--PAGE_BREAK--
ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
2.1. Значение дидактических игр для обогащения и закрепления словарного запаса детей старшего дошкольного возраста
В старшей группе необходимо несколько изменить направления
и содержание работы по развитию речи, а именно уделить внимание организации тех видов самостоятельной деятельности детей, которые более всего стимулируют их на высказывания.
Чтобы ребенок научился общаться выражать понятно, свои мысли, умело объяснять, следует формировать у него интерес к видам деятельности, где приходится много говориться, задавать вопросы, излагать ход и правила игры.
Исходя из вышеуказанного, мы провели специальное исследование с целью выявления уровней развития детей не только в повседневной жизни, но и во время занятий.
В опытно – экспериментальном исследовании участвовало 15 детей детского сада № 1 «Солнышко» с.Намцы, Намского улуса РС(Я).
Исследование проводилось по методике В.И. Яшиной, М.И. Алексеевой.
Изучались такие направления развития речи детей дошкольного возраста, например:
— словарный запас;
— грамматический строй речи;
— звуковая культура речи;
— связная речь.
Таблица 1
Список детей
№
Контрольная группа
№
Экспериментальная
группа
001
Москвитина Вика
001
Прокопьев Женя
002
Оконешников Артем
002
Суздалова Алена
003
Сивцев Слава
003
Ксенофонтов Алик
004
Крюков Тимур
004
Тихонова Виолетта
005
Местникова Саина
005
Слепцов Артем
006
Тохтобина Валя
006
Григорьева Вилена
007
Эверстова Лена
007
Аксенова Катя
008
008
Серкин Вова
Задача нашей работы на данном этапе заключалась в следующем:
– рассмотреть и проанализировать работу воспитателя детского сада, осуществляемую с детьми;
– выявить основные пути формирования правильной устной речи
у старших дошкольников.
На I этапе исследования, изучалась и анализировалась работа воспитателя детского сада, осуществляемая с детьми. В это время идет комплектование группы и мы посредством наблюдения за деятельностью детей и давая специально подобранные задания определяли уровень развития речи и уровень экологической воспитанности.
Вначале детям было предложено задание № 1 с целью проверки словарного запаса детей.
Детей попросили назвать предметы, относящиеся к различным смысловым группам, для этого были заданы следующие вопросы:
1. Каких ты знаешь животных (домашних и диких)?
2. Каких ты знаешь птиц, рыб, насекомых?
3. Какие ты знаешь деревья, цветы?
4. Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?
5. Какую ты знаешь мебель?
6. Какую ты знаешь посуду?
7. Какую ты знаешь одежду, обувь?
Все дети справились с заданием, некоторые дети не знают имена деревьев, цветов, овощей. Положительные ответы дали: Серкин Вова хорошо знает разновидности насекомых и назвал много видов одежд. Григорьева Вилена знает названии посуды, фрукты, одежду.
Далее было предложено задание №2. на проверку правильности произношения звуков. Было дано 38 картинок с изображениями предмета.
Для проверки правильности звукопроизношения детей попросили самостоятельно назвать приведенные им картинки. Самостоятельность их называния важна потому, что при повторении этих же самых слов вслед за взрослым ребенок часто произносит звуки более отчетливо, что может привести к неправильному заключению о состоянии его звукопроизношения.
Картинки подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки,
к числу которых относятся свистящие (С, Сь, З, Зь, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р, Рь, Л, Ль, Й. Каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове: в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребенком. Исключение составляют звуки З и Ж, которые в конце слов оглушаются. Приведем названия всех картинок:
С – Сук, коСа, автобуС;
Сь – Сетка, оСел, гуСь;
З – Зонт, коЗа;
Зь – Земляника, обеЗьяна;
Ц – Цапля, кольЦо, огуреЦ;
Ш – Шуба, ШиШка, дуШ;
Ж – Жук, еЖи;
Ч – Чайник, боЧка, клюЧ;
Щ – Щетка, яЩик, клеЩ;
Р – Рука, оРел, тигР;
Рь – Репа, гРиб, фонаРь;
Л – Лук, воЛк, стоЛ;
Ль – Лента, кошеЛек, соЛь;
Й – Яблоки, маЙка, змеЙ.
