Реферат по предмету "Педагогика"


Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла

Министерствообразования Республики Беларусь

Учреждение образования
«Белорусский государственныйпедагогический университет
имени Максима Танка»
УДК 811.111(07)+93(07)                                            Направах рукописи



Сенько Владимир Олегович


АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание академическойстепени
магистра педагогических наукпо специальности
1300 02 Теория и методика обучения и воспитания (учащихся и студенческой молодежи)


Научный руководитель
докторпедагогических наук, профессор
Белоусов Николай Алексеевич









Минск 2006

СОДЕРЖАНИЕ:
 TOC o «1-1» h z u ВВЕДЕНИЕ.PAGEREF _Toc125618227 h 3
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.PAGEREF _Toc125618228 h 5
ГЛАВА 1. АКТИВИЗАЦИЯПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.PAGEREF _Toc125618229 h 9
1.1. . Проблема активизации познавательнойдеятельности в дидактике общеобразовательной школы.PAGEREF _Toc125618230 h 9
1.2. . Состояние и проблемы активизации познавательной деятельности учащихся вусловиях реформирования общеобразовательной школы.PAGEREF _Toc125618231 h 18
ГЛАВА 2. ПУТИ ИУСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН.PAGEREF_Toc125618232 h 28
2.1. . Пути и условия активизациипознавательной деятельности учащихся на уроках английского языка и истории.PAGEREF _Toc125618233 h 28
2.2. . Активизация самостоятельнойпознавательной деятельности учащихся во внеурочное время.PAGEREF _Toc125618234 h 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.PAGEREF _Toc125618235 h 71
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.PAGEREF _Toc125618236 h 74
ПРИЛОЖЕНИЕ.PAGEREF _Toc125618237 h 93
ВВЕДЕНИЕ.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основныхпроблем современной педагогической науки. Её актуальность  обусловлена поиском и необходимостьюразработки оптимальных методических приёмов и средств обучения.
При решении проблемы активизации познавательной  деятельности выход видится в повышении теоретическогоуровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучениемшкольников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы поразвитию и приобретению инструментария познания [124, c. 183-184].
На основании того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на совершенствованиедругих психических познавательных процессов, в условиях реформируемой школы исследованияакцентируются на актуализации возможностей развития логичности и критичностимышления учащихся, определяющих проявления активности познавательнойдеятельности. Установление взаимосвязи успешности усвоения школьниками языков иисторических наук как учебных дисциплин и активизации их умственного развитиякак основы формирования и развития познавательной активности обусловливаетактуальность исследований по данной проблеме.
В современной школе идёт интенсивный поиск путей усиления развивающей направленности традиционной классно –урочной системы, главное место в которой должна занимать рациональнаяпознавательная деятельность учащихся. Эффективность такой методики может бытьдостигнута за счет создания комплексной системы методических средств обучения.Они должны исполнять функцию управления познавательной деятельностью и бытьрассчитаны на активную работу по формированию у учащихся навыков учебнойработы, наиболее подходящих конкретным условиям современного учебно – воспитательногопроцесса [174, c. 17-18].При разработке такой методики  необходимоучитывать результаты исследований, проведенных в 50-80-ые годы, согласнокоторым, начиная со среднего звена общеобразовательной школы, зафиксированынесформированность и слабое развитие познавательного интереса как потребности вприобретении новых знаний, в том числе и к таким учебным предметам, как история[22, c. 76-98; 229, c. 140-141] и иностранныйязык. Потенциальные возможности повышения познавательного интереса кгуманитарным дисциплинам, в частности истории и иностранному языку, сохраняютсяв связи с общественной значимостью этих наук и исходя из фактического и идеологическогосодержания курсов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Диссертационное исследование связаносо следующими крупными научно-методическими проблемами, решаемыми в РеспубликеБеларусь:
— созданием учебно-методических комплексов по истории Беларуси, Всемирнойистории, а также создание учебно-методических национальных комплексов поанглийскому языку (учебники, хрестоматии, книги для чтения, рабочие тетради,сборники заданий, соответствующие пакеты компьютерных программ, комплектынаглядных пособий, настенные карты, контурные карты и атласы, другиедидактические средства);
— подготовкой программных, дидактических, методических, диагностирующих материаловпо курсам истории и иностранного языка в связи с переходом на 12 – летний срокобучения в общеобразовательной школе и реформой образования.
