/>Московский Государственный Университет
Путей Сообщения(МИИТ)
РЕФЕРАТДисциплина: «Транспортный маркетинг»
На тему:
«Рекламная деятельность натранспортном рынке».
Проверил: Соколов Ю.И.
г. Москва 2003/>/>Содержание.
Введение………………………………………………..…….……………….3
1.Понятие маркетинга, имиджа и фирменного стиля …………….4
3.Понятие рекламы …………………………………………………………8
4.Центр по взаимодействию со средствами массовой информации ирекламе МПС России.Рекламная деятельность на транспорте ..9
5.Методы стимулирования спроса ………………………….…………19
Заключение……………………………………………………………………24
Списокиспользованной литературы …………………………………..25
/> Введение.
Реклама, за последние годы сталанеотъемлемой частью нашей жизни. Куда не кинь взгляд везде рекламные щиты,плакаты, наклейки и бегущие строки. Постепенно изменяется наше мнение по поводуразных товаров и предоставляемых нам услуг разными компаниями. Компании теперьпроводят огромные рекламные кампании по продвижению товаров или услуг, а такжеМПС России включен в эту огромную систему рекламы.
Казалось бы, являясь монополистом всистеме железнодорожного пассажирского обслуживания, МПС может и нерекламировать свои услуги – кто любит пользоваться услугами данного видатранспорта и так придет. Хочу отметить: ценовые и качественные показатели имеют полный спектр разнообразия, выбирай, какой хочешь: по цене и уровнюкомфорта. А также другая сфера: транспортные перевозки, на данный момент оченьприемлема и по цене и качеству обслуживания.
Каждая отрасль, а ведь это именно отрасль(МПС) нуждается в правильном освещении своей деятельности. Для этого и МПСрекламирует свои услуги, тем самым создает свой имидж.
Для этого создан Центр по взаимодействию со средствами массовой информации ирекламе МПС России.
1.Понятие маркетинга, имиджа и фирменного стиля.
Поскольку данная работа по дисциплине«Транспортный маркетинг» нельзя не объяснитmчто такое маркетинг.
Маркетинг – социальный и управленческийпроцесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют своинужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей ивзаимообмена ими.Закон
Российской Федерации от 18.07.95 г.«О рекламе» дает следующее определение рекламы: «Реклама –распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическомили юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация),которая предназначена для неопределенного круга лиц и признана формировать илиподдерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям иначинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний».
/>Вмаркетинговой практике используются различные приемы и методы общения с целевойаудиторией для получения желаемой ответной реакции. Компаниям необходимо нетолько производить качественные и полезные товары, но и информироватьпотребителей об их преимуществах, а также добиваться четкого позиционированиясвоих товаров в сознании потребителей. Для этого компании должны умелоиспользовать такие средства, как рекламу, стимулирование сбыта и PR.Многие полагают, что маркетинг – этовсего лишь реклама и продажа. И это не удивительно: каждый день на насобрушиваются сотни телевизионных рекламных роликов, объявлений в газетах, рекламных писем, сообщений о распродажах, на каждом шагу нам встречаются рекламныещиты, вывески, витрины. Но в действительности, реклама – это только верхушкамаркетингового айсберга, не более чем составная часть маркетингового комплекса,к тому же зачастую не самая важная (но существенная).
Задачеймаркетинга является не только изучение спроса на те или иные товары, работы,услуги, но и активное формирование его. Как отмечено выше, действеннымсредством формирования спроса и поддержания его на необходимом уровне служитгибкая ценовая политика. Но прежде, чем интересоваться ценой товара, покупательдолжен быть уверен, что это именно тот товар, который ему нужен для удовлетворениясвоих потребностей.
Покупательдолжен обладать сведениями о потребительских свойствах товара, его отличиях отдругих товаров, которые в той или иной степени могут удовлетворить одну и ту жепотребность.
При выбореконкретного товара из нескольких возможных покупатель может отдатьпредпочтение тому, который произведен более известной фирмой, имеющейположительную репутацию.
Завоеваниедоверия покупателей к фирме и ее товарам осуществляется путем проведениякоммуникационной политики.
Коммуникационная(коммуникативная) политика — это совокупность мер по установлению и развитиюконтактов и связей фирмы с широкими массами потребителей, деловыми партнерами,прежде всего, посредством распространения информации о деятельности фирмы и еепродукции (В отечественной теории и практике маркетинга проведение коммуникационнойполитики иногда рассматривают как составную часть системы формирования спросаи стимулирования сбыта, для сокращенного названия которой применяютаббревиатуру ФОССТИС). При этом коммуникатор (инициатор распространенияинформации) рассчитывает на обратную коммуникативную связь — получениеответной информации или действий со стороны тех, к кому обращена информациякоммуникатора.
Важнейшейзадачей всех форм и методов маркетингового воздействия на потребителя, в томчисле — коммуникационной политики является создание благоприятного имиджа фирмыи ее товаров. Имидж — это внешний облик, образ фирмы, товара, услуги, т.е.совокупность представлений, впечатлений о них, которая складывается в сознаниилюдей.
Имидж помогаетпотребителям ориентироваться в имеющейся информации, облегчает и ускоряетпроцесс выбора товара или услуги.
В современныхусловиях товар и фирма, не обладающие своим имиджем или имеющие плохой имидж,не могут рассчитывать на успех.
Для формированияположительного имиджа специалисты по маркетингу дают следующие рекомендации.
1.Спроектированный образ должен быть адекватен реально существующему. Присоздании имиджа могут особо подчеркиваться те или иные достоинства фирмы или товара(иногда с некоторым преувеличением), привлекающие потребителей или партнеров, но эти достоинства должны обязательно иметься в действительности.
