Содержание
Введение
1.Основные принципысистемы образования в адаптивной модели
2.Основные задачиадаптивной модели
3.Структура адаптивноймодели
4.Школа Ямбурга
Заключение
Список литературы
Введение
Изменение политическихи социально-экономических путей развития нашего общества определяют преобразованияпедагогической практики и развитие многообразных моделей образовательных учреждений,ориентированных на максимальное удовлетворение потребностей в образовании подрастающегопоколения и общества в целом.
Одной из возможныхмоделей нового образовательного учреждения может быть адаптивная модель школы, вкоторой построено социоэкологическое пространство. Социум образовательного пространствапозволяет осуществлять подготовку обучаемых к жизни, к трудовой деятельности в обществе.Экологически чистые принципы построения образовательного пространства создают комфортныеусловия развития личности. Социологическое образовательное пространство сохраняети развивает физическое, психическое здоровье детей и подростков; создает условиядля интеллектуального, эмоционального и личностного развития в зависимости от возрастныхособенностей и индивидуальных склонностей и способностей.
Условия функционированиятакого образовательного пространства объективируются индивидуально-возрастными особенностямикаждого ребенка. Эти условия направлены на преодоление отчуждения от собственного“я”, общества и природы, на реализацию идеи сохранения и приумножения достоинствачеловека. Жизнедеятельность детей и подростков протекает не только в стенах детскогосада и школы, но и за их пределами во внеклассной и внешкольной деятельности. Вданной модели педколлективу отводится место проводника, осуществляющего взаимосвязьмежду процессом развития (взросления) детей, подростков и социосредой, по формированиючеловека-гражданина, нацеленного на совершенствование общества.
В социологическомобразовательном пространстве происходит процесс прогресса субъектности как дошкольника,учащегося, так и воспитателя и учителя. Развитие ребенка происходит за счет изменениясодержания и форм правовой и учебно-познавательной деятельности. Следовательно,адаптивная модель образовательного учреждения является формой содержания и процессаобразования. Эта модель является системой по сохранению и приумножению социокультурныхобщечеловеческих ценностей.
1.Основныепринципы системы образования в адаптивной модели
Все принципыобразования адаптивной модели школы направлены на обеспечение социально-педагогическихусловий развития социоэкологической образовательной системы, на обеспечение ееполноценной жизнедеятельности. Все принципы взаимосвязаны и дополняют другдруга.
1.Гуманизацияобразования означает, что в центре образовательного пространства находитсяребенок, его здоровье, свободное развитие личности, уважение личности ребенка,достоинства; доверие к нему; принятие его личных целей, запросов и интересов;воспитание гражданственности и любви к Родине.
В основу образовательногопроцесса положен приоритет общечеловеческих ценностей.
Основным критериемдеятельности педагогического коллектива новой модели образовательного учрежденияявляется критерий развития личности детей, подростков.
2. Гуманизация образования направленана поворот образования к целостной картине мира: мира культуры, мира человека; наочеловечивание знания; на формирование гуманитарного и системного мышления. Гуманизацияобразования — одно из главных средств восполнения духовного вакуума.
3. Принцип единства культурногои образовательного пространства, основанного на исторических традициях (как базыгармонизации национальных отношений).
4. Принцип индивидуализации,дифференциации и мобильности образовательного пространства. В основу принципа положенобщедоступный характер образования в соответствии с индивидуально-возрастными особенностямиребенка, дифференциацией построения учебно-воспитательного процесса и разноуровневойобразовательной подготовкой учащегося.
5. Принцип развивающего, деятельностногообразования. Развитие личности ребенка, происходит в процессе специально организованнойучебно-познавательной деятельности. В процессе этой деятельности ребенок осваиваетне только знания, умения, навыки, но и приобретает опыт их самостоятельного добыванияи применения как основного принципа жизнедеятельности. Знания, умения и навыки становятсясредством развития личности каждого учащегося.
