План Понятие типа права. Различные взгляды на типологию права. Истори- ческие типы права и государства рабовладельческое,феодальное,бур- жуазное,социалистическое,выделенные на основе формационного подхода. Правовая система общества понятие и структура. Классификация правовых систем. Основные правовые семьи народов мира романо-гер- манская, англо-саксонская, религиозная,традиционная. Соотношение права и правовой системы.
Правовая система обществапонятие и структура Правовая система общества- это конкретно-историческая совокуп- ность права, юридической практики и господствующей правовой идеоло- гии отдельного государства. В структуру правовой системы входят следующие главные элементы 1 право законодательство 2 юридическая практика 3 господствующая правовая идеология. Понятие право и правовая системасоотносятся как часть и це- лое. Если под правом понимается система общеобязятельных, формально определенных юридических норм,
установленных и обеспечиваемых госу- дарством, то под правовой системой -явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Право-ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества.
Помимо права, юридической практики и господствующей правовой идеологии как главных элементов правовой системы в нее входят и другие слагаемые правотворчество, правоотношения, правовые учреж- дения, законность и т.п Понятие правовая система выражает собой комплексную оценку юридической сферы жизни конкретного общества. Романо-германская правовая семья. Прежде чем давать общую характеристику романо-германской правовой семье, необходимо сначала определить понятие правоваясемья.
К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции,Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках рома- но-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые систе- мы Югославии, Болгарии и т.д Cовременная правовая система
России, при всехее особенностях,более родственна именно романо-германской пра- вовой семье. Такие страны, как Италия, Франция, Испания и др. возникли на об- ломках Великой Римской Империи. Они имели большой опыт Римской Импе- рии, иисходя из ее ошибок и достоинств создали свою провавую систему. Многие юристы, политики и просто люди, которые хоть немного смыслят в правовой системе, считают, что
романо-германская прововая система на нынешний момент является самой совершенной правовой системой в мире. Правовая система Италии, Германии, Франции и тд. имеют общий источник, структуру права и исторический путь его формирования, по этому все эти страны объеденяют в романо-германскую правовую семью. Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие - единая иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты законо- дательство
- главная роль в формировании права отводится законодателю, кото- рый создает общие юридические правила поведения правоприниматель же судья, административные органы и т.п. призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах - имеются писанные конституции, обладающие высшей юридической си- лой - высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов - весомое положение занимают подзаконные нормативные акты регла- менты, инструкции,
циркуляры и др деление системы права на публичное и частное, а также на отрас- ли - правовой обычай и юридический прецедент выступает в качестве вспомогательных, дополнительных источников - на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина - особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы реорию построения данной правовой семьи. Англо-саксонская правовая семья. Прежде чем давать характеристику англо-саксонской правовой семье
семье общего права, необходимо сначала определить понятие правовая семья. К англо-саксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Все страны англо-саксонской правовой семьи, такие как США, Кана- да, Новая Зеландия и др. в прошлом были колонезированны
Англией. Они впитали в себя ее язык, традиции, и конечно же ее правовую систему. Их правовая система стала отражением Английской. В ней были похожи струк- тура признак. И через некоторое время, страны такие , как Англия, США, Канада, Австрия, Новая Зеландия объединили в англо-саксонскую семью. Среди признаков данной семьи можно выделить cледующие - основным источником права выступает судебный
прецедент правила поведения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела - юридические прецеденты носят индивидуальный казуистический характер - ведущую роль в формировании права в правотворчестве отводятся судам, который в этой связи занимает особое положение в системе госу- дарственных органов - на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом - главенствующее значение имеет процессуальное процедурное, до- казательственное
право, которое во многом определяет право материаль- ное - отсутствуют кодифицированные отрасли права - отсутствуют классическое деление права на частное и публичное - статутное право законодательство и юридические обычаи высту- пают в качестве вспомогательных, дополнительных источников - юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер. Семья религиозного права. Прежде чем давать общую характеристику семьи религиозного права, необходимо
сначала определить понятие правовая семья . Ксемье религиозного права относятся правовые системы таких му- сульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др а также ин- дусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие - главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и со- ответственно строго соблюдать - источниками права являются религиозно-нравстенные
нормы и цен- ности,содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распростра- няющиеся на мусульман либо в Шастрах,Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов - весьма тесное переплптение юридических положений с религиозными, религиозными, философскими и моральными поступками, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения - особое место в системе источников права занимают
труды уче- ных-юристов доктрины,конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений - отсутсвует деление права на частное и публичное -нормативно-правовые акты законодательство имеют вторичное зна- чение -судебная практика в собственном смысле слова не является источ- ником права - во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях. Семья традиционного права.
