§ 1. Психологические основы индивидуального подхода к
педагогически запущенным учащимся.
1.1. Психологическое своеобразие педагогически запущенных подростков.
Глубокое и всестороннезнание психологии учащихся — одно из важнейших условий эффективности ихобучения и воспитания.
Большинство преподавателей школы неплохопсихологии своих учащихся, в психологии так называемого переходного, подростковоговозраста. К сожалению, это нельзя сказать о знании и понимании имипсихологического своеобразия педагогически запущенных. Хотя это своеобразиесовершенно определенно установлено психологической наукой, сделано пока не всев этой области. Тем не менее, факты, которыми располагает современнаяпсихология и сформулированные на их основании выводы, достаточно серьезны, иони должны быть известны практическим работникам.
Психологические особенностипедагогически запущенных подростков обусловлены, главным образом, особенностямиих жизни и воспитания.
Субъективной,психологической основой неправильного или, как теперь иногда говорят,отклоняющегося проведения, являются, прежде всего, недостатки нравственно — волевого развития личности. Нравственно воспитанный человек должен знатьтребования морали, уметь их выполнять, и обладать такими чертами характера,которые обеспечат целеустремленное решение задач нравственного поведения ипреодоление нередких в жизни трудных ситуаций.
Обеспечить только познавательную сторонунравственного воспитания (нравственное просвещение) — значит дать человеку необходимыезнания, но оставить его беспомощным в решении многообразных и сложнейшихжизненных задач. При формировании волевых черт личности надо обеспечитьвоспитание активности или энергии характера, его организованности, стойкости(выносливости), терпеливости, настойчивости, не допуская проявлений упрямства,наконец, сделать человека мужественным.
Личность формируется всложнейшей системе отношений. Будучи отраженными и обобщенными в сознании, онипереходят в собственное отношение человека к действительности, становятся существеннойсоставной частью его самосознания и способности к самооценке. А это значит,что неправильное отношение человека к действительности, к другим людямвозникает вследствие каких — то недостатков или прямых социально — психологических дефектов общения. Поэтому приступая к работе с педагогическизапущенных подростком, надо, прежде всего, разобраться в системе егосубъективных (его отношение к окружающему) и объективных (особенности еговзаимосвязей с людьми) отношений.
Особенности сферы личногообщения педагогически запущенных подростков часто определяются и их отношениемк людям, одной из ярких черт которого являются недоверие и недоброжелательноеотношение к взрослым, в том числе и к учителям.
Подросток еще очень юн.Жизненный, социальный опыт у него мал. Он не умеет глубоко разбираться в людях,всесторонне оценивать их поступки и поведение в целом. Отдельные люди не одинраз его обидели. Он делает вывод: все люди такие! И пройдет немало времени,пока он не обретет веру во взрослых, в их справедливое и доброжелательноеотношение к ребятам.
Однако потребность вобщении с взрослыми у большинства педагогически запущенных учащихся есть. И неко всем без исключения взрослым они относятся отрицательно.
Два основных условия в аспекте сказанного определяют успех работы спедагогически запущенными подростками: организация дружеских, доверительных,теплых взаимоотношений с взрослыми людьми ивключение подростка в разностороннюю и содержательную жизнь коллективаровесников.
Позиция отверженного вздоровом ученическом коллективе, неправильные взаимоотношения с взрослымитолкают трудного подростка к объединению с «себе подобными». В социальномвакууме подросток находиться не может.
Отсутствиеположительных связей с взрослыми приводит к тому, что часть трудных подростковпопадает под влияние аморальных взрослых, даже преступников. Так, 40%групповых преступлений несовершеннолетних совершается при участии взрослых.
Вообще, как показываютсоциальные исследования, групповая преступность в значительной мере свойственнамолодежным контингентам.
В объединениях ровесниковпедагогически запущенные подростки играют разные социальные роли. Один можетбыть руководителем, вожаком группы. Другой — равным всем остальным. Третийподчиненным, исполнителем. Четвертый не играет никакой роли: его не замечают,игнорируют, а то и откровенно презирают.
Влияние соответствующейгруппировки на подростка в немалой мере зависит от роли, которую он в этойгруппировке играет. Если он чувствует себя «своим», испытывает определенныйпсихологический комфорт, влияние оказывается максимальным. Стремление уйти отгруппы значительно ослабляет ее влияние. Подросток может, наконец, на какое — то время подчиниться группе, как бы принять ее требования, приспособиться, ноесли это сделано из страха, из боязни, например, физической расправы, он непримет установок группы, ее морали и порвет с ней при первой возможности.
Исходя из всего этого, ясно, насколько важно знать связи педагогическизапущенных подростков и их социальную роль в различных группировках. Неудачи в учении, многочисленные замечания за плохое поведение,отрицательные оценки и суждения учителей резко снижают престиж педагогическизапущенных учащихся в коллективе сверстников.
Чем выше престиж подростковв официальном учебном заведении, тем меньше вероятность вхождения их в какие — либо асоциальные объединения вне учебного заведения.
Неудовлетворенность своимположением, конфликтность с окружающими усиливают присущее подросткамсостояние тревожности. А оно чревато нежелательными последствиями:неблагоприятно влияет на характер человека, его поведение (состояниенеуверенности, неустойчивости), на определение своих жизненных перспектив, наконец,может породить или усилить существующий невроз.
Человек, длительнонаходившийся в тревожном состоянии, может легче, чем другие, попасть подслучайное, в том числе и отрицательное, влияние. Поэтому — то одной изважнейших задач перевоспитания становится разрушение у педагогическизапущенных подростков состояния тревожности, замена его чувством уверенности всебе, чувством «завтрашней радости».
Недостатки умственногоразвития педагогически запущенных подростков проявляются не только в учебнойдеятельности, но и в их поведении. Недостаточное умственное развитие можетпрепятствовать анализу собственного поведения и прогнозированию егопоследствий. Отсутствие необходимых умений и навыка самостоятельного мышленияприводит к значительной внушаемости, податливости самым разным, случайнымвлияниям. Наконец, низкая познавательная активность, обедненность инеустойчивость духовных потребностей создают психологические предпосылкиаморальной направленности личности.
Недостатки нравственно — волевого и умственного развития, педагогически запущенных подростковобусловлены, главным образом и прежде всего, неблагоприятными условиями исерьезными ошибками и недостатками их воспитания. Однако это не значит, что ихвоспитание может быть осуществлено усилиями только педагогов. Конечно, педагогвместе с родителями, при участии общественности играет здесь решающую роль. Ноесть два главных обстоятельства, которые подтверждают необходимость участия вэтом деле и врачей.
Во — первых, недостаткивоспитания сказываются часто не только на личности детей и подростков, но и наих здоровье: неправильный режим жизни, раннее приобщение к курению и алкоголю,раннее начало половой жизни, участие в острых и затяжных семейных конфликтах — эти и другие неблагоприятные обстоятельства препятствуют правильномуфизическому развитию детей, приводят к некоторым соматическим и нервно — психическим заболеваниям, неврозам и психопатиям, в первую очередь.
Во — вторых, многиеродители таких учащихся злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочную половуюжизнь, что в некоторых случаях приводят к появлению врожденных аномалийразвития у их детей.
В конечном счете,отклонения в психическом и физическом развитии, заболевания отрицательносказываются на поведении учащихся, а иногда становятся и главной причиной ихнедостатков.
Таким образом, в процессе учебно-воспитательной работы с педагогическизапущенными подростками должно быть проведено их медицинское обследование и внеобходимых случаях обеспечено их лечение и соблюдение всех других мер,рекомендованных врачами.
1.2. Характерыпедагогически запущенных детей.
Разные характеры у педагогическизапущенных детей. Подчас кажется, что бесполезно у них искать что — то общее:что ни ребенок, то уникум. И никак нельзя предсказать, что подействует на всех,что повлияет только на одного, что изменит ребенка к лучшему, а что совсемиспортит дело, несмотря на разумность действий социального педагога.
В сущности, все кажется просто: сочетаютсявесьма стандартные факторы — характер допущенных педагогических ошибок в семьеи школе говорят об уровне педагогической запущенности, плюс к тому же кризисныевозрастные состояния. Однако сочетаний этих факторов может быть такоемножество, а потому и совершенно неожиданными могут быть проявленияпедагогической запущенности. Анализируя взаимодействия всех факторов, оченьважно точно выявить причину педагогической запущенности.
Недостатки поведения — начальная стадия, характерная для младших школьников, результатнесформированности опыта поведения или постоянных неудач в той или инойдеятельности. Ребенок не всегда может найти адекватную форму поведения: у однихнедостает некоторых положительных качеств, у других — социального опыта поведения.Если формирование личности не корректировать в соответствии с повышающимисяобщественными потребностями, то неизбежно возникает противоречие междутребованиями извне и реакцией на них. В этих условиях все чаще проявляютсянедостатки поведения: ошибки в работе, отчужденность или конфликтность вотношениях с людьми.
