Таможенная политика нашей страны имеет свою историю, свои характерные этапы развития. Если в 20-х - начале 30-х годов Советский Союзпроводил активную таможенную политику сцелью увязки внутреннихцен с мировыми, то в дальнейшем она перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, поскольку таможенные пошлины на импортируемые товары покрывались из госбюджетаи не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок.
Важными элементами активнойтаможенной политики СССР в 20-е годы явились таможенные тарифы 1922, 1924 и 1927гг которые не только защищали советскую промышленность от конкуренциииностранных товаров, но и стимулировалиразвитие советского экспорта за счет снижения илиотмены вывозной пошлины на значительную часть товаров. Таможенные тарифы1930,1961 и 1981 гг которыедействовали в период командно-административного управления внешнеэкономическими связями, оказались по сути рутинными правовыми актами.
Так,таможенный тариф 1981 г. не являлся и не мог являться по рядупричин инструментом экономического регулирования внешнеэкономической деятельности. Указанный тариф насчитывал всего триста с небольшим позиций, в то время как в таможенных тарифах большинства промышленно развитых стран число отдельных товарных позиций, подпозиций и т.д. насчитывает от 5 до 7 тысяч, а в тарифах таких стран, как США и Япония - 10 - 12 тысяч. Тарифу образца 1981 г. было присуще несоответствиеуровня таможенных пошлин
ценам на товары ,сложившимся навнутреннем и внешних рынках. Так, набольшинство видов машин и оборудованияминимальные ставки составляли только 5-10 на топливо - 10-12 , металлы -до 15 , химические продукты -5-10 . И, наконец, действовавший порядокисчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие таможенная пошлина было подменено термином таможенные доходы , в результате чего организации,
импортирующиетовары, перечисляли в бюджет не пошлину,а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления отнепосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных методов управленияэтой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономическихсвязей, вовлечения в экспортно-импортные операции практически
всех предприятий,организаций, совместных предприятий и производственных кооперативов требуетсяразработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенноготарифа, которые бы учитывали изменения,происходящие в этой важной сфере хозяйственной деятельности.Таможеннаяполитика России определяется высшими органами государственной власти иуправления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства.
Целями таможенной политики России являются а интеграция хозяйствастраны в мировую экономику б защитаи стимулирование экономического развития России в создание условий дляфункционирования российского рынка и рынка стран СНГ г укрепление торгового иплатежного баланса страны д рост доходовгосударственного бюджета е упрочениеторгово-политических позиций России ж противодействиедискриминационным акциям иностранных государств и их союзов з расширение культурных иинформационных обменов между
Россией и зарубежными странами, контактов междулюдьми и охрана жизни и здоровьячеловека, животных и растений, сохранение окружающей среды к защита государственной иобщественной безопасности л защита прав и законныхинтересов граждан, предприятий, объ единенийи организаций, культурного и исторического наследия народов России. Таможенныйтариф Россиипостроен на базе Товарной номенклатурывнешнеэкономическойдеятельно сти
ТН ВЭД , представляющей собой российский вариант Номенклатуры Гармонизированной системы. Согласноструктуре ТН ВЭД каждый товар имеет свой отличительный 9-ти значный код, позволяющий точно идентифицировать этот товар. На базе данных, содержащихся и ТН ВЭД,работает таможенная статистика, оформляется вся товаросопроводительнаядокументация, в том числе и грузовая таможенная декларация.Переход на эту системусопряжен со значительными трудностями,
так как надо не просто ознакомить всехзаинтересованных в ее применении, а научиться пользоваться ТН ВЭД. Не вполне ясно, сколько человек в этой связипредстоит обучить пользованию ТН ВЭД. Их количество, по имеющимся оценкам,составит десятки тысяч человек. Для сравнения, во Франции при переходе на Гармонизированную систему обучили 35 тысяч человек, в США- 50 тысяч. Американцы, переходя снациональной системы на
Гармонизированную, затратили на обучение 2,5 года. Отличительной особенностью таможенноготарифа России является наличие таможенных пошлин на отдельные товары , вывозимые с территории Российской Федерации. Перечень товаров, облагаемых вывозной пошлиной, а также размеры взимаемойпошлины часто изменяются по распоряжению Правительства России с цельюоперативного реагирования на изменение ситуации внутри страны
и за рубежом. В течениепоследнего десятилетия таможенное регулирование импортных операций претерпело серьезные изменения. С 15 января 1992в соответствии с ПостановлениемПравительства РФ 32 О таможенныхпошлинах на импортные товары былоотменено взимание пошлин и других сборов, кроме платы за таможенные процедуры, при ввозе товаров на территорию России. Такой шаг мотивировалсянеобходимостью создания условия для насыщения потребительского рынка
и перехода на экономические методы регулирования ввоза товаров встрану, что предусматривало разработку ивведение новых таможенных пошлин к 1 апреля 1992 г. Однако на практике эторешение Правительства не было осуществлено в намеченный срок и ввозимыев Россию товары зарубежного производства не облагалисьпошлинами в течение почти полугода. Столь длительный период, потребовавшийся для подготовки импортного таможенного тарифа, объясняется
рядом причин, в числекоторых необходимо особо отметитьсложность определения оптимальных размеров ввозных пошлин, которые бы, с одной стороны,обеспечивали интересы российских производителей товаров и приносилисущественный доход государству, а сдругой стороны, не привели к значительному сокращению поставок товаров в Россию, вызывая тем самым очереднойдефицит тех или иных товаров навнутреннем рынке страны. В настоящее время деятельность таможенныхорганов в
России развивается стремительными темпами. Реализующаяся в 1997 годупод руководством Минэкономики Комплексная программа развития таможенной службыРоссии в первую очередь затронет, конечно же, российский Таможенный комитет.Однако программа настолько обширна, что ее можно расценивать как формуреорганизации всей российской внешней торговли в целом.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |