Реферат по предмету "Политология"


Монархия как форма правления

РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
ПЛАН
 
1.  Понятие и сущность монархии
2.  Виды монархии
3.  Заключение
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬМОНАРХИИ
Монархия (гр. monarchia — единовластие) наряду с республикой является одной из двух форм правления, известных теориигосударства и права.  При монархической форме правления главой государстваявляется единоличный правитель — монарх; власть монарха, как правило, являетсяпожизненой и передается в порядкепрестолонаследия. Особая разновидностьмонархии — выборная (или избирательная), сочетающая элементымонархии и республики. Такая М. существует ныне только в Малайзии, где главойгосударства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителеймонархических штатов, входящих в федерацию.
 Вотличие от монархии для республиканской формы правления характерна выборность исменяемость главы государства. Монархия и республика являются одинаководревними формами правления, однако можно с полным правом утверждать, что вплотьдо начала XIX века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов, а республика — скорее исключением. Сначала прошлого времени соотношение неуклонно изменяется.  Сейчас ужеабсолютное большинство государств мира является республиками, а монархия (всееще достаточно распространенная) рассматривается как пережиток прошлого, иногдадаже просто как дань традиции (в Европе, Японии, странах Содружества). Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими всовременном мире идеями народного суверенитета и равноправия людей.
Центральнойфигурой для монархической формы правления является монарх — единоличныйглава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядкеделегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной ипередается по наследству. Во всех монархических странах монарх является позакону неприкосновенной особой и никакой ответственности не подлежит. В разныхстранах монарх носит различные названия: король — в Великобритании,Испании, Дании, Швеции, Бельгии,султан — в Малайзии, Брунее, Омане,эмир — в Кувейте, ОАЭ, великий герцог — в Люксембурге, князь — в Лихтенштейне.
Однимиз основных элементов монархической системы правления является престолонаследие,означающее переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии)к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют триосновные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому,что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из кругапрестолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская системане исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтениемужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийскаясистема не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество вовсех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь приполном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.
В рядеарабских стран существует особая форма престолонаследия, т.н.«клановая», когда наследника избирает правящая семья через семейныйсовет (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар).
Другимважным институтом монархической формы правления является регентство (отлат. regere — управлять) — временное коллегиальное (регентским советом)или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства вмонархиях в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезниили временного отсутствия монарха.

