Реферат по предмету "Экономика"


Проблемы использования энергоресурсов в Украине

/> 

Реферат
 
на тему: Проблемыиспользования энергоресурсов

ученика 11-Б класса
Третяка Станислава

 
 
 
 
Днепропетровск
2002
Содержание
стр.
Вступление …………………………………………………………………………… 3
Барьеры на путидостижения эффективного энергоиспользования ……………… 4
Что необходимопредпринять прежде всего? ……………………………………. 7
Системнаястратегия энергосбережения …………………………………………… 8
Надёжностьэнергоснабжения ……………………………………………………… 8
Политика цен итарифов …………………………………………………………… 9
Законодательствои нормативная база …………………………………………… 10
Эффективностьиспользования энергии ………………………………………… 12
Охрана окружающейсреды ……………………………………………………… 14
Вступление
В последние годы вопросы реализации политикиэнергосбережения и повышения энергоэффективности в Украине приобрели особуюактуальность и напрямую связаны с энергобезопасностью страны. Ученые испециалисты из различных отраслей (а особенно из отраслей, связанных стопливно-энергетическим комплексом) в ходе многочисленных семинаров, конференций,выставок и других, как отраслевых, национальных, так и международныхмероприятий, активно обсуждают различные аспекты этой проблемы. Предлагаетсябольшое количество технических решений, законодательных инициатив,экономических и социальных преобразований. Все эти предложения направлены нарешение конкретных задач, отражающих один из факторов, препятствующихдостижению поставленной цели. В настоящей работе сделана попытка провестикомплексный анализ препятствий (барьеров) на пути реализации политикиэнергосбережения и достижения энергоэффективности  в Украине, их классификация,а также намечены стратегические направления для их преодоления.
Понятия «энергосбережение» и«энергоэффективность» очень взаимосвязаны. Действительно, само посебе «энергосбережение» в дословном понимании этого слова не являетсясамоцелью. Никто сейчас не ставит задачу сберечь энергию любой ценой, ведьможно было бы ее тогда совсем не тратить, а закрыть все, погасить свет иостановить всю технологию или снизить потребность в энергии до минимума. Этобыло бы равнозначно призыву к прекращению развития человечества. А кроме того,если рассматривать энергию с философской точки зрения, то энергия — "… общая количественная мера движения и взаимодействия всех видовматерии. Энергия не возникает из ничего и не исчезает, она может толькопереходить из одной формы в другую...". То есть, энергия подчиняетсязакону сохранения, а, следовательно, ее нельзя сберечь. Тем не менее, понятие«энергосбережение» широко используется в мировой практике – “EnergySaving”, “Energy Conservation” (англ.), “Energieeinsparen” (нем.), но в этопонятие вкладывается более общий смысл. Например, снижение удельного расходатвердого топлива на единицу выработанного 1 кВт.ч в обобщенном виде приводит к“сохранению” топлива в недрах земли, которое будет израсходовано для этой жецели, но в более долгосрочной перспективе, тем самым показывается сохранениеэтого энергоресурса на определенный период времени. В таком именно понимании ииспользуется термин “энергосбережение”.
ВУкраине приняты и действуют Закон «Об энергосбережении», целый рядГОСТов в области энерго- и ресурсоиспользования, работает ГосударственныйКомитет по энергосбережению, и тем не менее сохраняется тенденция к ростуэнергоемкости продукции, которая появилась в Украине после экономического спада1989 г. Даже в сравнении со странами СНГ и другими странами с переходнойэкономикой, этот показатель продолжает расти. Следует отметить, что показателивалового внутреннего продукта (ВВП) в странах с переходной экономикой искаженымножеством статистических и методологических неточностей, т.к. значительнаячасть экономической деятельности в Украине, России и других странах СНГпроводится через теневую экономику, поэтому данные о ВВП не фиксируются вофициальных документах. В странах же с развитой экономикой большая частьматериальных ценностей создается неэнергоемкими отраслями, такими как сферауслуг (например, банки и торговля). А что касается энергоемких секторовэкономики, то они в развитых странах отличаются высокой энергоэффективностью. Вэтой связи сравнение показателей энергоэффективности в Украине с аналогичнымипоказателями в странах с развитой экономикой не может быть объективным. Болеецелесообразно такое сравнение проводить со странами с переходной экономикой, втом числе и странами СНГ, где, кроме того, используется аналогичноеоборудование. Так, даже по сравнению со странами СНГ и другими странами спереходной экономикой, эти показатели для Украины выглядят не лучшим образом –энергоемкость продукции продолжает расти. Поэтому, прежде всего, необходимонайти причины (барьеры), из-за которых в Украине нет ощутимых результатов вэнергосбережении.
