Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование толерантности как средство успешной социализации младших школьников

ВВЕДЕНИЕ
В последнее времяпроблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации,на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаяминетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебнонастроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов,выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинствааналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям,жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию,не задевая значимые аспекты жизни других людей. Особую остроту и значимостьприобретает изучение закономерностей становления толерантного сознания у детейв возрасте 6-7 лет, поскольку в данном периоде закладываются основы отношений вобществе.
В «Декларации принциповтолерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективныхпутей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатогомногообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способовпроявления человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость,общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это гармония вмногообразии….». В статье 1.2 признано, что «толерантность – это не уступка,снисхождение или потворство. Толерантность — это, прежде всего активноеотношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свободчеловека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служитьоправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должныпроявлять отдельные люди, группы и государства» [4, с.6]
Начинать формированиекачеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведениеблизких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладываетсятакое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательномучреждении так же может осуществляться социально-педагогическая деятельность поформированию толерантности.
Исходя из вышесказанного, темакурсовой работы «формирование толерантности как средство успешнойсоциализации младших школьников» является актуальной.
Объектисследования – социализация младших школьников.
Предмет– толерантность как условие успешной социализации младших школьников.
Цельнаучно-исследовательской работы – изучить теоретический аспект и методическиеосновы формирования толерантности как условия успешной социализации младшихшкольников.
Задачи:
1. Изучитьсущность социализации личности.
2. Датьхарактеристику термину толерантность.
3. Выявитьспецифику проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте.
4. Проанализироватьдеятельность социального педагога по формированию толерантности у детей.
Методы исследования: изучениеи анализ социологической, психолого-педагогической, социально-педагогическойлитературы и нормативных документов по проблеме.
Курсовая работа (общимобъемом 46 страниц) состоит из введения, двух глав, заключения, спискаиспользованных источников (включающего 18 работ) и приложения.

1.Теоретический аспект толерантности как условиЯ успешной социализации МЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ
 
1.1 Сущностьсоциализации личности
Взаимодействие человекас обществом обозначается понятием «социализация», которое имеетмеждисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако егосодержание не является стабильным и однозначным.
Социализация (от лат.общественный) – процесс становления личности в ходе которого и с помощьюкоторого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс,делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения впоколение. Социализация рассматривается и как процесс, и как результат. [5,с.8]
Социализацияпредставляет собой процесс социального развития человека в результате стихийныхи организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия.Социализация продолжается на протяжении всей жизни человека во взаимодействияхего с различными факторами: условиями, ситуациями, субъектами.[8,с.85]
В гуманитарные науки термин социализация пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было обобществление земли, средств производства и т.п. Автором термина социализация, применительно к человеку, является американский социолог Ф.Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному, – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
Социализация человека овзаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью рядамеханизмов. Существуют различные подходы к рассмотрению механизмовсоциализации. Так, французский социальный психолог Габриэль Тард считал основнымподражание. Американский ученый Ури Бронфенбренер механизмом социализациисчитает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активнымрастущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых он живет.В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию иобособление личности, а А.В. Петровский – закономерную смену фаз адаптации,индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. А.В. Мудрик,обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, выделил несколькоуниверсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частичноиспользовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. Кпсихологическим и социально психологическим можно отнести следующие.
Импринтинг(запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательномуровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте.
Экзистенциальный режим- овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения,обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.
Подражание – следованиекакому-либо примеру, образцу.
Идентификация – процесснеосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой,образцом.
Рефлексия – внутреннийдиалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает теили иные ценности свойственные различным институтам общества, семье, обществусверстников, значимым людям.
Традиционный механизм –усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которыехарактерны для его семьи и ближайшего окружения.
Стилизованный механизмсоциализации действует в рамках определенной субкультуры.
Межличностный механизмсоциализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективнозначимыми для него лицами. [5, с.11]
Социализация личностиосуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек нетолько овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производитсоответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс социализацииличности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человекприсваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность человека,осуществляется экстериоризация и объективизация субъективности в его делах,поступках, в их результатах.
Личность формируется иразвивается под воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств еежизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом.Социализация личности, ее становление, становление человека как носителядуховных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение иразвитее субъектности происходят под влияние социальных обстоятельств. Процесссоциализации личности – основной, ведущий и определяющий в появлении,формировании и развитии личности.
Именно в процессесоциализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактами в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов исобытий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно ицеленаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный ифизический потенциал.
В процессе социализациичеловек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего егомира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловыхобразований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается вдошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средствамассовой информации, самообразовании. [5, с.10]
Социализация протекаетво взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количествомразнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Этидействующие на человека условия принято называть факторами. А.В. Мудрик выделилчетыре группы факторов Первая группа – мегафакторы – космос, планета, мир,которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализациювсех жителей Земли. Планета и мир органично взаимосвязаны и взаимозависимы. Мирвозник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земляот других планет. В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояниепланеты. Это влияние стало наиболее очевидным в двадцатом столетии, породив такназываемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические,экономические, демографические, военно-политические. Все эти и другие проблемы,и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений.Развитие средств массовой коммуникации (СМК) привело к тому, что планета и мирмогут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяет человеку «несходя с места» видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым«раздвинулись» границы действительности. Естественно, что следствием этогоявились изменения в восприятии жизни. Планы, мечты детей, подростков, юношей вмодернизированных обществах стали формироваться, ориентируясь не только нанормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на теобразцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.
