Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие познавательных интересов у дошкольников

Курсоваяработа по теме:
Развитиепознавательных интересов у дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика и своеобразиепознавательного развития в дошкольном возрасте
1.2 Познавательные процессы у детейдошкольников возраста
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методы диагностикипознавательного развития дошкольников
2.2 Развитие творческого воображенияи формирование способности к наглядному моделированию на познавательныхиграх-занятиях
2.3 Ознакомление детей с художественнойлитературой
2.4 Ознакомление детей с природой
2.5 Занятия по рисованию
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ
Познание –воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристикобъективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованныйисторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярковыраженное осознание используемых средств и способов познавательнойдеятельности.
Современнаятеория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше ибольше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которыеформируются у него под влиянием деятельности и общения.
Формированиепознавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когдаглавное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступенизнаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическимиумениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеетсямножество объективных оснований для формирования познавательных интересов.
Дошкольныйвозраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы.Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательныймотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольноговозраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямымследствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этимценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знанийи умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающейдействительности.
Цель настоящей работы –изучить развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста впроцессе ознакомления с окружающим миром.
Актуальность настоящегоисследования обусловлена тем что дошкольный возраст ‑ важный период вжизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности формируютсяпредпосылки физического умственного нравственного развития ребёнка.
Углубленное изучениеособенностей дошкольного детства привело учёных к выводу что на каждомвозрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складываетсякак бы определённый «этаж» занимающий своё место в структуре целостнойличности. На этом «этаже» формируются психические свойства и способности необходимыене только для перехода к следующему «этажу» но и для всей будущей жизни имеющиенепреходящее значение. Недостроенный «нижний этаж» ‑ плохая опора дляследующего.
Крупнейший учёный А.В.Запорожец в своих работах пишет что «целью дошкольного обучения должна бытьамплификация то есть обогащение максимальное развёртывание тех ценных качеств поотношению к которым этот возраст наиболее восприимчив».
Выбор темыопределен тем, что задача дошкольных учреждений – развивать у дошкольниковустойчивую потребность в познаниях, потребность в учении или мотивацию учения.В реальной жизни, особенно в современных условиях, она наблюдается не у всехдетей.
Объект: развитиепознавательной деятельности у дошкольников.
Предмет:процесс формирования познавательных интересов у дошкольников.
Цель:определить условия познавательной деятельности дошкольников.
Задачи:
1. изучениелитературы по теме исследования;
2. выявлениепознавательных интересов у детей дошкольного возраста;
3. разработкаи апробирование методик, направленных на увеличение познавательной активностидетей.
Структуракурсовой работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 
1.1 Характеристика исвоеобразие познавательного развития в дошкольном возрасте
Учебнаядеятельность направлена на овладение обобщенными способами действий в сференаучных понятий. Она должна побуждаться адекватными мотивами. Или могут бытьтолько мотивами, непосредственно связанные с ее содержание, т.е. мотивприобретения обобщенных способов действий, или мотив самосовершенствования. Входе обучения мотивы претерпевают изменения: в одних случаях возникает интереск получению хорошей отметки, похвалы; в других – интерес к самому содержаниюзнаний. Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательныемотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности ипоэтому могут рассматриваться как специфические новообразования.
Исследованиядетского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А.Н.Леонтьева и А.В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально развивающихсядетей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность,как таковая, то есть деятельность, направляемая и побуждаемая познавательнойзадачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возрастапроисходит становление познавательной задачи как задачи логической. Однакопроцесс этот имеет этапы. Первоначально познавательное отношение кдействительности у дошкольников продолжает еще оставаться включенным в игровуюи жизненно практическую деятельность.
По данным,полученным в исследованиях А.В. Запорожца и его сотрудников, первоначальнотакие познавательные задачи включены в игровую и практическую деятельностьдетей и возникают лишь эпизодически, не изменяя всего строя детского мышления.Однако постепенно у дошкольников начинает формироваться новый видинтеллектуальной деятельности, которая характеризуется прежде всего новойпознавательной мотивацией, способной определить характер рассуждения детей исистему используемых ребенком интеллектуальных операций. С этой точки зренияинтересно исследование сотрудницы А.В. Запорожца Е.А. Коссаковской, показавшей,как в процессе решения дошкольниками разных возрастов головоломок у нихпостепенно возникает и формируется умение преследовать интеллектуальные цели икак именно интеллектуальное содержание задачи становится для детей главнымсодержанием их познавательной деятельности. Важнейшим результатом этогоисследования является вывод автора о том, что к концу дошкольного возраста удетей, с одной стороны, явно падает интерес к побочным моментам, связанным срешение головоломок (интерес к игре, в условиях которой давалась головоломка; квыигрышу, являющемуся следствием удачного решения и пр.), с другой – у нихвозникает в качестве ведущего мотива их деятельности мотив поучится решатьтрудные задачи.
Е.А.Коссаковская отметила, что в развитии познавательных интересов дошкольниковсуществует две основные линии:
Постепенноеобогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями обокружающем, которое и вызывает познавательную активность дошкольника. Чембольше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности, темшире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательныхинтересов.
Данную линиюразвития познавательных интересов составляет постепенное расширение иуглубление познавательных интересов внутри одной и той же сферыдействительности (8, с.223-227).
Методист –словесник В.И. Водовозов, касаюсь вопроса усвоения детьми знаний, отмечал ихвторостепенную роль в обучении, выделяя первостепенную важность внутреннегопроцесса, который эти знания должны вызывать, стимулируя душевное развитие.Активизатором мышления ребенка В.И. Водовозов считает интерес, способствующийосмысленному восприятию учебного материала и практическому применениютеоретических знаний, переживание детьми их сопричастности с обучением. Егопедагогические воззрения совпадают с ранее высказанными предположениями К.Д.Ушинского о сложной структуре возникновения познавательного интереса.
П.Ф. Каптереви В.П. Вахтеров в своих педагогических взглядах также обоснуют важностьопределенного периода жизни ребенка для развития у него устойчивогопознавательного интереса к приобретению знаний. При правильной организацииобучения и воспитания она способна не только к достижению главной целиобразования – самообразованию, но и к возникновению собственного независимоговзгляда на процессы, происходящие вокруг и способствующие в конечном итогеформированию собственной стратегии подчиненной устойчивой познавательнойпотребности (6, с. 158).
Накопленные к6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развитияпознавательной сферы ребенка. Процесс познания в этом возрасте предполагаетсодержательное упорядочивание информации (весь мир – это система, в которой всевзаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем миреявляется одним из основных моментов построения ребенком элементарной целостнойкартины путем сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраиваниягипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможногоразвития событий.
На протяжениидошкольного детства ребенок непосредственно включается в овладение способамицеленаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:
– постановкацели и планирование;
–прогнозирование возможных эффектов действий;
– контроль завыполнением действий;
– оценкарезультатов и их коррекция.
