Реферат по предмету "Религия и мифология"


Влияние религии на воспитание в исламе

ГОУ ВПО «Соликамский государственныйпедагогический институт»
Реферат на тему:
«Влияние религии навоспитание в исламе»
Соликамск 2010

Содержание
 
Введение
1. Ислам какмонотеистическая мировая религия
2. Коран – священнаякнига ислама
3. Идеологические ивоспитательные основы ислама
4.Влияние религии на воспитание и образ жизни в Исламе4.1 Личность4.2 Семья4.3 Мораль4.4 Взаимоотношения между людьми
5. Особенности воспитанияв Исламе6. Сунны Пророка Мухаммада как важный момент в воспитании детей
Заключение
Список литературы
 

Введение
 
Вопросы воспитания человека, формирования его личности относятся кактуальным проблемам современности и представляют громадный интерес дляширокого круга научных дисциплин: антропологии, философии, социологии, психологии,педагогики и др.
На воспитание человека влияет очень много факторов: семья, друзья,школа, средства массовой информации, фильмы, книги и т.д. Но нельзя исключитьвлияние такого серьезного фактора как религия.
Ислампровозглашает братство всех людей, независимо от их племенной, национальной илирасовой принадлежности. Он также объявляет о превосходстве Божьих Законов,которыми должны были руководствоваться все мусульмане в своей личной иобщественной жизни.
Объект работы – религия.
Предмет работы – процесс влияния религии на воспитание вИсламе.
Цель работы – рассмотреть и проанализировать процесс влияниярелигии на воспитание в Исламе.
Задачи работы:
— провести анализ литературы по теме исследования;
— охарактеризовать Ислам как монотеистическую мировую религию;
— выделить идеологические и воспитательные основы ислама;
— проанализировать влияние религии навоспитание и образ жизни в Исламе;
— рассмотреть особенности воспитания вИсламе;
— выявить важные моменты воспитания в Суннах Пророка Мухаммада.

1. Ислам какмонотеистическая мировая религия
Ислам – монотеистическая (авраамическая)мировая религия. Слово «ислам» имеет несколько значений, буквально переводитсякак «мир». Другое значение этого слова — «предание себя Аллаху» («покорностьБогу»). В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие,подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия (ширк).Людей, которые покорились Аллаху, в исламе называют мусульманами [3, c. 76].
Сточки зрения Корана, ислам – единственная верная религия человечества, еёпоследователями были все пророки. В окончательном виде ислам был представлен впроповедях Пророка Мухаммада, получившего сведения о новой религии в виде БожественногоОткровения.
С точкизрения ислама, последователи древних пророков отошли от первоначального пути,который был указан им Богом, a священные тексты древних книг постепенноискажались.
Аллах– имя истинного Бога, Творца и Господа всего сущего. Мусульмане верят в то, чтоАллах – Создатель и Управитель всего сущего. Помимо Него, никто не обладаетэтими качествами. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, аЕго отсутствие — невозможным. Ему нет равных, и в этом выражается ЕгоЕдинственность.
Согласноисламским первоисточникам, сущность Аллаха непостижима для человеческогоразума. Постижимы лишь Его существование и единственность. В отличие отсотворённой Им природы, Он сам не сотворён никем. Не существует ничего,подобного Ему. Аллах создал всё сущее из ничего и привёл в упорядоченноесостояние. Он управляет всеми процессами и событиями в сотворённом Им мире.Аллах — Творец всех форм жизни.
Всё вмироздании совершается только по воле Аллаха. Только Он обладает абсолютнойволей и могуществом. Ничто не происходит без Его ведома. Аллах видит и слышитвсё непостижимым для человека образом, и невозможно скрыть что-либо от Еговзора. Кроме Аллаха, других богов не существует, и единственным объектом дляслужения и поклонения является только Он. Аллах запрещает служение лжебогам.Служение Аллаху возвышает человека, освобождает его от рабства и преклоненияперед различными мифическими образами, силами природы или другими людьми [6, c.34].

