Реферат по предмету "Педагогика"


Анализ и диагностика трудовых умений и навыков дошкольников

Содержание
Введение
1. Особенноститруда детей дошкольного возраста
2. Анализ и диагностикатрудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
Общие выводы ирекомендации
Список используемойлитературы
Приложение

Введение
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающегопоколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей струдом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессеознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношениек их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослымпосильную помощь.
Изучение педагогической литературыпоказало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияютразличные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественнойзначимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональнойатмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.
Базой для проведения практикистал детский сад №__ г.Зеленогорска. Детский сад работает над проблемой созданияусловий для социально-личностного развития дошкольников.
Основой для планирования раздела«Трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа В.И. Логиновой«Детство».
Организация процесса по созданиюусловий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами:Уставом ДОУ, Должностными инструкциямивоспитателей и специалистов, Договором с родителями, Приказами по основной деятельности.
В ходе практики поставленыосновные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:
1.        Организация коллективноготруда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробокдля игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т.д. в старшей группе.
2.        Организация трудас небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка и глажениекукольного белья; ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделокиз природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах;работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огородеи цветнике; уход за животными и др.
3.        Организация трудовыхпоручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощии оценка результата.
4.        Наблюдение и анализорганизации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективныйтруд.
5.        Наблюдение за выполнениемтрудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированноститрудовых умений и навыков, отношения к труду.

1. Особенности труда детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание в программеявляется обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка,важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
Ставится задача постепенногоразвития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интересак труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности,трудолюбия.
При организации труда воспитательруководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержаниетрудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группезадачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшейгруппы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы»,а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.
Организуя трудовуюдеятельность воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрестиуверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитываютответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспектыруководства трудовой деятельностью детей, а именно:
-         подчеркивают общественную значимость труда;
-         следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствоваливозрастным возможностям детей;
-         строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допускаяих перегрузки и переутомления;
-         постепенно расширяют самостоятельность детей;
-         создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют удетей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремлениепомочь друг другу;
-         направляют внимание и усилия детей на качественное выполнениетрудовых действий.
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие видыработ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке своиигрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки;протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкиеличные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.; накрыватьна стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки; подметать пол в комнате, небольшойметлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах:повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками,покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших(помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
В соответствии с программой,трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовойтруд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурстваи коллективный труд детей.
Самообслуживание направленона уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочегоместа и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено,прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действийнавыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаватьсякак обязанность. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания:уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используютсядля решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки копрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживаетсебя, находясь рядом с другими, в связи, с чем он должен понимать нужды и затрудненияокружающих.
Воспитатель на конкретныхпримерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться враздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропуститьвперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям),не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти,чтобы не причинить неудобства кому-либо и т.п. Все это формирует у детей элементарнуюпредупредительность, уважительное отношение к окружающим.
Хозяйственно-бытовой труддошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты посравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труднаправлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослымпри организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядкав групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.
Хозяйственно-бытовой труднаправлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможностидля воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах детского садахозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим,во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистотув комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенностьхозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельноорганизовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привестивсё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремлениек хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.
Труд в природе предусматриваетучастие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы,на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности,воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогаетпедагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышениявыносливости, развития способности к физическому усилию. Для старшей группы в уголкеприроды помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, вогороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяетсделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда.
Дошкольники опрыскивают растенияиз пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощьювоспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землюна огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений(для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать заростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растенияпо характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизнирастений и животных, вызывает живой интерес к ним.
Ручной труд — изготовлениепредметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала(шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросовогоматериала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т,п. — осуществляется в старших группах детского сада. Все это оказывает большое воспитательноевлияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.
Через основныеформы организации труда детей — поручения, дежурства, коллективный труд решаютсявопросы воспитания трудолюбия у детей.
Поручения — это задания, которыевоспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастныеи индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручениеявляется первой формой организации трудовой деятельности. Поручения становятся средствомформирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.
Дежурства — это форма организациитруда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы направленнойна обслуживание коллектива. В старшей группе индивидуальные поручения организуютсяв тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когдаих обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимсяв дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен,часто отвлекается), т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.Большинство поручений, уже имевших место в средней группе, становятся групповыми,объединяющими от 2 до 5-6 участников, т.е. принимают коллективный характер. В старшихгруппах вводится дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждыйиз детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурятвдвоем. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и черезнепосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском садуи дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностьютруда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.
Простой анализ общественныхситуаций ролевой игры, посредством которой дошкольники, как правило, реализуют этупотребность, показывает, что основное место в них занимают именно трудовые и профессиональныедействия взрослых (играющий ребенок водит машину «как папа», готовит еду «как мама»,лечит «как доктор», учит «как учительница» и т.д.), бытовые и производственные сюжеты,социальные профессиональные роли. Для того, чтобы старшие дошкольники понимали,всю важность трудовой деятельности, а также уважительно относились к труду взрослых,следует работать над формированием представлений старших дошкольников на мир профессий.

