Реферат по предмету "Педагогика"


Информатизация учебного процесса

Якутский Государственный Университет 
Институт Математики и Информатики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Информатизация учебного процесса»
Выполнил: студент 3 курса ЯГУ ИМИ
гр. ИНФ-00 Федотов Кэскил
проверил:
Якутск 2003 г.СОДЕРЖАНИЕ
1.    ВВЕДЕНИЕ
                   Информационная культура, цивилизация,общество
2.    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.2                    Проблема информатизации учебного процесса и школ.
2.3                    Результаты исследования школ
2.4                    Слово о классно-урочной модели использованиякомпьютера
2.5                    Проектно-групповая и индивидуальная модели взаимодействиякомпьютера и учащихся
3.    Заключительное слово
1.
1.1Вся обозримая история человечествахарактеризуется сменой государств, империй, цивилизаций; сменой способовпроизводства и орудий труда, культур, технологий и систем образования; использованиемраз­личных видов энергии и средств коммуникации.
XX век, в особенности его вторая половина, прошел под знакомнаучно-технической революции — коренных изменений и преоб­разований способовпроизводства на основе превращения достижений науки в ведущий фактор развитияобщественного производства, в непо­средственную производительную силу.
Современная стадия научно-технической революции отличаетсятем, что, во-первых, техноло­гия переработки естественных материаловдополнилась технологиями соз­дания принципиально новых материалов наатомно-молекулярном уров­не, когда осуществляется опора на практическоеиспользование законов атомной и ядерной физики, квантовой механики ирелятивистской меха­ники, законов молекулярной генетики, оптоэлектроники,нанотехнологий, информологии и др., т. е. опора на представления, концепции,теории и законы, составляющие преимущественно квантово-полевую картину мира.Во-вторых, если главной отраслью в начальной стадии научно-техническойреволюции опре­делялось машиностроение, автоматизированное на базе микроэлектро­никии вычислительной техники, то теперь это сама микроэлектроника и вычислительнаятехника во всех ее разновидностях: компьютеры, ком­пьютерные сети и системы,глобальные международные сети и другие средства информатики, телематики и теленетики.В-третьих, резко воз­росла информатизация общества, появились индустрияинформатики, но­вые информационные технологии. В-четвертых, произошлаинтеграция науки и производства, наука стала непосредственной производительнойсилой, а в информационной парадигме она ныне рассматривается как системанакопления, хранения и переработки информации, ее ана­лиза с выработкой норм иправил отбора; как система создания ме­тодик и методологиймоделирования. Наука ныне рассматривается как одна из коммуникативныхсистем и моделей.
Сразвитием науки, технологий развивается интеллект, растет энер­говооруженность,повышается уровень информационного обмена меж­ду людьми. Человек отличается отсвоих предшественников прямой по-: ходкой, творческим интеллектом, позволяющимсоздавать все более и
болеесовершенные орудия физического и умственного труда, знако­вой и устной речью,письмом и печатью (рис. 1) и, наконец, вооруже­нием электронно-вычислительнойтехникой, выходами из реально­го мира в миры виртуальные с помощью книг икомпьютеров (рис. 2).

Рис. 2. Развитие цивилизаций и информации (вне масштаба)
Рис. 1. Периодизация развития человеческого общества (по В.А. Забакову). Сколичественной стороны функционирующая в человеческом сооб­ществе информациярастет экспоненциально, со скачками (см. рис. 2), что связано с появлением всеболее и более новых способов распро­странения и хранения информации. Так,например, английский ученый Д. Робертсон полагает,что в истории было три крупнейшие информа­ционные революции: возникновениеречи, письменности и книгопечата­ния. Возникновение языка ассоциируется сзарождением человечества, как такового, возникновение письма — с истокамицивилизации, а раз­витие печатного дела — с началом современной цивилизации.
Цивилизацияи есть информация. Большинство факторов, характери­зующих цивилизацию, — этикаи законы технологии, философия и ре­лигия, литература и искусство суть не чтоиное, как формы информа­ции.