Вторая группа –макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют насоциализацию всех народов живущих в определенных странах. Страна – этотерритория, выделяемая по географическому положению, природным условиям,имеющая определенные границы. Как полагал Мишель Монтень, люди в зависимости отклимата того места, где они живут, более или менее воинственны, более или менееумеренны, склонны к послушанию или непослушанию, к наукам или искусствам.Географические условия и климат страны влияют на рождаемость и плотностьнаселения. Геоклиматические условия влияют на состояние здоровья жителейстраны, распространение ряда болезней, на становление этнических особенностейее жителей.
Этнос историческисложившиеся, устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом,национальным самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, атакже осознанием своего единства и отличия от других подобных образований.Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяетсятем, что принято называть менталитетом. Менталитет – это глубинный духовныйсклад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущиеэтносу как большой группе людей, сформировавшейся в определенныхприродно-климатических и историко-культурных условиях.
Общество – совокупностьсложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которыхсоставляет семья, социальные, возрастные, профессиональные и иные номинальные иреальные группы, а также государство.
Государство – звенополитической системы общества, которое обладает властными функциями. Онопредставляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций,осуществляющих управление обществом.
Третья группа –мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: поместности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок);по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио,телевидения и др.); по принадлежности тем или иным субкультурам.
Мезофакторы влияют насоциализацию как прямо, так и опосредованно через четвертую группу –микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретныхлюдей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство,группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные,государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации,микросоциум [5, с.10].
Также социализациячеловека осуществляется широким набором универсальных средств, содержаниекоторых специфично для того или иного общества, того или иного социальногослоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способывскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиеническиеумения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовнойкультуры (то колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержаниеобщения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, ввоспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщениечеловека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах егожизнедеятельности – общении, игре, познании, предметно-практической идуховно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной,профессиональной, общественной, религиозной сферах.[5,с.10]
Анализируя работы, А.Ю. Мягковой сделаем вывод. Каждое общество, каждое государство, каждаясоциальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории наборпозитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения иубеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть доприменения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград.С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводитсяв соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.Именно направленность, уровень отношений основной массы людей к различнымидеологическим теориям, моральным религиозным взглядам, культурным явлениям, клюдям разных национальностей в значительной степени определяют общественнуюстабильность, являются непременным условием социального и морального прогресса.[10с.50].
Толерантность являетсяключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровнятерпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения вобщество, т.е. результат его социализации. Остановимся на рассмотрениитолерантности как условия успешной социализации человека.
1.2 Характеристика толерантности
Взаимодействие человекас обществом обозначается понятием «социализация», которое имеетмеждисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако егосодержание не является стабильным и однозначным. Толерантность являетсяключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровнятерпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения вобщество, т.е. результат его социализации.
Социализация(от лат. общественный) – процесс становления личности в ходе которого ис помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е.процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры изпоколения в поколение. Социализация рассматривается и как процесс, и какрезультат.
Изучением толерантностизанимаются многие исследователи такие, как Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова,Федоренко Л.Г. и многие другие.
В переводе с латинскоготолерантность (tolerantia)означает терпение. Если заглянуть в словарь С.И. Ожегова, то найдем три слова,близкие по значению: «терпение», «терпеть» и «терпимость». Терпениеопределяется с одной стороны, как способность терпеть, с другой – какнастойчивость, упорство и выдержка. Терпеть – 1) безропотно и стойко переноситьчто-нибудь, 2) мириться с наличием чего-либо, 3) испытывать что-то неприятное,тяжелое, 4) откладывать какие-либо дела. Терпимость используется в значениитерпимого отношения к кому-нибудь, чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям,поведению. Именно терпение считается одним из значимых качеств педагога. Впедагогической работе, как ни в какой другой необходимо много терпения.
Первое значениетолерантности связанно с терпением, терпимостью, но это лишь одна граньтрактовки этого многозначного понятия.
Второе значениевключает аспект адаптации человека к чему-либо, кому-либо. Под адаптациейподразумевается отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятныйфактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Адаптация –постоянный процесс и результат активного приспособления индивида к условиямсоциальной среды.
Адаптацияобеспечивается активной регуляцией собственного поведения и деятельности впроцессе взаимодействия с социальной средой и зависит от сформированностиволевых, интеллектуальных и моральных качеств саморегуляции. Можно заключить,что толерантность является и условием, и формой успешной адаптации человека [1,с.6].
Толерантность понятиеширокое, она понимается, как целенаправленность личности, способствующая конструктивномувзаимодействию представителей разных социальных групп. Наиболее точна, на нашвзгляд, в современной отечественной педагогике трактовка феноменатолерантности, данная Б.В. Вульфовым. Она определяется им как «способностьчеловека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущеиные менталитет, иной образ жизни» [3, с.12].
Анализируя различныеисточники, можно сказать, что существует несколько видов толерантности:этническая, коммуникативная, гендерная, политическая и др.
Этническаятолерантность понимается как отсутствие негативного отношения и наличиепозитивного образа иной этнической культуры при сохранении позитивноговосприятия своей собственной
Политическаятолерантность – непременное требование в отношениях всех активных участниковобщественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованныхотношений как внутри государства, так и между государствами.
Коммуникативнаятолерантность – это характеристика отношения личности к людям, показывающаястепень отношения личности к людям, показывающая степень переносимости еюнеприятных или неприемлемых, по ее мнению психических состояний, качеств ипоступков партнеров по взаимодействию [1, с. 39].
Гендерная толерантность– как психолого-педагогическая готовность к пониманию, принятию и признаниюразличных типов гендерной идентичности, многообразных проявлений гендерногоповедения, гендерное равноправие в социуме, на основе активной, нравственнойпозиции личности. «Гендер» — социально-биологическая характеристика, с помощьюкоторой люди дают определения «мужчина» и «женщина» [8,с.17].