2. Анализ и диагностика трудовыхумений и навыков детей старшего дошкольного возраста
В ходе наблюдения за организациейи содержанием труда детей в старшей группе даны ответы по следующим вопросам:
1) Какая трудовая деятельностьимела место в группах (старшей, подготовительной). Дежурства:
а) по столовой (накрываютстолы, разносят вторые и третьи блюда, собирают посуду со стола после еды);
б) по подготовке к занятиям(разносят и убирают пособия, материалы, моют кисточки, посуду из-под клея, красок,стирают тряпочки, вытирают столы после работы, сметают обрезки бумаги);
в) по уголку природы (готовяти дают корм и воду животным, моют их посуду, вместе со взрослыми моют или чистятклетки, вольеры. Ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезаютувядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).
2) Какая работа выполняетсядетьми помимо дежурств:
а) хозяйственно-бытовой труд(уборка групповой комнаты: вытирают подоконники, мебель, строительный материал,моют игрушки, стирают и гладят кукольную одежду, белье);
б) уборка участка (осеньюсгребают листья, зимой убирают снег на дорожках, площадке, сооружают горку и другиепостройки из снега, изготавливают цветные льдинки и т.д., летом поливают цветы,песок, вытирают скамейки после игр с песком);
в) труд в природе.
Осенью убирают урожай в огороде,в саду, собирают семена, участвуют в пересадке растений в грунт, в перекопке грядок,клумб, пополняют уголок природы обитателями водоемов, заготавливают корм для зимующихптиц, начинают их подкормку.
Зимой сажают корнеплоды — свеклу, морковь, сеют овес, т.е. выращивают зеленый корм для животных уголка природы,подкармливают зимующих птиц.
Весной поливают всходы, высаживаютрассаду в огороде и цветнике.
Летом продолжают уход за растениямиогорода, цветника, сада: поливают, рыхлят, окучивают, прореживают, подвязывают);
г) ручной труд.
Работа с бумагой, картоном,изготовление различных поделок для игр и подарков, ремонт книг, пособий, коробок.
Работа с тканью: шитье кукольнойодежды, мешочков для семян, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка, пришиваниепуговиц, вешалки. Работа с деревом: сколачивание, распиловка, окраска при изготовленииигрушек и т.п.
Работа с природным материалом:мочалой, травой, корой, листьями, шишками, поделка разных сувениров, игрушек).
3) Определено наличие у детейумений, навыков, привычек работать аккуратно, в определенной последовательности,доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.
4) Охарактеризованы способыорганизации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельностьдетей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).
Диагностика проводится в соответствиис требованиями программы воспитания и обучения в детском саду трудовых навыков исодержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возрастапо следующим разделам:
-         труд в природе;
-         хозяйственно-бытовойтруд;
-         ручной труд;
-         трудолюбие в процесседежурств;
-         представления о трудевзрослых.
Диагностика проведена с детьмистаршей группы, в составе из 6 человек. 2.1 Диагностика трудовых умений и навыковТруд в природе.
1) Ребёнку предлагаетсяпотрудиться — полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:
-         ребёнок принимаетцель труда, охотно принимает предложение воспитателя;
-         ребёнок соглашаетсяна предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помогимне»);
-         ребёнок не принимаетцель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями.Хочешь его научить?»).
2) Ребёнку предлагаетсяотобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очисткеот пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:
-         самостоятелен приопределении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живогообъекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);
-         предмет труда и егоособенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
-         не выделяет предметтруда с его особенностями (даже при помощи взрослого).
3) Ребёнок долженответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:
-         ребёнок предвидитрезультата труда (цветы будут хорошо расти послеполива, рыхления);
-         результат труда определяетпри помощи взрослого;
-         не справляется с заданиемдаже при помощи взрослого.
4) Ребёнку предлагаетсярассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такойпоследовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображениемтрудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:
-         ребёнок самостоятельнорассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
-         раскладывает картинкив нужной последовательности и объясняет;
-         не может спланироватьпоследовательность трудовых действий.
5) Предложитьребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора:вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данноготрудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):
-         самостоятельно выбираетнеобходимое оборудование;
-         с помощью небольшойпомощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
-         не может выполнитьзадания.
6) Ребёнку предлагаетсяпоказать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлитьпочву, убирать пыль с разных растений:
-         все трудовые действиявыполняет достаточно качественно и самостоятельно;
-         отдельные трудовыеоперации осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;
-         качество выполнениятрудовых действий и качество результата низкие.
Результаты сведеныв таблицу 1.

Таблица 1 — Диагностикатрудовой деятельности по уходу за растениямиФамилия, имя ребёнка 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс
5. Умение
отобрать необходимое оборудование 6. Освоение трудовых навыков и умений Воробьева Валерия В Б Б Б Б Б Горлинская Софья Б Б А А Б Б Ильченко Денис Б В Б В В В Ионова Вера В В В Б В В Шилин Иван В В Б Б Б Б Шпак Сергей Б В А Б Б Б
Анализируя отношение детейопределим, к какой группе относится ребенок:
НИЗКИЙ А — результативностьтрудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнениитрудовых действий.
СРЕДНИЙ Б — трудребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремлениек самостоятельности.
ВЫСОКИЙ В — ребёнокполностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.
Таблица 2 — Уровеньсформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениямиУровень 1. Умение принять цель труда 2. Умение выделить предмет труда 3. Умение предвидеть результат труда 4. Умение спланировать трудовой процесс
5. Умение
отобрать необходимое оборудование 6. Освоение трудовых навыков и умений Высокий 3 4 1 1 2 2 Средний 3 2 3 4 4 4 Низкий 2 1 Хозяйственно-бытовой труд.
1.        Подгруппе детей предлагаетсявымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые.При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределилимежду собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовоедействие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.
2.        Подгруппе детей сообщается,что баночки из-под краски грязные. Что делать?
Коллективный трудпредполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (одинмоет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяютобязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитательобращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работумежду участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместноготруда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.
Результаты сведеныв таблицу 3.
Таблица 3 — Диагностикасформированности хозяйственно-бытового трудаФамилия, имя ребёнка 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное) Воробьева Валерия В Б Горлинская Софья Б Б Ильченко Денис Б Б Ионова Вера В В Шилин Иван Б Б Шпак Сергей Б Б

Анализируя отношение детейопределим, к какой группе относится ребенок:
НИЗКИЙ А — ребёнок охотно принимает и включаетсяв трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективномтруде предпочитает «труд рядом».
СРЕДНИЙ Б — ребёнокохотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательностьв выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовойдеятельности, но выполняет роль помощника.
ВЫСОКИЙ В — ребёнкунравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в ролиорганизатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательнораспределяет работу, взаимодействует с другими детьми.
Таблица 4 — Уровеньсформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому трудуУровень 1. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) 2. Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное) Высокий 2 1 Средний 4 5 Низкий Ручной труд.1) Ребёнку предлагается сделать снежинку.Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимыеинструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.Педагог раскладывает перед ребёнком на столе3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты,наглядно представляющие способ изготовления снежинок. При выполнении задания обращается вниманиена наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способовконструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческийхарактер деятельности. 2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнокможет принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочееместо, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умениесамостоятельно добиться результата.
Результаты сведеныв таблицу 5.
Таблица 5 — Диагностикасформированности ручного трудаФамилия, имя ребёнка 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел Воробьева Валерия Б Б Горлинская Софья Б Б Ильченко Денис Б Б Ионова Вера В Б Шилин Иван Б Б Шпак Сергей Б Б
Анализируя отношение детейопределим, к какой группе относится ребенок:НИЗКИЙ А — беспомощность во всех компонентахтрудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимостьпрямой помощи взрослого; результат труда низкого качества. СРЕДНИЙ Б — высокая самостоятельность в деятельностирепродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизныили близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность дляреализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослогов трудовой процесс); замысел реализован частично. ВЫСОКИЙ В — развитые комбинаторные умения.Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность;результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
Таблица 6 — Уровеньсформированности отношения детей к ручному трудуУровень 1. Ручная умелость 2. Способность реализовать замысел Высокий 1 Средний 5 6 Низкий
Таблица 7 — Сводная таблицасформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возрастаФ.И. ребенка Ознакомление с трудом взрослых Навыки самообслуживания Трудовые умения
Отношение
к труду Результативность труда Общение со сверстниками
Общее кол-во
баллов Воробьева Валерия 2 2 6 4 3 5 22 Горлинская Софья 4 2 5 4 1 3 19 Ильченко Денис 3 2 7 6 3 4 28 Ионова Вера 3 2 10 6 3 6 30 Шилин Иван 2 2 7 5 2 4 22 Шпак Сергей 3 2 6 4 1 3 19
Критерии обследования трудовыхнавыков у детей старшего дошкольного возраста (Приложение).
Таблица 8 — РезультатыНизкий уровень (до 10 баллов) Средний уровень (от 11 до 27 баллов) Высокий уровень (от 28 до 37 баллов) 4 2

Вывод:
1. У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения.Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнениюобязанностей дежурных.
2. В старшей группе у детей формируются навыки разнообразныхвидов ручного труда: вышивка, шитьё, бисероплетение, работа с природным и бросовымматериалом и т.д.
2.2 Диагностика трудолюбияв разных видах дежурств
За детьми проведено наблюдениев процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого накаждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурствкаждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т.е. формировали самооценку.
В ходе этого исследованиямы определяли:
-         хотят ли дети дежурить,и отражается ли их желание в реальном процессе работы;
-         каковы их мотивы,характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;
-         хорошо ли дежуряттолько при контроле со стороны воспитателя, детей;
-         хорошо ли работаютво время дежурств по назначению воспитателя;
-         хорошо ли дежурят,выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.
Полученные данные зафиксировалив виде таблицы 9.

Таблица 9 — Диагностикатрудолюбия в процессе дежурствИмя Вид деятельности
Дежурство по
столовой Дежурство в игровом уголке Дежурство в уголке природы Воробьева Валерия Б Б А Горлинская Софья А Б А Ильченко Денис В Б Б Ионова Вера В В В Шилин Иван Б Б Б Шпак Сергей Б А А
Анализируя отношение детейк дежурству, определим, к какой группе относится ребенок:
Группа А (низкий уровень)– дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются отдежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – делопомощника воспитателя, других детей.
Группа Б (ниже среднего) –отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.
Группа В (средний уровень)– выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогаютдругим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.
Группа Г (выше среднего) –дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурятв данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняютего, просят назначить их дежурными.
Группа Д (высокий уровень)– дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают,помогают товарищам в разных видах деятельности.