Языкотличает человека от предшествующих млекопитающих, пись­менность вывелачеловечество из варварства, печатное дело определи­ло решающие для современнойцивилизации события в позднем Воз­рождении (революция Коперника, открытиеНового Света, Реформация).
Информационный взрывопределяется увеличением объема инфор­мации надва и более порядка от исходной величины.
Общийобъем (оценка по Д. Робертсону) информации наразличных
уровняхцивилизации следующий:
предъязыковойуровень — 107    бит;
языковойуровень — 109 бит;
письменныйуровень — 1011 бит;
печатныйуровень —  1017 бит;
компьютерныйуровень — 1025 бит.
Согласнооценкам, одна буква 26-значного алфавита содержит не­сколько меньше пяти бит информации.
Наязыковом уровне каждый индивид обладает собственной памя­тью, информациейсвоего селения, клана или племени, т. е. информа­цией, в 50—1000 раз большей,чем на предъязыковом уровне. На пись­менном уровне прибавляется информация,содержащаяся в рукописях манускриптах. На печатном уровне прибавляются сотнибиблиотек. Ут­верждается, что среди ученых Г. Лейбниц был последним, кто могвос­принять и уяснить всю информацию своего времени. Уже в 1950 г. толь­ко вСША ежегодно выходило 10 000 новых книг, содержащих в сред­нем 10 бит, безучета периодических изданий. Появление Интернета современный итальянскийписатель, один из основателей семиотики, Умберто Эко ставит в один ряд с книгопечатанием по его влиянию нацивилизацию.
Вприведенные количественные оценки объема информации современная информационнаядействительность вносит свои коррективы. На­пример, физик-эколог В. Г. Горшковоценивает верхний предел запаса культурной информации современности величинойпорядка 10 бит — произведение числа людей на Земле (6-10 человек) на запасинформа­ции памяти каждого человека (6-10 бит). Объем памяти современныхкомпьютеров имеет порядок 109 бит и примерно совпадает с запас
Кпоследовательности Д. Робертсона следует,по-видимому, доба­вить еще один современный этап — этап лавинообразногонарастания мощности глобальных компьютерных сетей, глобально-космическихсредств телекоммуникаций, т. е. таких компонентов глобальных инфор­мационныхсредств, как телематика и теленетика,которые породили но­вые, самые последние научно-технические отраслиинформологии и при­вели к появлению нового виртуального мира человека — киберпространства.
Возможностиусвоения информационных потоков компьютерами в миллион раз превосходятвозможности людей. При этом уникальная ин­формация культуры содержится в умахспециалистов-профессионалов, составляющих примерно 1% от всего населения Земли.
Цивилизациисменяют одна другую не только по причине скачкооб­разного роста количествациркулирующей в обществе информации (за­паса культурной информации), но и врезультате изменения интеллек­та, миропонимания и менталитета, стиля мышления,сознания. Сущест­вует несколько типологий сознания людей, приведших кпостроению информационного общества.
Нынепринято выделять технологический и экологический типы созна­ния при необходимойсмене первого вторым. Эта проблема тесно смы­кается с проблемой гуманизма и гуманитаризации, сохранения биосфе­ры Земли, с однойстороны, и с проблемой технократизма как стиля мышления — с другой.
Внесениев школу идей технологизации учебно-воспитательногопро­цесса сводится по форме к переработке «сырья» в «конечный продукт»,  однако педагог должен понять и осознатьпроцесс, поставить задачу, описать алгоритм ее решения, составитьпрограммы на естественном и формальном (алгоритмическом) языках, т. е. решитьзадачу-проблему учебно-воспитательного процесса.
Задача — это модель проблемы.По сути своей вся жизнь человекацель его деятельности есть адаптация к среде, к обществу: постановка иизучение, выявление и решение мелких и крупных, личных и общественных, семейныхи производственных проблем, т. е. задач, воз­никающих во взаимоотношенияхчеловека и природы, людей между со­бой, стран, коллективов, народов.