Все звуки правильно произносили Вика Москвитина, Ксенофонтов Алик, Григорьева Вилена. Дети в основном не умеют произносить звуки свистящие и парные звуки заменяют другим звуком например Р-ЛЬ, З-С.
Задание № 3 было предложено для проверки умения различать звуки речи на слух.
Исследование слуховой дифференциации звуков проводилось по специально подобранным картинкам мы использовали 14 штук разных изображений, названия которых различаются одним проверяемым звуком. Например, слова мишка и миска (относящиеся к названиям картинок
и воспринимаемые ребенком на слух) он может различать только при условии четкой дифференциации звуков С и Ш, поскольку все остальные звуки в этих словах одинаковы.
Для получения правильного результата исследования необходимо соблюдать следующие условия:
1) Картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает.
2) Картинки называются только одним словом, употребляемым
в именительном падеже. Никаких дополнительных слов не допускается.
3) Картинки называются в разной последовательности, иногда одно
и то же повторяется несколько раз подряд. Это лишает ребенка возможности ориентироваться на какой-то определенный порядок в показе картинок.
4) Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном (листом бумаги), так как некоторые звуки (например, С и Ш, З и Ж), не различаемые ребенком на слух, могут быть указаны им по положению губ.
5) Не следует смотреть на называемую картинку, поскольку многие наблюдаемые дети часто следят за направлением взгляда взрослого, что облегчает им выполнение задания.
На этом задание затруднялся Крюков Тимур путал звуки шипящие
и свистящие. Остальные дети очень хорошо справились с заданием четко произносили все звуки.
Задание № 4. Проверка сформированности грамматических систем.
Для проверки детям предложили выполнить следующие задания:
1) образование множественного числа имен существительных.
Детям предлагалось назвать приведенные им картинки по типу: ЛАМПА – ЛАМПЫ.
2) по аналогии с предыдущим заданием образовать множественное число от следующих имен существительных.
СТУЛ –
ДЕРЕВО –
ГЛАЗ –
ОКНО –
ДЕНЬ –
ПЕНЬ –
ЛОБ –
ВЕТЕР –
ПЛАТЬЕ –
УХО –
МЕДВЕЖОНОК –
БЕЛЬЧОНОК –
На этом задание использовали 12 предметных картинок. Дети справились, охотна отвечали на задание. Затруднялась Местникова Саина, Суздалова Алена. Ярко отвечала Аксенова Катя.
3) согласование прилагательных с существительными.
Детям предложили добавить к каждому данному существительному прилагательные ВЫСОКИЙ и ЗЕЛЕНЫЙ (по типу «МОРЕ СИНЕЕ
и ГЛУБОКОЕ»):
ДУБ КАКОЙ? –
ТРАВА КАКАЯ? –
ДЕРЕВО КАКОЕ? –
ДЕРЕВЬЯ КАКИЕ? –
На третьем задание для описания и сравнения было предложено четыре картинки. Дети все отвечали хорошо и правильно.
4) согласование существительных с числительными.
Детям предложили закончить каждое из прочитанных нами 15 словосочетаний, например: четыре дома, а пять…(домов).
Три шара, а пять …
Три ложки, а пять …
Два медведя, а пять …
Четыре пуговицы, а десять …
Одна конфета, а шесть …
Один олень, а восемь …
Одна капля, а десять …
Один лоб, а два …
Два уха, а шесть …
Две шеи, а пять …
Одно зеркало, а семь …
При согласовании существительными с числительными почти все дети путались не правильно называли.
Задание № 5.Владение связной речью.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Мы использовали 5 сюжетных картин дети рассказывали придумывали рассказ
с помощью какртин.
В результате констатирующего этапа исследования нами были определены три уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста на основе проявления качественных и количественных критериев:
1. Высокий уровень – развитость связной речи, богатый словарный запас, активность в общении, умение слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли.
2. Средний уровень – развитость связной речи, умение слушать и понимать речь, участие в общении чаще по инициативе других.
3. Низкий уровень – неразвитость связной речи, скудный словарный запас, низкая активность и малоразговорчивость в общении с детьми и педагогом, невнимательность, неумение последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.
Таблица 2
Результаты исследования по уровню развития речи уровню экологической воспитанности.
Уровень по развитию речи и экологической воспитанности
На начало эксперимента
Экспериментальная
группа
Контрольная
группа
Кол-во детей
%
Кол-во детей
%
высокий
4
40%
3
30%
Средний
2
20%
2
20%
низкий
Низкий
2
20%
2
20%
На основе полученных результатов, на II этапе мы разработали комплекс занятий по развитию речи с использованием дидактических игр экологического характера.
2.2. Формы, методы и приемы развития речи старших дошкольников посредством дидактических игр экологического характера
На формирующем этапе эксперимента была поставлена цель – развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр экологического характера.
Задачи:
1. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, формировать грамматический строй.
2. Вызывать интерес детей к объектам природы. Совершенствовать умение понять красоту звучащей родной речи через художественное слово, выразительно читать стихи в процессе игровой деятельности, рассказывать сказки, расширять кругозор детей.
3. Развивать воображение детей. Учить сочинять рассказы и сказки.
На данном этапе нашего эксперимента, на основе полученных результатов первичного исследования выявлены следующие направления работы:
1. Создать предметно-развивающую среду.
2. Разработать и апробировать дидактические игры экологического характера для активизации речи детей.
3. Контроль выполнения программы.
4. Работа с родителями с целью привлечения к сотрудничеству, учитывая то, что ребенок должен находиться в благоприятной речевой среде не только в детском саду, но и в домашней обстановке.
В развитии речи игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.
Дидактические игры экологического характера способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют речь, а также способствуют воспитанию культуры речи. Ребенок усваивает идейное содержание игры, последовательность событий, причинную их обусловленность. При этом он знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь.
Началом формирующей работы с детьми по развитию речи детей старшего дошкольного возраста была разработка системы занятий.
Успешная реализация данной работы предусматривает ряд педагогических условий.
Подготовительная работа:
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формирование чувства уверенности в окружающей среде. Работая над ответственным делом развития речи детей и планируя нашу работу, мы не должны забывать главного: работа эта достигает намеченных нами целей только в том случае, если она будет придерживать следующих правил:
1. Самое важное – добровольное участие в игре, необходимое для того, чтобы ребенок сам захотел принять участие
в предложенной игре.
2. Воспитатель своими действиями, эмоциональным общением с детьми, делает ее важной и значимой для них.
3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя
в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которое создают игры для освоения и применения нового опыта.
4. Используются различные наглядные материалы: картины, игрушки доступные по содержанию игры.
5. Требуется дифференцированный подход к ребенку: при анализе и оценке действия. К данной работе больше давать ребенку возможность проявить и выразить себя.
Это основные принципы организации проведения игр.
Распределение игры для результативной работы имеет большую значимость.
Следовательно, эффективность игры можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного образа, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательном – образовательной работы.
Мы подобрали дидактические игры экологического характера по методике С.Н. Николаевой с целью развития речи детей старшего дошкольного возраста. Рассматривали проблему экологического воспитания в двух взаимосвязанных направлениях:
– воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработка первоначальных практических навыков;
– развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Одна из задач экологического воспитания и образования дошкольников – формирование у них элементарных представлений о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом, в процессе чего будет развиваться связная речь.
Работа началась с организации в группе детского сада развивающей среды. Создание предметно-развивающей среды для развития речи детей старших дошкольников. Обстановка и предметы, окружающие ребенка
в детском саду несут определенную воспитательную и обучающую функции. Их целесообразность, эстетическая продуманность свидетельствуют
о стремлении создать необходимые условия, как для учебной, так и для самостоятельной деятельности детей.
Созданы уголки по ознакомлению детей с природой «Сезонный календарь», например тема «Зима» тут входит разные картинки о зиме например: дети катаются на санках, скатывают снеговик, работа разных людей на улице (чистить снег и.т.д.) дни надели и число. Еще имеется маленький календарик о погоде здесь дети сами рисуют например:
в понедельник солнечный день или облачный день тогда дети рисуют солнышко и.т.д. «Зеленая зона» в детском саду здесь имеется зимние комнатные растения цветы.
Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Воспитатель организует и материальную
и языковую среду, увлекает в совместную деятельность.
Занятие по ознакомлению детей с природой проводится один раз
в неделю.
Занятие № 1.
«Планета Земля в опасности!» с включением дидактической игры «Земля и ее обитатели» и «Почему они исчезают».