К 7 годампроисходит формирование обобщенных представлений о пространстве и времени, опредметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях иважнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребенка формируетсяпознавательное и бережное отношение к миру («Мир полон тайн и загадок. Я хочуих узнать и разгадать. Я хочу сохранить мой мир. Ему нельзя вредить»).Общеизвестно, что накопление индивидуального опыта в дошкольном возрастеосуществляется не только в игре, но и во многих других, сугубо детских видахдеятельности: рисование, конструирование, посильном труде, действиях посамообслуживанию, общении со сверстниками. Переживание успеха и неуспеха в этихвидах деятельности несомненно вносит свой вклад в отношение ребенка к себе, азначит и в его личностное развитие. Мотивационная готовность дошкольниковпредполагает выявление причин, побуждающих ребенка к учению. Диапазон мотивовдостаточно обширен: от очевидного нежелания учиться или ориентации на внешнююатрибутику школьной жизни (красивая школа, звонок и т.п.) до осознанногостремления занять новую социальную позицию (стать школьником) и интереса кновым знаниям. Познавательным мотивами еще только предстоит сформироваться всовместной с педагогом учебной деятельности. На уровне готовности у обучениюмогут быть представлены предпосылки формирования познавательной мотивации,такие, как общая любознательность и познавательная активность в ситуацииинтеллектуального затруднения: желание узнавать что-то новое, решить задачу,понять что-либо. Важным показателем является и ориентация ребенка на достижениеуспеха, в отличии от боязни ошибиться.

1.2Познавательные процессы у детей дошкольников возраста
Кпознавательным процессам детей дошкольного возраста относятся: восприятие,внимание, память, воображение, мышление, а так же речь (устную и письменную).
Компонентинформации включает в себя: собственно информацию, источники информации.Собственно информация состоит из отдельных сведений, фактов, событийокружающего мира. К источникам информации мы относим: непосредственноевосприятие самого человека, другого человека, книги, телевидение, радио,компьютеры и т.п. в зависимости от целей и возможностей используется информациятого или иного источника.
Компонент«отношения к информации» представляет работе педагога наибольшую сложность,поскольку занимает первостепенное место в формировании познания детейдошкольного возраста. Если у взрослых «информация» первична, а «отношение» кней вторично, то у малышей наблюдается обратная картина. Для них, как правило,«отношение к информации» первично, а сама «информация» вторична. Взрослые могутвысказывать, определить свое отношение к чему-либо только при наличии знаний,представлений, опыта. Дети же всегда готовы познавать то, к чему хорошоотносятся. И не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.Соотношение компонентов познавательной сферы – «информации» и «отношения кинформации» — определяется уровнем развития познавательных процессов ребенкатого или иного возраста, то есть первым компонентом познавательной сферы. Чемменьше ребенок, тем очевиднее несовершенство, неразвитость его психическихпроцессов. Участвующих в познании. Однако заметим: процесс познания удошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира.А формируется он только усилиями окружающих взрослых. Поэтому тот, ктовоспитывает детей – родители, педагоги, — должен всегда помнить: процессформирования отношения ребенка к миру, в котором он живет, идет постоянно. И вконечном счете, именно это отношение будут определять, на что в будущем оннаправит свои знания и развитие способности.
Неразрывностьи взаимосвязанность компонентов «информация» и «отношение к информации»очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли телевизор, слушаетли доклад или просто идет по улице, все время получает в том или ином видеинформацию, которая, помимо его воли, формирует определенное отношение ксведениям, фактами событиям, которые он постиг. Иными словами, дойдя дочеловека, став его достоянием, информация оставляет в его душе определенныйчувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением».
Висследованиях Н.Н. Поддъяковой обнаружились две противоречивые тенденции впроцессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция:происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Этистабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Втораятенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет кругнеопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок,предположений, вопросов. Эти развивающие знания – мощный стимулятор умственнойактивности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знанийуменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания (8,с.225).
Работая сдетьми дошкольного возраста, педагог, формируя базу ясных знаний, в то же времяобеспечивает непрерывный рост и неопределенных неясных знаний. Однако отмети:информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается не как самоцель, акак средство, с помощью которого надо развивать в ребенке познавательныепотребности и интересы.
Положительноеотношение создается двумя путями.
Первый путьсоздание положительного отношения к деятельности достигается формированиемположительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, кпроцессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношениеформируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку ик деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения верыв силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительногоотношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрениябольшое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) иего общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае,если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.
Второй путьсоздания положительного сознательного отношения к деятельности лежит черезформирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественнойзначимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа осмысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п.
Есливоспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятиетой или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого родадеятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательногохарактера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательныхобъектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интересвозникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.
I. Подготовкапочвы для интереса:
а) подготовкавнешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и созданиеблагоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данномобъекте или в данной деятельности у данной личности;
б) подготовкавнутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общейопознавательной направленности.
II. Созданиеположительного отношения к предмету и к деятельности и переводсмыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Этоотношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но являетсяпсихологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешнеобусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности,принятой ребенком.
III.Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которойформируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательногоотношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности.
IV.Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали всеновые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бынеисчерпаемыми на данном занятии.
Два первыхмомента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значениеи занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношениязанимает длительное время.
Систематическаяактивная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ейпереживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамическийстереотип познавательного интереса, который постепенно превращается вхарактеризующее личность качество.
Подлинныйинтерес, сформированный в процессе специально организованной активнойсамостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не толькоэмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этойдеятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательноеотношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Этоозначает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению кдеятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельностьначинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимаетцель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочетсяискать, узнавать, решать, достигать.
Приправильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей,родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальшеи глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемымстановится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связьинтереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основнымипотребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкимисоциальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий отдеятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.
Связьинтересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, еесоответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, атакже глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением – важнейшиепредпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процесседеятельности, приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т.е. создает всерастущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения даннойдеятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания ирезультативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса кданной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и этистремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят вхарактеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная вэмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованнойпоисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКАРАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Методыдиагностики познавательного развития дошкольников
Цельдиагностики – проверить сформированность познавательного развития дошкольников.
Методикаизучения и формирования познавательных интересов — вопрос в равной степениактуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения ивоспитания. К методам исследования познавательных интересов школьниковнеобходимо подходить, на наш взгляд, прежде всего с позиции общей проблемывоспитания и развития, в центре которой обнаруживаются важнейшие тенденцииформирования и развития любого свойства личности.
Процессформирования познавательных интересов, как и всякой стороны личности,происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы имотивы) составляет объективную основу развития познавательных интересов.
Главный видэтой деятельности — учение, в процессе которого происходит систематическоеовладение знаниями в различных предметных областях, приобретение исовершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности,трансформация целей, выдвигаемых обществом в мотивы деятельности самогоребенка.
В связи сэтим широкая внеучебная деятельность представляет значительный простор дляформирования познавательных интересов
Эффектдеятельности для формирования познавательных интересов детей зависит отпедагогически правильной ее организации, использования ее объективных условий ивнутренних возможностей личности ребенка. К последним относятся потребности,система целей и задач личности, ее позиция, на основе которой возникают сложныеотношения к предметному миру и к людям, уровень общего умственного развития иобнаруживающие себя новообразования.
Педагогическоевлияние процессов воспитания и обучения на формирование познавательныхинтересов ребенка в значительной мере обусловлено активностью самого ребенка.Активность личности, как проявление её социальной природы, получает в процессежизни и деятельности стимулы, позволяющие приобрести этой активностимногозначность и разнообразие, в чем и состоит обогащение личности. Это исоздает возможность ее обратного влияния на среду, на изменение окружающейдействительности.
Такимобразом, формирование познавательных интересов и активности личности — процессывзаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в своюочередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Процессизучения и формирования познавательных интересов детей в наших исследованияхбыл направлен на выявление и создание условий, ситуаций и системы специальныхвоздействий, определяющих появление и углубление интереса к знаниям, к учению,а также на выявление тех, которые происходят под влиянием интересов вдеятельности детей. Таким образом, в поле зрения исследования попадали какпроцесс деятельности, в которой формируется интерес, так и её результат.
Оптимизацияпознавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессепостоянно привлекает внимание исследователей и практических работников,поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса вдошкольных учреждениях.
Современныеисследования педагогов и психологов, направленные на изучение различныхаспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивностьинтеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, какорганизован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этомдвухстороннем процессе – от позиции самого ребенка, его активности.
Совершенноочевидно, что результат познавательной активности тогда выше, когда налицопсихологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединениев этом процессе активности педагога и ребенка.
Познавательнаяактивность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, котораясвязана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процесседеятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этойдеятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достиженияцели. В своем взаимодействии с детьми мы учитываем, что познавательнаядеятельность включает не только процесс целенаправленного обучения,руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретениеребенком определенных знаний.
Известно, чтознания, получаемые таким путем, являются нечеткими, неполными, недостаточноосознанными, иногда искаженно отражающими действительность, но активностьребенка при их добывании, приобретении бывает намного выше, чем процесс,руководимый педагогом.
Активностьребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируетсяпедагогом, но при этом мы в своей практике используем известный постулат:ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес,т.е. отношение к информации, которую ребенок получает – первично, а самаинформация – вторична. Учитывая вышесказанное, а также, используяпсихолого-педагогические подходы к проблеме оптимизации познавательнойактивности дошкольников, можно определить, что такое познавательная активностьдошкольников и в чем она проявляется.
По нашемумнению, познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, вумении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательнуюзадачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения сиспользованием возможно более надежных приемов, производить определенныедействия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.Таким образом, получается, что познавательная активность является действиемволевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется невнешне (моторной) деятельностью, не степенью занятости ребенка, а главнымобразом уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себеэлементы творчества.
Большую рольв нашей практической деятельности играет мотивация, как один из приемовактивизации познавательной деятельности детей, которая рассматривается какединство интеллектуальной и мотивационной сферы. Потребность, которая не толькопереживается, но и осознается как недостаток в чем-то объективном, представляетподлинный мотив целенаправленных действий. В воспитательно-образовательномпроцессе необходимо использовать ситуативную и внутреннюю мотивации.
Мы пришли квыводу, что эффективным средством повышения познавательной активности у дошкольниковявляется использование ситуативного познавательного интереса, т.е. интереса кконкретной деятельности, к определенному познавательному материалу, учитываяпсихологическую закономерность: ребенок не хочет проявлять активность внеинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у неготолько негативные переживания, но в тоже время, мы знаем, что ребенок можетдлительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен. К ситуативноймотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравитсяпедагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательнуюактивность дошкольников.
Внутренняямотивация – это возможность в процессе пребывания ребенка в ДОУ развивать егоиндивидуальные способности. Реализуя данный аспект, мы опираемся на конкретныепознавательные способности каждого ребенка и создаем для него индивидуальнуютраекторию развития, которая создается при участии всех специалистов ДОУ(педагогов, психологов, медицинского персонала).
Таким образом,в организации познавательной деятельности появляется возможность учестьинтересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательнымиспособностями мы создаем условия для развития и углубления знаний. Для детей сосредней и низкой познавательной активностью используем индивидуальную идополнительную работу. При таком подходе у педагогов ДОУ появляется возможностьдля более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того,подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т.к. устраняетсяусредненный подход ко всем детям, а также самое главное – повышается активностьребенка во время познавательной деятельности.
2.2Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядномумоделированию на познавательных играх-занятиях
Изучая особенностисмыслообразования психолог В.К. Вилюнас обнаружил что личностные смыслысуществуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной(словесной). Вербализованная форма ‑ это осознание обозначение того, чтопридаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная ‑ её эмоциональноепроживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детямдошкольного возраста. Единственно возможная форма, благодаря которой детямстановится понятен смысл деятельности, в том числе и познавательной эмоциональноепроживание различных познавательных ситуаций ‑ ситуаций решенияпознавательных задач. Необходимость положительного отношения ребёнка кпознавательной задаче ‑ условие развития его познавательных интересов. Всвязи с этим педагогу необходимо ставить перед собой цель развиватьпознавательную мотивацию познавательные интересы детей. Для этого педагогдолжен создать ситуацию в которую включена познавательная задача осмысленнаяребёнком создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.
Очень важно чтобыэмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредствомвоображаемой ситуации возникающей в результате игрового или символическогообозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия свключением проблемных ситуаций задач-загадок какого-либо сказочного илипознавательного материала связанного одним сюжетом куда вплетаются задания наразвитие воображения памяти мышления. Например изучая тему «Домашние и дикиеживотные» можно предложить детям ситуацию что Незнайка запутался и никак неможет различить их. Поэтому предлагая задание на развитие памяти предложитьотобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их ксоответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается заданиена развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним)животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? И наконец даётсязадание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 0-0 окошечками гдерасполагаются схематично изображённые признаки диких животных и здесь же срединих в каком-либо окошечке один кружок лишний относящийся к домашнему животному.Детям необходимо закрыть лишний ненужный признак.
В ситуации требующей длясвоего решения применения новых способов дети испытывая неудовлетворённостьиз-за возникающих противоречий направляют себя на поиск. Нахождение способа илиответа на вопрос приводят к положительной эмоции которая может быть названа какпознавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Следовательно познавательныеигры-занятия направлены на развитие ребёнка а не на сообщение ему суммы знаний уменийи навыков.
Познавательныеигры-занятия могут проводиться как комплексные которые включают в себя разныевиды деятельности. Л.С. Выготский писал что если школьник обучается попрограмме предложенной ему взрослыми то дошкольник принимает эту программу втой мере в какой она становится его собственной. Как добиться того чтобыребёнок сделал нашу программу своей? Для этого есть один путь ‑использование тех видов деятельности которые привлекают ребёнка соответствуютего возрасту. Поэтому педагогу необходимо определить виды деятельности вкоторых происходит формирование способностей к наглядному моделированию иразвитие воображения. Такими видами деятельности будут являться: ознакомлениедетей с художественной литературой ознакомление детей с природой занятия порисованию.
 
2.3 Ознакомление детейс художественной литературой
Работу рекомендуетсяпроводить в два этапа. На первом этапе целесообразно вводить наглядные моделитолько в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этомэтапе работы ‑ научить с помощью заместителей выделять самые главные событияпоследовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на сколько этовообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей помочьпонять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствамичто и реальные предметы.
Второй этап является ужетворческим и направлен на обучение составлению историй сказок рассказов самимидетьми используя наглядные модели и схемы. Здесь правомерно включать в работу сдетьми разные игры упражнения задания на развитие воображения которые помогаютдетям стать свободнее избегать готовых образцов штампов шаблонов и подталкиваютк поиску своих оригинальных собственных решений к свободному высказыванию их изапечатлению.
Каждый этап имеетподробное описание. Работу по обучению пересказыванию русских народных сказокцелесообразно начинать с трёх лет. Разыгрывать с заместителями можно такиесказки как «Колобок» «Кот Петух и Лиса» «Лиса и Рак» «Волк и козлята» «Заяц Лисаи Петух» «Маша и Медведь» «Три медведя». Для выявления структуры сказки формированияумения выделять наиболее существенные моменты можно использовать разныенаглядные модели.
Наиболее простой виднаглядных моделей ‑ модель сериационного ряда. Она выглядит какпостепенно увеличивающиеся полоски разной величины. Например чтобы разыгратьсказку «Репка» нужен жёлтый кружок (репка) и шесть полосок разной длины дляперсонажей. Вместе с детьми можно обсудить кого из героев произведения должназамещать та или иная полоска. Затем когда эту часть работы дети успешноосваивают уместно предложить самим раскладывать заместители в нужном порядке.
Введение наглядной моделипозволило детям понять логику сказки. Интересно что если до проведения занятияАся Ч. на вопрос: «Кого надо пригласить если Жучка не сможет вытянуть репку?»ответила: «Медведя он сильный» то после занятий по моделированию девочкаответила что надо пригласить кошку то есть ответ соответствует логике сказки.
Позже после овладениядетьми сериационным рядом можно использовать двигательное моделирование. Дляэтого вида моделирования характерна следующая особенность: воспитательрассказывает сказку а дети выполняют все нужные действия (ушёл пришёл и такдалее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера но разныхцветов каждый из которых обозначает конкретный персонаж. Например к сказке«Лиса Заяц и Петух» нужны следующие круги: белый (заяц) оранжевый (лиса) серый(собака) коричневый (медведь) красный (петух).
В некоторых сказкахцелесообразно сочетать два вида моделирования: двигательный и сериационный ряд.В этом случае дети сначала вспоминают сказку и решают какому медведю какой кругподходит. Затем воспитатель рассказывает сказку а дети показывают насоответствующий круг и выполняют с ним простые действия.
При проведении такихзанятий особенно важно чтобы ребёнок понимал принцип замещения. Поэтому доначала занятия следует обсудить какой круг и почему замещает какого-либо героясказки. Ребёнок может использовать заместители на основе цвета характерного длявнешнего вида персонажа (например круг красного цвета будет обозначать КраснуюШапочку). Если брать за основу соотношение величин героев (например в сказке«Теремок») тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно такжеиспользование символики цвета когда положительный герой обозначается светлымитонами а отрицательный ‑ тёмными (например Баба Яга или Злой Волк могутобозначаться чёрным кругом а Добрый Молодец ‑ белым).
Ребёнку нужно помочь непросто играть с предметами-заместителями но чётко соблюдать последовательностьдействий сказки что поможет ему анализировать основные события и связь междуними. Теперь ребёнок делает не то что ему хочется в данный момент а то чтонужно для решения задачи ‑ показать основные действия и события сказки.
Например сказка«Снегурушка и лиса». После прочтения слов о том как Снегурушка отпрашивается удедушки и бабушки в лес погулять кто-то из детей выкладывает кружок обозначающийСнегурушку возле дедушки и бабушки воспитатель зарисовывает эту ситуацию насхеме. Затем последовательно зарисовываются следующие эпизоды. Каждая схемаделается взрослым после того как дети с помощью кружков изобразятсоответствующую ситуацию. Потом детям предлагается по этим рисункам рассказатьсказку. Если дети путают последовательность рисунков то можно лишние прикрыватьлистом бумаги оставляя открытым только тот рисунок по которому они должнырассказывать в данный момент.
Данное задание непредусматривает дословный пересказ. Оно направлено на то чтобы научить детейвоспринимать и передавать общий смысл прочитанной сказки выделять основныепроисходящие в ней события.
Постепенно дети учатсясоотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая моделируемаяи моделирующая) рассматривать и использовать одну из них как копию илизаместитель другой. У детей появляется возможность придумывать собственныеистории рассказы сказки то есть в работу включается воображение. И эта работапредусматривается на втором этапе введения моделей и схем при ознакомлении схудожественной литературой.
Чтобы дети почувствовалив себе и желание творить поверили в свой успех необходимо провестиподготовительную работу которая заключается в формировании у детей внутреннегокомфорта бесстрашия перед новым шагом ощущения полноты жизни. Поэтомуцелесообразно подобрать комплекс игр и упражнений «открытого типа» то естьимеющие не единственное верное решение и одновременно развивающиенаблюдательность. Например игры «Хорошо ‑ плохо» «Какой ‑ какая» «Начто похожи(а)» «Цепочка слов» «Что это может быть?» и другие. Эта работа можетпроводиться следующим образом. Для того чтобы активизировать внимание детей заинтересоватьих можно ввести сказочный персонаж от имени которого будут даваться задания.Например это может быть сказочница или художник. Он (или она) сообщает чтопринёс (принесла) волшебный кружок. Прикатиться он только к тому кто сампридумает на что (на кого) этот кружок похож. В течение года целесообразнопроводить целую серию подобных занятий с участием кружков самых разных цветов(синий зелёный белый коричневый чёрный) фигурки разных форм (треугольник квадраткруг овал) палочки разной длины. И постепенно почти ко всем приходит свободафантазии ребята придумывают что-то своё почти исчезают беспомощные повторы ужеуслышанных ответов.
Позже когда достигаютсятакие результаты можно усложнить задания. Например после прочтения сказки«Смоляной бычок» предложить оранжевый кружок и попросить детей придумать ктотакой похожий на этот кружок мог бы прийти к бычку и потом что-то принестиТане. Такое же задание целесообразно давать к сказке «Лисичка со скалочкой» «Колобок»«Теремок» и др.
Очень важно отметить чторебята не просто придумывают свободно фантазируют а решают задачу с вполнеопределёнными условиями.
На этом этапе работы детинаучились представлять предметы отталкиваясь только от одного видимогопризнака. Теперь уже можно дать задание представить придумать некоторуюцелостную ситуацию ввести её в несложный сюжет включить её в свою выдумку хотяи с опорой на наглядную реальность.
Детям предлагается отимени художника дорисовать картину. На листе бумаги схематично изображёнчеловечек. Детям предлагается придумывать про человечка а воспитатель должензарисовывать всё что дети предложат. Потом после окончания изобразительнойчасти работы целесообразно предложить задание: придумать про мальчика любуюисторию.
Позже можно даватьзадания: придумать домик и того кто в нём живёт и рассказать что с ним однаждыслучилось; а также про цветок и бабочку поезд и котёнка грузовую машину и др.
Теперь можно попробоватьещё усложнить задание. Надо уменьшить опору на реальность. Ведь ребёнку прощерассказать что-то когда он видит перед собой детально нарисованные изображения чемпросто представлять себе что-нибудь. Но в то же время рано переводить детей ксочинениям только по собственным представлениям надо сохранить направленныйхарактер воображения необходимость следовать определённой задаче. Целесообразновновь вернуться к цветным кружкам. Но теперь они даются детям индивидуально ине по одному кружку а для начала по два — три разных цветов. И уже недостаточнопросто назвать на кого или на что они могут быть похожи а надо придумать ктоэто такие и что с ними однажды случилось.
И конечно новое заданиевызывает новые трудности. Одно дело когда придумывали все вместе когда передглазами была довольно полная картина и совсем другое когда надо фантазировать глядяна кружки. И уже не просто придумать на что они могут быть похожи но исоставить историю.
Таким образом дети учатсяпридумывать собственные истории и сказки у многих отмечается оригинальность развёрнутостьсюжета последовательность изложения. Собственные творения получаютсяэмоционально окрашенными дети избегают повторений каждый старается сам.
 
2.4 Ознакомление детейс природой
Организуя работу поознакомлению детей с объектами и явлениями органического и неорганического мирас помощью схематических изображений (схем таблиц-опор планов-схем) с цельюобучения составлению описательных рассказов загадок ставилась задача: помочь вусвоении и применении простейших форм символизации условного обозначенияобъектов при выполнении заданий на составление описательных рассказов загадок отом или ином объекте явлении. Важно чтобы дети могли подмечать и выделять ихосновные свойства а также объяснять те или иные закономерности природы. В этомпомогали схемы символы модели. Наглядное моделирование в данном случае являетсятем специфическим средством которое как следует из работ А.Л. Венгера позволяетупорядочить разрозненные представления и впечатления учит анализировать выделятьсущественное учит наблюдательности и любознательности.
Работу с использованиемкарт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательныхрассказов об овощах фруктах одежде посуде временах года (см. приложение 1). Напервых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемымпредметом передвигать от пункта к пункту (окошки со схематическим изображениемсвойств и признаков отличительных особенностей предмета). Это делается дляоблегчения выполнения задания так как детям легче описывать предмет когда оннепосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом.Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметомв руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами карты-схемы.
Так же для того чтобыповысить интерес к изучаемым материалам для усвоения принципов замещения и дляразвития воображения детям предлагалось задание придумать рассказ используяленту-схему. На ленте-схеме расположенной горизонтально или вертикально изображаютсяпо порядку символы обозначающие:
Таблица 1 — Лента-схема
Для составления рассказа о человеке:
1. Имя.
2. Во что одет.
3. Кто по профессии.
4. Чем любит заниматься в свободное время.
5. К кому в гости собирается.
6. Что подарит и как выглядит подарок.
Для составления рассказа о животных:
1. Кличка.
2. Внешний вид.
3. Поведение (повадки).
4. Что любит есть.
5. Как с ним можно играть.
Эти схемы можноиспользовать и для развития воображения. Но в место рассказа о реальномчеловеке можно предложить составить рассказ о каком-нибудь сказочном герое (Иван-царевичсестрица Алёнушка Снегурушка) а в место животного предложить сказочный персонаж(Колобок Мышка-норушка Серый Волк).
Другим заданием гдеиспользуется символика в данном виде деятельности является шифровка различныхобъектов (домашних и диких хищных и травоядных животных; овощей и фруктов). Длявыполнения задания с начала следует выделить признаки и свойства которые будутзашифрованы и вместе с детьми придумать несложные символические обозначения(см. приложение 2).
Вниманию детей могутпредлагаться несколько вариантов заданий. По ходу освоения темы можноварьировать материал добавляя обозначения какого-либо признака.
I вариант.
Воспитатель предлагаеткому-то из детей выбрать животного которого нужно будет зашифровать. Ребёнок(или несколько детей по очереди) выбирает карточки-символы отображающиеотличительные признаки данного объекта (сезона). Затем выкладывает их передостальными детьми и они отгадывают объект (сезон).
II вариант.
Кому-то из детейпредлагается выйти из класса или отвернуться а остальные дети сообща выбираютобъект (сезон) который хотят зашифровать и раскладывают карточки-символы ссоответствующими ему признаками. Вернувшемуся ребёнку предлагается отгадать кто(что) зашифрован.
III вариант.
Воспитатель называет илипоказывает объект (сезон) и выкладывает карточки-символы с соответствующимипризнаками но здесь специально допускает ошибку. Дети должны исправить её.
IV вариант.
Воспитатель называетпризнаки объекта (сезона) дети схематично зарисовывают их. Затем глядя на своирисунки отгадывают зашифрованный объект (сезон).
Для уточнения закреплениязнаний о сезонных изменениях в природе жизни животных и растений в разное времягода большую помощь в работе оказывают упражнения типа:
«Когда это бывает» ‑детям показываются схематичные изображения изменений в природе в разное времягода дети называют сезон;
«Рассели жителей» ‑воспитатель сообщает что художник нарисовал дома для каждого из сезонов ноникак не может расселить их обитателей (сезонные изменения в природе). Детямпредлагается помочь ему.
Во время работы былозамечено что ни одного ребёнка не оставляет равнодушным хорошая загадка. Наматериале загадок можно решить множество проблем: от систематизации свойствпредметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Вто же время сочинение загадок ‑ это творчество доступное практически всемдетям.
Для осуществления такоговида задания необходимо создать таблицу которую правильней назвать опорой.
В первом столбце опоройбудут слова (или символические изображения) которые заключают в себе смысл:«Какая?» а во втором ‑ «Что такое же?». Например предположим решаетсясоставить загадку о моркови. Следует заполнить опору:Какая? Что такое же? Длинная Сосулька Оранжевая Апельсин Хрустящая Сухарь
Получилась загадка:Длинная ‑ как сосулька
Оранжевая ‑ какапельсин
Хрустящая ‑ каксухарь.
Или например загадка оснеге. Можно применить опоры:На что похоже? Чем отличается? На вату Тает На покрывало Утюгом не погладишь На сухарь Нельзя есть
Получилась загадка: Каквата ‑ но тает
Как покрывало ‑ ноутюгом не погладишь
Как сухарь ‑ ноесть нельзя.
Опоры можно давать устно онихорошо запоминаются. К тому же очень часто можно заменять слова рисунками.

2.5Занятия по рисованию
Организуя работу с детьмипо развитию воображения и способности к наглядному моделированию визобразительной деятельности во-первых обращалось внимание на обучениеразличной технике рисования (кляксография рисование пальцами оттиск со стекла рисованиегубкой рисование по мокрому набрызг с помощью трафаретов отпечаток комка бумагиотпечаток ладони ступни с преобразованием отпечатков в рисунок и др.) применениюкаждого вида изображения отдельно и в комплексе различные их виды и во-вторых предлагалисьзадания где детям надо было анализировать внешний вид объектов выделитьхарактерные признаки и затем использовать анализ схем с изображениемхарактерного признака и на этой основе предлагалось самим создавать подробные близкиес реальным изображениям образы.
Ещё одним видом работыбыло использование опорного материала (в качестве которого выступали как тела словатак и схематическое изображение геометрических фигур). Например детямпредлагалось нарисовать (слепить) то что бывает круглой формы или детямвывешивались контуры фигур и предлагалось изобразить предметы которые бываюттакой же формы или «разгадать» кто «в них спрятан».
В этом случае с однойстороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели организациюи планирование замысла а с другой стороны получались интересные изображения непохожие друг на друга так как каждый из детей придумывал и решал рисуноксамостоятельно и по-своему видел конечный результат.
Так же очень помогают вразвитии воображения задания на создание новых образов: «Дорисуй всё чтозахочется» «Оживи камешки» «Превращения» «Какая игрушка?» «Нарисуй такоеживотное какого нет и не было на белом свете» и другие. Это по сути творческиезадания поэтому нецелесообразно давать оценки детям типа «верно — не верно».Практически любое решение которое подчинено задаче оказывается верным более илименее удачным.
Стимулировать творческоевоображение можно и с помощью такого упражнения. Например детям даётся заданиенарисовать дерево. После его выполнения предлагается придумать и нарисовать определённыефрукты (яблоки груши сливы и так далее); того кто может сидеть на дереве (птицабабочка кошка муравьи); того кто поливает дерево (девочка мальчик мама папа) итак далее. Объекты которые предлагается нарисовать можно обозначить схематично:если предлагается нарисовать фрукт ‑ рисуется круг если животное ‑фигура в виде восьмёрки если человек ‑ его схематичное изображение.
При рисовании сказочногодомика дети могут сами придумать не только украшения для него но и окружающуюобстановку (что вокруг) и кто живёт в домике. Всякий раз дополненное детьмиважно отмечать подчёркивать разнообразие решений. Опыт показывает что этостимулирует выдумку фантазию детей.
Вышеназванные задания упражненияявляются прекрасным приёмом на играх-занятиях когда разные виды деятельностипереплетаются между собой и когда поставлена задача развивать воображение истимулировать способность к использованию схем заместителей предметов. Такойподход к проведению занятий по изобразительной деятельности или частиигр-занятий позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий иповысил творческую активность детей.

ГЛАВА3. РАЗВИТИЕ ПОЗНВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСРВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕФИЗИЧСКО-ИГРОВОГОВОСПИТАНИЯ
 
Дошкольный возраст являетсязначимым этапом становления способностей человека — двигательных познавательныхтворческих и других поскольку связан с созреванием необходимых для их развитияорганических структур и формированием на этой основе нужных функциональныхорганов. В этом возрастном периоде происходит совершенствование работы всеханализаторов развитие и функциональная дифференциация отдельных участков корыголовного мозга связей между ними и органами движения что создает благоприятныеусловия для начала формирования у ребенка общих и специальных способностей.
Важным моментом вразвитии у детей способностей выступает их комплексность т.е. одновременноесовершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга. Одно изнеобходимых условий комплексного и разностороннего развития способностейчеловека — многоплановость и разнообразие видов деятельности. В то же времянекоторые авторы отмечают что содержание и методика проведения занятий пофизическо-игровой культуре в дошкольных образовательных учрежденияхориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков и неучитывают больших возможностей двигательной деятельности в развитиипознавательных творческих межличностных контактных и других способностей.
В связи с вышеизложеннымвыявление форм средств методов и организационно-методических условий способствующихкомплексному развитию способностей дошкольников в процессе физическоговоспитания представляет определенный интерес.
При разработке содержанияи методики занятий по физическому воспитанию стимулирующих познавательнуюактивность детей я руководствовалась тем что уровень познавательнойдеятельности возрастает если дети воспринимают информацию не пассивно а активнои если она вызывает у детей интерес. Интерес — положительное эмоциональноесостояние способствующее развитию навыков и умений приобретению знаний мотивирующееобучение. Устойчивый интерес побуждает ребенка к активности к преодолениюпрепятствий связанных с работой или учебой делает деятельность приятной.
Учитывались такжеосновные требования которые предъявляются к деятельности развивающейспособности человека: творческий характер деятельности оптимальный уровень еетрудности для исполнителя должная мотивация и обеспечение положительногоэмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
С учетом этих требованийнаиболее предпочтительной формой проведения занятий по физической культуре сдетьми дошкольного возраста является на мой взгляд сюжетно-образная. В отличиеот занятий проводимых по традиционной форме все средства физического воспитанияиспользуемые в сюжетном занятии подчинены определенному сюжету и имеют образныеназвания (например в комплексе сюжетных занятий «Морское царство „применяются упражнения “Кораблик» «Дельфин» «Кит»и др подвижные игры «Рыбки и акула» «Спрыгни в воду» «Рыбаки»и др). Использование приемов имитации и подражания образных сравненийобеспечивает должную мотивацию и положительный эмоциональный фон занятия способствуетформированию и поддержанию интереса к деятельности.
Предлагаемые сюжетныезанятия предлагаются к использованию в процессе развитие познавательныхспособностей детей дошкольного возраста. Активизировать познавательнуюдеятельность помогали специальные организационно-методические приемы:
- Упражнениядыхательной гимнастики по методике О. Лобановой — Е. Лукьяновой — Е. Поповойособенность которых состоит в создании сопротивления выдыхаемому воздуху состороны артикуляционных (речевых) органов за счет произнесения на выдохеразличных звуков и звукосочетаний (выполняются в покое и в сочетании сдвижениями).
- Произнесениезвуков и звукосочетаний на выдохе во время выполнения упражнений статическогохарактера.
Использование адекватныхвозможностям детей статических упражнений на фоне развития общей выносливостиможет служить важным фактором ликвидации и профилактики у них различныхдефектов осанки при условии правильного рационального дыхания во времявыполнения упражнений (нельзя задерживать дыхание). Без соблюдения этогоправила воздействие статических и силовых нагрузок на организм детей можетпривести к неблагоприятным сдвигам со стороны кардиореспираторной системы.Применение такого методического приема как произнесение звуков и звукосочетанийна выдохе во время выполнения упражнений статического характера позволяетизбежать задержки дыхания и в то же время способствует развитию органовартикуляции.
Упражнения, направленныена развитие двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук. Ихприменение обосновано тем, что как показано в исследованиях М.М. Кольцовойформирование речевых областей совершается под влиянием кинестетическихимпульсов от рук а точнее от пальцев.
Народные подвижные игры созданныена основе художественного поэтического текста (фольклора).
По мнению М.П. Асташиной виграх дети легко улавливают музыкальность напевность и ритмичность родной речи познаютметкость и лаконичность родного слова; считалки зачины потешки придают народнымиграм своеобразный колорит.
Произнесение речитативовво время выполнения несложных по структуре упражнений невысокой интенсивности.
Использование в процессесюжетных занятий загадок и песен соответствующего содержания.
По мнению М.П. Асташиной взагадках простыми словами достигается зримость и осязательность образов, которыеможно отобразить в движении.
Использование словесныхметодов.
Созданию предварительныхпредставлений об изучаемом движении служит название упражнения, которое должнобыть образным. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения помогаютсоздать правильное зрительное представление о нем а возникающие при этомположительные эмоции побуждают детей многократно повторять одно и то жеупражнение что способствует закреплению двигательного навыка и повышению егокачества.
По ходу выполненияупражнений даются дополнительные яркие образные указания помогающие детямбыстрее осваивать движения. Например при выполнении упражнения «Чайкилетят» дается указание «руки — как крылья».
При разучиванииупражнений можно также использовать объяснения которые должны быть точными понятнымикраткими эмоциональными. При объяснениях выделяется тот элемент техники накоторый необходимо обратить внимание. Например при разучивании упражнения «Лодочка»дается следующее указание: «Пятки вместе если вы их разъедините то влодочке образуется течь и она утонет».
Некоторые авторырекомендуют время от времени предварять показ словесным описанием движений сцелью активизации умственной деятельности детей.
Применение заданий вкоторых необходимо сочетать различные виды деятельности (например, детямпредлагалось выполнить дома или в группе рисунки тематически связанные ссюжетом занятия прочитать рассказы сказки соответствующего содержания ивыполнить те или иные упражнения комплекса).
Использование элементовпсихофизического тренинга (например в сюжетных занятиях «Морскоецарство „применяются упражнения и этюды психогимнастики разработанныеМ.И. Чистяковой и основанные на обучении элементам техники выразительныхдвижений использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высшихчувств формировании навыков в саморасслаблении).
