--PAGE_BREAK--Ошибки, связанные с неправильным звукопроизношением(артикуляторно-акустическая дисграфия). Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах овладения письмом ребенок пишет проговаривая. Опираясь при этом на дефектное произношение звуков, он отражает свое неправильное произношение на письме.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Иногда замены букв на письме остаются и после их устранения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при внутреннем проговаривании у ребенка нет еще достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков.
Ошибки, связанные с нарушением фонемного распознавания (акустическая дисграфия). В их основе лежит нарушение слуховой дифференциации звуков речи, однако нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме. К этой группе относятся замены букв, обозначающие близкие фонемы, а также нарушения в обозначении мягкости согласных.
Замены на основе акустического и артикуляционного сходства звуков у детей с ЗПР встречались редко. В основном, дети с ЗПР смешивают звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, особенно аффрикаты.
Более многочисленными являются ошибки на обозначение мягкости согласных на письме. Указанные ошибки отражают, с одной стороны, трудности дифференциации твердых и мягких фонем, с другой стороны, свидетельствуют о неусвоении способов символизации, обозначения мягкости согласных на письме.
При дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезамогут быть неполноценны разные виды этих сложных операций: деление предложения на слова и синтез предложения из слов, слоговой и фонематический анализ и синтез. В письме эта дисграфия проявляется в искажениях структуры слов и предложений (пропуски, перестановки, добавлния букв, слогов, слов; слияние или разрыв слов). Фонематический анализ является наиболее сложным, поэтому ошибки в виде искажения звукобуквенной структуры слов наиболее распространены.
Основная масса специфических ошибок на уровне словосочетания и предложения (аграмматическая дисграфия) выражается в так называемых аграмматизмах, т.е. в нарушении связи слов: согласования и управления. Изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времени образует сложную систему кодов, позволяющую упорядочить обозначаемые явления, выделить признаки и отнести их к определенным категориям.
По теории Н.Хомского сужение объема оперативной памяти приводит к ошибкам согласования и управления в операции составления сообщений из слов.
Неумение выделить ведущее слово в словосочетании приводит к ошибкам согласования даже при письме под диктовку, например: «Засыпанным снегом лес был сказочно красив» — вместо «засыпанный снегом лес».
Особенно многочисленны ошибки в употреблении норм управления.
Значительные трудности связаны с употреблением предлогов: их могут опускать, заменять, реже — удваивать, например: «вызвал доске», «мы Шариком бегали», «зайка жил живом уголке».
Смешение букв по кинестетическому сходству (так называемая оптическая дисграфия).
Выявлена большая распространенность смешения букв по оптическому и кинестетическому сходству.
Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезии позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ. В то время как у детей с нарушениями зрения нескоординированы движения руки, малоподвижность и пр.
Таким образом, смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма, имеют выраженную тенденцию к росту и тормозят развитие речемыслительной деятельности школьников.
Особое внимание следует уделить оптической дисграфии, как самой распространенной из всех других её видов, среди слабовидящих младших школьников. В основе этого вида дисграфии лежит в силу дефекта у данной категории детей: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
У слабовидящих детей при поступлении в школу в силу их дефекта часто проявляются следующие вытекающие вторичные отклонения:
—отставание в развитии процессов зрительного восприятия, выражающееся в ограниченности и фрагментарности знаний окружающего мира;
—замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации, что в условиях недостаточного времени восприятия ведет к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала;
—нарушение функции поиска, замедленность опознавания и обследования окружающего пространства или данного объекта;
—неумение вычленять элементы из объекта, воспринимаемого как единое целое;
—нарушение взаимодействия зрительного, двигательного анализаторов и осязания;
—низкая познавательная активность;
—затрудненность мыслительных операций;
-низкая работоспособность, во время которой они способны усвоить материал и выполнить задание.
Несформированность навыков пространственного ориентирования, вызванная данными причинами, ведет к появлению целого ряда ошибок на письме, которые можно разделить на несколько групп.
1. На уровне буквы и слога
1.Появляются замены букв по кинетическому принципу. Это объясняется тем, что буква — это комбинация графических элементов, определенным образом расположенных в пространстве относительно друг друга. При совпадении написания первого элемента букв школьник не может выбрать направление движения собственной руки и допускает замену. Наиболее часто смешиваются следующие буквы:
б — д, и — у, у — ч, ч — ъ, г — р, а — д, о — а.
2.Смешение по оптическому принципу. Это смешения букв, различающихся следующими признаками:
—различным положением составляющих элементов в пространстве;
—количеством и последовательностью расположения одинаковых элементов;
— наличием дополнительного элемента.
у — д, л — и, в — д, ц — щ, л — м, ш — т, п — т, и — ц, III— Щ.
3.Неточности (искажения) в написании букв:
— недописывание элементов;
— добавление лишних элементов;
— неправильное расположение элементов букв относительно друг друга;
— зеркальное написание букв.
Садовниковой И.Н. выявлена большая распространенность смешения буквпо кинестетическому сходству, представленных в правой части таблицы №2.
Таблица 2 — Список букв рукописного шрифта, имеющих сходство
Оптическое сходство
Кинетическое сходство
с– е
о – с
у – д – з
л – и
м – ш
в – д
о – а
б – д
и – у, У – Ч
п – т, П – Т
л – м, Л – М
х – ж
ч – ъ, Г – Р
н – ю, и – ш
л – я, Н – К
а -д
2. На уровне слова
Эти ошибки возникают по причине недостаточно устойчивого ориентирования в последовательности элементов слова. Как правило, наблюдается нарушение последовательности соседствующих букв. Чаще меняются буквы в обратных слогах в начале слова, слоги преобразуются в прямые, а также в слогах со стечением сходных по написанию букв:
«токрыл» — открыл, «зелмя» — земля.
Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезии позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников, в сумме с ослабленным зрением, кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ.
Таким образом, смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма, имеют выраженную тенденцию к росту и тормозят развитие речемыслительной деятельности младших школьников с нарушениями зрения.