6. Принцип непрерывности и преемственностиобразования в системе “Школа-детсикй сад” означает такое построение социоэкологическогопространства, когда ребенок, подросток учится, осознает жизненную необходимостьпостоянного обновления образования.
7. Принцип демократизации образованияпредполагает формирование иной, отличной от авторитарной культуры педагогическихвзаимоотношений, в основу которых положена система сотрудничества взрослого и ребенка,воспитателя, учителя и администрации образовательного учреждения.
2.Основныезадачи адаптивной модели
1. Обеспечить научно-практическоепостроение процесса и содержания учебно-воспитательной деятельности в рамках непрерывногообразования и преемственности в работе детского сада и школы.
2. Разработать и включить комплекснуюпрограмму социолого-медико-психолого-педагогического обеспечения развития детейи подростков.
3. На основе опытных данных наукии результатов исследований по всестороннему развитию личности обеспечить индивидуальнуютраекторию развития детей и подростков.
4. Объединить внеклассное и внешкольноепространства образования в единую систему социоэкологического образовательного пространствамодели.
5. Разработать системы мер поповышению профессионального потенциала педколлектива в основании содержания образования,новых психолого-педагогических технологий и способности работать в экспериментальноми инновационном режиме.
6. Разработать программы по оказаниюдетям, учащимся и их семьям дополнительных услуг.
7. Строить социоэкологическоепространство образования модели на основе новых требований к содержанию образованияи новых психолого-педагогических технологий.
8. Осуществлять управление образовательнымучреждением на основе современных управленческих технологий и их освоения педколлективом.
Сформулированныезадачи конкретизируются на каждой ступени образования.
3.Структураадаптивной модели
В основу реализациизадач “Школа-детский сад” положено ступенчатое построение системы образования.
I ступень:
Дошкольное образованиев детском саду (дети от 4 до 5 лет); школа раннего развития (дети, проживающие назакрепленном микроучастке, не посещающие детский сад, от 4 до 5 лет).
II ступень:
Начальное общеобразование: 1 — 4 классы (дети с 6 до 9 лет). На этой ступени образования предусмотреныклассы возрастной нормы, развивающего обучения (система А.В. Занкова) и классы компенсирующегообучения.
III ступень:
Основное общееобразование: 5 — 9 классы (подростки с 10 до 14-15 лет). На этой ступени предусмотреныследующие виды классов:
· классыопережающего обучения;
· возрастныенормы для детей, способных усвоить учебные программы без особых затруднений;
· классыпедагогической поддержки, в которых учатся дети, требующие коррекции режима учебно-воспитательногопроцесса и компенсации физического и психического здоровья.
IV ступень:
Среднее (полное)образование: 10-11 классы. В зависимости от готовности и выявленных индивидуальныхособенностей учащихся, с учетом условий экспериментальной модели выделяются классы:
· общеобразовательногоуровня;
· опережающегоразвития;
· индивидуальноеобучение.
Идея преемственностиобразования в ступенчатой структуре предусматривает преемственность требований иусловий организации обучения и воспитания как между ступенями, так и на каждой иних. Это значит, что она основе индивидуального подхода и дифференциации учебныхпрограмм предусматривается свободный переход учащегося из одного вида классов вдругой на определенной ступени обучения в соответствии с запросами родителей, учащихсяи мнения педколлективов. Процесс перехода с одной ступени структурной модели предполагаетопределенную систему знаний, умений и навыков у учащегося; уровень его интеллектуального,эмоционального и духовного развития; соответствующее физическое, психическое и нравственноездоровье и многое другое. Следовательно, соотнесение стандартов образования междуступенями позволяет построить учебно-воспитательный процесс более плавно в рамкахпринципа преемственности. Личностно-ориентированное является средством ограниченияперегрузок, уменьшения невротизации и психического дискомфорта. На второй и третьейступенях модели предусмотрена работа групп продленного дня, содержание деятельностикоторых направлено на реализацию основных задач социоэкологического образовательногопроцесса.
