МИНИСТЕРСТВОСЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Департаментнаучно-технологической политики и образования
Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Дисциплина:«Социальная защита населения России в условиях рынка»
Выполнил:
Студент
экономическогофакультета
Специальность(код) Зачетная книжка №
Проживающийпо адресу:
Проверил:
Ачинск 2007г.
Тема:Социальная политика Российскогогосударства в условиях рынка.
Вопросы:
1. Определение и сущность социальнойполитики.
2. Основные функции и уровень социальнойполитики Российской федерации.
3. Двоякая роль социальной политики.
1. В широком смысле словасоциальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям,их жизни.
Вместе с тем существует иболее узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениямии именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономическиеобъекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные икасающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ,услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, обществав целом.
Социальное обеспечение — это один из способовраспределения части валового внутреннего продукта путем предоставлениягражданам материальных благ в целях выравниванияих личных доходов в случаях наступления социальных рисковза счет средств целевых финансовых источников в объемеи на условиях, строго нормируемых обществом, государством,для поддержания их полноценного социального статуса.
Уже из этой общей характеристикисоциальной сферы очевидно, что социальная экономика чрезвычайно многогранна, охватываетобширный круг экономических объектов и процессов.
Социальная экономика какнаука изучает, исследует, анализирует природу возникновения потребностей, потребительскиезапросы, структуру потребления, выделяет рациональные потребности человека, семьи,социальных групп, регионов, общества с учётом разнообразия самих потребностей ипотребителей.
С другой стороны, в зонудействия социальной экономики попадают доходы различных слоёв и групп населения.Виды, природа возникновения, источники, уровень доходов, включая, в первую очередь,денежные доходы населения — это всё вопросы социальной экономики.
Мера соответствия доходови расходов, потребительские бюджеты человека и семьи применительно к разнообразнымполовозрастным, территориальным, профессиональным группам также составляет предметсоциальной экономики.
Так как социальная экономикаориентирована на человека, призвана способствовать удовлетворению его запросов,интересов, потребностей, то о состоянии и успехах этой экономики судят по тому,как живут люди. При всем многообразии жизненных проявлений можно получить общеепредставление об условиях, в которых живут люди, о том насколько они довольны этимиусловиями, что им дает жизнь. Всё это вместе взятое называют качеством жизни.
Качество жизни – очень ёмкоепонятие, аккумулирующее в двух словах всё то, что позволяет судить насколько жизньпредставляется людям хорошей или плохой.
Качество жизни охватываети характеризует весь диапазон её свойств, распространяется на все её стороны, отражаетудовлетворённость людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражаетобеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность ксовременным требованиям, безболезненность и продолжительность жизни. Проще говоря,качество жизни – это насколько хорошо живётся людям, и в тоже время, это обобщенноепонятие, выражаемое обычно словами “высокое”, “среднее”, “удовлетворенное”, “низкое”,“неудовлетворительное” по аналогии с теми словесными оценками, которыми характеризуютзнания учащихся, их не принято выражать цифрами.
К числу употребляемых показателейуровня жизни относятся денежные доходы населения в расчете на одного человека илисемью. Обычно измеряется месячный доход, который должен превышать прожиточный минимум,рассчитанных исходя из потребления каждым человеком минимально необходимого набораблаг, называется “потребительской корзиной”. Прожиточный минимум существенно зависитот цен, поэтому в условиях инфляции он непрерывно изменяется. О людях, потреблениекоторых ниже предусмотренного прожиточного минимума, принято говорить, что они живутза чертой бедности.
Наряду с денежными доходамина уровень жизни влияют общественные фонды потребления, к которым относятся благаи услуги, предоставляемые государством населению бесплатно. В странах с централизованнойэкономикой государственными могут быть здравоохранение и образование, частично– услуги культуры и физкультуры, в некоторой степени – питание и отдых для отдельныхгрупп, категорий населения (Например, бесплатные школьные завтраки, выдача бесплатногомолока на вредных работах). В странах с рыночной экономикой также есть общественныефонды потребления, но чаще всего блага и услуги бесплатны или частично платны дляотдельных категорий потребителей, обладающих низкими доходами.