Прежде чем давать общую характеристику семьи традиционного права, необходимо сначала определить понятие правовая семья Ксемье традиционного права относятся правовые системы Мадагаска- ра, ряда стран Африки и Дальнего Востока. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие - доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передавемые из поколения
в поколение - обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, мо- ральных, мифических предписаний. сложившихся естественным путем и признанных государствами - обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов - нормативные акты писанные законы имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше - судебная практика юридический прецедент не выступает в ка- честве основного источника права - судебная власть руководствуется идеей
примирения, восстанавли- вая согласие в общине и обеспичивая ее сплоченность - юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ - архаичность многих ее обычаев и традиций. Особенности государства конкретного исторического периода опре- деляются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков территории,публичной вл асти,сувереннитета государство по мере общественного развития претерпевает серьезные изменения.
Изменяются содержание и методы управления,цели,задачи и социальная направленность. На характер государственнсти и государс- твенное устройство влияют национальный состав населения,своеобразие его культуры, размер территории, географическое положение, укоре- нившиеся обычаи и традиции народа, религиозные воззрения и другие факторы. Особенности исторических периодов этапов,эпох в развитии го- сударственно-организованного общества у различных народов в различ- ное историческое время позволяют
тем не менее выявить существенные общие черты, характерные для всех государств данного периода. Пер- вые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем и Полибием. А р и с т о т е л ь считал, что основными критериями разграни- чения государств являются 1 количество властвующих в государстве 2осуществляемая государством цель. По первому признаку он различал правление одного, правление немногих, правление большинства.
По второму признаку все государства делились на правильные в них дос- тигается общее благо и непраильные в них преследуются частные це- ли. Отвлекаясь от конкретных условий того времени, Аристотель главное различие государств видел в том, какое место занимает в них человек, в какой мере государство обеспечивает свободу и личные ин- тересыкаждого. П о л и б и й говорил, что развитие государства, смена его ти- пов разновидностей-естественный процесс,
определяемый природой. Государство развивается по бесконеному кругу,который включает фазы зарождения, становления, расцвета, упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. Развитие госу- дарства, его обновление и изменение- это замкнутый круг, считает Полибей. История подтверждает, что цикличность в развитии государс- твенно-организованного общества- закономерный процесс. Многие госу- дарства обьективно проходили фазы зарождения, становления, расцвета
и упадка, но затем возрождались в виде новой, более совершенной го- сударственности, другие же выпали из замкнутого круга развития и стали достоянием истории Вавилон, Урарту, Афины, Рим, Спарта и дру- гие. Тем не менее главное в воззрениях Полибия состоит в том, что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека. Прогрессивные мыслители прошлого искали те пути общественного развития,
при которых государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости. Из этого принципиального положения исходила передовая политико-правовая мысль, конструируя типологию государств. Однако единства взглядов на эту проблему не было. Разнообразие научных подходов в оценке этого чрезвычайно сложного и неоднозначного общественного явления стало обьетивной основой концептуального плюрализма типологии государства.
ТИПЫ ПРАВА различные подходы. Типология права-это его специфическая классификация, производи- мая в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого формационного главным критерием выступают социально-экономические признаки общественно-экономическая форма- ция. Именно базис тип производсвенных отношений является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором обществен- ного развития, который детерминируети соответствующий тип надстро- ечных элементов
государство и право. В зависимости от типов эконо- мического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. ДОСТОИСТВО -продуктивна сама идея право на основе социально-экономичес- ких факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество. СЛАБАЯ СТОРОНА - формационный подход не позволяет в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юриди- ческую специфику права.
В рамках данного подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названны- ми критериями выделяют такие типы права 1 национальные правовые системы это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующией правовой идеологии отдельного государства 2 правовые семьи это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности
источников, структуры права и исторического пути его формирования. Различают слудующие правовые семьи общего пра- ва, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др. ДОСТОИНСТВО данной типологии заключается в том, что выделенны национально-исторические, конкретнор-географические и техничес- ко-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют право. СЛАБОЙ СТОРОНОЙ является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов
в природе права. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ типология государства и права базируется на категории о б щ е с т в е н н о-э к о н о м и ч е с к о й ф о р м а ц и и. Понятие общественно-экономической формации составляет фундамент марксистского понятия истории. ФОРМАЦИЯ - это историчес- кий тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития призводственных сил определяет материально-техни- ческую базу общества, а производственные
отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, состав- ляют экономический базис общества, которому соответствуют опреде- ленные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит в результате смены отживших форм проихводственных отно- шений и замены их новым экономическим строем. Качественные измене- ния экономического базиса закономерно влекут за собой коренные пре- образавания
в надстройке. Вывод о том, что решающей силой истори- ческого процесса являются материальные производственные отношения экономический базис,дал твердое основание для представления раз- вития общественных формаций естественно-историческим путем . Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской типологии государс- тва и права. Понятие исторического типа связывается с установлением законо- мерной зависимости классовой сущности государства и права от эконо- мических отношений, которые господствуют в классовом обществе
на определенном этапе его развития. Исторический тип государства,сог- ласно марксистско-ленинской теории, выражает единство классовой сущности всех государств, обладающх общей экономической основой, обусловленной господством данного типа собственности на средства производства. Единство экономического строя различных стран прояв- ляется в господствующем типе собственности на средства производс- тва, а следовательно, в экономическом господстве определенного класса, в общности
основных черт классовой структуры общества, ока- зывающей определяющее влияние на классовое содержание государства и права. Господство производственных отношений одного типа в ризличных странах, относящихся в силу этого к одной общественно-экономической формации, обуславливает общность классовой сущности государства в этих странах. Тип государства определяется на основании того, какой экономический базис это государство защищает, интересам какого гос- подствующего класса оно служит.
При таком подходе государство при- обретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве дик- татуры экономически господствующего класса. ФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ, лежащий в основе марксистской типологии государства, выделяет три основных типа эксплуататорского государс- тва рабовладельческое, феодальное, буржуазное- и последний истори- ческий тип- социалистическое государство, которое,теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в об-
щественное коммунистическое самоуправление. Перечислим основные характеристики различных типов государства, выделяемых на основании данной концепции. Рабовладельческий тип государства - первая государвенно-классо- вая организация общества. По своей сущности рабовладельческое госу- дарство - это организация политической власти господствующующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важ- нейшая функция этих государств-защита собственности рабовладельцев- на средства, в том числе на
рабов. Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческо- го строя и возникновения феодальной общественно-экономической фор- мации. Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государстенной власти. которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Конкретно режим демократи- ческого государства выражается в следующем
Во-первых,такой режим предоставляет свободу личности в сфере эко- номической деятельности. которая составляет основу материального бла- гополучия общества. Во-вторых, реальная гарантированностьличных прав и свобод гражда- нина, его возможность выражать собственное мнение о политике государс- тва, активно участвовать в различных культурных, научных,профессио- нальных и других общественных организациях придают высокую нравствен- ность демократическому государству. В-третьих, демократический режим создает эффективные
механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной влас- ти через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов. В-четвертых, в демократическом государстве личность защищена от произвола беззакония, так как ее права находятся под постоянной охра- ной органов правосудия. В-пятых,демократический режим является следствием реального раз- деления властей как в унитарных, так
и в федеративных государствах. В-шестых, демократическая власть в одинаковой мере учитывает ин- тересы большинства и меньшинства,индивидуальные и национальные особен- ности населения. Она также является препятствием бюрократическому про- изволу и нарушениям социально-экономичесикх прав национальных мень- шинств, которые не имеют своей самостоятельной государственности В-седьмых, демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные
противоречия, обеспечи- вают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения. В-восьмых, основными принципами деятельности демократического го- сударства является плюрализм. В условиях демократического режима дейс- твуют различные партии, другие общественные организации,объедине- ния,самодеятельные коллективы, которые поддерживают политику государс- тва, придают его деятельности плюралистический характер, учитывающий интересы всех индивидов и их общественных образований.