2.ВИДЫ МОНАРХИЙ
Монархиякак форма правления весьма неоднородна и показала на протяжении веков своюгибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось «выжить» в современныхвысокоразвитых демократических государствах.
Сбольшими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархическойформы правления от ее зарождения до наших дней.  Исторически первой былараннефеодальная монархия, за ней следовала монархия сословно-представительная,превратившаяся затем в монархию абсолютную. В результатебуржуазно-демократических революций абсолютная монархия была ликвидирована изаменена монархией конституционной (также называемой ограниченной).Конституционная монархия, в свою очередь, прошла две фазы развития: отдуалистической монархии до парламентской. Парламентская монархия являетсязаключительной стадией развития этого института.
Раннефеодальнаямонархия в настоящее время исчезла бесследно, поэтому мы не будем подробноостанавливаться на этом виде.
Сословно-представительнаямонархия также уже несуществует, однако в отдельных странах сохранились ее реликты (пережитки),закрепленные государственным правом. Сословное представительство представляетсобой  принцип организации представительной власти, в соответствии с которымдепутаты представительных учреждений представляют не все население страны илиее отдельные территориальной части, а закрытые социальные группы — сословия,от которых эти депутаты непосредственно избираются (или назначаются). Сословноепредставительство было исторически первой системой представительства (вЗападной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХIIв.) и просуществовало во многих государствах Европы вплоть до начала ХХ в.,когда окончательно уступило место национальному представительству. Внастоящее время рудиментом сословного представительства является, например,Палата Лордов парламента Великобритании, где заседают наследственные и личныедуховные и светские лорды, т.е. представители духовенства и дворянства.
Всовременном мире сохраняются два исторических типа монархии — абсолютная иконституционная. Конституционная монархия, как уже говорилось выше,существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха:дуалистической и парламентарноймонархии. Абсолютная монархия также существуетныне в двух формах — светской и теократической (Ватикан).
Итак, абсолютнаямонархия представляет собой разновидность монархической формы правления,характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полнотыгосударственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а такжедуховной (религиозной) власти в руках монарха (по формуле Петровского Воинскогоустава  — “ самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответудать не должен”)… В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий:Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. Внекоторых из этих стран в последние десятилетия были сделаны первые шаги попереходу к конституционной монархии. В  частности, в Кувейте (в 1962 г.), ОАЭ(в 1971 г.), Катаре (в 1972 г.), Бахрейне (в 1973) были приняты конституции, ав Кувейте и Бахрейне также проведены выборы в законосовещательные парламенты(впоследствии распущенные). Однако эти реформы пока не изменили абсолютногохарактера монархий. В Саудовской Аравии и Омане конституции отсутствуют, асоответствующие отношения регулируют отдельные государственно-правовые акты (вСаудовской Аравии конституцией страны официально считается коран),Согласно конституциям и другим государственно-правовым актам в абсолютныхмонархиях монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством,а законодательную — при помощи разного рода законосовещательных органов(выборных или назначаемых) Законосовещательные органы — особая категориягосударственных органов, основную функцию которых составляет рассмотрениезаконопроектов без права их принятия. Однако по порядку формирования ипроцедуре деятельности они могут напоминать парламентские учреждения.
Особуюразновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическаямонархия — особая форма организации государственной. власти, при которойпоследняя принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером такоймонархии. является Государство-город Ватикан. Законодательная, исполнительная исудебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемомуколлегией кардиналов. От теократической монархии следует отличать т.н.клерикальное государство.
Конституционная(ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которойвласть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательныйорган — парламент и независимые суды. Конституционная (ограниченная)монархиявпервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результатебуржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являютсят.н. контрассигнатура и цивильный лист.
Контрассигнатура(контрассигнация) представляет собой скрепление акта монарха подписью главыправительства или министра, означающее, что юридическую и политическуюответственность за данный акт несет скрепивший его министр. К. формальнообъясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за своидействия. Фактически же контрассигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средствоограничения власти короля. Именно появление контрассигнатуры можно считатьмоментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в другихстранах.
Цивильныйлист — сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционныхмонархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждогоцарствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.
Дуалистическаямонархия являетсяисторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной.При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, номонарх и формально (т.е. в силу конституционных норм) и еще больше фактически(в силу слабости. неразвитости демократических институтов) сохраняет обширныевластные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данногогосударства. Так, при дуалистической монархии правительство несет формальнодвойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется,как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархия можно охарактеризоватьформу правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. дофевральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918).  Внастоящее время Д.м. существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале,Малайзии.
Парламентарнаямонархия — болеепрогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, чтомонарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяетего большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он в силу конституционно-правовогообычая не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящии от монархаакты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарныхмонархий (Япония, Щвеция) монарх по конституции даже формально не имеетсколько-нибудь значительных полномочий. Правительство при парламентарноймонархии формально и фактически ответственно перед парламентом, которому всоответствии с конституцией принадлежит формальное верховенство среди др.органов государства.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотряна то, что республика является исторически более прогрессивной формой правленияспор между ней и монархией в современном мире продолжается. В последние годыпроцесс «республиканизации» заметно замедлился. Государства, имеющие монархов,не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многихрегионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия помонархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность ипреемственность политической власти, которой так не хватает многим молодымдемократиям. Сказанное касается таких стран как Румыния, Болгария, а в какой тостепени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной навосстановление монархии смотрят как на последний шанс достичь национальногопримирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановленамонархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривается вопрос о возвращениивласти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху.  В отдельных случаях попыткивосстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классическийпример — провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Своимонархические движения существую во Франции, Италии, Греции и ряде другихстран.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1)   Хропанюк. В.Н.  “Теориягосударства и права”  Москва 1993г.
2)  “Общая теория права”  Учебник Москва 1993г.
3)  “Государственное право буржуазныхи освободившихся стран” 
       Учебник  Москва 1988г.
4)  “Общая теория права и государства” Учебник  Москва 1994г.  
5)  Государственное(конституционное) право. Справочнки. Под ред. В.И.Лафитского. — М., Юристъ.1995 г.
6) Иностранноеконституционное право. Под ред.В.В.Маклакова. М., Юристъ, 1996 г.
7). Государственное правобуржуазных и развивающихся стран. Учебник. — М., Юрид.лит., 1989 г.
8). Современныезарубежные конституции. М., МЮИ, 1992 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Інноваційна діяльність як обєкт інноваційного менеджменту
Реферат Конкурентные действия
Реферат Качество управленческого решения
Реферат Возникновение жизни на Земле
Реферат Совершенствование подготовки кадров на предприятии
Реферат Концепция административной власти Мэри Паркер Фоллетт
Реферат Изучение феномена тревожности у студентов первого курса
Реферат Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи
Реферат Расовая сегрегация в США
Реферат Актуальна потому, что возможность возникновения и развития кредита связаны с кругооборотом и оборотом капитала
Реферат Как приобрести навыки эффективного ведения переговоров
Реферат Современный художник Солдатенко Андрей
Реферат Обьединенные Арабские Эмираты(история и экономика)
Реферат Информационные системы в экономике предприятия
Реферат Методи ситуаційного аналізу в прийнятті управлінських рішень