2. Имидж долженбыть адресным, т. е. привлекать определенные потребительские группы. Например,на направлении Москва-Санкт-Петербург фирменный поезд «Юность»,предназначенный для поездок преимущественно молодежи, отличается от фирменногопоезда «Красная стрела», в котором совершают поездки в основномделовые люди, не только названием, но и рядом других признаков: внешним видом,в том числе — — цветом вагонов, уровнем сервиса, временем отправления иприбытия и др.
3. Имидж долженбыть оригинальным, чтобы отличаться от образов других фирм (товаров). Он долженлегко распознаваться и запоминаться.
4. Имидж долженбыть гибким и динамичным, чтобы, сохраняя основные признаки и оставаясь легкоузнаваемым потребителями, в то же время мог модифицироваться с учетомизменений моды, экономической и социальной ситуации.
В числе составляющих имиджа фирмы важное значение придаетсяфирменному стилю. Это понятие объединяет ряд мер, которые обеспечивают с однойстороны, некоторое единство всех изделий фирмы, а с другой — отличает фирму иее изделия или услуги от конкурентов и их товаров (Область маркетинговой деятельности,связанная с разработкой фирменного стиля, формированием уникального имиджафирмы, отличающего ее от конкурентов, получила название «брэндинг»).
Основнымиэлементами фирменного стиля являются: товарный знак, логотип, фирменный цвет(цвета), фирменный комплект шрифтов. За рубежом в качестве элемента фирменногостиля встречается использование фирменного запаха — для конвертов, деловыхписем, пригласительных билетов и других печатных материалов применяютароматизированную бумагу.
Товарный знак(синонимы: фирменный знак, торговая марка) — зарегистрированное вустановленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров данной фирмыот изделий других фирм.
Товарные знакиможно разделить на следующие группы: изобразительные, словесные, смешанные,объемные, рельефные.
Изобразительныезнаки — это символы, орнаменты, изображения предметов, животных, цветов.
Словесныетоварные знаки выражаются словами (например «Русский мир»).
Смешанные знакисочетают изображения и слова.
Объемныетоварные знаки могут выполнятся в виде объемных предметов (фигурки животных накапоте автомашины, символические фигуры, например, известный всем знак фирмы«Мерседес»), тары и упаковки оригинальной формы (например,нестандартные бутылки для напитков).
Рельефные знакипредставляют собой композиции выпуклых или вогнутых элементов на плоскости.
Согласнодействующему законодательству РФ, владелец товарного знака может передатьправо (разрешение) на его использование другому лицу на основе лицензионногодоговора. Для приобретения юридической силы лицензионный договор долженрегистрироваться в патентном ведомстве.
Контрафакция,т.е. использование товарного знака без согласия на то его владельца влечет засобой гражданскую или уголовную ответственность.
Логотип — это специальноразработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименованияфирмы (или группы товаров данной фирмы); нередко имеет вид вензеля-переплетенных, образующих узор начальных букв собственных имен.
/>
такойлоготип у МПС России
Фирменный блок — объединенныев композицию знак и логотип, а также разного рода поясняющие надписи (страна,почтовый адрес, телефон, факс) и нередко фирменный лозунг.
Логотип,наименование товара, а на транспорте — наименование фирменных поездов, морскихи речных судов, марки автомобилей должны хорошо запоминаться, выглядетьпривлекательно, благозвучно, не ассоциироваться ни в полном объеме, ни вчастях с чем-либо неприятным, неприличным и т.д. Это требование особенно важнопри переводе наименований на иностранные языки. Например, наименованиеавтомобиля «Жигули» созвучно бранному слову на многихзападно-европейских языках. Поэтому в экспортном варианте его пришлосьзаменить на «Лада». К сожалению и Lada оказаласьнеприменимой в Швеции — там это слово означает «сарайчик». Поэтомуавтомобиль там продается как ВАЗ.
В соответствии сфирменным стилем оформляются бланки документов фирмы, конверты, вывески,упаковка товаров, рекламные материалы.
На транспортеэлементы фирменного стиля присутствуют также в оформлении печатных объявленийдля грузовладельцев и пассажиров, расписаний отправления и прибытия поездов,самолетов, речных и морских судов, проездных билетов и перевозочныхдокументов, внешнего вида транспортных средств, инвентаря и других предметов,предоставляемых пассажирам в пути следования.
Формированиюпривлекательного фирменного стиля способствует наличие специального флагатранспортного ведомства. Так, в 1995 г. был учрежден флаг Министерства путейсообщения Российской Федерации. В Положении о флаге Министерства путейсообщения Российской Федерации, содержащем требования, которые необходимособлюдать при его поднятии, говорится также, что изображение флага можетнаноситься на транспортные средства железнодорожного транспорта, печатныеиздания, памятную, рекламную и сувенирную продукцию, выпускаемые Министерствомпутей сообщения, предприятиями железнодорожного транспорта, либо по их заказу.
Весьма важнымэлементом фирменного стиля на транспорте является форменная одежда персонала,не только непосредственно вступающего в контакт с грузовладельцами ипассажирами, но и всех работников, которые трудятся на транспортных объектахна виду у людей.
Форменная одеждавыделяет работников транспорта из массы пассажиров, других окружающих людей,подчеркивает, что они находятся при исполнении служебных обязанностей. Поодежде человека составляется мнение как о его личных качествах, так и обавторитете фирмы или организация, которую он представляет, о том, можно ли емудоверять. Исследованиями установлено, что чем темнее и традиционней одежда, тембольший авторитет она создает. Следовательно, наиболее приемлемым для созданияпрестижа и значительности работников являются темные тона одежды: темно-синий,коричневый или темно-серый. Конечно, это не исключает ношения в жаркое времяформенной одежды светлых тонов, но не ярких и кричащих расцветок.
Надо иметь ввиду, что форменная одежда участвует в создании положительного имиджатранспортной фирмы не только через внешнее восприятие, но и тем, чтоспособствует повышению качества обслуживания пассажиров и клиентуры, так какформа требует от работника внутренней собранности, подтянутости,дисциплинированности.
