ИСПОЛЬЗОВАНИЕКОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Доктор педагогических наук,
профессор Малашихина И.А.
Подинформационной технологией в общем смысле обычно понимаетсяупорядоченная совокупность методов переработки, изменения состояния,свойств и качественной формы проявления, тиражирования, распространенияи использования информации, осуществляемых в процессе общественной ипроизводственной деятельности.
Программно-техническиесредства — являются материальной основойинформационной технологии, с помощью которой осуществляется сбор, хранение, передача и обработка информации.
Информационныетехнологии характеризуются основными свойствами;
- предметом(объектом) являются данные;
- цельюпроцесса является получение информации;
- средствамиосуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
- процессыобработки данных разделяются на операции в соответствии с заданной предметнойобластью;
- выборуправляющих воздействий на процессы должен осуществляться лицами, принимающимирешение;
- критериямиоптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.
В принципе нет такихмонотехнологий, которые использовали бы только один единственный фактор, метод,принцип – педагогическая технология всегда комплексна. Однако, делая акцент нату или иную сторону процесса обучения, технология приобретает некуюхарактерность и получает от этого свое название (рис. 1)
/>
Рис.1.Основные направления составляющих педагогических технологийв вузе.
Рассмотрим сутьтехнологий, представленных в блоках на рис. 1.
Блок № «По научнойконцепции усвоения» включает в себя ассоциативно-рефлекторные,бихевиористические, интериоризаторские, развивающие и гельштат-технологии.Следует здесь же упомянуть и малораспространенные технологиинейролингвистического программирования и суггестивные.
Блок «По ориентации наличностные структуры» — это информационные технологии; операционные;эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные технологиисаморазвития; эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные.
Блок «По характерусодержания и структуры» включает следующие технологии: обучающие ивоспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные ипрофессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различныеотраслевые, частнопредметные, а также моно- и комплексные (политехнологии), инаконец – проникающие технологии.
В монотехнологиях весьучебно-воспитательные процесс основан на какой-либо одной приоритетной,доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных – он комбинируется изэлементов разных монотехнологий. Технологии, элементы которых особенно частовключаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, называютпроникающими.
Блок «По типу организациипознавательной деятельности и управлению ею» — здесь предложена также целаяклассификация педагогических систем (технологий). В частности, взаимодействиеучителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая инекорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролеми взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным)и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебныхсредств).
Программные средства,применяемые в современных информационныхтехнологиях, обладают, как правило, широкими функциональными возможностями,имеют развитый пользовательский интерфейс и могут использоваться самостоятельнов виде компьютерных информационных технологий.
Информационныетехнологии могут решить проблемы обучения профессиональному общению иинтенсифицировать учебный процесс за счет повышения темпа,индивидуализации обучения, моделирования ситуаций, увеличения активного времени каждогообучающегося и усиления наглядности, благодаря преимуществам информационныхтехнологий, которые заключаются в:
- организации познавательной деятельности путеммоделирования;
- имитации типичных ситуаций профессионального общения с помощью средств мультимедиа;
- применении полученных знаний в новых ситуациях;
- эффективной тренировке усваиваемых умений и навыков;
- автоматизированном контроле результатов обучения;
- способностиосуществления обратной связи;
- развитиитворческого мышления;
— возможностиобъединения в учебных программах визуальной и звуковой форм.
Сложившаясяпрактика внедрения средств информационных технологий в образовательный процесспредполагает их использование прежде всего в изучении технических дисциплин. Какпоказывают проведенные исследования, с их помощью можно значительноулучшить как управление образовательным процессом, так и повысить его педагогическуюэффективность [21].
Разрабатываяпринципы организации обучения с помощью информационных технологий, необходимопринимать во внимание, с одной стороны, дидактические свойстваи функции обучения самих средств информационных технологий,как основы обучения, с другой стороны, концептуальные направлениядидактической организации такого обучения, как элемента общей системыобразования на современном уровне.
Прежде всего, необходимопредставить достоинства компьютерного методас психологической точки зрения. Компьютерное обучение несет в себе огромныймотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы компьютерможет помочь преподавателю индивидуализировать и дифференцировать учебныйпроцесс, в то время как обучаемые будут ощущать постоянное присутствиедоброжелательного инструктора — машины.
