«Игры, песни, стихи как средстворазвития коммуникативных навыков в начальной школе»
Романчук Ирина Анатольевна, учительанглийского языка МОУ лицей №6 Октябрьского района городского округа город УфаРБ.
Я обратилась к теме развитиякоммуникативных навыков, когда начала работать в начальной школе. Переход изстарших классов в младшее звено был для меня трудным, так как я в течение шестилет работала только со взрослыми детьми, у которых уже сформированы навыкиобщения. Передо мной встали вопросы: как научить детей говорить, читать,слушать и слышать иностранную речь. В процессе обучения учащиеся должны овладетьиностранным языком как средством общения и уметь им пользоваться в устнойформе. Устная форма включает понимание звучащей речи на слух — аудирование ивыражение своих мыслей на английском языке — говорение. Аудирование, говорение,чтение – это виды речевой деятельности, которые должны быть сформированы уучащихся для осуществления общения в устной форме.
Принимая во внимание физиологическиеи психологические особенности детей младшего школьного возраста, самымподходящим средством обучения и развития является использование на уроках игр,стихов, песен. Это позволило не только заинтересовать детей, но и помогает им усваиватьматериал, строить небольшие диалоги, т.е. общаться.
Игрушки помогают детям запоминатьцвета, части тела, одежду. При помощи игрушек мы описываем людей и животных.
Игры-соревнования дают возможностьвсем ребятам проявить себя. Данный вид игры я применяла в 3-ем классе припроведении внеклассного мероприятия Christmas. Группаделилась на две команды. Вначале урока давалась информация о празднике, детисмотрели презентацию рождественских традиций Великобритании, коллаж винтажныхоткрыток и знакомились с песней Must be Santa. Затем, используя опоры, наглядностьи караоке команды составляли свое сообщение о празднике и пели песни.
Who's got a beard that'slong and white?
Santa's got a beard that'slong and white
Who comes around on aspecial night?
Santa comes around on aspecial night
Special Night, beardthat's white
Must be Santa Must beSanta
Must be Santa, SantaClause
Who wears boots and a suitof red?
Santa wears boots and asuit of red
Who wears a long cap onhis head?
Santa wears a long cap onhis head
Cap on head, suit that'sred
Special night, beardthat's white
Must be Santa Must beSanta
Must be Santa, SantaClause
Who's got a big red cherrynose?
Santa's got a big redcherry nose
Who laughs this way
HO HO HO?
Santa laughs this way
HO HO HO
HO HO HO, cherry nose
Cap on head, suit that'sred
Special night, beardthat's white
Must be Santa Must beSanta
Must be Santa, SantaClause
Who very soon will comeour way?
Santa very soon will comeour way
Who’s Eight littlereindeer pull his sleigh?
Santa's little reindeerpull his sleigh
Reindeer sleigh, come ourway
HO HO HO, cherry nose
Cap on head, suit that'sred
Special night, beardthat's white
Must be Santa Must beSanta
Must be Santa, SantaClause
Reindeer sleigh, come ourway
HO HO HO, cherry nose
Cap on head, suit that'sred
Special night, beardthat's white
Must be Santa Must beSanta
MustbeSanta, SantaClaus
При помощи стихотворения и песниможно развить навык постановки вопросов и ответов. В данном стихотворениивопросы уже даны, дети, заучивая песню, запоминают и вопросы.
Также стараюсь разнообразитьматериал, способствующий развитию памяти и навыков устной речи, т.е. используюс максимальной пользой имеющийся у меня дополнительный материал в видесчиталок, рифмовок, стихотворений. Этот материал не занимает много времени, егоможно вводить постепенно, небольшим объемом. При изучении фонетическогоматериала я использую рифмовки о животных и насекомых, предназначенные длялучшего усвоения гласных звуков. Например,
It’s a cat on a mat in ahat watching rat.
It’s a hen with the pencounting to ten again.
It’s a goat in a boat in acoat reading note.
It’s a spider drinkingcider getting wider.
It’s a deer with one bigear, his name is Lear.
It’s a fly in the sky inthe tie holding a pie.
It’s a bee on a treedrinking tea by sea.
При заучивании этих рифмовок детизаодно усваивают употребление предлогов места. Для построения диалога на основевышеуказанной рифмовки задаем вопросы типа Isitacatonamat? Is it a dog on a mat? Where is a cat?Whatisshedoing? Whoisinthemat? и т.д. Сначала все вместе строим вопросы и записываемна доске, затем работа в парах. Происходит повторение лексики, развитие навыкапостроения вопроса, и, наконец, дети строят диалог. Вместе с тем, услабоуспевающего ребенка возникает чувство самостоятельного высказывания,снимается напряжение, появляется уверенность в том, что он тоже говорит.
Не обходимся на уроках безскороговорок для постановки звуков и артикуляции.
How much pot, could a potroast roast if a pot roast could roast pot.
How many cookies could agood cook cook If a good cook could cook cookies?
A good cook could cook asmuch cookies as a good cook who could cook cookies.
Four furious friendsfought for the phone.
Подвижные игры необходимы для снятияусталости, напряжения. Цель данного вида игр – развить внимание и память.
Pick up, put down, standup, turn round, Clap left, clap right, clap up, clap down, Look left, lookright, look up, look down, Turn round, sit down, touch something… brown!Point to your teacher, point to the door, Look at the window, look at thefloor, Stand on your left leg, stand on your right, Now sit down, touchsomething… white! Put up your hands and touch your toes, Cross your fingers,hold your nose, Bend your knees and shake your head, Stamp your feet, touchsomething… red!
Следующие виды игр очень популярныу младших школьников.
КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ЦИФРЫ.
Представители ОТ КАЖДОЙ КОМАНДЫВЫХОДЯТ К ДОСКЕ, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называетцифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, ктообведет больше цифр.
СОСТАВЬ ФОТОРОБОТ. Класс делится на три команды, каждаяиз которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаютсяв отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника.Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Еслирисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.
Ведущий: I can`t find my sister.She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall/ Her hair is dark. Her eyesare blue. She has аred coat and a white haton
SEASONS.Учитель предлагаеткому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя.Например:
It is cold. It is white. Iski. I skate. I throw snowballs.Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring? Isitwinter? Выигрывает тот, кто правильно назвал время года.
ОТГАДАЙ Заранее в классе прячется игрушка илипредмет. Дети должны отгадать, что спрятано в классе и где. Вопросы задают какучащиеся, так и учитель.
Учащиеся: Isitabear? (a book, a ball, etc)
Учитель: What colour is it?
Учащиеся: Is the car blue?
Учитель: Where is it?
Учащиеся: Is the car under the desk?
ADDaWORDУчитель пишет на доске простоепредложение: “I like”. Теперь надо расширить предложение, не нарушивсмысла и правил грамматики. Каждый добавляет по слову и стремится продолжитьфразу, так как побеждает ученик, сказавший последнее слово. Учитель следит затем, чтобы не было пауз.
Teacher: Ilike… One, two…
Ученик 1: I like to…
Ученик 2: I like to play…
Учитель: One, two…
Ученик 3: I like to play football…
Ученик 4: I like to play football in theyard.
Учитель: One, two, three! You have won!Onepointtoyou!
WORDSEARCHВ этой игре нужно найти слова,спрятанные в клетках. Учащиеся сами изготавливают сетки заранее, а на урокеобмениваются ими. В координатных сетках, в которых содержится беспорядочныйнабор букв, можно найти слова по вертикали, горизонтали, диагонали. Уровеньсложности может определять учитель. Предпочтительнее использовать слова,относящиеся к одной определенной теме или разные слова на закрепление.
Готовиться к диктанту нам помогают магнитные буквы.Я располагаю необходимые буквы в беспорядке. Называю слово. Ученик подходит кдоске и составляет слово из предложенных букв. Развивается внимание, память,заодно повторяем алфавит и слова.
В результате использования игр,стихов и песен на уроках английского языка происходит:
совершенствование навыковпроизношения,
достижение точности в артикуляции,ритмике и интонации
углубление знания по английскомуязыку
обогащение словарного запаса
развитие навыка и умения чтения иаудирования
монологическое и диалогическоевысказывание
развитие как подготовленной, так испонтанной речи.
Таким образом, игры в учебномпроцессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования иактивизации у обучающихся умений и навыков творческой мыслительной,познавательной деятельности. Игра – путь детей к познанию мира, в котором ониживут, и который они призваны изменить.