Анализируя работыБезюлевой Г.В., можно сказать, что коммуникативная толерантность как чертачеловека собирательна: в ней находят отражение факторы воспитания, опытобщения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер,темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Люди,обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены и хорошосовместимы с различными людьми. Эти достоинства создают психологическикомфортную обстановку для совместной деятельности, достижения взаимопонимания,что является наиболее значимым в педагогической деятельности и способствуетформированию толерантных отношений.
Понимание толерантностиможет быть достигнуто через уяснения проявлений ее противоположности – интолерантости.Интолерантность основывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образжизни, группа, к которой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятиедругого только за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначесуществует. Нетерпимость достаточно консервативна, она стремиться подавлятьвсе, что не вписывается в установленные рамки. Диапазон ее результатовдостаточно широкий. Это и обычная невежливость, и пренебрежительное отношение кокружающим, и умышленное унижение людей. Деление на толерантную и интолерантнуюличность достаточно условно, однако склонность проявлять себя так или иначеможет со временем стать устойчивой чертой характера человека. [1,с.77]
Нетерпимость можетпринимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, ихисключения из общественной и политической жизни, а также насилия идискриминации по отношению к ним. Ведь все люди и группы людей имеют правоотличаться друг от друга.
Воспитание являетсянаиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. При этом подпроцессом воспитания толерантности педагогом подразумевается целенаправленнаяорганизация позитивного (преодоление негативного) опыта толерантности, то естьсоздания пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими,иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря –сосуществования разного.
Воспитание в духетолерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общиеправа и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрениястремления к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следуетрассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этимнеобходимо поощрять методы систематического и рационального обучениятолерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политическиеи религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения.Политика и программы в области образования должны способствовать улучшениювзаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как междуотдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными,религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Толерантностьнеобходима в отношениях, как между отдельными людьми, так и на уровне семьи иобщины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и наработе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношенияоткрытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникацииспособны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытомудиалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъясненияопасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам иидеологиям, проповедующим нетерпимость. [11, с.3]
На государственномуровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства,соблюдения правопорядка, судебно-процессуальных и административных норм.Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей дляэкономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждениеи маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности ифанатизма.
Для того чтобы сделатьобщество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующиемеждународные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработатьновое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода иравенства возможностей для всех групп и отдельных людей.
В интересахмеждународного согласия важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавалии уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен безтолерантности, а развитие и демократии невозможны без мира.
Деление на толерантнуюи интолерантную личность достаточно условно, однако склонность проявлять себятак или иначе может со временем стать устойчивой чертой характера человека.
Проявления терпимостивключает в себя такие качества личности, как:
¾ равноправие;
¾ взаимоуважение;
¾ доброжелательностьи терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом;
¾ равныевозможности для участия в политической жизни всех членов общества;
¾ сохранениеи развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
¾ возможностьследовать своим традициям;
¾ свободавероисповедания;
¾ сотрудничествои солидарность в решении общих проблем;
¾ позитивнаялексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений между полами.
Проявления нетерпимостивключают:
¾ оскорбления,насмешки;
¾ игнорирование;
¾ негативныестереотипы, предубеждения ( составление мнения о человеке на основеотрицательных характеристик);
¾ этноцентризм(оценка жизненных явлений через ценности и традиции своей группы как лучшей,эталонной по сравнению с другими);
¾ поискврага (перенос вины за свои проблемы на других);
¾ преследование,запугивание, угрозы;
¾ дискриминация,расизм;
¾ национализм;
¾ эксплуатация(использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения);
¾ изгнание,репрессии, фашизм, геноцид [1, с.77].
Таким образом,толерантность проявляет себя активной жизненной позицией, предполагающей защитуправ любого человека и отношения к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.
1.3Спецификапроявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте
Национальный составучащихся современных школ достаточно разнообразен. Казахи, армяне, татары,евреи, немцы, азербайджанцы и т.д. все они учатся в одном классе. У всех у нихразная религия, обычаи, стиль в одежде в связи с традициями, что порой вызываетнасмешку. В связи с возрастными особенностями дети младшего школьного возрастапроявляют нетерпимость по отношению к таким детям, так у них заложены лишь такиепонятия, как «хороший» или «плохой», среднего показателя в данном возрасте несуществует. Поэтому задача социального педагога на ранней стадии показать детямразнообразие мира, чтобы они стали принимать его многогранность и не боялисьбыть отличными от других.
Важность проблемыочевидна, поскольку именно в младшем школьном возрасте закладываются основыэтики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе иокружающим.
Е.С. Рапацевич даетследующую характеристику младшего школьного возраста. Младший школьный возраст6(7)-10-летних детей, обучающихся в I-III классах современной отечественнойначальной школы [7, с.319].
В этот периодпроисходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка,обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего,совершенствуется работа головного мозга и нервной системы в целом. Началошкольного обучения практически совпадает с периодом второго физиологическогокризиса, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкийэндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутреннихорганов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение всистеме социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодомперестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения имобилизации его резервов. Начало обучения в школе ведет к коренному изменениюсоциальной ситуации развитии психики детей на данном возрастном этапе. Младшийшкольный возраст является периодом интенсивного развития и качественногопреобразования познавательных процессов: они начинают приобретатьопосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенокпостепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлятьвниманием, памятью, мышлением и т.д. [7, с.319].Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается вцентр сознательной деятельности ребенка. В этот период качественно изменяетсяспособность к произвольной регуляции поведения. На протяжении младшегошкольного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающимилюдьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большоезначения для ребенка начинают приобретать сверстники. Учитель выступает длямладшего школьника образцом действий, суждений и оценок. Наряду с учебнойдеятельностью значительное место в жизни младших школьников занимают игры,особенно игры с правилами. По мнению Е.С. Рапацевича участие в играх справилами способствуют формированию у детей произвольности поведения иположительно влияют на физическое и нравственное развитие [7,с.319].