На второй, третьейи четвертой ступенях обучения предусмотрены спецкурсы, которые работают по запросамродителей, потребностей учащихся и выполняют конкретные задачи образования. В этомпроявляется специфика каждого спецкурса, объединяющим моментом которых являетсяих направленность на расширение социокультурного образовательного пространства,на развитие и приумножение общечеловеческих ценностей каждого учащегося. Так, например,на четвертой ступени обучения с учетом уже сформировавшихся интересов учащихся копределенной специализации предусматривается свободное право выбирать профиль спецкурсаили учащийся может посещать несколько спецкурсов.
С первой по четвертуюступень адаптивной модели предусмотрено углубленное изучение иностранных языков(английского, немецкого, японского, китайского) как средство освоения национально-историческихтрадиций, общечеловеческого развития, гармонизации национальных отношений.
На всех ступеняхобучения учебно-воспитательный процесс направлен на развитие у учащихся умений инавыков исследовательской деятельности, мышления и общения. Как показывают результатыпсихолого-педагогических теорий (П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская,В.В. Давыдов и др.) важно уметь находить информацию и эффективно пользоваться ею,чем запоминать все, что в состоянии запомнить ребенок. Для этой цели предусмотреноприменение компьютерной техники на уроках, на спецкурсах и во внеклассной работе.
Объединяющем стержнемпроцесса развития личности на всех ступенях образования выступает трудовое предпрофессиональноеи профессиональное образование. Так, на первой ступени дети овладевают элементамизнаний и умений по обслуживанию себя на основе подражаний, выполнения действий пообразцу и подобию в игре. На второй — через игру овладевают знаниями и умениямиучебной деятельности, овладевают навыками обслуживающего труда. На третьей — в процессеучебно-познавательной деятельности учащиеся овладевают элементами профессиональныхвидов деятельности (программист-лаборант), швея-мотористка, секретарь-референт,радиомонтажник). На четвертой ступени обучения учащиеся самостоятельно выполняюттрудовые задания, учатся реализовать свою склонность, овладевают экономикой рыночныхотношений. В модели представлен широкий спектр внешкольных образовательных учрежденийдля удовлетворения образовательных потребностей детей, подростков, юношей, не реализуемыхв школе и семье.
Вся деятельностьвнешкольных образовательных учреждений строится в соответствии с принципами социологическойобразовательной системы и направлена на решение основных задач модели.
В структуру моделивключены:
1. Социолого-медико-психолого-педагогическаяслужба по оказанию образовательных услуг детям, подросткам и их родителям, педколлективу.
2. Научно-исследовательские лабораториидидактики и психологии по разработке экспериментальных программ и оценки результатовэкспериментальной и инновационной деятельности.
Следовательно,система социологического образовательного пространства адаптивной модели включает:
· собственнообразовательное пространство в стенах школы и детского сада;
· службыпо обеспечению деятельности образовательного учреждения;
· внешкольныеобразовательные учреждения.
4.ШколаЯмбургаОфициальноеназвание этого государственного среднего учебного заведения — Центр образованияN 109 г. Москвы. А неофициальное, на котором лежит печать личности, укладываетсяв два слова.За прошедшие годы ее директорстал доктором педагогических наук, заслуженным учителем РФ, членом-корреспондентомРоссийской академии образования и вообще сделался знаменит. Сама же школа из экспериментальнойплощадки, где обкатывалась «адаптивная модель» (приспособление учебнойсистемы к возможностям и потребностям учеников, а не наоборот), превратилась в многопрофильныйцентр образования: детский сад, начальные классы, гимназия, лицей, классы педагогическойкоррекции… Школа Ямбурга — это еще и собственный театр, конюшня, флотилия с двумяпароходами и несколькими морскими ботами, мастерская художественных ремесел, кафе,парикмахерская, медицинские кабинеты… Это, если угодно, Ямбург-Сити, где чеготолько нет.Директор столичного Центраобразования № 109, заслуженный учитель РФ Евгений Александрович Ямбург еще и веселыйчеловек. В коридорах на стенах в рамках не классики, а карикатуры на учителей. Вприемной директора – раскрашенное скульптурное изображение самого Ямбурга, уменьшенногораза в полтора. Наверное, чтобы каждый, даже первоклашка, смог почувствовать себяс ним на равных.