Исследование выполнено с учетом положений и задач Государственнойпрограммы  «Сельская школа» (1998 г) [58], в частности,разработки и внедрения комплекса учебно-программных методических идидактических материалов в учебный процесс сельских школ.
Объект исследования – процессобучения английскому языку и истории в 5-ых, 6-ых классах в средних общеобразовательныхсельских школах.
Предмет исследования – пути иусловия активизации познавательной деятельности учащихся при изучении предметовгуманитарного цикла в общеобразовательных сельских школах.
Цель исследования – обоснованиепутей и условий активизации познавательной деятельности учащихся при изучениипредметов гуманитарного цикла (на опыте обучения истории и английскому языку) всельских общеобразовательных школах.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1.    
2.     Определить путии условия активизации познавательной деятельности школьников на урокахгуманитарного цикла.
3.     Выявить путиактивизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся во внеурочноевремя.
Рабочая гипотеза исследованиязаключается в следующем: познавательная деятельность учащихся может бытьактивизирована в процессе обучения гуманитарным дисциплинам, если алгоритмопераций мыслительной деятельности обеспечивается:
— комплексным применением игровых и проблемных методов обучения с учетомвозрастных особенностей сельских школьников, сензитивности к освоению языков,интенсивного формирования когнитивной сферы;
— дифференциацией учебных заданий с учетом индивидуальных возможностей; активизациейпознания при введении в содержание обучения проблемной ситуации;
— индивидуальным подходом к учащимся с учетом их познавательных возможностейи интересов.
Методологической основой исследованияявились: философия как наука об общих закономерностях развития природы,общества, личности [12; 54; 239, 20;130;170; 14; 30; 53; 123; 194; 221;9; 92;110; 127; 214; 43; 45; 47; 62; 238]; теория поэтапного формирования умственныхдействий [49; 205].
Педагогической основой исследования являются: теория усвоения знаний иформирования умений и навыков в процессе познавательной деятельности[44-47;85-87;193-194].В ходе исследования были использованы положения о мотивах учения, разработанныев теории познавательного интереса [232-236], система методов обучения, рекомендуемаяв теории оптимизации учебно-воспитательного процесса [15;199]. Принципыпроблемного обучения[141;126]. Определенное методологическое значение имелоизучение работ белорусских историков по проблемам истории Беларуси[145-148;138;183;198].
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовалисьследующие методы исследования:анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемойпроблеме, школьной документации, продуктов деятельности учащихся; обсервационныеметоды, в т.ч. включенное наблюдение; изучение, обобщение и использованиепедагогического опыта; апробация методических средств; опрос учителей и родителей.
Научная новизна и значимостьосновных положений и результатов исследования заключаются в:
– выявлении новых подходов к мотивации и стимулированию процесса обучения;
– дальнейшей разработке приемов оптимизации познавательной деятельностиучащихся;
– комплексном характере применения методов активного обучения и использованияусловно-графической наглядности.
Практическая значимость исследованиязаключается в:
– сохранении положительной мотивации школьников к учебно-познавательнойдеятельности, что имеет значимую социальную ценность и способствует воспитаниюличности учащегося как субъекта своей жизнедеятельности.
– определении путей и условий активизации познавательной деятельностиучащихся;
– обогащении опыта активизации познавательной деятельности в процессеобучения английскому языку и истории учащихся 5-ых, 6-ых классов сельскихобщеобразовательных школ;
Основные положения диссертации,выносимые на защиту:
1. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется путеморганизации учебной деятельности в форме полилога.
2. Условием для раскрытия потенциала активности учащихся является комплексноевоздействие на мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую и когнитивнуюсферы личности.
3. Совокупность определенных методических средств и условий обеспечивающихпроцесс активизации познавательной деятельности.
В ходе работы проанализировани обобщен педагогический опыт обучения школьников предметам гуманитарного циклав сельских общеобразовательных школах; проанализирован собранный теоретическийи практический материал; сформулированы выводы. Лично соискателем апробированы методические средства иприемы, способствующие активизации познавательной деятельности школьников впроцессе обучения английскому языку и истории в двух общеобразовательных школах(Олехновичская общеобразовательная средняя школа и общеобразовательная средняяшкола № 14 г.Молодечно). Результаты исследований,включенные в диссертацию, докладывались на заседаниях школьных методическихобъединений.
База исследования:исследование проводилось в средних классах (5-ых, 6-ых) Олехновичскойобщеобразовательной средней школы (деревня Олехновичи Молодечненского районаМинской области) и общеобразовательной средней школе № 14 г. Молодечно.
Структура и объем диссертации:диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав,заключения, списка использованных источников, приложений. Полный объемдиссертации составляет 150 страниц, из них: 73 занимает текстовая часть; 20 — список использованных источников (251 наименование, из них 7 — на иностранномязыке); 57 — приложения.
ГЛАВА 1.АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯКАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.1.1. Проблема активизациипознавательной деятельности в дидактике общеобразовательной школы.
Понятие познавательной активности многоаспектно и многогранно, чемусвидетельствует анализ работ В.А. Аверина [1]; В.И. Дружинина [68]; Е.В. Коротаевой[103]; Н.В. Кухарева [113]; А.М. Матюшкина [140]; М.П. Осиповой [3]; И.Ф. Харламова [220]; Т.И. Шамовой [229];Г.И. Щукиной [232]. Признавая, что активность в широком смысле являетсябиологически обусловленным свойством человека, особое внимание придается ее направленностина определенный вид деятельности и способах удовлетворения. В отношении познавательнойдеятельности это означает формирование у школьников мотивации учения и обучения их навыкам добывания ииспользования информации, т.е. навыкам мыслительной деятельности, которыеопределяют возможность осуществления продуктивной учебно-познавательнойдеятельности. Результативность деятельности, вызывая положительные эмоции  и гностические чувства, тем самымспособствует  сохранению и упрочнениюпознавательных интересов, стимулируя дальнейшую познавательную деятельность.Необходимым условием реализации познавательной активности является саморегуляция,выражающаяся в умении регулировать своё поведение в зависимости  от характера и условий деятельности, вчастности, проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели.Сформированность учебной деятельности, предполагающая  наличие способности  к саморегуляции поведения, рефлексии,устойчивой мотивации учения, позволяет школьнику реализовать своюпознавательную активность адекватными способами. Становление учащегося каксубъекта учебной деятельности невозможно без определенного уровня развитияпсихических познавательных процессов, прежде всего мышления, посколькуосуществление рефлексии, самоконтроля и самооценки предполагаетсформированность операций мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения,обобщения и т. д. Несформированность навыков учебной деятельности порождает снижение эффективности процесса учения,как следствие,  успешности обучения, чтоведет к потере мотивации к учебно – познавательной деятельности.
В педагогической энциклопедии [192, c. 27] активность личности рассматривается как деятельностноеотношение к миру, способность человека производить социально значимыепреобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно –исторического опыта. Способами проявления активности служат творческая деятельность,волевые действия, общение. В отношении познания, активность выражается в наличиипознавательных интересов, освоения навыков получения информации и оперированияею, сформированности саморегуляции поведения; Г.И, Щукиной [232] познавательнаядеятельность характеризуется как интеграция поисковой направленности в учении,познавательного интереса и его удовлетворения, при помощи  различных источников знаний, благоприятныхусловий осуществления деятельности. И.Ф. Харламов понимает познавательнуюактивность как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется  стремлением к учению, умственнымнапряжением  и проявление волевых усилийв процессе овладения знаниями»[220, c. 31]. Т.И. Шамова [229] рассматривает познавательную активность  как качество личности, проявляющееся вотношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективномуовладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий вдостижении цели обучения. Можно условно выделить два направления развития познавательнойактивности – деятельное, предполагающее освоение навыков учебной деятельности,и личностное, в основе которого лежит формирование  мотивационно – потребностной иэмоционально-волевой сфер личности школьника. Познавательная активность с однойстороны, является формой самоорганизации и самореализации учащихся, с другой –результатом усилий педагога в организации учебной деятельности и становлении ихв качестве субъектов последней [103]
Вычленение типов познавательной деятельности зависит от ракурса ихисследования. Исходя из основных функций деятельности, А.М. Матюшкин [140] условновыделяет два ее типа: адаптивный, обеспечивающий приспособление личности кусловиям изменяющейся среды, и продуктивный – «сверхадаптивный», выходящий запределы необходимого уровня адаптации. Познавательная деятельностьрассматривается им в рамках продуктивной, чем подчеркивается ее направленностьна познание, осмысление и усвоение нового (объективного или субъективного). Впродуктивной познавательной деятельности на основании особенностейсаморегуляции субъекта так же вычленяются три уровня: активность внимания, возникающая вследствие новизны стимула,провоцирующего поисковую деятельность; исследовательская  познавательная деятельность  как ответ (реакция) на естественную илиискусственно созданную в условиях обучения ситуацию; личностная активность какустойчивое проявление «интеллектуальной инициативы»
Развитие личности в процессе обучения рассматривалось в трудах выдающихсяпедагогов прошлого: Я. – А. Коменского; И.Г. Песталоцци; И.Ф. Гербарта; А.Дистервега; К.Д. Ушинского; П.Ф. Каптерева и др. [65; 92; 99; 101; 214]. Насовременном этапе проблема умственного развития учащихся нашла отражение вработах В.А. Аверина [1]; К.М.Гуревича, Е.И. Горбачевой [61]; А.З. Зака [78];Е.Н. Кабановой – Меллер[86]; З.И. Калмыковой [88]; А.А. Люблинской [133]; Н.А.Менчинской [142]; Я.А. Пономарёва [175]; Н.И. Чуприковой [228]; И.С. Якиманской[240].