В теории социализациина одном полюсе стоят авторы, рассматривающие человека как биологическоесущество, которое лишь приспосабливает врожденные формы поведения, инстинкты кусловиям существования в обществе, на другом – ученые, которые видят в личностипассивный продукт социальных влияний.
Ребенок в процессесоциализации не является пассивным звеном. Он входит в систему общественныхотношений и сам воспроизводит их по мере взросления. Он внушаем, он стремитсяподражать, на него влияют авторитетные и популярные личности. При этомдоминирующее влияние на него оказывают взрослые. Общение со взрослыми помогаетребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, онооказывает существенное влияние на особенности и развития его общения сосверстниками.
С точки зренияпсихологии [1, с.32], изучая поведение человека, анализируя егопоступки, можно выяснить их мотивы, которые позволяют судить о том, насколькозакономерен или случаен для человека данный поступок, прогнозироватьвозможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощритьразвитие других черт личности. На психологическом уровне толерантностьпредставляется в виде внутренней установки, добровольного выбора на отношения кчеловеку вообще, к другим людям и коллективам, которые не навязываются, априобретаются каждым через систему воспитания и жизненный опыт.
Установка – готовность,предрасположенность определенным образом воспринять, понять, осмыслить объектили действовать с ним. [2, с.37].
Повторение установочныхситуаций через контакты в семье, социальной группе, школе создает условия дляпостепенного складывания фиксированных установок, которые неприметно длячеловека и определяют его жизненную позицию в целом ряде случаев, и служаториентиром в ситуациях взаимодействия.
В детстве очень многиеустановки развиваются в соответствии с родительской моделью, окончательнуюформу они приобретают к концу юношеского возраста, а «выкристаллизовываются» к25-30 годам, после чего меняются с большим трудом. Поговорка «старого учить –что мертвого лечить» имеет определенный психологический смысл.
Установки, которых мыпридерживаемся по отношению к различным фактам общественной жизни, событиям,людям, определяют наши положительные и отрицательные эмоции, наши реакции иповедение. Они могут носить позитивный характер или негативный характерпредубеждения и предвзятости.
Человек постояннонаходится в ситуациях непрекращающегося общения и подвергается влияниюпедагогов, друзей, семьи, коллег по работе, средств массовой информации,пытающихся осознанно или бессознательно сформировать или изменить егоустановки, а он в свою очередь оказывает влияние на других или изменяетсобственное восприятие фактов с тем, чтобы сохранить соответствие между ними исвоим поведением. Человек стремится сохранить гармоничное равновесие в самомсебе и в отношениях с другими людьми, избегая таких фактов, которые привели бык нарушению и конфликтам между поведением и внутренними мотивами. Можнопредположить, что установки определяют степень человеческой толерантности,подразумевающей осознание своих интересов и интересов оппонента, пониманиенеобходимости выработки и реализации процедур согласия, причем речь не идет оботказе от собственных взглядов и убеждений. Толерантность является одновременнои целью межличностного общения, и средством преобразования ситуации [8,с.14].
По мнению психологов Е.Смирновой и В. Холмогорова, главным методом социально-эмоционального воспитаниядетей является усвоение моральных норм и правил поведения. Считается, что наматериале сказок, рассказов или драматизаций взрослые должны учить детейоценивать поступки, «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, чтотем самым ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако практикапоказывает: все не так просто. Да, большинство детей уже в три-четыре годаотличают «хорошие» поступки от «плохих», прекрасно знают: с товарищами нужноделиться, надо уступать и помогать слабым. Однако в реальной жизни поступки восновном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность иотзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определенных правилповедения.
Таким образом, основагуманного отношения к людям, способность к сопереживанию, к сочувствиюпроявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому считается, что у детейнужно сформировать не только представление о должном поведении иликоммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этомслучае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радостикак свои.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЕЧКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
 
2.1Характеристикасоциального приюта для детей и подростков
 
Социальный приют длядетей и подростков – стационарное учреждение социальногообслуживания, предназначенное для временного проживания детей иподростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, до определения совместнос органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм жизнеустройства.Обеспечивает квалифицированную социальную реабилитацию несовершеннолетних.
В своей курсовой работемы подробнее рассмотрим ГУСОСПД и П «Доверие».Государственное учреждениесоциального обслуживания «Социальный приют для детей и подростков «Доверие»открыт в соответствии с распоряжением Губернатора Саратовской области №27-ПР от9 февраля 2001 года.
Основные задачиучреждения:
Обеспечение социальнойреабилитации детей, подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Перевозканесовершеннолетних, самовольно покинувших семьи, госучреждения, к меступостоянного проживания;
Социально обслуживаниясемей, оказавшихся в социально опасном положении, проживающих на территорииСаратовского района.
Специалисты приютаосуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законом ФЗ – 120«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних», другими федеральными и областными законодательными актами.
Приют рассчитан на 55мест (приемное отделение – 16, отделение реализации программ – 23, семейныевоспитательные группы – 6, р.п. Красный октябрь – отделение временногопребывания – 10).
В приюте созданыусловия, приближенные к домашним: уютные спальни, игровые комнаты, столовая,кабинет для индивидуальных занятий, комната психологической разгрузки, актовыйзал, кабинет трудотерапии.
Учреждение оснащенонеобходимым корекционно-реабилитационным оборудованием; работаю, кружки поинтересам (музыкальный, спортивный, по изготовлению мягкой игрушки,агитбригада, театр моды), где воспитанники осваивают трудовые навыки, развиваюттворческие и интеллектуальные способности.
Воспитанникамобеспечивается: временное проживание, правовая, психолого-педагогическая,социально-медицинская помощь, способствующая их социальной адаптации. Ежегоднокурс реабилитации в условиях стационарных отделений приюта проходят более 170социально-дезадаптированных детей и подростков.
В приют круглосуточнопринимаются несовершеннолетние от 3 до 18 лет:
¾  оставшиесябез попечения родителей;
¾ проживающиев семьях, находящихся в социально опасном положении;
¾ заблудившиесяили подкинутые;
¾ неимеющие места жительства;
¾ самовольнооставившие семью, ушедшие из общеобразовательных учреждений для детей-сирот идетей оставшихся без попечения родителей.
В приюте функционируютследующие отделения:
1.приемное отделение, которое предназначено для первичного медицинскогообследования детей и подростков, наблюдения за периодом адаптации в новойсреде. Данное отделение рассчитано на 16 мест.
2.отделение реализации программ социальной реабилитации – здесь работа направленана оказание индивидуальной психологической, педагогической, социальной имедицинской помощи детям, а также на восстановление утраченных контактов ссемьей. Отделение рассчитано на 23 места.
3.Отделение социальной диагностики и реализации программ осуществляет социальныйпатронаж семей, находящихся в социально опасном положении. Основные категориисемей, состоящих в патронаже, это – неполные и многодетные семьи, в которыходин родитель или оба злоупотребляют спиртными напитками, не работают, ведутасоциальный образ жизни.
4. Отделениесоциально-правовой помощи совместно с органами опеки и попечительстваосуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, их дальнейшеежизнеустройство, помогают получить паспорт, гражданство, оформить пенсии исоциальные пособия.
5. Отделениеперевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи или государственныхучреждений, к месту постоянного проживания, является единственным в области. Вотделение перевозки несовершеннолетних поступают дети с территории саратовскойобласти, регионов Российской Федерации, из стран СНГ.
В приюте действуетслужба экстренной психологической помощи «Телефон доверия», специалистыкоторого оказывают консультативную помощь подросткам и родителям в периодпсихологического дискомфорта и стрессовых ситуация.
Информационно-диспетчерскаяслужба создана для решения следующих задач: — сбор информации о наличиисвободных мест в учреждениях социального обслуживания области;
· решениевопросов организации перевозки несовершеннолетних;
· приеми регистрация сведений по обращениям государственных учреждений и ответственныхлиц по вопросам жизнеустройства детей, случаям семейного насилия,неблагополучия, фактам попрошайничества и безнадзорности несовершеннолетних.
За период работы винформационно-деспетчерскую службу поступило 753 обращения, из них 19%процентов случаев связанно с различными видами насилия. По каждому обращениюразрабатывалась программа, включающая уведомление органов системы профилактикио сложившиеся ситуации, оказание консультативной помощи обратившимся,отслеживание результатов по разрешению данной проблемы.
Для оказаниямаксимальной психологической помощи населению в приюте работает субботнийконсультативный кабинет, куда может обратиться любой желающий по проблемамдетско-родительских отношений, а также личностным проблемам.
Медицинской службойприюта проводится комплексная медицинская диагностика каждого поступившегоребенка. Разрабатывается программа реабилитации, которая включает лечение поназначению врачей-специалистов, проведение оздоровительных и профилактическихмероприятий. На базе учреждения работает физиотерапевтический кабинет. Лечениев кабинете ФТО прошли 236 детей, осуществлено 1696 процедур, что способствовалоболее эффективному оздоровлению воспитанников.
За 2009 год в приют поступило– 173 несовершеннолетних, (за этот же период 2008 года – 128 детей), что на 27%больше.
Из них по актам ПДНпоступило более 50% от общего числа поступивших в приют. Для организацииперевозки поступило 22 самовольно ушедших ребенка, 28,2% от общего числа (т.е.увеличилось на 3,5% по сравнению с 2008 годом). Большая часть детей,доставляемых по актам ОВД, изначально провоцирует конфликтные ситуации, выражаянежелание жить под контролем в государственном учреждении.
В течении 2009 года в 2раза увеличилось количество детей, поступивших в приют в связи со снятием опеки(так как дети совершали самовольные уходы из дома, занимались бродяжничеством).В 2009 году среди поступивших на 15% увеличилось количество детей старшеговозраста (более 14 лет), на 58% увеличилось количество поступившихдетей-правонарушителей.
Среди поступивших вприют детей 62% несовершеннолетних детей состояли на учете у психиатра инарколога, 94% детей совершали самовольные уходы из дома, пропускали занятия вшколе, пропускали занятия в школе без уважительных причин; 57% детей стояли научете в ПДН.
Сотрудниками Приютапрактически ежедневно проводятся розыскные действия по поиску детей. Данныедействия оформляются актами о проведении розыскных мероприятий и подшиваются вотдельную папку. Всего сотрудниками Приюта с сотрудниками ОУР, ПДН, Увд поЛенинскому и Саратовскому районам выезжают в совместные рейды по поискунесовершеннолетних.
С целью профилактикисамовольных уходов воспитанников из приюта педагогами-психологами учрежденияразработана и апробируется коррекционная программа «Моё счастливое завтра». Врамках этой программы с несовершеннолетними проводятся индивидуальныепсихологические занятия с целью стабилизации психо-эмоционального состояния;групповые тренинговые занятия «Из многих жизненных путей я выбираю свой». Крометого психологами с подростками проводятся занятия по развитиюэмоционально-волевой сферы, формированию навыков конструктивного общения сосверстниками и взрослыми, сеансы релаксации для снижения уровня конфликтности иагрессивности. Воспитателями приюта разрабатывается программа «Азбука права»,направленная на профилактику правонарушений и самовольных уходовнесовершеннолетних. Совместно со специалистами Центра занятости организуютсяпрофориентационные мероприятия с целью формирования положительноориентированных жизненных планов. В приюте заседания семейного реадаптационногоклуба «Родник счастья», куда приглашаются родители воспитанников, проводятсябеседы, лекции, направленные на воспитание родителей, укреплению внутрисемейных отношений, решение конфликтных ситуаций в семье. К участию в данныхмероприятиях привлекаются такие специалисты, как инспектор ПДН, врач-нарколог;для проведения духовно-нравственного воспитания в Приют приглашается отецАлександр из Храма Серафима Саровского. С февраля 2009 года проводятся занятия попрограмме «Жизнь по церковному календарю», проводимые директором воскреснойшколы Шиловой М.А. С целью организации досуга несовершеннолетних посещаютсякультурно-массовые учреждения города: цирк, музеи, театры, кинотеатры. Кромеэтого в приюте функционируют 16 кружков («Волшебный мир кожи», «Выжигание подереву», кружок аэробики, кукольный театр, и др.). Проведено более 200 занятий.Воспитанники приюта посещают спортивные секции ФОК «Салют» и МОУ СОШ №100. Кработе с детьми также привлекаются волонтеры из числа студентов СаратовскогоГосударственного политехнического университета, аграрного университета,колледжа имени Гагарина, которые проводят занятия по утвержденному плану.
Юрисконсультомучреждения в план работы «Малой Академии Права» внесены дополнительные занятияпо профилактике совершения правонарушений и самовольных уходов. Для подростковорганизовываются просмотры кинофильмов по уголовному законодательству, игры,викторины и др. Также в учреждении создан «Совет профилактики», на которомрассматриваются вопросы поведения трудных подростков с целью предупреждениясамовольных уходов и проступков.
За 2009 год в Приютепри взаимодействии с центром занятости населения Ленинского районатрудоустроено 10 подростков, склонных к самовольным уходам.
За весь период работы вприют поступило 1030 несовершеннолетних. Большинство детей поступают по актаминспекторов по делам несовершеннолетних управления внутренних дел – 56% какоставшиеся без попечения родителей, только 12% детей поступают по личномузаявлению и заявлению родителей для разрешения трудной жизненной ситуации.
Организация комплекснойсоциальной медико-психолого-педагогической помощи в большинстве случаевспособствует нормализации обстановки в семьях воспитанников. Из 985 выбывшихвоспитанников в семью вернулись 450 несовершеннолетних (46%), в новую семью,под опеку 59 детей (6%), в детские дома и интернаты – 354 (36%), в другиегосударственные учреждения – 122 (12%). Таким образом, более половины детейвозвращаются в родные или замещающие семьи, что свидетельствует о положительныхрезультатах проводимой в учреждении работы.
2.2 Деятельностьсоциального педагога по формированию толерантности в социальном приюте умладших школьников
социализациятолерантность школьный возраст
Воспитаниетолерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный,планомерно организованный социальным педагогом процесс формирования у детейтолерантности. Ребенок, поступая в школу, входит в мир человеческих отношений,и его позитивная социализация является необходимым основанием для развития вбудущем демократического, правового общества.
Дети, поступающие вприют порой агрессивны, замкнуты, не умеют вести доброжелательный диалог, умногих подорвано физическое и психическое здоровье, что отражается на отношениик другим детям.
Цель деятельностисоциального педагога, в данном случае — формирование у детей положительногоотношения ко всем людям, развитие социальных чувств, просоциальных действий,взаимопомощи.
Анализируя работымногих авторов изучающих толерантность, можно убедиться, что главным методомсоциально-эмоционального воспитания детей авторы считают усвоение моральныхнорм и правил поведения. Дети сами по себе не могут являться источникамипредубеждений, деструктивных проявлений в межнациональных отношениях. Онитолько воспроизводят установки, которые получили в своих семьях или которыераспространены в обществе. Социальный педагог по своему профессиональному долгупризван быть носителем и транслятором высших нравственных ценностей и идеалов исодействовать выработки их у воспитанников. Поэтому формирование началнравственного сознания в младшем школьном возрасте полностью зависит отустановок, ценностей, транслируемых ближайшим микросоциумом, в первую очередьродителями и педагогами. Изучение особенностей ближайшего окружения младшихшкольников составляет важнейшую задачу социально-педагогических исследований.
Для успешногоформирования толерантности социальный педагог должен вести свою деятельность втрех направлениях:
1. работас личностью;
2. работаближайшим окружением;
3. работас коллективом (группой);
Начинать своюдеятельность по формированию толерантности у младших школьников, поступивших вприют, социальный педагог должен с диагностирования. Оно включает в себя каксоциологические, так и психологические методики. Самым распространенным и естественнымметодом в работе социального педагога является метод наблюдения. Данный методиспользуется для изучения внешних проявлений поведения человека. Наблюдениеважно проводить в естественных условиях: в общении, игре, на уроке и т.д.
В своей деятельностисоциальный педагог довольно часто использует такой метод, как беседа. Этотметод получения и непосредственной корректировки информации в процессесловесного общения является способом проникновения во внутренний мир личности идает возможность для понимания того, насколько личность толерантна.
Анкетирование –письменный метод сбора информации. По содержанию анкета должна охватыватьтолько определенную проблему, в данном случае терпимое отношение к окружающим.
Тестирование – этометод исследования с использованием стандартизированных заданий. Используетсядля выявления уровня толерантности личности, либо группы в целом.
Чтобы предупредитьвозможный скепсис относительно исследований социального педагога, необходимозаручиться поддержкой коллег-учителей, психологов, сотрудниковправоохранительных органов, родителей и самих учащихся [12,с.77].