ЦОN 109 знаменит в первую очередь как колыбель адаптационной модели школы (самомузаведению уже 27 лет). То есть школы, где методы работы с учениками, формы обученияи подходы к организации учебного процесса подбираются в зависимости от того, какиедети учатся в том или ином конкретном классе. Не ребенок адаптируется в школе, ашкола готова подстраиваться под него, исходя из его особенностей. Как результат- разноуровневая система обучения, дающая возможность каждому ученику реализоваться.Сегодня в центре образования 237 педагогов и 2020 учеников. При нем действуют театральнаястудия, школа художественных ремесел и даже парикмахерская (персонал — сами учащиеся).Однако директор Ямбург говорит: «Я совсем не считаю, что мы схватили бога забороду. Нам еще работать и работать».
Всоветские времена эксперимент по созданию учебного заведения, способного подстроитьстандартизованную и прямолинейную систему школьного обучения под ребенка, проводилсяфактически тайно. Нужны были разные методики обучения, рассчитанные на разные категорииучеников. Опыт зарубежных коллег изучался подпольно и так же подпольно внедрялсяв практику.
Сегодняадаптивные школы работают в 60 регионах России, в ближнем и дальнем зарубежье. Самавтор системы Евгений Ямбург подсчетом своих последователей не занимается и подчеркивает,что прочие адаптивные школы не являются копиями ЦО N 109 — педагоги там могут применятьдругие методики. Главное — сохранение основных принципов.
Каждаяшкола в идеале должна иметь свое лицо. В этой — никаких серо-зелено-голубых стен,атмосфера, в которой проводят время дети, не должна отдавать казенщиной. Другойпринципиальный момент — есть все, что нужно для учебного процесса. Однако в ЦО околичестве компьютеров и прочего оборудования упоминать не принято, главное — техникаобучения. Между тем недавно центр приобрел партию ноутбуков для учеников коррекционныхклассов. Достаточно показательно. Если речь идет о частной школе, тот тут уж самбог велел организовать «удобства» на уровне выше среднего. А вот государственныеучебные заведения, как правило, в этом отношении не блещут. В прямом и переносномсмысле. Евгений Александрович говорит, что сам, приезжая с инспекциями в другиешколы, в первую очередь обращает внимание на состояние сантехнических помещений,и специально показывает мне туалеты и умывальники — светлые кафельные полы, цветы,рыбки в аквариуме...
Школаобзаводится фирменными «фишками». Например, не так давно появился кусочекСтарого Арбата — в него превратили один из холлов: почти настоящие фонари, макетфасада здания, где жил Окуджава, скамейки и небольшая площадка, которую можно превратитьв импровизированную сцену.
Настенах — шаржи на учителей, видимо, для создания неформальной атмосферы. Естественно,никто не обижается — так принято. Уменьшенная копия директора школы, изготовленнаяиз папье-маше, — прямо перед его кабинетом.
Несмотряна внешнюю и внутреннюю презентабельность, эта школа, говоря языком персонажей книгиЧуковского «От двух до пяти», самая что ни на есть «всехняя».В том смысле, что «резать» вашего ребенка при поступлении никто не будет.Главные принципы адаптивной школы — ориентация в первую очередь на особенности ребенка(как психические, так и физические), гибкий подход к обучению и отсутствие жесткогоотбора на входе. Теоретически сюда принимают независимо от материального положениясемьи. И независимо от определенных отклонений (кроме особо тяжелых случаев, такназываемого контингента спецшкол-интернатов), которые где-то посчитали бы недопустимыми.«Чем раньше мы выявим нарушения (например, дисграфию или дислексию), тем вероятнее,что к школе мы ребенку поможем прийти в норму», — объясняет Евгений Ямбург.Поэтому собеседования, в том числе и с психологом, здесь проводят не для того, чтобыне взять, а для того, чтобы определить объем предстоящей работы. На практике предпочтениеотдают все же жителям близлежащих районов.
Гибкийподход, декларируемый адаптивной школой, — это возможность постоянно выбирать. Втом числе и приемы обучения. Скажем, в вальдорфских школах учатся только по вальдорфскимканонам, в школе Амонашвили — в соответствии с одноименной методикой. А здесь педагогическийинструментарий может быть любым. Главное — чтобы он подходил детскому коллективу.
Вдетском саду ЦО N 109 есть группы, работающие по методике развития Монтессори, традиционныегруппы, были группы, использовавшие элементы вальдорфской педагогики, и т. д. Какбудут учить вашего ребенка и в какой группе, зависит от его знаний, навыков и способностей.
Вопрос,волнующий родителей сразу после поступления, — в какой класс попадет ребенок? Системана первый взгляд сложная — обычные, коррекционные, гимназические, лицейные классы…Но она как раз и нужна для того, чтобы детям с разным уровнем развития нашлось местов школе и чтобы при этом они чувствовали себя комфортно.
Понятно,что коррекционные классы рассчитаны на детей, требующих повышенного внимания состороны педагогов, на тех, кому учиться в обычном классе будет трудно. Учиться вгимназическом или лицейном классе более престижно, чем в общеобразовательном, нои гораздо сложнее. Например, в лицейном лингвистическом изучаются два иностранныхязыка, в медицинском серьезный акцент делается на химию и биологию и т. д.
Бывает,что в коррекционный класс идти не хочется. Причем сопротивляются родители. По словамдиректора школы, в таких случаях приходится долго доказывать, что коррекционныйне значит плохой. Работа с родителями — удел не только дирекции, но и психолого-педагогическойслужбы, без которой, по мнению Евгения Ямбурга, адаптивной школу сделать невозможно.Упрямцам разъясняют, что в коррекционном классе ребенку дадут те же знания — согласногосударственному стандарту, но с применением других педагогических техник. Что втаком классе вдвое меньше учеников и потому педагог имеет возможность уделять каждомубольше внимания. И что некоторым детям лучше на первых порах заниматься здесь изатем, подтянувшись, перейти в обычный класс, нежели изначально попасть в ситуациюпостоянного неуспеха.
Вгимназию поступают на конкурсной основе и по желанию: хочешь — сдавай туда экзамены,не хочешь — иди в общеобразовательный класс. Задачу поступления в лицей ЦО N 109усложняет то, что туда принимают не только учеников центра — поступать может любой.Равно как и готовиться к поступлению на специальных курсах при центре. Обучениев лицее начинается с девятого класса.
Примечательно,что переходы от одного этапа школьной жизни к другому в адаптивной школе максимальнощадящи. Так, часть первых классов находится на территории детского сада, то естьпоступившие в них малыши пребывают в знакомой обстановке; часть пятых по той жесхеме — на территории начальной школы.
Кстати,обучение в гимназических классах начинается не с пятого года обучения, как в другихроссийских школах, а с шестого. На пятом же дети привыкают к новым педагогам, новойсистеме построения учебного процесса и т. п. Для учеников и это — достаточно серьезныйстресс, подчеркивает Евгений Ямбург.
ЗанятияВ ЦО N 109 продолжаются примерно до часа-двух дня. А после начинается самое интересное.