Применение музыкальногосопровождения с целью развития у детей чувства ритма и музыкального слуха, атакже творческих способностей.
Дополнение занятий пофизической культуре тематическими познавательными играми-занятиями.
Предварительныеисследования позволили установить что применение в процессе физическоговоспитания вышеперечисленных средств методов и методических приемов, направленныхна активизацию познавательной и речевой деятельности не снижает тренирующегоэффекта занятий и способствует повышению уровня физической подготовленностидетей.
Разработанная методикапроведения занятий по физическо-игровой культуре предполагающая использованиеспециальных средств методов и организационно-методических приемов способствуетразвитию познавательных способностей дошкольников в процессе физическо-игровоговоспитания и формированию устойчивого познавательного интереса у детейдошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
познавательныйразвитие дошкольный возраст
Нами были изученыособенности формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.Напомним, что дошкольный возраст – сензитивный период для развитияпознавательных потребности. Поэтому очень важно своевременное и адекватноеопредмечивание познавательных интересов, их стимулирование и развитие во всехсферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешногообучения и эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательныйинтерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процессаобучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
Благодаряпознавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут статьдвижущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованиюокружающего мира. Ребенок не терпит ограничений нам свои исследования, и этоего свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах продолжаетоставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностногоразвития, настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру,проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любуювозможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Ребенокпоявляется на свет с врожденной познавательной направленностью, котораяпомогает, ему адаптироваться на первых порах к новым условиямжизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит впознавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательнойдеятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получениеновых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка егопознавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. Впознавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.
В заключении проведенногоисследования возможно сделать ряд выводов.
В процессе игр-занятийпри использовании заданий на развитие воображения и заданий с использованиемфизическо-игровых моделей происходит умственное развитие детей. В силу важностии значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать ихразвитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в даннойработе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении и доступны широкомукругу педагогов. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают уних положительные эмоции; их можно многократно варьировать изменять модифицироватьпри изучении разных тем. Однако необходимо заметить что фантазия, как и любаядругая форма психического отражения должна иметь позитивное направлениеразвития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытиюи самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность.Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку использовать своивозможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
В области развитияпознавательного интереса и мышления основным как уже отмечалось в дошкольномвозрасте является овладение познавательными играми-занятиями — они могутпроводиться как комплексные которые включают в себя разные виды деятельности.Л.С. Выготский писал что если школьник обучается по программе предложенной емувзрослыми то дошкольник принимает эту программу в той мере в какой онастановится его собственной.
Игра возникает врезультате определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослыеспособствуют распространению детской игры с помощью сообщения детям новойинформации специально созданных условий (игрушек игровых пространств гдеребенок может играть игровой техники и т.д.) которые передаются из поколения впоколение превращая игру в часть культуры общества. В ходесоциально-исторического развития человечества игра приобретает все большеезначение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытомвзаимодействия с окружающим миром усваивают моральные нормы способыпрактической и умственной деятельности выработанные многовековой историейчеловечества. Образное отражение реальной жизни в играх детей зависит отвпечатлений складывающейся системы ценностей.
Игровая деятельность какдоказано А.В. Запорожцем В.В. Давыдовым Н.Е. Михайленко не изобретаетсяребенком и задается ему взрослым который учит малыша играть знакомить собщественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку предметы-заместителидругие средства воплощения — образа выполнять условные действия строить сюжет подчинятьсяигровым правилам и т.п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игрребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так играприобретает самодвижение становится формой собственного творчества ребенка, аэто обусловливает его развивающий эффект.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Асеев В.Г. Мотивация поведения иформирования личности М., 2006, с. 73.
2.  Божович Л.И. Избранныепсихологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2005.
3.  Божович Л.И. Личность и ееформирование в детском возрасте М., 2008 с.213-227.
4.  Бондаревский В.Б. Воспитание интересак знаниям и потребности к самообразованию. М., 2005.с. 300.
5.  Веракса Н.Е. Развитие предпосылокдиалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007,с.137-139.
6.  Гуцу Е.Г. Индивидуальные вариантыпсихологической готовности детей к обучению // Начальная школа – 2004 № 2с.11-14.
7.  Давыдов В.В. Научное обеспечениеобразования в свете нового педагогического мышления//Новое педагогическоемышление. Под ред. А.В. Петровского.2005
8.  Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес.М.: Знание, 2004.
9.  Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.:Педагогика, 2009.
10. Дубов А.Г.,Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2006.с. 187.
11. Ермолова Т.В.,Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников впредкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии – 2009 № 1с.50-52.
12. Евдокимова Е.Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников //Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-24.
13. Запорожец А.В.Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2006.с.190.
14. Ивин А.А.Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 2000. с. 89.
15. Кравцов Г.Г. Игракак основа детского творчества. // Искусство в школе. 2004. № 2. С. 3–8.
16. Кравцова Е.Е.Психологические проблемы готовности детей к школе М., 2001, с. 24.
17. Кулюткин Ю.Н.,Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002, с. 98.
18. Леонтьев А.Н. Психологическиеосновы дошкольной игры. // Избр. психологические произведения в 2-х т. Т.1. М.,2003. С. 303–323.
19. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005, с.297.
20. Левитов Н.Д.Детская и педагогическая психология. М., 2000.с. 197.
21. Маркова А.К.Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте. М.: Просвещение, 2003.с.86.
22. Маркова А.К.,Матист Г.А., Орлов Л.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М.:Просвещение, 2000.
23. Маслоу А.Г.Мотивация и личность М., 2001 с. 218.
24. Морозова Е.А.Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теорияхП.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова Смоленск, 2004.
25. Подласый И.П.Педагогика. М.: Владос, 2004.
26. Сели Д.Очерки попсихологии детства М., 2009.
27. Щукина Г.И.Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 2001 с.34.
28. Щукина Г.И.Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.:Просвещение, 2009.