Барьерына пути достижения эффективного энергоиспользования
Проведенныйанализ показывает, что препятствия (барьеры) на пути эффективногоэнергоиспользования можно условно классифицировать на финансовые,управленческие, административные, юридические и рыночные. Рассмотрим болееподробно каждый из этих классов.
Финансовые– наиболее часто упоминаются приобсуждении проблем энергосбережения. К ним относятся:отсутствие капитала, особенно оборотных средств; высокие банковские ставки на кредиты; большие расходы на наращивание капитала по причине высоких кредитных ставок (период окупаемости инвестиций для проектов по энергосбережению становится слишком продолжительным); использование не денежных форм взаиморасчётов (бартер, векселя); неплатежи за использованную энергию (приводит к нехватке топлива для электростанций и ТЭЦ, дефициту тепловой и электрической энергии, и сводит идею функционирования энергорынка на нет); недостаток инвестиций, включая внешние — главное препятствие в нынешнем “экономическом климате”.
Социальные – связаны с уровнем образования, информационнымобеспечением и менталитетом нации:низкая информированность: руководство предприятия, да и просто отдельные граждане не знают о возможностях экономии энергии или не информированы о действительной стоимости энергии, не знают о возможных (порой альтернативных) вариантах поставок энергии, энергоэффективного оборудования; мало используются ИНТЕРНЕТ-технологии в поисках фирм-производителей, энергоконсалтинговых и энергоаудиротских компаний, создании баз данных; низкий уровень образования в сфере энергосбережения — начиная от школ, высших учебных заведений, и до повышения квалификации специалистов программы подготовки (в большинстве своем) не отвечают требованиям по освещению проблемы энергосбережения; не сформирована потребность в консультационных пунктах по вопросам оценки энергоэффективности тех или иных приборов, технологий, оборудования, строительства или реконструкции жилого сектора и др. Потребитель не может сделать правильный выбор; “проблема не затрагивает моих интересов”, т.е. “это не мое дело” — таково мнение большинства населения.
Производственные — для промышленности эффективностьэнергоиспользования зачастую не рассматривается как важная составляющаябизнеса. Существует так называемая “производственная специфика”, поэтому кданным барьерам можно отнести:приоритет инвестиций на повышение производительности труда или качества продукции перед инвестициями, направленными на повышение энергоэффективности – “сначала произвести, а как — это уже второй вопрос”. (Однако стоит помнить, что реализованные программы энергосбережения позволяют снизить стоимость выпускаемой продукции и соответственно повысить ее конкурентоспособность). технологические потери: вследствие высокой зольности поступающего угля ТЭС работают со слишком низкими КПД; электроснабжение осуществляется на недопустимо пониженной частоте, вследствие чего у большинства потребителей возникает ущерб из-за снижения производительности машин и механизмов; существенные потери энергии и энергоносителей при их транспортировке и распределении, которые связаны с несовершенством технологии, оборудования, ошибками при проектировании и эксплуатации; внезапные отключения потребителей электрической энергии или, в меньшей мере, отключения с предупреждением приносят значительные ущербы промышленным предприятиям (которые иногда исчисляются не только финансовыми потерями, но и порчей технологического оборудования. Часто это приводит к нарушению правил безопасности на рабочих местах, на конкретных технологических процессах, что является недопустимым. Эти же проблемы касаются и частного потребителя — населения (в зимнее время в часы прохождения максимума нагрузки в объединенной энергосистеме Украины мощность отключения составляла до 4 млн. кВт)). отсутствие мотивации (поскольку невозможно получить прямую выгоду от внедрения программ энергосбережения, ставки налогообложения не позволяют заниматься реинвестированием в энергосбережение, при этом существует мнение, что не следует осуществлять материальное стимулирование персонала за экономию энергии); коммерческие потери (отсутствие автоматизированных систем учета энергии и расчетов за потребленную энергию на оптовом и розничном рынках, несовершенство тарифов на энергоносители, отсутствие практики их выбора и использования приводит к значительным “коммерческим” потерям мощности и энергии); стимулирование энергосбережения (Стимулирование энергосбережения достаточно часто осуществляется за рубежом посредством субсидий. В Украине же, например, бюджетные и внебюджетные субсидии направляются на производство и введение в эксплуатацию ветрогенерирующих установок, а не передаются пользователям установок нетрадиционной энергетики, как это делается в других странах. Кроме того, в этих странах субсидии выделяются при условии, что используется только сертифицированное оборудование. Сертификация удостоверяет оборудование на соответствие государственным стандартам и дает право на монтаж оборудования и получение государственных субсидий. Выдача субсидий должна стимулировать использование технологий нетрадиционной энергетики, а не производителей ветрогенерирующих установок); отсутствует возможность выбора поставщика и/или типа энергоносителя (потребитель не может поменять поставщика ни при каких условиях (к примеру, в Германии потребитель не может поменять поставщика только в течении трех месяцев, после этого срока он волен в выборе нового поставщика), потребитель затруднен при выборе тарифов на поставку энергии, поскольку отсутствует система критериев выбора и согласования тарифов на электрическую энергию между поставщиками и потребителями); существует скрытая монополия поставщиков энергии, заключающаяся в прямом или косвенном диктате при реализации программ энергосбережения ( например, поставщик энергии: указывает потребителю какие конкретные типы приборов учета энергии он должен установить на своем объекте; предлагает конкретную фирму, которая будет устанавливать системы учета энергии, при этом эти фирмы являются наиболее “приближенными” к поставщикам, поэтому даже при проведении “тендеров” они являются победителями; препятствует переходу потребителей на другую систему тарифов и пр.)
