Реферат по предмету "Педагогика"


Формы и методы педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром

CОДЕРЖАНИЕ
Введение
I.Теоретическое содержание ознакомления детей дошкольного возраста с природой
1.1Общая характеристика дошкольного возраста и его возможностей для обучения ивоспитания
1.2Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательныезадачи ознакомления детей с природой
1.3Содержание знаний, умений, навыков при ознакомлении детей с окружающим миром
Выводы
II.Методика ознакомления детей-дошкольников с окружающим миром
2.1Общая характеристика методов ознакомления детей с природой
2.2Формы организации детей при ознакомлении их с природой
Выводы
Заключение
Списокиспользованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Влияние родной природыкаждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что онаявляется источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний,которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде втой или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы,бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки,даже лужицы после летнего дождя ― все это привлекает внимание детей,радует их, дает богатую пищу для их развития.
Игры в лесу, на лугу,на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение заживотными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранитчеловек воспоминания о речке, в которой он в детстве купался, о лужайке, накоторой бегал за пестрой бабочкой и собирал цветы. Из пристального внимания кприроде, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь ксвоему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.
Окраска, форма и запахцветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршаниесухих листьев, скрип снега под ногами ― все это позволяет детямпочувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у нихэстетического чувства, сенсорного воспитания.
Приобретенное в детствеумение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности,вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствуетформированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой ― этосредство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе,основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающихдействительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудкови суеверий. Неправильные представления часто служат причинойнедоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей,полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательнодействует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильныепредставления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почемуочень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения оприроде.
Для того чтобы детиправильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процессвосприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкогоиспользования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решатьзадачи всестороннего развития дошкольников ― умственного, эстетического,нравственного, трудового и физического.
Р.Тагор говорил: «Нельзя раститьполноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысльо нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи междуэстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...
Особенностями эстетического восприятиядетьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольномувоспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А.Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П.Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делалисьспециалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическимиисканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль,В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективногоосуществления работы по знакомству дошкольников с природой необходиморазработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувствмаленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука,ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетаниепередачи новой информации с ее использованием, закреплением в практическойдеятельности.
Цель работы состоит в том, чтобы описать основные практические итеоретические моменты по ознакомлению детей-дошкольников с природой.
Объект исследования — воспитание дошкольников средствами природы.
Предмет исследования – формы и методы работы по ознакомлению дошкольниковс окружающим миром.
Задачи исследования:
1) проанализировать психологическиехарактеристики дошкольного возраста для ознакомления детей с природой.
2) Раскрыть значение природы вумственном, физическом, эстетическом и трудовом воспитании дошкольников.
3) Проанализировать основные наиболееэффективные методы и формы работы/> по ознакомлениюдетей-дошкольников с природой.
Гипотеза
Если правильно и планомерно организоватьвоспитательную работу по ознакомлению дошкольников с природой, то это будетсодействовать не только приобретению знаний о предметах и явлениях внешнегомира, но и трудовому, физическому и, в первую очередь, эстетическомувоспитанию.
 Методы исследования:
-изучение психолого-педагогической иметодической литературы по проблеме исследования;
-наблюдение за деятельностьюдошкольников и воспитателей по ознакомлению с природой.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ
 
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ЕГОВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Дошкольный возраст — особо ответственный период в воспитании, таккак является возрастом первоначального становления личности ребенка. В этовремя в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложныевзаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Вдошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другимидетьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для негоприобретают контакты со сверстниками.
Дошкольное детство — чрезвычайно важный период развития человека.Его существование обусловлено общественно-историческим иэволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, чтоопределяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольноедетство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящегоребенку школьного обучения.
Дошкольный период детства сензитивен для формирования у ребенкаоснов коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям.Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то всяличность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробелбудет чрезвычайно трудно {3;78}.
В этом возрасте возрастаетпознавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление,появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностейспособствует становление смысловой памяти, произвольного внимания.
Возрастает роль речи как впознании ребёнком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видовдеятельности. Дошкольники начинают выполнять действия по словесной инструкции,также происходит усвоениезнаний на основе объяснений, но только при опоре начёткие наглядные представления.
Основой познания в этомвозрасте становиться чувственное познание – восприятие и наглядное мышление. Оттого, как сформировано у ребёнка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное инаглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшееразвитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления{8;34}.
