МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА «Педагогиканачального образования»
Курсовая работа
На тему
«Игра как способактивизации учебной деятельности младшего школьника на уроках окружающего мира»
Исполнитель: студентка II курса
Петрова Наталья
Москва 2010
Содержание
Введение
Глава1. Теоретические основы проблемы
§1.Психолого-педагогические основы формирования учебной деятельности
§2.Игра как метод формирования обучения
Глава2. Методика проведения дидактических игр по программе А.А.Плешакова
§1.Возможности курса Плешакова для активизации учебной деятельности младшихшкольников
§2.Система игр, направленная на формирование учебной деятельности
§3.Опытно-экспериментальная работа и ее результаты
Заключение
Списоклитературы
Введение
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным вотзадача первоначального обучения.» К.Д. Ушинский.
Издавна начальная школа была важным звеном в образованиии воспитании молодого поколения. Ребенок младшего школьного возраста податливна воспитывающее воздействие извне. Психологами (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин,Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.) установлено, что для младшегошкольника характерно стремление к деятельности, к контактам с людьми, чтопозволило сделать вывод, что важнейшими развивающими способами являютсядеятельность и общение. Однако сложившаяся в России в XX веке авторитарнаяшкола тормозила эти факторы, она просто не допускала их к ребенку. Ученик былобъектом научения. Преобладающая его деятельность была деятельность по образцу(делай как я, думай как я, говори как я). Самостоятельность ребенка, еготворческий потенциал были подавлены. К настоящему времени такой подход уходитиз школы. Поэтому очень важно именно сейчас дать учителю в руки «инструмент», спомощью которого он вернет ребенку в учении его природную потребность ксамостоятельной деятельности и общению.
В дошкольном детстве основным видом деятельности детейбыла игра, которая предоставляла им большие возможности для общения. С приходомв школу меняется их деятельность: ведущей становится учебная. Однако не должнобыть резкой границы в деятельности ребенка при переходе в школу. Учебнаядеятельность должна «вырастать» из игровой. Поэтому и на этапе школьногообучения игра должна занимать определенное место.
В.А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мирприроды, игры, музыки, сказки, который окружал ребенка до школы, не закрылиперед ним дверью класса.
Ребенок только тогда искренне полюбит школу, класс, когдаучитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Одним из средствсохранения этой радости является игра, которая не перестает влиять на развитиеребенка и в учебном процессе школы.
Использование игр в учебном процессе помогаетактивизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность,наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес кизучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимаетутомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным дляребенка.
И это закономерно, т.к. учение — ведущий вид деятельностишкольников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные передшколой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию внаучно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективноеобучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этомпроцессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболееэффективные методы обучения для активизации и развития у учащихсяпознавательного интереса к содержанию обучения.
В данной работе предпринимается попытка рассмотрения иисследования активизации учебной деятельности младших школьников посредствомиспользования дидактических игр, которые выступают как одно из факторов успешногообучения.
Цель исследования: выявить возможности дидактических игркак одного из способов формирования учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть суть понятия «учебная деятельность»;
2. Выявить сущность дидактической игры и её место вобучении младших школьников;
3. Проанализировать программу УМК А.А. Плешакова с позициитемы исследования;
4.Разработать систему дидактических игр, направленных наактивизацию учебной деятельности.
Объект исследования: учебная деятельность младшихшкольников;
Предмет исследования: игра как метод формирования учебнойдеятельности младших школьников.
Гипотеза исследования: если включить достаточноеколичество разнообразных дидактических игр в учебный процесс, то улучшитсякачество формирования учебной деятельности.
Методы исследования:
1. анализ педагогической литературы;
2. педагогическое наблюдение;
3. беседа с учителями и учениками начальных классов;
4. анкетирование учителей и учеников начальных классов;
5. опытно-экспериментальная работа.
Глава 1. Понятие учебной деятельности младших школьников
§1. Сущность понятия «учебная деятельность»
Под деятельностью понимается активность субъекта,направленная на познание и творческое преобразование окружающего мира, включаясебя самого и условия своего существования.[7.]
Видов деятельности человека — огромное количество. Но вовсем их многообразии есть главнейшие, обеспечивающие существование человека иформирование его как личности, генетически сменяющие друг друга исосуществующих на протяжении всего жизненного пути: игру, учение и труд. Ониразличаются по конечным результатам (продукту деятельности), по организации, поособенностям мотивации. Хотя виды деятельности не существуют изолированно, вразные периоды жизни человека они имеют неодинаковое значение. Для одногопериода жизни ведущей деятельностью является игра, для другого — учение, а длятретьего — труд. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которыеявляются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступленияребенка в школу ведущий вид деятельности — игра. Ведущий вид деятельностишкольника — учение, взрослого — труд. [7.]
Трудовая деятельность развивает физические силы:способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу,выносливость, ловкость, подвижность. Однако для этого труд должен бытьпосильным с постепенно возрастающей физической нагрузкой по мере развития сил.
В игре начинается формирование человека как субъектадеятельности, и в этом ее огромное, непреходящее значение. Ребенок, начинающийсознательно действовать в игре, познает окружающий мир. На этой основе у негосоздаются определенные представления, различные чувства, волевые качества изнания о свойствах предметов и их назначении, о взрослых людях, ихвзаимоотношениях, достоинствах и недостатках. В игре формируются нравственныекачества человека, потому что она отражает общественные отношения, а поэтомукаждый участник игры психологически формируется как личность. Это наиболеехарактерно для детского возраста. Но и игры взрослых (например, спортивные)также активно влияют на развитие их сознания, а учебные игры имеют большоепознавательное значение.
Учебная деятельность — является непосредственнойподготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически илишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных икультурных ценностей. Процесс учения — это особая деятельность, гдепреднамеренно устанавливаются цели, содержание, принципы, методы иорганизационные формы учебной работы, которые наилучшим образом обеспечиваютформирование знаний, навыков, умений и способностей учащихся. В учении всеподчинено развитию личности. В этом его основное отличие от игры и труда,преследующих ряд других целей.[22.]
Учебная деятельность направлена на овладение способамипредметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний.
Учебная деятельность, как и игра, — производный,исторически выделившийся из труда вид деятельности. Ее выделение обусловленопоявлением теоретического знания, содержание которого лишь частично проявляетсяв отдельных практических действиях и которое, следовательно, не может быть полноценноусвоено в процессе овладения этими действиями.
Сущность учебной деятельности заключается в решенииучебных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат состоятв изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определеннымиспособами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.
Как любая другая деятельность человека, учебнаядеятельность полимотивирована. Особое место в системе мотивов учебнойдеятельности принадлежит познавательному интересу, которй представляет собойспецифический, внутренний мотив учебной деятельности, без которого усвоениезнаний из конечной цели может превратиться в условие достижения других целей,т. е. деятельность субъекта не приобретает учебного характера (или утрачиваетего). Возможности и условия актуализации познавательного интереса в учебнойдеятельности определяются его направленностью (на результаты или способыпознания) и уровнем развития (является ли он ситуационным или устойчивым,личностным). [14.]
При поступлении ребенка в школу учебная деятельность ещене сформирована; он должен научиться учиться. В освоении детьми учебнойдеятельности заключается одна из основных задач начального обучения в школе.
Формирование учебной деятельности младших школьниковтесно связано с содержанием и способами обучения. Учебная деятельность — этодеятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способамидействий в сфере теоретических знаний. Такая деятельность должна иметьадекватные побудители; ими могут быть только мотивы приобретения обобщенныхспособов действия, собственного роста и самосовершенствования.
Таким образом, структура учебной деятельности включаетследующие элементы (по Б.А. Сосновскому):
1. Учебно-познавательные мотивы; их формирование — важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько уже в первых классахбудут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшегообучения.
2. Учебная задача; это не просто конкретное задание,которое выполняет ученик на уроке или дома, а целая, упорядоченная системазаданий. В результате их выполнения открываются и осваиваются наиболее общиеспособы решения класса задач определенной научной области. Самое главное приформировании учебной деятельности — преодолеть ориентацию ученика на получениеправильного результата при решении конкретной задачи и сформировать ориентациюна правильность применения усвоенного общего способа действий.