3. На уровне фразы
На уровне фразы следует выделить в первую очередь ошибки, связанные с употреблением в письменной речи конструкции с предлогами.При этом возникают затруднения в понимании значений предложно-падежных конструкций и в их написании. Это связано с тем, что пространственные отношения выражаются посредством существующих в русском языке предлогов (над — сверху, к — приближение и т.п.). При этом предлоги могут детьми опускаться, заменяться или удваиваться.
4. На уровне текста
На уровне текста ошибки возникают в связи с неумением определять четкую последовательность высказывания и сохранять ее в памяти.При выполнении таких работ, как изложение, сочинение, составление текста, младшие школьники с нарушениями зрения искажают смысл высказывания, меняют местами предложения или целые семантические части.
1.3 Влияние особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на характер нарушений письма и пути их коррекции
Итак, помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве. При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих.
У слабовидящих младших школьников наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения, как отмечает Ю.А. Кулагин. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание слабовидящими рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания, нарушает восприятие пространственных отношений между изображенными на нем предметами. Резкое снижение скорости зрительного восприятия буквосочетания, а также геометрических фигур, цифр установлено при частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, вторичной катаракте, глаукоме. При письме отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия. Исследователями выявлено отрицательное влияние снижение зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают линии в тетрадях и поэтому пишут косо [11, с.89]. Как было прописано выше, наблюдаются искажения элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах и строках, замены букв, пропуски изобразительных элементов.
Наиболее значительное нарушение зрительного восприятия наблюдается при остроте зрения 0,2 и ниже. Однако участие остаточного зрения в формировании зрительного образа продолжает оставаться ведущим в некоторых видах деятельности и в ориентировке в пространстве.
Из выше сказанного следует вывод о том, чтобы вовремя предупредить предпосылки нарушений и преодолеть школьную дизадаптацию, и в том числе ошибки при письме, у детей с нарушениями зрения необходима правильно подобранная, с учетом имеющегося дефекта, системная коррекционная работа.
Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения, заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приёмами обучения, приёмами специальных средств наглядности.
В коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения, следует подбирать такие формы и приёмы работы, которые помогут задействовать как можно большее количество сохранных анализаторов, выполняющих компенсаторную функцию, создадут у ребёнка положительный эмоциональный настрой и позволят решить специфические задачи, связанные с его воспитанием и обучением.
При организации занятий особое внимание необходимо обращать на возможности использования сохранного зрения у данной категории детей. Каждому ребёнку подбирается наглядный материал соответствующей величины, интенсивности окраски и объёмности. На занятиях педагогом широко используются рельефные картинки, натуральные предметы, муляжи, специальные наборы игрушек для тактильного их опознания, кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слов и предложений, звучащие игрушки для дифференциации звуков.
В логопедические занятия включаются игры, способствующие зрительному восприятию, проводятся физкультминутки в сочетании с гимнастикой для глаз. Одновременно проводится работа по формированию пространственных представлений, воспитывается умение понимать и выполнять речевые инструкции, требующие определённой пространственной ориентировки.
Важно, чтобы коррекционная логопедическая работа с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения, имела специфическую направленность, проводилась в тесном взаимодействии с другими специалистами (тифлопедагогом, психологом, учителем, врачом-офтальмологом) охватывала различные стороны речевой и познавательной деятельности детей.
Итак, для успешного преодоления нарушений письма у младших школьников с нарушениями зрения логопедом составляется специальная коррекционная программа, с учетом выше сказанного, в которой будут следующие направления работы:
— развитие качеств зрительного восприятия;
— развитие зрительного восприятия и расширения объёма зрительной памяти;
— формирование умений и навыков пространственного ориентирования;
— развитие зрительного анализа и синтеза;
— развитие мелкой моторики и осязания.
Специальные коррекционные занятии по развитию указанных направлений проводятся по методикам, разработанным Л.П. Григорьевой и С.В. Сташевским; Л.И. Плаксиной; М.Э. Бернадской, И.В. Блинниковой, Л.И. Солнцевой; Л.В. Рудаковой; Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской И.Н. Садовниковой; Е.В. Мазановой.
По первой методике преимущественно работает тифлопедагог, однако некоторые задания может применить на своих занятиях со слабовидящими младшими школьниками в игровой форме и учитель-логопед.
Коротко рассмотрим содержание указанных методик.
Развитие качеств зрительного восприятия осуществляется посредствам ряда методик:
1. Методика развития интермодального восприятия в процессе предметно-практической деятельности, как отмечает Григорьева Л. П., может быть обоснованно рекомендована для формирования качества предметности восприятия младших школьников с нарушениями зрения.
В качестве материала на коррекционных занятиях используются натуральные предметы и их модели, разной степени сложности конструкторы. К натуральным предметам относятся геометрические фигуры, предметы, состоящие из комбинации геометрических фигур, предметы жизнедеятельности людей, растительного и животного мира. В дидактическом материале должно быть как можно больше предметов и их моделей, с которыми ребенок сталкивается в быту, и они имеют для него определенную значимость (предметы домашнего обихода, посуда, одежда, мебель и т.д.). С помощью моделей необходимо формировать предметность тех зрительных образов, с которыми ребенок может встретиться в учебно-воспитательном процессе в реальной жизни.
Работа ребенка с предметами имеет множество вариантов заданий в зависимости от того наглядного материала, которым располагает педагог. Прежде всего необходимо учить детей способам зрительно-осязательного обследования предмета и сопоставления его с соответствующим изображением на рисунке. Следует обучать детей выделять характерные признаки предмета и его изображения, сопоставлять их, находить сходство и различие. Важным приемом является обучение детей составлять предмет из его отдельных частей по образцу, представленному на рисунке, по представлению, по словесному описанию педагога.
В целом работа с методикой развития интермодального восприятия способствует усвоению основных сенсорных эталонов с помощью предметных образцов; формированию умений делить предмет на части, понимать его структуру, соотносить части и их в признаки, объединять части в единое целое; развитию навыков сопоставления образа, формирующегося в ходе работы с предметом, и хранящегося в памяти образа-эталона. У детей формируются предметно-пространственные представления, умения воспроизводить пространственное расположение предметов, изменять структуру перцептивного поля, умения соотносить реальные предметы с их изображениями.
2. Для реализации методики развития аналитического и целостного восприятия требуется большое разнообразие иллюстративного материала: контурные и силуэтные изображения (черные и цветные); простые, сложные черно-белые и гетерохромные изображения; плоскостные (двумерные) и объемные (трехмерные).
При нарушениях зрения у детей, когда эмпирическое формирование перцептивной целостности затруднено, восприятие в большинстве случаев должно быть аналитическим, чтобы был достигнут положительный результат. Необходимо развивать у детей умения и навыки аналитического восприятия, что облегчит формирование перцептивной целостности.
На занятиях педагог организует ориентировочно-исследовательскую деятельность детей в зрительной среде. Ребенка просят найти рисунок, выделить его на фоновой плоскости, определить его границы. Выделив рисунок как объект, дети учатся ориентироваться на его плоскости: определяют верх — низ, правую — левую, центральную части. Затем дается инструкция найти предметное изображение на рисунке и обвести его контур с целью формирования первичной целостности еще не завершенного процесса восприятия.
Далее педагог обучает ребенка восприятию не только контура, но и внутренней структуры изображения. С этой целью проводится зрительный анализ, т.е. последовательное, развернутое в пространстве и во времени изучение предъявленного изображения. Формированию умений выделять внутри определенного целого изображения его крупные фрагменты и элементы следует уделять большое внимание. Это необходимо для развития операции анализа целостных образов. Отсутствие при обучении стадии анализа изображений приводит к недостаточно точному целостному и структурному восприятию объектов при низком зрении.
Обучение приемам анализа изображения сочетается с обучением синтезу (объединению) его частей в единое целое. В сформированном состоянии операция анализа — мысленное разделение объекта на части; обнаружение его существенных признаков; а операция синтеза — мысленное объединение частей или свойств в единое целое. В процессе восприятия анализ и синтез неразрывны; переход от частей к целому осуществляется в едином аналитико-синтетическом процессе. Высокий уровень развития этих операций у детей с низким зрением может способствовать компенсаторному облегчению опознания сенсорно обедненных зрительных образов.
В ходе коррекционных занятий следует формировать целостные образы, которые приобретают значения эталонов. Для реализации этой цели можно рекомендовать выполнение детьми следующих заданий.
Составление целого изображения из его частей (по образцам, по словесному описанию педагога). Полезный прием для формирования качеств целостности и структурности — нахождение и дополнение недостающих фрагментов изображений.
Зрительный поиск по образцу и по памяти целевого (заданного) изображения в наборах, состоящих из трех, пяти, семи и десяти изображений. Это способствует усвоению понятия целостной идентичности изображений.
Зрительный поиск изображений по сочетанию двух и более признаков (цвет — цвет, цвет — форма, размер — форма-цвет и т.д.) в перцептивных полях, содержащих от трех до десяти изображений. Выполнение заданий такого типа способствует установлению связей внутри систем сенсорных эталонов и между системами и, следовательно, формированию целостности и структурности восприятия.
Воспроизведение цветовой гаммы простых и сложных гетерохромных рисунков по образцу и по образу-представлению.
Выполнение предлагаемых заданий связано с активным вовлечением в акт восприятия мнемонических и мыслительных процессов, что имеет компенсаторное значение при нарушениях сенсорного отражения.
3. Методика расширения зоны константного восприятия при нарушениях зрения осуществляется с помощью специальных приемов и длительной тренировки в ходе коррекционных занятий.
Для этого используются контурные, силуэтные, плоскостные и объемные сложные изображения с широкой вариативностью признаков (формы, цвет используется стратегия опознания изображений при изменяющихся условиях их предъявления.
Определяется максимальное расстояние от глаз, на котором изображения разного размера опознаются правильно. Затем это расстояние постепенно увеличивается, закрепляются навыки опознания изображений на больших расстояниях от глаз. Для достижения этой цели используются следующие задания.
Опознание предметов, изображенных в фас, профиль, полупрофиль.
Сравнение размеров изображений, находящихся на различных расстояниях от глаз. Зрительный поиск целевого изображения, отличающегося цветом, размером, ориентацией, местоположением от других похожих изображений в перцептивном поле.
Сравнение и определение идентичности формы двух объемных (трехмерных) объектов.
Сравнение рисунков, изображающих одну и ту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения.Развитие константности восприятия сложных гетерохромных рисунков.
продолжение
--PAGE_BREAK--4. Для реализацииметодики развития апперцепции и антиципации применяютсянаборы черно-белых и гетерохромных изображений по темам: «Предметы быта и жизнедеятельности человека»; «Растительный и животный мир» и др. Рисунки, на которых представлены контурные законченные и незаконченные изображения; целостные и без одного или двух фрагментов. Рисунки, на которых представлены изображения с частичным наложением одного на другое. Наборы контурных незавершенных изображений. Наборы целых изображений и их частей с разной информативной значимостью Контурные изображения «зашумленные» другими контурами в перцептивном поле. Рисунки, содержащие замаскированные изображения. Стилизованные, символические изображения.
Основная стратегия — обучение детей оперированию зрительными образами, предвосхищающему опознание на основе прошлого опыта. С этой целью дети выполняют ряд заданий.
Ознакомление детей с большим набором изображений по темам, указанным выше. Аналитическое и целостное восприятие этих изображений.
Сравнение на рисунке одного и того же (например, птица) контурного законченного и незаконченного изображения; дорисовка второго изображения по образцу.
Опознание изображений, частично перекрытых другим изображением (черный прямоугольник частично перекрывает контурные: круг, овал, треугольник, другой прямоугольник). Возможны и другие рисунки с частичным перекрытием изображений; предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним. Для правильного восприятия такого рисунка надо уметь домысливать недостающую часть перекрытого предмета, чтобы иметь полное представление об изображении. Опознание тем труднее, чем больше перекрыто изображение.
Опознание изображений по неполному контуру.