Появляются новые видыдеятельности:
Игра – первый и основной виддеятельности.
Изобразительная деятельность – первая продуктивнаядеятельность.
Элементытрудовой деятельности.
Так жепроисходит интенсивное развитие личности ребёнка. Начинается развитие воли.Детьми дошкольного возраста уже усваиваются нравственные представления и формыповедения в обществе. 
Впроцессе воспитания в дошкольном учреждении осуществляется всестороннееразвитие детей — физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое{3;62}.
Основу содержания любой деятельностиребенка составляют те знания и умения, которые образуются у него при ознакомлении с окружающим, вчастности с природой.
Ознакомление дошкольников с природойпредполагает дать им определенный объем знаний о предметах, явлениях неживой иживой природы, в процессе усвоения которых формируются познавательныеспособности детей, и воспитывается правильное отношение к природе.
В каждой возрастной группе осуществляютсяопределенные программные, задачи ознакомления детей с природой. Онипредусматривают постепенное усвоение ребенком природоведческих знаний.
Детей 2-го и 3-го года жизни знакомят срастениями, животными, явлениями неживой природы, приучают обособлять их впространстве, выделять и правильно называть некоторые признаки растений(окраска листьев, цветов), движения и голоса животных, подводить к первичнымнаглядным связям и обобщениям (рыбка плавает в воде). При этом у детейсовершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и др.), развиваются вниманиеи интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.
У детей 4-го года жизни формируют представленияо предметах и явлениях природы, с которыми они постоянно сталкиваются в жизни,подводят их к установлению, таких связей, которые дети могут познать в процессепредметно-чувственной деятельности на занятиях, в игре и отразить их в формеконкретных представлений.
Детей учат наблюдать, выделять отдельныепризнаки растений, животных, определять их, пользуясь сенсорными эталонами(цвет, форма, величина), сравнивать объекты и группировать их по внешнимпризнакам. В процессе усвоения знаний у них образуются более высокие формыпознавательной деятельности: от наглядно-образного уровня познания в три годадети к четырем годам способны подойти к установлению причинно-следственныхотношений{7;14}.
К пяти годам у детей формируется высшаяформа наглядно-образного мышления. Они могут усваивать обобщенные знания, чтоспособствует возникновению у них представлений, отражающих закономерности,происходящие в природе. Детей учат выделять характерные особенности строениярастений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.
К концу дошкольного возраста у детейдолжна быть развита элементарная форма логического мышления: способность канализу и синтезу, умение выделить индивидуальные и общие признаки растений иживотных и делать обобщения (например, обобщить различные группы животных попризнакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.).
Детей подводят к выводу, что явленияприроды обусловлены естественными причинами (например, изменения в жизнирастений и животных зависят от солнца, света и тепла). К переходу в школу удетей должна быть развита наблюдательность, любознательность, любовь и бережноеотношение к природе, способность находить в ней красивое{7;15}.
1.2 РОЛЬ ПРИРОДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИДОШКОЛЬНИКА. ВОСПИТАТЕЛЬНО–ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ
Природа — важнейшее средство воспитания иразвития детей дошкольного возраста. Ребенок делает много открытий, общаясь сней. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны иприродные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети таклюбят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когдавокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Особое значение дляребенка при знакомстве с природой играет личность взрослого, вместе с которым ипроисходит познание ребенком окружающего мира. Ни один дидактический материалне сравнится с природой, по разнообразию и силе развивающего воздействия наребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Такимобразом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимаетмногообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственноеположение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные ияркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть ипонять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связии отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Этодает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.
Общение детей с природой имеет и идейно-мировоззренческое значение.Накопление реальных, достоверных представлений, понимание взаимосвязей явленийприроды лежит в основе последующего формирования у детей элементовматериалистического миропонимания{13;65}.
Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организоватьинтересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда вприроде дети знакомятся со свойствами и качествами объектов я явлений природы,учатся замечать их изменение и развитие, У них развивается любознательность.
Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать напрактике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочныхпостроек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. Впроцессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знании иразвитие умственных способностей.
На формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд вприроде. Именно он дает ребенка ощутимый и значимый результат. Ухаживая зарастениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идетактивный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда вприроде укрепляется здоровье ребенка; происходит развитие его психики. При этомочень важна роль педагога — его умение создать условия, обеспечивающиеактивность и самостоятельность каждого воспитанника при знакомстве с природой.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано сформированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания оприроде помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствахразличных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих передвоспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будетформирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний оприроде включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), атакже связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольноговозраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные,но внешне выраженные признаки, связи и отношения.
С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательногоотношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать какможно больше.
Велика роль знаний в формировании трудовых навыков и умений. Зная опотребностях растений и животных, о том, что это — живые организмы о которыхнужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами уходаза растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.
Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела ипоступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведенияв целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможносформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлениемактивной заботы о ней.
Вторая задача — формирование у детей трудовых навыков иумений. Понимание детьми необходимости созданиятех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкрепленноепрочными трудовыми навыками и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения,приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются,превращаясь в более сложные виды труда, Труд детей в природе дает реальныерезультаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желаниеухаживать за растениями и животными.
Третья задача — формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в нашемобществе и необходимости охраны природы — насущной заботы всего человечества.Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков втех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживатьза растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного ростаи развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природеимеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживойприроды{12;34}.
Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. евоспитывая у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобымалыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он наделе проявлял заботу о природе.
Формирование бережного отношения к природе зависит и от способностиэстетически воспринимать ее, т. е, уметь видеть и переживать красоту природы.Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детейс природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источникэстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природныхявлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения,связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны— необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразиеэтих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работыс детьми (наблюдение, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т.д.){12;35}.
1.3СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, как мы ужеотмечали, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, атакже навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированиюбережного отношения к природе способствует ее эстетическое восприятие. Крометого, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношениек природе, желание узнать о ней как можно больше.
Задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются иусложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступенисовершенствуется достигнутое.
Систематически знакомить детей с природой начинают в первой и второй младшихгруппах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретныхпредставлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок,вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) иих потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие)и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторыхживотных: с котенком, щенком, крольчатами, цыплятами. Им дают первые знания оботличительных признаках сезонов{13;36}.
Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениямиприроды: дует ветер — качаются деревья, светит солнце — становится теплее.Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этомдетям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться.По ходу наблюдения воспитатель учит детей обследовательским действиям.
Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задачавоспитателя — формировать у ребят эмоционально-положительное, бережноеотношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).
В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметовнеживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачнаяжидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут; снег ивода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).
У детей формируются представления о том, что растения нуждаются в тепле и влаге,а животные не могут жить без разнообразной пищи, воды, теплого жилища{13;37}.
Дети усваивают обобщенные понятия, такие, как: деревья, кустарники,травянистые растения, растения огорода, цветника, овощи, фрукты, домашние идикие животные.
Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектамиприроды. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется.Детей учат определять задачу наблюдения, они овладевают обследовательскимидействиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делатьвыводы.
Как и в младшем дошкольном возрасте, в средней группе у детей продолжаютвоспитывать любовь к животным и растениям, но теперь они должны проявлять ее наделе — ухаживая за своими питомцами в уголке природы.
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний освязях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животныхв зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органамии их функциями.
Дети узнают о стадиях роста и развития растений, о сезонных изменениях вприроде и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. Встаршем дошкольном возрасте знания детей систематизируются; устанавливаютсясвязи между потребностями растений, животных и трудом человека, направленным наудовлетворение этих потребностей; между органами животных, их функциями исредой обитания (у рыбы — плавники, она плавает в воде; у птицы — крылья иноги, в воздухе она летает, по земле ходит, прыгает).
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установлениявременных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходятте или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать заизменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому,обучать некоторым несложным способам охраны природы.
В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение ирасширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшаяих систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о сменесезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, озакономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.
У детей формируются четкие представления о том, что каждое животное и растение приспособлено к определеннойсреде обитания. Дошкольники усваивают знания о сезонных изменениях в жизни растений и животных, устанавливаясвязи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года.
Продолжаются обобщение и систематизация знаний о росте и развитии растенийи животных, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемойтерритории — лес, луг, водоем, поле и т. д.) Обобщаются знания о сезонныхизменениях в природе на основеболее глубокого понимания временных и причинных зависимостей. Систематизируютсязнания о труде взрослых в природе на основе понимания необходимости его для удовлетворенияпотребностей растений и животных.
Усложнение знание требует совершенствования умственной деятельности детей.Их учат ставить задачу наблюдения, элементарно планировать его, пользоватьсяразными способами наблюдения. Формируются первые навыки поисковой деятельности,умения анализировать ситуацию, принимать или ставить несложную задачу,высказывать предположение, сопоставлять накопленные факты, делать выводы. Впроцессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или инойработы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками.Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости приконтакте с природой, вызывают желание охранять ее.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарнуюсистему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности иформированию стойкого положительного отношения к природе. Ребенку-дошкольникупредстоит ознакомление с миром природы, окружающим его. Знания о природе,которые ребенок должен приобрести в дошкольном возрасте, сформулированы по группам:
— Знания о неживойприроде
На протяжений дошкольного возраста у детей формируют знания о смене дня иночи, о типичных погодных явлениях, характерных для местного края: наличиетеплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений— дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза и т. д. Дошкольники учатсяраспознавать состояние погоды и определять ее соответствующим термином-словом.Постепенно дети начинают соотносить состояние погоды с тем или иным временемгода, устанавливать причины сезонных изменений.
У детей формируются представления об агрегатном состоянии воды и егозависимости от температуры воздуха: жидкая вода может быть твердой (лед, снег,иней); в морозную погоду снег рассыпается, скрипит под ногами — из негоневозможно что-либо лепить: в теплую начинает подтаивать, становиться влажным,пластичным — из него можно лепить различные фигуры. В детском саду воспитанников знакомят с такимиобъектами неживой природы как глина. С этими природными материалами дети любятиграть. Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиваниюрастений. У ребят формируют представления и о некоторых космических телах: оЛуне, звездах, Солнце. Система знаний о неживой природе лежит в основепонимания взаимосвязей между живой и неживой природой.
— Знания о растениях
В дошкольномвозрасте необходимо учить детей различать растения, наиболее типичные, частовстречающиеся в данной местности(деревья, кустарники, травянистые растения).Воспитатель выбирает наиболее ярко цветущие в разные времена года растения ипоказывает их детям. На огороде он предлагает понаблюдать за ростом и развитиемовощных культур, в цветнике —полюбоваться декоративными растениями, расцветающими в разные поры года. Вдошкольном возрасте детям доступны знания о потребностях растений; для их ростаи развития растения нуждаются в свете, тепле, организованным человеком питании.Ребят учат различать части растений, стебель, корень, цветок, бутон, семя,плод). Они узнают о функциях некоторых из них. Детей знакомят с различнымиспособами ухода за комнатными растениями, а также за растениями огорода и цветника{16;56}.
На протяжении дошкольного возраста у детей формируют представления обизменении состояния растений в разные сезоны: пробуждение, быстрый рост иразвитие весной и летом, созревание плодов и семян летом и осенью, состояние покоязимой. Необходимо добиться того, чтобы дети понимали сущность состоянияизвестных им деревьев, кустарников трав в тот или иной сезон и могли объяснятьпричины таких изменений.
— Знания о животных
Детей дошкольного возраста знакомят снаиболее часто встречающимися представителями млекопитающих, птиц,пресмыкающихся, рыб, земноводных и насекомых. Им рассказывают о домашнихживотных и диких зверях родного края. Постепенно дети узнают и о жизни наиболеетипичных животных других зон. Воспитатель знакомит их с птицами — зимующими иперелетными, живущими вблизи человека (хорошо, если за ними можно наблюдатькруглый год) — и, если есть такая возможность, учит ребят ухаживать задомашними птицами или за теми, которые содержатся в уголке природы. Удошкольников формируются представления о пресмыкающихся и земноводных. Знания орыбах и их повадках хорошо формируются в процессе наблюдений и ухода за аквариумными рыбками.
Наблюдая за животными, ухаживая за ними, дети получают знания об ихвнешнем виде, поведении, приспособлении к условиям окружающей среды, в томчисле к сезонным изменениям в природе.
— Знания отруде взрослых в природе
Воспитатель рассказывает детям о способах выращивания растений и ухода заживотными, об охране природы и использовании ее человеком. Ребята узнают обусловиях, необходимых для роста и развития растений, о способах обработкипочвы, о том, как производятся посев, посадка, прополка, подкормка и хлебных,овощных и других культур.
В единстве с накоплением знаний о труде взрослых происходит формированиетрудовых навыков и умений у детей. Дошкольники учатся ухаживать за растениями иживотными в уголке природы, на участке.
Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если втечение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представленияо каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки,состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизнисамих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательностьвремен года.
Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста.
ВЫВОДЫ
 
1. Дошкольный возраст – особенно важныймомент в жизни любого человека. Новообразования, приобретенные в этом возрасте,закладывают основу формирования благополучной личности в будущем. Знакомство сприродой — это наиболее доступная форма познания окружающей действительности. Удетей совершенствуются анализаторы (слуховой, зрительный), развиваются различныевиды мышления, дошкольник учится мыслить логически, обозначатьпричинно-следственные связи, делать обобщения, общаться в процессеосуществления совместной деятельности. На данном этапе через знакомство сприродой закладываются зачатки трудового, физического, нравственного иэстетического воспитания.
1.  В дошкольном возрасте знакомство с природой решает следующиевоспитательно-образовательные задачи: формирование первой и элементарнойсистемы знаний, формирование у детей трудовыхнавыков и умений, формирование у детей любви к природе.
2.  Все знания, приобретаемы ребенком-дошкольником об окружающем мире, можносистематизировать в три группы: знания о неживойприроде, знания о растениях, знания о животных, знания о труде взрослых вприроде. В младшей группе дети простознакомятся с предметами внешнего мира, в средней группе учатся обобщать исистематизировать, в старшей и подготовительных группах уже умеют находить иустанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями внешнегомира.
Поэтому знакомство с природой присутствует и решает своивоспитательно-образовательные задачи на каждом этапе дошкольного воспитания.

II. МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ-ДОШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИММИРОМ
 
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙС ПРИРОДОЙ
Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков иумений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.
Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечиваютнепосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. Ктаким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этимшироко применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественныхпроизведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или ихизображений.
Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединяются, напримернаблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественногопроизведения, эксперимент с трудом и т. д.
Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различныхприемов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдениемвоспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводитэлементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.
Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например,сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе;игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение— при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. {11;34}.
Разнообразие и эффективность методов и приемов характеризует мастерствовоспитателя. Выбор методов и приемов определяется содержанием программы изависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объектанаблюдений, а также от возраста детей и накопленного ими опыта.
В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеютчувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.
Во время наблюдения ребенок может вестественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть,как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природаслужит им.
Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесьребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческиепредставления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическоемиропонимание.
Наблюдения в лес, в поле, на берега реки озер привлекают внимание ребят, предоставляют возможность под руководствомпедагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы вгруппе, в уголке природы. На наблюдения у ребят развиваются наблюдательность,интерес к изучению природы.
Они приучаются всматриваться в предмет иподмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребятглубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитиюэстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе,бережное отношение к ней, любовь к Родине.
По содержанию наблюдения условно делятна два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а такжев зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); наблюдения насельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. вцелях ознакомления с трудом взрослых.
Организация наблюдений.
Наблюдение как форму занятия используютв средней, старшей и подготовительной группах. Для каждой наблюдения определяютпрограммное содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.
Природоведческие наблюдения проводят вопределенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты вразные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которыепроисходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольноговозраста следует провести 3 наблюдения в парк с постепенным усложнением задач.Цель этих наблюдений — знакомить с весенними изменениями, развивать умениевидеть их и понимать причину происходящего в природе.
Сельскохозяйственные наблюдения проводят дляознакомления с отдельными видами труда взрослых. Организовать наблюдениезначительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только приусловии тщательной подготовки {11;43}.
Дидактическая игра
Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькиедети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще играприменяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.
Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты,цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений иживотных, настольные игры и всевозможные игрушки.
Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями егоявляются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательнойдеятельности.
Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенноедля них время. Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детямусвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессенаблюдения в природе{6;28}.
Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнаваниепредметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем поописанию и наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболеетрудным является объединение объектов по общим признакам и отгадываниепредметов по ответам на вопросы.
Во время дидактической игры с растениями нужно воспитывать бережноеотношение к ним.
Игры с естественным материалом природы. На прогулках широко применяютсяигры детей с естественным материалом.
В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятсяс качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт.Так, например, дети узнают, что вода бывает холодной и теплой, разливается, вней тонут камни, плавают щепки и легкие игрушки, что сухой снег рассыпается, аиз мокрого можно лепить и т. д.
В ходе игры с природным материалом (снегом, водой, песком) воспитатель,беседуя с детьми, помогает им усвоить некоторые свойства материала, например:«Коля взял сухой песок, он рассыпается» или «Тоня положила в формочку мокрыйпесок, у нее вышел хороший пирожок».
Забавляясь такими игрушками, как вертушки, стрелы, мельницы, детизнакомятся с действием ветра, воды и усваивают ряд фактов, которые в дальнейшемпомогут им понять простейшие физические законы (плавание предметов в воде,движение в воздухе и др.).
Гуляя с детьми в лесу, полезно обращать их внимание на сучки, сухие ветки,корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно детиначинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное сознакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитиюнаблюдательности и воображения.
В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей иподготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия ипродолжается от 5 до 20 минут.
В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научитьсяразличать предметы по внешнему виду. Организуя такую игру, воспитатель поручаетдетям принести лист, цветок, морковь, свеклу, картофель и т. д.
В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. Ктаким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?».
Для первой из этих игр воспитатель заранее приготовляет мешочек и кладет внего овощи или фрукты (картофель, луковицу, свеклу, морковь, огурец, яблоко,грушу, лимон). Дети по очереди опускают в мешочек руку, берут предмет,ощупывают его, называют, а затем вынимают и показывают всей группе.
После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях(полевых, лесных, комнатных и т.д.), в старшей группе можно дать дидактическиеигры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям).Проводя игру, например «Узнай, чей лист?», дети сравнивают лист, полученный дляотгадывания, с листьями, имеющимися у растений.
В подготовительной к школе группе проводят игры, требующие выявлениянекоторых признаков растений или животных, умения их описать, сделатьобобщение{7;48}.
Словесные дидактические игры, например «Узнай предмет по описанию»,«Угадай, что это?» или «Кто это?», организуют на знакомом детям материале; с ихпомощью активизируется мышление детей, развивается речь.
Труд как методвоспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение.Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретаютконкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растенийи уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышлениядетей, создает основу для материалистического миропонимания.
Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природыповышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детейлюбовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированиювысоких нравственных качеств.
Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитиедетей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередьдвигательного.
Труд в детском саду применяется в повседневном уходе за растениями иживотными на земельном участке ив уголке природы, иногда на занятиях. Но нельзя превращать труд детей всамоцель. Воспитывая те или иные трудовые навыки, следует расширять илизакреплять знания детей о природе. Так, например, перед посевом дети должнырассмотреть семена (форму, размер, цвет), перед посадкой черенков повторитьназвания частей растения (стебель, листья, цветки).
У детей необходимо воспитывать сознательное отношение к труду, требовать,чтобы они осмысливали производимую работу, понимали ее цель. Очень важно, чтобыдети не только усвоили тот или иной прием, но и поняли, зачем он нужен.Поэтому, показывая посев семян, посадку черенков, доливку воды в аквариум идругие трудовые операции, совершенно необходимо сопровождать их пояснениями.
Если всю деятельность детей свести к механическому проведению тех или иныхопераций, то, как бы ни был эффективен их результат, труд потеряетвоспитательно-образовательную ценность. Любой новый трудовой прием воспитательдолжен объяснить и показать сам, затем его повторяют двое-трое детей среднейгруппы и один или двое старшей и подготовительной к школе групп. Только послеэтого можно предложить выполнение приема всей группе. Постоянное применениеодних и тех же приемов ведет к образованию трудового навыка и тем обеспечиваетуспешное выращивание растений и уход за животными.
К основным приемам, применяемым в трудовом обучении детей, относятсяознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детямразличных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работывоспитателем и всей группой{7;65}.
Труд на земельном участке. Подготавливают участок к выращиванию растенийработники детского сада и родители. Они вскапывают землю под огород и цветник,готовят грядки. Дети участвуют в очистке участка и в работах по выращиваниюрастений.
Дети младших групп собирают при уборке участка камешки, щепки и складываютих в кучу, с помощью воспитателя сажают лук, сеют крупные семена, наблюдаютполивку грядок и клумб, рыхление почвы и прополку растений, участвуют в сборевыращенного урожая.