Личностные недостатки — следствие типичных ошибок в поведении. В имеющихся работах они трактуются какпробелы в нравственном, умственном и волевом развитии. Они легко устраняютсяинтенсивным развитием положительных качеств личности. При не эффективнойвоспитательной работе они могут развиться в отрицательные свойства. Например,общая пассивность личности при неблагоприятных условиях способствуетвозникновению таких отрицательных черт, как леность и нерешительность. А наоснове неорганизованности может возникнуть недисциплинированность; отчужденноеотношение к другим людям может стать предпосылкой эгоизма, самовлюбленности,недоверия к людям.
Всякий своевременноисправленный недостаток — возможный источник развития множества отрицательныхсвойств. В общем, плане, воспитание положительных качеств и естьпредупреждение и преодоление возможных недостатков. Отрицательное свойство втой или иной форме приводит к неправильному способу поведения, противоречащемуобщественной норме, нашему идеалу.
Отрицательные свойстваформируются также на основе неправильного отношения к труду. Подростокизбегает труда — возникает увертливость, а потом и лживость, стремление жить зачужой счет. Если он выполняет работу небрежно, появляется легкомысленность, чтоведет к безответственности.
Такова общая зависимость:личностные недостатки отягощаются, превращаются в норму поведения, еслипедагогически активно не прерывается процесс негативного развития данногокачества личности.
Трудновоспитуемость — состояние, в которое волей — неволей впадает личность при комплексе недостаткови отрицательных свойств, которые делают ее невосприимчивой к воспитательнымвлияниям. Невоспитанность и трудновоспитуемость не одно и то же: еслиневоспитанность может просто вести к не восприятию педагогических воздействий,то трудновоспитуемость зарождается как противодействие воспитательному процессу,когда возникает комплекс отрицательных свойств, можно говорить осформировавшейся трудно-воспитуемости, которая требует специальной системы мерперевоспитания.
Задача перевоспитания налюбом этапе — остановить отрицательные проявления личности, восстановить ееспособность к естественному развитию положительных человеческих качеств.
Итак, общее, определяющеехарактеры педагогически запущенных — искажение в общественной направленностиличности, несформированность устремлений (человек живет одним днем, своимиприхотями и капризами; он податлив дурному влиянию, не имеет своих четких позиций;бесхарактерен или эгоистичен).
Соответствующиепедагогические методы перевоспитания должны учитывать содержание отрицательнойнаправленности каждого перевоспитуемого.
Любой поведенческий актсовершается в определенной жизненной ситуации, в которой взаимодействуютвнешние условия и внутренние предпосылки. Поведение включает в себя:
ü цели и мотивыдействий и поступков личности как преломление этих внешних условий и требованийв сочетании с направленностью данного воспитанника;
ü восприятие задачи,поручения, требования, выдвигаемые педагогами, коллективом сверстников,родителями или обстоятельствами жизни, объективными условиями, содержаниемдеятельности; планирование деятельности и поведения с учетом личностныхустановок и внешних обстоятельств;
ü принятие решения имобилизация сил, способностей для совершения необходимых действий;
üреальная деятельность, содержание поведения; действия,поступки; осмысление, самоанализ и самооценка своего поведения.
Бессмысленно бороться сотрицательным поведением, когда речь идет о педагогической профилактике. Покаесть отрицательные свойства, они будут порождать бесчисленное количествовариантов неправильного поведения. Бороться надо не со следствием, а с причиной,которая их порождает. Вот почему так важно внимание к внутреннему мирувоспитанника, хотя, несомненно, внешний контроль и регуляция поведениясдерживают отрицательные проявления.
Итак, содержаниетрудновоспитуемости составляют возникшие личностные недостатки и отрицательныесвойства, которые являются основным объектом педагогической профилактики.
Для предупреждениятрудновоспитуемости решающими могут оказаться действия педагога в сложныйпериод роста ребенка, когда он делает ошибки и терпит неудачи из — заотсутствия опыта, необходимых знаний, умений, навыков.
Самое опасное время — стабилизация трудновоспитуемости.
Знания уровнятрудновоспитуемости, ее признаков позволяют, во — первых, определить основноенаправление педагогической профилактики, во — вторых, избежать ошибок вдиагностике воспитанности школьников.
1.3. Принципы и методы изучения педагогическизапущенных учащихся.
Важнейшее условие индивидуального подхода к учащимся — глубокое знание ихособенностей, без чего любой разговор об индивидуальном подходе теряет всякийсмысл. Все принципы изучения учащегося, о которых далее пойдет речь, неразрывныи взаимосвязаны.
Первый из них — изучение индивидуальных особенностей учащегосяв системе многочисленных и разнообразных связей и отношений.
Это значит, что ни однаособенность или черта характера подростка не может выявляться иконстатироваться сама по себе.
Второй принцип — объективность.
Вывод о человеке нельзяделать лишь, по мнению какого — то одного, пусть даже и очень опытногоспециалиста. Ведь при всех условиях его мнение будет личным, а, стало быть,может оказаться ошибочным. Чтобы правильно понять человека, надо сопоставитьмнение о нем разных, но хорошо знающих его людей.
Третий принцип — динамичностьизучения личности.
Человек изменяется всюжизнь. У подростков изменения происходят очень интенсивно. Крайне важно видетьих, чтобы использовать вскрытый, новый положительный потенциал, и вовремяпринять меры по отношению к назревающему недостатку. Раз и навсегда зафиксированногомнения о подростке быть не должно. К сожалению, иной раз именно с этимприходится встречаться в практике и чаще всего — по отношению к педагогическизапущенным учащимся.
Четвертый принцип — диалектичность изучения.
Педагог должен уметь видетьглавные, ведущие качества учащегося, уметь отчленять их от качеств случайных ивторостепенных, отмирающих, видеть противоречия в личности учащегося и программироватьпедагогически целесообразные пути их разрешения.
Пятый принцип — педагогическийоптимизм, который вообще исключительно важен в воспитании, а в перевоспитаниизначим вдвойне.
Шестой принцип — профессионализм изучения, т.е. глубокое знаниепсихологии человека, психологии подростка и умения правильно понимать его.
Седьмой принцип — целеустремленность.
Изучение учащегосяпреследует, в самой общей форме, решение трех задач:
1) Выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей ивозможностей.
2) Выявление недостатков его личности и организма.
3) Оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.
На разных этапах работы сучащимися эти задачи имеют для педагога разное значение.
На первом этапе работы(первое полугодие) преподаватели должны составить самое общее представление обучащемся. Для этого они знакомятся с его личным делом, с условиями его жизни ивоспитания в семье, беседуют с ним, его родителями, наблюдают за его поведением.
На втором этапе (начинаетсяв середине учебного года и заканчивается в разное время в зависимости отпоставленных перед преподавателями задач) выявляются наиболее сильные стороныи достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогическихдействий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.
Третий этап изучения — определение эффективности педагогического воздействия на данного учащегося.Как к воспитанию в целом необходим комплексный подход, также комплексно надоподходить и к определению эффективности педагогического воздействия.
Первое условие комплексногоподхода — оценка его развития в условиях общения, познания и труда.
Второе условие — сравнительная оценка развития учащегося и условий егомикросреды.
Третье условие — сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия ипоследующего поведения (деятельности)учащегося.
Предлагаются такие критерии эффективности педагогического воздействия.Первый, высший уровень эффективности: прием или комплекс приемов далдлительный, стойкий педагогический эффект; учащийся не только готов ксоответствующему воздействию, но и активно взаимодействует с педагогом. Второйуровень: прием дал положительный педагогический эффект, учащийся готов квоздействию и положительно реагирует на него. Третий: эффекта нет, учащийся илине готов к данному воздействию, или данный педагогический прием выбран невернолибо слаб по интенсивности. Четвертый: судя по всему, выбрана правильнаяметодика педагогического воздействия с учетом особенностей личности учащегося,но никакого эффекта она не дает. Возможно влияние каких — то значительных,внешних по отношению к семье и школе сил. Их надо выявить, преодолеть, изменитьи с учетом этого использовать иные формы и методы педагогического воздействия.Пятый уровень: активно отрицательное, даже агрессивное отношение учащегося кпедагогическому воздействию; очевидность стойких отрицательных установок поотношению к педагогу или школе в целом. Необходим постепенный, стадиальный подходк учащемуся: выявление отклонений в развитии личности и их причин, медицинскоеобследование учащегося; выявление достоинств, сильных сторон учащегося,опираясь на которые и развивая их можно осуществить его перевоспитание;выявление основных социально — педагогических причин формирования личности — как ее достоинств, так и недостатков; разработка программы и планов индивидуальноговоздействия на учащегося, наконец, включение его в общий процесс жизни идеятельности ученического коллектива.
