--PAGE_BREAK--Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущая роль в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его мировоззрения и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом [23, c. 76].
Необходимо заметить, что следует использовать учебно-методический комплект (программу, учебники, методические рекомендации) одного автора или авторского коллектива, так как только в этом случае полностью осуществляются идеи, заложенные в них.
Нужно иметь в виду, что авторские программы и учебники были созданы до начала работы над стандартом общего образования по литературе, поэтому при составлении рабочей программы следует пользоваться Примерной программой по литературе для основной школы [18, c. 65].
Идея завершенности литературного образования в основной школе решается по-новому: предполагается подробное изучение творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Л. Улицкой и др. при сохранении требований развития представлений об историко-литературном процессе от древности до современности [3, c. 45].
Кроме того, необходимо учесть, что 10% времени, отведенного на изучение литературы в каждом классе, используется на изучение регионального компонента, т.е. литературы Русского Севера. В соответствии с программой регионального компонента по литературе это составляет:
V – VIII классы – по 7 часов в год;
IX класс – по 10 часов;
X, XI классы, базовый уровень – по 10 часов, профильный уровень – по 17 часов в год.
Обязательным при составлении рабочих программ и тематического планирования является выделение часов внеклассного чтения:
V – XI классы (базовый уровень) – не менее 8 часов в год в каждом классе;
X – XI классы (профильный уровень) не менее 12 часов в год; (произведения рекомендованные для внеклассного чтения, указаны в авторских программах; развития речи:
в V – VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных);
в VII – VIII классах – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных);
в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных);
в X – XI классах (базовый уровень) – 8 сочинений (из них 6 аудиторных);
в X — XI классах (профильный уровень) – 10 аудиторных сочинений.
Для расширения, углубления знаний учащихся по литературе учитель может разработать программы элективных курсов для предпрофильного и профильного обучения в соответствии с уровнем подготовки, интересами учащихся и возможностей школы (библиотеки) и учителя.
2.2 Произведения Л. Улицкой, изучаемые в школе
Объектом изучения на уроках литературы в школе являются произведения Л.Улицкой, относящиеся к малой прозе. Выбор материала осуществляется таким образом, чтобы можно было выявить генезис творчества писательницы, исследовать развитие и становление стилевых особенностей прозы Л.Улицкой от самых ранних рассказов до последних произведений, опубликованных сравнительно недавно. Таким образом, хронологический подход к объекту исследования позволяет увидеть динамику тематических форм и средств в художественном мире Л.Улицкой [14, c. 98].
Предметом изучения на уроках литературы в школе является поэтика, эволюция малой прозы Л.Улицкой, основной содержательной структуры её художественного мира, выраженного особыми художественными приёмами и языковыми средствами. Имя писательницы Людмилы Улицкой широко известно и на родине и за рубежом. Ее книги переведены на многие языки мира, она — обладательница престижных премий и лауреат Букеровской премии 2001 года [1, c. 76].
Л. Улицкая — автор наблюдательный и потому так емки и выпуклы образы ее героев.
Тем не менее, попробуем проанализировать некоторые ее произведения, изучаемые в школе. Сюжет романа «Медея и ее дети» прост — это хроника одной семьи. Хроника, в которой нет строгой последовательности событий, но в которой все истории членов этой большой семьи переплетаются с жизнью «чистопородной гречанки» Медеи Мендес из рода Синопли, у которой, впрочем, своих детей нет. Ее дети — это многочисленные племянники и племянницы, их жены, мужья и дети, которым Медея давно потеряла счет. Этот неспешно разматывающийся клубок судеб членов одной семьи, как ни странно, заставляет задуматься о том, что есть Судьба, Рок и в нашей жизни, настолько жизнь одного члена семьи связана с жизнью другого [5, c. 76].
В повести Л. Улицкой «Сонечка» рассказывается история некрасивой женщины, типичной «книгочейки», старой девы, неожиданно, почти на старости лет, приобретшей семейную пристань. Однако счастье Сонечки оказалось недолгим: неуемная натура ее мужа возжаждала телесной женской красоты, и Сонечка снова осталась одна. И бывшего своего мужа она простила.
Действие романа «Веселые похороны» разворачивается в сложном для России августе 1991 года, среди русских эмигрантов, у каждого из которых на родине остались родные и друзья. Главный герой повествования художник Алик умирает, постепенно растворяется в этом многоцветном искрящемся шумном мире Нью-Йорка, у него один за другим отказывают внутренние органы, пока живым не остается только дыхание. Даже умирая, этот жизнелюбивый человек относится к смерти с некоторым цинизмом и насмешкой. Это насмешка и неприятие им смерти остается в друзьях, в его дочери в его способности посмеяться над тем, с чем справиться он так и не смог [17, c. 98].
Циклы рассказов Людмилы Улицкой «Бедные родственники» и «Девочки» так же как и ее романы наполнены различными житейскими историями.
Произведения Л. Улицкой — это чтение для человека, которому интересно через призму чужих жизненных ситуаций увидеть собственный мир, мир своей родины.
2.3 Анализ типов характера в творчестве Л. Улицкой на школьных уроках литературы
Для решения центрального вопроса анализа типов характера в творчестве Л.Улицкой на уроках литературы обычно избирается проблемный подход. При этом под характером понимается «совокупность психических свойств, из которых складывается личность человека и которые проявляются в его действии, поведении». Изучение именно типа характеров на уроках литературы в школе позволяет глубже осмыслить произведения писательницы. Сопоставление, противопоставление, описание существенных свойств этих типов даёт чёткое понимание авторских представлений о человеке.
Проблема характера в теоретическом освещении неоднозначно решается в русском литературоведении [24, c. 61].
Г.Поспелов различает персонажей литературного произведения и их характеры. «Персонаж — это… целостная личность, воплощающая характерные черты жизни и вызывающая к себе определённое отношение читателя». А «характеры персонажей развиваются не сами по себе, а под воздействием типических обстоятельств, хотя последние могут быть и не изображены в произведении». За характерами, с точки зрения учёного, в литературе стоят их социальные характеры. Характеры помещаются Г.Поспеловым как бы за кулисами литературоведения, где действуют герои, обнаруживающие большую или меньшую «верность» своим «типическим характерам». Писатель-реалист, согласно концепции Г.Поспелова, «заставляет героев действовать (хотеть, поступать, думать, чувствовать, говорить) в соответствии с особенностями их социальных характеров, порождёнными общественными отношениями их страны и эпохи. Подобная концепция представляется нам спорной. Мы разделяем точку зрения С. Бочарова, справедливо полагающего, что нельзя выносить характер за пределы структуры произведения, герой в этом случае теряет своё содержательное значение [18, c. 51].
В. Хализев различает две ипостаси персонажа художественного произведения. «Персонаж, — утверждает исследователь, — имеет… двоякую природу. Он, во-первых, является субъектом изображаемого действия, стимулом развёртывания событий, составляющий сюжет. Во-вторых, и это едва ли не главное, персонаж имеет в составе произведения значимость самостоятельную, независимую, от сюжета (событийного ряда): он выступает как носитель стабильных и устойчивых (порой, правда, претерпевающих изменения) свойств, черт, качеств...». Под характером, с точки зрения учёного, «разумеется не жизненная основа изображаемого, а персонаж, воспроизведённый в многоплановости и взаимосвязи его черт, а потому воспринимаемый как живое лицо» [5, c. 92].
Мы разделяем эту точку зрения и позиции Л.Гинзбург, которая определяет героя «как индивидуальное сочетание новых признаков — как характер». «Литературный герой, — считает Л.Я.Гинзбург, — моделирует человека», не являясь при этом абстракцией, это «конкретное единство, обладающее расширенным символическим значением», способным представлять идею. Это комплекс представлений о человеке в разных наборах и сочетаниях». В него может войти и бытовая характерология, и запас частных наблюдений, и автопсихологический опыт. Литературная традиция, унаследованные повествовательные формы и единичный замысел автора строят из этого комплекса художественный образ личности [8, c. 73].
На уроках литературы в школе по творчеству Л. Улицкой характер рассматривается как один из основных элементов художественной системы произведения, особым образом выражающий идею автора, при создании которого он опирался на эмпирические наблюдения, мировоззренческий и философский контекст эпохи, собственные представления о человеке и мире, но после создания произведения существующий самостоятельно.
При анализе характера героя в художественном произведении следует учитывать справедливое замечание Н.Д. Тамарченко: «Герой литературный часто не отграничивается, с одной стороны, от типа — когда последнему приписывается нормативное для всякого образа единство индивидуального и общезначимого, с другой стороны — от характера, когда таковым считается всякое изображение человека в словесном искусстве [14, c. 42].
Персонаж может быть отличим от героя литературного по степени участия в действии — как второстепенное действующее лицо и как субъект высказываний, не доминирующих в речевой структуре произведения».
Проблема характера — это не только проблема героя, но и проблема выработки принципов, приёмов, средств образного раскрытия личности. В диссертационной работе мы будем рассматривать характер героя как некий центр, к которому стремятся все содержательные и формальные элементы художественного произведения [20, c. 76].
2.4 Разработка урока по творчеству Л.Улицкой в 7-м классе
Приведем в качестве примера конспект урока по творчеству Л.Улицкой в 7-м классе. Людмила Улицкая «Капустное чудо» (рассказ из сборника «Детство, 49») Цели урока:
— познакомить учащихся с именем современной писательницы Людмилы Улицкой:
— путём анализа произведения Л. Улицкой «Капустное чудо» углубить понятие жанра рассказа, его особенностей (композиции, сюжета, художественной детали, названия, речевой характеристики героев и т.д.);
— совершенствовать и развивать умение творческого чтения методом критического мышления, интерпретации художественного текста и прогнозирования его содержания.
Оборудование:
1. Портрет А. Чехова, Л. Улицкой.
2. Тексты рассказа Л. Улицкой «Капустное чудо».
3. Запись на доске: «Рассказ и его жанровые особенности». (Приложение 1)
Ход урока
1. Организационный момент (объявление темы и целей урока).
2. Проверка домашнего задания.
Художественное мастерство Чехова в рассказе «Хамелеон». (Учащиеся анализируют особенности чеховской прозы, акцентируя внимание на названии произведения, роли художественной детали, характерологической сущности диалога).
3. Переход к новой теме.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством известной современной писательницы Людмилы Улицкой. На Западе её сравнивают с Чеховым. И это не случайно. Тот же лаконизм, те же ёмкость, сжатость, концентричность мысли. От Чехова не только умение сокращать, но и простота, душевность, непосредственность. Родилась Л. Улицкая в городе Давленканово (Башкирия) в 1943 году. Сейчас живёт в Москве. По национальности — еврейка. По профессии — биолог. Но она давно оставила свою специальность. Под микроскопом писательницы — человеческие жизни, судьбы людей.
Л. Улицкая активно печатается в центральных журналах. Является лауреатом двух престижных премий: премии Медичи (за роман «Сонечка»), премии Букера (роман «Казус Кукоцкого»). Её произведения переведены на 25 языков мира. Людмила Улицкая названа лучшей писательницей 2004 года.
Многие произведения Улицкая связывает со своим жизненным опытом. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в детские годы, время детей, рождённых в конце сороковых.
Подтверждением тому — рассказ «Капустное чудо».
4. Работа над рассказом «Капустное чудо».
Чтение рассказа учителем вслух (читаю медленно, обращая внимание на жанровые особенности рассказа).
Аналитическая беседа с классом по содержанию рассказа.
-Какое событие легло в основу сюжета рассказа? (поход детей за капустой).
-На какую композиционную особенность вы обратили внимание при чтении рассказа? (кольцевая композиция).
-Чьими глазами читатель видит мир? (глазами двух девочек, сестёр Дуси и Ольги). Две героини — фактически одно лицо, обобщённый образ ребёнка послевоенных лет).
-Есть ли в тексте описание портретов главных персонажей? (только лишь отдельные портретные детали: «вострая», «умненькая Дуся», «два светло-голубых глаза», «обутые в городские ботинки и по-деревенски повязанные толстыми платками»).
-Учитель обращает внимание на то, что главное не в описании портретов, а в передаче восприятия окружающего мира детьми, их душевного состояния. И в этом большую роль играет описание природы. Учащимся предлагается найти в тексте пейзажные зарисовки и определить их смысловую нагрузку. Пейзажные зарисовки ("… было сумрачно и хмуро", «временами шёл не то дождь, не то снег», «кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев...» и т.д.) являются в данном тексте деталями-символами, помогающими раскрыть тему бесприютности человеческой жизни, её беззащитности, разорванности, гонимости, а также быстрого взросления детей.
-Что повлияло на взросление детей? (события войны, гибель отца на фронте, смерть матери, потеря близких). Учитель: Несмотря на то что рассказ строится на реалиях жизни, в которой много тёмных, мрачных красок, беспросветности («беспросветно-тёмная очередь»), в произведении есть элементы сказочного. (Учащиеся без труда находят мотивы сказочного в рассказе. — Оживает десятирублёвка: «измятая десятирублёвка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой»; оживает «картинка из журнала с нарисованным жёлтым зубастым японцем». Снег превращается в доброго волшебника: «Он покрывал сутулые спины людей и спины домов. От белизны снега стало чуть веселей и вроде светлее».) Учитель: В данном рассказе не только сказочные мотивы, но и мотивы святочного рассказа.
-С какими святочными рассказами мы знакомились на уроках литературы? (Ф. Достоевский — «Мальчик у Христа на ёлке», А. Куприн — «Чудесный доктор»). Какое событие в сюжете рассказа является кульминационным? (несчастье: потеря денег, переживания детей)
-Учитель: в рассказе Улицкой кульминация быстро перерастает в развязку (как в и произведениях Чехова). Учащимся предлагается найти развязку: «Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана» и объяснить слово «чудо». Чудо: фантастика, диво, мистика, волшебство, неожиданное счастье. Чудо — это и свет фар грузовика, напоминающий свет Рождественской Звезды, это и «бело-голубое сияние капусты» как дара свыше.
-Учитель предлагает ещё раз прочитать первый абзац рассказа: не зная произведения, можно ли предположить, о каком «чуде» пойдёт речь? (сделать это было бы трудно, т.к. события разворачиваются в реальном мире, жёстком, суровом).
-Подводя итоги беседы, учитель обращает внимание на финал рассказа, и в качестве домашнего задания предлагается написать окончание текста, выделив образ старухи Ипатьевой и идею объединения людей в этом мире. (Необходимо отметить, что на письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным как для учащихся, так и для учителя, проверяющего творческую работу. И в этом смысле письменное сочинение — наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению).
продолжение
--PAGE_BREAK--5. Подведение итогов урока и комментарии оценок за устные ответы.
Рассказ Малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни прозаическое произведение.
1. «Режим экономии»: не может быть длинных описаний.
2. Большую роль играют не детали-подробности, а детали-символы (особенно в описании пейзажа, портрета, интерьера).
3. В области психологизма: важно не столько отразить душевный процесс во всей его полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент.
4. В композиции рассказа очень важна концовка, которая носит либо характер сюжетной развязки, либо эмоционального финала, либо «открытого» финала (концовка, которая не разрешает конфликта, а лишь подчёркивает его неразрешимость).
2.5 Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо». Конспект урока по литературе в 7 классе Тип урока — урок развития речи.
Цели урока
· обучить написанию рецензии на рассказ;
· развить умение оперировать необходимыми литературоведческими понятиями;
· развить умение анализировать художественный текст;
· развит интерес к литературе через чтение произведений современных авторов;
· воспитать чувство нравственной и моральной ответственности перед людьми.
Ученик должен знать — особенности жанра святочного рассказа;
— особенности жанра рецензии.
Ученик должен уметь находить типологические черты рождественского рассказа в других произведениях; должен уметь составлять рецензию.
Ученик должен уметь применять на практике основные приемы анализа художественно текста, находить художественные приемы выразительности и уметь самостоятельно их осмыслить.
Оформление доски:
1. Число.
2. Тема «Несите бремена друг друга …». Урок развития речи. Работа над рецензией на рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо».
3. Эпиграф к уроку. — Чудо будет, дайте срок!.. Срок прошел, другой истек… Обвалился потолок… — Чудо будет, дайте срок! Лилит Козлова
4. Рецензия — от лат.recenio — осмотр, обследование — статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.
5. Примерный план рецензии:
1. Определение жанра произведения.
2. Приметы или признаки жанра в данном произведении.
3. Оценка рецензируемого произведения:
§ А) важность поставленной в нем проблемы,
§ Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.
6. Оксюморон — от греч. оxymoron — остроумное — глупое — один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.
7. Чудо:
1. нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил;
2. нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;
3. сказочное, необычное;
4. вызывает общее удивление, восхищение;
5. удивительное, поразительное.
o Итоговая таблица, которая заполняется в течение урока в ходе беседы с классом
Структура урока:
1. Постановка цели урока.
2. Повторение особенностей святочного рассказа (изученных в 5 классе).
3. Совместная работа класса в поэтапном анализе рассказа Л. Улицкой как литературной традиции рождественского рассказа с одновременным выявлением художественных особенностей рассказа: использование приема контраста, инверсии, оксюморона, мотива ожидания и др. Выявление роли автора в раскрытии идейного замысла произведения.
4. Обобщение, подведение итогов урока.
5. Домашнее задание: написать рецензию на рассказ.
Ход урока.
Постановка цели урока.
Учитель — На сегодняшнем уроке мы будем осваивать новый вид работы, а именно, составление и написание рецензии на художественное произведение. Итак, что же такое рецензия? (Объясняется определение, записанное на доске)
Рецензия — от лат.recenio — осмотр, обследование — статья, отзыв, которые дают оценку какому-либо художественному произведению, спектаклю, кинофильму и т.д.)
Значит, конечным результатом нашей работы будет рецензия на художественное произведение, но писать рецензию на известное произведение не интересно, поэтому особенность нашего урока будет заключаться в том, что предметом нашего исследования станет произведение современного автора — рассказ Людмилы Улицкой «Капустное чудо». Это новый, пока мало кому известный рассказ, из ее сборника «Детство сорок девять». На эти рассказы еще нет критических отзывов, а мы с вами попробуем составить первые рецензии.
Учитель — Вы уже прочитали этот рассказ, каковы первые впечатления?
Ученик (предполагаемые ответы)- Рассказ поставил больше вопросов, чем дал ответов.
Учитель — Итак, мы приступаем к работе над рецензией. Рецензии имеет свое построение, познакомимся с планом рецензии. (Знакомство с планом рецензии, который записан на доске).
Примерный план рецензии:
1. Определение жанра произведения.
2. Приметы или признаки жанра в данном произведении.
3. Оценка рецензируемого произведения:
o А) важность поставленной в нем проблемы,
o Б) художественные приемы, используемые автором для решения данной проблемы.
Повторение изученного в 5 классе. Особенности святочного рассказа.
Учитель — Начинаем с первого пункта плана. Попробуйте определить жанр этого рассказа.
Ученик (предполагаемые ответы)- Святочный рассказ.
Учитель — Нам необходимо выявить, какие элементы позволят сделать такой вывод, а для этого нужно вспомнить составляющие святочного рассказа. Эти составляющие мы выявили в 5 классе при изучении таких произведений, как «Чудесный доктор» И. Куприна, «Ангелочек» Л. Андреева, «Мальчик у Христа на елке» М. Достоевского, «Девочка со спичками» Г. Андерсена.
Ученик (предполагаемые ответы)- Составляющие элементы святочного рассказа:
· действие происходит в канун Рождества,
· противопоставляется реальность и мечта героев,
· совершение чуда,
· счастливый финал.
Учитель — Все ли из названных произведений полностью соответствуют канону рождественского рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Нет, не все произведения. Каноническим вариантом святочного рассказа можно назвать только рассказ Куприна «Чудесный доктор», остальные рассказы являются литературной традицией святочного рассказа.
Учитель — Почему?
Ученик (предполагаемые ответы)- Потому что финалы всех остальных рассказов трагичны, а это противоречит самой идее рождественского праздника, который должен нести свет, радость, надежду на лучшее, веру в спасение и пробуждение человечности.
Учитель — Почему же авторы, обращаясь к жанру святочного рассказа, трансформируют его основы?
Ученик (предполагаемые ответы)- Зачастую это делается для того, чтобы противопоставить несоответствие гуманной идеи праздника Рождества антигуманной жизненной реальности.
Поэтапный анализ рассказа «Капустное чудо».
Учитель — Но вернемся к рассказу Улицкой. Как вы думаете этот рассказ канонический или литературная традиция святочного рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Литературная традиция.
Учитель — Итак, найдем элементы, позволяющие сделать этот вывод. Когда происходит действие рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- В конце ноября.
Учитель — А имеет данный факт — смещение временных рамок — принципиальное значение для понимания идеи рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Нет.
Учитель — Следующий элемент «Противопоставление реальности и мечты». Составим таблицу, в которой отразим также художественные приемы, используемые автором (см. Оформление доски.).
Учитель — Какова историческая реальность событий происходящих в рассказе?
Ученик (предполагаемые ответы)- Послевоенные годы, сорок пятый — сорок шестой год.
Учитель — Охарактеризуйте это время.
Ученик (предполагаемые ответы)- Разруха, сиротство, голодное, трудное время.
Учитель — При помощи каких эпитетов автор погружает нас в этот неуютный мир?
Ученик (предполагаемые ответы)- «беспросветно-темная очередь», «было сумрачно и хмуро», «тяжелые темно-красные флаги», «вьюжный вечер», «бурые промерзшие листья». А мир мечты наполнен другими эпитетами: «белый снег», «бело-голубая капуста», «светло-голубые глаза». Используется прием контраста.
Учитель — Но кроме пейзажных зарисовок противопоставляются и внутренние состояния героев рассказа. В центре повествования находятся две девочки, две сестры, Дуся и Ольга. Посмотрим, какова их реальность и мечта. Что они желают и что они имеют?
Ученик (предполагаемые ответы)- Девочки — сироты, а их мечта — обрести семью.
Учитель — Какова композиция данного рассказа?
Ученик (предполагаемые ответы)- Повествование ведется от третьего лица. Композиционные части расположены не в хронологическом порядке.
Учитель — Как называется это прием?
Ученик (предполагаемые ответы)- Инверсия композиционных частей. Этот прием делает более выпуклым противопоставление этих двух миров.
Учитель — В современной литературе очень распространено использование символов, условных сигналов, позволяющих активировать мысль читателя. Найдем такие символы в рассказе, которые сопровождают героев на протяжении всего рассказа.
Ученик (предполагаемые ответы)- Мотив ожидания. Девочки утомительно ждут своей очереди: с самого утра до позднего вечера, когда привезли — долго разгружали, появился народ, закрыли на обед…
Картинка с японцем — символ жестокости мира, насмешки судьбы, ее злая шутка.
Учитель — Следующее составляющее святочного рассказа — совершение чуда. Но чудо не должно быть каким-то сверхъестественным и волшебным. Это чудо человеческих дел, поступков, житейского везения. Какое чудо совершается в рассказе, по вашему мнению?
Ученик (предполагаемые ответы)- Девочки получают то, от чего, по их мнению, зависит их дальнейшая жизнь — капусту.
Учитель — Верно, совершается «капустное чудо». В чем особенность этого сочетания слов «капустное чудо»?
Ученик (предполагаемые ответы)- Соединяются два несопоставимых понятия:
Чудо:
· нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил;
· нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;
· сказочное, необычное;
· вызывает общее удивление, восхищение;
· удивительное, поразительное.
«КАПУСТА»
Учитель — Такой прием в литературе называется оксюморон. Посмотрим на определение.
Оксюморон — от греч. оxymoron — остроумное — глупое — один из художественных тропов; сочетание противоположных по смыслу определений, понятий, в результате которого возникает новое смысловое качество.
Какое же новое смысловое качество этого сочетания мы можем выделить?
Ученик (предполагаемые ответы)- Свершение таинства и загадочности чудодейственного свершения намеренно снижается, приземляется. Чудо происходит на земле с людьми и при помощи людей.
Учитель — Кто же подвергается этим чудесным изменениям?
Ученик (предполагаемые ответы)- Изменения происходят с Ипатьевой: в начале появления девочек она была недовольна этим, но в конце рассказа мы видит, слышим, как она переживает за своих воспитанниц
«Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:
— Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала… Пропали, пропали девчонки мои… Цыгане свели или кто…
— Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! — утешала ее Кротова.
— Девчонки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? — убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.»
продолжение
--PAGE_BREAK--