3. Учебные действия, посредством которых школьникивоспроизводят и усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемыопределения условий их применения.
4. Контроль, функция которого состоит в отслеживанииправильности и полноты выполнения учебных действий.
5. Оценка, смысл которой состоит в том, чтобы определить,сколь полно освоен заданный способ действий, соответственно — оценка относитсякак к выполнению конкретной учебной задачи, так и к учебной деятельности вцелом.
Учеными установлена определенная последовательностьформирования учебной деятельности. Ребенок, пришедший в школу, не умеетучиться. Сначала все делает учитель: ставит задачу, демонстрирует образцывыполнения учебных действий, контролирует процесс выполнения каждого действия иоценивает, выполнена ли учебная задача каждым учеником. Лишь постепенно учительвключает учащегося в структуру учебной деятельности для самостоятельноговыполнения ее отдельных элементов. В этом смысле, вначале субъектом учебнойдеятельности является учитель, который учит главному — умению учиться.[12.]
Позже субъектом познания становится ученик. Самобразовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, ихусвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основныхпсихических новообразований. Развивает не само знание, а специальное егоконструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания.
Субъектная активность ученика (ее направленность,характер проявления) задается способом организации познавательной деятельности.Основным источником становления и развития познавательной активности являетсяне сам ученик, а организованное обучение. Чем лучше будут созданы обучающиеусловия, тем оптимальнее будет развиваться ученик.
Учебная деятельность должна побуждаться адекватными мотивами.Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е.мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивысобственного роста, собственного совершенствования. Личные успехи, личноесовершенствование приобретает тем самым глубокий общественный смысл.[23.]
Уметь учиться необходимо каждому человеку на протяжениивсей своей жизни, ибо, как считает Эльконин, что «раз появившись, та или инаяформа деятельности и сотрудничества должна жить, пока жив ее носитель.Зарождаясь, она выполняет функцию ведущей, т.е. определяющей генеральноенаправление психического развития ребенка. Позднее она продолжает обслуживатьтот круг жизненных задач, для решения которых она предназначена, имеетсобственную территорию и собственный инструментарий (свои мотивы, цели,предмет, средства)». Так, о человеке, не овладевшем предметно-манинулятивнымсотрудничеством говорят, что у него «обе руки — левые», ибо приобретение любойручной умелости дается ему с трудом. Человек не научившийся или разучившийсяиграть, страдает бедностью воображения, что ограничивает его творческиевозможности. А несформированность учебного сотрудничества ведет к неумениюУЧИТЬСЯ, т.е. всю оставшуюся жизнь совершенствовать себя в сфере мышления идеятельности.
Учебная деятельность не развивает те способности, которыев основе своей нерефлексивны — доверчивость, подражательность, фантазирование снулевым индексом реальности. Эти способности развиваются в других видахдеятельности, которые могут быть обогащены через учебную деятельность, но ни вкоем случае не заменены ею. Строя школьную жизнь ребенка, разрабатывая учебныепрограммы, планируя урок, проектировщик и педагог должны в должной пропорциисочетать все деятельности в каждый конкретный момент обучения, иначе развитиеребенка может оказаться однобоким.
Учебная деятельность развивает лишь собственныеновообразования, а совершенствование всех дошкольных достижений психическогоразвития не должно происходить в учебной форме. Учебная деятельность развиваету младших школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное отнеизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного обращаться коснованиям собственного действия и действиям партнера по совместному решениюновых задач (этим партнером может быть и сверстник, и учитель). Умениеспрашивать, запрашивать недостающую информацию, готовность к изменениюсложившихся способов действия, если они вступают в противоречие с новымифактами, критичность к действиям и мнениям — собственным и чужим, нежеланиечто-либо принимать на веру, независимость в оценках и самооценках, привычкаискать доказательства и склонность к дискуссионным путям решения любого вопроса- вот поведенческие проявления рефлексивного развития младших школьников каксубъектов учебной деятельности.
Полноценное усвоение теоретических понятий происходит в процессерешения школьниками учебных задач, общий смысл которых сходен с задачами, называемымив дидактике «познавательными».
Учебная деятельность по сути своей связана именно с продуктивным(или творческим) мышлением школьников. Творческие самостоятельные работы в настоящеевремя организуются в начальных классах при изучении любого из учебных предметов.При выполнении этих работ дети с необходимостью осуществляют самостоятельныйпоиск пути решения задачи, рассматривают его различные возможные варианты.
Поэтому начальное обучение должно быть направлено на решениеэтой важной задачи современной школы — формировать у младших школьников творческоеотношение к учебной деятельности.
С приходом ребёнка в школу изменяется его ведущаядеятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельностиребёнка должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить вучащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняетсявозрастными особенностями младшего школьника: слабой переключаемостью внимания,его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этогои в учении должны широко использоваться игровые формы активности детей — учебная деятельность младшего школьника должна быть пронизана игровыми моментами.[1.]
§2 Дидактические игры как средство активизации учебнойдеятельности младших школьников
«Без игры нет и не может быть полноценного умственногоразвития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мирребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Игра — одно из замечательнейших явлений жизни,деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. «Игра оказаласьвесьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли». [2.].
Различные исследователи и мыслители обращались к этойпрблеме — К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд и другие. Но, приэтом, ни одно из определений не отражает, на мой взгляд, полностью феноменаигры, не охватывает подлинной ее сущности.
Прежде всего, игра — это осмысленная деятельность, т.е.совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра являетсявыражением определенного отношения личности к окружающей действительности. [3.].
Основное положение, определяющее сущность игры, состоит втом, что мотивы игры заключаются не в утилитарном эффекте и вещном результате,и не в самой деятельности безотносительно к ее результату, а в многообразныхпереживаниях, значимых для играющего, сторон действительности. [4.]
Игра — это деятельность, занятие детей и занятие,обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее длязаполнения досуга, для развлечения. А так же это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива.
Это два из нескольких определений, которое даетчетырехтомный словарь русского языка.
По мнению С.Л.Рубинштейна, в игре совершаются лишьдействия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннемусодержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ееосновное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимаяпрелесть.[15.]
Игровая деятельность является ведущей в дошкольномвозрасте. Но и, придя в школу, ребенок не может расстаться с ней.
«Он играет, а не учится!» — так часто говорят родителипро своих первоклассников.
Это происходит потому, что школьную жизнь первоклвссникивоспринимают как новую игру, игру с трудными, но интересными правилами (какподнимать руку, как выходить на перемену, как здороваться с учителем, какскладывать, числа, как обозначать мягкость согласных...) Им очень нравитсявыполнять роль «настоящего ученика». Во-первых, они хотят получать удовольствиеот самого процесса занятий. Обещания типа «вот научиться писать ровные палочки,тогда тебе самому будет приятно смотреть на свою тетрадь» не работают.Удовольствие надо получать от самого писания палочек. Поэтому к каждой палочкепририсовывается головка, бантик или цветочек. При этом, все окружающие тожеиграют свои роли: и одноклассники и учителя. Ранец, тетрадки, линейка, пенал,ручки и прочие школьные предметы так же являются атрибутами большой игры. Этаувлекательная игра длится несколько месяцев и помогает детям безболезненноосвоить социальную роль школьника и социальные нормы школьного поведения. Ведьдети с таким удовольствием в самом деле готовы учиться чему угодно, нопредъявляют к процессу обучения собственные законные требования творческихлюдей.
Увлечение ребенка школой как сложной игрой по правиламнадолго заслоняет от него важнейшую интеллектуальную проблему. «Игра являетсянезаменимым средством для того, чтобы все эти математические понятия, правиларусского языка и прочие наполнились для ребенка личным смыслом, сталисобственной логикой ребенка».[20.]
Игра — один из тех видов детской деятельности, которойиспользуется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников,обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Вигре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики,от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовойдеятельности, его отношения с людьми. В школьный период игра приобретаетнаиболее развитую форму.