Немаловажноезначение для восприятия имиджа фирмы и товара имеет стайлинг (дизайн) — форма ивнешний вид изделия. Стайлинг должен придавать изделию более привлекательный,престижный вид. На транспорте, как известно, результаты основной(перевозочной) деятельности не имеют вещественной формы. Поэтому большоевнимание уделяется внешнему виду транспортных средств, их окраске, оформлениюэлементов фирменного блока, нанесению соответствующих надписей — наименованийречных и морских судов, фирменных поездов, указаний начальных и конечныхпунктов маршрутов. Привлечению грузоотправителей и пассажиров способствуетположительно воспринимаемые ими архитектура и внешнее оформление железнодорожных,морских и речных вокзалов, автовокзалов, портов, пристаней, товарных контор,наружных билетных касс.
Созданиюположительного имиджа фирмы способствует стиль поведения ее сотрудников.Вежливость, корректность, деловитость, четкость исполнения служебныхобязанностей, демонстрация высокого уровня профессионализма работников внушаетдоверие к фирме, обусловливает возникновение ассоциативных связей междуназванием фирмы и высоком качестве.
В улучшении качества пассажирских перевозок и формированииположительного имиджа транспортного предприятия в глазах населения огромнаяроль принадлежит проводникам вагонов, бортпроводникам самолетов, членамэкипажей пассажирских судов. Этим работникам целесообразно придерживатьсярекомендаций, которые разработаны для бортпроводников.
Чтобы статьпривлекательным, необходимо:
— иметь аккуратный, подтянутый внешнийвид;
— поддерживать красивую осанку и походку;
- выражать на лице спокойнуюдоброжелательность, готовую перейти в располагающую к общению улыбку;
— быть готовым откликаться на нужды ипроблемы пассажи ров;
— избегать в своих речах знаковпревосходства, пренебрежения или агрессии в адрес окружающих;
— чаще проявлять знаки уважения,симпатии, одобрения по отношению к пассажирам,
Чтобы говорить убедительно и управлять поведением людей,бортпроводник должен:
- быть компетентным в тех вопросах,которые касаются его сферы деятельности;
- держаться уверенно, быть внутреннесобранным;
- использовать все средства для выражениясвоих мыслей и чувств;
- излагать мысли ясно, кратко и просто,подводить партнера к тому, чтобы он сам делал правильные выводы;
- не говорить лишнего, не пользоватьсясомнительной или спорной информацией.
Чтобы устранить возникшие разногласия и правильно вестисебя в конфликтной ситуации, следует:
- сохранять достоинство и не унижатьдостоинства пассажира даже если тот не прав;
— использовать поддержку окружающих дляпереубеждения пассажира;
— не тратить время на поиск доказательствнеправоты партнера, лучше требовать от него доказательств его правоты иопровергать приводимые им аргументы;
- воспринимать некорректное или грубоеповедение пассажира не как попытку унизить Вас, а как проявление егоограниченной культуры и невоспитанности;
— прежде чем переходить к санкциям, предупредитьо них и предложить миролюбивые способы выхода из конфликта.
Надо заметить,что эти рекомендации полезны не только для работников транспорта, обслуживающихпассажиров, но и для персонала, вступающего в контакт склиентами-пользователями транспортных услуг в области грузовых перевозок.
Фирменный стильдолжен присутствовать во всех направлениях коммуникационной политики.
При проведенииэтой политики определяется роль и объем
использования каждой из четырех составляющих так называемой«коммуникационной смеси» («комьюникейшн микс»), к котороймаркетологи относят: рекламу, пропаганду среди общественности, личную продажуи стимулирование сбыта.
Из перечисленныхформ коммуникации реклама способна обеспечить наиболее широкий охватпотенциальных потребителей, что дает основание рассмотреть ее в первуюочередь.
/>3. Понятие рекламы.
Реклама являетсяодним из важнейших видов коммуникационной деятельности, посредством которогопроизводитель или продавец передает информацию, убеждающую потенциальногопотребителя в целесообразности приобретения товара.
Слово«реклама» происходит от латинского глагола «reclamo» (кричать,выкрикивать).
Реклама– любая платная форма неличногопредставления и продвижения идей, товаров и услуг с помощью средств массовойинформации, оплаченная конкретным спонсором.
Маркетологивместо слова «реклама» часто употребляют термин«эдвертайзинг», что в переводе с английского означает «уведомление»,«извещение», «объявление».
В ряде словарейи справочников реклама истолковывается как привлечение внимания потенциальныхпотребителей к продукции (товару, услуге) и распространение предложений, призывов,советов, рекомендаций приобрести данный товар или воспользоваться рекламируемойуслугой.
В ЗаконеРоссийской Федерации «О рекламе» дано следующее ее определение:«Реклама — распространенная в любой форме, с помощью любых средствинформация о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях(рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц ипризвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическомулицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей иначинаний». Из этого определения следует, что посредством рекламы ееорганизатор, распространяя информацию «для неопределенного кругалиц», не вступает с ними в личный контакт и не ощущает мгновенной реакциилюдей на рекламную информацию. Такие контакты осуществляются после того, какпотребитель под воздействием рекламы обратится к ее организатору.
Участникамирекламной деятельности являются рекламодатели, рекламопроизводители,рекламораспространители. Рекламодатели — это производители товаров, оптовые ирозничные торговцы, политические организации и деятели, частные лица,заинтересованные в формировании интереса к своим товарам, идеям, начинаниям.Некоторые рекламодатели осуществляют рекламу самостоятельно, своими силами исредствами, являясь одновременно рекламодателями и рекламопроизводителями ирекламораспространителями. Но в большинстве случаев функции последнихвыполняются специальными рекламными агентствами.
Рекламныеагентства — независимые предприятия, которые разрабатывают, готовят, а иногда иразмещают рекламу по заказам рекламодателей. Как правило, эти агентствапредлагают клиентам услуги самых разных специалистов, в том числе специалистовпо средствам рекламы, по полиграфии, психологии, работников творческихпрофессий и др.
4. Центр по взаимодействию со средствамимассовой информации и рекламе МПС России. Рекламная деятельностьна транспорте.
Основныенаправления деятельности Центра по взаимодействию со средствами массовойинфомации и рекламе МПС России:
Предприятиесоздано в целях освещения в средствах массовой информации деятельности ирезультатов работы федерального железнодорожного транспорта, хода реформ,перспектив развития, повышения его общественной привлекательности, формированияи совершенствования общеотраслевой рекламной политики, улучшения качестваинформационно-справочного обслуживания потребителей и получения прибыли.
Для достижения этих целей Предприятие осуществляет в установленномзаконодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности:
-подготовку и обобщение материалов о работе отрасли, проводимых в ней реформах,перспективных проектах её развития, доведение таких материалов до средствмассовой информации и представителей федеральных и региональных органов власти;
-подготовку информационно-справочных, аналитических материалов по проблемам,затрагивающим интересы федерального железнодорожного транспорта;
-организацию, подготовку и проведение пресс-конференций, брифингов с участиемпредставителей центральных и региональных средств массовой информации;
-проведение в интересах МПС России социологических исследований и опросов ираспространение полученных результатов по согласованию с МПС России;
-организацию проведения конференций, форумов, презентаций, выставок,тематических семинаров, встреч с представителями общественности и т.п.;
-управление деятельностью издательств, полиграфических предприятий, учрежденныхМПС России и его подведомственными предприятиями и организациями;
-координацию деятельности отраслевых средств массовой информации;
-учреждение средств массовой информации в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации;
-разработку и контроль за использованием фирменного стиля федеральногожелезнодорожного транспорта, подготовку предложений по символике, используемойна федеральном железнодорожном транспорте;
-изготовление полиграфической, сувенирной и иной презентационной продукции дляМПС России, железных дорог и других организаций федерального железнодорожноготранспорта по их заказам;
-издательскую деятельность, производство и реализацию печатной продукции,включая газеты, журналы и иные периодические издания;
-производство и распространение кино-, видео- и аудио-продукции;
-создание информационных баз данных на федеральном железнодорожном транспорте вцелях выполнения возложенных на Предприятие задач;
-организацию и проведение, как в Российской Федерации, так и за рубежом,совместно с заинтересованными структурными подразделениями МПС России ижелезными дорогами, рекламных кампаний грузовых и пассажирских перевозок;
-управление Единой рекламной сетью МПС России;
-систематизацию и паспортизацию рекламного пространства с определением всехвозможных видов рекламы, размещаемых на объектах федерального железнодорожноготранспорта;
-разработку единых методологических требований и стандартов в области рекламына федеральном железнодорожном транспорте, распределение зон и участковобъектов и территорий федерального железнодорожного транспорта по категориям взависимости от ценности рекламного места;
-определение единой ценовой политики в области использования рекламногопространства и рекламных услуг на федеральном железнодорожном транспорте;
-участие в разработке единых методологических требований и стандартов в областиоборудования объектов пассажирского комплекса информационно-справочными табло иуказателями, иными средствами визуальной коммуникации;
-размещение заказов на изготовление информационно-справочных табло иуказателей, иных средств визуальной коммуникации на федеральном железнодорожномтранспорте;
-создание отраслевых баз данных по учету наличия и использования рекламных местна объектах федерального железнодорожного транспорта;
-подготовку предложений по созданию и развитию информационной структуры МПСРоссии, в том числе по созданию и развитию информационно-аналитическойструктуры в процессе реформирования федерального железнодорожного транспорта;
-другие виды деятельности, как на территории Российской Федерации, так и за еепределами, необходимые для выполнения целей и задач, предусмотренных настоящимУставом и не запрещенные законодательством Российской Федерации
На транспортепод рекламной деятельностью можно понимать два разных вида деятельности:
а) составнуючасть непосредственно маркетинговой деятельности, направленной на формированиеи стимулирование спроса на услуги самого транспорта. В этом случаетранспортные предприятия выступают как рекламодатели;
б) видкоммерческой деятельности, имеющий целью увеличение доходов посредствомпредоставления своей территории и своего имущества для рекламирования товаровдругих предприятий (фирм). При этом транспорт становитсярекламораспрост-ранителем.
В зависимости отцелей различают следующие виды рекламы: первоначальную (информативную)сравнительную (конкурентную), поддерживающую (напоминающую).
Первоначальнаяреклама имеет целью ознакомить возможных потребителей или клиентов с новым дляданного рынка товаром или видом услуг. При этом сообщаются подробные сведения окачестве, способе потребления, месте продажи товара или предоставления услуги,цене и т.д. Например, в рекламном сообщении о введении ускоренных контейнерныхпоездов содержится информация о маршруте следования, наименовании поезда(Братислава-Москва «Карпаты», Будапешт-Москва «Чардаш»),периодичности курсирования, тарифных условиях, включая порядок оплаты перевозокконтейнеров в порожнем состоянии.
Конкурентнаяреклама направлена на выделение товара (услуги) из массы аналогичных товаров(услуг), выпускаемых конкурентами, и убеждение потребителя купить именно этоттовар или воспользоваться услугой рекламной фирмы.
Поддерживающаяреклама нацелена на сохранение, поддержания спроса на уже существующий товар.Она имеет напоминающий характер.
Международнойрекламной ассоциацией предложена следующая классификация средств рекламы:реклама в прессе; печатная реклама; экранная реклама, радио- и телереклама; выставкии ярмарки; рекламные сувениры; прямая почтовая реклама; наружная реклама;мероприятия по связи с общественностью; компьютеризированная реклама.