Рассматривая взаимосвязь обучения и развития, мы исходили из положенияЛ.С. Выготского [47] и представителей его школы:  П.Я. Гальперина [49]; В.В. Давыдова [62]; А.Н.Леонтьева [123] о том, что только правильно организованное обучение влечет за собойумственное развитие. Психолого – педагогические исследования  А.К. Дусавицкого [69], Л.В. Занкова [79]; С.Л.Рубинштейна [194]; В.В, Рубцова [195]; Т.М. Савельевой [196]; Д.Б. Эльконина [238]показывают, что  такое обучение изменяетвесь ход психического развития ребенка, способствуя формированию продуктивного(творческого, теоретического) мышления, познавательной активности личности.
Исследование познавательной активности в рамках учебной деятельности позволило выделить три уровняактивности обучаемых в зависимости от степени их самостоятельности:репродуктивно – подражательный, поисково-исполнительный (преобразующий) итворческий [232]. Репродуктивно – подражательная деятельность  проявляется в ходе усвоения  готовых образцов действий, как идеальных, таки предметных, и предполагает направленность учащихся на осмысление способов их получения. Поисково-исполнительскаядеятельность сопоставима с исследовательской деятельностью, выделяемой А.М.Матюшкиным, поскольку выражается в самостоятельном поиске путей решенияпредлагаемой учителем проблемной ситуации. Творческая деятельность как высшаяформа проявления познавательной деятельности связана с выходом за пределызаданной ситуации, поиском новых, оригинальных способов ее решения, чтовозможно при достаточно высоком уровне саморегуляции поведения; это уровеньтакже сопоставим с личностной активностью [140].
П.В. Гора и его последователи также сделали вывод о том, что существуетпереходный уровень от репродуктивного к творческому. Т.И. Шамова подчеркивает,что в живой человеческой деятельности почти невозможно разделить репродуктивнуюи творческую деятельность, однако для школьной практики необходимо выделятьпромежуточный уровень [229, c.65]. Она назвала  его интерпретирующим.П.В. Гора называет этот уровень познавательной деятельности преобразующим [57, c. 38-39]. При организации познанияна этом уровне учитель не только сообщает содержание задания для ученика ивыделяет предмет исследования, но и называет план исследования, определяетгипотезу, предполагает источники информации. Ученик самостоятельно определяетметоды исследования и составляет план изучения объекта, анализирует объект ипредставляет полученные результаты. И.Я. Лернер, который десятилетиями изучалэту проблему, и современные дидакты пришли к выводу о существовании трехуровней познания [158, c.35]. Так И.Я. Лернер отметил, что организация усвоения содержания проходит наследующих уровнях: осознанное восприятие и запоминание материала;воспроизведение способа деятельности по примеру; творческое применение знаний иумений в незнакомой ситуации [124, c. 177]. В.П. Беспалько уточнил методы, которые целесообразноиспользовать на преобразующем уровне познания – переформулирование учебногоматериала и критическое осмысление его учениками, поиск рациональных способовпринятия решения, сравнение и сопоставление, конспектирование, подготовкадокладов, рефератов и т.п. [21, c.95-96]. Предлагается и другая формулировка трех уровней познавательнойдеятельности как стереотипной, вариативно-репродуктивной и продуктивной(необязательно творческой), соответственно которым определяется необходимостьформирования специальных исторических, коммуникативных, рациональных иинтеллектуальных умений [207, c.55-58].
