и экология связаны между собой. Экономика изучает потребности человека, различные ресурсы: природные, капитальные, трудовые. Экология помогает бережно относиться к природе, экономно расходовать ресурсы.)
Я предоставляю слово фее Экологии. Она напомнит нам, что такое Экология.
Фея Экология.
Экология — наука о связях между живыми организмами и окружающей средой, между человеком и природой. Я хочу задать вам несколько вопросов.
— Что такое природа? Какая бывает природа?
— Что относится к живой природе?
— Какие 5 признаков жизни вы знаете?
Учитель.
— Всегда ли человек поступает правильно по отношению к природе?
— Какая наука поможет разобраться в деятельности человека?
Я хочу пригласить еще одного помощника — гнома Эконома.
Гном Эконом.
— Экономика — мой любимый предмет, без нее невозможно жить. Она позволяет нам понять, что такое экономические потребности и ресурсы; как удовлетворять эти потребности, какие нужны товары и услуги; зачем нужны деньги.
— А теперь послушайте мои вопросы.
— Что значит экономить?
— Что такое потребности? Какие бывают потребности?
— Кто такие потребители и производители?
— Что такое ресурсы и как их использовать?
— Что означает ограниченность ресурсов?
— Как сделать выбор и какова цена выбора? Спасибо за ваши ответы.
— Я большой любитель путешествий и сказок. Однажды я совершал путешествие по сказочному лесу. Честно вам скажу, у меня остались от него неприятные воспоминания. Хотите знать почему? Тогда я приглашаю вас в этот лес, и мы вместе постараемся исправить увиденные ошибки.
3. Работа по теме. Фея Экология.
— К услугам какого вида транспорта прибегнул гном в своем путешествии с точки зрения экологии? Выберите вид транспорта из загадок.
Что за птица — песен не поет,
Гнезда не вьет, людей и груз везет?
Учитель.
— Удобны ли быстрые виды транспорта для путешествия в лес? Почему?
На колесах кабинет Стульев и стола в нем нет.
Но зато баранка есть, которую не сможешь съесть.
— Можно воспользоваться автомобилем? Решите такую задачу.
Скорость пешехода 5 км/ ч, а скорость автомобиля 50 км /ч. Во сколько раз скорость автомобиля больше скорости пешехода?
— Есть ли недостатки у этого вида транспорта для путешествия?
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги и бегут 2 колеса.
— Конечно, преимущества у этого вида транспорта есть. Назовите их. Значит, каким транспортом воспользовался гном?
Гном.
А сколько времени я сэкономил, чтобы добраться до леса, если на велосипеде я потратил 20 минут, а пешком 1 час.
Учитель.
-Итак, мы отправляемся в путь. На нашем пути 3 остановки, на которых вас ждут и приятные и не совсем приятные моменты.
Дорога в лес лежала мимо деревни. Там было очень красиво: большое поле, чудесный пруд, на берегу которого всегда было много жителей деревни (1 рисунок деревни). Но перед гномом открылась совсем другая картина.
Гном.
-Я был очень удивлен. Я увидел болото и пустырь (2рисунок деревни).
-Как вы думаете, какую пользу приносил людям пруд?
Фея.
— Прошло некоторое время, и люди стали замечать, что пруд становится мельче. Оказалось, его затягивает илом, и, если так пойдет дальше, он может превратиться в болото. Тогда местные жители собрались все вместе и стали думать, как им спасти пруд. Решение было найдено: надо, чтобы каждый, кто приходил на пруд купаться или просто погулять, почистил его — набрал ведро ила и отнес в поле. Так и сделали: поставили на берегу вёдра, большое и маленькое.
Гном.
— Так оно и было. Кто ни придет к пруду — взрослый или ребенок — без ведра не уходил.
Высыплет ил в поле, а ведро обратно отнесет.
Учитель.
Обычай этот строго соблюдался, и пруд становился все глубже, вода в нем — чище, а поле рядом с ним — плодороднее благодаря илу.
— Как вы думаете, почему пруд превратился в болото?
Наконец, гном встретил старика — жителя деревни, который и рассказал, что произошло,
Старик.
-Однажды приехала в нашу деревню большая семья- мать, отец, 4 сына и 2 дочери. Поселились они у самого пруда: купаться очень любили. Купаться — то любили, а вот трудиться — нет, ила из пруда они никогда не выносили. Глядя на них, постепенно и другие перестали таскать тяжелые ведра. Почему это одним можно, а другим нельзя?! Каждый стал думать: авось, на мой век пруда хватит…
Учитель.
— Ребята, как вы думаете, что произошло дальше?
Пруд становился все мельче, на иле в нем вырастала всякая растительность — он превратился в болото! Пострадало и поле рядом с ним. Почему?
·                     По вашему мнению, что послужило гибелью пруда? (неосознанное поведение людей)
·                     Предвидели люди такой исход?
·                     Как можно исправить ситуацию?
·                     Сразу ли восстановится пруд?
4. Физминутка. — Сейчас возникла потребность отдохнуть. Проведем игру “Займи место” по рядам.
Учащиеся 1 ряда, приготовьтесь. Под музыку вы двигаетесь вокруг стульев. Если музыка не звучит, вы занимаете свободный стул.
В какой ситуации оказались ребята? (ситуация дефицита) Посмотрим, кто победит в ситуации дефицита из ребят 2 ряда.
5. Работа по теме. Учитель.
Когда гном доехал до Сказочного леса, то вновь был неприятно удивлен. Живописная поляна, которую он ожидал увидеть, была вытоптана и завалена мусором. (показ макета)
Гном.
Здесь было так хорошо отдыхать. Откуда появился мусор? (ответы детей)
Фея.
На этой поляне отдыхало очень много людей, одни убирали за собой мусор, другие — нет. И вам понятно без слов, каких людей отдыхало больше.
Учитель.
·                     Как надо вести себя в природе, не нанося ей урон?
·                     Как быть с мусором, который остается после отдыха?
·                     Выступление об утилизации мусора.
— Как можно оборудовать стоянку в живописном месте для того, чтобы люди могли остановиться, не портя его?
-Что следует построить для этого?
6. Работа в группах. Гном Эконом с ребятами 1 группы решает проблему, как обустроить стоянку.
Фея Экология с ребятами 2 группы наводят порядок на поляне.
Учитель.
— Должен ли задумываться человек о правилах поведения в природе?
-К чему может привести несоблюдение этих правил?
7. Работа по теме. Учитель.
— Путешествуя дальше, гном неожиданно для себя оказался в “мёртвой дубраве”, среди огромных высохших дубов. За ними виднелись и другие погибшие деревья (иллюстрация дубравы).
Гном недоумевал, тщательно рассматривая дубраву. Ему в голову приходили невероятные мысли.
Гном.
Так, вокруг дубов какие-то следы. Это следы копыт! Вот большие, вот — поменьше. Кто же здесь ходил? Может, тут побывали черти. Но что же они тут делали?
Ребята, а как вы думаете, почему дубрава стала такой? (ответы уч-ся)
Фея.
— С дубравой действительно произошла очень печальная история. Эти следы от копыт коз и коров, они то и стали причиной несчастья, которое случилось с дубравой.
Гном.
-Известно, что козы и коровы живут с людьми. Как же в лесу могли оказаться домашние животные?
— Существуют ли в природе дикие козы и коровы?
— Как они могли появиться в лесу?
Фея.
Так распорядились люди: они решили использовать дубраву как пастбище. Трава там была хорошая. Ведь это такие ресурсы корма для скота. Вот так и стали пасти здесь коров и коз.
Гном.
-Что произошло дальше? Почему дубрава погибла?
Учитель.
·                     Первыми не выдержали птицы. Мало того, что они пугались шума. Животные наступали на их гнезда в траве. Покинули птицы эти места.
·                     Чем питаются птицы?
·                     Какую пользу приносят?
·                     Чем питаются гусеницы? Какой вред наносят они деревьям?
·                     Что листья дают деревьям?
После того, как птицы покинули дубраву, для гусениц и других вредителей наступило настоящее раздолье. Очень быстро они победили могучих великанов. Как только обжоры съели листья, те были обезоружены. Они больше не могли питаться, ведь каждый листочек у дерева как маленький ротик. Оторви его и дереву станет труднее получать питательные вещества. А если оторвать один за другим…
-Попробуйте составить цепочку, которая привела к гибели дубравы (индивидуальные карточки у каждого обучающегося).
ЛЮДИ — КОЗЫ И КОРОВЫ — ПТИЦЫ — ГУСЕНИЦЫ — ЛИСТЬЯ — ДЕРЕВЬЯ
-Проверим, что получилось.
-С кого начинается цепочка? Эти люди действительно хотели гибели дубравы?
-Что они не сделали?
8. Итог. Домашнее задание. — Бывает ли так, что, проходя мимо дерева, задумавшись о чем-то, вы срываете листик, другой, а порой и ветку. Представьте себя на месте такого дерева и попробуйте дома составить рассказ, что оно чувствует, думает. Подводя итог нашего занятия, подумайте и ответьте на вопрос: какова ответственность человека за то, что происходит в природе?
Любите родную природу
Озера, леса и поля.
Ведь это же наше с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей!

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эколого-
экономическому образованию в учебной деятельности младших
школьников на фоне педагогических условий.
Цель: Изучить уровень сформированности эколого-экономических знаний и культуры на завершающем этапе эксперимента.
Для выявления влияния эксперимента, проведенного с детьми экспериментальной группы, мы провели эксперимент с учащимися контрольной и экспериментальной групп. При этом использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
Таблица 3.
Данные экспериментального изучения уровня сформированности эколого-экономической культуры в контрольном эксперименте.
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Учащийся, №
Количество правильных ответов
Учащийся, №
Количество правильных ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
7
5
5
5
3
3
3
5
3
5
3
3
3
3
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
8
6
5
6
7
4
5
4
5
3
3
3
4
3
3
По данным таблицы мы получили следующие результаты:
·                   учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной группе – 2 человека;
·                   количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 5 человек, в экспериментальной – 8 человек;
·                   учащихся с низким уровнем в контрольной группе 9 человек, в экспериментальной – 5 человек.
Контрольная группа:
F / N * 100%,
1/15*100% = 6,7%
5/15*100% = 33,3%
9/15*100% = 60%
Экспериментальная группа:
F / N * 100%,
2/15*100% = 13,3%
8/15*100% = 53,3%
5/15*100% = 33,4%
Результаты опроса представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Выявление уровня эколого-экономической культуры учащихся на стадии контрольного эксперимента по теме «Осенние изменения в жизни растений и животных».
Из полученных данных мы видим, что высокий уровень составил в контрольной группе 6,7%, в экспериментальной – 13,3%. Средний уровень в контрольной группе – 33,3%, в экспериментальной – 53,3%, низкий уровень в контрольной группе 60%, в экспериментальной – 33,3%.
Таким образом, подводя итоги опроса, мы можем сделать вывод о том, что, говоря об эколого-экономической культуре детей можно констатировать, что данный опрос показал, что эколого-экономическая культура с ее направленностью на ответственное отношение к окружающей природной среде у учащихся стало выше по сравнению с итогами констатирующего эксперимента. Но, если сравнивать уровень эколого-экономической культуры в контрольной и экспериментальной группах, то мы можем утверждать, что в экспериментальной группе уровень эколого-экономической культуры намного выше. Это было достигнуто благодаря использованию в нашем исследовании ролевых игр и специализированных уроков.
Таблица 4.
Данные экспериментального изучения уровня сформированности эколого-экономических знаний в контрольном эксперименте.
Контрольная группа
Экспериментальная группа
Учащийся, №
Количество правильных ответов
Учащийся, №
Количество правильных ответов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
6
4
3
4
4
7
5
2
3
4
2
2
3
1
2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
7
6
5
7
5
3
5
8
5
3
3
3
5
4
4
По данным таблицы мы получили следующие результаты:
·                   учащихся с высоким уровнем в контрольной группе 1 человек, в экспериментальной группе – 3 человека;
·                   количество учащихся со средним уровнем в контрольной группе 6 человек, в экспериментальной – 8 человек;
·                   учащихся с низким уровнем в контрольной группе 8 человек, в экспериментальной – 4 человека.
Контрольная группа:
F / N * 100%,
1/15*100% = 6,7%
6/15*100% = 40%
8/15*100% = 53,3%
Экспериментальная группа:
F / N * 100%,
3/15*100% = 20%
8/15*100% = 53,3%
4/15*100% = 26,7%

Результаты опроса представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Выявление уровня эколого-экономических знаний учащихся на стадии контрольного эксперимента по теме «Природа зимой».
Из полученных данных мы видим, что высокий уровень составил в контрольной группе 6,7%, в экспериментальной – 20%. Средний уровень в контрольной группе – 40%, в экспериментальной – 53,3%, низкий уровень в контрольной группе 53,3%, в экспериментальной – 26,7%.
Итак, анализ данных контрольного эксперимента показал, что уровень эколого-экономических знаний возрос в обеих группах по сравнению с результатами констатирующего эксперимента. Но, если сравнивать показатели эколого-экономических знаний в контрольной и экспериментальной группах, то уровень знаний в экспериментальной группе намного выше уровня эколого-экономический знаний контрольной группы. Это стало возможным при использовании экскурсии.
Таким образом, проведенные нами исследования свидетельствуют о том, что, если систематически использовать ролевые игры на уроках природоведения, и проводить специализированные уроки, то:
·                   расширяются и систематизируются представления младших школьников об экологии как науке;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.