Административные – в основном связаны с наследиемадминистративно-командной системы управления:цена на энергию определяется административными решениями, прежде всего политическими соображениями, и только потом – затратами; нормативная база плановой экономики переносится на рыночную экономику Украины – диктат среднего управленческого звена, они привыкли мыслить теми категориями, которые были раньше, и пытаются их перенести в сегодняшний день “Правила пользования электрической энергии” остались без существенных изменений; документы энергоснабжающих организаций и практика их применения не учитывают прав потребителя, отсутствует механизм защиты этих прав; групповое, технологическое и общезаводское нормирование переносится из плановой экономики, что не позволяет раскрыть и в полном объеме использовать потенциал энергосбережения; приоритет руководителей отдается ликвидному на внешнем рынке товару с высоким уровнем энергозатрат (с высоким удельным расходом, например, производство стали, цемента и др.), а не вложению инвестиций в энергосберегающее оборудование, которое позволило бы снизить себестоимость и соответственно повысить конкурентоспособность продукции.(Однако этот путь не является очевидным, поскольку выпускаемая продукция идет на экспорт и является товаром, приносящим стране валюту, но продаваемым зачастую по более низким ценам по сравнению с товаром из других стран. Следует отметить, что для производства этого товара в конкурирующих странах тратится значительно меньше энергии (почти в два раза — см. далее). Необходимую энергию мы покупаем за валюту по мировой цене, а товар продаем ниже мировых цен. Если добавить и экологические аспекты, вызываемые производством этих товаров и сжиганием энергии на энергозатратном оборудовании, то напрашивается теперь уже очевидный ответ: “а не пора ли все это подсчитать”. Возможно, всё население Украины, даже не подозревая, субсидирует эти производства); отключения потребителей (ограничения) зачастую осуществляются по административным признакам — одно предприятие отключить нельзя, даже если оно имеет задолженности по оплате за энергию, потому что существуют административные рычаги (действует “телефонное право”), а другое предприятие, не имеющее долгов, отключить (ограничить) можно.
Юридические:отсутствие нормативных актов для обязательного учета расходов тепловой и электрической энергии, а также других энергоносителей на всех уровнях – от производства до потребления; безнаказанность за неплатежи за использованную энергию; убытки потребителей за счет отключения и поставки некачественной энергии остаются без внимания, поскольку отсутствуют соответствующие нормативные документы, включая юридические.
Рыночные:рынок энергосберегающего оборудования и технологий более похож на “дикий рынок”, где честная конкуренция заменяется явным лоббированием интересов отдельных фирм-производителей; при отсутствии информации потребитель приобретает “то, что блестит”, не оценивая его эффективности; отсутствие достаточного опыта и культуры проведения маркетинговых исследований, бизнес планирования, менеджмента проектов, связанных с энергосбережением; фактические расходы, связанные с нерациональным использованием энергии покрываются обществом, а не виновниками; дополнительные расходы, связанные с загрязнением окружающей среды, устранением экологических последствий при производстве, передаче или потреблении энергии не покрываются загрязнителями; избыточное потребление энергии покрывается не только потребителями (через оплату энергии), но и обществом — за счет импорта дополнительных (сверх необходимых) энергоресурсов.
Длярешения вопросов в области энергосбережения необходимо большее вмешательствогосударственных органов, активная позиция как всего населения, так ипредпринимательских структур, особенно управленческого звена. Вместе с тем, современи обретения независимости энергетическая политика в Украине сводиласьпреимущественно к решению проблем дефицита энергоносителей и преодолениютрудностей с оплатой за импорт.
Абсолютноочевидно, что стимулирование эффективного использования энергии является важнымфактором, обеспечивающим уменьшение дефицита национального платежного баланса,повышающим конкурентоспособность промышленности на международном рынке, а такжеснижающим вредные выбросы в окружающую среду. Анализируя барьеры на пути достиженияэнергоэффективности, следует констатировать, что в Украине существует огромноеколичество серьезных преград, которые по их суммарному воздействию составляют“критическую массу” и не позволяют достичь серьезных результатов вэнергосбережении. Важнейшей задачей для достижения энергосбережения в широкомсмысле этого слова является поиск необходимых этапов и построение системнойстратегии энергосбережения, которая позволит преодолеть барьеры на его пути,т.е. необходимым условиям для достижения энергоэффективности в Украине естьразрушение “критической массы” негативных препятствий.