Например,у школы есть своя конюшня с 27 лошадями. Дело в том, что администрация ЦО решилаввести в школьный обиход иппотерапию. Показаний к ее применению множество. Так,даже у детей с ДЦП, которые регулярно ездят верхом, улучшается координация движений,появляется чувство уверенности в себе. Действенна иппотерапия и при менее серьезныхпроблемах со здоровьем.
Однакоэто не все. При ЦО функционирует клуб путешественников «Зюйд-Вест», членыкоторого зимой разрабатывают маршруты походов по Волге (эту реку ямбуржцы осваиваютуже 15 лет), ищут информацию в интернете о каждом участке пути, шпаклюют плавсредства- школьный флот насчитывает 15 шестивесельных ялов (у ЦО есть еще и два собственныхтеплохода). В плавание по Волге отправляются летом. С одной стороны — это все интереснои, безусловно, познавательно. С другой — есть еще одна возможность перемешать самыхразных детей и подростков. В походе ведь все в одной команде, кто, как и в какомклассе учится, уже большого значения не имеет.
Речныепутешествия, лошади — вещи уже привычные и для школьников, и для учителей. Но педагогикана марше: ЦО N 109 реализует новый проект — совместно с питомником собак. Ученикицентра теперь там частые гости. «Статистика свидетельствует, что в большинствеслучаев ребенок, у которого есть дома собака, учится лучше, — рассказывает ЕвгенийЯмбург.- Причина проста: уход за собакой — кормление, выгуливание — дисциплинирует,вырабатывает ответственность. Кроме того, мы учим наших учеников общаться с разнымидетьми. В том числе и с инвалидами. Первая реакция наших ребят, впервые появившихсяв интернате, — шок, они никогда не видели детей на колясках. Хозяева смущены, номы пришли с собаками, и через них, как через посредников, дети все-таки начали общаться.В общем, это довольно серьезная научная работа, которую мы планируем продолжать».
Вопрос,сколько все это стоит, не может не возникнуть в голове современного, уже привыкшеговсегда и за все платить родителя. ЦО N 109 — государственное учебное заведение.То есть базовое школьное образование здесь дается бесплатно.
Темне менее часть услуг платная. Тем, кто выбрал более серьезный путь подготовки кпоступлению в вуз — лицейские классы, часть предметов читают преподаватели из вузов- партнеров учебного центра. Например, из Высшей школы экономики. Эта статья расходовгосударством не финансируется. Также платным является изучение второго иностранногоязыка в лингвистическом классе и всевозможных углубленных учебных курсов. Например,изучение одного предмета на курсах подготовки к поступлению в лицей в месяц стоитв пределах 300 рублей.
ЕвгенийАлександрович признает, что периодически приходится прибегать к помощи родителей:содержание лошадей, плавсредств и прочей продвинутой школьной инфраструктуры — делодорогое. Но, безусловно, стоящее.
адаптивныймодель школа ямбург
Заключение
В последнее время среди всерьез интересующихся педагогикойродителей все более популярной становится модель адаптивной школы, разработаннаямосковским педагогом Евгением Ямбургом. Ее суть — адаптация учебной системы к возможностями потребностям школьника, в отличие от традиционной школы, где все наоборот. Переделатьшкольную систему под ребенка — идея не новая, однако методика Ямбурга отличаетсяособой гибкостью и этим во многом и интересна. Современная школа должна помочьребенку реализовать образовательные запросы, свое человеческое начало, выработатьположительную систему мировоззрения.
Списокиспользованной литературы
1.ГрибенюковаЕ. Адаптивная школа: Цель – самореализация учащегося // Директор школы:(экспресс – опыт). – 2000. — № 1 .
2.ЯмбургЕ.Педагогика, психология, дефектология и медицина в
моделиадаптивной школы // Народное образование. – 2002. — № 1. – С. 79-85
3.Личностноадаптированная система обучения // Педагогика. – 2003. — № 7. – С. 66-71
4.ШамоваТ.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.– М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 .
5.http://www.za-partoi.ru/years/1156/?article=126