2. Коран –священная книга ислама
Коран– священная книга ислама. Согласно учению ислама, Коран является прямым, вечными несотворённым словом Божьим. Коран был ниспослан Всевышним Богом на СедьмоеНебо, а затем ангел Джибрил передавал его по частям пророку Мухаммаду путёмОткровения в течение 23 лет его пророческой деятельности. Слово «Коран»происходит от арабского кыраа («чтение вслух, наизусть»). Коран состоит из 114 сур(глав) и около 6600 аятов (стихов). Хронологически выделяют мекканские имединские суры. В мекканских сурах основное внимание уделяется доктринампророчества, эсхатологии, духовности, а также этическим проблемам. Важнейшимпостулатом и лейтмотивом всего содержания Корана является доктрина Единобожия (таухид).В Откровениях мединского периода больше места отводится социальным, экономическимвопросам, проблемам права, семейным отношениям, повествуется о древних пророкахи т. д. Коран был ниспослан не только арабам, но и остальному человечеству —«Мы направили тебя, Мухаммад, посланником только как милость к обитателям всехмиров».
Мусульманесчитают, что Коран содержит в себе новый Закон Бога, имеющий малозначимыеотличия от предыдущих Законов, что Коран служит средством различения истины,содержащейся в прежних Писаниях, от многочисленных искажений, правок идобавлений [1, c. 132].