Социальная экономика включает денежныесбережения, накопления, имущественное состояние людей. Таким образом, всё, что относитсянепосредственным образом к благосостоянию людей, есть социальная область экономики.
Социальная экономика тесносвязана с формами и отношениями собственности, по крайней мере, в той части, гдепроявляются собственнические интересы людей.
Отношения, возникающие междулюдьми в связи с присвоением, образованием личной, семейной собственности, имущественнымпределом, относят к социальным.
Экономика труда в той своейчасти, в которой она характеризует его условия, оплату, занятость, уровень безработицы,тоже социальная область.
Непосредственно к социальнойэкономике относятся все виды социального обеспечения, то есть денежного содержания,материальной помощи, оказываемой отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям икатегориям населения, которые не имеют собственных доходов и источников существования,либо обладают ими в ограниченной степени.
Социальная экономика –главный мост, соединяющий экономику с политикой, основной возбудитель политическихсил и течений. Экономику, направленную на удовлетворение потребностей человека,семьи, называют социально ориентированной.
Практически все отрасли экономикиимеют то или иное отношение к социальной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальныепотребности людей. На социальные нужды работают промышленность – и не только пищеваяи легкая, но даже в какой-то мере и промышленный комплекс, сельское и лесное хозяйство,строительство, транспорт, связь, торговля, общественное питание.
При переходе к рыночной экономикепоневоле приходится иметь дело с возрастанием негосударственных и платных форм доступак источникам культуры, образования, медицинского обслуживания (страховая медицина).
Удовлетворение потребностейряда категорий населения в финансовых ресурсах и источников существования, а в особенностине имеющих стабильных доходов, принимает на себя отрасль социального обеспечениянаселения, называемая иногда социальной защитой.Сущность социальной политики.
Основными принципамипроведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизнипутем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведениеиндексации;
2) обеспечение помощисамым бедным семьям;
3) выдача помощи наслучай безработицы;
4) обеспечение политикисоциального страхования, установление минимальной заработной платы;
5) развитие образования,охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активнойполитики, направленной н обеспечение квалификации.
Следуя статье 25Декларации прав человека, современное правовое государство должно гарантироватьправо на такой ур вень жизни, который учитывает обеспечение людей едой,одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержанияздоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни,инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию принезависимых от человека обстоятельствах.
2. />Экономическая функциясоциального обеспечения.
Ее сущность заключается в том, что государство используетсоциальное обеспечение в качестве одного из способов распределения частивалового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие навыравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсации, социальных услуг и др.)вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных взаконах социальных рисков. Реализацияэкономической функции конкретно воплощается в перераспределении валовоговнутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках(во внебюджетных фондах социальногострахования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации,фондах социальной поддержки населения).
Социальное обеспечение связано с общественнымпроизводством, влияет на него. Это влияние составляет его производственнуюфункцию. Выражается оно в том, что право на многие видысоциального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размеравознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принциповсоциального страхования это влияниебудет возрастать, поскольку усилится стимулирующее значение социальногообеспечения для повышения производительности труда и профессиональногомастерства работающих. Социальное обеспечение способствует также своевременномувыводу из общественного производствастареющей рабочей силы и лиц, потерявшихспособность трудиться. Его влияние на общественное производство далеко не исчерпывается рассмотреннымвыше.
Социальная (социально-реабилитационная)функция социального обеспечения способствует поддержанию социальногостатуса граждан при наступлении различныхсоциальных рисков (болезни, инвалидности,старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материальногообеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойногоуровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуществляетсяи реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценнойжизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.
Политическая функция позволяетгосударству специфическими для социального обеспечения средствамиреализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ(ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия — социальноегосударство, политика которого направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. ВРоссийской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечиваетсягосударственная поддержка семьи, материнства, отцовства идетства, инвалидов и пожилых граждан, развивается системасоциальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иныегарантии социальной защиты. Социальная политика как целенаправленноевоздействие государства на условия жизни людей с целью реализацииконституционных положений осуществляется главным образом черезсистему социального обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным законом введено новое основание для предоставления социальногообеспечения в виде государственной социальной помощи — бедность.Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения — граждане,имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума.
От того, насколько эффективно социальноеобеспечение выполняет свою политическую функцию, зависитсостояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояниероссийской системы социальногообеспечения не отвечает потребностям населения.
Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многиедемографические процессы — на продолжительность жизни населения,воспроизводство населения,стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший крезкому сокращению потребленияпенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системысоциальной помощи семье с детьмибезусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.
Наряду с рассмотренными выше функциямисоциального обеспечения некоторые специалисты указывают и надругие. В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическуюфункцию социального обеспечения, в составе которой онвыделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.
/>Государственнаясистема социального обеспечения, как уже говорилось, явление многоаспектное. Это нетолько комплекс социально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальнуюподдержку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм,которые относятся по видам регулируемых общественных отношений к различным отраслям права (финансовому, государственному, административному,праву социального обеспечения). Единая государственнаясистема социального обеспечения, закрепленная в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 24), с распадом Советского Союза пересталафункционировать. Россия, обретя государственный суверенитет, встала перед необходимостью заново создаватьобщефедеральную государственную систему социального обеспечения.
Комплекс социально-экономических мер каксистемное образование состоит из относительно самостоятельныхэлементов — подсистем, закрепляющих виды, основания и условияпенсионного обеспечения, обеспечения граждан денежнымивыплатами в форме пособий и компенсаций, а также в виде социальных услуг,предоставляемых бесплатно или со скидкой за счет средствгосударства либо страховых фондов. Другими словами, в структурегосударственной системы социального обеспечения выделяются:пенсионная система, система пособий и компенсаций, системасоциального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми,безработных. Каждая из этих подсистем должна была создаваться заново.
3. Социальная политика в переходнойэкономике — это комплекс социально-экономических мер государства предприятий,организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения отбезработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение этих мерзатруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями ит.п.
Основныечерты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению ссостоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целомхарактером изменений в этот период. Важнейшая для социальной сферы черта — характернаянеустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессеее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступаюткак своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике,средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.
Реальные условия и задачипереходной экономики требуют более конкретного анализа и ответа на вопросы:необходима ли такая ориентация, что она собой представляет, каковы «слагаемые»социально-ориентированной переходной экономики, какими методами можетдостигаться «настройка» процессов саморегулирования на подобную ориентацию экономики. Одна из первыхзадач социальной ориентации экономики — достижение благосостояния человека.Под благосостоянием, как отмечалось, понимается такой уровень удовлетворенияутилитарных потребностей, который создает необходимые предпосылки дляощущения большинством общества себя как общества, живущего в состоянии «блага».Более конкретными характеристиками благосостояния является, прежде всего,уровень реального потребления, рассматриваемый как по своему минимальномузначению, так и по средним величинам, а также уровню разрыва между наиболеевысокодоходными и наименее богатыми, или (что точнее для переходной экономики)наиболее бедными слоями населения.
Целью социальной политикив России в переходный период являлось разумная политика налогообложения, осуществлениеактивной политики на рынке труда, стимулирования предпринимательской активности,обеспечение социальной защищенности от безработицы и инфляции.
Приоритетным направлениесоциальной политики являлось решение проблемы стабилизации финансирования социальнойсферы, в том числе, за счет населения. Именно здесь были наибольшие сложности, посколькусбор налогов для пополнения бюджета представлял собой трудно разрешимую задачу,так как социально — экономические механизмы и технологии сбора, аккумуляции и перераспределениесредств были далеки от оптимальных.