Детальное, глубокое иразностороннее изучение учащихся можно осуществлять по программе — схеме.Программа изучения личности и составление характеристики учащегося позволяетпонять его достаточно полно и разносторонне, не упуская наиболее значимыхдостоинств и недостатков.
Анкетирование — широкоиспользуемый педагогикой, психологией, социологией и другими науками метод.
Чаще всего он применяется,когда надо получить большое число нужных сведений. Однако для максимальнойэффективности анкетирования необходимо соблюдение ряда условий, из которыхукажем наиболее важные.
Должна быть четкоопределена цель анкетирования. Необходимо ясно представить, что должно бытьполучено в результате такого опроса, кого надо опросить, сколько должно бытьанкетируемых.
Вопросы должныформулироваться предельно понятно; недопустимо их разное толкование.
Текст анкеты долженсодержать четкую инструкцию, раскрывающую цели данной анкеты, и то, какотвечать на ее вопросы.
Один из самыхраспространенных методов изучения учащихся — беседа. Если ее цель — лишьполучение каких то сведений — это интервью. Один спрашивает, другой отвечает итолько. Но такого рода беседам в педагогической практике надо относиться оченьосторожно. Никто, и особенно подросток, не хочет чувствовать себя объектомизучения и воздействия. Подлинная беседа подразумевает обмен мыслями междусобеседниками, их взаимное влияние друг на друга.
Беседой как методом изучения учащихся и индивидуального воздействия наних, мы подразумеваем специально подготовленный, а иногда и случайно возникший,но целесообразно построенный разговор между педагогом и подростком.
Желательно, чтобы уже припервом знакомстве с учащимся беседа была активно воздействующей на него.Известно, что не со всяким учащимся легко установить желательный контакт. Иэто зависит не только и не столько от учащегося, сколько от опыта и умения будущегои ним взрослого человека.
Пять главных условийопределяют успех беседы:
1. Четкая постановка цели.
2. Правильный выбор места и времени беседы.
3. Искренне уважение и благожелательное отношение к учащемуся.
4. Умение не только говорить, но и слушать.
5. Знание, хотя бы ориентировочно, индивидуальных особенностей учащегося.
Многое можно узнать,систематически наблюдая за учащимся в различных условиях его деятельности иповедения. Основные условия эффективности наблюдения как метода изученияучащегося:
1. Целенаправленность наблюдения. При этом важно определить, будет ли наблюдениесплошным, когда фиксируются все проявления учащегося, все его действия,поступки, или выборочным, с целью изучения каких — то отдельных сторонличности.
2. Обеспечение естественных условий наблюдения, когда учащийся находится в обычнойдля него обстановке. Никакое вмешательство в его поведение недопустимо.
3. Фиксирование материалов наблюдения, их систематическая обработка, размышлениенад фактами, сравнение и сопоставление их.
В этом отношении большоезначение имеет ведение педагогического дневника.
Знания об учащихся дополняет изучение продуктов ихдеятельности — официальных письменных и графических работ (диктантов,сочинений, чертежей и т.п.), изделий, изготовленных в учебных мастерских,продуктов технического творчества, разных поделок, результатов художественноготворчества — рисунков, картин, стихов и др.
При изучении коллективаучащихся, позиция каждого из них полезные сведения может дать так называемыйметод социометрии. Существуют экспериментальные методики изучения учащихся. Социометрия- один из них. Это констатирующий или диагностический метод. Такие методы лишьвыявляют какую — то особенность отдельного учащегося или коллектива, но неиграют активной педагогической роли.
Глубокое и разностороннееизучение учащихся, использование различных методов этого, сопоставлениеполученных с их помощью результатов позволит наиболее правильно понятьподростка и выбрать в отношении него наиболее действенные формы и методы индивидуальногоподхода.
1.4 Трудности общения спедагогически запущенными подростками.
Наибольшие трудности вобщении учителя испытывают с педагогически запущенными подростками. Рассмотримнекоторые вопросы коррекции личности этих подростков, а также несовершеннолетнихправонарушителей, находящихся в специальных школах.
Основным психологическим вопросомисправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей являетсясоздание психологически обоснованной системы воздействия на личность с цельюизменения ее направленности, искоренения антиобщественных установок, вредныхпривычек, с целью приобретения новых знаний, умений, навыков, привычек,мобилизации резервов в перспективном плане реальной жизнедеятельности. Этусистему целенаправленного психического воздействия условно мы разделяем на триэтапа: подготовительный, реконструктивный и поддерживающий (реабилитирующий).
На первом, подготовительномэтапе, который может охватить период от нескольких дней до месяца, проводитсяизучение личности методом обобщения независимых характеристик, а такжебиографическим и экспериментально-психологическим методами; устанавливаютсястадии педагогической запущенности; выясняется биологическая «почва»,особенности микросреды, в которой формировалась личность, реальныемежличностные отношения, референтные группы и лица. Выясняются уровнисложившихся отношений у конкретного воспитанника и механизмы отклоняющегоповедения: по типу компенсации или гиперкомпенсации слабых функциональныхсистем личности, оппозиции, проявления эмансипации, отрицательного илиположительного подражания, соперничества, стремления к лидерству и т. д.; уточняется,какое отражение нашли в поведении подростка групповые интересы, традиции,убежденность и какую роль он играет в малой неформальной группе.
После сбора сведений о воспитанникепроводится тщательный анализ информации: уточняются особенности влечений,интересов, склонностей, стремлений, идеалов, убеждений, сложившейся системыотношений, доминирующих потребностей и мотивов поведения, привычек, а также то,какие положительные свойства личности' угасли и какие из них еще остались,какие социальные роли он исполнял и хотел быисполнить.
После психологическогоанализа намечаются перспективы жизнедеятельности воспитанника, пути егосамоутверждения, строится наиболее оптимальный план коррекции или перестройкиличности. Построение этого плана исходит из положительного фонда личности изакономерностей распада отрицательных ее свойств, а также последующегоформирования положительных качеств. Как показывают наблюдения, быстреевосстанавливаются дисциплина, выполнение учебных занятий, дольше задерживаютсявредные привычки, жаргон, лживость и т. д., что и учитывается при составленииплана, Трудность начального этапа обусловлена рядом объективных причин. Это,во-первых, ломка привычного образа жизни, изоляция от привычной группы,жесткий режим — все это вызывает отрицательные эмоции, чувство настороженностии недоверия к воспитателям. Формальный психологический контакт и отношениязависимости и подчинения, как известно, недостаточны для глубокой коррекции итем более для изменения направленности личности. Поэтому даже отношение крежиму и его шаблонности как к осознанной необходимости вызывает уныние, пассивностьу педагогически запущенного подростка.
Директивность вучебно-воспитательном процессе вызывает сознательное или неосознанноесопротивление, негативную реакцию, что приводит к приспособленчеству,лицемерию; воспитанники начинают жить двойной жизнью. Дефицит положительныхэмоций они продолжают заполнять негласно, воскрешая те вредные привычки иотношения, которые сложились, раньше, лелея мечту о выходе «на свободу»,расценивая пребывание в спецшколе как временный этап. Поэтому необходимпсихологически обоснованный режим, который способствовал бы быстрейшему изменениюантиобщественной направленности правонарушителей, распаду отрицательногоопыта, а также создавал бы условия для действенной саморегуляции эмоций иинтеллектуального прогнозирования своего поведения, приобретения нравственногоопыта, развития интересов и стремлений, формирования социально положительногоидеала, мировоззрения и убеждений, стимулировал бы активность и воспитаниевысших чувств.
У многих подростков,особенно впервые оказавшихся в изоляции от общества, возникает стрессовоесостояние, чувство растерянности, угнетения, повышенная восприимчивость ксочувствию и внушению. Эта личностная катастрофа правонарушителя обычно весьмаблагоприятна и для психолого-педагогического воздействия. В частности, дляполноценного контакта важна эмоциональная поддержка. К сожалению, особенностипсихического состояния правонарушителей в этот период в плане налаживанияпсихологического контакта и более эффективного последующего воздействия на.них далеко еще не используются. В этот период важно установить психологическийконтакт и четко разграничить психологическую совместимость (несовместимость)подростков по степени социально-педагогической запущенности при формированиигрупп воспитанников.
Второй этап,реконструктивный, занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. Онвключает систему психолого-педагогического воздействия, комплекс различныхприемов и методов: беседы, внушение, организация режима, формирование групп иколлективов, использование поощрений и наказаний, принуждение, подачацеленаправленной информации (примеры, письма и встречи с бывшимивоспитанниками, музыка, книги и т. д.).