Реклама в прессе включает в себяразличные материалы, опубликованные в периодической печати. Их можно разделитьна две основные группы: а) рекламные объявления и б) публикацииобзорно-рекламного характера.
Рекламноеобъявление — это платное размещение в периодической печати рекламногосообщения. В России существуют периодические издания, целиком посвященныекоммерческой рекламе («Из рук в руки», «Клиент всегдаправ», распространяемый бесплатно еженедельник «Экстра М» идр.).
Как правило,объявление начинается с крупного рекламного заголовка — слогана.
Рекламный слоган- это краткая, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламногосообщения, афоризм, лозунг, девиз деятельности рекламодателя.
Например,слоганом российской компании в области морского судоходства ОАО«Совфрахт» является «Опыт не подвластен стихиям», фирмы«Трансрейл-Центр» «Наши знания и опыт -залог Вашегоуспеха!», распространяющей погрузчики фирмы «Тойота-Центр Битца»— «Мы делаем Вас сильнее!», фирмы по перевозкам внешнеторговых итранзитных грузов в большегрузных контейнерах ЗАО «Транс СибирскийЭкспресс Сервис» — «Успех наших клиентов — наш успех!»
Исследования зарубежом показали, что рекламные заголовки и обращения должны включать не более8-10 слов. Длинные заголовки привлекают меньше внимания.
Не рекомендуетсястроить рекламный слоган на названии товара или услуги. Больше вниманияпривлекает слоган, выражающий обещание решить проблему, беспокоящую потребителя(Например, «Ваш автомобиль никто не угонит, если ...»).
Слоганыиспользуются не только в рекламных объявлениях, размещаемых в прессе, но ипочти при всех видах рекламы.
Следующая зарекламным заголовком основная тестовая часть рекламного объявления набраннаяболее мелким шрифтом, кратко, но достаточно подробно излагает существо рекламногопредложения, характеристику потребительских свойств товара, выделяет егопреимущества. В конце объявления приводятся адрес, телефон, факс и другиереквизиты, по которым потребителю надо обращаться.
В ряде случаев крекламному объявлению прилагаются отрезные купоны, предъявление которыхнередко дает право на получение определенной льготы при приобретении товара.
Транспортныегазеты («Гудок» и др.) и журналы («Железнодорожныйтранспорт», «Автомобильный транспорт», «Морской флот»,«Гражданская авиация» и др.) широко публикуют рекламные объявления, вкоторых, в основном, а) сообщается о новых транспортных услугах илинапоминается об уже оказываемых, б) предлагаются нетранспортными фирмамимашины, оборудование, материалы, необходимые транспортным предприятиям.
В то же времятранспортные предприятия используют периодические издания, адресованныеширокому кругу читателей, для рекламирования транспортных услуг в областигрузовых и особенно пассажирских перевозок, а также диверсификационнойдеятельности.
Печатная реклама — специальновыполненные типографским способом издания, распространяемые среди возможныхпотребителей бесплатно. Такие издания можно разделить на две основные группы:а) рекламно-каталожные, б) рекламно-подароч-ные.
Крекламно-каталожным изданиям относятся:
— каталог — — сброшюрованное или переплетенное издание, содержащее систематизированныйперечень большого количества предлагаемых товаров или услуг, как правило, суказанием цен на них;
— проспект(доджер) — сброшюрованное или переплетенное издание (по объему меньшее, чемкаталог), подробно информирующее о конкретном товаре (услуге);
— буклет — многократно сфальцованное (сложение «в гармошку») издание,содержащее общие сведения о фирме и об основных преимуществах рекламируемыхтоваров или услуг;
— листовка — малоформатное издание в один лист, содержащее одну или две иллюстрации,подробную характеристику товара или услуг, адрес, телефон, факс фирмы;
— плакат — крупноформатное издание в большинстве случаев с односторонней печатью. Обычносодержит крупную рисованную или фотоиллюстрацию, рекламный заголовок -слоган.Издаются и двусторонние плакаты, на обратной стороне которых помещаютсяподробная рекламная информация. Плакаты относят к печатной рекламе, если онираздаются возможным потребителям или вывешиваются в служебных помещениях. Вдругих случаях они рассматриваются как средство наружной рекламы.
Рекламно — подарочные издания (фирменные календари, блокноты, записные книжки, дневники,визитные карточки) в основном распространяются в ходе конференций, деловыхвстреч, переговоров и т.п., но могут рассылаться по почте в видепоздравительных открыток, оформленных в соответствующем фирменном стиле.
Экранная реклама является однимиз видов аудиовизуальной рекламы. К ней относятся: рекламные кинофильмы,рекламные видеофильмы, видеоэкспресс-информация, слайд-фильмы.
Рекламныекинофильмы и видеофильмы можно разделить на следующие виды: рекламные ролики — короткие, продолжительностью до нескольких минут, фильмы, рассчитанные напоказ широким слоям населения (на транспорте, прежде всего, используются длярекламы услуг, предоставляемых пассажирам), рекламно-тех-нические фильмы,рассчитанные в большинстве случаев на показ специалистам; рекламно-престижныефильмы, направленные в основном не столько на рекламирование товара (услуги),а на формирование имиджа и повышение престижа фирмы-рекламодателя.
Видеоэкспресс —информация — это оперативно изготовленное видеосообщение о каком-либо событиив жизни рекламодателя (ввод в эксплуатацию новой железнодорожной линии, новойавтомобильной дороги, первый рейс нового транспортного средства, празднованиеюбилея и т.п.).
Слайд — фильмыпредставляют собой комплект рекламных диапозитивов, проецируемых па экран.