Для этого любоеисследование начинается:
¾ спредварительного обоснования его необходимости, задач, прогноза относительнорезультатов;
¾ составленияплана действий;
¾ информированияучастников о назначении исследования.
Социально-педагогическаяпрактика была организована на базе МОУ «СОШ №72» Ленинского района г. Саратова.
Цель практики: выявитьуровень толерантности у детей 3 «А» класса, организоватьсоциально-педагогическую деятельность по формированию толерантности у младшихшкольников.
Исследованиепредполагало проведение тестирования на определение доминирующих чертхарактера, тестирования с родителями по определению детско-родительскихвзаимоотношений и проведение классного часа «Урок толерантности».
В рамкахдиагностической работы было проведено тестирование, разработанное Ю.Н.Юзмухаметовой. (см. Приложение В).
Цель: определениедоминирующих черт характера. В тестировании участвовали учащиеся 3 «А» класса.Результаты данного исследования, показали, что в данном классе среднийпоказатель уровня толерантности. А доминирующими чертами характера, убольшинства учащихся, являются терпение, доброта и уважительное отношение кдетям-инвалидам.
Тестирование повыявлению детско-родительских отношений, также разработанное Ю.Н. Юзмухаметовой(см. Приложение Б), было нацелено на то, чтобы выявить взаимоотношения детей иродителей. В его содержание входили вопросы на тему умения родителей слушать ислышать своих детей, взаимопонимания и доверия в семье. Анализ результатов былтаков: 100% родителей набрали самый высокий бал. Это значит, что они обладаютредким качеством – умением слушать и слышать своих детей.
В рамках формирующейработы был проведен классный час «Урок толерантности» (см. Приложение Г).
Целью данногомероприятия являлось:
Ø воспитаниеу школьников общечеловеческих и национально-нравственных ценностей,
Ø формированиепонятия «толерантность»,
Ø развитиестремления быть терпимыми в обществе людей,
В ходе мероприятияребятам был предложен ряд вопросов на тему доброжелательного отношения кокружающим. Вопросы были устного и письменного характера. Ребята активноотвечали на предложенные вопросы, а в конце урока самостоятельно далихарактеристику понятию толерантность. Анализ результатов данного мероприятияподтвердил высокий показатель уровня толерантности в данном классе.
Подводя итогиисследования можно сделать следующий вывод: толерантность как черта личности уданной группы младших школьников находится на уровне выше среднего. Убольшинства учащихся были выявлены личностные черты, установки и убеждения,которые в значительной степени определяют терпимое отношение человека кокружающему миру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как мы уже говорили,современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость вформировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества вбудущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческихотношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношенийс окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность какмногокомпонентное явление объективной реальности.
Воспитание в духетолерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека вмире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром.Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслениичеловеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. Вконечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно-значимойценности.
Формированиетолерантности в образовательных заведениях имеет определенную специфику,которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностнуюокраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействиес другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение иразвитие.
Формированиетолерантности это – поэтапный процесс целенаправленной деятельности всехсубъектов образовательного социума, который характеризуется наличиемдеструктивных факторов, ведущих к формированию интолерантности. Поэтому особуюзначимость приобретают педагогические механизмы перехода от интолерантной средык толерантной, которые помогут пресечению проявлений интолерантности идоминированию толерантных взаимоотношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Андриенко Е.В. «Социальнаяпсихология». – М., 2003.
2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. 168с
3. Вопросы теории и практикидошкольного образования: Сб. науч. тр. Вып. IV.– Саратов: ИЦ «Наука», 2008. – 104 с.
4. Возрастнаяи педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1989
5. Вульфов В.З. Воспитаниетолерантности: сущность и средства // Внешкольник. – 2002. — №6. – С. 12-16.
6.Выготский Л.С. «Педагогическаяпсихология». – М., 1996.
7. Декларация принципов толерантности:утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995г. //Защити меня! – 2004. – С. 6-11.
8. ДонцовА.И. «Психология коллектива». – М., 1984.
9. ГоловановаН.Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». – М., 1998.
10. МечинскаяН.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М.: ИПП, 1998
11. МудрикА.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. пед.вузов / Под ред. В.А.Сластенина. – 5-е изд., доп. – М… Издательский центр «Академия», 2005. – 200с.
12.  НовиковаЛ.И. «Школа и среда». – М., 1985…
13. Практикумпо психодиагностике и исследованию толерантности личности. Под редакцией Г.У.Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. – 112 с.Авторы-составители: Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., КравцоваО.А.
14. ПчелинцеваИ. Толерантность, как она формируется? – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.
15. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большаясовременная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Современное слово»,2005. – 720 с.
16. Социально-педагогический словарь.Авторы-сост.: М.Н. Бурмистрова, Л.Л. Васильева, А.В. Кащеева, Н.П. Кириленко,Л.Ю. Петрова, Т.Н. Черняева, З.В. Шуралева. – Саратов: ИЦ «Наука», 2007. – 116с.
17. Социальный педагог в школе (из опытаработы) / авт.-сост. Л.Д. Баранова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с.
18. Социология: Основы общей теории:Учебное пособие / Под общ. ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московскийпсихолого-социальный институт, 2003. – 256 с.