Игра одновременно преследует три цели: воспитательную,игровую и учебную. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебнуюдеятельность интеллектуально-пассивных детей, на детей, испытывающих трудностив обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогдане выполнят в обычной учебной обстановке. Очень важна и ситуация переживанияуспеха для таких детей. Для них нужно подбирать такие задания, с которыми онимогли бы справиться, постепенно усложняя их. Возможны, так называемые,сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению второго. Для младшегошкольного возраста учение – новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве сошкольной жизнью игра способствует снятию барьера между “внешним миром знания” ипсихикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызываету младшего школьника страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение кпремудростям школьной жизни, что мешает свободному освоению знаний. Игры илогические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурнымиэлементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовыватьпознавательную активность учащихся начальных классов.
Данилов И.К. в своей статье «Об игровых моментах науроках математики» предлагает различать два основных типа игр: игры сфиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игрпервого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижныхигр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные,игры-забавы.Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в нихсуществуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор самсебе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.[6.]
Дидактическая игра — это активная деятельность поимитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главноеотличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет — самачеловеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельностиявляется учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает чертысовместной игровой учебной деятельности. Для дидактических игр характерноналичие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуетсявзрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательнуюдля детей форму. [10.]
Существенный признак дидактической игры — устойчиваяструктура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурныекомпоненты дидактической игры: дидактическая задача, игровая задача, игровыедействия и правила.
Наличие дидактической задачи или нескольких задачподчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания напроцессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяетсяучителем и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача, осуществляемаядетьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражаютвзаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактическойзадачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу,определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждаетжелание и потребность решить ее, активизирует игровые действия.
Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игрычерез осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решенияобнаруживается в финале.
Игровые действия составляют основу дидактической игры —без них невозможна сама игра. Чем разнообразнее и содержательнее игровыедействия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаютсяпознавательные и игровые задачи. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь приэтом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается черезпробный ход, через показ действия при раскрытии той или иной роли. В игровыхдействиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решитьпоставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловленысложностью познавательного содержания и игровой задачи.
Игровые действия — это не всегда практические внешниедействия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др.Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленноговосприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, — умственныедействия, выраженные в процессах мышления. В разных играх игровые действияразличны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которыхучаствуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы длявсех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны. Например,в играх с загадыванием и отгадыванием загадок игровые действия у детей, которыезагадывают загадку и у детей, которые отгадывают, разные. Игровые действия необязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: онипо-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессеразвития игры и усвоения познавательного содержания.[17.]
Одним из составных элементов дидактической игры являютсяправила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачамиформирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием,игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правиласодержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению иминорм поведения. В дидактической игре правила являются заданными.
Правила помогают направлять игровой процесс. Онирегулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая играимеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игрезаконченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебнойзадачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителярезультат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся восвоении знаний или в их применении.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязанымежду собой и отсутствие любого из них разрушает игру.[21.]
Ведущей функцией дидактической игры являетсяобразовательная функция, которая становится основой потому, что содержитдидактическую цель. В игровой ситуации дидактическая цель ставится передучащимися в форме игровой задачи. Ученики в период её выполнения усваиваютобщие принципы работы с учебным материалом и используют эти умения при решениидругих задач, где эти знания и умения применимы.
Следующая функция — воспитывающая.Она проявляется черезвоспитание положительного отношения к предмету, трудолюбие и усердие в познаниинового. При правильной организации игровой деятельности у учащихся формируетсяумение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. В игре получают своёразвитие такие качества личности, как сила воли, целеустремленность,активность, динамичность, продуктивность мышления, вера в собственные силы,проявляются такие черты характера, как взаимовыручка и товарищество.
Дидактическая игра выполняет также развивающую функцию. Вцелом процесс усвоения знаний учащихся является нелёгким и напряжённым трудом,постоянно требующим внимания, хорошо развитой памяти, напряжённых усилий,максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения необходимотренировать эти психические свойства. Таким образом, ребёнок познаёт мир иразвивается в специально созданных для этого игровых условиях. Чемувлекательнее организованы эти условия, тем полнее, шире происходит егоразвитие и совершенствование, т. е. обучение служит не только усвоению знаний,но и развитию учащихся, а это, в свою очередь, способствует повышениюэффективности обучения.
Следовательно, дидактическая игра через занимательность,обучающую, воспитывающую и развивающую функции способствует решениюдидактических задач процесса обучения — образовательных, воспитывающих иразвивающих.
Поэтому игровой метод следует шире применять в процессеобучения, причём систематически, а не от случая к случаю. Лишь систематическоецеленаправленное использование дидактических игр может дать определённыерезультаты как в изменении основных качеств личности ребёнка, так и врезультативности учебной деятельности и в обучении в целом.
Большое значение в создании ситуации успеха имеетморально-психологическая атмосфера выполнения заданий, т.к. она снимает чувствонеуверенности, страха перед заданием и т.п.
Не стоит забывать и релаксирующее значение игры. Вучебной деятельности могут быть использованы игровые моменты, чтобы помочьученику не только передохнуть, снять чувство давящей напряженности, но решить икакую-то учебную, пусть даже самую простенькую, учебную задачу, а затем с ещебольшей активностью включиться в учебный процесс.
В дидактической игре создаются такие условия, в которыхкаждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определеннойситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный ичувственный опыт.
Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с однойстороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а сдругой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка навыполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре.Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил
Дидактическая игра может быть индивидуальной иликоллективной. Дидактическая игра является ценным средством воспитаниядейственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает уучащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолеваютзначительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учениковглубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчаетпроцесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает,сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производитдоступный ему анализ и синтез, делает обобщения.[16.]
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию,познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации ивзаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущивсем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. Четкаяклассификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержаниемобучения и воспитания. В своей книге Зимний О.В. выделяет следующуюклассификацию:
игры по сенсорному воспитанию,
словесные игры,
игры по ознакомлению с природой,
по формированию математических представлений и др.
Иногда игры соотносятся с материалом:
игры с дидактическими игрушками,
настольно-печатные игры,
словесные игры,
псевдосюжетные игры.[8.]
Такая группировка игр подчеркивает их направленность наобучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточноймере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей,игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководствовоспитателя. В книге Газман О.С. и Харитоновой Н.Е. «В школу с игрой» выделяютсянесколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельностиучащихся.
Игры-путешествия.
Игры-поручения.
Игры-предположения.
Игры-загадки.
Игры-беседы (игры-диалоги).
Игры-путешествия. Игры-путешествия способствуютзакреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи. Активизацияучащихся так же достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей, ихустными сообщениями, переживаниями.
Цель игры-путешествия — усилить впечатление, обратитьвнимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровыхзадач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Роль педагога в игресложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними,вести процесс обучения незаметно.
Игры-поручения. В их основе лежат действия с предметами,игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в нихоснованы на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино определить, скакого дерева упали листья», «Проверь домашнее задание уНезнайки».
Игры-предположения «Что было бы..?» или«Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?»,«Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры можетпослужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что переддетьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующегодействия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?»или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей итребуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии споставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказываютпредположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуютумения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. Вних содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?».
Игры-загадки. Загадки создавались самим народом, входилив обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверкизнаний, находчивости. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание,рассматриваются как вид обучающей игры. Основным признаком загадки являетсязамысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать).Описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчиваетсяим. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построениялогических задач различны, но все они активизируют умственную деятельностьребенка. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляетрадость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность канализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общениепедагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеетособый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседевоспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым нетолько сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторитьигру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямогообучения. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета—темыигры, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения,отраженного в игре. Познавательное содержание игры не лежит «наповерхности»: его нужно найти, добыть—сделать открытие и в результатечто-то узнать.
Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляеттребования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова,действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать ислышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточиватьвнимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалоезначение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровеньвоспитанности. Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ,вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие,полученное детьми.
Интересный вид дидактической игры выделил Г.К. Селевко.Исходя из игровой методики, он предложил среди прочих видов (предметные, сюжетные,ролевые, имитационные, драматизации) выделять деловую игру .
/>Деловая игра. Деловая игра — методимитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путемигры, по заданным правилам. Базовый элемент игровой процедуры – сценарий. В немотображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы,операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Этот вид деятельности способствует закреплению системызнаний, развитию творческого мышления, совершенствованию навыков принятияколлективных решений, развитию коммуникативных умений разного рода. />/>Еще один вид классификации дидактическихигр: обучающие, контролирующие, обобщающие.[5.]
Обучающей будет игра, если учащиеся участвуют в ней,приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их впроцессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше,чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, нои в самом содержании материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которойсостоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Дляучастия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Ониспособствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретениеумений действовать в различных учебных ситуациях.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весьспектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее частоиспользуются указанные игры, либо в «чистом» виде, либо в сочетании сдругими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.[19.]
Обучение в школе направлено на передачу детямопределенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно — урочноеобучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность — одна изосновных причин снижения мотивации к учению. Шанс изменить сложившуюся ситуациюдает игра.
Итак, дидактические игры могут быть полезны для пониманияи осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей междупонятиями, выражения собственных мыслей и речи.
Они могут помочь:
— активизировать учебную работу в классе, повыситьактивность и инициативу школьников;
— умение подчиниться правилам
— дать ощущение свободы и раскованность, особеннонервным, слабым и неуверенным в себе детям;
— укрепить дружеские отношения в классе.[23.]
Глава 2. Методика проведения дидактических игр попрограмме А.А. Плешакова
§1 Возможности курса А.А. Плешакова для активизацииучебной деятельности младших школьников
В связи с рассмотрением темы следуетпроанализироватьпрограмму УМК Плешакова. А.А. Этот курс является интегративным,объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России.
Учебный курс “Мир вокруг нас» носит личностно-развивающийхарактер. Основные цели и задачи данного курса:
создание условий для продолжения разностороннего развитияличности ребенка, самостоятельности в получении знаний об окружающем;
последовательное формирование у учащихся целостнойкартины окружающего мира;
освоение общенаучных и специфических методов познанияокружающего мира и разных видов учебной деятельности;
выработка нравственно-этических и безопасных нормвзаимодействия с
окружающим миром.
Ведущая идея– экологизация обучения.
Программа содержит несколько блоков знаний: знания оприроде, знания об обществе, знания по истории, в каждом из которых привалируетэкологическая направленность.
В блок знаний о природе на доступном данному возрастууровне интегрированы физические, химические, биологические, географические,астрономические и экологические знания, об окружающем мире, что обеспечиваетпреемственность курса и предметами естественного цикла в основной школе. Сцелью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенноначинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающегомира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование,обобщение, аналогия, моделирование и др.) и специфические методы познания(наблюдение, экспериментирование и др.). Осваивают и разные виды учебнойдеятельности: работу с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическимрисунком и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, слабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотреныразнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений,по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований.
Начиная с первого класса раскрытие тем идет поспиралевидноиму направлению. В первом классе еще не выделены и неструктурированы в самостоятельные разделы программы те или иные предметныеобласти действительности(например, живая природа, техника и т.д.) Как говоритПлешаков, «целостный образ окружающего формируется через «мозаику» егокомпонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы «Что?», «Где?»,«Когда?», «Почему?»...». Учебное содержание в каждой теме автор выстраивает восновном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; нашездоровье и безопасность; экология.
В курсе второго класса выделяется несколько содержательныхлиний.
В качестве первой А.Плешаков выделяет ознакомление сприродой. Сюда входят и формирование важнейших природоведческих понятий( живая,неживая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животныеи т.д.), и раскрытие экологических зависимостей, осознание которых необходимодля развития современного экологического мышления.
Вторая содержательная линия, по мнению автора УМК, этознакомство с жизнью общества на примере своего города, села. Учащиеся получаютзнания об экономике, простейших производственных процессах, культуреобразовании людей. Раскрываются взаимосвязи между природой и хозяйством.
В следующую содержательную линию автор включил вопросыздоровья и безопасности жизнедеятельности ребенка, нацеленные на формированиесоответствующих навыков и умений.
Еще одна содержательная линия связана с обучениемучащихся простейшим способам ориентирования на местности и формированиемпервоначальных географических представлений (о родной стране, ее столице,некоторых городах).
В третьем классе автор выстраивает содержание следующимобразом. В разделе «Эта удивительная природа» последовательно рассматриваютсяразличные природные компоненты, и большое внимание уделяется раскрытиюэкологических связей. Раздел «Мы и наше здоровье» нацелен на формированиепредставлений о человеке, как о части живой природы, о его строении ижизнедеятельности его организма.
Логическим продолжением, по мнению А.Плешакова, являетсяследующий раздел — «Наша безопасность», где представлены основы безопасного поведениякак в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях.
Цель следующего раздела «Чему учит экономика» –сформировать представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязяхмежду человеком и обществом, обществом и природой.
Завершается курс третьего класса темой – «Путешествие погородам и странам». Он представлен в виде путешествия по городам России,странам ближнего и дальнего зарубежья. В этом разделе интегрированы знания поистории, географии, экономике, экологии.
В четвертом классе автор сосредотачивает вниманиеучеников на России. Он открывает курс темой «Земля и человечество», гдеученикам предлагается посмотреть на мир с позиций астронома, географа,историка, эколога.
Далее следует раздел «Природа России», в котором детизнакомятся с природными зонами, характерными проблемами.
Логическим продолжением служит тема «Наш край – частьбольшой страны». Учащиеся изучают формы земной поверхности, полезныеископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охранаприроды края, где они живут.
Следующая тема — «Страницы всемирной истории», по замыслуавтора, должна сформировать у детей представления об основных эпохах в развитиичеловечества.
Далее изучается тема «Страницы истории Отечества». Онапредусматривает первоначальное знакомство детей с историей родной страны,наиболее яркими и важными историческими событиями и личностями.
Историческую линию завершает тема «Современная Россия», вкоторой рассказывается о государственном устройстве, символике, праздникахнашей страны, о многонациональном составе населения России, ее регионах. В этомразделе поднимаются так же вопросы о правах человека и правах ребенка.
В программе автор указывает что должны знать и уметьученки в конце каждого класса, а так же примерное количество часов на изучениекаждого раздела. Предлагаются темы минимального количества экскурсий ипрактических работ. [13.]
К сожалению, в программе, наряду с экскурсиями и темамипрактических работ, не указано ни одной игры, рекомендованной учителям дляиспользования на уроках.
Программа реализуется в учебнике. Рассмотрим сначаластруктурные компоненты учебника, а потом выявим его особенности с точки зрениянашей темы.
В учебниках выделяются два основных блока структурныхкомпонентов: тексты и внетекстовый компонент.
Тестовой аппарат включает основной, дополнительный ипояснительный. Основной текст необходим для передачи информации. В немизлагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрывютсявзаимосвязи и закономерности Основной текст имеет научно-популярный илихудожественный стиль. Вся информация для изучения дана в доступной младшемушкольнику форме. Тексты достаточно сжаты, но интересны.
Почти в каждом параграфе содержатся дополнительныетексты. Эти тексты близки по содержанию к основным, но могут иметь конкретизирующий,комментирующий или описательный характер. В учебниках «Окружающий мир» этитексты даются в рубриках «Копилка любопытных фактов», «Для самыхлюбознательных». Это биографии ученых, интересные факты, этимологическиесправки. К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведенияразличного характера, примечания и т.д. В учебниках «Окружающий мир» такихтекстов мало, В основном это ссылки на материал повышенной трудности идополнительный материал, изучаемый по усмотрению учителя.
Так же в конце каждой темы даны небольшие по объемутексты (выводы), цель которых – обобщение материала.
Следует отметить, что в учебнике для первого классаосновной и дополнительный тексты отсутствуют по причине плохо сформированногонавыка чтения у учеников.
Внетекстовый компонент включает в себя аппараторганизации усвоение знаний, иллюстративный аппарат и аппарат ориентировки.
Аппарат организации усвоения представлен в виде системывопросов и заданий. В конце каждого параграфа даны задания, требующий логическогоосмысления знаний: на сравнение, сопоставление, конкретизация, установлениепричинно-следственных связей, обобщение, а так же задания, требующиепрактического применения полученных знаний.[9.] Есть задания типа «Проверьсебя», направленные на выявление и закрепление знаний. А также группа вопросов«Подумай!», содержащие задания творческого характера. Особую группу составляютвопросы для организации практических работ, опытов и наблюдений. Дана рубрика«Задания», где среди указанных действий встречаются рекомендации по той илииной дидактической игре.
Примерно половина учебника (а в учебнике первого класса –около 90%) составляют цветные фотографии, рисунки, схемы, карты. Это иллюстративныйаппарат. Он так же информативен, как и текстовой. Каждая иллюстрация – источникинформации. Они помогают активизировать мыслительную деятельность школьника.
Аппарат ориентировки включает в себя оглавление,шрифтовые вделения, нумерацию страниц. Каждый раздел имеет шмуцтитул, выводывыделены жирным шрифтом, курсивом (или жирным шрифтом) — основные понятия. Также используются различные шрифты для выделения разных рубрик. Все это делаетработу с книгой удобной и интересной.[9.]
Учебник выполняет обучающую, воспитательную и развивающуюфункции. Но акцент делается на задаче развития. Знания и умения являются несамоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся,их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты иявления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты,делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся осваивают основыестественнонаучного, гуманитарного и практического знания в процессе активнойучебно-познавательной деятельности.
С этой целью готовые научные знания преобразованы в такуюформу передачи, при которой ребенок, самостоятельно (или с минимальной помощьюучителя) действуя с учебным материалом, овладевает различными способами иметодами познания окружающего мира, разными видами учебной деятельности. Самостоятельномудобыванию знаний способствуют красочные рисунки, увлекательный дополнительныйтекст, задания — разные по характеру и степени сложности (в том числе иигровые).
Каждый параграф содержит в себе рубрику Задания.
Как правило это рекомендация внести в словарик новыеизученыые термины, рассказать о том, что было изучено на уроке, выполнить изпластилина или бумаги модель демонстрирующую пройденный материал., придуматьвопросы для одноклассников по пройденному материалу, пользуясь дополнительнымиисточниками информации(энциклопедии, справочники, знания родителей), найтиответы на заданные вопросы.
Система заданий направлена на на закрепление закреплениематериала дома и контроля знаний. Она способствует индивидуализации идифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки,самоконтроля, саморазвития.
В учебниках первого и второго классов содержитсядостаточно игровых заданий, которые можно выполнить и в классе. Особенно авторрекомендует игры с фишками и кубиками. В учебниках третьего и четвертогоклассов игровых заданий существенно меньше. К примеру, в разделе «Этаудивительная природа», который включает в себя 19 параграфов, представленатолько одна дидактическая игра (первый ученик называет группу животных, авторой — представителей этой группы).
Остановимся поподробнее на нескольких вопросах изучебника 3 класса, по которым проходило исследование для написания даннойработы. Это раздел «Мы и наше здоровье» и тема «Золотое кольцо России».
Содержание раздела «Мы и наше здоровье» нацелено на формированиепредставлений о человеке как о части живой природы, о строении,жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Рассматриваются вопросыгигиены и безопасности жизнедеятельности. Необходимое внимание уделяетсявопросам экологической безопасности. Все тексты этого раздела имеютнаучно-популярный стиль, оформлены рисунками строения человеческого организма,фотографиями, мультипликационными рисунками. В качестве дополнительного текстаучениками предлагается краткая биография И.П.Павлова и интересные факты поданной теме. К сожалению, в разделе «Мы и наше здоровье», состоящем из 8параграфов, предложена только одна дидактическая игра (определи продукт позапаху или на вкус).
«Путешествие по городам и странам». Материал представленв виде заочной экскурсии по городам «Золотого кольца России». В этом теме соединенысведения из области истории, географии, экономике, культуре, экологии.Дополнительных текстов нет. Внетекстовый компонент представлен географической картойКольца, планом города Кострома, фотографиями городов, портретами ихоснователей. Игровых заданий нет.
Помимо учебника в УМК входят тетради на печатной основе. Кромевеселых рисунков, заданиями для любознательных, содержится довольно много (посравнению с учебником) игровых заданий по типу кроссвордов, провести стрелку отодного предмета к другому(или от слова к слову), расскажи по картинке, поставьутверждение (картинки) в правильном порядке, найди лишнее (-ую) утверждение(картинку). Но тем не менее и этих игровых заданий не достаточно дляформирования учебных действий школьников, и в основном все они направлены назакрепление полученных знаний.
В УМК входит так же методическое пособие для учителей. Нотам мы не найдем большого разнообразия игровых заданий. Почти каждый урокрекомендуется начинать с кроссворда или загадок. Эти задания используются наэтапе актуализации знаний.
В связи с этим, соглашаясь с рекомендациями автора, целесообразнопредложить новые виды игр.
Система игр будет представлена в следующем параграфе.
§2 Система игр, направленная на формирование учебнойдеятельности
Таблица № 1ТЕМА УРОКА ИГРЫ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ АВТОРОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ Мы и наше здоровье 1. Организм человека
1. «Что? Где? Когда?»
Цель: активизация знаний 2.Как мы воспринимаем окружающий мир
1.Соедини линиями слова из левого и правого столбика
2. Расскажи по картинке
1. Загадки на заданную тему
Цель: активизация знаний, определение темы урока
2. Деловая игра «Телепередача из цикла «Здоровье»»
Цель: подача нового материала, активизация знаний 3.Надежная защита организма
1. Работа в парах – загадывание друг другу загадок и их отгадывание.
Цель: активизация и проверка знаний 4. Опора тела и движение
1.Деловая игра «Консилим врачей»
2. Отгадай по описанию
Цель: проверка знаний 5.Наше питание Составь меню
1. Проверь, правильно ли Буратино соеднил линией витамины и виды продуктов? Цель: проверка знаний
2. Помоги кусочку хлеба пройти по лабиринту пищеварительной системы
Цель: проверка знаний 6. О дыхании, о движении крови и о том, как удаляются из организма вредные вещества
1.Урок-путешествие
«По кровяной речке»
Цель: знакомство с новым материалом
2.Рассмотри картинку с органом и выбери его функцию из предложенного списка.
Цель: проверка знаний 7. Это зависит от тебя Выбери правильный ответ
1.Деловая игра «На приеме у врача» Цель: активизация знаний
2. Викторина «Что я знаю о своем здоровье?» Цель: проверка знаний 8.Здоровый образ жизни
1. Соедини линиями слова из двух столбиков.
2.Зажги «светофор здоровья»
Урок–путешествие в Страну Здорового Образа Жизни
Цель: активизация и закрепление знаний
Из таблицы видно, что тему «Мы и наше здоровье» можнодополнить множеством разнообразных игр, направленных на активизацию, получениеи закрепление знаний.
А теперь проследим, как же на практике обстоит ситуация сприменением дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе ипроведем экспериментальную работу, направленную на внедрение дидактических игрв уроки окружающего мира.
§3 Описание результатов эмпирического исследованиязначимости дидактических игр как средства активизации учебной деятельностимладших школьников
В связи с темой данной работы было организованоэмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр каксредства активизации учебной деятельности младших школьников.
Цель данного исследования проследить, появится лиположительная динамика учебной деятельности младших школьников на урокахокружающего мира, если в уроки будут включены дидактические игры.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап — это организация констатирующегоэксперимента. Констатирующий эксперимент проводился в феврале-марте 2010г. Внем принимали участие 24 ученика младшего школьного возраста, учащиеся 3 «В»класса школы №1214 города Москвы. На этом этапе решались следующие задачи:
-выявить отношение к использованию дидактических игр учителямина уроках окружающего мира;
— выяснить отношение учеников к предмету «окружающиймир»;
— выявить отношение детей к использованию дидактическихигр;
— выявить уровень знаний учеников до начала данногораздела.
Методы проведения констатирующего эксперимента – беседа исрез знаний.
Второй этап — организация формирующего эксперимента.
В ходе формирующего эксперимента проводилось включениекомплекса дидактических игр в учебный процесс, интерпретация полученныхрезультатов. Использовались игры, которые были занесены в таблицу №1.
Цель выяснить, положительно или отрицательно повлияютдидактические игры на активность детей на уроках окружающего мира.
Экспериментальная гипотеза: использование дидактическихигр активизирует учебную деятельность младших школьников на уроках окружающегомира.
Задачи исследования:
— включение в учебный процесс дидактических игр;
— наблюдение за изменениями учебной деятельности учащихся.
Третий этап – контрольный эксперимент. Ставилась задачаподвергнуть анализу и сравнить результаты до и после экспериментальноговоздействия.
Методы проведения: беседа и срез знаний.
В ходе констатирующего эксперимента было проведено анкетированиеучителей, которые работают по курсу А.А. Плешакова «Зеленый Дом». Анкета дляучителей состояла из вопросов, направленных на установления места дидактическойигры в планировании и проведении уроков окружающего мира. В процессе опросабыли выявлены следующие данные:
Таблица № 2Как Вы считаете, какое место занимает игра в формировании учебных умений ребёнка? самое главное не самое главное второстепенное не задумывался над этим не знаю 57% 33% 10% - - Как часто вы используете игровой материал во время проведения урока? очень часто не очень часто, но достаточно только на уроках математики от раза к разу не знаю 10% 27% 50% 13% - С какими трудностями Вы сталкиваетесь при проведении игр на уроках? отсутствие в школе необходи-мых условий мало методичес-ких пособий на эту тему равноду- шие детей не задумы-вались над этим нет 31% 48% 14% - 7% Какими материалами вы пользуетесь, подбирая игры для уроков? они предложены в методическом пособии в достаточном количестве берете из разных книг составляете сами не использую 13% 60% 23% 4% /> /> /> /> /> /> /> /> />
Вывод: учителя положительно относятся к дидактическойигре и хотели бы активно использовать её в своей педагогической деятельности, вчастности, на уроках окружающего мира, и не считают игру пустой тратой времени.Однако им приходится затрачивать много времени на подбор и составление игр, таккак в методическом пособии к комплекту учебных игр недостаточно. Игровойматериал ограничивается в основном загадками и кроссвордами. Нет и специальногопособия, где бы была предложена система игр и их проведение на уроке.
В школе также были проанкетированы 24 ученика из 3 класса«В». В анкету были включены вопросы, на правленные на выявление отношенияучащихся к предмету «Окружающий мир», отношения применения игр на уроках поданному предмету.
Таблица № 3Какие уроки ты больше всего любишь? (допускается несколько ответов) МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК ЧТЕНИЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 12 чел. 15 чел. 10 чел. 10 чел. МУЗЫКА ФИЗКУЛЬТУРА ИЗО ИКТ 18 чел. 20 чел. 14 чел. 10 чел. Нравится ли тебе урок окружающего мира? Да Нет Не очень 9 чел. 3 чел. 12 чел. Как часто в вашем классе на уроках окружающего мира бывают игры? часто не очень часто редко нет вообще 1 чел. 5чел. 14 чел. - Каких заданий хотелось больше на уроках окружающе-го мира? больше различных игр за урок больше заданий с использованием схем, таблиц, картин больше заданий с учебником все устраивает 10 чел. 6 чел. 4 чел. 4 чел. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? очень большая большая не очень большая никакой 9 чел. 11 чел. 3 чел. 1 чел. /> /> /> /> /> /> />
Из всего этого можно сделать вывод: учащимся нравятся теуроки, где много активности различного характера (умственной, физической,эмоциональной), положительно относятся к использованию игры на уроках. Ответыучащихся показывают, что урок окружающего мира не является любимым уроком у большинстваучащихся, что занимательные игры и упражнения на уроках окружающего мира почтине проводятся. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках необходима,и она может принести большую пользу.
Так же в 3 «В» классе среди 24 учеников было проведенонаблюдение за работой учащихся на уроках окружающего мира.
Цель: выяснить, повысится ли активность учеников науроках окружающего мира, если в уроки будут включены дидактические игры.
Критериями активной работы являлись: частота поднятияруки и при этом правильные ответы.
В графу «активен» заносились данные о работе учеников,которые активно работали на протяжении всего урока, давали быстрые и правильныеответы.
В графу «средне активны» заносились данные о работе учеников,которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче иинтереснее, поднимали реже руку, чтобы ответить, иногда давали неверные ответы.
В графу «пассивен» заносились данные о работе учеников,которые постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверноотвечали на вопросы.
Данные о результатах наблюдения занесены в таблицу.
В результате исследования выяснилось, что 22% учащихсяактивны на уроках окружающего мира, 38% средне активны и 40% пассивны науроках.
Таблица № 4 Активны Средне активны Пассивны До начала эксперимента 20% 38% 40% Количество человек 5 9 10
Так же был проведен срез знаний со следующимирезультатами:
Таблица № 5Оценки 5 4 3 2 3 человека 10 человек 9 человек 3 человека 13% 41% 38% 8%
Критерии оценки проверки работ:
«5» («отлично») —отсутствие ошибоккак по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одногонедочета; логичность и полнота изложения;
«4» («хорошо») —наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов потекущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденномуматериалу;
«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальныйуровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок илине более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;
«2» («плохо») — уровень выполнения требованийниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущемуматериалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу.[11.]
По данным критериям оценивались работа со следующимизаданиями:
1. Какие из данных названий относятся к внутренниморганам, а какие к частям тела человека?
а) голова б) легкие в) туловище г) шея д) мозг е) кишечникж) печень
Таблица № 6Внешнее строение Внутренне строение Части тела Органы
2. Назови орган, с помощью которого человек дышит
а) сердце
б)легкие
в) мозг
г) желудок
3. Какую работу выполняет сердце?
а) толкает кровь по артериям
б) передает информацию от органов в мозг
в) помогает пище легко попадать в желудок
г) помогает рукам и ногам совершать различные движения
4. Какой орган помогает пищеварению?
а) печень
б)легкие
в) мозг
г)желудок
5.Зачем люди спят?
а) чтобы дать возможность пище спокойно перевариться
б) чтобы дать возможность организму отдохнуть
в) чтобы как-то провести время ночью
г) чтобы кровь равномерно разлилась по сосудам
6. Среди перечисленных продуктов найдипродукты животногопроисхождения (подчеркни одной чертой) и продукты растительного происхождения(подчеркнидвумя чертами):
Хлеб, яйца, лук, помидоры, сыр, мясо, яблоки, крупы,горох, сливочное мало, рыба, морковь, сетана, картофель, подсолнечное масло,укроп, кинза, огурцы, йогурт, брынза, молоко, масло.
7. Почему нужно есть много овощей и фруктов?
а) они делают пищу вкусной и вызывают хороший аппетит
б) полезно для зубов
в) необходимы для сохранения и укрепления здоровья
г) способствуют пишеварению
8. Какой признак НЕ является показателем гриппа?
а) головная боль
б) насморк
в) ломота в суставах
г) повышенная температура
Результаты констатирующего эксперимента были учтены припроведении формирующего эксперимента. Его цель — доказать, что использованиедидактических игр положительно влияет на формирование учебной деятельностиучаников младших классов. В нем участвовали 24 ученика 3 класса «В».
В задачи эксперимента входило следующее:
-выявить результативность системы игр;
— способствовать повышению учебного интереса к урокуокружающего мира;
— провести данные виды дидактических игр вэкспериментальном классе.
Дидактические игры проводились как в начале урока, чтобыпривлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала, таки в конце урока, подводя итог нового материала, а также игре был посвящен целыйурок.
Ниже приведены фрагменты некоторых уроков на которых былииспользованные различные игры, данные в таблице № 1.
Урок окружающего мира по теме «Опора тела и движение»
Цели: Дать общие представления о скелете человека какопоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении.
Профилактика нарушений осанки, формирование у детейчувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Воспитать умение владеть своим телом в покое и движении.
Актуализация знаний.
а) Цифровой диктант.
С помощью этого органа мы различаем звуки, шум и шорох.
При помощи этого органа мы узнаем предметы по запаху.
Этот орган расположен в черепе, с его деятельностьюсвязана правильная работа всех внутренних органов.
Орган дыхания.
Что приводит в движение кровь?
Какой орган защищает наше тело от различных повреждений?
Орган, которым мы различаем горькую, сладкую, кислую,соленую пищу.
С помощью этого органа мы видим предметы, воспринимаем ихформу, величину, цвет.
На доске:
Головной мозг
Сердце
Язык
Уши
Глаза
Легкие
Кожа
Нос
Ответ: 4, 8, 1, 6, 2, 7, 3, 5.
Взаимопроверка.
б) Игровая ситуация “Консилиум врачей”.
К нам скорая помощь привезла больного. Вы – врачи первоймедицинской помощи. (Надевают шапочки.) Сегодня перед вами предстоит задача:вылечить больного с ушибом правого колена и небольшой ранкой на руке. Посоветуйтесьи окажите первую помощь больному.
(Примерный рассказ учащихся):
1) рану промыть чистой водой, кожу вокруг ранкиобработать йодом или зеленкой. Затем нужно перевязать чистым бинтом илиприклеить бактерицидным пластырем.
Почему нужно обработать кожу йодом или зеленкой? (Убиваютмикробов, которые могут проникнуть в организм).
А можно рану обработать йодом или зеленкой? (Нет,получится ожог.)
2) К ушибленному месту нужно приложить холод (лед, грелкус холодной водой, тряпку, смоченной холодной водой).
Работа над новым материалом.
Закрепление полученных знаний:
Игра «Узнай по описанию»:
1. Он является стержнем нашего организма, состоит из 34кусочнов. Он слегка изогнут. К нему крепятся мышцы, он защищает мозг, от него отходятнервные окончания.(позвоночник)
2. Их у нас более 200, они бывают разные по форме ивеличине. У детей они мягкие. Они соединены с основным стержнем. Вместе с нимони обеспечивают опору организма. (кости и позвоночник, вместе — скелет)
3. Это часть скелета, состоит из плоских костей, защищаетмозг.(череп)
4. Это гибкие связки, они свяэывают кости между собой.Они помогают нам двигаться. Их надо укреплять, чтобы иметь хорошуюосанку.(мышцы)
Урок окружающего мира. Тема: «Золотое кольцоРоссии»
Урок-путешествие
Цели:
— познакомить со старинными русскими городами, их
достопримечательностями; — расширить кругозор; — обогащать словарный запас; — развивать умение правильно, чётко и логичноотвечать на вопросы; — развивать мышление, память и фантазию; — учитьсяобобщать и выделять главное; — развивать диалогическую и монологическую речь; — воспитывать любовь к России.
Оборудование:
Плакаты с изображениями достопримечательностей городов,карточки, кубик с буквами.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Новый материал.
Сообщение темы.
— Ребята, у вас в руках путеводные грамоты, чтобы мысовершили путешествие по тем местам, которые с древних времен и поныненазываются Золотым кольцом России. Но мы не сможем отправиться в путешествиепока, не узнаем историю названия нашей грамоты. Как вы думаете почему эти местаполучили название «Золотое кольцо России»?
Беседа
— Ответить на этот вопрос поможет история нашей страны.Наши предки, древние славяне, всегда селились на берегах рек. — Почему?(предположения детей) — А зачем надо было ходить по рекам? — Чем торговали?(плакат )
— Как расплачивались?
— С давних пор золото — символ богатства и знатности, таккак это очень редкий драгоценный металл и до сих пор золотой запас казныгосударства — показатель его силы и могущества.
Чтобы торговля процветала, купцы выбрали самый удобныйпуть. Он проходил мимо некоторых городов. Форма пути напоминала кольцо, нозолотым его назвали не только за богатство товаром. А как вы думаете за чтоещё? (плакат )
А теперь пришла пора отправляться (плакат )
Заочная экскурсия.
— После каждой экскурсии на путеводной грамотезакрашиваем кружок около того города, который мы посетили.
— Мы отправляемся из главного города нашего государства.Как он называется? — Почему Москву назвали златоглавою?
1) Из Москвы мы отправляемся в Сергиев Посад — старинныйрусский город. (плакат )
(Ученик читает материал учебника о данном городе.)
Микроитог: Возвёл Троице-Сергиеву Лавру СергийРадонежский — монах. Существуют сведения, что именно в этой лавре былблагословлен известный вам князь Дмитрий Донской на битву с врагом.
2) Далее мы оказываемся в Переславле — Залесском. (плакат)
(Чтение ученика.)
Микроитог: На берегу Плещеева озера сушатся рыбацкиесети, темнеют на воде рыбачьи лодки…На озере проходили военные учения подруководством самого молодого Петра I. С музеем рядом стоит памятник ПетруВеликому — основателю военного флота России.
3) А теперь в Ростов. (плакат )
(Чтение ученика.)
Микроитог: Отражаются в воде купола — луковкибелокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озеромперезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышатьеё, приезжают люди со всех сторон, из дальних мест. У знаменитых ростовскихколоколов есть и свои имена. Например, Сысой, Лебедь, Полиелейный.
4) От Ростова Великого недалеко до Ярославля. (плакат )
(Чтение ученика.)
Микроитог: Плыл как-то по Волге — реке князь Ярослав давсматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой — возвышается холм с крутыми склонами. «Хорошее место для крепости,» — решает князь и приказывает закладывать город, который был назван его именем — Ярославль.
5) От Ярославля по реке рукой подать до Костромы. (плакат)
(Чтение ученика.)
Микроитог: Город основан князем Юрием Долгоруким каккрепость для защиты. Сейчас это крупный промышленный и культурный центр.
6) А теперь побываем в Суздале. (плакат )
(Чтение ученика.)
Микроитог: Среди привольных просторов, полей и лесов,словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль. Прошли века, но исегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой.
7) Наше путешествие по Золотому кольцу заканчивается воВладимире. (плакат )
(Чтение ученика.)
Микроитог: В прошлом подвергался этот город нападениюврагов. Одним из них был хан Батый. Три дня длился штурм города. Мужественныбыли защитники Владимира. Город был частично созжен. Но Владимир сумел восстатьиз пепла, подобно сказочной птице Феникс. Поднялись из руин прекрасные храмы, ивновь засияли их купола.
3. Закрепление полученных знаний.
а) Соединить стрелкой город и соответствующуюдостопримечательность.Суздаль Успенский собор Кострома Музей-заповедник Владимир Церковь Ильи Пророка Переславль — Залесский Ипатьевский монастырь Сергиев Посад Ростовский кремль Ярославль Троице — Сергиева лавра Ростов Музей «Ботик Петра I»
б) Игра «Города Золотого кольца России»
Ученик кидает кубик и на выпавшую букву называет город,входящий в состав Золотого кольца России.
4. Итог урока
5. Домашнее задание
Напишите письмо другу — иностранцу о том, как выглядятсовременные города Золотого кольца России.
По окончании формирующего эксперимента была проведенаповторная диагностика испытуемых посредством тех же методик.
Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении результатовиспользования дидактических игр на урокам окружающего мира.
Для выявления этих результатов были проведены беседа исрез знаний. Данные о результатах анкетирования занесены в таблицу, где можно наблюдатьдинамику активности учеников.
В результате исследования выяснилось, что на урокахокружающего мира активны стали 30% учащихся, 47% средне активны, а пассивны лишь23%.
Таблица № 7 Активны Средне активны Пассивны Во время эксперимента 30% 47% 23% Количество человек 8 11 5 До начала эксперимента 22% 38% 40% Количество человек 4 6 8
Так же была дана срезовая работа, оцениваемая по тем же критериям,что и на первом этапе. Ее результаты так же занесены в таблицу. Для сравнения успеваемостибыли преведены результаты предыдущего среза знаний.
Таблица № 8Оценки 5 4 3 2 3 человека 10 человек 9 человек 3 человека 13% 41% 38% 8% 5 человек 8 человек 4 человека 1 человек 28% 44% 22% 6 %
Примерные задания:
1. Какая наука изучает строение тела человека?
а) физиология
б) анатомия
в) филология
г) генетика
2. Какой орган защищает внутренние части тела отразличных повреждений, бактерий, холода и жары?
а) легкие
б) печень
в) спинной мозг
г) кожа
д) селезенка
3. Полезен ли пот, который выделяет кожа?
а) да, он делает кожу более упругой
б) да, он охлаждает тело и удаляет из организма вредныевещества
в) нет, он загрязняет кожу
г) нет, он вымывает из организма питательные вещества
4. Выбери правильный ответ: Какую работу в организмевыполняет скелет?
а)является опорой тела. Защищает внутренние органы
б) передает сигналы от головного мозга к оргам
в) переваривает пищу
г) приводит тело в движение
5. Почему человеку необходимы витамины?
а) они обеспечивают организм энергией
б) являются «строительным материалом для тела человека»
в) необходимы для сохранения и укрепления здоровья
г) они делают пищу вкусной и вызывают хороший аппетит
6. Расположи органы пищеварительной системы в тойпоследоательности, в какой через нее проходит пища:
а) желудок
б) пищевод
в) толстая кишка
г) глотка
д) ротовая полость
е) тонкая кишка
7. откуда в организме берется углекислый газ?
а) лиз воздуха
б) побразуется при работе всех органов тела
в) образуется при переваривании пищи
8. какие болезни называются инфекционными?
а) пищевые отравления
б) простудные заболевания
в) возникающие при заражении человека болезнетворнымибактериями или вирусами
Так же было проведено повторное анкетирование учеников, сцелью выяснить, повысился ли интересс к предмету «Окружающий мир».
Таблица № 9Нравится ли тебе урок окружающего мира? Да Нет Не очень До проведения эксперимента 9 чел. 3 чел. 12 чел. После проведения эксперимента 17 чел. - 7 чел.
Контрольный эксперимент показал, что у большегоколичества учеников повысился интерес к урока окружающего мира. Выявиласьположительная динамика: повысилась активность работы учеников на уроках,учителя отметили, что материал стал усваиваться легче, меньше времени детитратили на приготовление домашних заданий по данному предмету, повысиласьучебная мотивация у ребят с низким уровнем успеваемости.
Интересен и тот факт, что многие ученики рассказывали,как они пытались повторить некоторые игры дома, вовлекая младших братьев исестер, а также остальных родственников.
Таким образом, изучение практики использования игр впреподавании окружающего мира показывает, что этот вид деятельности детей используетсянеадекватно его значимости. Это можно объяснить отсутствием системного описаниясодержания учебных игр и недостаточной разработанностью методики их примененияв данном курсе.
Исходя из итогов экспериментальной деятельночти миожносделать вывод, что дидактические игры помогли в формировании познавательногоинтереса, доказали свою эффективность — дети стали активнее и заинтересованнеезаниматься на уроках математики. Ученики, которые были пассивны на уроках,теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем.Ребята соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума.Используя дидактические игры, учителю легче работать с отстающими детьми(осуществляется индивидуальный подход) — в игровой обстановке ребенок не боитсяотвечать, даже если не знает правильного ответа.
Игра стимулирует умственную деятельность учащихся,развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра — один из приемовпреодоления пассивности учеников. Игра воспитывает у школьников дисциплинированность,ответственность и коллективизм.
Заключение
В процессе работы над темой был проведен анализпсихолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме. Врезультате чего был сделан вывод, что вопрос об использовании игры в обучениистоял давно(к нему обращались Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.В.Занков, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина и др.), но в последнее время интерес к этойпроблеме сильно возрос со стороны педагогов, авторов УМК.
Тем не менее, не все авторы включают игровой материал всвои учебники, тетради и методические пособия. А.А.Плешаков был первым, ктоначал использование игрового материала в своих учебниках и тетрадях. В связи сэтим был проведен анализ УМК «Окружающий мир: Мир вокруг нас», в результатечего я пришла к выводу, игровых заданий достаточно много, но они не достаточноразнообразны, и используются не на всех этапах урока(в основном это актуализциязнаний в начале урока и закрепление полученного материала дома).
В связи с этим, в ходе исследования, учитываярекомендации автора, была разработана система игра и занесена в таблицу № 1. Этиигры были апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа:констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что уроки окружающего мирана являются любимыми среди учеников, дидактических игр используется мало,учителя испытывают трудности при подборе игрового материала. Так же был проведенсрез знаний, который показал высокий процент оценок «4» и «3», что говорит оневысокой усвояемости знаний.
В ходе формирующего эксперимента дидактические игры быливключены в ход уроков и проведено наблюдение за изменением активности учеников науроках окружающего мира.
Контрольный эксперимент, проведенный после формирующего,показал, что ребята стали более активны на уроках, сами уроки стали интересней,повысилась успеваемость, что показал новый срез знаний (количество оценок «5»увеличилось, а «3» снизилось).
В результате проведенной работы можно сделать вывод, чтодидактическая игра имеет большое значение для получения, усвоения и закрепленияновых знаний у учащихся начальных классов. Дидактическая игра позволяет нетолько активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизироватьпознавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихсятрудный материал в доступной форме. Отсюда следует, что использование игрынеобходимо при обучении детей младшего школьного возраста на уроках окружающегомира.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении ивоспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётсясконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников.Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та илииная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предметуобучения.
В ходе проведения педагогического эксперимента былоустановлено, что эффективное применение дидактических игр вызывает положительныеэмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а такжеспособствует повышению качества знаний, умений и навыков.
Дидактическая игра может быть использована как и наэтапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Онадолжна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачиактивизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитиипознавательных интересов учащихся.Таким образом, дидактическая игра — этоцеленаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже иярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Литература
1.Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! – М., 1988., с 202.
2.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: «Прогресс», 1987 г. — 316с.
3.Богомолова Н.Н. Ситуационно — ролевая игра, как активный методсоциально-психологической подготовки // Теоретические и методологическиепроблемы социальной психологии, Москва — МГУ, 1977 г.
4.Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.
5.Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991.- 96с.
6.Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. –2005.- №1.- 98с.
7. Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта azps.ru/
8.Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. — 2004.- №6.- 87с.
9. КлепиниаЗ.Ф. Аквелева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Изд.Центр «Академия» 2004 стр.248-251
10. КругликовВ. Н., 1988 Википедия
11. Контрольи оценка результатов обучения в начальной школе (Методическое письмо от19.11.98 г.)
12. ОбуховаЛ.Ф. Детская (возрастная) психология >> Как связаны между собой учебнаядеятельность и другие виды деятельности младших школьников?
13. ПлешаковА.А. Программа и тематическое планирование. Просвещение, 2008г.
14. Психологияразвития.Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон.Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
15. РубинштейнС. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
16. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народноеобразование, 1998. — 256 с.
17. УдальцоваЕ. И., «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников»,Минск, 1976 г.
18.УзороваО.В Нефедова Е.А. Тесты по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова «Окружающиймир». 3 класс.ООО « Издательство Астрель» 2007.
19. Учебнаядеятельность и игра. azps.ru А. Я. Психология
20. ЦукерманГ. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младшихшкольников? www.hr-portal.ru/article/chto-razvivaet-i-chego-ne-razvivaet-uchebnaya-deyatelnost-mladshikh-shkolnikov
21. Эльконин,Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М.: Просвещение, 1995.– 245 с.
22.Эльконин Д.Б., Учебная деятельность – ее структура и формирование obr.1c.ru/fizika_sed/school_ro/elkonin_yd.doc
23. ЯкиманскаяИ. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитиешкольников // Вопросы психологии. – 1994. – № 2. – с.64.