Компьютер гарантируетконфиденциальность. В том случае, если не ведетсязапись результатов для преподавателя, только сам обучаемый знает, какие ошибки он допустил, и не боится, чтопреподаватель узнает его результаты.Таким образом, самооценка обучаемого не снижается, а на уроке создаетсяпсихологически комфортная атмосфера. Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в аудитории или в лингафонном кабинете. Этообеспечивается постоянной и прямойреакцией машины на ответы обучаемого в ходе выполнения упражнения. Поскольку обучаемые сами определяют темпработы, компьютерное обучение какнельзя лучше соответствует принципам индивидуального обучения. Курсанты могут допускать любое количествоошибок, не испытывая при этомтерпение компьютера, и тратят учебное время только на исправление, анализ собственных ошибок и могут неслушать, как преподаватель сноваобъясняет уже знакомый материал.
Решающимфактором успешного внедрения информационных технологий в учебный процессявляются готовность и способность преподавателей освоить средстваинформационных технологий и предложить новые методикиобучения с использованием этих средств.
Сприменением соответствующих методик обучения мультимедийныеобучающие программы можно использовать [2]: при проведении аудиторных занятиях; нафакультативных занятиях; на дополнительных занятиях с отстающими; для самостоятельной работы студентов во внеурочноевремя.
Следуетвыделить ряд существенных позитивных факторов, повышающихэффективность обучения студентов. Использование мультимедийных технологий:
1. Позволяетиндивидуализировать обучение.
2. Повышаетактивность студентов.
3. Помогаетинтенсифицировать обучение.
4. Повышаетмотивацию учения.
5.Создает условия длясамостоятельной работы.
6. Способствует выработкесамооценки у студентов.
7. Создает комфортную среду обучения.
Этиэффекты достигаются погружением курсанта в принципиальноновую информационно-технологическую среду, обеспечивающую расширенноеинтерактивное взаимодействие, максимально приближенное к естественному.
Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктоминтеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособногонаселения общества, определяет необходимость подготовки в подрастающемпоколении творчески активного резерва. По этой причине становится актуальной разработкаопределенных методических подходов к использованию средств новых информационныхтехнологий для реализации идей развивающего обучения, развития личностикурсанта. В частности, для развития творческого потенциала индивида,формирования у курсанта умения осуществлять прогнозирование результатов своейдеятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач — как учебных, так и практических.
Не менее важна задача обеспечения психолого- педагогическими иметодическими разработками, направленными на выявление оптимальных условийиспользования средств новых информационных технологий в целях интенсификацииучебного процесса, повышения его эффективности и качества.
Актуальность вышеперечисленного определяется не только социальнымзаказом, но и потребностями индивида к самоопределению и самовыражению вусловиях современного общества этапа информатизации.
Особого внимания заслуживает описание уникальных возможностейинформационных технологий, реализация которых создает предпосылки для небывалойв истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также созданияметодик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим этивозможности:
• незамедлительная обратная связь между пользователем и информационнымитехнологиями;
• компьютерная визуализация учебной информации об объектах илизакономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и«виртуальных»;
• архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностьюее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральномубанку данных;
• автоматизация процессов вычислительной информационно — поисковойдеятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента свозможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;
• автоматизация процессов информационно-методического обеспечения,организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатамиусвоения.
Реализация вышеперечисленных возможностей информационных технологийпозволяет организовать такие виды деятельности как:
• регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации обизучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, ипередача достаточно больших объемов информации, представленной в различныхформах;
• интерактивный диалог — взаимодействие пользователя с программной(программно-аппаратной) системой. В отличие от диалогового, (предполагающегообмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями)),характеризуется реализацией более развитых средств ведения диалога. Этовозможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием«ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов, при этомобеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала,режима работы.
Ввиду того, что вышеперечисленные виды деятельности основаны наинформационном взаимодействии между обучаемым (обучаемыми), преподавателем исредствами новых информационных технологий и вместе с тем направлены надостижение учебных целей, назовем ее информационно-учебной деятельностью.
Таким образом можно выделить следующие педагогические цели использованиясредств новых информационных технологий [29]:
• развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни вусловиях информационного общества:
• развитие мышления, (например, наглядно-действенного,наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);
• эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностейкомпьютерной графики, технологии Мультимедиа);
• развитие коммуникативных способностей;
• формирование умений принимать оптимальное решение или предлагатьварианты решения в сложной ситуации (например, за счет использованиякомпьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятиюрешения);
• развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскуюдеятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерногомоделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);
• формирование информационной культуры, умений осуществлять обработкуинформации (например, за счет использования интегрированных пользовательскихпакетов, различных графических и музыкальных редакторов).
Использование средств новых информационных технологий в качестве средстваобучения, совершенствует процесс преподавания, повышает его эффективность икачество. При этом обеспечивается:
— реализация возможностей программно-методического обеспечениясовременных ПЭВМ в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций,осуществления тренировки, контроля за результатами обучения;
— использование объектно-ориентированных программных средств или систем(например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных) в целяхформирования культуры учебной деятельности;
— реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессеприменения обучающих интеллектуальных систем.
— использование информационных технологий в качестве инструмента познанияокружающей действительности и самопознания;
— использование информационных технологий в качестве средства развитияличности курсанта;
— использование информационных технологий в качестве объекта изучения(например, в рамках освоения курса информатики);
— использование информационных технологий в качестве средстваинформационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательнымпроцессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;
— использование информационных технологий в качестве средствакоммуникаций (например, на базе асинхронной телекоммуникационной связи) в целяхраспространения передовых педагогических технологий;
— использование информационных технологий в качестве средстваавтоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности,компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики;
— использование информационных технологий в качестве средстваавтоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного,демонстрационного) и управления учебным оборудованием.
Из всего многообразия педагогических применений информационных технологийособо следует выделить использование программных средств (ПС) в связи с ихширокой популярностью в практике отечественного и зарубежного образовательногопроцесса. Несмотря на многолетний опыт использования разнообразных типовпрограммных средств в учебных целях, их потенциальные возможности остаютсянеисчерпанными. Причиной этого является как неразработанность теоретическихоснов, раскрывающих целесообразность создания и применения программных средствв целях обучения, так и отсутствие четкой классификации или типологии, комплексатребований, предъявляемых к ним.
Проблемы разработки и использования программных средств учебногоназначения опираются на ряд теоретических положений, представляющих:
• педагогическую целесообразность применения программных средств учебногоназначения;
• функциональное назначение отдельных типов программных средств,используемых в целях обучения;
• типологию программных средств по методическому назначению;
•требования к программным средствам, используемым вучебно-воспитательном процессе.
Под информационнойтехнологией в одних случаях понимают способи средствасбора,обработки и передачи информации для получения новых сведений обизучаемомобъекте, в других — совокупность знаний оспособах и средствах работы с информационными ресурсами.
Следуетзаметить, что в каком-то смысле все педагогические технологии(понимаемые как обозначенные выше способы) являются информационными,так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обменаинформацией между педагогом и обучаемым. Однако в современномпонимании информационная технология обучения — это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и дляобучаемых благоприятных условий длясвободного доступа к культурной,учебной и научной информации.
Термин «компьютернаятехнология обучения» с учетом широких возможностей современныхвычислительных средств и компьютерных сетей часто употребляется в том же смысле,что и «имитационные технологии» и «учебныеигры». В то же время понятия «компьютерная технология» и «информационнаятехнология» нельзя отождествлять. Винформационных технологиях можетиспользоваться компьютер как одно из возможных средств. Кроме того, понимание компьютера как вычислительноймашины (от англ. computer — вычислитель)стало уже анахронизмом. Поэтому и термин «компьютерная (буквально — вычислительная) технология» скорее неудачный,а вот вести речь о компьютерныхсредствах обучения, компьютерных программах вполне правомерно.
Рассмотримобщую характеристику информационных технологий обучения и ихтехнические средства обучения. Система образования, пожалуй, всегда была оченьотзывчивой на внедрение в учебный процессинформационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения и компьютерныхсредствах. В учебных заведениях и сегодняуспешно применяются различные программные комплексы — как относительнодоступные (текстовые и графическиередакторы, средства для работы и подготовкикомпьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования, системы управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки данных). И все же эти программные средства, можно сказать, никогда не обеспечивали всех потребностейпреподавателей.
Разработка собственноучебных компьютерных средств осуществлялась на основе идеипрограммированного обучения.
Программныепродукты для учебного процесса чаще всего представляли собой электронныеварианты следующих учебно-методических материалов: компьютерныепрезентации иллюстрированного характера; электронные словари,справочники и учебники; лабораторные практикумы с возможностью моделированияреальных процессов; программы-тренажеры; тестовые программы; электронныеучебники.
Всистеме образования на сегодня накоплено множество различныхкомпьютерных программ учебного назначения, созданных в учебныхзаведениях и центрах России. Немалое их число отличаетсяоригинальностью, высоким научным и методическим уровнем.
Появление компьютеровновых поколений стимулировало дальнейшую компьютеризацию обучения,например, изобретение интеллектуальных обучающих систем,базирующихся на работах в области искусственного интеллекта, вчастности, теории экспертных систем — сложных программ, манипулирующих специальными экспертными знаниями в предметных областях. Эти системы решают задачи, применяя логику и эмпирические правила, умеют пополнять свои знания.Соединяя мощные компьютеры счеловеческим опытом, экспертныесистемы увеличивают ценность экспертныхзнаний, позволяя использовать их максимальношироко и конкретно.
Новыйимпульс информация образования получает от развития информационныхтелекоммуникационных сетей. Глобальная сеть Интернетпредоставляет доступ к гигантским объемам информации, хранящимся вразличных уголках нашей планеты.
Специфика технологийИнтернет — WWW (от англ. WorldWideWeb— всемирная паутина)заключается в том, что они предоставляютпользователям громадные возможностивыбора источников информации: базовая информацияна серверах сети; оперативная информация,пересылаемая по электронной почте; разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных и учебных центров, музеев; информация о гибких дисках, компакт-дисках, видео- и аудиокассетах, книгах и журналах, распространяемых через Интернет-магазины, и др.
Средства коммуникации,к которым относятся электронная почта, глобальная, региональные илокальные сети связи и обмена данными, также предоставляютдля обучения широчайшие возможности:
— оперативнуюпередачу на разные расстояния информации любого объема ивида;
— интерактивность и оперативную обратную связь;
— доступ к различным источникам информации;
— организациюсовместных телекоммуникационных проектов;
— запрос информации по любому интересующему вопросу через системуэлектронных конференции и т.д.
Конкретныепрограммные и технические средства, относящиеся к перечисленнымтехнологиям, активно разрабатываются (нередко параллельно) и используются в различных учебных заведениях. Определяющим фактором эффективности современных информационных технологий является работа самого педагога наднаучно-методическим обеспечением своих занятий с курсантами. Этаподготовка требует решения вполне конкретныхвопросов:
— отбор содержания обучения в соответствиис дидактическими свойствами и возможностямисредств информационной технологии;
— прогнозированиевозможного воздействия средств информационной технологии на характер мышления иповедения участников образовательного процесса;
— выбор способовсочетания и интеграции средств информационной технологии страдиционными средствами обучения;
— обеспечениесоответствующих дидактических условий обучения (формирование учебных групп,организация индивидуальных занятий исамостоятельной работы).
И всеже не следует фетишизировать возможности компьютеров. Передачаинформации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачизнаний, культуры,и поэтому информационные технологии предоставляютпедагогам как очень эффективные всего лишь вспомогательные средства.
Информационныетехнологии используются для достижения следующих педагогических целей[137, 142]:
1. Развитие личности обучаемого, подготовкиего к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):развитие конструктивного, алгоритмического мышленияблагодаря особенностям общения с компьютером;развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; развитие коммуникативныхспособностей на основе выполнения совместныхпроектов; формирование уменияпринимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами); развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами иинтеллектуальными обучающими системами); формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).
2. Реализация социального заказа, обусловленногоинформатизацией современного общества: подготовкаспециалистов в области информационныхтехнологий; подготовка обучаемыхсредствами педагогических иинформационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
3. Интенсификациявсех уровней учебно-воспитательного процесса: повышение эффективности икачества обучения за счет примененияинформационных технологий; выявление ииспользование стимулов активизациипознавательной деятельности (возможно использование большинстваперечисленных технологий — в зависимости оттипа личности обучаемого); углублениемежпредметных связей в результате использования современных средствобработки информации при решении задач посамым различным предметам(компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).
Этими жепедагогическим целями определяются и основные направленияразвития самихинформационных технологий. Особое внимание сегодня уделяетсясовершенствованию таких технологий, как:
— технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительнымвозможностям познания окружающейдействительности и самопознания,развития личности обучаемого;
— технология управления учебно-воспитательным процессом,учебными заведениями, системой учебных заведений;
— технология управляемого мониторинга (контроль, коррекциярезультатов учебной деятельности, компьютерное педагогическоетестирование и психодиагностика);
— коммуникационная технология, обеспечивающая распространениенаучно-методического опыта.