19. Федоренко Л.Г. Толерантность вобщеобразовательной школе: Методические материалы. – СПб.: КАРО, 2007, — 128
20. Шишковец Т.А. справочник социальногопедагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с. (22)
21. Щеколдина С.Д. Тренингтолерантности. – М.: «Ось-89», 2004.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
 
Терминологическийсловарь
 
· Социализация (от лат.общественный) – процесс становления личности в ходе которого и с помощьюкоторого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс,делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения впоколение. Социализация рассматривается и как процесс, и как результат. [МудрикА.В., 11, с 8]
· Толерантность – этоспособностьчеловека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущеиные менталитет, иной образ жизни. [Безюлева Г.В., 2, с. 3]
· Социальный педагог — специалист,оказывающий помощь ребенку в процессе социализации. [Социально-педагогический словарь, 8, с.86]
· Социально-педагогическаядеятельность – профессиональная деятельность, целью которой является оказаниепомощи ребенку в социализации. [ Социально-педагогический словарь,16, с.86]
· Интолерантностьосновывается на убеждении, что моя система взглядов, мой образ жизни, группа, ккоторой принадлежу, стоят выше остальных. Это неприятие другого только за то,что он выглядит, думает, поступает иначе, что он иначе существует. [БезюлеваГ.В., 2, с. 77]
· Воспитание– относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека всоответствии со спецификой характера групп и организаций, в которых оноосуществляется. [Социально-педагогический словарь, 16,с.15]
· Младшийшкольный возраст 7 (10 лет) – период интенсивного развития и качественногопреобразования познавательных процессов: они начинают приобретатьопосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. [РапацевичЕ.С., 15, с. 320]
· Коммуникативная толерантность– это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень отношенияличности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых,по ее мнению психических состояний, качеств и поступков и партнеров повзаимодействию.
· «Гендер»- социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди даютопределения «мужчина» и «женщина». [Социально-педагогическийсловарь, 16, с.17]

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
 
Конспект классного часа«Урок толерантности»
 
Цели.Воспитание у школьников общечеловеческих и национально-нравственных ценностей.Сформировать понятие «толерантность», «беженцы». Развивать стремление бытьтерпимым в обществе людей, воспитывать интернационализм, Способствоватьразвитию устной речи учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Социальныйпедагог. Сегодня мы с вами проведем уроктолерантности. Я не буду раскрывать значение этого слова, а вы сами в концеурока попробуете сказать, что означает слово «толерантность».
Соц.пед читаетстихотворение С. Маршака «Всемирный хоровод».
Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для аббисинцев иангличан,
Для испанских детей
И для русских,шведских,
Турецких, немецких,
Французских,
Негров, чья родина –
Африки берег,
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для желтокожих,
Которым вставать надо,
Когда мы ложимся вкровать,
Для эскимосов, что
В стужу и снег лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и сёлах…
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится сЮгом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!
— Ребята о чем это стихотворение?
Дети.О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.
Соц. пед.Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?
Дети.Чтобы не было войны на Земле и все жили счастливо.
Соц. пед.Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнутлюди, рушатся здания, страдают дети. Люди вынуждены покидать свои дома иубегать из родных городов, чтобы спасти от голода, разрухи, болезней. Эти людиназываются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянемим руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случитьсябеда, и мы вынуждены будем просить помощь. Давайте подумаем, чем мы можемпомочь беженцам.
Д.Датьодежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев…
— Дети должны понять,что к людям, даже другой национальности, нужно относиться с уважением, пониматьих горе, сочувствовать в беде.
Соц. пед.Во время Великой Отечественный войны, когда фашисты захватили русские города,многие россияне были эвакуированы на юг, куда война ещё не дошла. Их радушнопринимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др.Русским предоставляли жильё, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимымивещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другимцветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшнойвойне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместеобъединились против общего врага – фашистов. И вот через много лет ситуацияповторилась. Только теперь люди с юга бегут на север, за помощью к русскимлюдям. Ведь добрая русская душа ещё издавна была известна всем народам.
Если мы будем жить вмире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.
А теперь давайтепопробуем объяснить, что же объясняет слово «толерантность».
Высказывания детей:
— В первую очередьтолерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, ноиногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у насвозникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мыстановимся нетолерантными и остаёмся в одиночестве. Как нам стать толерантными?Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Яназываю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первоевыражение, черное – второе.
Ø Младшийбрат сломал твою игрушку.
1. Тыего прощаешь.
2. тыего ударяешь.
Ø Тыпоссорился со своей сестрой.
1. Тыпопытаешься объясниться с ней.
2. Тыобижаешься и мстишь ей.
Ø Кто-топитается не так как ты, по причине своей религии…
1. Тыговоришь, что он выглядит смешно.
2. Тыпросишь, чтобы он объяснил это.
Ø Тебене хочется идти на прогулку со своими близкими:
1. Тыустраиваешь истерику.
2. Тыидешь с ними гулять.
Ø Цветкожи Джо отличается от твоего
1. Тыстремишься лучше узнать его.
2. Тыговоришь: все люди твоего цвета кожи это нули.
Соц. пед.Вшколе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные.Почему мы иногда смеёмся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотимделиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других,невзирая на различая. Это означает быть внимательным к другим и обращатьвнимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляемли мы толерантность.
1. Саша плохо одет…
! Это неважно.
? Ты подсмеиваешься надним.
2. Пожилая женщинамедленно идет.
! Ты отталкиваешь ее,чтобы обогнать.
? Ты помогаешь ей ипридерживаешь дверь.
3. На твоих глазах накого-то нападают…
! Ты пытаешься защититьего.
? Ты делаешь вид, чтоничего не замечаешь.
4. К тебе подходитребенок-инвалид.
! Ты естественнымобразом разговариваешь с ним.
? Ты отходишь от него,не желая общаться.
— Проявлятьтолерантность – это значит, бережно относится ко всему живому на нашей планете,вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.
Молодцы! Многие из васуверены в себе, могут выразить своё мнение. Вы добрые и пытаетесь помочьблизким, да и всем людям.
Соц. пед.Заканчиваемнаш урок толерантности. Что нового вы узнали из сегодняшнего урока? Что такоетолерантность? Кто после этого урока стал по-другому относиться к окружающимлюдям, товарищам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.