Традиционнов информатике понятие «задача» подразумевает пре­образование (обработку)информации, систему информационных про­цессов, несогласование которых или противоречиемежду которыми тре­бует их переустройства. В современных условиях в большинствеслуча­ев задача сводится к разработке и исследованию информационных моделейразвития науки и решения проблем самой науки, общества, природы, а такжепредвидению глобальных опасностей развития техни­ки и связанных с нимэкологических катастроф.
Вэтом смысле информационная культура требует отхода от тех­нократизма в развитиимышления обучаемых при использовании компьютера.
Технократизмкак форма мышления порожден иллюзиями успехов на­учно-техническогопрогресса, иллюзиями потому, что всякий рост, про­гресс, развитие в окружающемнас мире способствуют, с одной сторо­ны, возрастанию материальных благ,развитию культурных ценностей, бес­прецедентным достижениям науки и техники, ас другой — загрязнению среды, истощению мировых ресурсов, угрозе ядернойкатастрофы, мас­совым химическим поражениям, эпидемиям невиданных болезней и т.д.
Современнаяцивилизация в форме научно-технического прогресса подводит мир в его развитии кнепредсказуемой по времени и послед­ствиям точке бифуркации со случайнымвыбором траектории дальней­шего развития, к новому процветанию или к гибелисовременной циви­лизации, а то и всей Земли, биоты наней. Эти обстоятельства выдвига­ют проблему использования закона техногуманитариого баланса: обще­ство живетнормально до тех пор, пока его технологии уравнивают­ся адекватными силамисдерживания.
Представленияо содержании и смысле культуры сливаются с пред­ставлениями об инвайроментальной экологии. Еще в 60—70-х гг.фран­цузский ученый Ф. Сен-Марк писал: «Отнять упланеты природу — зна­чит отнять у нее культуру». По мнению ученого, жизненнаясреда может предложить человеку три категории нематериальных благ:биологическую, художественную, научную. Человек же обращается с ними весьманебрежно. А по всей совокупности «человечество столь близко бездне, что емунеобходимо под страхом исчезновения в ней отве­ть за каждый шаг на своем пути».В решении задач исчезновения причин страха большая роль принадлежит педагогам иработникам образования  — ученым,познающим не только законы природы, но и законы образования в информационномобществе, передающим эти за­коны школьникам.
Чтобыосмыслить и построить картину мира, человек должен принять от Вселеннойсовокупность сигналов, преобразовать, проанализировать и упорядочить их,выстроить в определенной системе миропонимания в соответствующей парадигме ипо принятым методолого-гносеологическимпринципам. Он, обмениваясь с природой сигналами, всту­пая с ней винформационные связи, ведет непрерывный диалог в систе­ме «человек—природа»,«человек—Космос».
Освоениеинформационной картины мира человеком дает ему возможность, как уже указы­валосьвыше, ориентироваться в меняющемся мире, в окружающем его информационномпространстве и личной информационной сфере, по возможности сознательно формируяэту сферу и через нее же влияя на социально-политическую, экономическую,экологическую и инфор­мационную структуры природы и общества.
Пониманиеинформационной картины мира, разумный анализ и использование информацион­ныхпотоков, прямых и обратных информационных связей (с целью адап­тации кокружающему миру и влияния на него) выступают необходи­мым компонентомсовременной не только информационной культуры, но и культуры вообще какколлективной памяти человечества: свода пра­вил поведения человека винформационном обществе, критерия уровня понимания и восприятия мира,адекватного определению человеком своего места в нем.
Информационная культуранепрерывно развивалась напротяжении всей истории человечества, а за последние несколько тысячелетийпрошла в своем развитии несколько периодов, связанных со способомраспространения информации (наскальный, рукописный, полиграфический иэлектронный).
