Реферат по предмету "Педагогика"


Социально-педагогическая поддержка детей из неполных семей

--PAGE_BREAK--



Диаграмма 1 Уровень благосостояния в полных семьях





Таким образом, социальная паспортизация неполных семей выявило проблемы в социальной сфере, а именно, низкую материальную обеспеченность, что еще раз подтверждает факты неблагополучия данной категории семей, описанные в теоретической части курсовой работы.

Следующим критерием для диагностики проблем детей из неполных семей явилось психосоциальное состояние детей, куда вошли диагностика уровня тревожности (Методика «Шкала тревожности» Дж. Тейлора), агрессивности (Опросник Басса-Дарки) и определение самооценки (Методика «Альтернативный список качеств личности»). В исследовании участвовали учащиеся седьмых классов Еткульской школы.
Диаграмма 2 Уровень благосостояния в неполных семьях



Рассмотрим полученные результаты отдельно по каждой методике.

Анализ результатов по выявлению уровня тревожности показал, что 28% детей имеют высокий уровень тревожности, 50% — средний уровень тревожности с тенденцией к высокой, 22% — средний уровень тревожности с тенденцией к низкой, с ни
Диаграмма 3 Уровень тревожности у детей из неполных семей низким уровнем тревожности — 0%.





Данные результаты свидетельствуют о том, что количество детей с высоким уровнем тревожности относительно небольшое (28%), но если учесть тот факт, что у половины детей (50%) есть тенденция к развитию высокой тревожности, то здесь приходится говорить о группе риска, у которой при неблагоприятном стечении обстоятельств уровень тревожности может стать высоким. Поэтому в данном случае социально-педагогическая поддержка будет охватывать детей с высоким уровнем тревожности и детей, у которых существует риск развития высокой тревожности.

Диагностика по выявлению уровня агрессии у подростков отличается особенностью методики, в которой дифференцированы проявления агрессии, враждебности, негативизма и чувства вины. Это позволяет в свою очередь говорить не только о подростках с высоким уровнем агрессии, но также о тех, у кого высокий уровень враждебности (зависть, ненависть к окружающим, недоверие к людям и убежденность, что другие люди приносят вред), проявление негативизма (оппозиционная манера в поведении против установившихся традиций и законов). Проявления чувства вины можно сопоставить с проявлением заниженной самооценки, так как данный вид реакции характеризуется тем, что человек убежден, что он плохой, поступает зло, испытывает угрызения совести. В соответствии с данной градацией результаты диагностики оказались следующими:

1). Высокий уровень агрессии — 31%, средний уровень — 44%, низкий уровень — 25%о.

2). Высокий уровень враждебности — 31%, средний уровень — 69%, низкий уровень — 0%.

Проявление негативизма и чувства вины по данной методике не коррелируются по степени выраженности, так как общего среднего показателя, по которым можно судить о высоком или низком уровнях, нет. Следовательно, по результатам диагностики, количество детей, проявляющих реакцию негативизма, составило 5 человек или 31%. Количество детей, испытывающие угрызения совести, составило 3 человека или 19%.

Результаты исследования самооценки оказались несколько иными, чем предполагалось получить. Так, у 75% детей завышенная самооценка, у 25%> — адекватная самооценка и ни одного ребенка с заниженной самооценкой. Мы предполагаем, что завышенная самооценка у большинства детей объясняется тем, что сработал защитный механизм в оценке качеств своей личности (боязнь оказаться самым худшим на самом деле, привело к тому, что дети приписывали себе положительные качества личности с тем, чтобы уважать себя в собственных глазах). То есть данное противоречие показывает, что самооценка у подростков связана с теми внутренними переживаниями, конфликтами, которая присуща им в силу их личностного становления и сопряженная с проблемами, связанная с их воспитанием в неполной семье.

По результатам проведенной методики «Недописанный тезис», нами были выявлены следующие социально-психологические проблемы детей, воспитывающихся в неполных семьях. Больше всего на свете дети боятся остаться одни (57%), что объясняется их опасением потерять единственного оставшегося родителя. Остальные 42% детей боятся природных катаклизмов и воин. Проблема одиночества прослеживается в ответах следующего тезиса «Мне грустно, когда я ...». Многие из детей ответили, что им грустно, когда они одни (85%). Также подростки испытывают трудности в учебе, в личностном становлении. Большой процент ответивших отметили недостаток денежных средств (70%). Но, несмотря на низкое материальное положение неполных семей, дети все-таки мечтают не о деньгах, а о дружной семье, о наступлении «хорошего времени» без войн и насилия.