В-девятых, демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стобильный правопорядок, низкий уро- вень преступности, способствует более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью, между различными социальными и нацио- нальными группами людей. Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов формы
государственного режима. Изменения, происходящие в современном цивилизованном мире, безусловно, потребуют корректировки тех положений, которые изложены в данной главе учебника. класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений. Как утверждают основоположники марксизма - ленинизма, буржуазный тип государства последний тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического общества обуславливают
неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа государства, а затем полное отмирание государственности как таковой. Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое государство
создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных людей. Социалистическое государство орудие политической власти трудящихся классов. Оно, по представлениям марксистско - ленинской науки, выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества. Социалистический тип права это высший тип правовой системы
общества, диаметрально противоположный всем типам правовой системы общества, диаметрально противоположный всем типам эксплуататроского права. Социалистическое право возводит в закон волю трудящихся классов, служит классовым регулятором общественных отношений. По мере перехода социалистического общества к высшей фазе коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления
и социальных норм коммунистического общежития. В марксистском погимании исторический тип государстваопределяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. Что же касается специфического пути развития государственности ряда стран и народов Азии и Африки, то применение общих методологических принципов требует всстороннего учета исторических и национально - этнографических олсобенностей различных стран.
В этой связи вводится понятие переходной государственности. Переходное государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет собой государственность, возникающую в результате национально - освободительной борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности, подобные государства должны
примкнуть к опреленному историческому типу государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики при преобладании примитивных форм собственности родоплеменной, полуфеодальной, смежанной, капиталистической с элементами общественной собственнностии экономическая основа данных государств. Концепцию переходного государства разработал В. И. Ленин. В контексте закономерного развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода
отдельных стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму, перешагнув традиционные этапы общественного развития. С помощью пролетариата передовых стран, писал Ленин, отсталые страны могут перейти к советскому строю
и через определенные ступени развития к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития. Подтверждением правильности данной концепции считалась победа социалистической социалистической революции в Монголии, социалистический путь развития народов Средней Азии, советского Севера и Дальнего Востока, которые переходили к социализму от родоплеменных и раннефеодальных отношений. Подобная общественная практика позволила позже выдвинуть и обосновать тезис
о государстве социалистической ориентации как переходном к социалистическому типу. В научной литературе утверждалось, что государства социалистической ориентации ориентации финкционируют на основе переходной многоукладной экономики, в которой сочетаются черты прошлого и будущего. По своей классовой сущности они представляют собой революционно - демократическую диктатуру народа. Главной задачей государства социалистической ориентации считалось создание экономических, социальных,
политических, идеологических, культурных и других предпосылок перехода к социализму. Государства капиталистического пути развития по мере формирования производственных отношений, ориентированных преимущественно на частную собчтвенность, должны перейти к буржуазному типу государства. Важное место в марксистско - ленинской типологии занимает положение осмене исторических типов государств, преемтвенности в развитии государства и права различных типов.
Первопричиной смены исторических типов государства считается социально - экономическое развитие общества. Рост производительных сил общества на определенном этапе достигает такого уровня, когда они вступают в неразрешимое противоречие с характером частнособственнических производственных отношений. Вследствие этого в истории классово - антагонистических формаций наступает эпоха социальных революций, которая меняет экономическуб основу общества. С изменением экономической основы, пишет
Маркс, более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. Социальная революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству нового способа производства, новым производственным отношениям, которым соответсвует новый тип государственности и права. Смена одного исторического типа государства другим происходит, таким образом, в результате социальной революции. Один из важных моментов марксистско - ленинского учения состоит в том, что развитие исторических
типов и права это процесс прогрессивного, поступательного движения. Переход от рабовладельческого типа государства и права к феодальному и от него к буржуазному означает движение от более простой к более развитой государственно - правовой организации. Однако в отдельных странах под влиянием внутренних и внешних факторов возможен возврат к старой, более низкой с точки зрения прогрессивого исторического движения, государственности.
Смена исторических типов государства неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально - экономического развития общества. Задача, функции каждого последующего типа государства намного богаче и сложнее, чем в предшествующих формациях. Данная закономерность выступает как тенденция политического развития. Ее нельзя рассматриватьчисто логически, в отрыве от реальной исторической действительности.
В истории есть немало примеров того, как конкретное государство более высокого типа во многом уступает государствам прошлых исторических типов Римская империя и германские феодальные княжества, возникшие на ее обломках. Преемтвенность между историческими типами государства заключается, главным образом, в использовании структуры, форм и методов организации государственной власти прошлого, которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в меньшей мере зависят от конкретной сущности государства.