Опознание сложных гетерохромных изображений по их частям с разной информативной значимостью. Вначале дети рассматривают и запоминают целые изображения. Затем предлагается определить, какому изображению принадлежит та или иная часть. Фрагменты изображений предъявляются в случайном порядке. Зрительный поиск контурных изображений, «зашумленных» другими контурами.
Опознание изображений в условиях маскировки, которая осуществляется прямыми, ломаными, волнистыми линиями разного цвета в перцептивном поле. Степень маскировки может быть различной. Ребенку дается задание выделить целевой объект из маскирующего фона. Если он затрудняется в опознании, педагог предлагает ему обвести целевое изображение карандашом.
Опознание символических, стилизованных изображений.
5. Методика развития обобщенности восприятия.
В данной методике применяется набор из двадцати геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); каждая форма фигуры имеет четыре варианта: красного, зеленого, желтого и синего цветов. Набор предметных изображений, относящихся к разным родам и разным видам, с широкой вариативностью признаков (форма, цвет, размер, ориентация и др.). Набор сложных рисунков, состоящих из множества изображений, относящихся к разным классам.
Формирование обобщенности восприятия осуществляется в ходе последовательного выполнения детьми ряда заданий (от простых к более сложным). Педагог должен проверить, умеют ли дети производить категоризацию отдельных признаков изображений.
Группировка изображений по одному отдельному признаку..
Группировка изображений по двум и более признакам.
Сравнить два изображения одного класса, найти в них сходство и различия. Выделить и обозначить словом их общие свойства, составляющие содержание понятия об этом классе объектов. Отделить общие свойства от частных и обозначить их словом.
Сравнить два и более изображений разных классов. Отнесение изображенных предметов как в широкий, так и в узкий по объёму классы. Зрительный поиск изображений среди множества других по семантическому образу (словесному описанию).
Формирование умений и навыков пространственного ориентирования необходимо начинать после проведенной работы по развитию у слабовидящих детей зрительного восприятия. Затем следует учить их ориентироваться в схеме собственного тела, определять положение предметов относительно него. При этом обязательным условием является выработка опорных образов, т.е. начальных точек отсчета в системе координат пространства и только после этого вырабатывать противоположные понятия.
Работа по закреплению грамматических форм выражения пространственных отношений предметов следует начинать на реальных предметах, а затем переходить к освоению знаков и их систем, постепенно и последовательно перенося действия во внутренний план. Работа по освоению направлений пространства ведется в следующей последовательности:
· определение и закрепление в схеме собственного тела положений верх, сверху,
· определение относительно собственного тела положения сзади;
· определение относительно собственного тела положения справа относительно чего-то или кого-то;
· определение относительно собственного тела положений за, сзади;
· относительно собственного тела положения справа;
· относительно собственного тела положений под, около;
· определение положения перед в схеме собственного тела;
· определение относительно собственного тела положения лево, слева;
· закрепление положений низ, снизу относительно собственного тела;
· закрепление положений перед, спереди относительно собственного тела;
· закрепление положений лево, слева относительно собственного тела;
· определение и отработка положения предмета относительно другого предмета в позициях выше, сверху, справа, сзади, под;
· отработка положения одного предмета относительно другого в позициях ниже, снизу, слева, перед, над;
· определение и закрепление положений из-за, между, из-под;
· автоматизация в устной и письменной речи наречий, обозначающих пространственные направления, справа, слева, выше, ниже, сверху, снизу;
· автоматизация наречий, обозначающих внешние признаки предметов, больше, меньше, выше, ниже, шире, уже, короче, длиннее;
· закрепление наречий, обозначающих расположение предметов относительно определенной точки, ближе, дальше;
· закрепление употребления на письме предлогов, обозначающих пространственные отношения в следующем порядке: в, за, под, около, к, у;
· употребление предложно-падежных конструкций, выражающих пространственные отношения с помощью следующих предлогов: из, перед, на, над, вокруг, от;
· закрепление употребления предлогов из-за, между, из-под;
· дифференциация предлогов в — из, за — перед, под — над, над — на, к — от, из-за, из-под.
Павлова Т.А. рекомендует работу по закреплению зрительно-пространственного образа букв начинать с упражнений по уточнению восприятия буквы зеркального написания. Затем вести работа по устранению замен по оптическому и в последнюю очередь по кинетическому сходству.
Одновременно с выше изложенной коррекционной работой проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.
Например:
1. Найди фигуру или букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных печатных и рукописных букв.
2. Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.
3. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти)
4. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявляемых элементов печатных и рукописных букв.
5. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.
6. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
7. Дополнить недостающий элемент фигуры ил буквы по представлению.
8. Реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л – Д, К – Ж, З – В, Г – Б.
9. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р – Ь, И – Н, Г – Т.
10. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З – В, Р – В.
Определить различие сходных фигур ил букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И – П, П – Н.
Для развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрениия также применяются разнообразные упражнения в предметно-практической деятельности и на занятиях в игровой форме. Упражнения общего характера, включены в различные виды деятельности:
Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).
Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем — по памяти.
Выполнение аппликаций из мелких кусочков цветной бумаги или яичной скорлупы, изготовление из небольшой бутылки или баночки вазы, украшение ее узорами из семечек, сухого гороха, риса и т. п.
Складывание из палочек, спичек геометрических фигур, изображений, букв. Обведение контуров предметных изображений.
Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.
Наматывание ниток на катушку, клубок.
Расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).
Работа с мозаикой.
С помощью упражнений для пальцев (пальчиковые игры) младшие школьники с нарушениями зрения смогут увеличить подвижность пальчиков, разовьют их силу и гибкость, сумеют снизить физическую усталость и моральное напряжение во время занятия.
Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак — ладонь — ребро.
Поочередная смена положений рук: левая рука — кулак, правая — ладонь; затем наоборот: правая рука- кулак, левая — ладонь.
С детьми проводятся пальчиковые игры без речевого сопровождения и с ним (см. Приложение 1).
Также для развития мелкой моторики применяются приемы: штриховки (сверху вниз, слева направо), рисования по образцу, копирование и продолжение узоров, рисования графического диктанта (см. Приложения 2,3).