Следующим критерием для диагностики проблем детей, воспитывающихся в неполных семьях, является показатели состояния их здоровья. По результатам анализа медицинских карт детей было выявлено, что 36% принадлежат к первой группе здоровья, 64% — ко второй группе здоровья. Данные результаты указывают, что большинство детей имеют какие либо ограничения в здоровье, в основном это миопия различной степени, различные хронические заболевания органов дыхания и др.

Таким образом, анализ результатов первого этапа исследования позволил выявить те сферы жизни, в которых ребенок из неполной семьи испытывает трудности и нуждается в социально-педагогической поддержке. Это, в первую очередь, психосоциальное состояние детей, воспитывающихся в неполных семьях. Высокий уровень тревожности, агрессивности, проблемы в оценке своих личных качеств, боязнь потерять единственного родителя — все эти выявленные проблемы ребенка требуют разрешения не только путем оказания социально-психолого-педагогической помощи, но и путем выстраивания индивидуальной социально-педагогической поддержки ребенка с целью саморазвития, самоорганизации и самореализации конкретного ребенка.




2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
В настоящее время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в практической деятельности социальных педагогов и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, учителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Поэтому для решения проблем детей, воспитывающихся в неполной семье, выявленных в ходе диагностики (чувство тревожности, агрессии, низкий уровень самооценки), а также преодоления препятствий, мешающих нормальному функционированию данной категории семьи, мы разработали и апробировали программу по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей в общеобразовательной средней школе.

Цель программы:создание благоприятных условий для обеспечения социально-педагогической поддержки детей из неполных семей.

Задачи программы:

1.    Осуществить коррекцию психосоциального состояния детей (тревожности, агрессивности, самооценки);

2.    Повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;

3.    Ознакомить педагогический коллектив с методами и формами работы с детьми из неполных семей.

Сроки реализации: учебный год. Возраст детей:13-14 лет.
Таблица 1. Социально-педагогическая поддержка детей из неполных семей

Направление

Формы и методы

Ожидаемый

Методическое

Службы

деятельности

работы

результат

Обеспечение

сопровождения

Диагностическое

Наблюдение

Получение первичной



Соц. педагогич

(исследование



Информации о поведении,



психосоциального

психосоциального



межличностных отношениях





состояния детей



ребенка со сверстниками









Опросник

определение

Шапарь В.Б.

Психолог



Басса-Дарки

уровня агрессии

Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. — 3-е изд. — Ростов н/Дону; Феникс, 2005. — 768 с.

Соц. педагог



Методика

определение

Шапарь В.Б.

Психолог



«Шкала тре-

уровня тревожно-

Практиче-

Соц. пе-



вожности» Дж. Тейлора

сти

ская психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. — 3-е изд. — Ростов н/Дону; Феникс, 2005. — 768 с.

дагог



Методика

определение

Воспита-

Психолог



«Альтерна-

уровня самооцен-

тельный

Соц. пе-



тивный список качеств личности»

ки

процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г.-М.: ТЦ Сфера, 2003. -119с.

дагог



Методика

выявление отно-

Полонский

Соц. пе-



«Недописан-

шения ребенка к

И.С. Прак-

дагог

'

ный тезис»

семье, своим собственным возможностям, а также на выявление ценностей, конфликтов, значимых переживаний ребенка

тические занятия на уроках этики и психологии семейной жизни. Курск: КП, 1990.-93 с.



Социально-

Индивидуаль-

— активизация по-



Психолог

психологи-

ное психоло-

зитивных устано-



Соц. пе-

ческая кор-

го-

вок, мотивов,



дагог

рекция

педагогиче-

ценностей у ре-





эмоцио-

ское

бенка;





нально-

консультиро-

преодоление





волевой,

вание

чувства неуверен-





личностной



ности в себе;





сфер ребенка











Тренинг лич-

Формирование

Лютова Е.К.,

Психолог



ностного рос-

адекватной само-

Монина Г.П.

Соц. пе-



та

оценки

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) СПб.: Речь, 2003.-98 с.

дагог


Опросник

определение

Шапарь В.Б.

Психолог



Басса-Дарки

уровня агрессии

Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. — 3-е изд. — Ростов н/Дону; Феникс, 2005. — 768 с.

Соц. педагог


Методика

определение

Шапарь В.Б.

Психолог



«Шкала тре-

уровня тревожно-

Практиче-

Соц. пе-



вожности» Дж. Тейлора

сти

ская психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. — 3-е изд. — Ростов н/Дону; Феникс, 2005. — 768 с.

дагог



Методика

определение

Воспита-

Психолог



«Альтерна-

уровня самооцен-

тельный

Соц. пе-



тивный список качеств личности»

ки

процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г.-М.: ТЦ Сфера, 2003. -119с.

дагог


Методика

выявление отно-

Полонский

Соц. пе-



«Недописан-

шения ребенка к

И.С. Прак-

дагог

'

ный тезис»

семье, своим собственным возможностям, а также на выявление ценностей, конфликтов, значимых переживаний ребенка

тические занятия на уроках этики и психологии семейной жизни. Курск: КП, 1990.-93 с.



Социально-

Индивидуаль-

— активизация по-



Психолог

психологи-

ное психоло-

зитивных устано-



Соц. пе-

ческая кор-

го-

вок, мотивов,



дагог

рекция

педагогиче-

ценностей у ре-





эмоцио-

ское

бенка;





нально-

консультиро-

преодоление





волевой,

вание

чувства неуверен-





личностной



ности в себе;





сфер ребенка










Тренинг лич-

Формирование

Лютова Е.К.,

Психолог



ностного рос-

адекватной само-

Монина Г.П.

Соц. пе-



та

оценки

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) СПб.: Речь, 2003.-98 с.

дагог



Тренинг ком-

Развитие чувства

Асмолов А.г.

Психолог



муникативных

сотрудничества,

Тренинг об-

Соц. пе-



умений

снятие напряже-

щения с

дагог



Упражнения: «Ваятель», с.96;

«Поменяться местами», с.96;

«Скалолаз», с.96; «Чемодан», с. 152; «Построение в круг», с.90

ния

подростками. — М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2005.-215с.




Аутогенная

Снижение уровня

Истратова,

Психолог



тренировка

тревожности

О.Н. Практи-

Соц. пе-



«Мой огонек»; «Разговор с собой», с. 75



кум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. -349 с.

дагог


Игротерапия

Снижение уровня

Романова

Психолог



Игры:

агрессии и преодо-

А.А. Игро-

Соц. пе-



— «Что случи-

ление эмоциональ-

терапия: как

дагог



лось?», с.37;

«Кто есть кто», с.38;

-«Ты диктуй, а я буду пи сать о том, что случилось», с.39;

-«Зло ищу, пальцем по кажу», с.40

ных расстройств

преодолеть агрессивность у детей (диагностические и коррекцион-ные методики). М.: Школьная пресса, 2003. -48 с.





Метод ком-

Выявление осо-

Овчарова

Психолог



плексной эс-

бенностей се-

Р.В. Спра-

Соц. педа-



пресс-

мейного воспи-

вочная кни-

гог



диагностики

тания и отно-

га социаль-





родителей

шения родителей к детям

ного педагога. — М..-ТЦ Сфера, 2005. -480 с.



Коррекция

Индивидуаль-

Преодоление



Психолог

детско-

ное психолого-'

затруднитель-



Соц. педа-

родительских

педагогиче-

ных психоло-



гог

отношений

ское консультирование родителей

гических ситуаций в семье, во взаимоотношениях с ребенком






Педагогиче-

Расширение и

Овчарова

Соц. педа-



ское поруче-

восстановление

Р.В. Спра-

гог



ние (творче-

воспитательно-

вочная кни-

Классный



ское домашнее

го потенциала

га социаль-

руководи-



задание для

неполной се-

ного педаго-

тель



родителей) на тему «новые семейные традиции»

мьи

га. — М.: ТЦ Сфера, 2005. -480 с.



Образователь-

Семейные лек-

повышение

Целуйко

Соц. педа-

ное

тории

психолого-

В.М. Пси-

гог



Тема «Виды

педагогической

хология не-





нарушений

культуры роди-

благополуч-





семейного воспитания и характер ребенка»

телей

ной семьи: Книга для педагогов и родителей. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС.2004









.-272 с.





Арттерапия

Снижение

уровня

Копытин

Психолог



Изобразитель-

агрессии

и тре-

А.И. Основы

Соц. пе-



ная деятельность в сочетании с движением и танцем:

-«Ведущий и ведомый»;

-«Тактильное знакомство»;

-«Эмоции»;

«Рисунок жестов»;

-«Танец», с. 250

вожности



арт-терапии. СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 256 с.

дагог



Таблица 2. Социально-педагогическая поддержка родителей

Направление

Формы и мето-

Ожидаемый

Методиче-

Службы

деятельности

ды работы

результат

ское обеспечение

сопровождения

Организаци-

Встреча с ро-

Ознакомление с



Соц. педа-

онное

дителями

целями работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу



гог

Классный руководитель

Диагностиче-

Социальная

Сбор сведений

Рабочая тет-

Соц. педа-

ское

паспортизация

об условиях

радь соци-

гог



семей

жизни, разви-

ального пе-

Классный



(Приложение

тия и

дагога.

руководи-



2)

воспитания ребенка

Сост.

Г.С.Семенов. Под ред. Л.В. Кузнецовой — М.: Школьная пресса,

тель



Практикум для

родителей

«Психологи-

повышение психолого-педагогической

Ахметшина В.А. Психо-лого-

Психолог Соц. педагог



ческая под-

культуры роди-

педагогиче-





держка в семье» (приложение 3)

телей

ские аспекты работы с родителя-ми//Классны й руководитель. — 2007 — №1. _ С. 65-73





Таблица 3. Взаимодействие с педагогическим коллективом по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей

Направление

Формы и ме-

Ожидаемый

Методиче-

Службы со-

деятельности

тоды работы

результат

ское

обеспечение

провождения

Консультативно-

Учебно-

Просвещение

Психоло-

Соц. педа-

методическое

методический

педагогическо-

гия роди-

гог



семинар по проблеме: « Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающиеся в неполных семьях» на методическом объединении классных руководителей

го коллектива

тельства: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. 368 с.

Психолог


Консульта-

Прописывание



Психолог



ция классных

индивидуаль-



Соц. педа-



руководителей по выбо-

ной работы с детьми и роди-



гог



ру и внедрению опти-

телями в вос-питателыю-







мальных методов и форм работы с

детьми и родителями в воспитательной работе с

классом

образовательных планах классных руководителей






Организация

Помощь и



Соц. педа-



деятельности с психологом школы

взаимодействие в проведение диагностики, коррекции, консультирования



гог



Апробирование программы по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей показала следующие результаты.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Результаты сравнительного исследования уровня тревожности

Имя ребенка

Первичная диагностика

Вторичная диагностика

Евгений Е.

высокий

высокий

Алексей X.

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Ср. уровень с тенденцией к низкой

Ксюша А.

высокий

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Кристина М.

высокий

Ср. уровень с тенденцией к низкой

Анатолий Г.

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Ср. уровень с тенденцией к низкой

Коля Ж.

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Ср. уровень с тенденцией к низкой

Дима Ш.

Ср. уровень с тенденцией к низкой

низкий

Михаил В.

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Антон С.

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Ср. уровень с тенденцией к высокой

Света Ш.

Ср. уровень с тен-

Ср. уровень с тенден-



денцией к высокой

цией к низкой

Костя Г.

Результаты исследования

Ср. уровень с тенденцией



не достоверны

к низкой

Антон В.

Ср. уровень с тен-

Ср. уровень с тенденцией



денцией к высокой

к высокой

Василий К.

Результаты исследования

Ср. уровень с тенденцией



не достоверны

к низкой

Анна М.

Ср. уровень с тенденцией к низкой

низкий

Артем 3.

высокий

высокий

Ксения А.

Ср. уровень с тенденцией к низкой

низкий






Гистограмма 1 Сравнительные результаты исследования уровня тревожности
Вторичная диагностика показала следующие результаты: высокий уровень тревожности составил 12%, средний уровень с тенденцией к высокой — 25%, средний уровень с тенденцией к низкой — 44%, низкий -19%. Таким образом, сравнительный анализ показал, что при первичной диагностике высокий уровень тревожности и средний уровень с тенденцией к высокой в сумме составлял 78%. Вторичная диагностика показала снижение уровня тревожности, где высокий уровень составил 37%.
Сравнительные результаты исследования уровня агрессии

Имя ребенка

Первичная диагностика

Вторичная диагностика


Оценка агрессивности

Оценка враждебности

Оценка агрессивности

Оценка враждебности

Маша А.

256 (норма)

156 (вые.)

256 (норма)

76 (норма)

Света К

206 (норма)

136 (вые.)

206 (норма)

126 (вые.)

ЖеняФ

326 (вые.)

136 (вые.)

256 (норма)

96 (вые.)

Настя Б.

306 (вые.)

126 (вые.)

286 (вые.)

96 (норма)

Наташа П.

256 (норма)

56 (норма)

206 (норма)

66 (норма)

Сергей Г.

206 (норма)

96 (норма)

216 (норма)

76 (норма)

Михаил В.

256 норма)

96 (норма)

206 (норма)

76 (норма)

Максим О.

126 (низк.)

116 (норма)

126 (низк.)

66 (норма)

Владимир П.

236 (норма)

106 (норма)

216 (норма)

76 (норма)

Людмила Ш.

216 (норма)

96 (норма)

216 (норма)

76 (норма)

Костя Г.

136 (низк.)

76 (норма)

136 (низк.)

66 (норма)

Антон В.

306 (вые.)

76 (норма)

236 (норма)

76 (норма)

Василий К.

96 (низк.)

66(норма)

96(низк.)

66(норма)

Анна М.

76 (низк.)

96(норма)

76 (низк.)

66(норма)

Артем 3.

266(вые.)

146 (вые.)

216 (вые.)

146 (вые.)

Ксения А.

356 (вые.)

96(норма)

256 (норма)

96(норма)
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.