Таблица 10 — Уровеньсформированности отношения детей к дежурствуУровень отношения Дежурство по столовой в игровом уголке в уголке природы Высокий Выше среднего Средний 2 1 1 Ниже среднего 3 4 2 Низкий 1 1 3
Данные результаты свидетельствуюто том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке.
Таким образом, видно, чтоу детей трудолюбие сформировано так: дети трудятся без контроля, но только во времядежурства. Делают только то, что входит в их обязанности (группа Б) В этой группебольшинство детей относится к группе Б – 3 ребенка, но также есть дети которые относятсяк группе А и В. Эти дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, имнеобходим систематический внешний контроль (группа А) – 2 ребенка.
Другие дети трудятся вне дежурства,помогают другим. Появляется внутреннее побуждение к трудовой деятельности (группаВ) – 1 ребенок.
Вывод: анализируя результатыэтого исследования видим, что у детей этой группы трудолюбие проявляется на среднемуровне.
2.3 Диагностика представленийо труде взрослых
Применялась методика диагностикизнаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».
Были составлены вопросы длябеседы.
Затем с детьми проводиласьиндивидуальная беседа.
Детям были задан вопрос: Какиеты знаешь профессии?
По каждой названной профессииребенку было предложено рассказать, какими орудиями труда пользуется человек названнойпрофессии.
Предложено объяснить процессработы данной профессии.
Ответы детей занесены в Таблицу11.
Таблица 11 — Обработка данных.Результаты по каждой беседе № Ребенок Профессия Орудия труда Процесс труда (что делает?) Воробьева Валерия Капитан - Катается на корабле, ловит рыбу Водитель Руль Возит груз Летчик - Летает в небе Учитель Доска Учит детей Горлинская Софья Парикмахер Ножницы, фен Делает прически разным тетям Военный Погоны, пистолет Марширует, стреляет Врач Градусник, укол, очки Делает укол Пожарник Машина, вода Тушит огонь Ильченко Денис Летчик Самолет, очки Летает Продавец Калькулятор, касса, весы Продает молоко Пекарь Булочки, тесто Печет булочки Милиционер «Палочка» Ищет преступников Ионова Вера Космонавт Космический корабль Летает в космосе Солдат Пилотка, танк, пулемет, автомат Стреляет и ездит в танке Матрос Корабль Катается на корабле, служит Учитель - Учит детей Шилин Иван Парикмахер Ножницы, кресло, шампунь Делает прически, подстригает
Водитель
(автобуса) Машина, руль, Возит людей Врач Градусник, таблетки Лечит Шпак Сергей Продавец Весы Продает Кассир Касса - Журналист Блокнот, компьютер, диктофон Берет интервью, пишет статьи, сочиняет рассказы Плотник Молоток, пила Делает мебель
Вывод: у большинства детейвопрос вызвал некоторое затруднение. Большим числом детей были названы самые простыеи распространенные профессии: продавец, врач, учитель. Было отмечено, что практическивсе дети сразу же назвали профессии своих родителей. Вопрос об орудиях труда покаждой из профессий также вызвал некоторые замешательства у детей.
Шпак Сергей много знает опрофессии папы, который работает журналистом. Он знает специальные термины «интервью»,«статья», «диктофон».
Некоторые ребята смогли назватьпрофессии взрослых, но не смогли с легкостью рассказать о сопутствующих профессииоружиях труда. Так Воровьева Валерия не смогла ответить на вопрос чем пользуетсяв работе капитан и летчик, Ионова Вера – чем пользуется учитель, Шпак Сергей – несмог ответить, что делает на работе кассир.
Можно сделать вывод, что названныхпрофессий было довольно немного, ответы о процессе работы и орудиях труда оченьскудны.
По результатам диагностикивыявлена проблема: низкий уровень сформированности представлений о труде взрослых.Необходимо разработать план мероприятий по ознакомлению детей с трудом взрослыхпо всем группам.
После индивидуальной беседыс детьми, была проведена общая беседа с ребятами о профессиях и важности труда взрослых.Выяснилось, что дети не понимают вопроса «Кем работает?», не различают сходные профессии(и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, так что половина обследованныхдетей путали няню с поваром), соотносят профессию только с отдельным конкретнымчеловеком. Четкое разделение понятий «труд» и «работа», «специальность» и «профессия»позволяют не только установить между ними реальную взаимосвязь, но также и ответитьна вопрос о том, что выбирает человек, имея в виду профессию.

Общие выводы и рекомендации
Анализируя результаты этогоисследования, можно сделать общий вывод, что у детей этой группы уровень сформированноститрудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне.
Для воспитания трудолюбия,улучшения трудовых способностей детей воспитателю необходимо распределять работумежду всеми, обеспечивать условия ее существования, наблюдать за детьми, своевременнонаправлять их действия.
Детям нужно представлять большуюсамостоятельность для выполнения работы, однако при этом контролировать их действия,повышая требования к качеству выполняемой работы.
Воспитателю необходимо формироватьу детей самооценку, чтобы они могли сравнивать свои результаты работы с результатамисверстников.
Необходимы более доходчивыеи убедительные живые образцы, подлинный пример труда. Жизненная наглядность обеспечитнаибольшую отчетливость представлений. В процессе дальнейших бесед, посредствомрассказов воспитателя нужно уточнять, закреплять полученные знания, пользоватьсянаглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказ, беседа).
Важно так же использоватьхудожественные произведения. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детскаякнижка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желаниеподражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к повседневнойнеобходимой работе важно создавать оптимальные условия.
Формируя элементарные навыки хозяйственно-бытового труда, следуетпродумывать его организацию и приемы, которые используются при обучении детей темили иным умениям. Прежде чем распределить обязанности между детьми, необходимо договоритьсяо том, кто какую работу будет выполнять, а также научили детей некоторым правиламраспределения обязанностей.
Перед заданиямиважно:
-         рассказывать детямо пользе труда, чтобы они могли иметь представление о том, насколько нужна и важнаработа;
-         перечислять детямвесь объем предстоящей деятельности, например: «Вы сегодня все дежурные, будем убиратьнашу комнату, что же нужно сделать? На стеллажах для игрушек надо навести порядок,вымыть кукольную посуду, разложить в ящики строительный материал и т.д.». Основноевнимание во время работы детей обращать на координацию работы отдельных дежурных,на помощь детям.
-         выделять задания,которые стали бы содержанием труда отдельных детей. Обсуждая с детьми, какие делаеще нужно выполнить, по их мнению, чтобы в группе «все было в порядке», ставитьперед ними вопрос о том, сумеют ли они выполнить эту работу за отведенное время,какие дела следует выполнять в первую очередь.
-         обращать вниманиена то, как дети относятся друг к другу при распределении работы между собой, в какойформе выражают свое несогласие, умеют ли корректно делать замечание товарищу, доказыватьсправедливость своих претензий.

Список используемой литературы
1.        Бабунова, Т.М. Дошкольнаяпедагогика / Т.М.Бабунова. — М.: Сфера, 2007. — 204 с.
2.        Васильева, М.А. Трудовоевоспитание / М.А.Васильева // Дошкольное воспитание. — 2005. — №4. — С.18.
3.        Козлова, С.А. Нравственноеи трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских,В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия»,2003. — 144 с.
4.        Козлова, С.А. Нравственноеи трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 271с.
5.        Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий:Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. — Балашов: изд. «Николаев», 2004. — 52 с.
6.        Крулехт, М.В. Дошкольники рукотворный мир / М.В.Крулехт. — СПб.: Детство-Пресс, 2003. — 160 с.
7.        Куликова, Т. Учитедетей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.
8.        Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовоевоспитание ребенка — дошкольника / Л.В.Куцакова. — М.: Просвещение, 2004. — С.45-54.
9.        Логинова,В.И. Детство: Программа развитияи воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., БабаеваТ.И., Ноткина Н.А. — М.: Детство-Пресс, 2008. — 224 с.
10.      Пышьева, Н.С. Повышениетворческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда/ Н.С. Пышьева // Преподаватель XXI век. — 2008. — №4. — С.36-40.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.