Стратегической задачейэтого этапа является перестройка неправильной системы отношений личностиправонарушителя и формирование общественной направленности, отвечающей принципамкоммунистической морали. Тактика применения педагогических приемов и методовстрого индивидуализирована и основана на использовании в определенный моментсобственной активности воспитанника.
Начинается этот этап сразъяснения воспитаннику особенностей его личности, взаимоотношений сокружающими и психологической сущности его правонарушений. Совместный анализпреследует цель осознания подростком своих сильных и слабых сторон, причинаномального поведения, привычек, его вину перед обществом. Это важный этап, таккак отсутствие осознания своей вины в разных группах воспитанников спецшколыотмечается от 14 до 52% всех случаев.
Каждый воспитанник долженосознать, почему терпит ущерб общество и его личность и какими путями можнонайти выход из сложившейся ситуации. Затем совместно с каждым воспитанникомнамечаются пути исправления и перевоспитания. Время и глубина разъяснения,совместное обсуждение определяются психическим состоянием воспитанника, егохарактерологическими особенностями и интеллектуальными возможностями. Впрактике воспитательной работы нередко приходится наблюдать, когда воспитательслишком интеллектуализирует доказательства либо, напротив, примитивизирует их.В первом случае воспитанники не понимают многого из объяснения и толькопассивно соглашаются, но не выполняют последующих требований; во втором случаевнешне они соглашаются с доказательствами, а внутренне возражают, относятся кним с иронией. Вот почему важно правильно диагностировать уровеньинтеллектуального развития, характерологических особенностей, необходимыйэмоциональный фон. Линия исправления и перевоспитания должна быть согласованамежду воспитателем и воспитанником.
Подавляющее большинствовоспитанников довольно свободно и объективно объясняют, что непосредственнопобудило их совершить то или иное правонарушение, но, как правило, неотвечают, зачем это сделали. Этот логический разрыв должен быть использован всистеме доказательств и изменения отношения к своим аморальным поступкам иправонарушениям в системе исправления.
На этом этапе очень важнымявляется создание актива, через который можно воздействовать на группу,индивида, вовремя разрушая ложное товарищество, круговую поруку, не допускаяскрытого конфликта, запретного общения и реализации условных традиций.
Исходным в планеперевоспитания должен быть всегда цельный конкретный человек, а не отдельныеего психические процессы, состояния или свойства личности. Наряду с обращениемк его сознанию и волевой функции, воспитательный процесс немыслим безвоздействия на «бессознательную» сферу воспитанника. Созданный режим, всяатмосфера внешней обстановки, учебно-трудовой процесс, свободное время,спортивные игры, состязания, кружковая работа должны косвенно воспитыватьнужные установки, привычки и тормозить вредные (например, штрафование во времяспортивных игр за употребление жаргона), вырабатывать дифференцированноеэмоциональное отношение — положительное к труду и отрицательное к аморальнымпоступкам, вредным привычкам. В этом сложном процессе коррекции иперевоспитания учитываются и возрастные особенности воспитанника, иразнообразные психосоматические отношения, которые требуют специального психотерапевтическогои психофармакологического воздействия, а также разработки специфических приемови методов. Так, например, мы наблюдали в ряде случаев положительный корригирующийэффект от обсуждения записей ссор между воспитанниками, от применения штрафовза использование жаргона в спортивных играх и т. д.
Третий этап —поддерживающий (реабилитирующий). Основной задачей на данном этапе являетсязакрепление всего ценного, что было достигнуто на реконструктивном этапе идальнейшее развитие положительной социально-трудовой направленности личности.Важное место отводится предупреждению рецидивов, отрицательных эмоциональныхсостояний, невротических симптомов, коррекции отрицательных черт характера,выработке иммунитета к неблагоприятным воздействиям извне и ускорениюреадаптации к условиям жизни после выхода из спецшколы.
Основным приемомсамовоспитания остается саморегуляция, а также письменная связь с воспитателем.Значительную роль в реадаптации играет тот коллектив, в котором протекаетдеятельность воспитанников. Целенаправленная деятельность и коллективныеотношения создают единый субъективно-психологический исоциально-психологический эффект, который успешно блокирует рецидивы.
Психологические трудности на завершающем этапе обусловлены рядомфакторов: уходом воспитанников из-под привычного контроля; возвращением впрежнюю неблагоприятную среду; нeдоверчивостьюи подозрительностью окружающих к бывшему правонарушителю и др. Вот почему такважно заранее выработать у воспитанника психологические меры защиты, чтобыреадаптация проходила более успешно и без срывов.
§ 2. Организацияработы с педагогически запущенными детьми.
2.1. Внеклассная учебно-воспитательная работа спедагогическими запущенными учащимися.
Когда говорят онеобходимости организации досуга педагогически запущенных учащихся, частообращают внимание на то, что это отвлекает их от бесцельного времяпровождения,а потому препятствует совершению непродуманных поступков, а то и общественноопасных действий. Это правильно. Но гораздо более важная роль досугазаключается в ином — в умственном воспитании подростков, в формировании у нихздоровых, духовных потребностей. Такие потребности и обусловленные имиинтересы развиты у педагогически запущенных подростков слабо.
В учебно-воспитательнойработе с педагогически запущенными учащимися трудно переоценить значениеэстетического воспитания. Эстетическое воспитание педагогически запущенныхподростков особенно необходимо потому, что оно направляет развитие их чувств понравственно верному пути, решительно расширяет круг их духовных потребностей иуглубляет их, наполняет разумным содержанием досуг, делает ребят добрее, помогаетнайти им себя и свое место в коллективе, а тем самым приводит к общественномупризнанию в глазах ровесников и сверстников.
В работе с такими учащимисяне нужно искать каких — то особых форм и методов или создавать какие-тоспециальные группы «трудных», педагогическую нецелесообразность чего едва линужно оспаривать. Важно иное — выявить способности, наклонности, интересы,возможности педагогически запущенного подростка, чтобы направить его развитиепо правильному пути.
Таким образом, возможности перевоспитания педагогически запущенных учащихсясредствами эстетического воздействия чрезвычайно широки. Главное условие ихэффективности — соответствие избранных средств тем индивидуальным особенностямличности, которые надо воспитать и преодолеть.
Хорошо известно значениедля формирования личности подростка и укрепление его здоровья систематическихзанятий физической культурой и спортом. Уже одно это подчеркивает важную рольфизической культуры и спорта в перевоспитании педагогически запущенныхучащихся. Между тем физкультура и спорт все еще не достаточно используется вработе с ними.
Вот несколько приемовприобщения педагогически запущенных подростков к спорту, способствующиеуспешному перевоспитанию.
ü Предоставление подросткамвозможности испытать свои силы в избранном виде спорта без предварительнойподготовки, чтобы заинтересовать их и задержать в соответствующей секции;
ü Трудовоесамообслуживание (санитарные дни, ремонт спортплощадок, зала, оборудованиестендов и т.п.)
ü Помощь в преодолениивредных привычек — курения, употребления алкоголя, наркомании;
ü Личная заботатренера о подростке, что способствует воспитанию правильного отношения к людям;
ü Оказание во времязанятий полное доверие подростку;
ü Проведение занятий,товарищеских встреч в неблагоприятных погодных условиях для воспитаниямужества, стойкости, выносливости, важных морально — волевых качеств;
ü Включение подростковв общественную деятельность; Привлечение к участию в различных мероприятияхучебного заведения;
ü Взаимосвязь тренерас родителями, с учебным заведением, инспектором милиции, социальным педагогомпо месту жительства;
ü Систематическоеизучение подростков и выявление отрицательно воздействующих на нихобстоятельств.
Таким образом, занятияфизической культурой и спортом -обязательный компонент работы по перевоспитаниютрудных учащихся и важнейшее условие ее эффективности. Что касается форм иметодов, то они весьма разнообразны.
2.2. Индивидуальная работа с педагогически запущенными учащимися.
Уже в начальной школе уотдельных учащихся обнаруживаются отрицательные проявления в духовном мире, ноони еще не определяют поведение ребенка, не вызывают длительных конфликтныхотношений с окружающими.
В сущности, отрицательноесвоеобразие наиболее ярко проявляется в подростковом и старшем школьномвозрасте, когда на основе образовавшейся в начальной школе недостатковповедения, ошибок в семейном и школьном воспитании, начинают закрепляться отрицательныекачества.
В этом возрасте школьниксопротивляется обычным педагогическим мерам и требованиям, уходит из — подпедагогического контроля.
Основные особенности педагогически запущенных учащихся — совокупностьличностных недостатков при ярко выраженном проявлении одного из них — лени,эгоизма, недисциплинированности, нечестности. Эти недостатки формируются подвлиянием отчужденности ученика в классном коллективе, неблагополучнойобстановке в семье, отрицательного примера взрослых, конфликтных отношений сокружающими. Усиленное развитие недостатков обусловлено постоянным конфликтнымсостоянием подростка. Конфликт проявляется по разному в каждом конкретномслучае, но прочти всегда служит основной причиной отрицательного поведения.