Радио- ителереклама осуществляется в виде радио- и телеобъявлений,зачитываемых дикторами; радиороликов — игровых радиосюжетов, сообщающихрекламную информацию часто в форме диалога и в музыкальном сопровождении;телероликов -коротких, продолжительностью до 2-3 минут, телепередач (игровыхили мультипликационных) в форме сценок с остроумным сюжетом, демонстрируемыхмежду различными передачами и в середине их (такие радио- и телеролики называютенотами), радио- и телерепортажей, ведущихся из универмагов, демонстрационныхзалов, с ярмарок, выставок-продаж, на транспорте — из вокзалов, портов,пристаней, салонов пассажирских транспортных средств. Часто в такие репортаживключаются беседы с потребителями, которые дают отзывы о товаре или услуге.
Выставки иярмарки включают в одну группу не столько потому, что их объединяет общийпризнак (публичная демонстрация рекламируемых изделий) сколько в связи с тем,что все больше исчезают различия между этими понятиями. На выставках
часто осуществляются не только показ товаров, но и ихпродажа. Различают ярмарки и выставки международные (с участниками из разныхстран), отраслевые (с демонстрацией различных видов продукции одной отрасли),специализированные (с показом определенной группы изделий одной или несколькихсмежных отраслей).
Значительноеколичество ярмарок и выставок проводится в области транспортной техники итехнологии, прогрессивных способов транспортного обслуживания грузовладельцев инаселения. Большой интерес вызывают международные ярмарки и выставки, частькоторых проводится в России. Так, в Москве в 1998 г. состоялись международныевыставки авиационной техники «Авиа-98», ярмарка — выставкадостижений в области наземного обеспечения полетов «Авиалинии — 98»,1-я международная выставка достижений на промышленном транспорте«Промтранс-98», в г. Калуге — международная выставка — ярмарка«Путевые машины — 98». В 1999 г. в Москве прошла 4-я Московскаямеждународная выставка «Транс Россия — 99», в которой принялиучастие представители 280 компаний из 24 стран. На выставке были представленыпрактически все виды транспорта, поставщики транспортной техники,подъемно-транспортного и другого оборудования.
В августе 1999г. под девизом «Автомобиль в нашей жизни» в Москве открылся 4-йРоссийский международный автосалон, в котором приняли участие около 600компаний из 37 стран.
Выставки могутбыть стационарными и передвижными. В зависимости от периодичности их проведенияразличают выставки единовременные, периодические (повторяющиеся через определенныйпериод времени), постоянно действующие экспозиции. Например, наЭкспериментальном кольце ВНИИЖТа в Щербинке развернута постоянно действующаявыставка «Ресурсосберегающие технологии и новые технические средства нажелезнодорожном транспорте».
Надо отметить,что проводятся выставки, посвященные самой рекламе. Так, в 1997 г. компаниейЗАО «Экспоцентр» в Москве на Красной Пресне была организована 5-ямеждународная выставка «Реклама — 97». На ней продемонстрировалисвои достижения в рекламном бизнесе 260 фирм из 12 стран.
Рекламные сувениры — это предметыотносительно длительного пользования, оформленные с применением фирменнойсимволики рекламодателя. Они рассчитаны на то, что будут производить впечатлениене только в момент вручения, но и при хранении и использовании, а также придемонстрации их третьим лицам.
Рекламные сувениры могут предназначаться:
а) для массовойраздачи, прежде всего, на выставках, ярмарках, расширенных конференциях и вместах других массовых мероприятий;
б) дляиндивидуального вручения во время деловых встреч и других мероприятий сучастием узкого круга партнеров и возможных потребителей.
Различаютфирменные сувенирные изделия (значки, авторучки, мини-калькуляторы, зажигалки,солнцезащитные козырьки, кепки-бейсболки, брелоки для ключей и т.п.); фирменныеупаковочные материалы (папки, полиэтиленовые пакеты, фирменная клейкая лента ит.д.); подарочные изделия, передаваемые по случаю подписания важных договоров,празднования юбилеев и т.п. (художественные альбомы, вазы, шкатулки,телефонные, радио- и телеаппараты и т.п.).
Мелкие,относительно дешевые фирменные сувениры, рекламирующие транспортныепредприятия, целесообразно раздавать в местах массового скопления людей в днипрофессиональных праздников работников того или иного вида транспорта.
Прямая почтоваяреклама («директ мейл») — рассылка рекламных сообщений в адресаопределенной группы потребителей или возможных деловых партнеров. Эти сообщениямогут иметь форму рекламно-информационных писем (как печатных, так и звуковыхна дисках или магнитофонных кассетах) или целевых печатных материалов скомплектом различных публикаций о товаре и бланков-заказов, а также сприложением сувенирных изделий.
Существуетпрактика посылки рекламных материалов по одному и тому же адресу несколькораз. Выявлено, что после первого письма отвечают 4-10% адресатов, после второго— до 35%, после третьего — до 60, после четвертого — до 75, после пятого — до95% [19]. Весьма близка к рассматриваемому виду рекламы прямая непочтоваяреклама. Отличие ее от «почтовой» состоит в том, что онараспространяется не по почте, а специальными агентами — — распространителямипосредством вложений в почтовые ящики (по принципу «в каждую дверь»)или вручения непосредственно адресатам, прохожим по улице, посетителямторговых точек.
Прямая (какпочтовая, так и непочтовая) реклама, если она распространяется по заранееподготовленному списку адресов, приобретает личностный характер, чем отличаетсяот других видов рекламы.
Наружная рекламарассчитана на восприятие широкими слоями населения, поэтому она обычноразмещается в местах скопления людей. Эта реклама должна отвечать следующимтребованиям: 1) часто попадаться на глаза; 2) привлекать к себе внимание; 3)быть предельно краткой; 4) быть легко читаемой на ходу; 5) быть понятной.
Размерырекламных материалов, изображений на них и шрифтов для надписей должны бытьвыбраны с учетом того расстояния, на котором предполагается восприятие рекламы.
Различаютнесколько видов наружной рекламы. Одну из групп рекламных средств составляютрекламные щиты (билбор-ды), плакаты (постеры), афиши, панно (красочныеизображения, занимающие часть стены или потолка), выносные указатели(штендеры), панели-кронштейны, прикрепляемые к стене, колонне, столбу, крышныеустановки, мультивизионные установки (вращающиеся многогранники).