Чтонеобходимо предпринять прежде всего ?
Первыйшаг на пути определения приоритетныхнаправлений состоит в анализе количественных показателей эффективностииспользования энергии в конкретных секторах экономики Украины, важно адекватнооценить “где мы находимся?”.
Транспорт (около 30% всей потребляемой энергии) сегодняявляется второстепенной отраслью, однако нет сомнения в том, что она будетбыстро развиваться по мере улучшения положения в экономике и роста количестваличных автомобилей. Энергосбережение в этой отрасли может быть достигнуто засчет конструкций и устройств, обеспечивающих оптимизацию режимов работытранспорта: использование информационных и электронных систем (электронноезажигание, навигационное оборудование и др.), а также силовое электронноеоборудование в железнодорожном транспорте (частотно-регулируемый тяговый ивспомогательный электропривод).
Такжеодним из приоритетных направлений является улучшение работы общественноготранспорта, что приведёт к уменьшению использования личных автомобилей. Важнымостается вопрос эко- энергомониторинга работы транспорта.
Секторпотребления в коммунальномхозяйстве и сфере услуг очень разносторонний и содержит большое количествоиндивидуальных потребителей. По причине структурных и культурных различий (срокэксплуатации жилищного фонда, уровень заселения жилых домов, видэнергоносителей и т.п.), данные разных стран часто трудно сравнивать.Существует, однако, значительный потенциал для улучшения положения в данномсекторе, если принять во внимания в целом низкие уровни изоляции конструкцийзданий, практическое отсутствие регуляторов технологических процессов(отопления, освещения, вентиляции и других) в большинстве домов.
Очевидно,что промышленность — приоритетная с точки зрения энергопотребленияотрасль. Это обусловлено рядом причин:она является самым крупным потребителем; потребление ограничено относительно небольшим количеством пользователей.
Некоторыеотрасли промышленности Украины на тонну продукции потребляют энергии на 50-100%больше, чем соответствующие отрасли в странах ЕС. Следует заметить, что большаячасть используемого сегодня оборудования имеет низкий КПД, значительныйморальный и физический износ, поскольку оно было спроектировано еще во времена,когда стоимость энергии была очень низка.
Показателиудельного энергопотребления (ГДж/т продукции) в отдельных секторах производствав Украине и ЕС говорят сами за себя:
Сектор производства Украина — ЕС
Чугун и сталь 32 20
Сахар 1,8 0,9
Стекло 14 7
Кирпич 1,9 1,8
Цемент 6,3 3,8
Нанациональном уровне показатели эффективности использования энергии должныиграть исключительно важную роль при выборе приоритетных направлений дляинвестирования и при определении прогресса в эффективном использовании энергиив пределах всей страны.
Строительныйсектор. Строительство новых иреконструкция уже построенных зданий без учета необходимости экономии энергии,особенно тогда, когда проектировщики и строители не ощущают ответственностиперед теми, кто оплачивает счета за отопление, является недопустимым. В странахЕС установлены очень строгие нормы тепловых характеристик зданий и ихкомпонентов: герметичности и вентиляции, теплоизоляции и т.д. Актуальнымстановится энергетическая паспортизация зданий и сооружений.
Второйшаг предусматривает анализкачественных показателей, которые характеризуют уровни полноты законодательствав энергосбережении, стандартов и правил, регулирующих эффективностьиспользования энергии. Они базируются на количественных данных, что приведенныхв нормативных документах. Наиболее ярким примером в этой области являетсястрогость строительных норм в отношении потерь тепла и изоляционных материалов.Другие примеры — стандарты на расход топлива автомобилями или стандарты,регламентирующие КПД бытовых приборов и обязательное наличие счетчиков тепловойи электрической энергии, расходов газа и т.п.
Третийшаг необходим для оценки качественныхпоказателей, которые отражают ход сокращения удельного энергопотребления в экономикестраны. Они включают:потенциал поставок энергосберегающего оборудования, отвечающего современным требованиям, создания необходимых баз данных; наличие доступной информации и возможность подготовки кадров; общие уровни знаний и умений, позволяющие осуществлять консультации в области энергосбережения (энергоконсалтинг); уровень мастерства при внедрении энергосберегающих проектов.  
Системнаястратегия энергосбережения
Cистемная стратегия состоитиз взаимозависимых пяти важных блоков:надежность энергоснабжения; политика цен; законодательство и нормативная база; непосредственно программы эффективности использования энергии; защита окружающей среды.
Средизаданий, включенных в блоки системной стратегии, имеются уже достаточноизвестные (находящиеся в рассмотрении, воплощаемые в жизнь, например,государственная поддержка программ энергосбережения в бюджетной сфере) и те,которые не нашли отражения в действиях государственных и негосударственныхучреждений. Системная стратегия требует решения этих задач в комплексе, чтопозволит расчистить дорогу от имеющихся преград.
Надёжность энергоснабжения
Следуетприменять самые эффективные средства обеспечения надёжности энергоснабжения.Наиболее очевидные способы достижения этой цели включают следующее:
1.   максимальное использование местныхисточников энергии (поскольку постоянной проблемой Украины является то, чтоспрос на энергоресурсы превышает возможности их поставки за счет местныхресурсов);
2.   поощрение применения различныхвидов топлива с целью исключить доминирование одного из них (потребительдолжен иметь право выбрать тот или другой энергоноситель на основесоответствующих технико-экономических расчетов);
3.   создание условий длястимулирования конкуренции и доступ третьей стороны к электросети (возможностьподключения к конкурирующим сетям или источникам энергии);
4.   для поставок нефти и газа важноналаживание хороших и долгосрочных связей с различными странами (не только сРоссией и Туркменистаном, но и со странами Ближнего Востока и другими);
5.   выполнить строительствонефтепровода и нефтетерминала “Южный” (Одесса-Броды);
6.   Расчёт за поставляемую энергиюдолжен осуществляться только живыми деньгами;
7.   Перейти на расчеты за транзитэнергоносителей исключительно в (твердой) валюте;
8.   Осуществить строительство нефтепроводовна побережье Черного моря(чтобы уменьшить зависимость от российской нефти);
9.   Придерживаться международныхдоговоров относительно транзитных перевозок энергоносителей;
10.  Ускорить введение в эксплуатацию энергоблоков наХмельницкой и Ровенской АЭС и Киевской ТЭЦ-6;
11.  Осуществить реконструкцию ТЭС, реконструкция должнаосуществляться только с целью создания маневренной мощности (общаяманевренная генерирующая мощность Украины должна составлять не менее 30 %);
12.  При поставках угля для ТЭС следует перейти уже в 2001году на закупку его по калориям вместо вала;
13.  Выполнить реконструкцию нефтегазопроводов инефтетерминалов;
14.  Осуществить реконструкцию действующихгидроэлектростанций и достройку Днестровской ГАЭС на Днестре и Ташлицкой наЮжном Буге;
15.  Осуществить подключение объединенной энергетическойсистемы (ОЭС) Украины к энергетической системе Европы с использованием вставокпостоянного тока;
16.  Создать условия для совместной работы ОЭС Украины иРоссии.
Украинапродолжает прилагать усилия к тому, чтобы эффективное использование энергиипомогло сократить импорт топлива и содействовало повышению надежностиэлектроснабжения за счет значительного распространения возобновляемыхисточников энергии, для этого необходимо:
1.   Создать единую государственнуюпрограмму разработки и внедрения средств с использованием возобновляемыхисточников энергии: энергии ветра, солнечной энергии (солнечные коллекторы исолнечные батареи), тепла окружающей среды, геотермальной энергии,энергетической биомассы(энергетические сельскохозяйственные культуры,древесина, солома, твердые бытовые отходы, биогаз);
2.   Провести инвентаризациюпотенциалов по каждому виду энергетической биомассы и создать карту Украины поэнергетической биомассе;
3.   Осуществить поэтапный переход вкоммунально-бытовом секторе средних и малых городов и сёл на использованиекомбинированного производства тепла и электрической энергии на основе биомассы (отходысоломы, древесины, щепок, деревянных гранул и др.);
4.   Создать условия для разработки ивнедрения оборудования, создания инфраструктуры по производству и поставкамбиомассы в соответствии с возможностями регионов Украины.
Политика цен и тарифов
1.   Цены должны отражать реальныерасходы, механизм их образования должен быть понятным и прозрачным, включаяцены на услуги энергоснабжающих компаний, которые предоставляются потребителям;
2.   Перейти от использования “правилиспользования энергии” к “правилам купли-продажи энергии”, для создания которыхдолжны привлекаться представители общественных организаций;
3.   Законодательно обеспечить запретиспользования других (кроме “правил купли-продажи энергии”) ведомственных актов(различных условий на поставку и подключение к соответствующим сетям);
4.   Сбор платежей за использованнуюэнергию должен быть принудительным;
5.   Законодательно обеспечитьвозможность сбора платежей на условиях предоплаты за энергию;
6.   При поставке электрической энергиис ограничениями или временным отключением ввести “тарифы с прерываниями”,которые учитывали бы эти явления (поставщик будет иметь право применятьштрафные санкции за нарушение соответствующего договора потребителем, апоследний будет платить меньшую цену за поставку ему энергии с пониженнойнадежностью);
7.   Выбор системы тарифов должен бытьоткрытым и доступным для потребителей при заключении договоров на поставкуэнергии.
Законодательство инормативная база
Важным для внедрения политики энергосбереженияявляется принятие новых и внесение изменений и дополнений в существующие законыи нормативные акты Украины.
1.   Введение новых законов: “Обусловиях функционирования оптового рынка электроэнергии”, “О Национальнойкомиссии регулирования энергетики”, “О Концепции энергетической политикиУкраины”, “Об альтернативных источниках энергии” и др. предоставитэнергосбережению новые возможности, поскольку будут приняты соответствующиеправила игры в энергетической сфере. Внесение изменений в существующие законы иакты требует внимания в вопросах корегирования их относительно стимулированияэнергосбережения. Эти изменения разработаны и представлены ГоскомэнергосбережениемУкраины.
2.   При наличии условий глобализациимировой экономики разработать национальную программу и соответствующуюзаконодательную и нормативную базу для создания совместных структур с надежнымипартнерами иностранных государств, которые бы имели целью извлечениемаксимальной пользы для Украины из ее транспортных возможностей, что будетзначительным вкладом в обеспечение гармонизацииэнергоснабжения-энергопотребления (система ЭС-ЭП) при постепенном развитиижизнедеятельности населения государства (следует помнить, что дальнейшеепассивное участие Украины в решении загрузки существующих нефтегазотранспортныхтрубопроводов и неопределенность в вопросах параллельной работы электрическихсетей с Россией и сетями европейских государств является очень серьезной ошибкойдля будущего государства. Мы ожидаем, что этот вопрос решится сам собой, испорим о возможных вариантах, и теряем время, а именно сейчас мы являемсясвидетелями того, как корпорации других государств, которые объединяются,создают обходные магистрали газотранспортной системы. Но это только началопути, следующим шагом будут электрические сети через внедрение вставокпостоянного тока. Это черты глобализации мировой экономики, которыеосновываются не на целесообразности межгосударственных дружеских отношений, накоторые мы так любим надеяться, а на жестком экономическом прагматизме).
3.   Государственная система управленияэнергосбережением должна выполнять функции: управления с позиций создания законодательной и нормативной базы; оценки потенциала энергосбережения, перспективного и краткосрочного прогнозирования приоритетов; координации региональных действий, определения политики и организации мероприятий по популяризации, подготовке кадров и повышению квалификации в этих областях; создания единого для Украины информационного пространства и включения его в международную сеть. координации научных разработок; сопровождения крупных пилотных проектов.
1.   Государственная система управленияэнергоснабжением и энергосбережением ни при каких условиях (непосредственно иличерез свои фирмы) не должна выполнять конкретные научные работы, осуществлятьих внедрение, инспектировать организации и предпринимать любые другие действия,связанные с конкретной деятельностью на уровне предприятий любой формысобственности, поскольку из-за увлечения этими функциями трудно определятьстратегические действия, что отрицательно скажется на достижении глобальнойцели – повышении энергоэффективности.
2.   НКРЭ должна быть независимойгосударственной системой управления.
3.   Перейти от системы нормированияэнергии к применению энергоаудита совместно с контролем и нормализациейэнергопотребления. (Украина унаследовала систему норм и стандартов наиспользование энергии в промышленности от бывшего Советского Союза. Главная ихфункция состояла в обеспечении централизованного планирования, а не вуправлении энергопотреблением. По мере спада промышленного производства системанормирования для технологических и/или производственных подразделений ипредприятий в целом становилась все более бесполезной, а с всё возрастающейприватизацией объектов становится даже вредной. Нормативные данные на единицувыпускаемой продукции (нормативные показатели работы – НПР) являютсяиндикаторами, способными учитывать различные обстоятельства использованияэнергии на объектах. Примеры различных типов условий, учитываемых НПР: различиев типе и качестве продукции; учет различия готовых продуктов и полуфабрикатов;учет различия в сырье; учет различных процессов и энергетических ресурсов; учетвремени использования и погодных условий (например, для воздушных системотопления и кондиционеров). Удельные расходы и НПР обычно получают изэнергетических обзоров, используемых на разных объектах с одним видомдеятельности, их готовят правительственные отделы управления или торговыеорганизации. Сравнение их на конкретном объекте укажет, как этот объектотличается от национальных (международных) показателей. Однако это даст толькоочень ограниченную, лимитированную информацию о том, какие аспектыиспользования энергии лучше или хуже обычных – не более. Сравнения данных опотреблении энергии на базе удельных расходов и НПР известны и применяются лишькак «моментальное фото», так как они рассматривают расход энергиитолько через конкретный фиксированный промежуток времени и при определенныхусловиях, и они не должны выступать в виде арбитра при анализе эффективностипроизводственных участков и промышленных предприятий. В Украине же ошибочноиспользуют НПР для “нормирования энергии” (как важного инструментаэнергосбережения). Фактически делается попытка нормировать “различияобстоятельств” или нормировать субъективизм. Как альтернатива нормированиюрасхода энергоносителей, что зачастую является рычагом к сокрытию потенциалаэнергосбережения и поэтому не служит решению его проблем, предлагаетсяиспользовать энергоаудит в сочетании с контролем и нормализациейэнергопотребления. Эти две задачи позволяют определить основные направленияэнергосбережения на конкретных предприятиях (энергоаудит) и в динамикеосуществлять текущую коррекцию энергопотребления, использующую удельные расходыэнергопотребления во взаимосвязи с параметрами технологических процессов, темсамым осуществляя нормализацию энергопотребления. Однако НПР все же полезны дляконтроля эффективности использования энергии на уровне конечного потребителя(электропривод технологической установки, холодильные установки и др.) Нужносистематически с помощью средств массовой информации (бюллетеней, журналов)информировать инженерно-техничекую общественность о мировых и отечественныхдостижениях абсолютных величин НПР по отдельным технологиям, оборудованию,производствам и их сокращению).
4.   Перейти от инспектирования кэнергоаудиту, экспертизе и консалтингу по вопросам энергосбережения напромышленных предприятиях любой формы собственности и постепенно дляорганизаций бюджетной сферы. (Следует помнить, что в условиях рынкаэнергоемкость уменьшается естественным путем, поскольку эффективностьиспользования энергии диктуется финансовыми соображениями. Это вынуждаетпредпринимателей действовать рационально и не жалеть денег на более современноеэнергоэффективное оборудование).
5.   Следует отказаться от созданиягосударственных программ энергосбережения, построенных на основе сбора,суммирования, анализа данных, полученных от отраслевых министерств, и на этойбазе заниматься планированием энергосбережения. (Альтернативным являетсявариант оценки потенциала и установление приоритетов по реализации программэнергосбережения на долгосрочную и краткосрочную перспективу на основе анализаданных о “горизонтальных” и “вертикальных” технологиях. “Горизонтальные” – этовсе технологии, применяемые в разных секторах энергопотребления (электрическоеосвещение, двигатели, компрессорные установки, бойлеры, и пр.). “Вертикальные”- технологии, которые являются специфическими, т.е. они предназначены дляработы в определенных условиях (подземные горнодобывающие машины, мартеновскиепечи и пр.).
 
Эффективность использованияэнергии
Повышение эффективности использования энергии будетспособствовать повышению надежности энергоснабжения, улучшению экологическойситуации и снижению расходов на импорт энергоносителей. Сюда относятся:
1.   Выделение субсидий или финансовойподдержки программам энергосбережения. (Поскольку вкладывать деньги вэнергосбережение намного выгоднее, чем осваивать новые источники энергии,политика использования таких стимулов, как налоговые льготы и займы под низкийпроцент для проведения мероприятий по энергосбережению администрациями всехуровней (от правительства до местных органов управления), экономическицелесообразна. Для проектов по энергосбережению особо остро стоит проблемаденежных средств в период экономического спада. Надо помнить, что инвестиции —это важнейший фактор решения проблем энергосбережения).
2.   Широкое внедрение программподготовки, переподготовки кадров, информирования населения и популяризацииэнергосбережения. (Опыт развитых стран свидетельствует, что обеспечениенеобходимой информацией о способах экономии энергии является простой, но оченьэффективной мерой. По данным США, средства, израсходованные на информирование,привлекают в энергосберегающие проекты в 2,5 раза больше капиталовложений, чемизрасходованные на налоговые стимулы. Очень важной становится деятельностьинформационно-консультационных центров для населения).
3.   Непосредственно программыуправления энергопотреблением, которые, несмотря на их явную привлекательность,не нашли надлежащего внимания в Украине (но значительное внимание им уделяетсяв США). Они состоят из: Управление электрической нагрузкой, которая необходима для выравнивания графиков нагрузки энергосистем и осуществляется путем снижения нагрузки потребителей в часы максимума нагрузки энергосистем, что предполагает создание внепиковых режимов работы оборудования, кратковременное отключение второстепенного оборудования и приборов в периоды суточного максимума нагрузки в энергосистеме, перенесение нагрузок потребителей с периодов «пиков» в периоды «провалов» нагрузок энергосистемы и т.д. Большое значение имеет автоматизация и системы управления электропотреблением. Вместе с тем, эффективное управление электрической нагрузкой станет реальным только при наличии следующих условий:
-Во-первых,очевидно, что в рыночных условиях потребители электрической энергии будутрегулировать режимы энергопотребления необходимым образом только в том случае,если у них возникнет экономическая заинтересованность в создании маневреннойэлектрической нагрузки, то есть заинтересованность во внепиковом потребленииэлектроэнергии. Такая заинтересованность достигается использованием прогрессивнойсистемы тарифов на электрическую энергию. В условиях рынка электроэнергииэффективное выполнение тарифами “дополнительной” функции управления приобретаетособо важное значение.