Конфликтное состояние всвязи с неблагоприятной семейной обстановкой неизбежно проявляется внедисциплинированности, грубости, озлобленности, жестокости. Нередкоразвивается негативизм как следствие неуважения старших и потеря авторитетародителей.
Низкий статус педагогическизапущенного ученика в коллективе, отсутствие возможности положительно проявитьсебя — основная причина конфликтов с педагогами и сверстниками. Неумениепедагога помочь воспитаннику утвердиться в коллективе достойным образом, а внекоторых случаях постоянное подчеркивание его отрицательных особенностейприводит к изоляции подростка в системе коллективных отношений.
Помимо того, его положениев коллективе, а, следовательно, и влияние на него микросреды во многом зависитот его личностных качеств. Сложившиеся, таким образом, отношения вызывают упедагогически запущенного ученика отрицательные психические состояния, создаютсвоеобразный психологический барьер между ним и коллективом. И тогда коллективтеряет свою воспитательную силу, так как подросток не воспринимает требованиетоварищей как справедливые. И чем дальше он отходит от коллектива, темзаметнее, как рациональные способы регуляции поведения уступают местоэмоциональным.
Такое положение ребенка в коллективе вызывает изменения его психическогосостояния: усиливается негативная эмоциональность восприятия того, что егоокружает, которая проявляется либо в аффектных вспышках, ведущих к прямомуконфликту с одноклассниками, либо в уходе от коллектива в группу подобныхсебе. Ослабевает также критическое отношение к себе как компенсация недостающихположительных оценок со стороны коллектива. Иногда подросток теряет чувствоответственности за свое поведение в силу разорвавшихся связей с коллективом.
Зная причины, усугубляющиеличностные недостатки педагогически запущенного ученика, можно наметитьспециальную программу изучения его
личностии перевоспитания:
ü уровеньнаправленности ученика, ее основное содержание (коллективистская, групповая,деловая, эгоистическая), ведущие интересы, ценностные ориентации (что нравитсяделать, что нет; почему, как учиться, трудиться; почему стремиться побеждать вигре, спорте);
ü причинавозникновения трудновоспитуемости, ранее оказывавшие влияние на подростка идействующие поныне;
ü основные исопутствующие недостатки, определяющие отклонения в поведении (в какой мере онисвязаны между собой, насколько устойчивы, в каких видах деятельности чащевсего проявляются);
ü взаимоотношениеученика с педагогами, родителями, коллективом класса (кто пользуетсяавторитетом, с кем дружат, с кем конфликтует, какие межличностные отношениямогут быть использованы для преодоления ведущих недостатков или отрицательныхкачеств);
ü положительныекачества, которые могут стать основой для преодоления недостатков;
ü самосознание и самооценкаподростка (какие свои достоинства и недостатки осознает, какие не замечает ипочему);
ü воспитательныевозможности семьи в развитии положительных качеств подростка и преодолениенедостатков.
Наосновании полученных данных намечается, как изменить отношения ученика сродителями, затем с педагогами и коллективом; в чем должна заключатьсяиндивидуальная работа с подростком по преодолению основного недостатка (системапоручений и контроля за деятельностью и поведением).
Работа с семьейпедагогически запущенного ученика требует особого внимания педагога. В семьях,где сложились конфликтные отношения родителей и ребенка, неправильныепедагогические установки взрослых, основное усилие следует направлять на ихпедагогическое просвещение и формирование ответственных и доброжелательныхотношений.
Отношения педагогическизапущенных учеников с коллективом нормализуются в общей деятельности.Организация активной деятельности подростка предусматривает подбор несколькихследующих друг за другом ответственных поручений, при выполнении которыхустраняются те или иные элементы основного недостатка. В процессе работы поустановлению конфликта ребенка с одноклассниками обращается внимание на то,как воспринимает коллектив результаты его деятельности, как реагирует на успехии неудачи. Индивидуальные беседы с подростком об особенностях проявления еголичностных качеств в процессе деятельности и общения, беседа с коллективом означительных и незначительных положительных изменениях в его поведении,поощрение этих изменений способствуют сближению коллектива и педагогическизапущенного ученика.
2.3. Система работы с педагогически запущенными детьми.
Преодоление педагогической запущенности осуществляется в общем процессевоспитания. Многие педагоги и психологи отдают предпочтение наказанию какглавному средству исправления личности. Такой подход присутствовал во всехэксплуататорских формах, но практически доказал свою несостоятельность. Стремление в наших условиях исправить личностьпреимущественно наказаниями неправильно.
Что же лежит в основеперевоспитания как процесса преодоления педагогической запущенности в условияхсовременной системы?
Цель — сформироватьполноценную личность, способную жить, трудиться, быть полезной и счастливой внашем обществе — определяет и сущность перевоспитания: интенсивное развитиеположительных качеств, всесторонне гармоническое развитие личности, восстановлениеи формирование ее всесторонних потребностей. Интенсификация общего развитияличности является главной задачей педагогической профилактики и перевоспитания.Заметим, что в многочисленных исследованиях по правонарушениям и преступлениямнесовершеннолетних фиксируется один общий признак: низкий уровень общего образования,низкая культура.
Низкий уровень общегоразвития лежит в основе наиболее нелепых, подчас необъяснимых, жестокихпреступных действий. Большая часть тех, кто с детских лет стоит на учете вкомиссиях по делам несовершеннолетних, не проявляет устойчивых познавательныхинтересов, имеет серьезные пробелы в общеобразовательной подготовке.Следовательно, основа преодоления педагогической запущенности — оптимальныйуровень учебно — воспитательного процесса в школе, максимальное использованиевозможностей современной системы для высочайшего развития потенциальных возможностейвсех учащихся.
Работа с педагогически запущенными детьми носит комплексный характер, посколькусама педагогическая запущенность — сложное и многоаспектное образование, и еенельзя преодолеть разрозненными усилиями. Учителя, осуществляющие непосредственнуюработу по предупреждению и преодолению педагогической запущенности школьников,исходят из общей системы профилактики несовершеннолетних, которая сложилась внашей стране.
Координационным центромвсей профилактической работы стали опорные пункты правопорядка в микрорайонах.Инспектора милиции с каждым педагогически запущенным подростком, уклоняющимсяот учебы и труда, проводят следующую работу:
ü лично беседуют сподростком о причинах его поведения и предупреждают о его последствиях с точкизрения закона, помогают подросткам в трудоустройстве и контролируют его учебу ввечерней или заочной школе;
ü письменноинформируют школу, семью о принятых мерах с трудными подростками, стоявшим научете в милиции;
ü выявляют фактыантиобщественного поведения родителей, лиц, которые вредно влияют на подростка,готовят материал по этому поводу для комиссии по дела несовершеннолетних,советов профилактики, а при необходимости — официально предупреждают;
ü совместно сучителями школы, администрацией, советом опорного пункта охраны правопорядкаопределяют меры индивидуального воздействия на трудных подростков, меры поограничению воздействия родителей и лиц, злоупотребляющих спиртными напиткамии наркотиками.
Педагог должен знатьфункции, права и обязанности инспекции по делам несовершеннолетних, чтобы врамках закона использовать их в процессе перевоспитания педагогическизапущенных детей.
Не менее важно знатьобязанности работников пункта охраны правопорядка, которые в настоящее времякоординируют всю профилактическую работу с несовершеннолетними.
Во всей этой работе школапринимает активное участие, четко выполняет следующие свои функции:
üпропаганда психолого-педагогических знаний срединаселения;
ü постановка на учет впунктах охраны правопорядка детей, которые нуждаются в постоянном надзоре,характеризуются отягощенной трудновоспитуемостью и склонны к правонарушениям;
ü оповещение инспекцийи комиссии по дела несовершеннолетних, советов пунктов охраны правопорядка офактах правонарушений среди родителей и школьников;
ü практическое участиев работе общественности по оздоровлению зоны ближайшего социального окружения;
ü этическое, правовоеи психолого — педагогическое просвещение среди школьников, с том чтобы создатьнетерпимую обстановку к фактам антиправового поведения.
Работа школы спедагогически запущенными детьми, исправление личности — это процесс,включающий в себя разрушение трудновоспитуемости, устранение отрицательныхкомпонентов характера, восстановление и формирование ведущих положительныхкачеств и самосовершенствование. Все это составляет основное содержаниеперевоспитания.