3.Идеологические и воспитательные основы ислама
Подобобщающим названием «Столпы веры» понимают идеологические и воспитательные основырелигии. В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов[4, c. 28]:
·          Верав Аллаха — Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным изкоторых является Единобожие.
·          Верав Ангелов. Ангелы — существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьейволи.
·          Верав Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в видуБожественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды историичеловечества. Мусульмане признают истинными тексты Тауры (Торы), Забура (КнигиПсалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков,ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отмененыКораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всехСвященных Книг, кроме Корана, искажены.
·          Верав пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принятьистинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам иплеменам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад.
·          Верав Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, БожийСуд, наличие Ада и Рая (Ахира).
·          Верав предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всегосущего (Кадар), то есть — в то, что все события происходят по замыслу Творца.Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях ипроцессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобренияАллаха, в соответствии с Его Знанием. Таким образом, человек обладает свободнойволей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несётответственность за свои поступки.
Столпыислама сводятся к пяти постулатам [2, c. 34]:
·          Шахада— соблюдение строжайшего Единобожия (Таухид). Предписание засвидетельствоватьпринятие Единобожия и посланническую миссию Пророка Мухаммада заключено всимволе веры ислама: «Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения,кроме Единственного Господа, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник».В этой формулировке сосредоточена основная идея, из которой следуют все остальныетеоретические и практические положения ислама. Веры в Единого и ЕдинственногоГоспода и подтверждения пророческой миссии последнего Божьего ПосланникаМухаммада достаточно для принятия ислама.
·          Намаз— совершение ежедневной пятикратной молитвы (салят). Мусульмане совершаютмолитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают еёсоответствующими положениями тела. Во время молитвы читают суры Корана и мольбы(дуа).
·          Закят— материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать частьсредств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторыесоциальные программы. Закят взимают в строго определенном количестве.Малоимущие мусульмане освобождены от выплаты закята. Закят — это разновидностьпоклонения Аллаху посредством расходования имущества.
·          Саум —соблюдение поста в месяц Рамадан. Сущность поста заключается в поклонении Богупосредством воздержания от еды, питья и интимной близости в светлое времясуток, более усердным служением Господу и старательным воздержанием от грехов вэтот месяц.
·          Хадж —совершение паломничества в Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершениюодин раз в жизни, только для тех мусульман, которые материально и физическимогут совершить его.
Перечисленныепять столпов составляют фундамент, на котором построена жизнь мусульман.
4. Влияние религии на воспитание и образ жизни в Исламе
Ислампреследует цель сформировать добродетельную личность, здоровую семью и гармоничноеобщество [6, c. 132].4.1 Личность
Каждыймусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно,нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульманедолжны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность.Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следуетизбегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной (с точки зренияшариата) пищи, напитков или вредных привычек. Абсолютно исключаются из употребленияалкоголь и все аналогичные ему вещества, например, наркотики. Запрещеныазартные игры.4.2 Семья
Семьяв исламе — это основной элемент общества. Любые близкие отношения междупредставителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда бракоформлен законно (никах). Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется,но и является обязанностью супругов. Развод, будучи одним из самых богомерзкихпоступков, тем не менее допускается как последний, неотвратимый выход, если всемеры, предпринятые для сохранения распадающейся семьи, не привели кположительному результату. Внебрачные связи однозначно запрещены, более того,за них предусмотрено суровое наказание. Такие связи считаются главнымисточником полного разложения личности и общества, приводящим к нравственной,физической деградации людей [2, c. 16].
4.3 Мораль
Нравственныенормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится переченьнекоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти [3, c. 54]:
·          Правдивость(ас-сидк).
·          Надёжностьи верность (аль-амана).
·          Искренность(аль-ихлас).
·          Вежливость,корректность и другие правила ведения беседы и спора (адаб аль-хадис).
·          Изгнаниезлобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
·          Силанравственная и физическая (аль-кувва).
·          Терпимостьи умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
·          Скромность(аль-хайя).
·          Достоинствои самоуважение (аль-изза).
·          Поискмудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальномусамосовершенствованию (аль-ильм).
·          Желаниепосвятить всё свое время и свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
·          Щедрость(аль-джуд валь-карам).
·          Терпение(ас-сабр).
·          Разумноеуправление своими средствами (аль-иктисад).
·          Общительность,доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
·          Пристрастиек чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
·          Отвращениек злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).
Каждоеиз перечисленных выше достоинств описано в Коране и Сунне либо прямо, либопосредством примеров, притч и изречений пророков.
4.4 Взаимоотношения между людьми
Законыислама устанавливают и описывают нормативы, регулирующие взаимоотношения междуотдельными индивидуумами и группами людей. Шариат содержит предписания,регламентирующие любые действия в рамках ислама — как духовные, так и материальные,тем самым подтверждая смысл слова «ислам» как жизненного всеобъемлющего руководства.
5. Особенности воспитания в Исламе
Одноиз самых основных прав ребенка – это воспитание, и поэтому на основе СвященногоКорана, хадисах и Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах иприветствует) мы рассмотрим этот вопрос шире.
Ислам– религия, которая воспитывает детей в духе свободы, которая исходит из чувстварабства перед Всевышним. В последствии, воспитываясь в духе поклоненияСоздателю, молодые люди освобождаются от зависимости от страстей, похоти,желаний. В этом суть прав детей в Исламе [2, c. 28].
Считаясебя несовершеннолетними, и таким образом, безнаказанными некоторые молодыелюди не почитают старых, нарушают порядок в обществе, совершают преступления. Вотличие от других законов, которые до восемнадцати лет считают человека ещёребёнком, Ислам смотрит на права детей трезво и объективно. Ислам делаетчеловека ответственным за поступки, как перед Всевышним, так и перед родителямии обществом с момента полового созревания. С этого момента человек считаетсяполноценным взрослым, имеющим право распоряжаться своим имуществом, своимиделами.
Исламзащищает права детей задолго до их появления на свет, так как Ислам призываетмолодых людей, желающих вступить в брак, задуматься о своём потомстве привыборе будущего супруга (супруги). Это объясняется тем, что, выбирая жену,юноша должен помнить, что девушка будет не только его женой, но и матерью егодетей, которая, как правило, проводя основное время с детьми, должнавоспитывать их. То же самое касается и девушки, которая при выборе супругадолжна помнить, что тот или иной юноша будет не только её мужем, но и отцом еёдетей.
Такимобразом, религия Всевышнего призывает задумываться о воспитании детей ещё довступления в брак. Однажды сын спросил отца: «Когда тыначал меня воспитывать?». На вопрос сына отец ответил, чтоеще до того, как жениться на его матери, он уже начал его воспитание.Действительно, если девушка выбирает в мужья человека, не имеющего веры вАллаха, или грешника, который несерьёзно относится к своим религиозным обязанностям,она должна знать, что и к супружеской жизни он будет относиться несерьёзно,воспитывая детей далеко не совершенным образом. Также и юноша, который уделяетмного внимания внешней красоте будущей супруги, не руководствуясь при этом еёнравственностью, покорностью Всевышнему, должен задуматься, сможет ли такаяженщина дать должное воспитание детям. Об ответственности за воспитаниебудущего поколения, за воспитание наших детей Аллах напоминает в СвященномКоране (смысл): «О, вы, которые уверовали! Вы оберегайте своидуши и свои семьи от Ада, топливом которого будут люди и камни». (СураАт-Тахрим, аят 6). Мы несём ответственность не только за себя, но и за своихжён и детей [1, c. 34].
Кпримеру, в священный месяц Рамадан, когда каждому умственно полноценному идостигшему полового созревания человеку необходимо соблюдать пост, беременныеженщины освобождаются от соблюдения поста, если пост представляет какую-либоопасность ее здоровью и здоровью будущего ребенка. Таким образом, Всевышнийзащищает права детей, даже если матери придётся прекратить на время совершатьвозложенные на неё обязательства перед Творцом.
6. Сунны Пророка Мухаммада как важный момент в воспитании детей Чтение азана и икамат
Послерождения ребёнка, важной сунной Пророка Мухаммада является, чтобы первое, чтоуслышит новорождённый младенец, был азан (призыв к молитве) и икамат. К сожалению,многие упускают эту важную сунну в связи с тем, что матери находятся вродильных домах, и было бы хорошо, если бы отец находился поблизости, чтобысразу после появления на свет ребёнка прочитать ему азан и икамат. Для этогововсе необязательно ждать имамов, так как цель сунны в том, чтобы первымисловами, услышанными новорожденным, стали слова призыва к молитве. Кормление
Покаребёнок в родильном доме, его несколько раз может покормить грудью другаяженщина. В таком случае Ислам обязывает поставить в известность отца.Осведомлять является обязательным, потому что, если женщина кормит двух разныхдетей, и не один, а пять раз, то эти дети становятся молочными братьями исёстрами. Молочные брат и сёстра равносильны, как родные брат и сестра. Ипоэтому люди и сами дети должны знать, кто являются их молочным братом и сёстрой.Потому что с этим связаны строгие правила, которые должны быть учтены, когдазаключается брак, во избежание заключения брака с молочной сестрой, так как этозапрещено и такой брак не будет действителен. Поэтому матери тоже должны оченьстрого подходить к таким вопросам, также руководители родильных домов тоже должныучитывать принципы Ислама и проследить, чтобы молоко рожениц не перемешивали ине давали разным детям, как это делают в некоторых родильных домах [4, c. 231].Тахник
Следующаясунна Пророка Мухаммада, которую следует выполнять — тахник, то есть, когдакто-то из праведных людей, взяв часть мякоти финика и прожевав ее, просовываеткончиком пальца в рот новорождённого, прикладывая к нёбу. Подобный ритуалсовершал и сам Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и егосподвижники. Имя
Наседьмой день после рождения ребёнка долгом родителей является дать красивое, снаилучшим значением, благозвучное имя. В категорию таких имён входят именаПророка (да благословит его Аллах и приветствует): Мухаммад, Ахмад и т.д. Такжеособенно приветствуются имена, в которых звучит «раб Аллаха» — Абдулла, Абдурахман и т.д. Пророк (даблагословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день вас будут призывать по вашим именам и поименам ваших родителей, вы давайте только красивые имена»,таким образом, очень важно, чтобы имена были красивыми, исламскими. Однаждынекий человек подошёл к Умару ибн Хаттабу (да будет доволен им Аллах) сжалобами на собственного сына. Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах)спросил его: «Как зовут твоего сына?», тот человек назвал очень некрасивое имя,на что Умар (да будет доволен им Аллах) ответил: «Ты в своёвремя провинился перед ним, назвав некрасивым именем, а теперьон не выполняет своего долга перед тобой». Акика
Следующийдолг родителей – это акика (заколоть жертвенное животное). После рождениядевочки в жертву приносят одну овцу, после рождение сына — двух овец. Если нетвозможности принести в жертву двух овец, то для исполнения сунны следуетпринести в жертву, хотя бы одну. Требования к животному такие же, как и кжертвенному животному, в праздничные дни Курбан-Байрама. Мясо желательносварить и, разделывая мясо, постараться не сломать кости животного, так как этосимвол того, что Всевышний сохранит здоровье ребёнка. Далее, сварив и разделавмясо, следует угостить этим мясом родных, близких, знакомых, соседей и т.д.Некоторые стараются полеглому отделаться, передав деньги кому-либо, чтобы заних исполнили этот ритуал, но ведь этому следует придавать важное воспитательноезначение. Если условия не позволяют принести в жертву животное у себя дома, томожно принести его туда, где условия позволяют это сделать. Так мы выражаемрадость и благодарность дару, которым наделил нас Аллах.
Следующийдолг – обривание головы новорождённого, так как это также является важнойсунной Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Не секрет, что всякаясунна обязательно таит в себе не только пользу для вечной жизни, но и мирскуюпользу, так как сунна является для нас милосердием. После бритья следуетопределить вес срезанных волос и отдать на милостыню деньги, стоимостью золотавесом равного весу волос ребёнка.
Обрезание
Ужес седьмого дня от рождения можно исполнить эту сунну.