Важное значение всоциальной политике приобрел переход от социального иждивенства к социальным гарантиямсо стороны государства. Эти гарантии подразумевают: защиту права на труд, обеспечениепособий для уже и еще нетрудоспособного населения, обеспечение личной безопасностиграждан, обеспечение нормального уровня жизни за счет доходов от трудовой деятельностии пособий. Ключевое средство в решении этой задачи — развитие отношений самозащитыграждан при помощи государства в различных общественных и экономических формах,среди которых профсоюзы, страховые общества, местные и центральные органы власти,осуществление функции социальной защиты трудящихся.
Эти социальные гарантии подкрепляютсистему социального страхования, которая имеет свои собственные задачи: формированиеэкономической основы обеспечения возмещения страховых рисков; структуризация страховыхфондов; расширение гарантий обеспечения страховых выплат; развитие системы добровольногострахования.
Существует четыре внебюджетныхфонда в сфере социального страхования: пенсионный, занятости, медицинского и социальногострахования.
Но кроме внебюджетных фондовсоциального страхования, существуют внебюджетные социальные фонды, также подкрепленныегарантиями государства, которые:
· представляют собой элемент рыночного механизмаполитики доходов и заработной платы, государство косвенно регулирует их деятельностьчерез законодательные процедуры;
· в своей перспективе они должны стать основнымиорганизаторами социальных выплат и накопителями средств для них;
· с переходом к рыночной экономике возрастаетроль отдельных граждан как плательщиков страховых взносов и расширится круг видовстрахования.
Важнейшей задачей социальнойполитики является предназначенная для конкретных групп населения (адресная) социальнаяподдержка со стороны государства слабо защищенных слоев населения. Эта задача предполагаетподдержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населенияи нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.
Чем тяжелее экономическаяситуация в той или иной стране, тем больше и громче звучат в ней призывы к социальнойзащите населения. О такой защите настоятельно просят, ее требуют от правительства.Сложность положения при таких условиях заключена в том, что, если в стране наблюдаетсяэкономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый, национальныйпродукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальнойзащиты населения, крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает,правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаютсядоходы работающих. А это порождает новое социальное напряжение.
В этой ситуациинеобходимо понимать, что поголовная социальная защита населения от сниженияуровня жизни в условиях экономического спада невозможно. Правильнее,обоснованнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев, групп населения,наиболее в ней нуждающихся. Это социально уязвимые слои населения, доходыкоторых ниже прожиточного минимума.
Способом смягчения экономического неравенства служитпередача части доходов, изъятых у богатейших граждан, беднейшим группамнаселения через программы социальной помощи.
· Реформы иразвернувшийся экономический кризис обострил проблему бедности, привлекли к нейвнимание общественности. Но к сожалению, в России это было неизбежно, из-зареформ экономики после “застоя” на протяжении 60-80 годов.
Никакое государство не всилах само, с помощью законов, выделения средств, оказания государственнойсоциальной помощи, справиться с проблемами социальной экономики. Всегда зачертой, границей официальной, узаконенной, обязательной государственной помощибудут находиться тысячи людей, которым способен эффективно помочь толькоближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадания кбедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно.
Список литературы:
1. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Правосоциального обеспечения России: Учебник. – 2-е изд., испр. и перераб. – М.:Издательство БЕК, 2002. – 560 с.
2. В. Роик. Социальная защита:содержание понятия // Человек и труд, 11/2000. С. 42-44.
3. Сакс Дж. Рыночная экономика вРоссии: исторические и теоретические предпосылки -М.: «Мосгорархив»,1995 г
4. Социально – трудовая сфера России впереходный период: реалии и перспективы / Под ред. Акимова А.К., Волгина Н.А. идр. М.: Молодая гвардия, 1996. – 835 с.
5. Е. Шестакова. Реформирование системысоциальной защиты населения в странах Восточной Европы // Мировая экономика имеждународные отношения, 1/1997. С. 45-53.
6. Экономика. Учебник / Под ред. А.И.Архипова и др. М.: Проспект, 1998. – 792 с.