Преодолениетрудновоспитуемости школьников осуществляется разными путями, средствами иметодами. Право на существование имеет любая система перевоспитания в школе,если она отвечает определенным требованиям:
ü целостность системы:существуют единые целевые и оптимистические установки в деятельности всехучаствующих в перевоспитании лиц и организаций, связь целей, задачперевоспитания с содержанием, средствами и методами воздействия на духовный мирподростка;
ü целесообразностьперевоспитания в конкретных условиях (обоснованность, необходимость,эффективность педагогических мер);
üединство педагогического руководства, перевоспитания,деятельности ученического самоуправления и самоорганизации поведения трудногоподростка;
ü единство действийшколы, семьи и общественности, координация работы наставников, представителей иинспекции милиции, комиссии по делам несовершеннолетних и другихвоспитательных учреждений.
Главное звено системыперевоспитания — педагогическое руководство. Это особый регулятивный процесс,цель которого — формирование способности к саморегулированию поведения идеятельности воспитуемых в соответствии с социальными требованиями. Цель педагогическогоруководства — создание образа жизни, который позволит педагогическизапущенному подростку управлять своими действиями и поступками, закреплятьнравственное поведение. Отсюда необходимость построения моделижизнедеятельности, труда, быта и отношений педагогически запущенных подростковв зоне ближайшего социального окружения, с тем чтобы учесть общее ииндивидуальное в каждом из воспитанников, конкретные условия воспитания. Впедагогическом руководстве переплетаются элементы педагогического диагностики,прогнозирования, моделирования, организации жизни подростков, контроля исамоанализа результатов воспитательной работы.
В перевоспитании нужноизбегать типичных ошибок. Их основной объективной причиной выступаютмногоаспектность, противоречивость, сложность проблем работы с педагогическизапущенными детьми. Ошибки в работе педагогов чаще всего вытекают из их остройреакции на отрицательное поведение школьников. При негативных стрессовых состояниях(гнев, страх, раздражение) педагогу трудно найти правильное решение. Его действияв этом случае становятся трафаретными, подчас бестактными, резкими, чтонеизбежно обрекает на неудачу всю воспитательную работу.
Мешает перевоспитанию также намеренное илиненамеренное унижение педагогически запущенного школьника, ущемление его авторитетав коллективе, игнорирование его чувства собственного достоинства. Лучшее средство достижения объективных отношений — забота обо всемколлективе, которую педагог проявляет постоянно, учитывая при этоминдивидуальное своеобразие каждого ученика, его психическое состояние.
Вместе с тем отсутствие дифференцированногоподхода учителя к учащимся — типичная ошибка в руководстве перевоспитанием. Наодного можно воздействовать приказом, на другого — только просьбой,убеждением: нельзя преодолеть трудновоспитуемость стандартными методами исредствами.
Наблюдается такжеформальное выполнение учителем своих прямых обязанностей, к примеру,навязывание детям работы, которая их не интересует, но которая рекомендуетсяадминистрацией. Это означает, что любые официальные мероприятия мешаютвоспитанию, что их нельзя проводить интересно и с большей пользой. Любую работус детьми можно сделать привлекательной и целесообразной. Формализм ввоспитательной работе свидетельствует о низком уровне педагогической грамотностии педагогического мастерства воспитателя.
Предупреждение названныхошибок требует:
ü коррективами поисправлению трудновоспитуемости;
ü конкретностивоспитательной работы, четкости в распределении обязанностей, разумностипланирования действий педагогов и учащихся, личной ответственности каждоговоспитателя за полученное дело;
ü координированности ивсеобщности охвата воспитательной работой детей и их родителей;
üсочетания всех видов планирования (общее, классное,индивидуальное, перспективное, текущее, рабочее) и согласование их с системойконтроля за осуществлением плана;
ü максимальногопривлечения к планированию, организации, проведению и контролю за ходомвоспитательной работы самих детей;
ü разнообразия форм иметодов воспитательной работы, решительного преодоления трафаретности,косности педагогических воздействий; использования в воспитательных целях всехусловий и всех звеньев воспитательной работы; обеспечения непрерывностивоспитания;
ü взаимосвязанностипедагогических влияний на формирование коллектива и личности.
Система руководстваперевоспитанием включает в себя следующие основные звенья:
1)Оздоровление с помощью общественности обстановки, в которой живеттрудновоспитуемый школьник. При этом одновременно расширяются положительныесвязи педагогически запущенного ребенка с окружающим миром, он вовлекается вактивную деятельность по улучшению окружающей действительности, осуществляется оздоровление семьи и микрогруппы подростков. Расширяютсясоциальные контакты педагогически запущенного воспитанника, главным образом,через деловые связи с коллективами взрослых.
2)Усиление профилактической работы в микрорайоне, целенаправленная организациясвободного времени школьника.
В любом случае должноосуществляться воздействие на ближайшее социальное окружение, если онопровоцирует педагогически запущенных школьников на негативное поведение.
Часто школа родители ишкола обвиняют в появлении трудновоспитуемости улицу, забывая, однако, что онанеобходима детям для их нормального психического развития, что не улица сама посебе влияет отрицательно, а лишь отдельные группы детей с негативнойнаправленностью, которые возникают стихийно. При правильной организации досугадети проводят время в походах, играх, спортивных соревнованиях, работают вкружках.
3)Активизация социально полезной деятельности педагогически запущенныхшкольников в первичном коллективе и в системе других коллективов. Занятыеполезными делами, педагогически запущенные учащиеся меньше нарушают дисциплину,приучаются к четкости, порядку, у них вырабатываются навыки трудолюбия,честного отношения к делу, т.е. формируются все те качества, которые необходимыдля серьезного учения. Диалектика всей этой работы такова: переключение сил,энергии, внимания трудных детей сначала на полезные трудовые дела, а затем научение.
4)Разрушение отрицательного типа поведения воспитуемой личности. Нейтрализуетсяведущий признак трудновоспитуемости или негативности. Эта работа требуетбольшой осторожности. Наибольший эффект, как показали исследования,достигается доверием, уважением к воспитуемому, неожиданностью положительногоотношения, т.е. создается ситуация, которая неизбежно вызывает у подростковнедовольство собой, возбуждает желание избавиться от недостатков.
5)Организация нового образа жизни воспитуемого, в котором закрепляются,развиваются положительные качества. В практике отрицательное в личностиразрушается иногда строгим наказанием, судом, всеобщим осуждением, изоляциейчеловека от общества. Но при этом нередко его образ жизни мало меняется. Еслиже стереотип воспитуемого находится в тех же условиях, он быстровосстанавливается в своем прежнем виде. «Каким был человек, таким и остался» — жалуются подчас работники школ. А он и не мог измениться, поскольку не былисозданы педагогически необходимые условия, в корне пресекающие прежнийотрицательный стереотип.
6)Включение самой личности в процесс преодоления имеющихся у нее недостатков,отрицательных свойств. Это последнее звено в системеперевоспитанияактивно воздействует на личность лишь тогда, когда эффективно использованыпредыдущие звенья системы перевоспитания.
Ведущими условиямиэффективного перевоспитания следует считать: хорошо организованныйпедагогический коллектив, действующий совместно с коллективом воспитанников;включение личности в разнообразную социально — полезную деятельность, где онабы могла проявиться и развивать имеющиеся у нее необходимые положительныекачества; нейтрализация, а затем устранение вредных влияний, их преодолениепозитивным воздействием на педагогически запущенных детей; нормализацияотношений личности с окружающим миром; повышение учебно-воспитательной работыв школе.
7) Индивидуальная коррекция и персональная опека надконкретными трудными школьниками в системе наставничества.
2.4. Этапы работы с педагогически запущенными детьми.
Наибольшую эффективность всей воспитательнойработы может обеспечить только комплексный подход. Это требование, естественно,целиком относится и к воспитательной работе с педагогически запущенными детьми.Обеспечить максимальный успех обучения и воспитания подростков, уклоняющихся всвоем поведении и деятельности от общепринятых норм, можно лишь в том случае,если проводимая с ними индивидуальная работа будет органически включена вкомплекс всей учебно — воспитательной деятельности учебного заведения. Следовательно,комплексный подход необходим и при планировании этой работы. А это значит, чтоспециальные вопросы обучения и воспитания педагогически запущенных учащихсядолжны включаться в единый перспективный план школы.Рассмотрим те направления работы, их цели, формы и методы, которые нужнопредусмотреть в перспективном плане.
1. Изучение всегоконтингента вновь поступивших учащихся, выявление трудных подростков, организация индивидуальной учебно — воспитательной работы с ними.
Цели работы: выявлениетрудных учащихся, основных достоинств и недостатков их личности, склонностей,способностей, интересов, которые могут быть использованы для воспитания илиперевоспитания подростков; изучение условий жизни и воспитания их в семье, ихближайшего окружения, личных связей, организация учета трудных учащихся;планирование индивидуальной работы с ними, проверка эффективностииндивидуального подхода путем наблюдения за изменениями личности и поведенияучащихся.