Заключение
 
В результате выполненной работы: проведен анализ литературы потеме исследования; охарактеризован Ислам как монотеистическая мировая религия; выделеныидеологические и воспитательные основы ислама; проанализировано влияние религии на воспитание и образ жизни в Исламе; рассмотреныособенности воспитания в Исламе; выявлены важные моменты воспитания вСуннах Пророка Мухаммада.
Анализ процессов влияния религии на воспитание в Исламе позволилсформулировать следующие выводы:
1. Догматика ислама очень проста. Мусульманин должен твердоверить, что есть только один бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком;что до него бог посылал людям и других пророков — это библейские Адам, Ной,Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелыи злые духи (джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам издревнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога иисполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получатвоздаяния за свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю,грешные и неверные гореть в геенне; наконец, что существует божественноепредопределение, ибо Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
2.Исламская религия оказывает большое влияние на воспитательный и образовательныйпроцессы.
3.Наблюдая за развитием ребёнка, следует проследить за тем, чтобы первым словом,которое он произнесёт, было, имя Всевышнего, для чего ему надо постоянноповторять имя Создателя. Далее, постепенно обучать ребёнка произнесению слов «Бисмилля!», поскольку эта фраза несодержит каких-либо сложных по произношению букв, и эту фразу очень легкопроизносить детям, особенно имя Создателя — Аллах. Произнесение этой фразы иимени Всевышнего является весьма желательным, так как в них скрыто множествонеописуемых благ и, с произнесением этих слов, постепенно взрослея, подрастающийчеловек непременно будет воспринимать их благодать. Есть надежда, что эти словасыграют очень важную роль в его жизни и в целом очень важны для дальнейшего еговоспитания. Поэтому не следует торопиться обучать детей произносить такиеслова, как «мама», «папа» и т.д.
4.Также следует обучать тому, на что следует смотреть, а на что нет, чторазрешено слушать и что запрещено, какие части тела необходимо скрывать отлюдей и т.д. В этом деле самым лучшим является пример самих родителей. Еслиребёнок становится свидетелем того, как родители не пропускают намазы, то ещётогда, когда он, ползая по полу, уже будет стремиться к молитвенному коврику,стараясь подражать родителям. Таким образом, пример для подражания — всегдасамый лучший метод воспитания детей.
5.Когда дети становятся юношами, самым важным становится своевременный брак.Большинство распутств происходят по той причине, что юноши остаются без семьидо 27 лет и выше лет. В среднем к двадцати годам молодые люди должны вступать вбрак, и не следует обращать внимание ни на какие обычаи, которые ведут коткладыванию вступления в брак. Пророк сказал: «Когда к вам приходит тот, чьярелигиозность и нравственность вас устраивает, выдайте за него замуж свою дочь.Если так не будете поступать, будет широкая смута в обществе».
6.В Исламе проявляют огромное усердие в воспитании детей, обучении их религииИслам, так как дети относятся к категории тех явлений, которые даже послесмерти родителей, приносят своим родителям пользу. Таким образом, еслиправильно воспитанный, праведный сын, подняв руки, станет молить: «О Аллах,прости грехи моим родителям!», то ничто не сравнится с этим. Подобная мольбасына за родителей будет в помощь им.
Таким образом, цель работы, заключающаяся в рассмотрении и анализепроцессов влияния религии на воспитание в Исламе достигнута, задачи выполнены.

Список литературы
 
1.    Ислам и проблема национализма в странах Ближнего и СреднегоВостока – М., 2006.
2.    Кузьмина С.Л.: XIX век: наука и религия в искусстве воспитания// Педагогика. – 2009. – №2 – С.76 – 81.
3.    Мень А. История религии в поисках пути, истины и жизни. –М.: Инфра-М, 2006.
4.    Писманкина М.Г. Религия в истории и культуре. – М.: Юнити,2007.
5.    Смирнов Г.В. Мистика. Религия. Наука.– М.: Канон, 2008.
6.    Солдатова А.В. Основы религиоведения. – М.: Высшая школа,2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.