Реферат по предмету "Педагогика"


Методика обучения школьников художественной обработке древесины

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГлаваI. Методика обучения школьниковосновам художественной обработки древесины
1.1Краткая история художественной обработки древесины
1.2Обработка древесины
ГлаваII. Методика обучения школьниковхудожественной обработки древесины
2.1Преподавание художественного искусства
2.2Развернутые сценарии уроков
2.3Планы уроков технологии
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Обучениешкольников художественной обработке древесины обладает значительнымиобразовательными и воспитательными возможностями: развивает технологическуюкультуру, способствует эстетическому и творческому развитию личности, болееуспешной самореализации, социализации в среде сверстников, профессиональномусамоопределению. Овладение технологией художественной обработки древесиныучителем технологии и предпринимательства и методикой обучения ей школьниковобеспечивает необходимую социальную защищенность педагога, егоконкурентоспособность на рынке труда.
Длятого, чтобы обучение школьников обработке древесины было эффективным,необходима специальная подготовка будущего учителя технологии ипредпринимательства к такой деятельности. Причем указанная подготовка должнаносить интегративный характер и включать не только формированиеобщепедагогических и методических умений, но и высокий уровень овладениятехнологией обработки древесины, эстетическое развитие будущих специалистов.
Посколькув изучение обработки древесины входят изучение есть необходимость в изучении основхудожественной обработки древесины, исходя из этого — выбранная тема курсовойработы является актуальной.
Объектомработы является обучение основ художественной обработкидревесины.
Предметомработы является изучение технологии художественной обработкидревесины.
Цельюявляетсяразработка методического пособия для обучения основам художественной обработкидревесины.
Гипотезаданнойработы сводится к тому, что выполнение проектной деятельности эффективно если:
1.        Всодержание обучения будут введены изучение технологии основ художественнойобработки древесины.
2.        Длянаибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоватьсяучебно-методические стенды.
Задачамикурсовой работы являются:
1.        Обзортеоретической и методической литературы по теме курсовой работы.
2.        Изучить технологии художественной обработкидревесины.
3.        Разработатьметодическое пособие для изучения технологии технологий художественнойобработки древесины.
Методамикурсовой работы при выполнении поставленных задачявляются:
1.        Теоретическийанализ научно-технической и методической литературы по технологии художественнойобработки древесины
2.        Применениелогических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения дляпостроения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложенииданной работы.

ГЛАВАI. МЕТОДИКАОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
 
1.1КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
Издавнаиз дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки.Древнерусские плотники и столяры строили хоромы и терема, ставили ендовы искобкари для кваса и медовых напитков, делали и красивую бытовую утварь,например плоские и широкие корыта для теста — дежи. Бочары из дубовыхдощечек-клепок собирали бочки, жбаны, токари из мягкой древесины вытачиваличашки, миски-ставцы. Из луба гнули короба для приданого, из клена резалиизящные звонкие ложки.
Докрашеннойрезьбой щедро украшались дворцы, палаты и терема Древней Руси. На ярком солнцеблистала расписанная киноварью, ярь-медянкой и золотом рельефная резьбаналичников и крылец. За красоту и великолепие дворца в Коломенском современникисчитали его одним из чудес света. В XVII — XVIII вв. искусство художественнойрезьбы по дереву получило развитие в оформлении иконостасов, дворцовыхинтерьеров, в мебели, где преобладала объемная, горельефная, накладная ипропильная резьба. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, в частностиборта и надстройки волжских белян и расшив, а также боевые корабли — галиоты икорветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морскихбожеств [1].
Всесозданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе стем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладногоискусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения,становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшалвещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука,воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма и вцелом «чувство вещи».
Донаших дней на русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранилиськрестьянские дома — произведения неизвестных ваятелей и резчиков. Высокиефронтоны завершаются мощными бревнами-охлупнями, один край которых вырезан ввиде головы рогатого оленя, круглогривого коня или птицы. Доски-причелины испускающиеся с них доски-полотенца заполнены растительным орнаментом либопропильным геометрическим узором.
ВПоволжье получила распространение глухая или долбленая резьба в сочетании сподкраской. На белом или голубом, углубленном в массу дерева фоне рельефно выделяютсясуриково-красные и золотистые изображения добродушных львов, русалок-фараонок срыбьими хвостами, птиц-сиринов с распущенными веером хвостами и оплетающей ихорнамент из виноградных лоз, акантовых побегов [4].
Еслидля архитектурной резьбы характерны крупные монументальные формы, то в резьбепредметов обихода масштаб меняется, став им соразмерным. Ткацкие станки ипрялки, вальки для выколачивания белья, трепала для льна, рубеля — крестьянскиеутюги для разглаживания, катания белья и тканей, праздничные сани-кошовки ивыездные телеги, дуги, солоницы и жбаны щедро покрывались узорочьем простогогеометрического орнамента: квадратами, треугольниками, розетками и ромбамисамых различных сочетаний.
Впрошлом мотивы резьбы имели вполне определенный символический смысл, связанныйс языческими представлениями наших далеких предков. Например, круги,изображения коней и птиц были связаны с культом солнца, от которого зависеласудьба урожая, а значит, и будущее крестьянина-земледельца.
Вкрестьянском искусстве XVIII — XX вв. геометрическая резьба была не толькокрасивым узором — народ помнил заключенный в нем глубокий смысл.
Цвети текстура древесины бесконечно разнообразны, а это открывает перед мастеромбогатые возможности выявить красоты материала, не прибегая к подсобнымсредствам создания художественной композиции.
Говоряо резчике, нужно иметь в виду не исполнителя, а резчика-хужожника, поэтомутакому мастеру необходимо иметь представление и об изобразительном искусстве,однако станковую живопись не следует переносить в декоративную резьбу, так каку кисти и ножа совершенно разные возможности в создании художественныхпроизведений. Только неустанный творческий труд, а не слепое копирование иподражание позволит в короткий срок с совершенстве овладеть ремеслом столяра имастерством резчика [8].
/>/>/>/>/>/> 
1.2ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ
/>/>/>/>/>/> 
Физическиеи механические свойства древесины
Цвет- важной декоративной особенностью и диагностическим признаком древесиныявляется ее цвет. Каждая древесная порода имеет только ей присущий цвет. Цветможет меняться в зависимости от возраста, влияния воздушной среды, воздействияпрозрачных отделочных материалов, угла отражения светового потока от изделия,сроков и условий эксплуатации вещи и т.д. Интенсивность цвета древесиныусиливается с возрастом дерева и под влиянием прозрачных отделочных материалов.Степень декоративности древесины повышает ее блеск — способность отражатьнаправленные световые лучи. Блеск зависит от породы древесины, степенигладкости поверхности и характера освещения.
Текстура- не менее чем цвет, она определяет декоративную ценность древесины. Текстура —естественный рисунок на радиальном и тангенциальном срезах древесины, которыйзависит от характера расположения годичных колец и различной окраски в нихранней и поздней зон, строения самой древесины — рассеянно- или кольцепорового,наличия мелких или крупных сердцевинных лучей, отличающихся от окружающей ихдревесины по цвету, структуре, размеру и форме.
Запах- почти каждой породе в той и или иной мере присущ своеобразный запах,зависящий от содержания в древесине различных смол. дубильных веществ и пр.Сильный запах исходит от свежесрубленных деревьев хвойных пород: липы, осины,дуба и др. Слабый — от выдержанной древесины. По запаху порой можно судить одоброкачественности дерева, а в некоторых случаях он служит дополнительнымпризнаком для определения породы дерева.
Влажность- от нее во многом зависят свойства древесины. В древесине различают влагусвязанную, находящуюся в стенках древесных клеток в виде тончайших прослоек, исвободную, заполняющую полости клеток и межклеточные пространства. Количествосвободной влаги зависит главным образом от пористости древесины и еенаполненности, насыщенности водой. Чем древесина плотнее и тяжелее, тем меньшепор, и наоборот — чем легче и рыхлее, тем пор больше. Максимальная влажностьдревесины твердых пород колеблется от 80 до 120, а мягких — от 200 до 250процентов.
Гигроскопичность- гигроскопичностью древесины называется ее свойство поглощать влагу изокружающего воздуха. Гигроскопичность зависит от породы дерева меньше, чем оттемпературы и влажности воздуха. С повышением температуры влагопоглощениепонижается. а повышением влажности воздуха увеличивается. Влагопоглощениевызывает изменение формы, размеров и прочности древесины, и именно от этогозависит прочность изделий. Гигроскопичность уменьшается при отделке продукцииводоотталкивающими составами.
Усушкаи разбухание — усушка вызывает уменьшение в древесине содержания связаннойвлаги. Полное удаление такой влаги приводит к сокращению линейных и объемныхразмеров, и наоборот — при увлажнении сухой древесины свыше точки насыщенияволокон, то есть более 30 процентов влажности, она разбухает и увеличивается вразмерах. Усушка вызывает такое нехорошее свойство как хрупкость и ломкостьдревесины.
Твердостьи прочность обычно представляют большой интерес для резчика. Твердостьдревесины— способность сопротивляться проникновению в данный материалпостороннего тела, в данном случае — резца. Большие колебания в прочностивызывает неоднородность строения древесины в пределах одной породы и дажеодного дерева. Большое влияние на твердость и прочность древесины оказываетвлажность. Влажная древесина — мягче, лучше обрабатывается.
Упругостьи пластичность — способность возвращаться к первоначальному состоянию иразмерам после прекращения воздействия на нее внешних сил. Упругость зависит отвлажности и некоторых других факторов. Пластичность — способность материаласохранять ту или иную приданную ему форму, зависит от породы, возраста,влажности древесины
/>/>/>/>/>/>Особенности обработкидревесины
Древесинаявляется ценным природным сырьем, которое можно обрабатывать простейшимиинструментами. Она обладает значительной прочностью, упругостью, имеетнебольшой удельный вес. Но древесина растрескивается, усыхает, коробится,отчего меняется форма и размеры сделанных из нее предметов. Прежде всегонепосредственно заняться художественной обработкой дерева, необходимо получитьхотя бы самое общее представление о свойствах древесины, ее строении и пороках.
Стволдревесины состоит из волокон, сгруппированных в радиальные кольца вокругсердцевины. Это хорошо видно на поперечном разрезе. При разрезе, параллельномоси ствола, видны параллельные линии волокон. Если же разрез сделан под углом коси ствола, появляются эллипсовидные линии, очертания которых становятсяпричудливее с уменьшением этого угла. Рисунок на поверхности древесины,получаемый при перерезании годовых слоев, известен под названием текстуры. Онаразлична у разных пород древесины. У липы и ольхи она почти незаметна, а уореха, сосны, можжевельника она четко выражена. Текстуру древесины можновыявлять при обжигании, лакировании, травлении.
Породыдерева имеют разную твердость. Клен, дуб, самшит, груша, пальма, тис, орех считаютсятвердыми, мягкими — липа, осина, ольха, тополь, ива, сосна, ель, кедр. Березазанимает промежуточное положение. Для резьбы применяются преимущественнолиственные породы деревьев, из хвойных чаще используются сосна, кедр, тис.
Выбираядревесину для художественных работ, следует помнить: для рельефной резьбыпригодна древесина, лишенная свилеватости, косослоя (неравномерное, запутанноеили косое строение волокон); портят резьбу сучки, а также отлуп (трещины погодичным слоям), что может обнаружиться только в процессе работы. трещиныполучаются от неравномерности сушки древесины, поэтому следует изготавливатьширокие доски для резьбы, склеивая их из нескольких узких, чтобы в каждой былопротивоположное расположение волокон. В таком случае коробление досок будетминимальным. Не следует применять древесину с червоточиной, гнилью и спроростью, омертвевшими и заросшими в стволе тканями.
Предназначеннаядля резьбы древесина должна быть высушена до 10 — 16% влажности. Сухаядревесина лучше обрабатывается. Сушат древесину воздушным способом, поднавесом, либо в специальных сушильных камерах.

ГЛАВАII.МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ
 
2.1ПРЕПОДАВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА
Вистории искусства формирование каждого художественного направления происходитвместе со становлением педагогической системы, формулирующей его принципы.Вносимое общественной жизнью новое содержание рождает не только новоеискусство, но и соответствующую ему художественную педагогику, собственношколу. Задача школы заключается в том, чтобы активно способствовать утверждениюпородившего ее художественного направления, и она успешно разрешается тогда,когда в самой школе складывается метод, полностью отвечающий потребностямнового искусства и дающий возможность воспитывать поколения художников,продолжающих выдвинутые идейные и творческие принципы.
Вразвитии каждой педагогической системы можно проследить эволюцию двух еесторон: метода, наиболее подвижной и революционной части, и болееконсервативного ремесла художника, узкопрофессиональной стороны обучения.
Метод,чутко реагируя на всякое движение искусства, является первым показателемсущества тех положений, которые пропагандируются школой. По методу можно судитьо ее прогрессивности или отсталости. Высокоплодотворная школа неизменно бываеттеснейшим образом связана с передовым направлением в искусстве. Так, связьпедагогической системы Академии художеств XVIII века с передовыми устремлениямиотечественного искусства обусловила ее высокий расцвет, тогда как отрывакадемического метода от общего развития русского искусства в XIX веке вызвалупадок и возникновение вне академических стен прогрессивных художественных школ(как, например, школы Венецианова или Училища живописи, ваяния и зодчества вМоскве). Частичное возрождение Академии художеств, связанное с именемЧистякова, было возможно только благодаря появлению качественно новой системы,хотя и продолжавшей лучшие традиции академической школы, но переработавшей ихна основе передовой эстетики своего времени согласно требованиям искусствадемократического реализма.
Школа— это фундамент, на котором художник начинает свою самостоятельную творческуюжизнь, но поскольку содержание воспитавшей его педагогической системыобусловливается художественным методом определенного направления искусства, товнутри этой системы может возникнуть и нередко возникает противоречие метода скомплексом собственно изобразительных средств, с профессиональной сторонойобучения. Подобный конфликт не­избежен, когда метод школы начинает отставать отметода передового искусства, точнее, когда искусство, которое школапредставляет, теряет свою прогрессивную роль. Так было с передвижниками,которые заимствовали профессиональное мастерство у Академии, но, руководствуясьиными идейными посылками, стали на самостоятельный творческий путь исоответственно обрели иной художественный метод, в котором, впрочем, продолжалижить лучшие традиции академической системы. В то же время молодые художники несталкивались с таким противоречием, когда пройденная ими школа выражалапередовое искусство, как то было в Академии художеств XVIII века, воспитавшейУгрюмова и Мартоса, или позднее в отношении выучеников Чистякова, системекоторого обязаны своим воспитанием Суриков и Репин. Поэтому, чтобы понятьхудожественный метод мастера, нужно зачастую рассмотреть не только ту школу,которую он прошел, но и школу, соответствующую его зрелому творчеству, так какв ней ясно выражается су­щество представляемого им направления искусства. Такимобразом, педагогическая система, какой бы значительной и замкнутой в себе онани казалась, неразрывно связана с практикой искусства, его сегодняшним илизавтрашним днем. И потому исследование педагогической системы всегда неотделимоот анализа того искусства, которому она обязана своим рождением, позволяяглубже понять как художественное направление в целом, так и творческую вшироком смысле этого слова лабораторию ее отдельных представителей.
Историярусской художественной академической школы уходит своими истоками к рубежуXVII—XVIII веков, времени окончательного формирования нового, светскогоискусства. Отсюда берут свое начало те традиции и принципы, развитие которыхобусловило ее самобытность и стало источником ее жизненности и силы. И еслипроследить педагогическую систему Академии художеств в становлении, то дляэтого нужно обратиться ко всей истории ху­дожественного образования XVIII века.
Ведущиечерты культуры Петровского времени обусловили характер современного искусства.Основные виды изобразительного искусства, за которыми признаются воспитательныефункции, как и литература и печать, подчиняются задачам просветительства.
Самфакт появления Рисовальной школы был чрезвычайно знаменателен. Прежде всего, онозначал, что в подготовке художников впервые утверждается специально учебныйраздел, предшествующий собственно профессиональному обучению и служащийнеобходимым фундаментом для него. Организованные систематические занятия порисунку поставили художников-преподавателей, перед необходимостью разработкисамостоятельного метода преподавания, тем более что никаких руководств несуществовало: иконописные устарели, а новых—ни оригинальных, ни переводных—ещене было. Продолжая традиции Оружейной палаты, эти педагоги развиваютнациональный метод рисунка, в основе которого лежала передача формы с помощьюсветотени, где линия понимается не как абсолютный контур, а как граница объема.Здесь со всей определенностью ставится вопрос о правильной последовательности вработе — с чего начинать рисунок и как его вести, и поскольку это в равной мерекасалось обучения и творчества, то в школе одновременно с формированиемпедагогической системы начинает получать оформление самый творческий методнового изобразительного искусства. В программу обучения, помимо копирования соригиналов, в большей или меньшей степени знакомых и ученикам Оружейной палаты,вошло—и это было принципиально важным — рисование с обнаженной модели. Переходк работе с натуры сказался на всех художниках теперь уже Оружейной канцелярии,которые занимались наравне с учениками, что дало им высокое умение в«изображении фигур», неоднократно отмечавшееся впоследствии. По месту, занятомуею в истории родного искусства, школа вполне заслуживала того высокого имениакадемии, которым ее обычно называли современники.
Постановкапреподавания в Рисовальной школе определялась тем принципиально новымпониманием изобразительной грамоты, которое складывается в начале XVIII века.Давая возможность точного и объективного изображения видимого, натурный рисунокс его реалистической направленностью приобретал безусловную ценность одного изспособов изучения действительности. И в этом смысле он рассматривался не толькокак основа нового, условно говоря, светского искусства — живописи, скульптурыили художественных ремесел, но и как вид знания, определенным образомспособствующий приобретению достоверных сведений об окружающем мире. Именнопознавательные возможности рисунка сообщали ему в представлении современниковбольшое значение. Благодаря этим возможностям он как бы сопутствовал отдельнымразделам науки и признавался практически необходимым для представителей самыхразнообразных профессий—от естествоиспытателей до навигаторов и инженеров.Поэтому почти одновременно с открытием Рисовальной школы поднимается вопрос оширокой постановке художественного специального образования и, что было неменее знаменательным, о необходимости включить рисунок в начальные сведения поживописи в числе обязательных общеобразовательных предметов. Так возникаетнесколько, впрочем оставшихся нереализованными, проектов российской Академиихудожеств. Вместо них дело обучения художников сосредоточивается в Канцелярииот строений, которая с закрытием Оружейной канцелярии наследовала не толькобольшую часть ее штата, особенно живописцев, но и ее роль центрахудожественного образования.
Именнов Канцелярии от строений утверждается принципиально новое отношение к ученику.Из воспитанника данного художника, который нес за него ответственность, вел всеего обучение от азов художественной грамоты до доступной ему самому ступенимастерства, юноша превращается в ученика Канцелярии. То есть дело обучения былопризнано делом учреждения в целом. Поступавшие в канцелярию дети и подростки(обучение обязательно начиналось с раннего возраста) не причислялись копределенной специальности, а находились у «обучения грамоте и писать».Овладение грамотой заканчивалось в среднем около пятнадцати лет — в возрасте,считавшемся наиболее благоприят­ным для перехода к специальным занятиям, когдаможно уже было рассчитывать на понятливость ученика и его сознательноеотношение к делу. Здесь часть подростков отчислялась к мастерам, а другая, втом числе лица, предназначавшиеся для художественных профессий, переходила к«науке арифметики и рисования». Собственно профессиональное обучениепроводилось после получения основных сведений по рисунку. Первое, чему начиналиоб­учаться вновь поступившие в живописную команду, было копирование «кунштов» —гравюр, рисунков и рисованных эскизов. Когда предстояло, например, обновитьобветшавшую роспись — работа очень частая в Канцелярии от строений,—то с неепредварительно снимали «куншты», и уже по ним на заново отремонтированныхстенах ее возобновляли. В конце обучения копированию ученики срисовывалиподобные эскизы, а затем по аналогичным наброскам учились делать и самыеросписи. За кунштами шло рисование с «древних статуев» и дальше — с обнаженноймодели (этот вид работы существовал в Канцелярии уже в 1725 году). Изображениечеловека считалось наиболее сложным и ценным умением, и без него живописец немог претендовать на участие в выполнении сколько-нибудь ответственных работ…Здесь был важен не только грамотный рисунок, но и умелая живопись.
Приобретаяосновные навыки по живописи и ее технологии, ученик засаживался за копированиекартин, причем в качестве оригиналов широко использовались полотнаимператорского собрания. Последней ступенью в этом разделе было копированиепортретов. Умело выполненная копия с «персоны» служила лучшей аттестацией дляперехода к исполнительству. Все последующие занятия велись целиком на практикепроизводившихся в канцелярии работ.
Такимобразом, совмещение в учебном процессе теоретической и практической стороны,неразрывная связь собственно учебных заданий и заданий с приобретениемпрофессиональных навыков работы, причем последнее в непосредственной близости кзрелым художникам путем наглядного изучения их метода, интерес к натуре,исключительная роль портрета как формы изучения и познания натуры и человека и,наконец, установка на всемерное развитие зрительной памяти—таковы ведущиепринципы педагогической системы, сложившейся в живописных командах Канцелярииот строений. Однако к середине XVIII века обучение в командах перестаетсоответствовать тем требованиям к искусству, которые выдвигаются жизнью.Главным в оценке творчества художника становится содержание произведений, ихгражданственный смысл и целенаправленность. Отсюда в свою очередь рождаетсяпотребность в широком развитии и образовании художника, чтобы из ремесленника,пусть высоко мастеровитого и превосходно знающего свое дело, он превратился в сознательнои свободно владеющего своим искусством мастера и гражданина. Всем своимпредшествующим развитием русское искусство подготовило этот коренной переворот,который был завершен в 1757 году открытием Академии трех знатнейших художеств,принявшей из рук Канцелярии от строений знамя родного искусства и его лучшиетрадиции.
ВозникновениеАкадемии художеств явилось необходимым для развития русского искусства. Новаяхудожественная форма, окончательно утвердившая себя на рубеже XVIII века, вошлав национальный изобразительный метод. Искусство прошлого столетия подготовилоинтерес человека и зрителя к реальным чувствам, к повествованию о реальныхлюдях и событиях. В этом смысле уже иконы XVII века литературны и «натуральны».Реформы, проведенные Петром I, сделали настолько динамичным и активным развитиеэкономики, культуры и общественной жизни страны, что искусство началосоздаваться для все более широкого зрителя и испытывать потребность в нем. Оностало достоянием многих людей и из официально насаждаемого постепеннопревращалось в сословное, чтобы потом стать общенародным. И поскольку темпразвития русского общества отличался исключительной стремительностью,родившаяся на почве сословного искусства Академия трех знатнейших художествбыла по существу явлением национальным и общенародным.
Еслиговорить о, художественной школе в прямом и современном нам смысле этого слова,то в середине XVIII века ее фактически не существовало. Подготовка художника неносила формы систематических регулярных, подчиненных специальным программам ипланам занятий. Местом обучения служили мастерские отдельных художников, гдеученик в процессе прямого ученичества приобретал от мастера известные познанияи навыки. Сообщаемые сведения носили большей частью практический характер.Отсутствовало всякое обобщение знаний об искусстве, перед художниками еще невозникало необходимости сводить их воедино, сопоставлять и анализировать, тогдакак педагогика — это всегда творческое осмысление законов искусства, его правилего метода и создание на основе этого обобщения определенной системы готовкимолодого художника. И в этом смысле ни один из художественно-образовательныхцентров России первой половины XVIII века — будь то Художественный департаментАкадемии наук или живописная команда Канцелярии от строений — еще непредставляли школы. В Канцелярии от строений, впрочем, делались попыткипоставить вопросы методики, благодаря чему связанные с командой живописцы,вроде А. П. Антропова, воспитали вы­дающихся педагогов. Вопросы воспитаниястановились для педагогов Академии краеугольным камнем педагогической системы,а конечная цель подготовки художника, которая усматривалась в создании картины,определяла характер разработки метода и всех составных частей программы.
Одиниз исходных моментов академической системы заключался в том, что ученику,прежде всего, сообщали определенное ремесленное умение, технические навыки,предшествовавшие, как считалось, занятиям собственно искусством. Сюдаотносилось развитие глазомера, твердости и точности руки, что достигалосьмноголетним копированием так называемых оригиналов — рисунков мастеров игравюр. В результате вырабатывалось полное подчинение глаза руке, чтосоставляло основу академической методики XVIII века: глаз следовал занатренированной рукой, рисовавшей предметы почти на память и не привыкшейподчиняться зрительным впечатлениям. После копи­рования эстампов предлагалоськопирование живописных оригиналов, затем рисование с гипсов и только взаключение с живой модели. Эта система сложилась в мастерских итальянскиххудожников XVI—XVII веков и была разработана в XVII веке Болонской академией.Она заключала в себе черты, близкие к школе непосредственного ученичества, таккак первые этапы обучения проходили в известной мере независимо от педагога,который ограничивался лишь наблюдением за постепенностью приобретения знаний, ав дальнейшем ученик знакомился с приемами работы ху­дожника-руководителя надкартиной. Главным здесь было учить «языку искусства», а не «языку натуры», чтоопределяло малую подвижность педагогики, которой характеризовались все шедшиеза ней европейские академии.
 
2.2 РАЗВЕРНУТЫЕ СЦЕНАРИИ УРОКОВ
 
Сценарийурока №1
Разделпрограммы: Художественная обработка древесины.
Тема:Изготовлениерисунка, склеивание и отделка мозаичного набора.
Класс:7
Время:45 мин.
Образовательныецели — учащиеся должны усвоить следующие знания:
1.Ознакомить учащихся с технологией изготовление рисунка, склеивание и отделкамозаичного набора;
2.Рассказать о технике безопасности.
Развивающиецели — учащиеся должны развить умения и навыки:
Уметьправильно изготовлять рисунок, склеивать и выполнять отделку мозаичного набора.
Знатьтехнику безопасности при изготовлении рисунка, склеивание и отделки мозаичногонабора.
Воспитательныецели — убедить учащихся в том, что:
1.        Знаниетехнологии изготовления рисунка, склеивание и отделка мозаичного набора;
2.Знание техники безопасности, позволит избежать несчастных случаев.
Типурока: урок изучения нового материала.
Методпроведения урока: эвристическая беседа
Оборудование:оборудование школьных мастерских, доска, мел, эталон изготовляемой детали.
Литература:
1.        ТищенкоА.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробныйучебник для мальчиков 7 класса / под ред. В.Д. Симоненко – ИздательствоБрянского пед. университета. – Брянск, 1995.
2.        Подготовкаучителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г.Соловьянюк — Бирск, 2007.
Местопроведения: Учебные мастерские.
Ходурока
Организационныйэтап.
Учитель:Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после словпреподавателя).
Дежурныйкто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если ониесть).
II. Мотивационный этап
Учитель:Каждый рисунок хорошо выглядит только при определенных его размерах. Размеррисунка можно изменять с помощью эпидиаскопа, размерной сетки, фотографий,чертежных приспособлений.
III. Изучение новогоматериала
Учитель:
Вмозаичных наборах вначале создают эскиз мозаики, а затем рисунок, желательно вкрасках. Наносят контуры рисунка, спрямляя острые углы и опуская мелкие детали.Отдельные тонкости изображения находят в текстуре древесины.
Дляразметки рисунка применяют различные измерительные и чертежные инструментыциркули, лекала, а также различные приспособления.
Учитель: Какойследующий эта при изготовлении мозаичного набора?
Ученики: Подборшпона по текстуре и породе древесины.
Учитель:
Самый, пожалуй и ответственный момент внаборе – это подбор шпона по текстуре и породе древесины. Вначале набираетсяфон из одного или нескольких листов шпона из одной пачки. Затем листы шпонасклеивают так, чтобы их шов был направлен вдоль волокон. Так он меньше заметен.При вырезании гнезда кальку с рисунком прижимают к фоновому шпону и вырезают сразубумагу и шпон. Кальку убирают и под гнездо подкладывают шпон будущей вставки,вырезают ее и вставляют в гнездо.
Ученики:
Мозаичный набор из шпонанаклеивают обычно на фанеру или плиты. Поверхность основы прошлифовывают,дефекты заполняют шпаклевкой. Для наклеивания мозаичного набора лучше всегоприменять клеи типа ПВА или БФ. Их наносят на основу кистью или щеткой вовзаимно-перпендикулярных направлениях. Чтобы основа не коробилась, с другой еестороны также наклеивают шпон, причем в том же направлении, что и направлениефона мозаичного шпона. Так получают мозаичный пакет, который с двух сторонобкладывают металлическими листами и помещают под пресс. После выдержкиопределенное время под прессом, набор надежно приклеивается.
Следующий этап – отделкамозаичных поверхностей.
Учитель:
Что называют отделкой?
Ученики:
По отделкой понимаютсоздание на поверхности мозаики защитно-декоративных покрытий прозрачнымилаками.
Учитель:
Перед отделкой поверхностьпрошлифовывают, устраняют дефекты, очищают от пыли. Прозрачное лаковое покрытиеполучают нанесением на поверхность одного или нескольких слоев лака. Передпокрытием поверхность мозаичного набора можно протравить раствором красителя(морилкой) под цвет красного дерева или ореха различных тонов.
В художественной обработкеиногда производят отбеливание древесины. Участки поверхности древесины могутбыть неоднородны по окраске. Поэтому для выравнивания цвета и для отбеливаниядревесины применяют отбеливающие вещества: перекись водорода, хлорную известь ищавелевую кислоту.
IV.Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок.
Проверка закрепления заготовок, указание на недочеты. Уборкарабочих мест и помещения мастерской.
VI. Задание домашнегозадания
Учитель:
Запишитедомашнее задание: прочитать дополнительный материал.
Урокзакончен. До свидания!
Сценарийурока №2
Разделпрограммы: Художественная обработка древесины.
Темаурока: Этапы создания изделий из древесины.
Класс:7
Трудовоезадание (объект труда): составление технологической карты.
Времяработы: 45 минут
Образовательныецели — учащиеся должны усвоить следующие знания:
1.Ознакомить учащихся с технологией изготовление рисунка, склеивание и отделкамозаичного набора;
2.Рассказать о технике безопасности.
Развивающиецели — учащиеся должны развить умения и навыки:
1.    Уметьправильно изготовлять рисунок, склеивать и выполнять отделку мозаичного набора.
2.    Знатьтехнику безопасности при изготовлении рисунка, склеивание и отделки мозаичногонабора.
Воспитательныецели — убедить учащихся в том, что:
1.    Знаниетехнологии изготовления рисунка, склеивание и отделка мозаичного набора;
2.Знание техники безопасности, позволит избежать несчастных случаев.
Типурока: урок изучения нового материала.
Методпроведения урока: эвристическая беседа
Оборудование:оборудование школьных мастерских, доска, мел, эталон изготовляемой детали.
Литература:
1.        ТищенкоА.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробныйучебник для мальчиков 7 класса / под ред. В.Д. Симоненко – ИздательствоБрянского пед. университета. – Брянск, 1995.
2.        Подготовкаучителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г.Соловьянюк — Бирск, 2007.
Местопроведения: Учебные мастерские.
Ходурока
Организационныйэтап.
Учитель:Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после словпреподавателя).
Дежурныйкто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если ониесть).
II. Мотивационный этап
Учитель:
Каждыйрисунок хорошо выглядит только при определенных его размерах. Размер рисункаможно изменять с помощью эпидиаскопа, размерной сетки, фотографий, чертежныхприспособлений.
III. Тема и цели урока
Учитель:
Итак,тема сегодняшнего урока «Этапы создания изделий из древесины», обратитевнимание на доску, где она записана.
Сегоднямы с вами изучим этапы создания изделий из древесины и научимся составлятьтехнологическую карту.
IV. Этап актуализациизнаний
Учитель:Ктознает, что такое «брак»?
Ученики:Брак – ненужная продукция, выполненная вследствие неправильного изготовленияизделия. Поэтому, не спешите приступать сразу к изготовлению изделия.
Учитель:Ктоможет сказать, что называют «заготовкой»?
Ученики:Заготовкой – называют определенных размеров материал, из которого делаетсядеталь.
V. Изучение новогоматериала
Учитель:
Чтобыприступить к изготовлению изделия вначале изображают изделие в видетехнического рисунка, эскиза или чертежа. Подбирают качественную заготовку издревесины необходимой породы. Размечают заготовку, проверяя размеры несколькораз, Затем строгают, пилят, зачищают и отделывают ее, превращая в готовоеизделие.
Учитель:Чтоназывают «сборкой»?
Ученики:Сборкойназывают соединение деталей в изделие.
Еслиизделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнатьдруг другу и соединить между собой. Изготовленное изделие необходимо проверитьна прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найтипричины их возникновения и устранить.
Последовательностьдействий по обработке заготовок и сборке их в изделие описывается в специальныхинструкционных и технологических картах. Изделия могут состоять из одной или изнескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала.
Изделиеможет состоять из одной или нескольких сборочных единиц. Обработку деталейосуществляют рабочими инструментами вручную или на станках. Каждая детальизготавливается по своему технологическому процессу, который является частьювсего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие.
Учитель:Изкаких материалов можно изготовить разделочную доску?
Ученики:Материаломдля заготовки разделочной доски может быть фанера или доска толщиной 10…12 мм,так как разделочная доска должна быть легкой и экологически чистой. На даннойзаготовке размещается контур изделия по шаблону.
Учитель:Ктознает, что является следующим этапом при изготовлении разделочной доски?
Учитель:Чтоследует сделать при окончательной обработке при изготовлении кухоннойразделочной доски?
Ученики:Окончательнымэтапом данной работы является зачистка изделия, скругление острой кромки иуглов.
VI. Этап применения новыхзнаний, умений, навыков и способов действий
1.        Внимательноизучите чертеж детали, которую вы хотите изготовить.
2.        Пользуясьтаблицей 1 разработайте технологическую карту на изготовление вашей детали.
3.        Сравнитесоставленную технологическую карту с технологической картой, разработанной дляэтой детали вашими одноклассниками.
VII. Подведение итоговурока
Учитель:Запишитедомашнее задание: прочитать дополнительный материал.
Урокзакончен. До свидания!
Сценарийурока №3
Разделпрограммы: Художественная обработка древесины.
Темаурока: Точение фасонных деталей.
Класс:7
Трудовоезадание (объект труда): Изготовление ручки напильника.
Времяработы: 90 минут
Образовательныецели урока — учащиеся должны освоить следующиепонятия:
1.Ознакомить с технологией изготовления конических и фасонных изделий издревесины;
2.Ознакомить учащихся с технологией изготовления школьной указки;
3.Ознакомить учащихся с техникой безопасности при работе на токарном станке.
Развивающиецели урока — учащиеся должны овладеть следующимивидами действий:
1.        Учитьсятехнологии точения конических и фасонных деталей;
2.        Учитьсоздавать различные объекты труда на токарном станке;
3.        Учитьсятехнике безопасности при работе на токарном станке.
Воспитательныецели урока: убедить учащихся в том, что:
1.        Знаниетехнологии изготовления конических и фасонных деталей из древесины на токарномстанке позволит создавать различные объекты труда;
2.        Знаниетехники безопасности при работе на токарном станке, позволит избежатьнесчастных случаев.
Типурока: Урок совершенствования и развития знаний, умений,навыков и способов действий.
Основнойметод ведения урока: Объяснительно-наглядный(репродуктивный) метод.
Оборудование:оборудованиешкольных мастерских, доска, мел, эталон изготовляемой детали.
Литература:
1.        ТищенкоА.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробныйучебник для мальчиков 7 класса /под ред. В.Д.Симоненко – Издательство Брянскогопед. университета. – Брянск, 1995.
2.        Подготовкаучителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г.Соловьянюк — Бирск, 2007.
Местопроведения: учебные мастерские
Ходурока
I.         Организационный этап
Учитель:Здравствуйте! Садитесь!
(Ученикистоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).
Дежурный,кто отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II. Мотивационный этап.
Учитель:Ребята! Все вы работали на токарном станке, и делали различные изделия издревесины.