Оптимизация (сжатие) — это болееэффективное представление графической информации. Для этого используетсяпреимущество трех обобщенных свойств графическихданных: избыточности, предсказуемости инеобязательности. [139].
Видеои анимация. Сейчас, когда сфера использованияперсональных компьютеров все расширяется, с помощью MPEG-сжатия объем видеоинформации можно значительноуменьшить без заметной деградации изображения. Что такое MPEG?
MPEG — это аббревиатура от MovingPicture Experts Group. Эта экспертная группа функционирует подсовместным руководством двух организаций — ISO (Организация помеждународным стандартам) и IEC (Международнаяэлектротехническая комиссия). Официальное название группы — ISO/IEC JTS1SC29 WG11. Ее задача — созданиеединых норм кодирования аудио- и видеосигналов. Стандарты MPEG применяются втехнологиях CD-iи CD-Video, являются частьюстандарта DVD, активно эксплуатируются в цифровом радиовещании, в кабельном и спутниковом ТВ, Интернет-радио,мультимедийных компьютерных продуктах, в коммуникациях по каналам ISDN и других электронных информационных системах. Часто аббревиатура MPEG означает ссылку настандарты, разработанные этой группой. Насегодня из них известны следующие:
Годом рождения DVD-видеодисков следует, видимо, считать 1994 г. Поначалу DVD — это было сокращение отDigital Video Disc (цифровой видеодиск),позже он стал означать Digital Versatile (многофункциональный) Disc. В 1996 г. былиопубликованы спецификации DVD-ROM и DVD-видеоформатов (версия 1.0), а в конце 1996 г. вЯпонии уже продали первые DVD-плейеры.
Внешне DVD-диск напоминает CD. В самом деле, обапредставляют собой диски диаметром 12 см и толщиной 1,2 мм. Аналогичны они и попринципам записи цифровой информации.
Главное преимуществоDVD-дисков по сравнению с CD — более высокаяинформационная емкость. Емкость DVD-диска — 4,7-17 ГБ (1 гигабайт (ГБ) = 109байт), а у CD-диска — 0,68 ГБ.
Для просмотра фильмов в формате MPEG-4 в качестве средства для поиска и воспроизведения аудио-и видеопрограмм можно применять Windows Media Player.
WMP7.1 — новейшаяофициальная версия универсального проигрывателя от Microsoft. Новый Media Player — представляет собой ещеболее мощное средство для поиска ивоспроизведения аудио- и видеопрограмм,чем предыдущие версии. Наряду с расширением возможностей самойпрограммы, Microsoft создала и большое число так называемых скинов к ней — программ, изменяющих интерфейс мультимедийного плейера.Кроме стандартного набора операций Windows Media Plauer 7, можно такжепрослушивать программы Интернет-радио,скачивать аудиофайлы из Сети и записывать мультимедийные файлы навнешние устройства.
Звук. Впоследнеевремя особенно популярен стал формат представления аудиоинформации врезультате многократных экспертных прослушиваний. Причем стандартпозволяет в заданных пределах варьировать параметры кодирования — достигать меньшей степени сжатия при лучшем качестве или, наоборот, допускать потери в восприятии ради болеевысокого коэффициента компрессии.
Созданный в 1995 г.формат аудиокомпрессии МРЗ давал возможностьсократить объем звуковой информации в десятки раз. За форматом МРЗ последовалии иные алгоритмы сжатия — WMA, Liguid Audio, VQF и другие,поэтому компьютерный звук сегодня сделался самым обычным видом информации, наряду с текстами, электронными таблицами, базами данных иизображениями. Одним из популярныхМРЗ/МР2 аудиоплейеров в настоящее время является Win AMP.
Текст. В руководстве Microsoft много внимания уделяется средствам ввода и обработки больших массивов текста. Рекомендуются различные методы и программы преобразования текстовых документов в различные форматы хранения с учетом структуры документов, управляющих кодов текстовых процессоровили наборных машин, ссылок, оглавлений, гиперсвязей и т.п., присущих исходному документу. Возможна работа и со сканированными текстами, предусмотренысредства оптического распознаниясимволов.