Информационная культура директора и учителясвязана совладе­нием ими электронно-коммуникативными системами, средствами и тех­нологиямиобразования населения (ЭКСС и ТОН), обучения школьников (ЭКССТО), поискаинформации. Она может быть рассмотрена на трех уровнях. На информологически-методологическом уровне предполага­етсязнание научных основ инфоноосферной эдукологии и информаци­онной педагогики, а такжепедагогической информатики; понимание ро­ли социально-экономических,научно-технических, психолого-педагогиче­ских и физиолого-медицинских факторовиспользования ЭКССТО; срав­нительный анализ научно обоснованных моделейинформатизации шко­лы в стране и за рубежом. На теоретическом уровнетребуется зна­ние дидактических принципов компьютерно-информационногообучения, закономерностей функционирования информационной среды учения, во­просовлогического построения курсов основ информационного моде­лирования, основ теленетики. На прикладном уровне требуется форми­рованиепонятий, знаний, умений и навыков в области ЭКССТО; освое­ние конкретных новыхинформационных технологий обучения.
Понятие информационной грамотностивключает в себя следующиекомпоненты:
•знание системы услуг для получения текущей и ретроспективной информации ирегулярного обращения к ней, например к рефератив­ному журналу «Информатика», кмировой сети Интернет;
•способность оценить ценность, эффективность и надежность ин­формации,полученной из разных источников, для удовлетворения раз­личных информационныхпотребностей;
• владение основными навыками приобретения информации в авто­матизированныхсистемах и хранения собственной информации.
Информационная культура требует прежде всего отдиректора и от учащегося новых знаний и умений, особого стиля мышления,обеспечи­вающих им необходимую социальную адаптацию к переменам и гаран­тирующихдостойное место в информационном обществе. Она выпол­
отследующие функции: регулятивную, поскольку оказывает решаю­щевоздействие на всю деятельность, включая информационную; познавательную,так как непосредственно связана с исследовательской де­ятельностью субъекта иего обучением; коммуникативную, поскольку информационная культураявляется неотъемлемым элементом взаимосвязи людей; воспитательную, ибоинформационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры,овладении всеми накоп­ленными человечеством богатствами, формировании егоповедения.
Информационнаякультура тесно смыкается с коммуникационной культурой — культуройобщения, диалога в широком смысле этого сло­ва: диалога народов, человека счеловеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалогаписателя и читателя, актера и зрителя, обучаемого и обучающего и др. СергейАверинцев, которо­му присуждена итальянская премия «Диалог между культурами»,пола­гает: «Диалог — это то, что постоянно находится в опасности, но без чего насамом деле обойтись невозможно». (Известия, 21 января 2001 г.)
Культура ицивилизация относятся к полисемантическим многознач­ным понятиям; они строго неразличимы и сводятся к материальным благам и текстам, накопленнымнародами, странами, человечеством.
Когда-то М.Горький определил: «Культура — это наука и искусст­во, цивилизация — техника иэкономика». Информация в форме инфор­мационной культуры интегрирует культуру ицивилизацию, естествозна­ние и искусство, реальный мир и виртуальный. Вантичной гуманистиче­ской парадигме мир — это единство реального и духовногомиров, по­знание мира и умом и сердцем.
Образованиечерез передачу информации, достижение ее понима­ния и усвоение субъектомобразования — один из основных способов передачи культуры и развитияцивилизации. Настоящее образование все­гда гуманно и гуманитарно, каков бы нибыл набор учебных дисцип­лин, — все определяет учитель, его личность, опыт,совесть и страсть.
К основнымчертам информационной цивилизации относят следую­щие процессы:
•сокращение числа людей, занятых в промышленном производстве и сельскомхозяйстве;
•нарастание интенсификации информационного обеспечения произ­водства, чтоспособствует снижению потребностей в сырье, природе-сбережению и решениюэкологических проблем;
•внедрение наукоемких производств, что выдвигает в первые ряды даже малыегосударства;
•развитие в государстве взаимодействия пяти независимых ветвей власти:законодательной, исполнительной, судебной, власти интеллекта и властиинформации, причем две последние пронизывают все ветви;
•стремительное возрастание динамизма экономики;
•стирание старых границ между социальными категориями и воз­никновение новыхграниц между «быстрыми» и «медленными» эконо­миками;
•увеличение капитала, вкладываемого в образование и здравоохранение;
• рост успехов в охране природы.
Наиболееобщей концепцией информатизации в плане общественно-политическом исоциально-экономическом выступает концепция инфор­мационного общества.Ее создатели Д. Бенк, Б. Масуда,О. Тоффлер предполагают наличие беспроблемногообщества взаимодействия и кон­сенсуса, т. е. общества более высокого уровняпотребления, общест­ва всеобщего благоденствия, общества когнитариатаи информационной элиты, общества всеобщего образования и культуры. Этаконцепция на первый взгляд соответствует идее инфоноосферы, но встречает многовозражений, не так гладко, как хотелось бы, реализуется на практике и относитсяв плане построения и функционирования такого общества, скорее, к областисовременного мифотворчества. В реальности глобаль­ные сети распространениякультуры и знаний одновременно заняты «про­мывкой мозгов», ведениеминформационных войн, сочетанием инфор­мации с клеветой и дезинформацией,компьютерными преступлениями и порнографией.
Казалосьбы, на первый взгляд информационная цивилизация долж­на превратить всех людей втехнократов, вооруженных искусственным интеллектом. Но этот интеллект вооружаетпознавательные возможно­сти человека, его духовный мир. И любые образовательныесистемы или приобретают черты гуманитарных систем, формирующихся в усло­вияхнеопределенности и вооруженных информационными семантиче­скими моделями, илиперерастают в них полностью.
Гуманитарныесистемы обладают следующими основными свой­ствами:
•Гуманитарные системы создают системы моделей мира, неразделимо сочетающие всебе сознательный и бессознательный компоненты;
•любое состояние Гуманитарные системы определяется всем пройденным ею путем;
•изменение Гуманитарные системы определяется текущим состоянием и внешним окру­жением;
•язык Гуманитарные системы сочетает в себе (на основе принципа дополнительности)логическую и образную составляющие;
•тексты, порождаемые Гуманитарные системы, многозначны и зависят от контекста.
Информационныегуманитарные системы всегда будут направлены на формирование гуманистическиориентированных образовательных сис­тем и их субъектов.
Гуманизм— это принцип, а гуманитаризация и информатизация —средства реализации этого принципа.
Поэтомуинформационное общество мы определяем следующим образом: это историческая фазаразвития цивилизации, жизнь и деятель­ность человека в которой прежде всегосвязаны с созданием, переработкой и использованием информации. Информационноеобщество характеризуется основными признаками:
•широким распространением информационных технологий в материальном инематериальном производстве, в области науки и образо­вания;
•превращением информации в ресурс общества наряду с природными ресурсами;
•свободной циркуляцией информации в обществе;
•созданием наукоемких технологий на базе новых информационных технологий;
•формированием новых глобальных систем непрерывного дистанционного илокализованного образования с использованием сетевых ин­формационныхтехнологий.
Вдальнейшем, говоря «информационное общество», мы будем понимать информационнуюмодель такого общества, во все сферы и об­ласти жизни и деятельности членовкоторого включены средства телематики, теленетики и информатики в качестве орудийинтеллектуального труда, а также новые информационные технологии, в частностиобу­чения и самообразования, становления гуманизма, ориентированного на всеживое в мире и на весь мир в его целостности.
Информационная культуракак единая культура,наполненная информационным смыслом, — это не просто сложение различных культуp, это поиск общих сущностей вразных науках и культурах, интегрируемых учителями в информационную педагогику,и одновремен­но поиск новых сторон одной и той же сущности на путиинтегративного единства духовного и материального миров в построении еди­нойкартины мира.
2.
2.2В частности, учитывая все это, директора школ, учителя иособенно учителя информатики обязаны организовать информатизацию учебногопроцесса и мероприятий проводимых на базе школы.
Болеечем десятилетнее массовое внедрение компьютеров в среднюю школу так и непривело к ожидаемой информатизации учебного процесса. Причины этого сегодняочевидны. Основным местом организации рабочих мест учащихся был принят кабинетвычислительной техники. Основным предметом, который предусматриваетиспользование компьютеров, стал курс основ информатики и вычислительнойтехники. Таким образом, оказалось, что компьютеры главным образом используютсядля того, чтобы их изучали. Учитель информатики стал по совместительствуматериально ответственным лицом за кабинет вычислительной техники. В итогеинформатизация учебного процесса с помощью компьютеров замкнулась в кабинетевычислительной техники в рамках одного учебного предмета.
Начинаяс 1985 года комплекты вычислительной техники для оборудования кабинетовинформатики в школы поставлялись централизованно. Каждая такая школа сталаперед необходимостью приема на работу учителя информатики. Поскольку массоваяподготовка учителей этого профиля запаздывала, наиболее естественной ивероятной стала переквалификация инженеров-программистов и учителей математикив учителей информатики.
2.3Проведенные мною исследования школ на степеньинформатизации, большинство из них оставляют желать лучшего. Было исследованодва вида городских (обычная и специальная) школ и сельская школа.
Насегодняшний день в нашей республике большинство школ оснащены хотя бы однимкомплектом компьютерного класса и доступом в интернет, но в большинствегородских школ из-за нехватки компьютеров использование компьютерного классадругими учителями для проведения занятий невозможна.
Ачто касается сельских школ, этот вопрос ставит другие проблемы. Такие как:неграмотность учителей в использовании компьютера, нехватка пакетов обучающихпрограмм, низкий уровень преподавания информатики, как для учащихся, так и для  учителей.
Учащиесядолжны встречаться с компьютером не только на уроках информатики, но и в другихсферах учебной деятельности. Только тогда будет интерес, навык, грамотность,… виспользовании компьютера не, как объекта изучения, но и как хорошегоинструмента в жизни и деятельности человека.
Поройиз-за отсутствия преподавателя уроки информатики вовсе не проводятся. Такиечерты особенно характерны для школ отдаленных улусов.
Вэтом плане более хорошо себя чувствуют коммерческие школы. Учитываятруднодоступность таких школ для большинства населения, перед педагогами иобразованием республики в целом стоит большая проблема которая может статьбольшим препятствием в информатизации всей республики.
Однойиз главных причин такой картины является нехватка специалистов способных датьтолчок, в освоении новых информационных технологий не говоря уже и о развитии.
Нижеприводится таблица результатов исследований школ на степень информатизации последующим категориям:
·        Количество ПК
·        Наличие внутришкольной сети
·        Наличие связи с Интернет
·        Начало изучение предмета «Информатики»
·        Использование ПК в изучении др. предметов
·        Использование ПК в организации и проведениимероприятий
·        Грамотность виспользование учителями ПК
Название школы на примере которых рассматриваются виды школ
Количество ПК
Наличие внутришкольной сети
Наличие связи с Интернет
Начало изучение предмета «Информатики»
Использование ПК в изучении предметов
Использование ПК в организации и проведении мероприятий
Грамотность в использования учителями ПК
школа-гимназия №26
20
+
+
5 класс
23%
30%
45%
Национальная гимназия
20
+
+
1 класс
61%
75%
50% Октемский лицей
(Октемская школа-гимназия)
15
-
+
1 класс
61%
85%
35%
2.4Таким образом, в настоящее время типичной является ситуация,при которой основным единственным учителем в школе, умеющим пользоватьсякомпьютером и знающим, как его использовать, является учитель информатики.Поскольку все компьютеры сосредоточены в кабинете вычислительной техники, тоиспользуются они в основном на уроках информатики. Если школа приобретает программыдля использования компьютеров при изучении других предметов, то возможно редкоепроведение таких уроков в кабинете вычислительной техники, естественно принепосредственном участии учителя информатики, как единственного учителя,способного запустить эти программы на компьютерах. Такая модель использованиякомпьютера в школе получила название классно-урочной.
Трудноожидать в обозримом будущем, что школы смогут оборудовать компьютерами каждоерабочее место учащихся. Это не реально еще и потому, что ни учителя, нипроизводители образовательных программ сегодня не в состоянии предложитьучащимся постоянную содержательную работу за компьютером хотя бы по некоторымучебным предметам, кроме основ информатики. Это относится не ко всем школам, нок значительному большинству из них.
По-видимому,классно-урочная модель использования компьютера достигла предела своихвозможностей. Следовательно, задача информатизации учебного процесса должнарешаться другими способами.