— Скажите, пожалуйста, какие детали возможно сделать из древесины на токарномстанке?
Ученики:Скалку, вазу, стакан, тарелку…
Учитель:Правильно! А какую форму нужно придать заготовке до получения фасонныхповерхностей?
Ученики:Нужнопридать заготовке цилиндрическую форму, обтачивая ее полукруглой стамеской.
III. Тема и цели урока.
Учитель:Итак,тема сегодняшнего урока «Точение конических и фасонных деталей», обратитевнимание на доску, где она записана.
Сегоднявы будете изготовлять ручки напильника и дополнительным заданием будетизготовление школьной указки.
IV. Подготовка квыполнению трудового задания.
1)Трудовое задание.
Учитель:Отвас требуется изготовление ручки напильника. Откройте учебники, на странице 47в таблице 2 дана технологическая карта, где имеется последовательностьизготовления ручки напильника.
Напервом этапе изготовления ручки напильника нужно разметить центры торцов, затемпросверлить один торец Ш3 мм на глубину 6 мм (Ш3X6).Для этого вам потребуется линейка, карандаш, шило, коловорот и сверло.
Далеенеобходимо прострогать ребра рубанком до восьмигранника и пропилить подтрезубец паз глубиной 5 мм.
Наследующем этапе следует закрепить заготовку на станке и точить цилиндр Ш40 повсей длине. Затем разметить заготовку по размерам заданным в технологическойкарте.
Протачиватьцилиндры необходимо под диаметры Ш27X37и Ш30X5.
Потомфасонную поверхность точить в направлении от а к в от с к в до Ш25 и подрезатьлевый торец детали на Ш10 и точить фасонную поверхность от а к d.Правый торец заготовки подрезать до Ш10, далее проточить фаски 2X45єи потом нужно шлифовать деталь.
Наконецнеобходимо снять деталь и зачистить торцы.
Учитель:Следующимзаданием является изготовление школьной указки.
Надоске даны необходимые размеры.
Сначаласледует разметить заготовку по размерам, а затем закрепить заготовку на столе.Заготовку следует закрепить за один конец и вставить упор в виде бруска. Далеепрострогать ребра рубанком. Ровность заготовки следует на глаз, сравниваяначало и конец указки.
2)Планирование работы учащимися с опорой на технологическую карту.
3)Повторение знакомых приемов работы.
4)Возможные ошибки.
а)при обтачивании цилиндрических поверхностей:
·          частьповерхности детали осталась необработанной;
причины:недостаточные размеры заготовки (мало припуска на обработку), кривизназаготовки, неправильная ее установка и неточная выверка;
·          неправильныеразмеры обточенной поверхности;
причины:неточная установка заготовки.
V. Проверка готовностирабочих мест.
VI. Самостоятельноевыполнение учащимися трудового задания.
VII. Подведение итоговурока с привлечением учащихся к оценке работ.
Учитель:Молодцы! Все сегодня отлично поработали.
VIII. Уборка рабочих мест.
(за10 минут до звонка)
VII. Домашнее задание
Учитель:Открываем тетради и записываем домашнее задание: прочитать параграф, почитатьдополнительную литературу ответить на вопросы после параграфа.
Еслиу вас нет ко мне вопросов, то на этом все. Все свободны.
Досвидания!
 
2.3ПЛАНЫ УРОКОВ ПО ТЕХНОЛОГИИ
 
Планурока №1
Разделпрограммы: Художественная обработка древесины.
Тема:Мозаикана изделиях из древесины.
Класс:7
Время:45 мин.
Образовательныецели — учащиеся должны усвоить следующие знания:
1.Ознакомить учащихся с ходом действий в создании мозаики на изделиях издревесины;
2.Дать понятие о разновидностях мозаики;
3.Рассказать о технологических переходах.
Развивающиецели — учащиеся должны развить умения и навыки:
1.Уметь правильно подобрать заготовку;
2.Уметь создавать мозаику на изделиях из древесины;
3.Учить технику безопасности при художественной обработки древесины.
Воспитательныецели — убедить учащихся в том, что:
1.Воспитывать бережное обращение с инструментами;
2.Воспитывать уважение к людям труда;
3.Воспитывать добросовестное отношение к порученному делу.
Типурока: урок изучения нового материала
Методпроведения урока: эвристическая беседа
Оборудование:заготовка, оборудование школьных мастерских, доска, мел, эталон изготовляемойдетали.
Литература:
1.    ТищенкоА.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробныйучебник для мальчиков 7 класса / под ред. В.Д.Симоненко – ИздательствоБрянского пед. университета. – Брянск, 1995.
2.    Подготовкаучителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.:В.Г.Соловьянюк — Бирск, 2007.
Местопроведения: Учебные мастерские.
Ходурока
1.Организационный этап – (2 мин.):
1.1.Контроль посещаемости.
1.2.Проверка рабочей одежды и готовности к уроку.
2.Повторение пройденного материала – (7 мин.):
2.1.Проверка знания материала прошлого занятия.
3.Изучение нового материала – (15 мин.)
3.1.Краткие сведения о художественной обработке древесине..
3.2.Закрепление материала.
4.Вводный инструктаж – (15 мин.):
4.1.Демонстрация эталонного изделия и разбор по карте техпроцесса изготовления.
4.2.Показ трудовых приемов.
5.Этап применения нового материала (20 мин.):
5.1.Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
5.2.Проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологическойпоследовательности.
6.Заключительный инструктаж – (7 мин.):
6.1.Анализ характерный ошибок и причин.
6.2.Сообщение оценки работы каждого учащегося.
6.3.Домашнее задание.
7.Уборка рабочих мест — (5 мин.).
Планурока №2
Разделпрограммы: Художественная обработка древесины.
Тема:Технология изготовления мозаичных наборов.
Класс:7
Время:45 мин.
Образовательныецели — учащиеся должны усвоить следующие знания:
1.Ознакомить с технологией изготовления мозаичных наборов;
2.Ознакомить с инструментами для изготовления мозаичных наборов..
Развивающиецели — учащиеся должны развить умения и навыки:
1.Научиться выполнять мозаичные наборы;
2.Учитьтехнику безопасности при изготовлении мозаичных наборов.
Воспитательныецели — убедить учащихся в том, что:
1.Воспитывать бережное обращение с инструментами;
2.Воспитывать аккуратность.
Типурока: урок изучения нового материала
Методпроведения урока: эвристическая беседа
Оборудование:резаки, оборудование школьных мастерских, доска, мел, эталон изготовляемойдетали.
Литература:
1.        ТищенкоА.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробныйучебник для мальчиков 7 класса /под ред. В.Д.Симоненко – Издательство Брянскогопед. университета. – Брянск, 1995.
2.        Подготовкаучителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.:В.Г.Соловьянюк — Бирск, 2007.
Местопроведения: Учебные мастерские.
Ходурока
1.Организационный этап – (2 мин.):
1.1.Контроль посещаемости.
1.2.Проверка рабочей одежды и готовности к уроку.
2.Повторение пройденного материала – (7 мин.):
2.1.Проверка знания материала прошлого занятия.
3.Изучение нового материала – (15 мин.)
3.1.Краткие сведения о технологии изготовления мозаичных наборов.
3.2.Закрепление материала по изготовлению мозаичных наборов.
4.Вводный инструктаж – (15 мин.):
4.1.Демонстрация эталонного изделия и разбор по карте техпроцесса изготовления.
4.2.Показ трудовых приемов.
5.Этап применения нового материала (20 мин.):
5.1.Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
5.2.Проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологическойпоследовательности.
6.Заключительный инструктаж – (7 мин.):
6.1.Анализ характерный ошибок и причин.
6.2.Сообщение оценки работы каждого учащегося.
6.3.Домашнее задание.
7.Уборка рабочих мест — (5 мин.).
Планурока №3
Разделпрограммы: Художественная обработка древесины.
Тема:Изготовлениерисунка, склеивание и отделка мозаичного набора.
Класс:7
Время:45 мин.
Образовательныецели — учащиеся должны усвоить следующие знания:
1.Ознакомить учащихся с технологией изготовление рисунка, склеивание и отделкамозаичного набора;
2.Рассказать о технике безопасности.
Развивающиецели — учащиеся должны развить умения и навыки:
Уметьправильно изготовлять рисунок, склеивать и выполнять отделку мозаичного набора.
1.    Знатьтехнику безопасности при изготовлении рисунка, склеивание и отделки мозаичногонабора.
Воспитательныецели — убедить учащихся в том, что:
1.    Знаниетехнологии изготовления рисунка, склеивание и отделка мозаичного набора;
2.Знание техники безопасности, позволит избежать несчастных случаев.
Типурока: урок изучения нового материала.
Методпроведения урока: эвристическая беседа
Оборудование:оборудование школьных мастерских, доска, мел, эталон изготовляемой детали.
Литература:
1.    ТищенкоА.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробныйучебник для мальчиков 7 класса / под ред. В.Д. Симоненко – ИздательствоБрянского пед. университета. – Брянск, 1995.
2.    Подготовкаучителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г.Соловьянюк — Бирск, 2007.
Местопроведения: Учебные мастерские.
Ходурока
1.Организационный этап – (2 мин.):
1.1.Контроль посещаемости.
1.2.Проверка рабочей одежды и готовности к уроку.
2.Повторение пройденного материала – (7 мин.):
2.1.Проверка знания материала прошлого занятия.
3.Изучение нового материала – (20 мин.)
3.1.Краткие сведения по разработке проектов.
3.2.Закрепление материала по предъявляемым требованиям.
4.Вводный инструктаж – (15 мин.):
4.1.Показ трудовых приемов.
5.Этап применения нового материала (20 мин.):
5.1.Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
5.2.Проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологическойпоследовательности.
6.Заключительный инструктаж – (6 мин.):
6.1.Анализ характерный ошибок и причин.
6.2.Сообщение оценки работы каждого учащегося.
6.3.Домашнее задание.
7.Уборка рабочих мест — (5 мин.).
Планурока №4
Разделпрограммы: Художественная обработка древесины.
Тема:Элементыконструирования при художественной обработки древесины.
Класс:7
Время:45 мин.
Образовательныецели — учащиеся должны усвоить следующие знания:
1.Ознакомить учащихся с элементами конструирования;
2.Рассказать о технике безопасности.
Развивающиецели — учащиеся должны развить умения и навыки:
1.      Уметьправильно рассказывать основные определения элементов конструирования;
2.      Знатьтехнику безопасности при при художественной обработке древесины.
Воспитательныецели — убедить учащихся в том, что:
1.      Знаниетеории элементов конструирования позволит разрабатывать конструкцию какого-либоизделия.
2.Знание техники безопасности, позволит избежать несчастных случаев.
Типурока: урок изучения нового материала.
Методпроведения урока: эвристическая беседа
Оборудование:оборудование школьных мастерских, доска, мел, эталон изготовляемой детали.
Литература:
1.        ТищенкоА.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробныйучебник для мальчиков 7 класса / под ред. В.Д. Симоненко – ИздательствоБрянского пед. университета. – Брянск, 1995.
2.        Подготовкаучителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г.Соловьянюк — Бирск, 2007.
Местопроведения: Учебные мастерские.
Ходурока
1.Организационный этап – (2 мин.):
1.1.Контроль посещаемости.
1.2.Проверка рабочей одежды и готовности к уроку.
2.Повторение пройденного материала – (7 мин.):
2.1.Проверка знания материала прошлого занятия.
2.2.Вопросы классу:
а)кто является автором метода фокальных объектов?
б)в чем заключается метод фокальных объектов?
3.Изучение нового материала – (15 мин.)
3.1.Краткие сведения элементам конструирования.
3.2.Закрепление материала по предъявляемым требованиям.
4.Вводный инструктаж – (10 мин.):
4.1.Показ трудовых приемов.
5.Этап применения нового материала (20 мин.):
5.1.Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
5.2.Проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологическойпоследовательности.
6.Заключительный инструктаж – (6 мин.):
6.1.Анализ характерный ошибок и причин.
6.2.Сообщение оценки работы каждого учащегося.
6.3.Домашнее задание.
7.Уборка рабочих мест — (5 мин.).
Планурока №5
Разделпрограммы: Художественная обработка древесины.
Тема:Основныетребования к проектированию изделий.
Класс:7
Время:45 мин.
Образовательныецели — учащиеся должны усвоить следующие знания:
1.Ознакомить учащихся с основными требованиями к проектированию изделий;
2.Рассказать о технике безопасности.
Развивающиецели — учащиеся должны развить умения и навыки:
Уметьправильно рассказывать основные требования, предъявляемые к проектированиюизделий;
Знатьтехнику безопасности.
Воспитательныецели — убедить учащихся в том, что:
1.        Знаниетребований к проектированию изделий позволить облегчить его изготовление;
2.Знание техники безопасности, позволит избежать несчастных случаев.
Типурока: урок изучения нового материала
Методпроведения урока: эвристическая беседа
Оборудование:оборудование школьных мастерских, доска, мел, эталон изготовляемой детали.
Литература:
1.        ТищенкоА.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробныйучебник для мальчиков 7 класса / под ред. В.Д. Симоненко – ИздательствоБрянского пед. университета. – Брянск, 1995.
2.        Подготовкаучителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г.Соловьянюк — Бирск, 2007.
Местопроведения: Учебные мастерские.
Ходурока
1.Организационный этап – (2 мин.):
1.1.Контроль посещаемости.
1.2.Проверка рабочей одежды и готовности к уроку.
2.Повторение пройденного материала – (6 мин.):
2.1.Проверка знания материала прошлого занятия.
2.2.Вопросы классу:
а)назовите основные требования к проектированию изделий?
б)что называют технологичностью изделия?
3.Изучение нового материала – (20 мин.)
3.1.Краткие сведения об основных требованиях к проектированию изделий.
3.2.Закрепление материала по предъявляемым требованиям.
4.Вводный инструктаж – (10 мин.):
4.1.Показ трудовых приемов.
5.Этап применения нового материала (20 мин.):
5.1.Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
5.2.Проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологическойпоследовательности.
6.Заключительный инструктаж – (6 мин.):
6.1.Анализ характерный ошибок и причин.
6.2.Сообщение оценки работы каждого учащегося.
6.3.Домашнее задание.
7.Уборка рабочих мест — (5 мин.).
Планурока №6
Разделпрограммы: Художественная обработка древесины.
Тема:Техническаяэстетика изделий.
Класс:7
Время:45 мин.
Образовательныецели — учащиеся должны усвоить следующие знания:
1.Ознакомить учащихся с основами технической эстетики;
2.Рассказать о «золотом сечении»;
3.Рассказать о технике безопасности.
Развивающиецели — учащиеся должны развить умения и навыки:
Уметьправильно выполнять деление фигур на основе «золотого сечения»;
1.    Знатьтехнику безопасности.
Воспитательныецели — убедить учащихся в том, что:
1.    Умениевыполнять деление фигур на основе «золотого сечения»;
2.Знание техники безопасности, позволит избежать несчастных случаев.
Типурока: урок изучения нового материала.
Методпроведения урока: эвристическая беседа.
Оборудование:наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских.
Литература:
1.    ТищенкоА.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробныйучебник для мальчиков 7 класса / под ред. В.Д. Симоненко – ИздательствоБрянского пед. университета. – Брянск, 1995.
2.    Подготовкаучителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г.Соловьянюк — Бирск, 2007.
Местопроведения: Учебные мастерские.
Ходурока
1.Организационный этап – (2,5 мин.):
1.1.Контроль посещаемости.
1.2.Проверка рабочей одежды и готовности к уроку.
2.Повторение пройденного материала – (6 мин.):
2.1.Проверка знания материала прошлого занятия.
2.2.Вопросы классу:
а)что называется технической эстетикой?
б)как проводятся деление фигур на основе «золотого сечения»?
в)какие пропорциональные соотношения вы знаете?
3.Изучение нового материала – (20 мин.)
3.1.Краткие сведения об инструментах необходимых для деления фигур на основе«золотого сечения»
3.2.Техническая эстетика.
3.3.Закрепление материала по технической эстетике изделий.
4.Вводный инструктаж – (13 мин.):
4.1.Показ трудовых приемов.
5.Этап применения нового материала (25 мин.):
5.1.Проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
5.2.Проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологическойпоследовательности.
6.Заключительный инструктаж – (6 мин.):
6.1.Анализ характерный ошибок и причин.
6.2.Сообщение оценки работы каждого учащегося.
6.3.Домашнее задание.
7.Уборка рабочих мест — (5 мин.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цельюкурсовой работы являлась разработка методического пособия для обученияосновам художественной обработки древесины.
Задачамикурсовой работы являлись:
· Обзортеоретической и методической литературы по теме курсовой работы.
· изучениетехнологиихудожественной обработки древесины.
· разработкаметодического пособия для изучения технологии технологий художественнойобработки древесины.
Методамикурсовой работы при выполнении поставленных задач являлись:
·теоретическийанализ научно-технической и методической литературы по технологиихудожественной обработки древесины
·применениелогических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения дляпостроения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложенииданной работы.
Все созданное человеком из дерева всегдаимело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так каксамой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи,создаваемые для практического применения, становятся носителями настроениямастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а впроцессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета,материала, пропорции, симметрии, ритма.
ЛИТЕРАТУРА
1.   АбросимоваА., Каплан Н., Митлянская Т. Художественная резьба по дереву, кости, рогу. 2-еизд. М., «Высшая школа», 1984.
2.   АхияровК.Ш., Атутов П.Р., Тагариев Р.З. Политехническая направленность обученияосновам наук в образовательной школе: Учеб. пособ. для студентов педагогическихинститутов. – М., 2000.
3.   БарадулинВ.А. «Основы художественного ремесла» М.: Просвещение, 1979 г.
4.   БорисовИ. Б. Обработка дерева. — М.: Феникс, 2000.
5.   Выборметодов обучения в средней школе. / Под ред. Ю.К. Бабанского. М., 2001.
6.   ГренбергЮ.И. Технология живописи. М., 1982.
7.   Домоваяи художественная резьба по дереву /сост. Кирюхин А.В. М., «Спектр», 1996.
8.   Занятияпо трудовому обучению: 6 – 7 кл.: Пособие для учителя / Г.Б. Волошин и др.; Подред. Д.А.Тхоржевского. – М., 2000.
9.   КирилловаГ.Д. Теория и практика развивающего обучения. – М., 2002.
10.КочетовА.И. Трудовое воспитание школьников. – Минск, 1991.
11.КругликовГ.И. Теоретические основы методики преподавания технологии. – Курск, 1998.
12.ЛернерИ.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2001.
13.ЛукьяноваМ.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможностиформирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. — Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
14.МатвееваТ.А. Мозаика и резьба по дереву. М., «Высшая школа», 1989.
15.Методикаобучения учащихся технологии: Книга для учителя / Н.Л. Бронников, Г.И.Кругликов, В.Д. Симоненко. – Брянск; Ишим, 1998.
16.ПожидаеваС.П. Курсовые и выпускные квалификационные работы на факультете технологии ипредпринимательства (методические рекомендации). – Бирск: гос. соц-пед. Акад.,2006.
17.РыженкоВ. И. Работы по дереву: От резьбы до паркета. Практическое руководство. – М.,2003.
18.СамородскийП. С. Дидактические основы специальной подготовки учителя технологии ипредпринимательства. — Брянск: Издательство БГПУ, 1999. — Стр. 256.
19.СамородскийП.С. Дидактическая система конструкторско-технологической подготовки будущегоучителя технологии и предпринимательства. — Брянск: Издательство БГПУ, 2000 — Стр. 230.
20.СамородскийП. С., Симоненко В. Д. Технология обработки конструкционных материалов: Учебноепособие для студентов индустриально-педагогических, технолого-экономическихфакультетов пединститутов и учителей труда.- Брянск: Издательство БГПИ, 1994.-Стр. 280.
21.СамородскийП. С., Симоненко В. Д. Теория механизмов и машин: Учебное пособие для студентовпедвузов специальностей «Технология и предпринимательство» и «Инженер-педагог».- Брянск: Издательство БГПУ, 2001. — Стр. 80.
22.СамородскийП. С. Основы разработки творческих проектов: Краткий курс лекций помашиноведению для студентов технолого-экономических факультетов педвузов. — Брянск: Издательство БГПУ, 1999.
23.СафроненкоВ. М. Секреты древесины. — М., 2004 г.;
24.СеменцовА.Ю. Резьба по дереву. Минск, Современное слово, 1998.
25.СимоненкоВ. Д., Овечкин В. П. Основы технологии. — Брянск: Издательство БГПУ, 1999. — Стр. 180.
26.СимоненкоВ. Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников.Теоретико-методологические аспекты / Под ред. В. Д. Симоненко. — Брянск:Издательство БГПУ, 1999. – Стр. 230.
27.СоловьянюкВ.Г. Основные понятия технологического образования. – Бирск, 2005.
28.СоловьянюкВ.Г. Педагогические аспекты технологий обучения — БирГПИ, 2004.
29.СоловьянюкВ.Г. Подготовка учителя технологии. – Бирск, 2005.
30.СлипакВ.П. «Резьба по дереву. Из опыта работы» Псков, изд-во псковского обл.институтаусовершенствования учителей, 1994 г.
31.СтепановН.С. «Резьбы очарованье» Лениздат, 1991 г.
32.ТагариевР.З. Технологическое образование. – М.: Изд-во РАЕ, 2002.
33.Технология5. Под ред. Симоненко В.Д. – Брянск, 2002.
34.Технология6. Под ред. Симоненко В.Д. – Брянск, 2002.
35.ТхоржевскийА.Д. Методика трудового обучения с практикумом. – М., 2001.
36.ЧерепахинаА.Н. История художественной обработке изделий из древесины. М., «Высшая школа»,1987.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.