Сфераиспользования мультимедийных технологий очень широка, ею охватывается наука итехника, образование, культура, бизнес, мультимедийные технологииприменяются в среде обслуживания при создании электронных гидов спогружением в реальную среду, мультитеках. До конца 1980-х гг.мультимедиа-технологии не получали широкого распространения вРоссии ввиду отсутствия аппаратной и программной поддержки.Одной из главных областей применения систем мультимедиа сталообразование в широком смысле слова, включая и такиенаправления, как видеоэнциклопедии, интерактивные путеводители, тренажеры, ситуационно-ролевыеигры и др [122. 5 с.].
Технологическиемультимедиа в большом почете у военных. Так, Пентагон внедряетпрограмму перенесения на интерактивные видеодиски всей технической, экплуатационной и учебнойдокументации по всем системам вооружений,создания и массового использования тренажеровна основе таких дисков.
Быстро возникаютфирмы, специализирующиеся на производстве изданий гипермедиа-книг,энциклопедий, путеводителей.
Красноречивые мультимедиа в искусстве — это музыкальные CD-ROM, которые позволяют не только прослушивать(обеспечение качества) произведения того или иного композитора, но ипросматривать на экране партитуры, выделять ипрослушивать отдельные темы илиинструменты, знакомиться с рецензиями, просматривать текстовые, фото- ивидеоматериалы о формации МРЗ.
Весьма вероятнымивыглядят работы по внедрению элементовискусственного интеллекта в систему мультимедиа. Они позволили бы«чувствовать» среду общения, адаптироватьсяк ней и оптимизировать процесс общенияс пользователем; они смогли бы подстраиваться под читателей, анализироватькруг их интересов, помнить вопросы,вызывающие затруднения, и могли бы сами предложить дополнительную илиразъясняющую информацию. Системы,понимающие естественный язык,распознаватели речи еще более расширили бы возможности взаимодействия с компьютером.
Итак, если подводитьитоги, то следует отметить, что:
1) мультимедия-технологии предназначеныдля создания продукта, содержащего коллекцииизображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами;
2) мультимедиа-информация включает в себя не только традиционные статистические элементы:текст, графику, но и динамические: видео-, аудио- и анимационные последовательности;
3) MPEG — это экспертная группа,задача которой — разработка единых нормкодирования аудио- и видеосигналов;
4) MPEG-1 разработаны для записисинхронизированных видеоизображений извукового сопровождения на CD-ROM с учетом максимальной скорости считывания около1,5 Мит/с;
5) MPEG-2 предназначен дляобработки видеоизображения, соизмеримого покачеству с телевизионным, при пропускной способности системы передачиданных в пределах от 3 до 15 Мбит/с.
Программированноеобучение осуществляется в двухвариантах: машинном (преимущественно через персональные компьютеры) или безмашинном (программированные учебники, комплекты карт и др.).При составлении программ четко формулируются цели, осуществляется логическая проработка содержания, выделяются основные понятия, идеи и ведущиелогические связи, устраняются детали, описательный и второстепенный материал. Весь материал подразделяется на небольшие, завершенные по смыслу отрезки(шаги, порции), обеспечивается ихпроработка по заранее составленнымрациональным алгоритмам, формирующим обобщенные подходы и стратегиидеятельности, осуществляется пошаговыйконтроль, своевременная коррекция,исправление ошибок, если они допущены.
Наибольшеераспространение сегодня имеют программы линейного (Скиннер) иразветвленного (Краудер) характера. В первых программах после порции материала излагается проверочное задание. Еслиобучающийся с ним справился, емудается следующая порция материала.Логика обучения носит линейный характер.Составители таких программ имеют своей целью предупреждение ошибок обучаемых. Во втором случае после изучения порции информации также дается задание, но к нему предлагается несколько вариантовответов, один из которых верен, адругие воспроизводят характерныеошибочные ответы. Если обучающийся выбираетневерный ответ, он получает в очередном «кадре» разъяснение допущенной ошибки и возвращается к исходному кадру. Такой вариант программированного обучения в большей степени адаптирован киндивидуальным особенностямобучающихся.
Опытпрограммированного обучения у нас и за рубежом обнаружил в нем многосильных сторон. Так, выяснилось, например, значительное увеличениеинформационной емкости обучения. В единицу времени теперь усваивается на60-70% больше полезной информации, а в лучшихобразцах компьютерного программированного обучения данный показатель возрастаетдаже до 80-100% [39]. Поскольку обучаемый самостоятельно работает с программой, значительно усиливается индивидуализация обучения. Каждый работает в удобномдля него темпе, может при необходимости возвращатьсяк ключевому материалу, в адаптированных к таким условиям обучения программах каждому даются индивидуальные пояснения ошибок, предлагается соответствующий инструктивный и вспомогательный материал. Обеспечивается оперативная обратная связь, прежде всего внутренняя (в системе «учебный материал- обучающийся»), налицо эффективное обучениесамоуправлению, самоконтролю и коррекции учебной деятельности, реально осуществляется поэтапное управление учебной деятельностью и ееформирование на основе оптимально сконструированных алгоритмов. Формируется конструктивное мышление.
Известно, что любыеобразовательные концепции для своей реализации требуют созданияопределенной системы деятельности [139, 39, 122].Последние должны быть достаточновариативными и гибкими. Обычно такие системы называют методическими. Но еслиони задаются в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с целью получения гарантированного результата, их именуют уже технологиями. Понятие «образовательные технологии», несмотря на их большую распространенность,довольно условно. Те виды технологий, которыеприменяются в учебном процессе, точнееназывать не образовательными или обучающими, а педагогическими технологиями (ПТ).
Проблема различиятехнологий и методик до сих пор достаточно дискуссионная. Одниученые полагают технологию формой реализации методики, другиеговорят, что понятие технологии шире, чем методика. Однако скорее всеговерным кажется заключение, что и технология,и методика обладают системностью (то есть в их основедолжна лежать система научных законосообразныхположений), но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели.
Методикаже предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретическихположений, а следовательно, и непредполагает гарантированностидостижения цели, то есть даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью. Идеальная технология иидеальная методика бывают очень редко, любаядидактическая (педагогическая) система в зависимости от уровня ееинструментальности может быть ближелибо к технологии (высокий уровень инструментальности), либо к методике (низкий уровень инструментальности). Инструментальность педагогических технологий- это проработанность и алгоритмизация конкретныхдействий (начиная с постановки целей), определенностьи четкость этапов, шагов, операций, ведущих к цели. Только в такихслучаях обеспечиваются воспроизводимость технологии и гарантированность результата. Степень инструментальности может являться признаком приближения дидактической системы либо к технологии, либо к методике.
В свою очередьпедагогические технологии также можно подразделять напрежние, обычные, традиционные и новые, нетрадиционные, которыхсейчас разработано уже достаточно много. Так, Г.К. Селевко охарактеризованоболее сорока технологий, применяемых в современном обучении, им же раскрыты ихобразовательные и развивающие возможности [122].
Для нетрадиционных (ихеще называют условно активными иинтенсивными) технологий характерны интенсивнаяподача материала, активная позиция и высокаястепень самостоятельности обучающихся, постоянная внутренняя обратная связь (самоконтроль и самокоррекция), диалогичность, проблемность. Они, собственно, впитали в себя и развивают далее имногие черты эффективноготрадиционного обучения. Вот почему ихлучше даже обозначать как современные.
Одноиз первых определений педагогических технологий середины 50-х гг. прошлоговека относилось к программированному обучению — это научное описание педагогическогопроцесса (совокупность средств и методов), неизбежно ведущего к запланированному результату. Технология программированногообучения основывалась на теории бихевиоризма,в соответствии с которой учебная деятельностьбыла организована по принципу: стимул (S) — реакция (К) — подкрепление(Р).
Сегодня предметпедагогической технологии в самом общем виде — это область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий преподавателя и слушателя в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения.
Многиеспециалисты полагают, что для современного этапа развитияобразования характерен переход от традиционных массовых средствинформации (книги, кинофильмы, телевидение) к так называемымновыминформационным технологиям — компьютеризированнымсистемам хранения информации, лазерным каналам связи, микроэлектроннымустройствам и т.д. Конструирование педагогической технологии предстоящего обучения означает системную проектировочную деятельность, позволяющую запрограммировать образовательныеситуации, деятельность субъектов обучения, а также со значительной степеньювероятности гарантировать желаемыерезультаты. Важные атрибуты педагогических технологий — это измеримостьи воспроизводимость результатов.