Формы и методы работы:изучение документации, беседы с учителями, с родителями, получение внеобходимых случаях информации из инспекции по делам несовершеннолетних,беседы с учащимися, анкетирование, изучение работ учащихся, выполненных на уроках,наблюдение за поведением учащихся в разных условиях их учебы, работы, досуга.
Основные исполнители:классный руководитель, преподаватели, родители учащихся — с привлечениемдругих лиц, знающих подростков.
2. Коррекция недостатковнравственного развития педагогически запущенных учащихся.
Цели работы: одновременно с решениемважнейших задач нравственно — правового воспитания учащихся и на его основеискоренить у определенных учащихся эгоизм, равнодушное отношение к людям,безответственность, лень, неисполнительность, недисциплинированность,самоуверенность, заносчивость и другие недостатки нравственногоразвития, способствовать вовлечению их в полноценную жизнь и деятельностьученического коллектива.
Формы и методы работы:приобщение учащегося к коллективной деятельности на уроках, обеспечениеучастия в различных общественных мероприятиях, занятиях кружков, секцийхудожественной самодеятельности, отчеты учащегося перед коллективом;организация индивидуального шефства над ним с о стороны сверстников и взрослых;привлечение к общественно полезному труду; тренировка в нравственных делах ипоступках; помощь в самовоспитании; систематическое использование поощрений инаказаний; разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед.
Эта работа предусматриваетсяв разделах перспективного плана; где отражается формирование учебногоколлектива, формирование у учащихся основ научного мировоззрения и идейнойубежденности, их нравственное воспитание, эстетическое воспитание, физическоевоспитание и укрепление здоровья учащихся.
3. Воспитание правильногоотношения к закону и навыков правомерного поведения.
Цель работы (наряду собщими целями правового воспитания): преодоление неуважительного отношения кзакону и правовым нормам, борьба с противоправным поведением.
Формы и методы: встречи сработниками милиции, суда и прокуратуры, правовое просвещение родителей;проведение тематических лекций и бесед.
Работанаходит отражение в тех разделах перспективного плана, где предусматриваетсянравственное воспитание учащихся.
4. Половое воспитание.
Цели работы: наряду с решением общих поотношению ко всем учащимся задач полового воспитания (воспитание правильногоотношения к противоположному полу, изучение законодательства о браке и семье, специальных вопросов гигиены, физиологии интимныхотношений) дополнительными целями в работе с педагогически запущеннымиучащимися являются: преодоление нездоровых интересов, повышенной сексуальности,неправильного отношения к противоположному полу, разъяснение недопустимости вульгарногоповедения, в необходимых случаях — борьба с половыми извращениями.
Формы и методы работы:беседы, лекции о взаимоотношениях между полами, о браке, семье, а также с цельюпрофилактики венерических заболеваний, индивидуальные беседы, использованиеспециальной литературы, обсуждение фильмов, спектаклей о любви, о семейныхотношениях, медицинские консультации.
Эта работа планируется в связи с решениемзадач нравственного и физического воспитания учащихся и их правовоговоспитания. Выделение в плане специального раздела работы по половому воспитаниюучащихся нецелесообразно, так как оно носит комплексный характер, о чемговорилось ранее.
5. Работа сослабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Цели работы: обучение учащихся приемам испособам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях,воспитание интереса к общеобразовательным знаниям, формирование чувствауверенности в своих силах и способностях.
Формы и методы работы:индивидуальный подход к учащемуся на уроке, дополнительные учебные занятия,привлечение учащихся к внеклассным мероприятиям познавательного характера,создание нормальных условий, труда и отдыха подростков в семье, поощрение зауспехи в учебе.
Указанная работа можетнайти отражение почти во всех разделах перспективного плана, но прежде всеготам, где предусматривается формирование коллектива учащихся, воспитания у нихоснов научного мировоззрения, эстетическоевоспитание.
6. Преодоление недостатковфизического развития и здоровья педагогически запущенных учащихся.
Цели работы: выработать упедагогически запущенных подростков привычку к правильному режиму учения, трудаи отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, воспитатьотрицательное отношение к курению, алкоголю, наркомании, сформироватьнеобходимые гигиенические навыки и привычки.
Формы и методы работы:уроки физического воспитания, занятия спортивных кружков и секций, специальныемедицинские мероприятия, психоневрологическое обследование всех педагогическизапущенных учащихся.
Работа планируется в связи с решением общихзадач физического воспитания учащихся.
7. Работа с родителямипедагогически запущенных учащихся.
Цель работы: изучениеусловий жизни и воспитания учащегося в семье, педагогическое и правовоепросвещение родителей, координация воспитательных воздействий на подростков,принятие соответствующих мер родителям, уклоняющимся от воспитания своихдетей, а также отрицательно влияющих на них.
Формы и методы работы:педагогический лекторий для родителей, деятельность родительского актива. Наособый учет должны быть взяты родители — правонарушители и пьяницы и с цельюиндивидуального воздействия на них.
2.5. Работа с семьями педагогически запущенныхучащихся.
Как правило, семьи педагогическизапущенных учащихся характеризуются рядом социально — психологических ипедагогических особенностей, которые хорошо должны быть известны педагогу. Вцелом эти особенности можно сгруппировать следующим образом: структура семьи,ее общеобразовательный и культурный уровень, нравственный облик семьи,отношение родителей к детям и к их воспитанию.
Наиболее типичный недостаток структуры семейпедагогически запущенных учащихся — отсутствие отца. Отсутствие отца можетпроизойти по следующим основным причинам: случайность, ошибка, допущеннаямолодой и неопытной женщиной; аморальный облик женщины, ведущей беспорядочнуюполовую жизнь; аморальное поведение отца, бросившего семью или вынудившегожену возбудить дело о разводе; причины сугубо личного характера, побудившиевполне порядочных людей разойтись; смерть супруга. Эти причины по — разному, нобольшей частью отрицательно влияют на воспитание людей. Отсутствие отца — самопо себе отрицательное педагогическое обстоятельство, потому что этосказывается и на материальном положении семьи, и на объеме внимания, котороедолжно быть уделено ребенку, и на потере того своеобразного положительноговлияния, которое может и должен оказывать на детей хороший отец. Это заметно,между прочим, в стремлении мальчиков, не имеющих отца, к дружбе с мужчинами.Не проходит бесследно для детей и развод родителей, даже без предшествовавшихему в присутствии детей конфликтов, потому что в любом случае развод означаеткакие — либо принципиальные расхождения взглядов супругов на жизнь илиотдельные ее стороны, что небезразлично для воспитания детей. Тем более пагубныпоследствия конфликтов, унижающих в глазах детей одного или обоих родителей,подрывающих их авторитет, отрицательно влияющих на состояние нервной системы и психики детей и подростков. Не легчебывает положение детей и подростков после развода. Развод не снимает противоречиямежду родителями, и они находят свое проявление и в последующем отношении кребенку, и в решении вопроса о том, встречаться или не встречаться ему сродителем, оставившем семью.
Матери, характеризующиесяаморальным поведением, наносят своим детям двойной вред. Во — первых, они,естественно, оказывают на детей прямое аморальное влияние, приобщая их калкоголю и беспорядочной половой жизни. Во — вторых, в большинстве случаев такиематери просто не занимаются своими детьми, которые становятся безнадзорными.
Для большинства таких семейсвойственны невысокое образование родителей, крайне обедненные духовныепотребности, общий низкий культурный уровень, мещанское мировоззрение,обладатели которого отдают явное предпочтение материальному благополучию вущерб запросам и потребностям.
По отношению родителей квоспитанию своих детей семьи педагогически запущенных учащихся можно разделитьна четыре наиболее типичные группы.
Первая — объективное,педагогически грамотное отношение родителей к своим детям. Такие семьи крайнередки среди тех, откуда в конечном счете выходят педагогически запущенные детии подростки. Трудности воспитания в таких семьях порождаются какими — тонепредвиденными внешними обстоятельствами.
Вторая группа — семьи, где ребенок — объектбезрассудного обожания, где ему все дозволено, все внимание сосредоточено нанем при безразличном или отрицательном отношении ко всем прочим, окружающимего в школе детям. Категория, несколько более распространенная, чем первая, нотоже сравнительно редкая.
Третья группараспространена среди семей педагогически запущенных учащихся, а среди семейнесовершеннолетних правонарушителей почти пятую часть. Это аморальные в разныхотношениях родители. Среди отцов -чаще всего пьяницы, среди матерей — ведущиебеспорядочную половую жизнь, и тоже нередко увлекающиеся алкоголем; сюдаотносятся и родители, отбывшие или отбывающие наказание за совершенные имипреступления. Отрицательное влияние таких родителей на своих детей очевидно.