На основе определения признаков познавательной деятельности: отношение кучению (смысл учебы, регулярность и качество подготовки домашних заданий);особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность,устойчивость внимания, эмоционально-волевые проявления, степень внешнейактивности); отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность,истинность, направленность), вычленено три уровня развития познавательнойактивности (высокий, средний, низкий) и представлена характеристика каждого ихних [16].
В трудах  П.П. Блонского [24]; Л.С.Выготского [43; 45; 47]; В.В. Давыдова [62; 218]; С.Л. Рубинштейна [194]; Д.Б.Эльконина [238] представлены результаты исследования механизмов усвоениязнаний, формирования навыков и умений, взаимосвязи и взаимозависимости развитияпсихических процессов от организации обучения.
Принцип воспитывающего обучения, обеспечивающего развитие, представлен втворческом наследии К.Д. Ушинского[214], опиравшегося на лучшие достижения И.Г.Песталоцци[99], И.Ф. Гербарта[65; 101; 192]. Идеи всестороннего развитияличности ребенка нашли своё  отражение втрудах выдающихся русских педагогов Н.И. Пирогова [11]; П.Ф. Каптерева [92]; А.Н.Острогорского [11], С.А. Рачинского [186] и др. Принцип единства умственного,физического и нравственного развития ребенка лег в основу теории физическогообразования П.Ф. Лесгафта [127] .
Исходя из взаимосвязи мышления и речи, развитие логического мышления в процессеобучения языку и развитии речи представляется очевидным. Освоение операциймыслительной деятельности является условием успешности обучения языка какучебной дисциплине. Особую роль, по мнению ученых-методистов Л. Бахмана [245]; С.Ф.Жуйкова [76]; Н.С. Рождественского [143], в процессе изучения языка играютсформированные навыки операций мыслительной деятельности.
В 50-60-х годах познавательная деятельность понималась, в основном, какпередача учителем готовых знаний и запоминание их учащимися [63, c. 412-423]. В 70-80-е годыдидакты пришли к выводу о необходимости перехода на более высокий уровеньпознавательной деятельности, при котором часть знаний не дается учащимся вготовом виде, а оставляется для самостоятельного поиска, обусловленногопереходом от объяснительно – иллюстративного к проблемному обучению [4, c. 32; 199, c. 47-58].
О сути же творческой познавательной деятельности существуют различныеточки зрения. Н.Г. Дайри и Н.В. Кухарев классифицируют ее как мыслительнуюсамостоятельность учащихся [63, c.415; 115, c. 25; 114, c.26-88]. М.Н. Скаткин отмечает,что нельзя смешивать понятия «познавательная деятельность» и «мыслительнаядеятельность», потому что в первой имеют место не только процессы мышления, нои внимание, память [199, c.2].
Т.И. Шамова пишет, что «мыслить можно, ничего не познавая, а познавать, чащевсего, не мысля нельзя» [229, c.44]. И.Ф. Харламов характеризует познавательную деятельность как процесс, вкотором мыслительная деятельность учащихся имеет характер овладения знаниями [220,c. 10]. И.Я. Лернеротмечает, что активная познавательная деятельность есть условие самостоятельнойработы учащихся на основе развития у них в первую очередь логического мышления [125,c. 47-54]. Этот выводИ.Я. Лернера, сформулированный ещё в начале 60-х годов, имеет принципиальноезначение и сегодня.
Таким образом, элементами познавательной деятельности, которые ведут к еёактивизации, являются как эмоциональная деятельность  на уровне восприятия событий и формированияпредставлений, что обусловливается психолого-возрастными особенностями  учащихся, так и мыслительная деятельность, науровне теоретического осмысления ими явлений и фактов.
Принципиальная схема познавательной деятельности в исследованиях дидактовначинается с внутреннего мотива – источника познания, внутреннего организаторанашего поведения, в качестве которого выступает познавательный интерес, впервую очередь в эмоциональном виде, это значит направленность личности напознание предметной стороны окружающего мира и самого процесса овладениязнаниями [45, c. 37;207, c. 13]. Изучениюпроблемы формирования познавательных интересов учеников и создания механизмамотивации при организации познавательной деятельности  посвящены исследования Г.И. Щукиной и А.К.Марковой. В их работах внимание зафиксировано на таких дидактических,методических и психологических факторах обеспечения полноценной мотивации, какусвоение учащимися способов получения знаний, отбор своевременного содержания иметодов обучения, учёт склонностей и использование возможностей учащихся [197, c. 14-24; 216, c. 183-184; 234; c. 16-30; 232, c. 52].