-Во-вторых,кроме экономической заинтересованности, потребители электроэнергии должны иметьреальные средства для управления электрической нагрузкой с точки зрения наличияу них конкретных методик, программного обеспечения и набора мероприятий дляуправления электрической нагрузкой.
-В-третьих,ни практическое использование прогрессивных тарифов на электрическую энергию,ни сама деятельность по регулированию электрической нагрузки потребителямипросто невозможна без наличия у них современных технических средств учета иуправления электропотреблением. Неэффективность тарифов на электрическуюэнергию и отсутствие современных технических средств учета и управленияэлектропотреблением создают ситуацию, в которой потребители не заинтересованы всоздании программ управления нагрузкой, да и просто не могут выполнять такиепрограммы.
-В-четвертых,как с целью создания упомянутых выше условий для управленияэнергоиспользованием, так и непосредственно для эффективного осуществлениятакого управления особо необходимым является разработка и утверждениесоответствующих нормативно-правовых документов. Эти документы должны статьюридическим основанием для своевременного внедрения и правильного использованияпрогрессивных тарифов на электрическую энергию, технических средств, а такжеконкретных методов и мероприятий по управлению электропотреблением.
Постепенный“подъем с колен” промышленности Украины требует внедрения новых технологий иоборудования. Поэтому именно сейчас необходимо создавать и внедрять методики,нормативные документы по вопросам управления энергоиспользованием, которыепомогут выбрать правильный путь проектирования новых или реконструкциидействующих объектов с учетом управления их электрической нагрузкой.Управление энергоэффективностью конечных потребителей энергии, для чего необходимо создать новое, более энергоэффективное оборудование (переоборудование, доукомплектование, изменение конструкции или режима функционирования, автоматизация и т.п.), а также систему стимулов, включая налоговые льготы и займы с низкими ставками. (Рассмотрим такой пример. Дополнительные расходы на улучшение теплоизоляции холодильника составляют около 44 немецких марок. Без этой теплоизоляции 30 холодильников каждый год потребляют 6000 кВт·ч электроэнергии. Для их работы следует либо увеличить мощность электростанций и сети на 1кВт, либо устранить эту потребность в электроэнергии, улучшив теплоизоляцию холодильников. Инвестиционные расходы при этом составляют для новой атомной электростанции около 500 немецких марок за 1 кВт.ч в год (включая уплату процентов с капитала и налоги), за 10 лет — 5000 немецких марок за 1 кВт.ч. А теплоизоляция 30 холодильников (средний срок эксплуатации — 10 лет) стоит всего 2640 немецких марок. Кроме того, для производства 6000 кВт·ч электроэнергии соответствующие эксплуатационные расходы, по данным работающих на станциях эксплуатационников, составили бы не менее 240 немецких марок в год. А для работы 30 теплоизолированных холодильников не требуется никаких дополнительных эксплуатационных расходов. Стоит подумать и о том, что в результате увеличения производства электроэнергии возникнут дополнительные расходы на ее распределение. И с точки зрения загрязнения окружающей среды, и с точки зрения расходов ресурсов вариант увеличения выработки электроэнергии явно хуже. Если здравомыслящему человеку задать вопрос, куда вкладывать капитал — в развитие электростанций для дальнейшего удовлетворения потребностей в электроэнергии или в мероприятия по рациональному ее использованию, — он, несомненно, выберет второе решение (т.е. в пользу теплоизоляции холодильников).
 
Охрана окружающей среды
1.   Необходимо осуществлять контроль идобиваться уменьшения выбросов в атмосферу CO2, NOx иSox;
2.   Цены на энергию должны отображатьреальные расходы на восстановление окружающей среды;
3.   Ядерная безопасность должна бытьприоритетным направлением политики в области энергетики;
4.   Необходимо провести инвентаризациювыбросов и поглощений парниковых газов, создать национальный кадастр выбросовпарниковых газов;
5.   Внедрение программ “совместноговнедрения” энергосберегающих проектов с зарубежными странами на базе соответствующихсертифицированных квот на сокращение выбросов парниковых газов согласноКиотскому протоколу (что может обеспечить потенциальный источниксамофинансирования энергоэффективных проектов).
Опыт западных стран свидетельствует, что отдельные должностныелица не всегда действуют рационально, нередко возводя серьезные препятствия напути эффективного использования энергии. В Украине ситуация еще сложнее.Проведенный анализ барьеров на пути энергоэффективности и намеченная системнаястратегия их преодоления должны способствовать уменьшению “критической массы”существующих на сегодняшний день барьеров, что позволит Украине выйти изсостояния энергетического кризиса и стать на путь построения цивилизованногорыночного общества.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.