29. Щукина Г.И.Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.:Педагогика, 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1 — Примерное перспективное планирование по использованию наглядныхмоделей и схем при ознакомлении детей с объектам явлениями органического и неорганическогомира и составление описательных рассказов об объектах ближайшего окруженияМесяц 0-0 неделя 0-0 неделя Сентябрь  Дидактические игры и упражнения на закрепление признаков: «Логическая цепочка» «Исправь ошибку» «Вершки ‑ корешки» «Чудесный мешочек» «Если знаешь ‑ продолжаешь ...» «Разложи правильно»; придумывание вместе с детьми символов которые обозначают разные признаки объектов и явлений природы (по ходу изучения нового материала в течение года придумываются символы обозначающие признаки объектов и явлений по изучаемой теме).  Октябрь Составление рассказов об овощах фруктах используя схемы.  Составление рассказов об одежде посуде используя схемы. Ноябрь  Шифровка диких животных I II III VI варианты используя символику.  Декабрь Шифровка домашних животных I II III VI варианты используя символику.  Январь Составление описательных рассказов о посуде одежде используя схемы.  Составление описательных рассказов об овощах фруктах используя схемы.  Февраль Шифровка домашних животных I II III VI варианты используя символику.  Игра «Рассели жителей» (закрепление признаков времён года).  Март Составление загадок об овощах используя таблички-опоры . Составление загадок о фруктах используя таблички-опоры .  Апрель Составление загадок о явлениях неорганического мира используя таблички-опоры.  Составление загадок о диких животных используя таблички-опоры.  Май Составление загадок о домашних животных используя таблички-опоры.  Игра «Рассели жителей» «Прочитай шифровку». /> /> /> />

Таблица 2 — Перспективноепланирование с использованием наглядных моделей и схем и упражнений на развитиевоображения при ознакомлении с художественной литературойМесяцы I половина дня II половина дня Сентябрь Игра «На что похоже» (кружки разных цветов). Подбор признаков к предмету подбор предметов к признаку. Сказки «Репка» «Теремок» ‑ сериаци-онный ряд. Октябрь Игра «На что похоже» (фигуры разной формы). Подбор признаков к предмету подбор предметов к признаку.  Сказка «Лиса заяц петух» ‑ сериационный ряд. Та же сказка ‑ двигательное моделирование. Ноябрь Игра «Цепочка слов» игра «На что похоже» (фигуры разной формы и кружки разных цветов).  Сказка «Три медведя» Л.Н. Толстого ‑ двигательное моделирование (по эпизодам).  Декабрь Упражнение «Дорисуй картинку» (дорисовать к кружку овалу и др. всё что захочется но чтобы получилась какая-нибудь картинка).  Упражнение «Расскажи сказку» (ребёнку называется определённый эпизод и предлагается его продолжить). Январь Игра «Говори наоборот» ‑ выделение противоположностей. Игра «Поможем художнику» ‑ совместное дорисовывание деталей и придумывание историй: кто это и что с ним однажды случилось. Февраль Игра «Хорошо — плохо» «Кто без кого не может быть?» ‑ понимание противоположностей. Игра «Поможем художнику». Рисование домика ‑ придумывание историй: кто в этом домике живёт и что с ними однажды случилось.  Март Игра «Делаем зарядку» выполнение упражнений используя схематическое изображение человека. Игра «Кто кем будет» развитие диалектического мышления.  Игра «Поможем художнику» (темы рисунков: «Мальчик и машина» «Девочка и цветок» «Котёнок и мышонок» и др.) Апрель Упражнение «Дорисуй картинку» (дорисовать к кружку овалу и др. всё что захочется но чтобы получилась какая-нибудь картинка).  Упражнение на сочинение сказки по представлению (даются два три кружка разных цветов). Май Игра «Цепочка слов» Придумывание концовки сказки «А что было потом?».  /> /> /> />

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
 
Игрына развитие воображения
 
Игра «Укрась слово»
Эта игра хорошо развиваетобразное мышление воображение ассоциативный процесс. Основной задачей игрыявляется подбор к предлагаемому существительному как можно большеприлагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётсясуществительное и ставится задача за определённое время набрать как можнобольше прилагательных которые подходят к этому существительному. Выигрывает такоманда которая набрала больше прилагательных.НАПРИМЕР: существительное прилагательные платье красивое нарядное лёгкое тёплое узорчатое праздничное и т.д. солнце яркое блестящее лучистое тёплое доброе горячее ослепительное и т.д.
Игра«Выведение следствий»
Эта игра используется какв развитии воображения так и словесно-логического мышления. Предлагается рядвопросов начинающихся со слов «Что произойдёт...». Задача ребёнка дать какможно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.
Список примерныхвопросов:
- «Что произойдёт еслидождь будет лить не переставая?»
- «Что произойдёт есливсе животные начнут говорить человеческим голосом?»
- «Что произойдёт есливсе горы вдруг превратятся в сахарные?»
- «Что произойдёт еслиу тебя вырастут крылья?»
- «Что произойдёт еслисолнце не зайдёт за горизонт?»
- «Что произойдёт еслиоживут все сказочные герои?»
- «Что произойдёт еслисмогут читать мысли друг друга?»
- Игра «Рисунок внесколько рук».
Это групповая игра тесносвязывающая воображение и эмоции и сама насыщена высоким эмоциональнымпотенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ.Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элементзадуманного образа. Второй участник игры отталкиваясь обязательно от имеющегосяэлемента продолжает рисунок используя работу предшественника для трансформациив свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее. Конечный результатчаще всего представляет нечто абстрактное поскольку ни одна из форм незавершена но все плавно перетекают друг в друга. Но как правило конечныйпродукт мало интересует детей. Удовольствие доставляет борьба возникающая припопытке завладеть чужими формами навязать свои а также неожиданности и открытиянового содержания и образа возникающее на каждом этапе работы.
Игра«Волшебники»
Используется для развитиячувств на базе воображения. Вначале ребёнку предлагаются две совершенноодинаковые фигуры «волшебников». Его задача дорисовать эти фигуры превративодну в «доброго» а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить«волшебников» на «волшебниц».
Теперь вторая часть игры.Ребёнок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников а также придуматьчто совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
Если в игре участвовалагруппа детей целесообразно сделать выставку рисунков и оценить чей волшебник лучше.
Эмоции имеют очень яркуюформу выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работаетвоображение то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можноувидеть на его лице.

Игра«Танец»
Детям предлагается потанцевать.Причём каждый танцует «что хочет». Ребёнок должен выразить, а танце какой-либообраз. Лучше если образ он придумает сам при затруднении можно помочь емуподсказкой.
Темы для подсказки:станцуй «бабочку» «зайчика» «кошку» «лошадку» «утюг» «конфету» «молоток» и такдалее.
Когда ребёнок справился спервой частью задания можно перейти к следующему этапу. Теперь в качествепредлагаемых тем для танца выступают чувства.
Темы для второй частизадания: станцуй «радость» «страх» «горе» «веселье» «удивление» «каприз» «счастье»«жалость».
Необходимо следить, чтобыдети именно танцевали в не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыкуможно использовать любую танцевальную вальсовую плясовую джазовую. Важно чтобыэто не были песни со смысловым понятным для детей текстом.
Игра«Цепочка слов»
Слово, случайно запавшеев голову (или намерено взятое) вызывает цепную реакцию распространяя волнывглубь и вширь извлекая при этом образы ассоциации воспоминания представления имечты.
Детям предлагаетсясоставить длинный поезд из слов каждое слово ‑ вагончик. Вагончики как ислова должны быть соединены между собой. Значит каждое слово должно тянуть засобой следующее.
Например: Зима (какая?) ‑холодная снежная (что ещё бывает холодным?) ‑ мороженное лёд снег ветер(какой ветер?) ‑ сильный северный (что ещё может быть сильным?) и такдалее. За каждое слово названное детьми выставляется вагончик.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности предстартовой разминки и массажа пловцов высокой квалификации
Реферат Александр Никонов Верхом на бомбе. Судьба планеты Земля и ее обитателей
Реферат Техника спортивно-оздоровительного комбинированного тура по Якутии
Реферат Философия зарубежного востока ХХ века
Реферат Эволюция язычества восточных славян (с древнейших времен до X в.н.э.)
Реферат Психологическое содержание политической власти на примере диктатуры тоталитаризма и особенностях
Реферат Інтраопераційна профілактика ускладнень хірургічного лікування стоматологічних хворих
Реферат Арабо-исламская философия в Средние века
Реферат Антропогенный ландшафт
Реферат Албанцы и сербы: неизбежность сосуществования
Реферат Школа русского бильярда
Реферат Образ жизни и питание профессиональных футболистов: соответствие рекомендациям тибетской медицины "Жуд-ши"
Реферат Расчет зануления. Вентиляция на рабочем месте монтажника.
Реферат Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза»
Реферат "Государь" Макиавелли