Программное содержание. Дать детям представление о том, что Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Таких материков несколько: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре есть два полюса: Северный и южный.
На планете Земля обитает много живых существ: в океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (наземные, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.
Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, земля, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.
Материалы к занятию. Большой мяч (шар) голубого цвета, белые контуры материков (можно использовать контурные карты), плакат «SOS», флажок «SOS», бледно – зеленая, желтая краски, авторучки с черным
и красным стержнями, простой карандаш, клей.
Методические приемы. Занятие проводится в форме рассказа – беседы воспитателя с детьми.
Дидактическая игра «Земля и ее обитатели».
Цель: уточнение и расширение знаний о животных; пополнять словарный запас детей новыми названиями.
Ход игры: Дети делятся на две команды; «Чья команда? Какой континент выберет». Затем дети выбирают животных, которые живут на этом континенте, определяя их по силуэту. Чья команда быстрее подберет животных, та и выиграла.
Дидактическая игра «Почему они исчезают».
Цель: учить отстаивать свое мнение, согласиться или не соглашаться
с мнением другого человека. В этом детям помогают диалоги между ними. Воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к природе.
Занятие № 2.
«Начинаем читать книгу «Экология в картинках»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что в книге рассказывается о «доме» для разных животных существ: растений, животных, людей. Сберегая их «дом» – условия, в которых они живут, мы сбережем живые существа.
Цель: учить детей слушать чтение познавательной книги, правильно понимать ее содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа. Учить детей рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других.
С помощью дидактического упражнения «Рассказываем вместе» учить детей, составляя самостоятельное описание, рассказывать подробно
и интересно, избегая повторов.
Ход занятия:
В.: Дети, название книги, которую мы начинаем читать, – «Экология
в картинках». Ее автор – писатель Виталий Николаевич Танасийчук. Он написал книгу специально для таких ребят, как вы, которые любят природу
и хотят стать юными экологами – юными защитниками природы. Теперь мы прочтем то, что написано перед самым первым рассказом (читает пролог).
В.: Дети, о чем эта книга? (Ответы). Что изучает наука экология? Для кого природа является «домом»?
В.: Теперь послушайте первый рассказ – «Удивительная прогулка» (читает выразительно с паузами).
В.: Дети, я вам задам сейчас вопросы. Вы их внимательно послушайте, подумайте, но отвечать не надо. Я еще раз прочту рассказ, тогда вы на них сумеете хорошо ответить. Вот эти вопросы:
1. Где гулял автор книги?
2. Какое было время года?
3. Что с ним произошло?
4. Кто ему приснился во сне?
(Пауза для осмысления вопросов или повторное их чтение).
В.: слушайте еще раз рассказ (читает). Воспитатель задает вопросы по очереди и выслушивает ответы детей. Неточные ответы поправляет чтением соответствующего текста.
В.: Дети, в конце рассказа автор нам задает вопрос. Он сожалеет, что
в нашем лесу нет таких зверей, и спрашивает: почему их нет? Как вы думаете, почему в нашем лесу нет белого медведя, слона, обезьян, крокодила?
Дети высказывают свои предположения, воспитатель поддерживает рассуждения, реагирует словами: «Это не совсем так», при этом, не делая никаких поправок и пояснений.
В.: Дети, я не буду вам объяснять сейчас, мне хочется, чтобы вы сами подумали, поговорили дома с родителями. Мы про все узнаем дальше, когда будем читать следующие рассказы в книге.
Занятие № 3.
«Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях».
Цель: учить правильно отвечать на вопросы; активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты.
Программное содержание. Дать детям представление о том, что лягушки – это обитатели сырых мест. Они часто встречаются вблизи пруда, озера, болота. Лягушки хорошо приспособлены передвигаться как по земле так и в воде. У них короткое компактное тело обтекаемой формы, голая, покрытая слизью кожа, длинные складывающиеся задние ноги, между пальцами которых есть перепонки; короткие передние ноги. Такое строение позволяет им легко плавать в воде, а по земле передвигаться прыжками. На голове у лягушки выпуклые глаза, ноздри, большой рот, в котором длинный липкий язык. Уши прикрыты барабанными перепонками, они незаметны.
У лягушки маскировочная окраска кожи: на земле, в траве ее совсем не видно, если она затаилась. Лягушки питаются мошками, комарами: из воды или из травы они следят за их полетом, а топом «выстреливают» языком. Их модно встретить в теплое время года. С наступлением холодов они зарываются в иле на дне пруда, где и проводят всю зиму. Оживают весной
с наступлением тепла, откладывают икру в воду. Из каждой икринки развивается головастик, который потом превращается в лягушонка.
Ход занятия: проводится в форме беседы с детьми по картинкам 25,26 учебного пособия «Картины из жизни диких животных».
Используется дидактическое пособие «Лягушка». Вариант № 1.
Занятие № 4.
«Где зимуют лягушки».
Цель: закрепить представление детей о жизни лягушек в природе. Продолжать активизировать в речи детей соответствующие слова и обороты.
Дидактическое пособие «Лягушка». Вариант № 2.
Программное содержание. Закрепить представления детей о жизни лягушек в разные сезоны. Показать приспособление лягушек к жизни
в разных температурных условиях.
Материалы к занятию: картины 25, 26 (из вышеуказанного пособия), книга «Экология в картинках» (рассказ «Где зимуют лягушки?»), игрушечная лягушка.
Занятие № 5.
«Обитатели нашего уголка природы»
Цель: воспитывать умение задавать вопросы; воспитывать навыки культурного общения между детьми.
Программное содержание. Уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формировать представление: растения
и животные – живые существа. У них есть потребности в определенных условиях: для растений это тепло, свет, вода, питательная почва; для животных – их пища, вода, место, где они строят гнездо, едят, отдыхают. Обитателям уголка природы условия жизни создают люди, они заботятся
о них, ухаживают.
Занятие № 6.
«Почему белые медведи не живут в лесу».
Цель: совершенствовать умения детей составлять рассказы по картинкам, представляющим сюжет в развитии; воспитывать умение подбирать слова, сходные по звучанию; активизировать словарь детей; совершенствовать слуховое восприятие.
Программное содержание. Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни: крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит своим молоком, затем рыбой.
Белые медведи приспособлены к жизни в суровых северных условиях:
у них густая, теплая шерсть, в том числе и на подошвах лап, – она их спасает от мороза, белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными
в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать.
Материалы к занятию. Картинки 15, 16 из вышеуказанного пособия; книга «Экология в картинках» (рассказ «Почему белые медведи не живут
в лесу?»); глобус, маленькие изображения животных: белые медведи; клей.
Детям также предлагается заучивание загадок, пословиц, поговорок, потешек и стихов.
Цель: совершенствовать дикцию ребенка, развивать память.
Дидактическая игра «Что? Когда? Почему?»
Цель: совершенствовать умения детей отвечать на поставленные вопросы, используя как можно больше прилагательных и др. частей речи.
Ход игры: на предложенной картинке нарисованы овощи (например, лук).
Вопросы к детям:
– В какое время года лук прорастает лучше?
– Как хранить лук зимой?
– Что необходимо для роста лука и т.д.
Занятие № 7.
«Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения».
Программное содержание. Сформировать у детей представления
о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге.
Расширять словарный запас детей. Учить отвечать на вопросы развернутыми предложениями, употребляя как модно больше различных частей речи.
Материалы к занятию. Два растения – типичные представители засухоустойчивой и влаголюбивой группы (например, бальзамин и алоэ).
Занятие № 8. «Беседа об осени».
Цель: воспитывать навыки культурного общения; совершенствовать умения детей отвечать на поставленные вопросы, используя как можно больше прилагательных и др. частей речи; совершенствовать умения детей составлять рассказы по картинкам, представляющим сюжет в развитии.
В развитии речи дидактические игры экологического характера являются не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.
Каждая игра формирует выразительность детской речи, вырабатывает правильный темп и дыхание, хорошую дикцию. Именно в процессе игр дети знакомятся с их текстами, запоминают слова, активизируется речь.
Связывая слово с действием, образом, он проникается «гармонией родного слова», о чем говорил В.Г.Белинский. В процессе игр нужно обращать внимание на грамотную активизацию, обогащение речи ребенка. Во время прогулок, при ознакомлении с окружающим, во время праздников
и развлечений и т.д. сделать игру обычным явлением в жизни детского сада, привлечь к этому детей.