Познавательная деятельность в дидактике представляется в виде следующегоалгоритма: интерес – воля – внимание – мысль – поиск, конечным элементовкоторого  является поиск учащимсяоптимального метода овладения знаниями, что и можно считать результатомуспешной познавательной деятельности. Организация процесса познания по линииинтерес – воля – внимание связана, в первую очередь, с психологическим фактором.Ещё Л.С. Выготский отметил, что мысль рождается не от другой мысли, а в сфереволи и чувств [46, c.58-65]. Познавательная деятельность по линии мысль – поиск требует разработкиконкретных методических средств, направленных на формирование приемовмыслительной деятельности учащихся, что сделано, например, в исследованиях Е.Н.Кабановой – Меллер, И.Я. Лернера, Н.В. Кухарева [85, c. 167-170; 87, c. 261-264; 114, c. 26-87;126, c.53-56].
В русле обучения истории стоит задача формирования историческогомышления. Начальным этапом для формирования такого мышления, как считаютдидакты и педагоги-практики, может стать постановка проблемного вопроса исоздание проблемной ситуации, которая возникает при противоречии междунеобходимостью выполнить задание и невозможностью сделать это с помощью техзнаний и умений, которые уже имеются в наличии. Осознание этого противоречияучеником может служить мотивом познавательной деятельности и вызывает у негонеобходимость в открытии (при условии творческого познания) либо получении (прирепродуктивном и частично-поисковом) новых знаний о  предмете, средствах либо условиях выполнениядействий по ответу на проблемный вопрос [83, c. 19-26; 121, c.15-16].
Варианты формирования творческого мышления учащихся описываются в работеГ.Г. Воробьёва [41, c.23-25]. В исследовании П.И. Пидкасистого даётся формулировка творческогомышления, как и формы познавательной деятельности, которая является отражениемреальности [166, c.66]. Вопросу о развитии исторического мышления учеников посвящены работы В.П.Беспечанского и  И.Я. Лернера [22, c. 7-24; 126]. Там, например,В.П. Беспечанский анализирует два взгляда на суть  исторического мышления. Автор первого из нихЛ.С. Рубинштейн не проводит разницы между, например, математическим иисторическим мышлением с точки зрения психологии, а автор второго взгляда Л.С.Выготский рассматривает историческое мышление как специфическое, котороезависит от специфики исторической науки [44, c. 447]. И.Я. Лернер характеризует историческое мышление какмыслительную деятельность, направленную на осознание прошлого, настоящего ипрогнозирующего будущего [125, c.48], а обучение историческому мышлению, с его точки зрения, отличается отобучения общелогическим операциям и невозможно без учета специфики,исторического содержания и методов исторического познания [126, c. 8-22, 105-106].
Таким образом, с моей точки зрения, уже на мотивационном этапе возникаетвозможность, учитывая жизненный опыт учащихся, через создание проблемнойситуации путем постановки учителем познавательной задачи, способы решениякоторой лежат в зоне ближайшего развития ученика, организовать активизациюпознавательной деятельности. При этом учитель выделяет существенные связи, которыеподлежат усвоению, показывает учащимся, как решить проблему или ответить навопрос, т.е. дает план и модель деятельности. В дальнейшем предусматриваетсясамостоятельная деятельность самих учащихся [26, c.91-96].
Следовательно, активизация познавательной деятельности предусматриваетвооружение учащихся необходимыми инструментами поиска знаний, что позволяетдостигнуть самого высшего творческого уровня деятельности, основой котороговыступает творческое мышление учащихся.
1.2. Состояние и проблемыактивизации познавательной деятельности учащихся в условиях реформированияобщеобразовательной школы.
Государственная программа «Сельская школа» (1998г.) [58] предусматриваетпредоставление сельским школьникам полноценного образования в соответствии с ихспособностями, что предполагает необходимость поиска и адаптации педагогическихтехнологий, учитывающих региональные особенности проведения учебного процесса.В Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Республике Беларусь (1999г.)[102] в качестве цели воспитания определено формирование социальной и духовнойзрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Достижение такой целиневозможно без формирования у школьников познавательной активности какдеятельностного отношения к окружающей социальной и природной действительности, способности преобразовывать еена основе усвоения общественно- исторического опыта. Активизация познавательнойдеятельности предполагает  комплексноевоздействие на мотивационно — потребностную, эмоционально – волевую икогнитивную сферы личности школьника с целью развития познавательного интереса,произвольности и обучения навыкам операций мыслительной деятельности.
Овладение любой деятельностью начинается с освоения составляющих  ее действий и операций, понимаемых каксовокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижениепоставленной цели. Деятельность человека носит созидательный характер:преобразуя мир, человек преобразует себя. Такое преобразование выражается,прежде всего, в том, что субъектом деятельности осваивается перенос внешнихдействий предметной деятельности и общения в умственные действия внутреннегоплана деятельности – интериоризация [47; 49; 165].
На современном этапе в научных исследованиях по проблеме познавательнойдеятельности сочетаются сформулированные на протяжении 50-80-х годов дваосновных подхода: дидактический, в котором основное внимание обращено кизучению деятельности учителя  и ролиметодических средств, которые используются им для организации познавательной деятельности, и психологический,в котором исследуется познавательная деятельность самих учащихся с учетом ихпсихолого-педагогических особенностей [74; 193, c. 174]. Современная психолого-педагогическаятеория считает познавательную деятельность ядром дидактики и характеризует еёкак организацию  действий учащихся, направленныхна  осознание и решение конкретныхучебных проблем с помощью совокупности методов – приёмов деятельности, ведущихк достижению определенной цели [216, c. 173].Под организацией познавательной деятельности понимаетсясистема упорядоченных и последовательных действий учителя и учеников,обеспечивающих  создание дидактическихусловий, выполнения учебной работы и целенаправленное руководство этимпроцессом [73, c.78-84; 237, c.135].
В условиях реформирования общеобразовательной школы, возможности активизациипроцесса познания видятся, прежде всего, в связи с использованием в обучениигуманитарным дисциплинам при переходе на новое содержание образованиямодернизированных традиционных методических средств в комплексе сразработанными новыми.
Теоретический анализ феномена познавательной деятельности, представленныйв трудах ведущих педагогов Ю.К. Бабанского [14]; А.С. Белкина [18]; Н.В.Бордовской, А.А. Реана [31]; В.В. Буткевич [34]; В.И. Гинецинского [53]; Л.В.Занкова [79]; Н.В. Кузьминой [110]; И.Я. Лернера [124]; Р.С. Пионовой [169]; И.Ф.Харламова [221]; И.И. Цыркуна [225]; и психологов  Б.Г. Ананьева [9]; Л.И. Божович [28]; П.Я.Гальперина [49]; В.В. Давыдова [62]; Н.Т. Ерчака [71]; Н.И. Жинкина [75]; И.А.Зимней [81]; А.А. Леонтьева [154]; А.Н. Леонтьева [123]; А.Р. Лурии [132]; Н.А.Менчинской [142]; Н.Ф. Талызиной [205]; Д.Б. Эльконина [238]; В.А. Якунина [242],определил направления дальнейшего научного поиска в условиях современной школы.
Исследованием педагогических проблем формирования познавательныхпроцессов учащихся занимались  Н.В.Кухарев [113]; А.К. Маркова [137]; М.В. Матюхина[139]; М.П. Осипова [3].
Развитие личностного потенциала учащихся происходит на всех ступеняхсистемы непрерывного образован


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Массовая литература как проблема литературоведения
Реферат Создание фигурного текста посредством WordArt
Реферат Бои за Киевский плацдарм (ноябрь). Разгром 25-й танковой дивизии.
Реферат Brave New World By Aldous Huxley Essay
Реферат Эволюция политики США в АТР
Реферат 1. Экономическая сущность и основные качества ценной бумаги. Классификация ценных бумаг Юрид понятия Цб дано в ст. 142 Гк РФ
Реферат Теорія розподілу влад
Реферат I и складывание российского абсолютизма. Век Екатерины II. Дискуссии о генезисе самодержавия Реферат
Реферат Влияние условий содержания и кормления на качество пушной продукции пушных зверей
Реферат Этика бизнеса и социальный маркетинг
Реферат The Function Of Soliloquies In Macbeth Essay
Реферат Text Transfer Protocol протокол передачи гипертекста. Когда запускатеся программа
Реферат Лексические средства выражения авторского Я на примере творчества Е
Реферат Компьютерное математическое моделирование в экономике
Реферат Экономика банковского дела