Дети средней и старшей групп принимают более активное участие в работе.Они сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках. С помощьювоспитателя они сеют крупные семена гороха, фасоли, свеклы, овса, настурции идругих растений, поливают клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают прополку,собирают спелые овощи.
Детей подготовительной к школе группы привлекают к участию в перекопкеземли и разбивке ее комков, к посеву семян, высадке рассады, поливке, рыхлению,прополке растений, сбору урожая, посадке саженцев деревьев.
2.2 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ПРИОЗНАКОМЛЕНИИ ИХ С ПРИРОДОЙ
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природойявляются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа наземельном участке.
Занятия. Это основная форма организации детей в ознакомлении их с природой.Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану,согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детямновые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.
Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с природойосуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность,мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви кприроде.
Главное в занятии — это усвоение всеми детьми программного материала. Дляэтого используются разнообразные методы — наблюдение натуральных объектов,труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественныхпроизведений, рассказы, беседы и др.
Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученныена занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играхи труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения научастке уточняются, систематизируются на занятиях.
Готовясь к занятиям, воспитатель по программе намечает объект, с которымбудет знакомить детей. После чего определяет методы и приемы, которыецелесообразно применить, какие наглядные пособия использовать{7;40}.
Экскурсия — это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т.д. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий.
На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоениекоторого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии отповседневных прогулок. Воспитательно-образовательное значение экскурсий оченьвелико, так как они поднимают интерес к родной природе, способствуют воспитаниюэстетических чувств.
Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов,движение и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворносказываются и на физическомразвитии детей. Выбор места для экскурсии зависит от ее задач и возраста детей.
Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей иподготовительной к школе группами. С младшими группами рекомендуются наблюденияприроды на земельном участке дошкольного учреждения и только во вторую половинугода — короткие экскурсии па луг, в парк (лес). Выбирая для этого место, надоизбегать дорог, на которых встречаются крутые подъемы и спуски.
Учитывая физические возможности дошкольников, для экскурсий нужно, прежде всего,использовать ближайшие места. В городах— это бульвары, сады, парки, пруды, гдеможно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а такжетруд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река,птичник, скотный двор.
Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное времягода. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которыепроисходят в природе{7;41}.
Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куданамечается экскурсия. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показатьдетям, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение(вопросы, задания для детей), какие провести игры, где устроить отдых.
Детей накануне предупреждают о предстоящей экскурсии, сообщая, куда онипойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переносарастений и животных, как одеться. Такое предварительное пятиминутное сообщениесоздает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание кнамеченной экскурсии. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходомпроверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должнывести себя. Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать,посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу. Для этого надопривлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, просторуполей и лугов, ароматуцветов, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нельзя,однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями.
Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение,которое проводится со всеми детьми.
Прогулки. Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всехвозрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, вовремя которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения запогодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных.
На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранеесоставленному па основе программы и с учетом местных условий. Программноесодержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда проявляютсяте или иные явления природы.
На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественногоматериала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром,водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различныекачества предметов природы.
Для игр во время прогулок па земельном участке нужно иметь ящик с песком,небольшой бассейн, водоплавающие игрушки и игрушки, приводимые в движениеветром и водой. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовыхпроцессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, вскапывают землюдля грядок, поливают и пропалывают растения.
Работа на земельном участке. На земельном участке дети работают преимущественно после дневного сна.Так же как и в уголке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний орастениях и животных, совершенствованию трудовых навыков иумений, воспитанию трудолюбия. Организациятруда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы наземельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (илиподгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществляться вповседневном труде детей. Различного рода поручения (эпизодические илидлительные) дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе. Встаршей и подготовительной к школе группах вводят дежурства детей по огороду ицветнику{9;83}.
Работа в уголке природы. Работа в уголкеприроды проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают зарастениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладеваютэлементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми,друг с другом, а затем и самостоятельно. Организация труда детей зависит от их возраста. В первоймладшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями,а во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группевсе дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В старших группах ихвыполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В подготовительной к школегруппе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями иживотными.
Периодически можно проводить совместные работы всех детей по уборке вуголке природы{15;63}.
ВЫВОДЫ
 
1.  Осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель сознательно выбираетте приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладениюнавыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры.
Воспитатель прибегает и к беседе, и к рассказу, и к чтению. Наибольшийуспех достигается при совместном использовании практических методов сословесными. Так, наблюдение в дошкольном возрасте невозможно без использованиярассказа или беседы. Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра, напомощь воспитателю приходит дидактическая игра. Использовать этот методособенно целесообразно в младших и средних группах, постепенно сокращая еедлительность. Особое значение имеет труд. Осуществляя трудовую деятельность,дети не только активно познают окружающую действительность, но и развиваютсяфизически.
2. Формами организациидеятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии,прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке.Работу поознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно. Формаорганизации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Нельзя выделить наиболее инаименее эффективные формы ознакомления детей с природой. Все они обладаютположительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.
форма ознакомление дошкольник природа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение с природой положительно влияетна человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенновелика роль природы в воспитании детей.
«Природа — источник творческоговдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого,но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона всевосприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение кокружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должна воспитыватьсистема образовательных учреждений у детей.
Во все времена и эпохи природа оказывалаогромное влияние на человека, на развитие его творческих способностей, являясьв то же время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзанийчеловека. Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».
Прекрасное в природе безгранично инеисчерпаемо.
Умение видеть природу — первое условие воспитаниямироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Онодостигается лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частьюцелого, человек должен не эпизодически, а постоянно находиться вовзаимоотношениях с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействийтребует постоянного общения с природой.
Природа является одним из факторов, влияющих наразвитие и
формирование эстетических чувств, онанеисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия начеловека. В жизни людей природа занимает значительное место, способствуетформированию и развитию эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается с раннеговозраста. «Именно в
это время необходимо прививать детям любовь ккрасоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».
В дошкольном учреждении ребят знакомят сприродой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основеприобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое пониманиеявлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить,эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережногоотношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе,но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, какпатриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих иумножающих природные богатства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. БелавинаИ.Г., Найдина Н.Г. Планета наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников имладших школьников И.Г. Белавина, Н.Г. Найдина. М.: Лайда, 1995. — 288с.
2.Беладина И.Г.,Найденская Н.Г. Планета наш дом. Мир вокруг нас: Методика проведения занятий поосновам экологии для дошкольников и младших школьников И.Г. Беладина, Н.Г.Найденская. М.: Изд. «Лайда», 1995.- 96с.
3. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте Л.И. Божович. М.: Просвещение,1968. — 258 с.
4. БондаренкоА.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
5. ВасильеваА.И. Учите детей наблюдать природу А.И. Васильева. М.: Просвещение, 1972. 126с.
6. Венгер Л.А.Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1978. – 96с.
7. ВеретенниковаС. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся педагогическихучилищ по специальности «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. и доп. М.,«Просвещение», 1973. — 256с.
8. ВиноградоваФ. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. — М.,1978.- 154с.
9. ВоронкевичО.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005.-170с.
10. Венгер Л.А.Развитие. Программа нового поколения.
11. Иванова А.И.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду:Пособие для работников дошкольных учреждений А.И. Иванова. М.: ТЦ Сфера, 2003,- 56с.
12. Каменева Л.А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учеб.пособие дляпедагогических училищ по спец. «Дошкольное воспитание», Л. А. Каменева, Н. Н.Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; Под ред. П. Г. Саморуковой.—М.:Просвещение 1991.—240с.
13. Каменева Н.Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников:Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольноеобразование» Изд. 2-е, перераб., доп./ 3-е, стереотип.Каменева Н. Г.,Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд.: Детство-пресс, 2003-319с.
14. Лучинин М.В.Детям о природе. — М., 1989.-115с.
15. МарковскаяМ.М. Уголок природы в детском саду.– М.: Просвещение, 1989.- 165с.
16. МаксимоваЛ.И. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста:Учеб.-метод. комплекс Л.И. Максимова. Якутск: Изд.-во Центра дистанцион. образ.ИРО МО PC (Я), 2002.-118 с.
17. Николаева Н.Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы сдетьми подготовительной группы детского сада/ Н. Николаева. М.: Новая школа,1995. 106 с. 1 Ю.Николаева Н. Как приобщать ребенка к природе. Методическийматериал для работы с родителями в дошкольных учреждения Н. Николаева. М.:Просвещение, 1993. — 187 с.
18. Осипов Г.Н.Руководство работой воспитателя по ознакомлению детей с природой Г.Н. Осипов.М.: Просвещение, 1981. — 86 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.