Самая большая группа семейпедагогически запущенных учащихся — четвертая, составляющая основную,преобладающую долю. Это родители, которые не занимаются воспитанием своихдетей, действуя по формуле: «Мы их отдали в школу, пусть там и воспитывают!». Вэтой группе семей можно выделить три достаточно четкие и типичные подгруппы:
1. С признаками указанной выше третьей группы (аморальные родители);
2. Родители, не желающие утруждать себя воспитанием детей;
3. Большей частью одинокие матери, очень занятые своей работой и не имеющиевозможности уделять должного внимания ребенку.
Перечислим основныепринципы и формы работы с родителями педагогически запущенных учащихся:
üПреодолевать все еще встречающиеся неправильные взаимоотношенияпедагогов с семьями учащихся. Должно быть педагогическое содружество — единственно оправданная форма;
ü К любой семье должно быть доброжелательное отношение, стремление, прежде всего, помочьей;
ü Требование заботитьо детях и обеспечивать их полноценное воспитание;
ü С момента подачизаявления о поступлении в школу и до ее окончания изучать его семью, глубоко ивсесторонне знать ее, поддерживать с родителямидружеские, доверительные отношения.
Основные формы и методыработы с семьей в зависимости от их целей могут быть сгруппированы так:
ü педагогическоепросвещение родителей;
ü приобщение их кактивному участию в жизни школы;
ü меры общественного,административного и уголовного воздействия на родителей, уклоняющихся отвоспитания своих детей или оказывающих на них отрицательное влияние.
Педагогическое просвещениеосуществляется большей частью в форме лекториев для родителей, работающих вмасштабе школы. Лекции читают как работники школы, так и привлеченные специалисты.Полезно создание уголков для родителей, где дается краткая информация о жизнишколы, вывешивается список рекомендуемой литературы для родителей.
Приобщение родителей кактивному участию в жизни школы и координация воспитательных воздействий на учащихсяможет идти такими путями: создание и работа родительских комитатов, советов идругих форм совещательных органов; систематическое проведение родительскихсобраний; привлечение родителей к работе с учащимися; беседа и лекции,кружковая работа, спортивная работа и т.п.
Меры воздействия народителей, совершающих определенные ошибки или уклоняющихся от воспитания своихдетей:
ü индивидуальнаябеседа с ними руководства и отдельных работников школы, прежде всегопсихолога, социального педагога и классного руководителя;
ü публичная критика народительском собрании; сообщение на работу или по месту жительства с просьбой опринятии соответствующих мер;
üобращение в комиссию по делам несовершеннолетних;
ü ходатайство олишении родительских прав, о привлечении к уголовной ответственности.
Рассмотрим некоторыеособенности индивидуальной воспитательной работы с учащимися и их родителями взависимости от своеобразия семей.
К учащимся, не имеющихотцов, в первую очередь и, главным образом, мальчикам очень желательно прикрепитьшефов — мужчин. При этом следует учесть педагогические требования, которые былиизложены при подробном рассмотрении вопросов индивидуального шефства, а такиерезультаты деятельности общественных воспитателей несовершеннолетних.
В случаях отрицательноговлияния на детей со стороны разведенных родителей школы должны проводитьработу и с отцом, и с матерью учащегося. Если меры разъяснения и убеждения недают положительных результатов, необходимо обратиться за помощью к инспекторупо охране детства.
Большое внимание должноуделяться учащимся из малокультурных семей. Такие подростки обязательнопривлекаются к различным формам внеклассной работы, вовлекаются в кружки,секции, в работу, художественную самодеятельность с учетом их интересов исклонностей.
Особого внимания требуютбезнадзорные учащиеся, которые составляют, как уже говорилось, основную долюпедагогически запущенных подростков. По существу, за пределами школы онипредоставлены сами себе и не испытывают никакого положительного организованноговоспитательного воздействия. А оно должно идти по следующим линиям: забота орежиме дня учащегося, о его материальном и бытовом благополучии, о здоровье;особого внимания требует борьба с дурными привычками — курением, алкоголем,наркоманией; изучение личных связей учащегося, приобщение его к жизни идеятельности ученического коллектива; вовлечение учащегося в организованныеформы досуга.
Особого внимания требуетработа с семьями, в которых родители злоупотребляют алкоголем, а потомунередко и приобщают к этому несовершеннолетних. Эта работа как с учащимися, таки с их родителями должна проводиться по трем направлениям:медико-физиологическому, социально — педагогическому и правовому.
Медико-физиологическоенаправление осуществляется естественно, врачами, прежде всего, наркологами ипсихиатрами. Основное внимание по содержанию уделяется пагубным последствиямалкоголизма и наркомании на личность в целом, на психическое и физическое (втом числе половое) развитие человека, на влияние алкоголя и наркотиков напотомство (рождение физически и психически неполноценных детей).
Социально — педагогическоенаправление реализуется преимущественно самими работниками школы, и главнаяего цель — раскрыть родителям и учащимся отрицательное влияние алкоголя и наркотиковна воспитание подрастающего поколения, на взаимоотношения между людьми, в томчисле и на семейные отношения.
Правовое направления имеет своей целью.Разъяснение последствий от действий и поведения лиц, находящихся в состоянииалкогольного опьянения, под воздействием наркотических средств, и ихответственности перед законом. Учащиеся и родители должны знать, что большаячасть преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения и подвоздействием наркотических средств, и что такое состояние не снижает винуправонарушителя, а усугубляет ее. Необходимо разъяснить основные положения УКРФ.
2.6. Диагностический листдля выявления признаков педагогической запущенности личности.
/. Положительные особенности личности
Интеллектуальные: наблюдательность,любознательность, развитие мышления, память, внимательность, восприимчивость вобучении, интеллектуальная готовность к обучению.
Нравственные: правдивость,трудолюбие, справедливость, прямота, щедрость, вежливость, скромность,послушание, нравственная подготовленность к обучению в школе.
Поведенческие: воспитанность,вежливость, послушание, дисциплинированность.
Волевые: инициативность,организованность, самостоятельность, настойчивость, смелость.
Эмоциональное состояние: бодрость,веселость, невозмутимость, жизнерадостность, оживленность,эмоционально-волевая готовность учиться в школе.
Динамичность: выносливость,подвижность, энергичность, активность, легко переключается с одного видадеятельности на другой, физически подготовлен к школе.
Отношение к деятельности, результаты: добросовестность,работоспособность, интерес к игре, труду, учению, творчеству, успехи в игре.
Отношения с окружающими: доброта,отзывчивость, сострадание, способность прощать, общительный, коллективист.
Самооценка адекватная.
Положение среди сверстников: популярен,предпочитаемый, принят в группу, отвергается сверстниками, находится визоляции.
Интересы и склонности: коллекционирование,спорт, техника, компьютерные игры, кино, телевидение, конструирование,поделки, труд, музыка, рисование, лепка, чтение, природа, животные.
//. Отрицательные проявления личности (которыеследует преодолеть)
Интеллектуальные: ненаблюдательность,нелюбознательность, неразвитое мышление, неразвитая память, плохое внимание,непрактичность ума, невосприимчивость к учению, интеллектуальнаянеподготовленность к учебе.
Нравственные: лживость,леность, несправедливость, нескромность, жадность, лицемерие, грубость,непослушание.
Поведенческие: невоспитанность,грубость, непослушание, недисциплинированность.
Волевые: неуверенность,недисциплинированность, безынициативность, неорганизованность,несамостоятельность, слабоволие, упрямство, трусость.
Эмоциональное состояние: угнетенность,вялость, подавленность, угрюмость, раздражительность, плаксивость,боязливость, страхи, неуравновешенность, гиперактивность, расторможенность,неуправляемость, агрессивность.
Отношение к деятельности, результаты: недобросовестность,неработоспособность, отсутствие интереса к учебе, к игре, к труду, ктворчеству, неуспешность в учебе, в труде, в игре, слабое овладение программой.
Отношение с окружающими: озлобленность,черствость, жестокость, злопамятность, замкнутость, индивидуализм.
Занижена или завышена самооценка.
Положение в группе: признан,отвержен большинством, находится в изоляции.
Отрицательные интересы: ябедничество,воровство, бродяжничество, курение, сквернословие.
Степень запущенности: легкая,средняя, высокая.
///. Причины и проявление запущенностиребенка
1-я группа: отставание вобщем развитии, болезненность, нравственная невоспитанность,неподготовленность к обучению в школе, пробелы в знаниях.
2-я группа: низкийпедагогический и культурный уровень родителей, неблагополучно в семье,безнадзорность, неправильное отношение в семье: подавление личности, побои,заласкивание, опека, неподготовленность к школе.
3-я группа: слабое знание ребенка,неподготовленность родителей, непосещение ребенком дошкольных учреждений,слабая индивидуальная работа с ребенком, неправильное отношение педагогов к ребенку.