2. Экспериментальное изучение взаимосвязи особенностей восприятия и дисграфических расстройств у младших школьников с нарушениями зрения
2.1 Организация, цель, задачи, принципы и методы изучения восприятия
зрение нарушение младший школьник
Целью первого констатирующего экспериментального исследования явилось определение уровня зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения.
В задачи данного исследования входили:
1. Изучить карты полного обследования исследуемых детей, особое внимание уделить ознакомлению с их офтальмологическим диагнозом;
2. Апробировать модифицированную методику по выявлению особенностей зрительного восприятия на детях экспериментальной группы.
2. Оценить различные стороны зрительного восприятия у детей экспериментальной группы.
Исследование проводилось на базе комплекса школа – детский сад для слабовидящих детей. В исследовании участвовали 15 детей первоклассников с нарушениями зрения.
Предметом данного исследования явилась взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методики: метод анализа медицинской документации; комплексный тест для определения уровня зрительного восприятия M.Frostig[ 2 ].
Для ознакомления с особенностями зрительного дефекта мы изучили карты полного обследования детей экспериментальной группы, в которых были даны медицинские заключения по следующим направлениям:
— диагнозы по зрению;
— психоневрологическим отклонениям;
— общим соматическим заболеваниям;
— нарушениям опорно-двигательного аппарата;
— логопедическое заключение.
Так как нас больше интересовало первое направление, поэтому его изучению мы уделили особое внимание, а также проконсультировались с врачом – офтальмологом по каждому диагнозу.
Далее наше исследование продолжилось определением уровня зрительного восприятия у обозначенной категории учащихся. Для этого мы воспользовались комплексным тестом M. Frostig. Данная методика представляет собой переработанную тестовую методику M. Frostig.
Как нам уже известно, зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому мы воспользовались данной методикой, т. к. она представляет собой комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких как:
Зрительно-моторная координация(субтест 1) (Бланки указанных субтестов представлены в приложении 4). Данное задание состояло из проведения непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу, между границами или по заданному образцу.
Фигурно-фоновое различение (субтест 2). Состояло в нахождении заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использовались пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры.
Постоянство очертаний(субтест 3). Задание состояло из опознания центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагались круг и квадрат.
Положение в пространстве (субтест 4). Задание заключалось в узнавании повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.
Пространственные отношения(субтест 5). Задание заключалось в анализе и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.
Комплексный субтест(субтест 6). Задание заключалось в анализе детьми фигур с последующим дорисовыванием их частей согласно заданному образцу.
Тестирование проводилось подгруппами по 3-4 ребенка. Для проведения тестирования использовались следующие материалы:
— регистрационный лист;
— тестовый буклет с бланками субтестов по количеству тестируемых детей и демонстрационные карточки (с изображением равностороннего треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, круга, овала, полукруга, креста, пятиугольной и шестиугольной звезды);
— простой (М), цветные карандаши и фломастеры;
— парты с ровной поверхностью.
Во время проведения тестирования строго следовали инструкция по проведении. Каждому ребенку предлагался тестовый буклет и карандаши. На протяжении тестирования нами заполнялся регистрационный лист, в него заносились все замечания о работе каждого ребенка. Перед выполнением ребенком задания нами озвучивалась следующая инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать. Внимательно слушай задание и выполняй его так, как я буду говорить. Выполнение каждого задания начинай только по моей команде. Когда ты закончишь выполнять задание, положи карандаш на стол и жди инструкцию к следующему. Если ты не понял задание, спроси сразу, чтобы не сделать ошибок». Инструкция повторялась нами по мере необходимости. Методика содержит достаточно большой речевой материал в виде инструкций к заданиям субтеста и зрительный, в виде бланков к субтестам. Поэтому перед тем как приступать к исследованию детей по данной методике, учитывая их зрительный дефект, посоветовавшись с врачом-офтальмологом, мы адаптировали некоторые моменты в ней:
1) размер бланков мы сделали несколько крупнее, увеличили контрастность изображения;
2) исключили из 3-го субтеста задание № 2, т. к. оно излишне загружено деталями, дабы исключить возникновение затруднений у детей в опознании объектов субтеста;
3) выполнение заданий субтестов разбили на три периода, давали задания «дозировано» по 2 субтеста в день, после 10 — 15 минут работы с заданиями проводили упражнения для глаз;
4) увеличили время экспозиции стимульного материала вдвое (и более при необходимости), т.к. у детей с нарушениями зрения возможен сукцессивный способ зрительного восприятия [40, с.11];
5) прежде, чем приступать к тестированию со всей группой исследуемых детей мы провели словарную работу по наполнению словарного материала конкретными представлениями, так как нам было известно, что детям с нарушениями зрения свойственен формализм речи.
Далее мы приступили к тестированию детей. Первый субтест, содержит 16 заданий. Перед выполнением каждого из них детям предлагалась инструкция:«Не отрывай карандаш от бумаги при выполнении всех заданий. Тестовый лист не верти». К каждому заданию предлагался следующий речевой материал.
Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показывались). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее.
Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии. Найди середину первой линии, а затем — второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги.
Задание 3. Посмотри, вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги.
Задание 4. Здесь нарисованы тоже точка и звездочка. Тебе их нужно соединить, проведя прямую линию сверху вниз.
Задание 5. Проведи прямую линию сверху вниз не отрывая карандаш от бумаги и соедини середину верхней полосочки с серединой нижней.
Задание 6. Проведи вертикальную прямую линию посередине дорожки сверху вниз. Не задевай края дорожки, закончив, отложи карандаш.
Задания 7-12. Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.
Задания 13 — 16. Сейчас тебе необходимо обвести предложенный рисунок по прерывистой линии, но линию вести надо только в том направлении, в каком показывает стрелка. Т.е. как только ты дорисовал до «перекрестка», смотри, куда показывает стрелка, и в том направлении рисуй дальше. Линия должна закончиться на звездочке. Не отрывай карандаш от бумаги. Не забывай, что лист нельзя вертеть. Закончив, отложи карандаш.
После физминутки приступили к субтесту 2.
Для этого задания нам понадобились дополнительные материалы: прямоугольник, крест, полукруг, пятиугольная и шестиугольная звезда, ромб и овал.
Ко всем заданиям субтеста озвучивалась иннструкция: «Не отрывай карандаш от бумаги. Держи карандаш справа от линий фигуры. Закончив работу, отложи карандаш».
К каждому из заданий субтеста предлагался следующий речевой материал:
К каждому из 8-ми заданий данного субтеста предлагались аналогичные инструкции: «Сейчас мы будем находить знакомые фигуры и обводить их. Посмотри внимательно на карточку, здесь нарисован треугольник. А теперь на рисунке найди и обведи цветным карандашом спрятанный там треугольник (в последующих заданияхпрямоугольник, крест, полукруг, шестиугольная звезда, пятиугольная звезда, ромб, овал)
К работе с последующими субтестам 3, 4 мы приступили на следующий день эксперимента.
Инструкция ко всем заданиям 3 субтеста, использовалась следующая: «Тестовый лист не верти, старайся обводить фигуру одной непрерывной линией».
К каждому из заданий субтеста предлагался следующий речевой материал:
Задание 1. Сейчас перед тобой новое задание. Посмотри, на листе нарисовано много различных фигур, но среди них есть КВАДРАТЫ. Тебе нужно найти их как можно больше и обвести. Будь внимателен, не перепутай их с прямоугольниками или ромбами. Не торопись, квадраты здесь есть большие и маленькие, белые и заштрихованные… Закончив, отложи карандаш.
Задание 2. А на этом тестовом листе тоже нужно найти и обвести как можно больше, но КРУГОВ.
Далее следовал 10-минутный перерыв, для проведения упражнений для глаз.
К каждым заданиям 4-го субтеста предлагалась следующая инструкция: «Тестовый лист не переворачивай, сходная с образцом фигура лишь одна, работай внимательно».
Мы заметили, что детям, в силу их дефекта было трудно выделить конкретное задание из тестового листа, поэтому мы закрывали последующие задания чистым листом бумаги.
К каждому из 8-ми заданий данного субтеста давалась аналогичная инструкция: «Посмотри на первую строчку. Здесь нарисованы УГОЛКИ (и другие фигуры, см. по бланку). Они все изображены по-разному, но среди них есть один, нарисованный так же, как образец. Найди точно такой же уголок (другая фигура, см. по бланку) среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, уголки очень похожи, но лишь один из них «правильный».
К работе с последующими субтестам 5, 6 мы приступили на следующий день эксперимента.
К каждым восьми заданиям 5-го субтеста предлагалась следующая общая инструкция: «Тестовый лист не переворачивай и не верти, постарайся не отрывать карандаш от бумаги, не стирай, не исправляй».
Инструкция, приведенная ниже, для всех заданий была аналогична: Посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру. На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки к какой идут линии. Закончив, отложи карандаш.
По окончанию работы над 5-м субтестом следовал 10-ти минутный перерыв.
Затем мы приступили к заданиям субтеста №6. К каждым заданиям которого давалась следующая инструкция: «Тестовый лист не вращай. Те линии, которые уже есть на рисунках, не обводи, дорисовывай только то, чего недостает».
В данном субтесте мы также закрывали последующие задания чистым листом бумаги.
Последующие инструкции были следующими: «Здесь нарисован квадрат (в последующих заданиях круг, конверт, ромб), а рядом не дорисованы пять квадратов, т.е. рисунок не закончен. Постарайся правильно дорисовать эти квадраты. Они должны соответствовать образцу. Не забывай: те линии, которые уже есть, обводить нельзя».
После выполнения каждого задания мы обязательно хвалили детей за работу.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Организация, цель, задачи, принципы и методы изучения нарушений письма
Целью данного констатирующего экспериментального исследования явилось изучение особенностей письма у младших школьников с нарушениями зрения.
В задачи данного исследования входили:
1. Выявление дисграфических ошибок в работах испытуемых.
2. Дифференцировка дисграфических ошибок у детей экспериментальной группы.
3. Проследить взаимосвязи между особенностями восприятия и дисграфическими расстройствами у детей экспериментальной группы.
Для решения поставленных задач мы использовали комплекс описательных, оценочных и объяснительных методов, методы статистического анализа, в частности: диагностику усвоения детьми графем, оценку навыков графического моделирования слова, анализ графических характеристик письма, беседу с детьми, изучение личных дел и медицинских карт учащихся (в которых, особое внимание мы уделяли заключению и рекомендациям офтальмолога) и опрос родителей, учителей и воспитателей.
Экспериментальное изучение особенностей письма младших школьников с нарушениями зрения с нарушениями зрения осуществлялось в 3 этапа:
I
этап.
Обследование младших школьников и выявление страдающих нарушениями и трудностями формирования письма.
II
этап.
Осуществление специального углубленного обследования детей с нарушением письма, с недостатками в звукопроизношении.
Задача – дифференциальная диагностика расстройств письма. Определение симптоматики, причин и вида дисграфии, степени её выраженности.
III
этап.
Выявление и учет специфических ошибок.
Задачи:
— детальное уточнение симптоматики дисграфии в каждом отдельном случае;
Поставленные задачи также предполагали специальный подбор методик, которые позволили бы решить поставленные задачи. Нами использовался комплекс экспериментальных методик и приемов, в который вошли:
1. Методики оценивания навыков письма.
2. Методика диагностики усвоения детьми графем и звукобуквенных связей.
3. Методика анализа графических характеристик письма.
4. Методика оценивания навыков графического моделирования слова.
Для изучения и оценки состояния навыка письма мы воспользовались методами, предложенными А.Н. Корневым и И.Н. Садовниковой. Изучение навыка письма заключалось в оценке операций символизации (то есть буквенного обозначения звуков на основе правил графики) и операций графического моделирования слова (на основе правил как графики, так и орфографии).
Мы продиагностировали особенности усвоения ребенком графем и звукобуквенных связей. Опыт проводился с группой детей. Им предлагалось выполнить три вида заданий:
1. Подобрать из разрезной азбуки названные им буквы.
2. Записать буквы (сточные и прописные) и слоги под диктовку (в случае забывания предлагалось обозначать букву точкой):
а) строчные буквы:
п. и, ш, т, м, щ, з, ц, е. г, л, д, у, б, э. ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х
б) прописные буквы:
Г, З. Д, Р, М, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ
в) слоги:
ас, мо, осе, ри, мя, жу, ац, кор, пла, глу, чит, бач, крет.
3. Списать буквы с ихпечатного изображения:
О, Б, А, Д, П, У, Т, Л, М, Ш, Н, Й, З, Е, С.
Следующим этапом нашей работы явился анализ каллиграфических характеристик письма, автоматизации каллиграфических навыков, графо-моторной зрелости. Для диагностики нарушений моторного компонента письма нами был использован тест Кортиса [Краснопольский Э., Столпова М., 1927] иданные Гурьянова (1962). Детям предлагалось как можно быстрее писать фразу: «Маша пришла в школу» в течение 2 минут. Затем подсчитывалось среднее количество знаков, написанных за 1 минуту по формуле:
Количество знаков, написанных за 2 мин.
В таблице 3 приведены возрастные нормативы теста Кортиса.
Таблица 3 — Возрастные нормативы теста Кортиса (Э. Краснопольский, М. Столпова, 1927)
Возраст, лет
Мальчики
Девочки
Среднее количество знаков за 1 мин.
Среднее отклонение
Среднее количество знаков за 1 мин.
Среднее отклонение
8
28,0
1,6
27,0
2,8
9
26,4
7,0
28,0
5,2
10
29,6
6,0
28,4
5,8
11
33,9
10,0
40,4
11,8
Далее мы провели исследование и оценку навыков графического моделирования слова, которые были организованытаким образом, чтобы решить следующие задачи: определение доминирующих ошибок (в классных работах, в диктанте, при вставке пропущенных букв). Поскольку поводом для диагностики обычно является наличие в письме большого количества ошибок, они и стали объектом анализа в первую очередь. При изучении письменных работ основное внимание уделяется часто повторяющимся типам ошибок, для систематизации и группировки которых мы воспользовались системой учета, предложенной И.Н. Садовниковой. Которая позволила нам решить ряд существенных задач: уточнить детально симптоматику дисграфии в каждом отдельном случае и представить целостную картину состояния письма у конкретного ученика;скомплектовать группы учащихся с учетом выявленных нарушений.
Учету ошибок предшествовала их визуальное вычленение нами в текстах письменных работ детей. Проверяя работы учеников, мы не упускали из поля зрения и орфографические ошибки, удерживание информации, как рекомендует И.Н. Садовникова, во «внутреннем плане» [44, с.42].
Нашей основной задачей явилось доскональное исследование особенностей письма младших школьников с нарушениями зрения.
Заключение о нарушениях письма отслеживалось в динамике, то есть не основывалось на материале одного диктанта, а изучались классные работы испытуемых детей в процессе их выполнения.
Следующим шагом нашей работы явилось внесение полученных данных в сводную таблицу учета специфических ошибок предложенную И.Н. Садовниковой, которая базируется на изложенной ранее классификации специфических ошибок письма и принимающей во внимание патогенетические механизмы.
Специфические ошибки письма были сгруппированы следующим образом:
1. Ошибки отграничения речевых единиц (предложений, слов);
2. Ошибки звукового анализа (пропуски, вставки, перестановки, упрощение структуры слова, контаминации);
3. Ошибки при обозначении мягкости согласных (расщепление йотированных букв, пропуск и неправильное употребление мягкого знака);
4. Смешения букв:
по акустико – артикуляционному сходству (звонких и глухих парных согласных, свистящих – шипящих, сонорных р — л, аффрикаты);
по кинетическому сходству;
5. Аграмматические ошибки (нарушения словообразования, согласования, управления, употребления предлогов).
Специальное внимание обращалось на то, в какой части слова чаще допускались ошибки (корень, приставка, суффикс, окончание), какова была степень постоянства и регулярность ошибок определенного типа.
Далее для выявления дисграфических нарушений мы воспользовались сенсибилизированным тестом, предложенным А. Н. Корневым, которым является списывание и исправление деформированного текста. Текст, которого был нами сокращен и адаптирован для данной категории учащихся. Текст приводится ниже.
Деформированный текст
Пропати у коски котяда. Кошка очень грунсила, перестана езть, искала их, жаломно мяукала. Хожаин посол в лес, поймат бетку, прилес домой. Бетка была мала. Она не умела езть, ходить и спотреть. Полосили белку к кожке. Кожка омнюхала малетького жверка и начала колмить как звоих котят. Когда белка подросла, кошка стала училь ее ловить мысей.
Изучение медицинских карт показало, что у девятнадцати учащихся всех групп в заключениях невропатолога стоял диагноз резидуальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция (у 6 из 19), что говорит о том, что у данных детей имеются биологические и функциональные предпосылки к отклонениям в развитии.
2.3 Состояние нарушений восприятия и письма у младших школьников с нарушениями зрения
По итогам изучения карт полного обследования детей экспериментальной группы, глубоко не вдаваясь в медицинские термины, мы пришли к следующей сводной таблице 4, в которой указаны кодовые имена детей и их острота зрения.
Таблица 4 — Данные остроты зрения исследуемой группы детей
У двоих детей имеющиеся зрительные нарушения осложнены резидуальной энцефалопатией, у одного ребенка астенией и ещё у двоих элективный мутизм, церебрастенический синдром. У шестерых по заключению логопеда имеется дислалия и у одного нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
После проведения диагностики по определению уровня зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения с помощью теста M.Frostigи обработки итогов тестирования, мы составили таблицу 5 итогов тестирования. Возраст детей указывали округленный.
Таблица 5 — Уровень развития той или иной функции зрительного восприятия у детей экспериментальной группы по итогам тестирования
№ п/п
Кодовое имя
Возраст
Зрительно-моторная координация
Субтест 1
Фигуро-фоновое различение Субтест 2
Постоянство очертаний
Субтест 3
Положение в пространстве Субтест 4
Пространственные отношения Субтест 5
Комплексный субтест
1.