Общая идея воспроизводимости учебныхпроцедур, распространенная на весь учебныйпроцесс, наводит на мысль о том, чтоон может сделаться независимым от «живого» учителя. Если ход обученияразбивается на полностьювоспроизводимые учебные эпизоды, то в идеале преподаватель будетисполнять лишь роль организатора иконсультанта обучающихся по работе с уже составленными материалами. Преподаватель при этом будет выступать как пассивный исполнитель«фирменного» дидактического проекта, причем, по мнению некоторых западных педагогов-технологов, еголичность, культура и квалификация не играют особой роли. Это — крайнеевыражение «технократического мышления»,которое может оказаться для обучения весьмавыгодным, привести к его дегуманизации.
Нижеобобщенно приведены важнейшие признаки педагогических технологий исоответствующие показатели их реализации (табл.1).
Таблица1.
Признаки педагогических технологий и показатели их реализацииПризнаки ПТ Показатели их реализации 1. Системность (гармонизация целей, содержания и дидактического процесса) Наличие научной психолого-педагогической основы (это может быть целостная теория или набор отдельных научных положений) 2. Воспроизводимость и гарантированность результата
Наличие диагностических целей;
наличие логически связанной системы предписаний (этапов), ведущей от целей к задачам и результатам 3. Система обратной связи
Наличие системы контрольных заданий, адекватным целям;
наличие алгоритма контроля (виды, цели, частота, способы контроля)
В теории и практикепедагогической деятельности существует множество вариантовучебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое,индивидуальное, поэтому и говорят,что каждая конкретная подобная технологиявыступает в качестве авторской. С этим можно согласиться.
По сущностным иинструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации,характеру взаимодействия преподавателя и студента, организацииобучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.
Поуровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные) и локальные(модульные) технологии.
Пофилософской основе: материалистические и идеалистические, диалектическиеи метафизические, научные (сциентистские) и религиозные,гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские,прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения идругие разновидности.
Поведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные иидеалистические технологии. Сегодня общепризнанно, что личность — это результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, однако конкретная технология может учитывать или делать ставку лишь на какой-либо один из них, считая его основным.
Способ, метод,средство обучения дают обычно названия многим существующимтехнологиям: догматические, репродуктивные,объяснительно-иллюстративные, программированного обучения,проблемного обучения, развивающего обучения, диалогические, коммуникативные,игровые, творческие и др.
По модернизации традиционнойсистемы имеет смысл выделить такие группы технологий, как:
а) педагогические технологии наоснове гуманизации и демократизациипедагогических отношений;
б) педагогическиетехнологии на основе активизации и интенсификации деятельностиучащихся (студентов);
в) педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения;
г) педагогические технологии на основе методическогоусовершенствования и дидактического реконструированияучебного материала;
д) природосообразные, используемые методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка;
е) альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе,технология вероятностного образования A.M. Лобка и др.
Длявоспроизведения той или иной педагогической технологии очень важнорасполагать ее максимально полным описанием. С этой целью нижеприводится описание технологии с раскрытием всех ее основных характеристик.
Вчастности, структура описания педагогической технологии можетвключать в себя:
1) идентификацию данной педагогической технологии всоответствии с принятой систематизацией (классификационнойсистемой);
2) название технологии, отражающее основные качества,принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основноенаправление модернизации учебно-воспитательного процесса;
3) концептуальную часть (краткое описание руководящихидей, гипотез, принципов технологии, способствующих пониманию,трактовке ее построения и функционирования): целевыеустановки; основные идеи и принципы(основной используемый факторразвития, научная концепция усвоения); позицияребенка в образовательном процессе.
4) перечислениесодержания образования: ориентация наличностные структуры; объем и характерсодержания образования; дидактическаяструктура учебного плана, материала,программ, формы изложения.
5) процессуальнуюхарактеристику: особенностиприменения методов и средств обучения;мотивационная характеристика; организационные формы образовательного процесса; управление образовательным процессом (диагно-
стика, планирование,регламент, проекция); категорияучащихся, на которых рассчитана технология.
6) программно-методическое обеспечение: учебные планы и программы; учебные и методические пособия; дидактические материалы; наглядные и технические средства обучения; диагностический инструментарий.
Программно-методическоеобеспечение должно удовлетворять требованиям научности,технологичности,достаточной полноты и реальности осуществления.В конечном итоге главным критериемоценки педагогической технологии являетсяее эффективность ирезультативность.