Таким образом, игра на протяжении многих веков была важным источником воспитания речи детей. Именно дидактические экологические игры, в процессе которых идет активная речевая деятельность, общение являются одним из важных средств развития речи детей старшего дошкольного возраста.
2.3.
Динамика развития речи старших дошкольников
На контрольном этапе организовали следующие направления работы: контроль над выполнением программы, определение эффективности формирующей работы и обследование речевого развития детей старшей группы, с целью проверки результативности проведенной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр экологического характера.
Результаты задания №1 позволили составить самое общее представление о богатстве и бедности словарного запаса детей: одни дети называли, например, множество разных животных, включая и «экзотических», а другие ограничивались только «кошкой и собакой». То же самое и в отношении всех других смысловых групп предметов. В частности, из овощей дети нередко называли «картошку и морковь», а из птиц – ворону. Делая вывод можно сказать, что в подобных случаях нужно немедленно приступать
к обогащению словарного запаса детей, как бы наполняя конкретным содержанием каждое из названных обобщенных понятий.
Задание №2на проверку правильности произношения звуков. Большинство детей с заданием справились, но были дети, которые в процессе обследования делали звуковые замены. Вывод заключается в том, что у таких детей необходимо устранять такие замены. (Следует отметить, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее чем к 5 – 6 годам).
Поскольку в основе звуковых замен чаще всего лежит неразличение этих звуков на слух, то и работу здесь нужно начинать с воспитания
у ребенка слуховой дифференциации звуков. Во многих случаях дети, научившиеся различать звуки на слух, в дальнейшем на основе подражания самостоятельно овладевают и их правильным произношением. Если же этого не происходит, то нужно обратиться за логопедической помощью.
Задание №3: при различении звука на слух в речи большинство детей справились с заданием, но есть дети, которые затруднялись на различения шипящих звуков.
Задание №4: проверка сформированности грамматических систем. При образовании множественного числа имен существительных дети отвечали правильно. Согласование прилагательных с существительными некоторые дети справились с заданием описывая предмет например: «трава зеленая
и маленькая». Затруднялись в основном при согласование существительных
с числительными.
Задание №5. Проанализировав и рассмотрев работу детей можно обратить внимание на невысокий уровень речевого развития. Словарный запас детей недостаточен. При описании картинок многие дети используют существительные и глаголы, мало употребляя прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные
и подчинительные союзы, которые должны присутствовать в словаре ребенка.
Как свидетельствует проведенное исследование у детей недостаточно знаний о природе.
Анализируя работу воспитателя детского сада, осуществляемую
с детьми, можно сказать, что работа малоэффективна и требует доработки.
Разработанными нами методическими приемами развития речевой деятельности дошкольников были дидактические игры экологического характера, которые мы включили в занятия по «Ознакомлению детей
с природой». Эти занятия были апробированы на детях с целью проверить опытно – экспериментальным путем их эффективность. В процессе занятий дети учились не только строить рассуждения, высказывать свои мысли, но
и соглашаться или не соглашаться с мнением воспитателя и своих сверстников; постепенно у ребят появлялся интерес к позиции другого человека, они начинали обращаться друг к другу с вопросами
и возражениями. У них формировалось умение убеждать в своей правоте. Накапливался речевой опыт. Дети учились правильно говорить, учились грамотному общению на занятия.
Таблица 3
Уровень по развитию речи и экологической воспитанности
На начало эксперимента
Экспериментальная
группа
Контрольная
группа
Кол-во детей
%
Кол-во детей
%
высокий
5
50%
3
30%
Средний
3
30%
3
30%
низкий
Низкий
1
10%
Результаты опытно – экспериментальной работы показали, что использование дидактических игр в этой работе наиболее эффективней помогает понять и осмыслить сведения о животных и растениях, что позволяет расширить запас лексики у детей. Задача воспитателя состояла
в том, чтобы в результате педагогической работы у дошкольников сформировались умения четко формулировать свои мысли, формирование логического мышления, мыслительных процессов.
Оценивая результаты, можно сказать, что дети продвинулись в умении общаться, в умении принимать оптимальные решения, анализировать, т.е. можно считать, что удалось добиться определенного усовершенствования их научно – деловой речи. Безусловно, работа над развитием речи дошкольников должна быть продолжена в дальнейшем, можно сказать, что проведенное исследование дало желаемый результат.
продолжение
--PAGE_BREAK--