2.5В качестве набора таких способов рекомендуется использоватьдругие методологические и организационные модели учебного взаимодействияучащихся с информационными технологиями. В принципе могут применяться следующиеметодологические модели использования информационных технологий в компьютерныхприложениях.
Модельизучения (1). Эта модель предназначена для изучения, освоения компьютера,пользовательского интерфейса, программы. Происходит освоение инструмента,орудия труда. Модель характеризуется непосредственным общением с компьютером сцелью последовательного выполнения действий и проверки правильности реакциипрограммного обеспечения. Модель имеет вспомогательное значение какподготовительный этап, обеспечивающий возможность реализации других моделейиспользования компьютера. В подавляющем большинстве случаев в школе покаиспользуется в основном эта модель.
Модельсуществования (2). В последние годы все большее практическое значениеприобретают программные средства, реализующие некоторые искусственные средыметодом моделирования (simulation) или созданиемвиртуальной реальности. Используются также средства мультимедиа. При этомпользователь такого программного средства (в нашем случае — учащийся)воспринимает эту искусственную среду как реальность, в которой он некотороевремя существует. Назначение таких программных средств может быть различным.Наиболее часто эта модель реализуется в компьютерных играх, тренажерах. Другимпримером использования может быть использование сети Интернет, некоторыеприложения которой позволяют реализовывать коллективную модель существования вискусственных средах.
Модельсуществования имеет большое значение, поскольку обладает наибольшим по силевоздействием на пользователя. Реализуется модель при непосредственном общениипользователя с компьютером. В качестве одного из вариантов учебного применениямогут быть использованы созидательные игры, реализующие макроэкономические исоциальные модели (например, SimCity, MotorCity, Civilization, Simsи другие).
Модельуправления собственной информацией (3). Эта модель реализуется, когда врезультате работы с компьютером пользователь накапливает некоторые материалы,требующие специального внимания в смысле организации хранения, обновления ит.д. Это самостоятельная работа, для выполнения которой требуются персональныересурсы долговременной памяти. В простейшем варианте модель управлениясобственной информацией реализуется при создании учащимися собственныхподкаталогов с результатами своей деятельности: текстов, графиков, таблиц ит.п.
Модельуправления технологическим процессом (4). Это модель использования компьютера вкачестве интеллектуального интерфейса между управляемым процессом и оператором.Что касается учебного процесса, то эта модель может использоваться прикомпьютеризованном управлении физическими или химическими опытами. Существуютнаработки по управлению физическими параметрами в классной комнате, такими кактемпература, влажность, освещенность и другие. Они могут быть включены вучебный процесс при изучении таких дисциплин как физика, география,природоведение и другие.
Модельтворчества (5). При достаточном овладении компьютером как инструментом (модельизучения) учащийся может быть поставлен в ситуацию творчества. Компьютер взначительной степени снижает трудоемкость написания сочинений, позволяетоформить создаваемые тексты с высоким полиграфическим качеством. Созданиекомпьютерных рисунков и программирование также можно рассматривать кактворчество. Процесс творчества требует специальной творческой атмосферы,которой трудно добиться на уроке, тем более в ситуации, когда количествокомпьютеров ограничено и все учащиеся должны делать одно и то же.
Модельобщения (6). Современные компьютерные сети реализуют функцию передачи сообщениймежду их пользователями. Возможности эти таковы, что в последние годы онипревратились в значимый элемент человеческой культуры, который не может бытьреализован другими средствами передачи сообщений на расстояние (почта, телефон,телеграф, факс). В компьютерных сетях наравне с простым общением на бытовомуровне могут быть реализованы образовательные проекты, содержащие наряду сматериалами учебного назначения также и специфические для телекоммуникацийэлементы мотивации учащихся. Эти средства позволяют также осуществлятьдистанционное обучение с реализацией метафоры виртуальной классной комнаты.
Модельпросмотра (browsing, surfing)(7). Учащийся, искушенный в использовании компьютера, обычно начинаетзнакомство с другим экземпляром компьютера не с реализации поставленной передним задачи, а с того, чтобы узнать с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.