--PAGE_BREAK--эклектическом подходе история культуры выступает как сумма историй достижений в той или иной совокупности сфер (истории, науки, техники). Возможно теоретическое обоснование, но оно зависит от вкусов автора. Художественный подход включает в себя серию рассказов о выдающихся творцах и их творениях. Философский подход рассматривает развитие человека в его отношениях к природе и обществу. Человек является субъектом культуры. Логика развития культуры вытекает из ее сущности. Главной проблемой применения данного подхода является поиск материала, через который идет развитие культуры //. (Уч.по к/л)
Во время педагогической практики ………(где) мы применяли эклектический подход, так как именно он позволяет наиболее полно познакомить учащихся с достижениями культуры за малый объем времени, который отведен по учебному плану на изучение МХК в школе. И именно при этом подходе можно наиболее эффективно использовать рабочую тетрадь.
Одним из важнейших условий успешного обучения и развития мыслительной активности учащихся является хорошо продуманная организация их самостоятельной работы.
Как отмечает в своей статье «Какой учебник нужен курсу МХК?» Ванюшкина Л., «общение с произведением искусства – индивидуальный, глубоко личный процесс. Групповые методы работы в классе должны рассматриваться всего лишь как прелюдия момента, когда ребенок остается один на один с картиной, музыкой, книгой» //./Ванюшкина/ И здесь важная роль принадлежит дидактическим материалам, которые рассматриваются как независимый канал получения информации, дополняющий, обогащающий, индивидуализирующий и систематизирующий знания ученика.
Учителями МХК учебники используются главным образом в качестве источника предметной информации, на основе которой разрабатываются собственные сценарии учебного процесса. Чтобы с помощью такого учебника все учителя, независимо от их опыта и квалификации, могли эффективно организовать учебный процесс, необходимо методическое сопровождение в виде методических пособий для учителя, хрестоматий, практикумов, книг для чтения, рабочих тетрадей, которые составляют учебно-методический комплекс.
Поэтому «первичные компоненты» учебно-методических комплексов (учебники, книги для учителя, рабочие тетради) подвергаются более строгому, чем прежде, отбору. Следует заметить, что в современных учебниках значительно увеличен объем фактического материала, приводится большое количество дат и имен. Это освобождает учителя от необходимости рассказывать о ходе событий, что было неизбежно при чрезмерной краткости ранее действовавших учебников, но требует перехода к принципиально новой методике. Основой урока становится теперь работа с текстом и его обсуждение. При этом первоначальное знакомство с материалом учебной книги может частично осуществляться непосредственно в классе, а частично – в ходе выполнения домашних заданий.
При написании дипломной работы мы попытались выяснить отношение учителей мировой художественной культуры города Шадринска к использованию рабочих тетрадей в своей педагогической деятельности. Для этого мы использовали один из эмпирических методов исследования – письменный опрос. Нами было опрошено пять учителей МХК школ №1, №2, №7, №8, №9 разного возраста и с различным стажем работы в школьной системе образования, из которых четыре человека работают в системе образования более десяти лет, а один – первый год. (Приложение 1)
Цель опроса – выяснить отношение учителей МХК к рабочим тетрадям.
Задачи анкетирования:
1. выяснить, сталкивались ли учителя МХК школ г. Шадринска в своей педагогической деятельности с рабочими тетрадями по МХК и используют ли их на своих уроках;
2. если не используют, то выявить причины этого;
3. в чем они видят мотивы использования рабочих тетрадей в самостоятельной учебной деятельности учащихся.
На вопросы анкеты – «сталкивались ли вы в своей педагогической деятельности с рабочими тетрадями по МХК» и «используете ли их на своих уроках», все учителя МХК дали отрицательный ответ. Как отметили сами респонденты, они не видели рабочие тетради по данному школьному предмету, но слышали о них.
Из предложенных анкетой критериев использования рабочих тетрадей на уроках МХК респонденты выбрали следующие:
· рабочие тетради облегчают учителю планирование урока (40%);
· позволяют сочетать на уроке устную и письменную работу (60%);
· избавляют учащихся от большого объема механической работы (20%);
· помогают учащимся выделять в тексте наиболее важную и существенную информацию (80%);
· способствуют привлечению всего класса к активной познавательной деятельности (100%).