Они размещаютсяна улицах и площадях, вдоль транспортных магистралей, на стадионах, ярмарках,выставках и в других людных местах.
В вечернее времяприменяются световые (электрифицированные и газосветные) вывески, электронныетабло (панели с меняющимися световыми изображениями и надписями), транспаранты(изображения и надписи на прозрачном материале, подсвечиваемые сзади), световыекороба (лайт-боксы), «бегущая строка», оформление «световымшнуром» (дюралайт), козырьки с подсветкой (онинги).
Размещениенаружной рекламы вдоль путей сообщения в России регламентируетсязаконодательством.
Наружная рекламане должна иметь сходство с дорожными знаками и указателями, ухудшать ихвидимость, а также снижать безопасность движения.
Распространениенаружной рекламы допускается с разрешения местных органов самоуправления и посогласованию:
- ссоответствующим органом управления железными дорогами — в полосе отводажелезных дорог;
— стерриториальными подразделениями ГИБДД или федеральными исполнительнымиорганами внутренних дел – в полосе отвода автомобильных дорог и придорожнойзоне на территориях городских и сельских поселений;
— дополнительнос соответствующими органами управления автомобильных дорог — за пределамитерритории городских и сельских поселений.
На автомобильныхдорогах и улицах реклама не должна:
— ограничиватьвидимость технических средств организации дорожного движения или мешать ихвосприятию участниками движения;
— вызыватьослепление участников движения светом, в том числе отраженным;
— прирасположении на пролетных строениях инженерных сооружений уменьшать ихгабариты;
— располагатьсятаким образом, чтобы для ее восприятия пешеходы были вынуждены выходить напроезжую часть улиц и дорог.
Не допускаетсяразмещение рекламы в одном сечении с дорожными знаками и светофорами.Допускаемое расстояние от рекламы до дорожных знаков и светофоров установлено взависимости от разрешенной скорости движения и размеров (общей площади) однойрекламной конструкции.
Размещениерекламы не допускается на железнодорожных переездах, в тоннелях, на эстакадах,мостах, путепроводах и ближе 350 м от них вне населенных пунктов, а в населенныхпунктах — 150 м от них.
Непосредственнона увеличение объема продаж направлено рекламное оформление торговыхпредприятий — — витрины и средства внутримагазинной рекламы. К последнимотносятся: рекламно-информационные стенды и панно, указатели отделов,художественно оформленные прилавки, выразительные ценники, в частности, сизображением товара рядом с ценой.
Особуюразновидность наружной рекламы представляют рекламные средства на транспорте.Некоторые маркетологи рассматривают рекламу на транспорте как отдельный видрекламы.
Рекламныесообщения могут размещаться:
а) натранспортных средствах;
б) в салонахвнутри транспортных средств;
в) на вокзалах,перронах, платформах остановочных пунктов, в полосе отвода железных дорог, вморских портах, на пристанях, в аэропортах, остановках городского транспорта.
Согласнозаконодательству Российской Федерации, распространение рекламы на транспортныхсредствах осуществляется на основе договоров с собственниками транспортныхсредств или с лицами, обладающими вещными правами на эти средства.
Такая рекламаможет размещаться в виде изображений и надписей на бортах и наружныхповерхностях кузовов подвижного состава.
Наавтомототранспортных средствах реклама может быть размещена только в следующихместах:
— на боковинахкузовов автобусов до линии окон;
— на боковыхповерхностях кузовов (в т.ч. фургонов), грузовых (грузопассажирских)автомобилей (кроме автомобилей с наклонными белыми полосами на бортах), прицепови полуприцепов;
— на топливныхбаках и крышках инструментальных ящиков мотоциклов;
— на дверях(кроме задних), боковых поверхностях крыльев легковых автомобилей имикроавтобусов.
К рекламе,размещаемой снаружи транспортных средств, предъявляются иные требования посравнению с рекламой, размещаемой внутри этих средств и в пунктах посадки,высадки и пересадки пассажиров. Реклама снаружи транспортных средств должнабыть яркой, предельно краткой и легко читаемой при движении этих средств. Придругих видах рекламы на транспорте имеется возможность достаточно долгоудерживать внимание пассажиров, и это должно быть использовано для распространенияподробной рекламной информации.
На вокзалах,привокзальных площадях, перронах, в портах, на пристанях размещаются все видынаружной рекламы.
В салонахтранспортных средств, в основном распространены рекламные плакаты небольшогоформата (синкелы) и наклейки — стикеры. Последние, как правило, выполняютсяяркими красками, занимают мало места и удобны для чтения с близкогорасстояния, что соответствует условиям восприятия при нахождения людей внутритранспортных средств.
Размещениерекламы внутри транспортных средств не должно ухудшать интерьер салона иснижать уровень комфорта пассажиров.
Как в купе икаютах, так и в салонах открытого типа среди пассажиров могут распространятьсявсе средства печатной рекламы. При этом с позиций транспортных предприятийвыгодно материалы, рекламирующие не только транспортные услуги, но и товары,работы и услуги нетранспортных фирм, распространять через своих работников —проводников, бортпроводников, водителей автобусов, а не через разъездныхагентов других фирм.
На вокзалах и вдругих пунктах посадки, высадки и пересадки пассажиров, а также в салонахтранспортных средств может использоваться радиореклама.
Размещениерекламы, особенно внутри транспортных средств должно осуществляться с учетомсоциально-демографического состава пассажиров. Например, в мягких вагонах,вагонах бизнес-класса имеется смысл рекламировать дорогие товары, а в общих иплацкартных вагонах целесообразно размещать рекламные сообщения оботносительно недорогих товарах и услугах массового спроса.
Изготовителем ираспространителем рекламы на железнодорожном транспорте занимаетсяГосударственное унитарное предприятие «Центр по связям с общественностью ирекламе» МПС.