Каждый новый господствующий класс, отмечается в марксистской литературе, заимствует те элементы государственной и правовой организации старых классов, которые приемлимыдля него и могут быть наполнены новым классовым содержанием например, организация армии, полиции, судов, уголовное и гражданское судопроизводство. Наиболее четко черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма - ленинизма в эксплуататорских типах государства, которые роднит их общая эксплуататрская сущность, необходимость установления государственности,
позволяющей держать в повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно подчеркивается, что преемственная связь при смене исторических типов государства и права по-разному проявляется и при переходе от эксплуататорского общества к социализму. Маркс писал, что только социалистическая революция открывает подлинную историю человечества. Решительно разрушая эксплуататорскую государственную машину и правовую систему буржуазии, рабочий класс
берет от старого общества только то, что может служить интересам трудящихся. При переходе к социализму преемственность государственно - правовой оргаизации общественной жизни, таким образом, гораздо меньшая, чем при прежних революциях, и касается исключительно научно-технических средств данной эпохи. Такой вывод делается исходя из того, что социалистическое государство это не только высший, но и совершенно новый, противоположный эксплуататорскому, исторический тип государства.
Анализируя все известные эксплуататорские типы государств марксистско - ленинская теория выделяет их следующие общие признаки 1. Все эти государства являются политической надстройкой над такими производственными отношениям, которые базируютcя на частной собственности и эксплуатации человека человеком. 2. Они представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей большинство населения. 3. Все эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждаются от него.
4. По мере возрастания неустойчивости эксплуататорской социально - экономической системы и обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей. В отличие от эксплуататорских государств социалистические государста, согласно марксизму - ленинизму, представляют собой организацию политической власти трудящихся. Ее назначение не сохранение классового господства, а построение бесклассового коммунистического общества.
Отсюда и соответствующая характеристика основных черт государства социалистического типа 1. Все государства данного типа базируются на общественной собственностина орудия и средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи и сотрудничества свободных от эксплуатации людей. 2. Социалистическое государство это политическая организация подавляющего большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов и всего народа.
Любое социалистическое государство в процессе своего развития не только отчуждается от общества, но, напротив, все больше сливается с ним. В этом марксистско - ленинская наука видит коренные различия между эксплуататорским и социалистическим типом государства. Классово - формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной и технической литературе. Типом государства называлось совокупность государств, развивающихся
в рамкой и той же общественно - экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы. Исторический тип государства или права это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам или правовым системам единой общественно - экономической формации. Тип государства определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых отношений и его классовой
сущностью. Мировая политико - правовая мысль выработала другие критериитипологии государств. Одним из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований типовой классификациигосударств являетяс понятие цивилизации . Так, Г. Еллинек писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно, однако, установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа.
Он подразделяет все государства на два типа идеальный и эмпирический. Идеальный тип - это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Идеальному типу противопоставляется эмпирический, который получается в результате сравнения отдельных реально существующих государств друг с другом. В пределах эмпирического типа Еллинек различает, с точки зрения характера государственного союза и положения, которые занимает индивид
в этом союзе, следующие главные исторические типы государства древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное. Английский историк А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым он понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономический, географических, религиозных, психологических и другихфакторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государств, существующим в ее рамках.
Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его государственности получает все большее признание и в современной отечественной науке. Новейшие исследования всемирной истории показали, что формационное объяснение структуры функционирования и развития общества является одномерным однолинейным, а поэтому не носит глобального, исчерпывающего характера. За его пределами оказывается множество исторических явлений, составляющих особенности и глубинную сущность
общества и его государственной организации. Во-первых, при анализе экономического базиса упускается из виду такойц важный факт, как многоукладность, которая сопровождает практически всю историю общества с момента перехода его к цивилизации. Учет этого фундаментального факта существенно меняет традиционные представления о закономерностях развития экономического базиса. Характер и удельный вес различных хозяйственных укладов обуславливает в значительной мере не только
тип самого базиса, но и своеобразие разложения старых форм хозяйствования и зарождения принципиально новых экономический форм. Во-вторых, при формационном рассмотрении строуктуры классовых обществ их социальный состав значительно сужается, так как в основном учитываются только классы-антагонисты, остальные же социальные слои нажодятся за пределами исследования они не вписываются в традиционную модель классового противостояния. Тем самым объединяется социальная картина общественной, в том числе государчственно
- правовой жизни народов.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |