КУРСОВАЯ РАБОТА по методике преподавания изобразтельногоискусства с практикумом
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КИСТЕВОЙ РОСПИСИ УМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на примере хохломы)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I.ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙМОТОРИКИ РУК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ КИСТЕВОЙ РОСПИСЬЮ
1.1 Навык какведущий фактор изобразительной деятельности младшего школьника
1.2 Приемы и методы формирования изобразительных навыков
1.3 Особенности возникновения и развития хохломской росписи
II. КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ КАК ВЕДУЩИЙ НАВЫК ОВЛАДЕНИЯ СЕКРЕТАМИХОХЛОМЫ
2.1 Последовательность формирования навыков кистевой росписи
2.2 Практическое применение различных видов кистевой росписиХохломы
2.3 Эффективность навыка кистевой росписи в творческомсамовыражении учащихся 3 класса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Образование и уровенькомпетентности младшего школьника должны обеспечить ему реальную возможностьдобиться успеха в любой сфере жизнедеятельности, помочь развить различные навыкии реализовать себя в различных видах деятельности.
В силу своеймногосторонней значимости и конкретно-исторического характера положительное воздействиена формирование эстетических ценностей личности младшего школьника можетоказывает искусство.
Изучение сущности испецифики педагогической технологии творческой самореализации младшихшкольников подводит к выявлению особых педагогических условий, которыеформируют восприимчивость к новым идеям, развитию интереса младшего школьника ктворческой деятельности.
Таким образом,установлено объективно существующее противоречие между потребностью младшихшкольников в самореализации в процессе занятий декоративным изобразительнымискусством и недостаточном количестве научно-методических разработок,специальных программ, образовательных технологий, стимулирующих проявлениеприродной потребности школьников самореализовать свои задатки и способности вкистевой росписи.
Выявленное противоречиедало основание сформулировать проблему исследования: каковыпедагогические условия для творческой самореализации младшего школьника всистеме уроков, направленных на развития навыков кистевой росписи.
Решение данной проблемысоставляет цель исследования.
Объектом исследования является процессформирования и развития навыков кистевой росписи. Предметом– условиятворческой самореализации младшего школьника в системе уроков направленных наразвития навыков кистевой росписи.
В соответствии спроблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующиезадачи:
1.Раскрыть сущностьнавыка как ведущего фактора изобразительной деятельности младшего школьника.
2.Разработать критерии иуровни творческой самореализации младшего школьника в образовательном процессев системе уроков направленных на развития навыков кистевой росписи.
3.Адаптировать системууроков направленных на развития навыков кистевой росписи (на примере хохломы).
4.Выявить совокупностьпедагогических условий, обеспечивающих творческую самореализацию младшегошкольника.
В качестве гипотезыисследования было выдвинуто предположение о том, что эффективность творческойсамореализации младшего школьника будет устойчиво развивающейся при следующихусловиях: учёте особенностей формирования навыков младшего школьника;успешности использования творческой самореализации в кистевой росписи;стабильном функционировании системы интегрированных уроков по развитию навыковдекоративного рисования; создании особой культурной среды интегрированныхуроков; рефлексивной самореализации младшего школьника в изобразительной деятельности.
Опытно-экспериментальнойбазой исследования был 3 «В» класс МОУ «СОШ № 28» г.Старый Оскол Белгородскойобласти.
Во введении обоснована актуальность темыисследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и условияэффективной творческой самореализации младших школьников.
В первой главе рассмотрено значение навыков и то,как нужно развивать мелкую моторику рук, чтобы овладеть способами кистевойросписи. Приведены исторические сведения о промысле Хохломы.
Во второй главе, уделено внимание формированиюнавыка кистевой росписи, на примере хохломы. Показана его эффективность втворческом самовыражении учащихся 3 класса.
В заключении обобщены результаты исследования,изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые назащиту.
В приложении содержатся материалыопытно-экспериментальной работы: фотоиллюстрации и жанровые фотографии,отражающие полученные результаты, конспекты творческих уроков.
I. ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙМОТОРИКИ РУК ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ КИСТЕВОЙ РОСПИСЬЮ
1.1 Навык как ведущий факторизобразительной деятельности младшего школьника
Всякое обучение иприобретение целостного навыка требует немалых усилий. Необходимо овладетькаждым из отдельных составляющих, а затем соединить все элементы в комплексныйнавык. На этом этапе требуются большое терпение, выдержка и желание достичьцели. По мере последовательного усвоения основ рисования происходитколичественное и качественное накопление навыков, которые позволяют, в какой-то момент перейти к свободному рисованию, не задумываясь над тем, как этоделается, подобно тому, как пишут, или читают.
Одной изпервых, кто применил в своей практической педагогической деятельности открытияСперри о двойственной природе человеческого мышления, была Бетти Эдвардс. Своиидеи в отношении обучения рисованию она изложила в книге «Открой в себехудожника». Ее ключевой принцип: «рисование – это комплексный, или целостныйнавык, требующий лишь ограниченного набора базовых компонентов». [25]
Она считает,что усвоив все компоненты основ рисования и собрав их вместе, любой человекможет научиться рисовать, подобно тому, как однажды он научился ходить, читать,писать, применять таблицу умножения, ездить на велосипеде и т.д. При этом онаподчеркивает, что приобретенные базовые навыки рисования со временем становятсяавтоматическими, как чтение или вождение автомобиля. Научиться рисовать можноза относительно короткое время.[18, с.24]
Эдвардсопределила пять базовых навыков рисования. Первый – восприятие краев. Второй –восприятие пространства. Третий – восприятие соотношений. Четвертый –восприятие света и тени. Пятый – восприятие целостного образа.
Самое сложное для ребёнка– это научиться правильно держать карандаш, кисть и т.п. Так же необходимымнавыком можно назвать овладение линией. Линия это азбука рисования, так кактекст составляется из букв, так рисунок состоит из линий. В зависимости отсодержания рисунка, выбирается линия, она может быть прямая, жесткая, тяжелаятолстая, или волнистая, легкая воздушная, тонкая и другие. Вначале надо увидеть предмет в целом: не только то, как онвыглядит спереди, но и какова его форма совсех остальных сторон. Наиболее сложным навыком в рисовании является умениепередавать в рисунке трехмерную глубину пространства, используя знания законовлинейной и воздушной перспективы, и особенно сложно это сделать ребёнку, темболее что в младшем школьном возрасте дети изображают все предметы «плоско».
Следующим навыком,который необходим для рисования является усвоение «логики светотени». Оназаключается в том, что свет, падающий на формы рисуемого объекта, создаеткалейдоскоп бликов, освещенных поверхностей, теней собственных и падающих,отраженного света и целой гаммы полутеней. Светотень это один из способовпередачи объема. Перед тем, как начать рисовать более сложные предметы, нужнорасчленить ее на простейшие геометрические объемы, имеющие понятные детямформы, это позволяет усвоить «логику светотени» всей модели и правдиво передатьв рисунке пространственность и объем.
Очень важным средствомобразного выражения и художественного изображения, позволяющим выразить мысли,чувства и настроение является композиция. Это же является и самым труднымпроцессом для нашего логически рационального образа мышления. Трудно объяснитьна словах что такое упорядоченная взаимосвязь между частями или элементамихудожественного произведения.
-Первым этапом работы надкомпозицией картины является замысел.
-Вторым этапом композицииявляется накопление материала в виде набросков и зарисовок элементов основногои дополнительного плана замысла.
-Третий этап этовыполнение эскиза, а еще лучше нескольких эскизов возможного решения воплощениязамысла в художественное произведение.
-И, наконец, четвертыйэтап, это процесс создания законченного художественного произведения. [19 с.45]
Центром композицииназывают ту часть картины, которая концентрированно выражает основной замысел.Он может находиться как в центре картины, так и быть смещенным в любую еечасть.
Техника любого видаизобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задачеизображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяетсяего выразительными возможностями. И обучение технике рисования — не самоцель.Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительностипозволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своихвпечатлений от окружающей жизни.
К сожалению, современныепрограммы обучения в школе вербальный и невербальный процесс мышления полностьюигнорируют. Уроков рисования в школьных программах недопустимо мало, а методикиих проведения являются источником проблем, с которыми сталкиваются дети науроках рисования, и того мнения, что талант дается избранным. Зерно талантапосеяно в каждом ребенке, а вот почва для его культивирования бывает разной. Нанаш взгляд, лучшее, что могла бы дать детям школа на уроках рисования, это ненавязывать им свои методики и темы, а дать возможность вылить свои фантазии набумагу. Вначале ребенок должен почувствовать приятное удовлетворение отбурлящего потока фантазий и возможности воплотить их в рисунке, а потом у негопоявится потребность рисовать. К пониманию необходимости освоения навыковакадемического рисунка дети приходят сами, примерно к десяти годам, если кэтому времени у них не «отобьют» охоту рисовать.[2 с.15]
Из каждого ребенка можетвырасти художник, хотя не все ими станут. Но целенаправленно развитаяспособность творчески мыслить и обострившееся чувство интуиции помогут им влюбой области, в которой они будут работать, лучше справляться с труднымизадачами и принимать более правильные решения.
1.1 Приемыи методы формирования изобразительных навыков
Изображать предметы,явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, задуманное дети могут лишь приусловии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотряна то, что техническое исполнение работ не является главным, овладениеправильной и разнообразной техникой необходимо.
Прежде всего, необходимонаучить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этомунаучиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозитразвитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений.
Дети должны научитьсядержать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживаясверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может бытьприподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисоватькарандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлыхоттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркогоцвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительностилиний и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. Пририсовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для полученияшироких и тонких линий.
Детей учат правильнымприемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняяего в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передаваягладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами).
Школьники приобретаютумения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, ихчастей и фактуры.
Лессировки. К этому методу работы прибегают вслучае, если время и задачи позволяют вести сеанс продолжительное время безперерыва или в несколько приемов. Для длительного этюда необходимы оченьплотная зернистая бумага и мольберт в почти горизонтальном положении. Это даступлотнение цвета красочного слоя, а при высыхании не лишит его чистоты и прозрачности,поможет дать тончайшие градации светотени. Работа над таким этюдом условноведется в три этапа.
Первый — подготовительнаястадия -заключается в нанесении изображения на плоскость листа. Выполниврисунок карандашом, лист хорошо промывают мыльной водой. После высыхания местабликов можно покрыть тонким слоем резинового клея (он легко удаляется ластикомна последней стадии деталировки этюда). Вторая стадия имеет цель выявитьосновные цветовые отношения и их градации. Работу ведут от светлых тонов к темным,постепенно усиливая цвето-силу акварельных прописок путем лессировок(наслаивание одного цвета на другой). Сперва прописывают освещенные участки(или самые светлые) по всему этюду, сравнивая их по цвету. Затем прописываютполутени, одновременно на всех предметах, сравнивая их с цветом освещенныхучастков. Далее прописывают тени, что повышает цветовую насыщенность этюда. Всепрописки осуществляются прозрачными цветами. При этом следует постоянно следитьза чистотой воды и кистей. Прописка теней до необходимой цветовой насыщенностивыявляет звучность освещенных мест, ранее только слегка тронутых краской. Этоможно сделать не только сильно разбавленной краской, но и полусухой кистью, таккак кисть касается только верхушек зерен бумаги и в контрасте с прозрачностьютени создает неповторимый фактурный эффект. На третьей, завершающей стадииработы над этюдом необходимо более тщательно прописать предметы, вводяпереходные оттенки цвета и используя в этих целях тонкие кисти. Это оченьответственный этап работы, так как отдельные детали необходимо органическисочетать с формой предмета по цвету и светосиле, не разрушив при этомцелостности цветовых отношений.
И, наконец, работазавершается (разумеется, по абсолютно просохшей поверхности) широкимиобобщающими мазками-лессировками, приглушающими цветовую гамму предметовзаднего плана и усиливающими цвет изображения на первом плане.
Именно этот методпозволяет работать над натюрмортами в манере старых мастеров, виртуознопередающих особенности фактуры различных материалов (медь, бархат, стекло,шелк, дерево и т.д.).
В зависимости от формы иширины кистей и от того, что изображается, можно менять характер мазка: писатьтак, что мазки не будут заметны, или наоборот — мазок будет ярко выражен, есливыкладывать его пятнышками округлой или прямоугольной формы.
Работая кистью понепросохшему слою краски или просто по увлажненной бумаге, можно добитьсятончайших цветовых переходов. Этим приемом художники пользуются при изображениинеба, воды, отблесков света на предметах, отражений в воде и т. д. при работенад этюдом пейзажа, натюрморта.
Графика (впереводе с греческого — «пишу, рисую») — это, прежде всего рисунок ихудожественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана навозможностях создания выразительной художественной формы путем использованияразных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.
Графикапредшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания ипластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета иоттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета былиосвоены сразу.
Спецификаграфики — линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает ихосвещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальныесоотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов,их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствиеили противоречие окружающему.
В процессеисторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, итеперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками — пастель, и цветнуюгравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературепо искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В однихисточниках: графика — это вид живописи, а в других — это отдельный подвидизобразительного искусства.
Обучающиеся усваиваютразличные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному,способом размывки. Необходимо научить смешивать краски с белилами (в гуаши) иразводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов;использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять присоздании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь,акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).
Овладение техникойрисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисункесвой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.
Основная задача обучениярисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у нихнаблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения,одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образовразличных предметов доступными для данного возраста изобразительнымисредствами. [14 с.30]
Грамотное, реалистическоеизображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы идеталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема,движения, цвета. Рассмотрим, в какой мере решение этих задач доступно для детеймладшего школьного возраста.
В восприятии предметаосновным определяющим признаком является форма, которая помогает ребенкувыделять один предмет среди других. Ошибки при изображении формы объясняются нестолько неправильностью представлений и отсутствием навыков, сколько неумениемправильно аналитически воспринимать предмет. Поскольку изобразительные умения удетей еще очень несовершенны, перед ними стоят и изобразительные трудности. Врисунке форма ограничена линейным контуром.
Но в то же времяправильное проведение линий и изображение контура на первых этапах работы надрисунком не может служить первоочередной задачей.
Общими задачами обучениярисованию отдельных предметов, для детей младшего школьного возраста является:
— научить изображениюформы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей,изменений в связи с несложным движением;
— научить изображениюнекоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
— передавать цветпредмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
— развивать техническиенавыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.
Эти задачи раскрываются иконкретизируются в программном материале каждой возрастной группы. Материалпрограммы распределен по четвертям, что способствует последовательному егопрохождению и учету времени, требуемого для освоения новой задачи и закрепленияумений.
Техника любого видаизобразительного искусства не существует сама по себе — она подчинена задачеизображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяетсяего выразительными возможностями. И обучение технике рисования — не самоцель.Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание ихвыразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражениив рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Программа работы в школепредусматривает в основном обучение детей рисованию карандашом и кистью. [15с.33]
Каждый из этихинструментов имеет свою специфику, что определяет и способы работы с ними. Дляруководства рисованием детей необходимо хорошо знать выразительные возможностиобоих инструментов и разнообразные способы действия с ними.
Рассмотрим особенностикаждого инструмента.
Карандаш —твердый; приработе с ним рука чувствует сопротивление материала. Карандашом можно резкоочерчивать контур изображаемых предметов. Твердость его дает возможностьпроизводить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги (например, призакрашивании неотрывное движение туда — обратно).
Изменение интенсивностицвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим — болеесветлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет. Карандашом можно провестинеширокую линию; получение более широкой линии требует неоднократного движения,а закрашивание рисунка связано с многократным повторным движением. Чем большуюповерхность нужно закрасить, тем более длительно будут совершаться этидвижения.
Кисть — мягкая. Рисованиеею не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Этоснимает напряжение руки, которое создается в работе карандашом, поэтому пририсовании кистью рука не устает. Работа кистью и краской позволяет получитьцветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большиеповерхности рисунка, без затраты усилий.
Но зато уменьшаетсяощущение характера движения, что затрудняет формирование отчетливыхпредставлений о движении, а следовательно, и самих движений. Линия контура пририсовании краской получается расплывчатой, недостаточно четкой. [18 с.29]
Разумеется, дети не знаютсвоеобразия этих двух инструментов (материалов) и не могут сами выделитьспособы работы с ними.
Сходство карандаша икисти по назначению (и тем и другим рисуют), по способу держания может побудитьдетей использовать их одинаково. Поэтому действиям с ними, как специфическиорудийным, детей надо учить.
Закрашивая рисунок, детичасто водят кистью туда — обратно, не отрывая ее от бумаги, как призакрашивании карандашом. От этого закрашенная поверхность получается в пятнах,где светлее, где темнее, и в отдельных местах мазки выходят за контур. Чтобыэтого не происходило, необходимо одновременно учить способам работы икарандашом, и кистью, подчеркивая различие между ними.
Такое обучениеположительно влияет на выработку навыков рисования этими инструментами, накачество изображения, на выразительную сторону рисунков. Первые краски, скоторыми знакомится ребенок и которыми учится рисовать,— гуашь. Можноиспользовать краски в специальных наборах: «Художественная», «Плакатная» или вотдельных флаконах.
Сочетание разныхматериалов в одном рисунке не может быть случайным: всякий раз нужнопродумывать, пробовать, какие из них позволяют добиться большейвыразительности.
Использование различныхматериалов обогатит детей знанием способов работы с ними, их изобразительныхвозможностей, сделает рисунки детей более интересными, разнообразными,выразительными, повысит эстетическую сторону рисунка.
1.3 Особенности возникновения и развитияхохломской росписи
Хохломская роспись,русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. натерритории современного Ковернинского района Горьковской области; названиепромыслу дало торговое с. Хохлома той же области — центр сбыта изделийхохломской росписи в 18 — начале 20 вв. Для хохломской росписи характернаоригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались растворомглины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях —алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевойманере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне — синтетическим)и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписитипично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типыросписи — “верховая” (красным и чёрным на золотистом фоне) и “под фон” (золотистыйсилуэтный рисунок на цветном фоне). />
По данным археологическихраскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево былосамым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесныхстволов выдалбливали проворные челноки — «ботнички», вырезалифигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивалиразнообразные формы посуды.
Всем, кто селился в этихместах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными,урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасалиот голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, чтодеревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.
Однако первые посудныепромыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств,развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местныемастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Этопридавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такойспособ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно егоприменяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметамиповседневного хозяйственного обихода.
Когда же возниклоискусство золотой Хохломы? Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посудузадолго до того, как освоили технику «золотой» окраски. Еще в XIXвеке наряду с «золоченой» деревянной посудой здесь изготовляли идешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшимигеометрическими узорами — розетками, ромбиками, спиралевидными завитками иволнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью. [7 с.49]
Наиболее вероятно,временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII иначало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселениястарообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковныхвластей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриархаНикона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь отрасправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунта.
Средираскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. Натемно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненныев той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.
Вместе с техникой окраскив Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Истоки основныхтипов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII — начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительныйорнамент, приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели ибытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью.Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил — оживки. Такой орнамент,связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой для формированияхохломских травных узоров.
В хохломской росписинашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами ипроработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике«под фон». Мотивы «кудрины» были подсказаны рисунками сзавитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломыбыли результатом слияния в промысле двух традиционных линий русскогодекоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи ирукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. В каждой из нихпо-своему проявлялись народные национальные особенности понимания орнамента, вкаждой были профессионально сложившиеся приемы.
На основе этого наследияв Хохломе происходит формирование уже нового искусства, связанного в своихдальнейших судьбах с оформлением предметов народного быта. [22 с.15]
Растительный орнамент,привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения. Онстановится значительно более лаконичным и четким. На характер его композициибольшое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента,отличавшегося классически простыми и совершенными приемами построения узоров.
В искусстве орнаментаХохломы утверждаются характерные для народного декоративного творчества черты:большая образная выразительность росписи, декоративность, предельная строгостьи скупость художественных средств. Наиболее ярко они проявились в травныхорнаментах, преобладавших в росписи посуды. Усваивая новые приемы орнаментации,мастера сохраняли и более ранние традиции украшения посуды.
С первой половиной XIXвека связаны большие изменения в искусстве хохломской росписи, В это времявместо серебра мастера научились применять дешевое олово, превращая его впорошок, удобный для нанесения на поверхность дерева. В истории промысланаступил новый период. Теперь мастера могли почти полностью окрашивать стенкибратин, чашек, солониц, поставцов в золотистый цвет.
Рисунки хохломскойтравки, позволявшие наиболее эффектно использовать «золотую» окраску,получают в это время еще большее развитие. Мастера Хохломы постигают законыросписи на золотистом фоне. В ее орнаменте окончательно утверждаются приемыплоскостной силуэтной трактовки мотивов, наиболее соответствующие живописи позолотому фону. В росписи исчезают разживки белилами, создававшие впечатлениеобъемности формы. Происходит ограничение красочной гаммы. Если раньше мастераупотребляли белила, синюю, голубую, розовую, зеленую и коричневую краски, тотеперь основными цветами орнамента становятся красный, черный и золотой.
Часто приходится слышатьо том, что мастера использовали красную и черную краски лишь потому, что они невыгорают в печи при закалке. Это верно только отчасти. Коричневая, зеленая ижелтая краски также не меняют свой цвет при высокой температуре, однако ихприменение становится весьма ограниченным. Художники предпочитали сочетаниекрасного, черного и золота, прежде всего, в силу его особых декоративныхкачеств. Такую цветовую гамму ценили и мастера древней Руси. Но была и другаяпричина. Получавшийся у мастеров золотистый цвет уступал цвету золота пояркости и не имел желаемого оттенка теплоты.
Этот недостаток мастерастремились сделать возможно менее заметным, нанося роспись красной и чернойкраской, создававшими с золотистым фоном звучный цветовой аккорд. Огненно-яркаякиноварь придавала большую теплоту золотистому фону, а черная краска способствовалатому, что он казался светлее и ярче.
Исполнение орнамента позолотистому фону привело к утверждению характерного для травной росписи типакомпозиции с ажурным узором, покрывающим значительную часть поверхности вещи.Поддельный золотой фон было невыгодно обнажать большими участками гладкойповерхности. Заметив это, мастера стали исполнять рисунки, при которых фон лишьпросвечивал сквозь узор и в промежутках между мотивами.
Ограничение красочнойгаммы травного орнамента, отказ от оживок белилами и плоскостная силуэтнаятрактовка мотивов, казалось, должны были бы способствовать утрате качествживописности. Однако этого не происходит. Хохломская травка воспринимается намикак орнамент живописный, а не графический благодаря тому, что в основе ее композицииостаются ритмически расположенные цветовые пятна. Живописность узорам травкипридает и мягкость тональных отношений, которая достигается соединением ворнаменте мотивов, написанных широким мазком, и введением мелкой травнойприписки, исполняемой легким прикосновением кисти. [29 с.46]
Для формированияхохломского орнамента большое значение имело его исполнение свободно от рукикистью. Теперь, когда мастера перешли к работе на широких поверхностяхзолотистого фона, могла еще более ярко проявиться свойственная темпераментурусского орнамента листа склонность к широте письма. Смелый кистевой мазокстановится одним из основных элементов травного узора. По-разному сочетаяудлиненные мазки красной и черной краски, крупные и мелкие, сочные корпусные илегкие, мастера создавали мотивы травок, цветов, кустов и деревьев с пышнойкудрявой листвой. Рисунок дополнялся мотивом ягод и цветов, наносившимися спомощью тычка, тампона или мягкой пористой губки. Легкость и непринужденностьорнаментального почерка мастера становятся критерием художественных достоинствпроизведения. Исполнение росписи от руки кистью вырабатывало у мастеровпривычку свободно варьировать орнамент. На особенности травных узоров влияли иформы точеной деревянной посуды. Мастера искали приемов декорировки, экономныхв отношении затрат труда и обеспечивающих наибольший художественный эффект. Впроцессе их работы для каждого вида изделий в Хохломе были найдены типовыекомпозиции росписи, наиболее соответствующие характеру их формы и размерам. Расскажемо некоторых из них.
На крупных чашках иблюдах мастера часто исполняли один из видов травного орнамента — «осочку». Это рисунок стеблей и удлиненных листьев травы, как бысклоненных порывом ветра. «Осочки» располагались по бортам чашек иблюд, обрамляя розетку с «пряником». Динамический ритм стеблей и травна вогнутой сферической поверхности чаши был особенно ощутим благодарястатичному узору «пряника».
В рисунках«осочки» проявлялась любовь мастеров к природе. Многие мастерарассказывают о них как о самых любимых в промысле видах травного орнамента.«Мы всегда охотно его исполняли, — вспоминает старейшая мастерица А.Н.Тюкалова. — В этом рисунке простора много, а чашка не изляпана и оченьбогата». В скупых и метких словах мастерицы содержится народное пониманиекрасоты орнамента. Ощущение простора, радующего нас в природе, достигается врисунках «осочки» благодаря свободному размещению мотивов назолотистом фоне высоких покатых стенок блюд. Просвечивающий сквозь ажурный узорлистьев и ветвей «осочки» золотистый фон придает росписи праздничныйи богатый вид.
Лишь во второй половинеXIX века, в связи с развитием в Хохломе производства мебели, техника росписи«под фон» получает более широкое распространение. Орнаменты сзолотыми цветами и птицами на черном фоне, исполнявшиеся особенно часто надетских столиках и стульях, привлекают внимание красотой узора, нанесенногосвободными движениями кисти. Как и в травных рисунках, в росписи «подфон» появляются свои четко выработанные приемы орнаментальной скорописи.Композиции становятся строже, лаконичнее и вместе с тем эмоциональновыразительнее. [31 с.15]
Приемы исполненияорнамента «кудрины» менее трудоемки, чем роспись «под фон».С середины XIX века ими уже широко владели многие хохломские мастера. Рисунки «кудрины»писали на чашках и на больших «артельных» блюдах.
Во второй половине XIXвека в Хохломе создавалось довольно много видов изделий. Здесь делали большиеплашковые блюда, достигавшие в диаметре метра, известные под названиемартельных или бурлацких, чашки и тарелки различных размеров, поставцы, солонки,кандейки, совки для муки и другие изделия.
В это время промыселпредставлял собой грандиозное ремесленное производство расписной посуды. Междужителями различных деревень четко сложилось разделение труда.
В конце XIX — начале XXвека наступили для Хохломы тяжелые времена. Стал быстро снижаться спрос надеревянную росписную посуду, постепенно все более вытесняемую фабричнойпродукцией. Падало значение промысла как поставщика предметов для повседневногокрестьянского обихода.
Трудное положение внародных промыслах заставило Нижегородское земство принять экстренные меры.Особое внимание оно обратило на Хохлому. Туда были посланы художники,пытавшиеся приспособить ее изделия ко вкусам городских покупателей.
В это время в средерусской интеллигенции возникает глубокий интерес к памятникам русской старины.Их начинают изучать, коллекционировать. Это приносит популярность и изделиямнародных промыслов. Чтобы обеспечить продажу изделий Хохломы, художники сталиизготовлять для нее образцы «под старину».
Так появились на промыслековши, причудливые по формам, напоминающие змей и драконов, стулья и диваны сголовами лошадей, громоздкие столы и буфеты с тяжелыми токарными ножками,коробки для рукоделия, похожие на чугунные гири. При декорировке этих изделийискажались мотивы росписи «под фон» и «кудрины». Появилсяорнамент «славянской вязи» — неудачное подражание рисункам старинныхрукописных заставок. Ему были свойственны сухие стилизованные формы и грубаяпестрая раскраска. Приемами, привычными для Хохломы, писать его было нельзя,поэтому в работе мастеров появились трафареты. [30 с.21]
Травная роспись в этовремя исполнялась лишь в тех мастерских, где продолжали красить дешевые чашки иблюда для сельского рынка. «Травка» получает пренебрежительноеназвание простой окраски или «мужицких» рисунков. За травную росписьплатили вполовину дешевле.
Народное искусство промыслане погибло и до сих пор, часто можно увидеть огромное количество изделийрасписанных под Хохлому, радующих наш взор своим золотистым орнаментом.
II.КИСТЕВАЯ РОСПИСЬ КАК ВЕДУЩИЙ НАВЫК ОВЛАДЕНИЯ СЕКРЕТАМИ ХОХЛОМЫ
2.1Последовательность формирования навыков кистевой росписи
Развитие навыков кистевойросписи — одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются вумении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной икультурной жизни населения; готовности использовать новые возможности,предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью; отношении к возникающимжизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным; стремленииизбежать очевидных, традиционные решений, выдвижении нестандартных,неординарных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей — потребности в самореализации.
Основным принципомотечественной педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическоеи трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесносвязано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многомзависит от организационно-методического уровня постановкиучебно-воспитательного процесса.[19]
В современном, быстроменяющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связейребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Декоративно-прикладноетворчество один из видов изобразительного искусства, является составной частьюискусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленныетрудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство вообще,многофункционально и одна из функций — воспитательные возможности, которые досих пор не реализуются в полной мере.
Декоративно-прикладноетворчество представляет значительную ценность для эстетического воспитаниядетей. Программа по декоративно-прикладному творчеству обеспечивает развитие уучащихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусствас целью формирования эстетический знаний, пробуждения эстетическойвосприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программы поэтому виду искусства направлена на сохранение живого наследия народа, онарассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.
Использование приемов иметодов дифференциации и индивидуализации на различных этапах урока позволяетпедагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенностиребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческихспособностей младших школьников.
Применяются такие средства дифференциации
а) разработка заданийразличной трудности и объема
б) разная мера помощиучителя учащимся при выполнении учебных заданий
в) вариативность темпаосвоения учебного материала
г) индивидуальные идифференцированные домашние задания.
Практика показывает, чтона каждом этапе урока возможно и необходимо использовать приемы и методы дифференциациии индивидуализации. [23]
Важно вспомнить именното, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапеобъяснения нового материала учащимся предлагается выполнить одинаковые задания,но при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать какучитель, посредством инструктажа, планов, памяток, так и успешно обучающиеся поданному предмету ученики-консультанты.
Использованиедифференцированных и индивидуальных заданий при закреплении знаний, умений инавыков зависит от спецификации задач урока, уровня подготовленности и интересак учению учащихся конкретного класса. Большое разнообразие методов и приемовзакрепления позволяет организовать работу на данном этапе с учетом возможностейи перспектив развития каждого ученика.
Задания можноклассифицировать на 3 вида:
— тренировочные, гдепредлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией.Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания,умения, навыки;
— частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или инойизвестный им способ изображения предметов;
— творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик долженосмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своихзнаний, найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характераотносятся упражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий[7].
Наблюдательность, анализи синтез материала формируется при выполнении заданий на установление сходстваи различия, на выявление какой-либо закономерности, правила. Например
1) Проводится игра «Вгостях у народных мастеров».
Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот бедапо дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерамраспределить узоры к изделиям и расставить таблички.
2) Игра Подбери пару. Надоске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученнымвидам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями взависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетическойдеятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки,размеры.
Творческие задания.
Здесь дети воспроизводятпо памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу закрепляютпрактические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при болеесложных условиях.
1) Предлагаются карточки с образцами узоров, где предварительно допускаетсяошибка. Дети должны выявить, что лишнее нужно убрать для того, чтоб узоротносился к тому или иному виду росписи.
2) При закреплении определенного вида росписи предлагается сочинить свой узор,относящийся к какой-либо из росписей с определенным условием. Напримернарисовать 2х различных Матрешек, которые между собой чем-то похожи.
Сходства дети могутвыявить
а) по форме Полхов — Майданская и Калининская
б) по узорам Полхов — Майданская и Семеновская
в) без цветов, в фартукахЗагорская и Русская.
Практика показывает, чтона каждом этапе урока изобразительного искусства возможно и необходимоиспользовать прием и методы дифференциации и индивидуализации, заданияразличной трудности и объема. Это позволит педагогу полнее учитыватьиндивидуальные возможности и личные особенности ребенка, достигать болеевысоких результатов в обучении и развитии творческих способностей
младших школьников.
Первым уроком по декоративному рисованию был следующий урок, накотором можно было проследить, на сколько ученикам интересно заниматьсядекоративно-прикладным искусством.
Тема: Декоративное рисование. Исполнение растительного узора длятарелочки. Хохломская роспись.
Цель: Развивать эстетические понятия о творчестве художников из Хохломы,способствовать формированию художественного вкуса, развивать графические уменияв изображении растительного орнамента средствами кистевой росписи, закреплятьзнания о распределении узоров в круге, осуществлять межпредметную связьпредмета ИЗО с предметом музыка. Материалы к уроку: Изделия и репродукциипроизведений мастеров Хохломы; методическая таблица «Этапы изготовленияхохломской посуды, раскрывающие тайну хохломского «золота».
Для учащихся: Круглые заготовки, затонированные в желтый цвет; акварель;гуашь. План урока:
1. Рассказ о тайне Хохломы — как рождается «золотая посуда».
2. Объяснение выполнения работы.
3. Самостоятельная работа учащихся над росписью декоративнойтарелки.
4. Чаепитие.
5. Завершение росписи.
6. Итоги.
Ход урока:
1. Здесь и красны девицы Добры молодцы кругом Все уселись застолом
2. Будет вам всем здесь приятно
Побывать в гостях у нас
Песни русские попеть,
В русскийпляс с душой пуститься 3. Пирогов отведать вкусных И чайку напиться всласть
Все мы рады видеть вас А где же пироги? Ведь изба красна неуглами, А пирогами.
Будут вам и пироги.
А сейчас посидим рядком,
Да поговорим ладком.
Рассказывается легенда о том, что мужик мастерил в селе посудудеревянную и украшал ее красивыми узорами. Себе варил кашу пшенную и птицам незабывал пшена насыпать. Прилетела Жар-птица, прикоснулась крылом к плошке, истала посудинка золотой. Это легенда, сказка, а как на самом деле сейчас, внастоящее время золотят посуду без золота?
Следует рассказ учителя о последовательности выполнения хохломскойпосуды:
1. Вытачивание из деревянного бруска. Выполняют эту работу токари- мастера «золотые руки».
2. Затем в посудинку втирается глина, которую называют вапой — процесс называется грунтовкой.
3. Очень мелкой пылью алюминия покрывают посудинку лудильщики.Посудинка приобретает серый цвет, похожий на серебряный.
4. Затем за работу принимаются женщины-красильщицы, они ловко,умело, мастерски расписывают масляными красками узоры растительногопроисхождения. Витиеватые, сказочно красивые. Используется 4 цвета: желтый(золоченый), красный, черный и зеленый.
5. Расписанную посуду обжигают в печи при температуре 160-180°.Вот здесь и происходит чудо. «Посеребренная» посуда после обжига становится«золоченой».
Теперь необходимо, указывая на разработку «Поэтапное выполнениехохломской росписи», рассказать и показать последовательность практической работы.
Первое — компоновка в круге, размещение и изображение листочков.Затем — клубнички и рябинки. Последний этап — украшение работы травным узором.
Девушки приступают к работе — расписывают тарелочку. Их работа,как в былые времена в России, украшается музыкой. Звучит песня:
1. А я по лугу.
2. Песня «Неделька»
3. Частушки.
Девочки вносят на разносах чай с пирогами, все угощаются чаем. Навтором уроке выполняются кистевые росписи.
Учительпоказывает элементы узоров, которыми нужно украсить тарелочку, объясняет, какэти узоры нужно чередовать. Все тарелочки потом выставляются для просмотра ивыставления оценок.»
В заключениивсе вместе поем песню «Хохломская роспись».
После этого урока быловыявлено, что 18% детей имеют низкий уровень познавательного интереса кдекоративно-прикладному творчеству, слабо владеют языком изобразительноискусства, очень мало знаний по истории декоративного искусства (хохломскойросписи). Слабо владеют приёмами и методами формирующими изобразительные навыки,плохо справились с поставленными задачами.
В работах это находитотражение в искажении объёмов, неумении организовать контурные линии.Наблюдается смещение композиционного центра, неоправданное увеличение иуменьшение изображаемых объектов.
Учащиеся не проявляютактивности ни на уроках, ни во внеклассной деятельности. Пассивность на урокахотражается на выражении лица и частой отвлекаемости от темы урока, нарушениидисциплины. Во время беседы учащиеся слушают учителя, но не пытаютсявысказывать свою точку зрения.
Гораздо больше детейимеют средний уровень познавательно интереса, 36% учеников хорошо владеюттеоретическим материалом по теме декоративно-прикладного искусства, котороепроявляется в умении понятно излагать свои мысли и удовлетворительно отвечатьна поставленные вопросы учителя. Умеют отвечать на наводящие вопросы учителя.
Владеют приёмами иметодами формирующими изобразительные навыки, удовлетворительно справились споставленными задачами. Положительное эмоционально-ценностное отношение курокам изобразительного искусства. У детей достаточно устойчивое внимание, онис любопытством рассматривают наглядные пособия, осознанно планируют своюработу, на уроках ведут себя дисциплинированно.
Высокий уровеньпознавательного интереса имеют 46% обучающихся, показали отличное теоретическоевладение художественно изобразительным языком, правильно отвечают напоставленные вопросы, ясно и понятно излагают свои мысли. Владеют приёмами иметодами формирующими изобразительные навыки, отлично справились споставленными учителем задачами.
Учащиеся активны науроках, они внимательно слушают учителя, отлично владеют полученнойинформацией. Проявляют большой интерес к теме урока, проявляют творческуюактивность во внеурочной деятельности. (Приложение )
Учитывая способности каждого ребёнка мы стали поэтапноразвивать навыки изобразительного декоративно-прикладного искусства. В своейработе мы опирались на уже существующие методические разработки: Кузина В.С.Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3кл. [17] и Шевчук Л.В. Детии народное творчество. Пособие для детей [29].
Работа по декоративномурисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитиюхудожественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающейжизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как впредметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать вниманиедетей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки ипр.
В каждой местности естьсвои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественныепромыслы. Ознакомление детей с богатством родного края в соединении обученияорнаментальному рисунку поможет воспитать чувство красоты и любви к народнымхудожественным ремеслам и родной природе. «Благодаря восприятию в природеи искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе» В.А.Сухомлинский. [14]
2.2Практическое применение различных видов кистевой росписи Хохломы
Золотая хохлома – яркоесамобытное явление русского народного декоративно прикладного искусства. Этоттрадиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Онвозник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома,от которого и получил свое название.
Простейшие приёмыхохломской росписи вполне доступны детям старшего дошкольного и младшегошкольного возраста.
В хохломской росписисуществуют несколько видов орнамента.
1. Травный орнамент. Всеэлементы орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительногорисунка карандашом при этом кисточку нужно держать тремя пальцамиперпендикулярно поверхности листа, как показано в таблице (Приложении 1).
На таблице представленапоследовательность выполнения элементов травного орнамента в хохломскойросписи. Элементы выполняются с постепенным усложнением, от самых простых-осочек, травников, капелек до более сложных усиков и завитков.
Осочки – самый простойэлемент узора. Он выполняется лёгким движением кончика кисти сверху вниз.
Травинки – это мазки снебольшим плавным утолщением.
Капельки рисуются приёмомприкладывания кисти к бумаге.
Усики рисуются в виденепрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль.
Завитки выполняются слёгким нажимом в середине элемента.
Кустик – это наиболеесложный элемент травного орнамента. Кустик выполняется обычно в два цвета –черным и красным.
При выполнении травнойросписи нужно соблюдать следующую последовательность (Приложение 1). Сначаланаводится ведущий стебель – криуль. Завитки на стебле ритмично закручиваются товверх, то вниз, не соединяясь. Криули должны иметь одинаковую длину – от этогозависит стройность всего узора. По обе стороны ведущего стебля чередующимисямазками наносятся осочки, травинки, капельки, усики, завитки. Ритмичноечередование элементов в орнаменте создает плавность, пышность. Красный черный изолотой цвета придают росписи торжественность, праздничность.
2. На таблице показанапоследовательность выполнения травного орнамента с ягодами и листочками(Приложение 2). Основной композицией орнамента является ведущая линия – криуль,на которой располагаются главные элементы узора – ягоды. Затем рисуютсялисточки, характерные для данной ягоды. После выполнения ягод и листочков, пообе стороны криуля располагаются элементы хохломского травного орнамента:осочки, травинки, капельки, усики, завитки.
Маленькие ягодки –брусничка, смородина, рябинка – рисуется печаткой-тыком (тычок можно сделать избумаги, для этого полоска бумаги сворачивается в тугую трубочку.) большие ягоды– крыжовник, клубника, и малина – рисуются кистью.
По высохшей краске ягодыи листочки «разживляются» желтым цветом.
3. Изображение птиц –широко распространенный мотив в народном искусстве. В большинстве народныххудожественных промыслов эта тема так или иначе просматривается. Не являетсяисключением и хохломская роспись – многие чаши, панно, подставки украшенысказочными жар-птицами, словно созданными из травинок, или ярких солнечныхлучиков.
Создание своей сказочнойптицы – увлекательная творческая задача для детей. (Приложение 3)
Хохломская роспись поспособу нанесения узора на изделии делится в основном на верховую и фоновую.При первом более древнем, традиционном письме узор ложится на стенки предметатак, что бы фон вокруг него после закалки оставался золотым. При второмнапротив, фон закрашивается красным или черным цветом, а рисунок – листья,ягодки, цветочки, — сверкают золотым.
Самым распространеннымверховым письмом является знаменитая хохломская травка. Этот орнамент оченьразнообразен. Меняя кисть всё время меняется красный стебелёк с черным, черныйлисток с красным. Травный орнамент мягко стелется по золотому фону.(Приложение4)
При росписи «под фон»наводится тонкими линиями основные орнаментальные формы. Затем заполняется фонмежду узорами черной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы незакрашенными – серебряными. Потом украшают их мелкими штрихами-жилочками. Когдафон просохнет, сверху добавляются мелкие листочки, цветочки и ягодки, кустики,травки и отдельные травинки. Золотые узоры очень хорошо выглядят на красном иличерном фоне.
На урокахизобразительного искусства практически применятся, могут все виды орнамента. Также в 3 классе МДОУ СОШ №7 был проведен следующий урок по хохломской росписи.
СКАЗОЧНЫЙ УЗОР
(Роспись объемногобочонка)
Цели урока
— познакомить с историейвозникновения хохломской росписи, с особенностями хохломского орнамента
— развивать художественныйвкус, графические умения
— углубить эстетическиепонятия о народном декоративно-прикладном искусстве
— развивать творческоевоображение.
Оборудование динамическаятаблица этапов выполнения узоров, краски, альбомы, индивидуальные карточки с изображениемузоров.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Беседа о рождении хохломских узоров.
Именем старинноготоргового села в Горьковской области стала называться роспись деревянной посудыи мебели. Выточенная на токарном станке или вырезанная ножом из липы или березывещь тщательно покрывается тончайшим слоем глины. Просушенная вещь, многократнопокрытая олифой, красится серебренным алюминиевым порошком, по которомунаносится роспись масляными красками, черной или красной. Расписную вещь сноваолифят и сушат в печи, после чего серебро дает золотистый оттенок, а красныеузоры еще больше пламенеют на золотом и черном фоне, поэтому Хохлому называют«золотой», «пламенной» (рассматривание иллюстративногоматериала — открытки, книги, календари).
III. Объяснениевыполнения узоров с последующей самостоятельной работой учащихся.
Дети знакомятся сэлементом — травинкой. Нажимом кисти сверх вниз создаем самую широкую частьтравинки, а начало и конец выполняется почти без нажима, легким прикосновениемкончика кисти к бумаге.
Элемент усик выполняетсясвободным вращением кисти. Линию закручиваем в спираль одинаковой толщины. Этотэлемент придает мягкость и пышность травному орнаменту.
Чтобы выполнить узоркапельки необходим прием прикладывания кисти к бумаге. Легким прикосновениемконцом кисти проводим тонкую линию, не отрывая руки, делаем нажим на сколькопозволит кисть.
Выполним узор кустик. Онсостоит из травинок, усиков, капелек. Начинаем с травинок, располагая ихвначале в левую сторону, а затем симметрично в правую. За ними по порядкурасполагаем травинки, усики, капельки. Затем ребята учатся выполнять травянойорнамент с ведущей линией, которая называется криуль. Она задает движение всемэлементам.
Ведущие линии тосклоняются вниз, словно от ветра, то поднимаются вверх. Чередование элементовтакое же, как и в рисовании кустик. Чередование красного и черного цвета даетвозможность варьировать. так же в конце урока был подведён итог, и выставкадетских работ (Приложение 5 )
Так же существует ещёочень много различных видов орнамента, таких как узор в круге, образы рыб ибабочек и т.п. которые мы подробнее рассмотрим в выпускной квалификационнойработе.
2.3Эффективность навыка кистевой росписи в творческом самовыражении учащихся 3класса
навыккистевой роспись школьник хохлома
В современном, быстроменяющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связейребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Декоративно-прикладноетворчество один из видов изобразительного искусства, является составной частьюискусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленныетрудом и талантом многих поколений. Народное искусство, как и искусство вообще,многофункционально и одна из функций — воспитательные возможности, которые досих пор не реализуются в полной мере.
Декоративно-прикладноетворчество представляет значительную ценность для эстетического воспитаниядетей. Программа по декоративно-прикладному творчеству обеспечивает развитие уучащихся эмоциональной культуры в процессе комплексного преподавания искусствас целью формирования эстетический знаний, пробуждения эстетическойвосприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Программы поэтому виду искусства направлена на сохранение живого наследия народа, онарассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения.
Большое разнообразиеметодов и приемов закрепления позволяет организовать работу на данном этапе сучетом возможностей и перспектив развития каждого ученика.
Задания предлагаемыедетям 3 класса были классифицированы следующим образом:
— тренировочные, гдепредлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией.Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания,умения, навыки;
— частично-поисковые, где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или инойизвестный им способ изображения предметов;
— творческие, где характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить,самостоятельно определить связь между неизвестным и тем что они уже знают,найти способ изображения заданного. К заданиям творческого характера относятсяупражнения на сравнения нахождения общих признаков, поиск различий [7].
Детям были предложены следующиезадания на установление сходства и различия различных видов декоративноприкладного искусства, направленные на формирование у детей представления о тойили иной росписи. Например
1) Проводится игра «Вгостях у народных мастеров».
Народные мастера прислали нам рисунки своих изделий и узоры к ним. Но вот бедапо дороге все таблички и узоры выпали и перепутались. Поможем мастерамраспределить узоры к изделиям и расставить таблички.
2) Игра «Подбери пару».На доске крепится вырезанные из бумаги изображения чашек и блюдец по изученнымвидам росписи. Учащимся предлагается соединить пары предметов линиями взависимости от уровня наблюдательности, уровня аналитико-синтетическойдеятельности детей на рисунках чашек и блюдец можно варьировать цвет, рисунки,размеры.
Большой интерес у детейвзвали творческие задания.
Ученики воспроизводят попамяти все необходимые знания, проявляя выдумку, инициативу закрепляютпрактические умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях, при болеесложных условиях.
1) Предлагаются карточкис образцами узоров, где предварительно допускается ошибка. Дети должны выявить,что лишнее нужно убрать для того, чтоб узор относился к тому или иному видуросписи.
2) При закреплениихохломской росписи предлагалось сочинить свой узор, с определенным условием.Например нарисовать 2 различных узора с ягодками, которые между собой чем-топохожи.
Сходства дети могутвыявить
а) по форме.
б) по узорам.
в) без цветов.
Дети с удовольствиемзанимались хохломской росписью, и результат не заставил себя долго ждать,буквально на 3-4 занятии ребята уже начали узнавать хохломскую роспись средиостальных, хорошо получались изображения различных, даже трудных, узоров.
На итоговом занятииученикам предлагалось самостоятельно украсить красные и желтые лепестки ицветки разнообразными хохломскими узорами. Затем эти заготовки были вырезаны имы сделали из них аппликацию, получился очень интересный хохломской букет.(Приложение 7).
По итогам практики можносказать, что дети очень любят заниматься различными видами декоративнойросписи. Несомненно с ними необходимо продолжать заниматься этим увлекательнымделом, так же знакомить и с другими видами декоративно-прикладного искусства.
В современном, быстроменяющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связейребенка с природой и культурой, трудом и искусством.
Во время педагогическойпрактики мы наблюдали за уровнем развития детей. В оценке уровнейпознавательного процесса в нашем исследовании можно выделить три компонента.
1.Эмоционально-ценностныйкомпонент, проявляющийся во внешнем отражении познавательно интереса иличностном отношении детей к изобразительной деятельности, идекоративно-прикладному искусству в частности.
2.Гностический компонент,определяемый по уровню усвоения теоретического материала основ изобразительнойпрограммы;
3. Технический компонент,оцениваемый по практическим умениям в отражении окружающего мира и составлениитворческих компонентов.
Вначале исследования быловыявлено, что 18% детей имеют низкий уровень познавательного интереса кдекоративно-прикладному творчеству, слабо владеют языком изобразительноискусства, очень мало знаний по истории декоративного искусства (хохломскойросписи). Слабо владеют приёмами и методами формирующими изобразительныенавыки, плохо справились с задачами которые перед ними поставил учитель.
Во время беседы учащиесяслушали учителя, но не пытаются высказывать свою точку зрения. В концеэксперимента количество детей с плохими показателями значительно уменьшилось,все дети с интересом воспринимали информацию, и уже в конце педагогическойпрактики детей с низким уровнем стало 14%.
Учеников имеющих среднийуровень было 36%, хорошо владеющих теоретическим материалом по темедекоративно-прикладного искусства, которое проявляется в умении понятноизлагать свои мысли и удовлетворительно отвечать на поставленные вопросыучителя. Умеют отвечать на наводящие вопросы.
Положительноеэмоционально-ценностное отношение к урокам изобразительного искусства. У детейдостаточно устойчивое внимание, они с любопытством рассматривают наглядныепособия, осознанно планируют свою работу, на уроках ведут себядисциплинированно. Количество таких детей тоже уменьшилось. Процентныйпоказатель 34%.
Высокий уровеньпознавательного интереса имели 46% обучающихся, а стало 52%. Показали отличноетеоретическое владение художественно изобразительным языком, правильно отвечаютна поставленные вопросы, ясно и понятно излагают свои мысли. Учащиеся активнына уроках, они внимательно слушают учителя, отлично владеют полученной информацией.Проявляют большой интерес к теме урока, проявляют творческую активность вовнеурочной деятельности.
Кистевая роспись оченьэффективный способ для творческого самовыражения ребёнка,
Работа по декоративномурисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитиюхудожественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающейжизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов как впредметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать вниманиедетей к различным видам изобразительного искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наши результаты попроблеме исследования и полученные данные оценок и диагностик, дали основаниеконстатировать тот факт, что навыки развития мелкой моторики рук способствуютлучшему овладению кистевой росписью, а так же эмоциональной активности визобразительной деятельности. Каждый урок декоративного рисования создаётмощный толчок к познанию культурной среды нашего народа. Создает:
- положительнуюмотивацию,
- духовноговоспитания, его анализ, анализ своего восприятия и оценку, обеспечиваетразвивающая психологически комфортная интеллектуальная и эмоциональная среда;
- активизируютсярефлексивные способности, желание самовыражения в творчестве;
- активизированиелексического опыта обучаемого и обогащение его словарного запаса;
- формированиенавыков адекватной самооценки.
Изучив литературу попроблеме исследования, мы пришли к выводу, что данная тема является достаточнозначимой и актуальной в наше время. Образование и уровень компетентности младшего школьникадолжны обеспечить ему реальную возможность добиться успеха в любой сфережизнедеятельности, помочь развить различные навыки и реализовать себя вразличных видах деятельности
Проведению уроковдекоративно-прикладного искусства предшествует большая подготовительная работа,в которой подбирались материалы различного свойства.
Творческая самореализацияличности младшего школьника есть продуктивная художественно-образовательнаядеятельность, направленная на освоение ценностей культуры и проявление своихиндивидуальных возможностей и особенностей.
В силу своеймногосторонней значимости и конкретно-исторического характера положительное воздействиена формирование эстетических ценностей личности младшего школьника может оказыватьискусство.Изучение сущности и специфики педагогической технологии творческойсамореализации младших школьников подводит к выявлению особых педагогическихусловий, которые формируют восприимчивость к новым идеям, развитию интересамладшего школьника к творческой деятельности, что подтверждено итоговымирезультатами нашего исследования. Творческие работы выполненные учащимисятретьего класса показали эффективность проведенного исследования. Низкийуровень снизился с 18% до 14, средний также уменьшился был 36%, стал 34%. Авысокий уровень поднялся с 46% до 52%.
Таким образом, целькурсовой работы достигнуты и поставленные задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов, В.П. Альбом«Народные художественные промыслы России» [Текст] / Антонов В.П. — М.: 1998.
2. Арбат, Ю. А. Русская народнаяроспись по дереву [Текст] / Ю.А. Арбат. – М.: Наука, 2001. – 230 с.
3. Беркинблит, М.Б Фантазия иреальность. / М.Б Беркинблит – М.: 1986.
4. Василенко, В.М. Искусство Хохломы./ В. М. Василенко – М.: Искусство, 1959.
5. Василенко, В. М. Русская народнаярезьба и роспись по дереву XV11- XX веков [Текст] / В. М. Василенко – М.:Искусство, 1960. – 324 с.
6. Вишневская, В.Н. Хохлома. / В.Н.Вишневская – М.: 1980.
7. Выготский, Л.С. Воображение итворчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский – М.: 1991.
8. Дружинин, В.Н. Психология общихспособностей [Текст] / В.Н. Дружинин — СПб.: 2000. — 415с.
9. Дьяченко, О.М… О некоторыхособенностях развития воображения. Вопросы психологии. / О.М. Дьяченко – М.:1980.
10. Емельянова, Т.И. Золотая Хохлома.Альбом. /, Т.И. Емельянова – М. Интербук-бизнес, 2001.
11. Жегалова, С.К. Роспись Хохломы /С.К. Жегалова – М.: Детская литература, 1991.
12. Жегалова, С. К. Русская народнаяживопись [Текст] / С.К. Жегалова. – М.: Прикладное искусство, 2003. — 300с.
13. Званцев, М.П. Хохломская роспись./ М.П. Званцев – Горький: 1951.
14. Костерин, Н.П. Учебное рисование.- 2-е изд. / Н.П. Костерин – М.: 1984. — 101- 103 с.
15. Коршунова, Л.С. Воображение и егороль в познании. / Л.С. Коршунова – М.: 1997г.
16.Красильников, А.Н. Золотая Хохлома. / Красильников, А.Н. М.: 1989.
17.Кузин, В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл. Пособиедля учителя. — 2-е изд. [Текст] / В.С.Кузин — М.: 1983.
18. Кубышкина, Э.М. «Изобразительное искусство в начальной школе».Часть I / Э.М. Кубышкина — Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
19. Максимов, Ю.В. У истоков мастерства[Текст] / Ю.В. Максимов — М.: Просвещение, 1983.
20. Неменский, Б.М и др.Изобразительное искусство и художественный труд Книга для учителя [Текст] /Б.М. Нелинский и др. — М.: 1991.
21. Нешумов, Б.В. Основыдекоративного искусства [Текст] / Б.В. Нешумов — М.: Просвещение-АСТ, 2000. — 146 с
22. Орлова, Л.В. Рабочая тетрадь«Хохломская роспись» / Л.В. Орлова — М.: мозаика –Синтез, 2002.
23. Рондели, Л.Д. Народное декоративно-прикладноеискусство. Л.Д. Рондели – М.: Просвещение, 1984.
24. Режим доступа — www.cavespirit.com/node/82
25. Стефановская, Т.А. Педагогика: наукаи искусство [Текст] / Т.А. Стефановская — М.: Просвещение, 1998. — 84 с.
26. Степанов, Е.Н. и др. Создание системы дифференцированного обучения ивоспитания учащихся. Научно-методическое пособие [Текст] / Е.Н. Степанов — Псков, 1998.
27. Уткин, П.И. Народные художественныепромыслы: Учебник для Проф. учебных заведений. / П.И.Уткин – М.: Высшая школа,1992.
28. Шевчук, Л.В. Дети и народноетворчество. Книга для учителей [Текст] / Л.В. Шевчук — М.: 1985. — С.3, 13,126.
29. Шевчук, Л.В. Дети и народноетворчество. Пособие для детей / Л.В. Шевчук– М.: Просвещение,1995.
30. Яхнин, Л. Веселое слово хохлома /Л. Яхнин. — М.: 1987.