А.С.
7лет
16
16
9
8
6
16
2.
А.А.
6 лет
13
13
9
7
6
10
3.
Б. Ж.
7 лет
15
16
9
8
7
14
4.
Ж.А.
7 лет
13
13
8
5
7
2
5.
М. Р.
6,6
15
15
8
7
6
10
6.
М.Ж.
7 лет
17
16
10
7
6
15
7.
Н.Г.
7,6
18
17
11
8
7
14
8.
О.Б.
7 лет
18
16
10
8
7
15
9.
С. Е.
7лет
16
10
2
4
4
5
10.
Т. Т.
7лет
16
15
10
7
7
15
11.
Т.А.
7лет
17
16
10
7
6
10
12.
Т.К.
7лет
17
15
10
7
6
13
13.
Т.Н.
7лет
17
15
15
7
6
14
14.
Т. Д.
7лет
16
15
10
7
6
16
15.
Ш.Б.
7лет
16
14
9
8
6
16
И затем по таблице 6 «Возрастные нормативы выполнения субтестов» оценивали, соответствуют ли возрастным нормативам результаты, которые показали дети экспериментальной группы.
Таблица 6 — Возрастные нормативы выполнения субтестов детьми 5-7,5 лет
Возраст
Итог выполнения субтестов
1
2
3
4
5
6
при максимальном количестве баллов
30
20
15
8
8
20
5,0
10
12
7
5
4
11
5,5
11-12
13
8
6
5
12-13
6,0
13
14
9
7
6
14
6,5
16-17
15-16
9
7
7
15-16
7,0
18-19
17
11
8
8
17
7,5
20
18+
12+
-
-
18+
Хотя среди исследуемых детей не было таких, кто бы был моложе 6-ти летнего возраста, однако в таблице 6 мы указали возрастной промежуток 5- 7,5 лет, чтобы проследить какому возрасту соответствует развитие восприятия того или иного ребёнка.
Хочется отметить, что дети с интересом отнеслись к выполнению заданий субтестов и каждый раз, по словам учителя ждали появления экспериментатора с новыми заданиями.
При диагностике усвоения детьми графем и звукобуквенных связей, все испытуемые справились с заданиями на хорошем уровне. При подборе названных букв из разрезной азбуки выполнение задания было сто процентное, хотя у некоторых детей наблюдались некоторые забывания букв, но при повторном их проговаривании, дети их воспроизводили в памяти и правильно подбирали.
При записи букв и слогов под диктовку в работах детей наблюдались замены оптически сходных букв (Е – З, Л-М, Ш-Щ), дублирование буквы «О». Это обусловлено недостаточно развитым усвоением зрительных образов кинем (А. Н. Корнев).
Также у одного испытуемого встречались ошибки смешения фонематически близких (п – б, д- т, ж – ш) и оптически сходных букв. Как отмечает А. Н. Корнев, ошибки такого рода свидетельствуют ослабости звукобуквенных связей, недостаточной усвоенности зрительного образа букв или слабом владении двигательными навыками изображения букв, то есть недостаточном усвоении «кинем». При неполноценности звукобуквенных связей среди ошибок в буквенном диктанте преобладают замены фонематически близких букв. В случаях нарушений усвоения зрительных образов графем преобладают замены оптически сходных букв.
При диагностике моторного компонента письма существенных отклонений от возрастных нормативов нами обнаружено не было. Однако следует отметить, что у многих детей нарушена каллиграфия, почерк неровный и нестабильный, толчкообразный, что говорит о наличии тремора при движении руками. Движения руки при письме у многих детей экспериментальной группы были скованны, что приводило к быстрому мышечному утомлению во время письма. Это обусловлено слабостью мелкой моторики, графо-моторной незрелостью и недостаточной автоматизированностью каллиграфических навыков.
Проанализировав два вида письменных работ (письмо под диктовку и вставка пропущенных букв) мы пришли к выводу, что в диктанте дети, большей своей частью, допустили значительно больше ошибок. Что стало причиной неполноценности самоорганизации в процессе письма под диктовку.
У трети испытуемых учащихся разница в количестве ошибок между этими двумя видами письменных работ была не столь демонстративна. И как отмечает А.Н. Корнев, основная причина таких ошибок заключается в несформированности операций анализа, фонематической дифференциации или алгоритма решения орфографических задач.
Дальнейшее, сопоставление этих работ (диктант и вставка пропущенных букв) а также изучение классных работ школьников позволила нам выяснить стабильности системной организации всех операций, входящих в комплексный акт письма. И дало возможность нам выявить детей с имеющимися у них дисграфическими ошибками и классифицировать их (по И.Н. Садовниковой).
Итак, благодаря изученному теоретическому материалу и в результате анализа письменных работ были получены следующие данные.
У 12 детей из 15 исследуемых младших школьников с нарушениями письма обнаружены дисграфические ошибки, что составило 80%.
Далее анализ работ младших школьников с нарушениями зрения позволил выявить наиболее часто встречающиеся дисграфические ошибки. В рисунке 1 отображена частотность встречающихся дисграфических ошибок в процентном соотношении из общей массы ошибок.
Рис. 1 — Показатели частотности ошибок письма у детей экспериментальной группы (в %)
Из этих рисунков видно, что среди дисграфических, наиболее часто в исследуемой группе встречались оптические ошибки. Спектр данных ошибок был достаточно разнообразен и охватил все аспекты.
Далее по количеству идут аграмматические ошибки и ошибки анализа и синтеза. У этих детей отмечено наличие ошибок, связанных с неумением выделять предложение из текста, слов из предложения, многочисленные пропуски и перестановки букв. Аграмматизмы чаще всего были представлены нарушениями управления и неправильным употреблением предлогов.
Нарушения фонемного распознавания и артикуляционно-акустические ошибки были несколько меньше представлены, возможно, в связи с тем, что дефекты произношения к моменту обследования письма уже были устранены и поставленные звуки автоматизированы почти у всех исследуемых детей.
продолжение
--PAGE_BREAK--