Учителями были определены и причины, по которым рабочие тетради по мировой художественной культуре не используются в школах города Шадринска. Трое респондентов из пяти видят причину в недостаточном финансировании школ. Два других ответили, что не используют рабочие тетради, так как до сих пор нет единой, универсальной, достаточно полно разработанной программы по МХК и учебно-методического комплекса, которым можно было бы пользоваться на протяжении нескольких лет.
Здесь мы приведем мнение И. Мирошниковой, автора нескольких статей, опубликованных в журнале «Искусство в школе». Она пишет: «В существующих программах довольно разнообразны подходы к предметности МХК: в одних – предметом обсуждения является галерея великих достижений художественного гения человека; в других – разные виды художественного творчества в их связях и взаимовлияниях; в-третьих – формы взаимодействия в мире искусства различных эпох и регионов и т.д.» /Мирошникова/.
Как говорят сами учителя МХК, они ведут свои уроки чаще всего в форме лекций, пытаясь тем самым передать обучающимся максимум информации по изучаемой теме. При подготовке к уроку МХК учитель нацеливает учеников на использование различных энциклопедий по искусству (например, «Энциклопедия для детей», «Народы и религии мира», «Мифы народов мира»), учебных пособий по смежным предметам (истории, литературе, музыке), электронных справочников («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»). Элементы рабочей тетради по МХК есть в рабочих тетрадях по истории России для среднего школьного звена авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. /4/. Но в учебниках по истории тема искусства освещается поверхностно, что не способствует формированию у школьника целостной картины мира культуры.
Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
Школьный курс «Мировая художественная культура» стал самостоятельной дисциплиной в начале девяностых годов XXвека и в силу специфики объекта этого учебного курса (искусство) и предмета обучения (ребенок, взаимодействующий с искусством) является «живой» неравновесной системой и характеризуется не столько определенностью текста самой программы, сколько неопределенностью образовательных ситуаций.
Изучение мировой художественной культуры в школе направлено на развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей учащихся; воспитание художественно-эстетического вкуса; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; на овладение учащимися умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Одним из важнейших условий успешного обучения и развития мыслительной активности учащихся является хорошо продуманная организация их самостоятельной работы. И здесь важная роль принадлежит дидактическим материалам, которые рассматриваются как независимый канал получения информации, дополняющий, обогащающий, индивидуализирующий и систематизирующий знания ученика.
Как показал анкетный опрос, проводимый нами в школах города Шадринска, учителя мировой художественной культуры не используют на своих уроках комплексные рабочие тетради по МХК из-за недостаточного финансирования школ, а также ввиду отсутствия универсальной, достаточно полно разработанной, но при этом учитывающей индивидуальные особенности учащихся программы по данному школьному курсу.
Все преподаватели мировой художественной культуры отмечают следующие возможности использования рабочих тетрадей на уроках: рабочие тетради способствуют привлечению всего класса к активной познавательной деятельности; помогают учащимся выделять и запоминать наиболее важную информацию; значительно облегчают учителю планирование урока, позволяя сочетать на уроке устную и письменную работу.
2.3 Рабочая тетрадь как средство дифференциации и индивидуализации процесса обучения
Педагогический опыт показывает, что при самостоятельном чтении учебника школьники часто скользят по тексту, не замечая многих важных положений. В то же время, видя, что в учебнике содержатся все основные сведения, ребята зачастую не ведут записей по ходу урока. Следует учитывать текстовую и логическую сложность учебников, а также уровни восприятия и понимания смысла текста учащимися. Учитель же, привыкший большую часть урока использовать для передачи информации, нередко испытывает трудности в организации работы ребят. Помочь в преодолении этих затруднений, почти неизбежно возникающих при переходе к новой учебной литературе, призваны рабочие тетради на печатной основе.
Современный процесс обучения должен быть ориентирован на личность, а значит должен учитывать природные особенности (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать), индивидуальные особенности восприятия, а также склонности, интересы, способности учащегося. Методологическими основами индивидуализации процесса обучения являются теории о межполушарной асимметрии головного мозга, учения о деятельности ведущей репрезентативной системы.
Согласно теории о межполушарной асимметрии головного мозга индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего века профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия) //. (Кучегашева)
Функциональная асимметрия полушарий мозга− это распределение психических функций и их частных особенностей между полушариями головного мозга (латерализация).
Предпосылки асимметрии закладываются при формировании мозга у плода и продолжают складываться вплоть до подросткового возраста и далее. Пучки нервных волокон, идущих от мозга к телу, перекрещиваются (икслатеральный путь). Левое полушарие управляет правыми анализаторами тела, правое — левыми.
Каждое полушарие является ведущим в функциях по обеспечению определенных психических процессов. Каждое полушарие способно справляться с различными видами задач, но часто одно отличается от другого как по подходу к их решению, так и по эффективности.
Выделяют несколько видов функциональных асимметрий:
1. Моторная асимметрия– неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга.
2. Сенсорная асимметрия– неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела.
3. Психическая асимметрия– специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.
Морфологически полушария принципиально не отличаются. Правое лишь на пять грамм больше левого, но в левом полушарии больше серого вещества.
Сознание человека базируется на совместной деятельности двух полушарий, хотя одно из них является доминантным.
Индивидуальность зависит от типа функциональной асимметрии полушарий, а также от уровня их интегрального взаимодействия (рис.1).
Правое полушарие– узнавание предметов, цвет, форма, различение голосов. Правое полушарие перерабатывает информацию одновременно и целостно, не рассматривая при этом отдельные части, элементы, входящие в состав предмета или явления. Интровертированность. Развита кратковременная, непроизвольная память. Правое полушарие следит за всеми изменениями окружающей среды, за изменением настроения, а левоеанализирует эти изменения, оно ответственно за выбор цели, которую мы ставим перед собой на будущее. В правом полушарии объединяется вся информация, приходящая из соматосенсорной зоны, сообщающая относительное положение тела в пространстве. Она соединяется с информацией, поступающей из зрительных и слуховых зон коры, благодаря чему мы имеем точное представление о собственном теле во время его передвижения в пространстве.
Левое полушариеотвечает за речь, письмо, чтение, счет, сознательное абстрактное мышление. Экстравертированность. Развита долговременная, логическая память. Левое полушарие принимает переработанную информацию, аналитическую и последовательную с привлечением фактов, логики. В левом полушарии информация, приходящая из соматосенсорной зоны соединяется с памятью, что позволяет осмысленно интерпретировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения (сообщение от рецепторов кожи, мышц, суставов) и вырабатывать определенную линию поведения //.(П.П. Кучегашева)
Рис.1 Функциональная асимметрия левого и правого полушария мозга.
Использование рабочих тетрадей по мировой художественной культуре положительно влияет на деятельность правого полушария (на процесс узнавания предметов, цвета, общую обработку информации; развивает образное и художественное мышление, кратковременную, непроизвольную память) и на деятельность левого полушария (активизирует логическое и абстрактное мышление, развитие речи, письменных навыков, развитие долговременной, логической памяти). Они развивают межполушарное взаимодействие, что является одним из требований здоровьесберегающей технологии. Применение рабочих тетрадей способствует выполнению таких требований здоровьесберегающей технологии, как учет особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения учащихся, использование разных видов деятельности //. (Севрук, 203)
На активность и результативность восприятия преподносимого учебного материала влияет ведущая репрезентативная система личности. По данным исследований, проводимых доцентом кафедры социальной педагогики и социальной работы ШГПИ И.М. Леготиной, среди современных школьников очень малое количество (в среднем за пять лет исследований их процент не превышал 20 %) аудиалов, т.е. тех, кто лучше воспринимает информацию на слух. У большинства молодых людей ведущей является визуальная система восприятия (зрительная) и частично – кинестетическая (через ощущения). Из этого следует, что словесно-иллюстративный метод изложения материала является малоэффективным. А ведь именно он преобладает в школьной практике.
Рабочие тетради помогают активизировать визуальную и кинестетическую систему восприятия при условии эстетически и дидактически грамотного их оформления.
Вот как аргументирует использование рабочих тетрадей на уроках истории Леонид Кацва, один из авторов учебников и рабочих тетрадей по истории России: «Их содержание – это вопросы и задания, ответы на которые могут быть даны на основе внимательной работы с учебными книгами. Тетради значительно расширяют методический аппарат, содержащийся в учебниках. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы помочь школьникам выделить наиболее важное и существенное в учебном тексте… Наряду с вопросами в тетрадях содержатся разнообразные задания. Ученикам предлагается закончить фразу, выбрать вариант ответа и обосновать свой выбор; сформулировать свой вариант ответа, если ни один из приведенных не воспринимается как правильный и полный; подобрать нужные даты; расположить события в хронологическом порядке» /Кацва/.
Благодаря этому дети учатся находить фактический материал (например, даты, имена), выписывать его; письменно отвечать на вопросы и зачитывать их; формулировать ответы самостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике нет.
По словам Г.В.Пичугиной, автора статьи «Образовательная область «Технология»: каким быть учебнику», напечатанной в журнале «Педагогика», «обязательным средством обучения выступает рабочая тетрадь проекта, представляющая систему познавательно – трудовых заданий различного типа, объема и сложности, выполнение которых способствует формированию целостного представления о конкретном процессе, приобретению необходимых знаний и умений. Именно рабочая тетрадь служит стержневым компонентом УМК, ведущим способом представления учебного материала» /11/.
Непременным условием использования рабочих тетрадей является анализ языка произведения искусства и самостоятельная интерпретация учениками многочисленных и разнообразных смыслов, заложенных в каждом произведении. Уже в ходе работы с конкретными явлениями художественной культуры учащиеся получают рассуждения о них, понимания их, по крайней мере, с двух точек зрения: человека современного и древнего.
Использование тетрадей избавляет учащихся от большого объема механической работы, поскольку задания рассчитаны на краткие и в то же время емкие ответы, помогают найти правильные ответы. Целиком заполненная рабочая тетрадь, в которую своевременно внесены необходимые уточнения и исправления, в последствии может стать отличным конспектом для повторения пройденного материала – тем более полезным, что он в значительной степени готовится самим учеником.
«Использование тетради облегчает учителю планирование урока, позволяет сочетать устную и письменную работу, выделить вопросы для коллективного обсуждения и для индивидуальных размышлений. При этом учителю не надо придумывать вопросы и задания. Иными словами, тетради облегчают решение одной из самых сложных проблем в организации урока истории – привлечь весь класс к активной познавательной деятельности. В то же время рабочая тетрадь может явиться эффективным средством контроля усвоения знаний» /Киселев/.
Однако, как отмечает Степанищев А.Т., автор учебного пособия для студентов высших учебных заведений «Методика преподавания и изучения истории», «работая с тетрадями, учащиеся нередко испытывают ряд трудностей.
· Учащимся бывает неоткуда получить информацию для ответа на некоторые вопросы;
· Вопросы и задания в тетрадях стандартны для всех учащихся – класса, школы, района, области, региона, страны, что не способствует ни индивидуализации, ни дифференциации обучения.
· Часть заданий, на первый взгляд достаточно простых, трудна даже для сильных учащихся» /Степанищев, с.109 – 110/.
Таким образом, современная рабочая тетрадь – это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на ее страницах. Рабочая тетрадь способствует дифференциации и индивидуализации процесса обучения, так как в ее основе лежат теории о межполушарной асимметрии головного мозга, учения о деятельности ведущей репрезентативной системы.
Использование рабочей тетради облегчает учителю планирование урока, позволяет сочетать устную и письменную работу, выделить вопросы для коллективного обсуждения и для индивидуальных размышлений. Непременным условием использования рабочих тетрадей является анализ языка произведения искусства и самостоятельная интерпретация учениками многочисленных и разнообразных смыслов, заложенных в каждом произведении. Уже в ходе работы с конкретными явлениями художественной культуры учащиеся получают рассуждения о них, понимания их, по крайней мере, с двух точек зрения: человека современного и древнего.
Целиком заполненная рабочая тетрадь, в которую своевременно внесены необходимые уточнения и исправления, в последствии может стать отличным конспектом для повторения пройденного материала – тем более полезным, что он в значительной степени готовится самим учеником.
Использование рабочих тетрадей по МХК как обязательных учебных пособий всеми учащимися страны будет способствовать выравниванию качества подготовки школьников независимо от их места жительства.
Глава 2.Условия практического использования рабочих тетрадей по мировой художественной культуре
2.1 Технология создания рабочей тетради
Раздел «Русская культура 11-13 вв.» изучается в девятом классе согласно требованиям федерального базисного учебного плана. В школе № 2, базе нашей практики, на этот раздел отведено пять часов.
Такое пристальное внимание к данному периоду русской культуры объясняется тем, что именно в этот период русской культуре был дан мощный толчок к развитию. Этому способствовала всеобщая христианизация Руси, которая внесла значительные изменения не только в культуру Древнерусского государства, но и изменила мировоззрение людей, их восприятие всей жизни.
Открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры //. (Сахаров, Буганов)
Но дальнейшее развитие культуры Руси на два столетия было прервано татаро-монгольским нашествием.
Цель раздела – сформировать у школьников представления об основных формах и закономерностях процесса становления и развития художественной культуры Древней Руси в 11-13 веках.
Задачи:
· Раскрыть сущность художественной культуры Руси 11-13 в.в. и закономерности ее развития;
· Дать основы анализа художественных произведений;
· Воспитывать художественно – эстетический вкус учащихся.
Раздел «Русская культура 11-13 в.в.» содержит следующие темы:
1. Особенности русской культуры 11-13 веков. Города – центры культуры.
2. Литература и поэзия 11-13 веков.
3. Древнерусское зодчество и архитектура.
4. Иконопись и живопись Древней Руси.
5. Быт русского народа 11-13 веков.
При изучении этого раздела мы пользовались следующими источниками:
История России с древнейших времен до конца XVIIIвека: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / Под ред. А.Н.Сахарова. – 6-е изд. – М.: Просвещение. – 2000. – 303с.
Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч. 1.[Текст] / Гл. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта Плюс, 1997. – 688с.
Шедевры русской живописи [электронное издание]. – 33 интерактивных урока. – М.: Кирилл и Мефодий, 2002.
Православная икона [электронное издание]. – М.: Директ Медиа Паблишинг, 2000.
Во время педагогической практики на уроках по данному разделу нами были использованы следующие методы:
· Словесно-иллюстративные: беседа, рассказ, лекция;
· эвристического обучения: метод смыслового видения, метод конструирования понятий, метод символического видения, метод сравнения;
· проблемного обучения: обсуждение проблемных вопросов.
При проведении уроков использовались такие средства обучения, как репродукции икон, памятников архитектуры, зодчества, живописи; раздаточный материал (карточки с заданиями); технические средства обучения (DVD– проигрыватель).
Но для активного усвоения материала и эффективной организации самостоятельной работы учащихся этих средств явно не достаточно. К тому же, в школе отсутствуют учебники по мировой художественной культуре. Поэтому мы посчитали необходимым разработать и предложить рабочую тетрадь. Наша тетрадь является дидактическим дополнением к лекциям учителя.
Цель рабочей тетради – способствовать повышению эффективности обучения школьников и уровня их творческого развития. Рабочая тетрадь по мировой художественной культуре должна отвечать определенным требованиям: отражать все темы школьного курса по МХК; быть понятной, доступной и интересной каждому ученику, а значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные и на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал; стать «настольной книгой» школьника по данной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборник упражнений, тетрадь для классной или домашней работы, регулярно проверяемой учителем.
На основе анализа педагогической и методической литературы, разработок других авторов по темам школьного курса МХК, мы определили следующую структуру и содержание рабочей тетради.
1) информационный комплекс по каждой теме курса: краткие теоретические сведения;
2) упражнения для самостоятельной работы учащихся: репродуктивные, развивающие и творческие;
3) обобщение и заключение по каждой теме: примечания, рекомендации по углубленному изучению данной темы, список литературы.
Рабочая тетрадь должна совершенствовать методику обучения, технологию учебного процесса в школе. Рабочая тетрадь разрабатывается в полном соответствии с современными школьными программами по МХК.
продолжение
--PAGE_BREAK--