Весьмаэффективным является реклама в метрополитенах. Большие потоки пассажиров(Московским метрополитеном ежедневно пользуются свыше 9 миллионов человек),пребывание пассажиров в течение некоторого времени в «пассивном»состоянии (на эскалаторах, в вагонах) обуславливают широкое распространениерекламной информации.
Реклама в метроразмещается у входов на станции, в вестибюлях, на переходах между станциями,сводах эскалаторных тоннелей, путевых стенах станций, внутри вагонов.
В отличие отпоездок на наземном транспорте, внимание пассажиров не отвлекает то, чтопроисходит за окнами вагонов. Это значительно повышает действенностьвнутривагонной рекламы, в основном — клеящихся листовок — стикеров. Так, в1997 г. 83% пассажиров московского метро как минимум один раз обращались потелефонам или адресам, указанным в рекламных листовках («Гудок» 10апреля 1998 г.).
При организациирекламы в метро учитывается социальное положение пассажиров, большинствокоторых принадлежит к группам людей со средним и низким доходом. На них идолжна быть рассчитана размещаемая в метро реклама.
В Москвеизготовителем и распространителем рекламы на территории метрополитена являетсярекламное агентство «Мет-рос».
Мероприятия посвязям с общественностью («Паблик ри-лейшнз») часть специалистов помаркетингу рассматривают отдельно от рекламы, как направление коммуникационнойполитики, имеющее самостоятельное значение. Между тем, хотя развитие связей собщественностью ставит перед собой более широкий круг стратегических задач,многие из мер в этой области имеют ярко выраженную рекламную направленность.Однако такие меры не представляют собой прямые призывы купить определенныйтовар или воспользоваться услугами фирмы, а вызывают интерес читателей,слушателей, зрителей посредством рассказа, информации о фирме и еедеятельности. Поэтому мероприятия по связям с общественностью называюткосвенной рекламой. Большинство таких мер реализуются через средства массовойинформации, но в отличие от других видов рекламы, не оплачивается заинтересованнымлицом как заказ на размещение или передачу рекламного сообщения.
Крассматриваемым мероприятиям относятся:
а) пресс-конференции, брифинги (заявления для прессы), «круглыестолы»; конференции и симпозиумы с участием потребителей; презентации,юбилейные мероприятия;
б) публикацияредакционных материалов в средствах массовой информации, раскрывающих значениедеятельности фирмы в решении общегосударственных и общечеловеческих проблем;
в) выпускпресс-бюллетеней — периодических изданий самой конкретной фирмы, содержащихинформацию о ее деятельности;
г) различногорода благотворительная деятельность. Особым видом рекламы следует считатьСПОНСОРСТВО —
финансирование или участие в финансированииобщественно-политических и других мероприятий (в области спорта, образования,здравоохранения, религии, экологии, культуры и искусства).
Согласно ЗаконуРФ «О рекламе», под спонсорством понимается осуществлениеюридическим или физическим лицом (спонсором) вклада в деятельность другоголица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы спонсораи его товаров. Спонсорный вклад (в виде предоставления имущества, оказанияуслуг, проведения работ) признается платой за рекламу. Условиями, на которыхосуществляется спонсорство, могут быть размещение рекламы спонсора натерритории или имущества спонсируемого, упоминание спонсора во время проведениякакого-либо мероприятия, вручение призов представителями спонсора и т.п.
Компьютеризованнаяреклама — новое средство распространения рекламной информации, котораяразмещается в банках данных специализированных компьютерных систем.
МПС Открылоофициальный сайт, который также является одним из видов компьютерной рекламы.На сайте Вы можете узнать всю информацию, которая освещается прессой и телевидением,а также любую информацию о тарифах, сроках, новых направлениях, реформах ит.д., вплоть об информации о руководстве и сотрудниках.
Преимущества,недостатки и приоритеты возможного использования различных видов рекламыприведены в таблице, разработанной А.Д. Наймушиным (см. табл. 9.1.)
Материалытаблицы разработаны в основном применительно к промышленности, но на них можноориентироваться при выборе рекламных транспортных средств.
Специалистами вобласти рекламы сформулированы следующие правила, которых необходимопридерживаться при разработке рекламы любого вида:
- высказывайтесь предельно просто (не допускайте жаргона, узко специальныхтерминов; старайтесь употреблять больше глаголов, меньше прилагательных);
— высказывайтесьинтересно;
— высказывайтесьпрямо (переходите сразу к сути дела);
— высказывайтесь утвердительно (не употребляйте «нет»,«не»); руководствуйтесь здравым смыслом; излагайте факты (приколичественной характеристике лучше приводить абсолютные цифры, а не проценты);
- будьтеправдивым и благопристойным (не приписывайте товару тех качеств, которых он неимеет; знайте меру при «расхваливании» товара);
— будьтенепохожи на других в высказываниях и оригинальны;
— стремитесьпривлечь и удержать внимание;
— говорите читателюили слушателю, что он должен сделать (лучше не просто сообщить номер своеготелефона, а сказать: «Ждем Вашего звонка по телефону номер...»);
— избегайтепрямых сравнений с конкурентами, называя их по имени (это не только неэтично,но и является рекламой конкурента).
Важное место врекламном бизнесе принадлежит установлению конкурентных цен на изготовление иразмещение рекламы. Плата за размещение рекламы дифференцируется от размероврекламного листа или щита, срока размещения, количества размещаемыхматериалов. Применяется система премий (скидок) за длительность периодаразмещения рекламы и за увеличение количества экземпляров рекламных средств.
Плата заразмещение рекламы дифференцируется в зависимости от места размещения. Газетыи журналы часто взимают повышенную плату за расположение рекламных объявленийна первой и последней странице. Так, в рекламном издании «Центр плюс»расценки за рекламу на первой полосе повышаются на 200%, на последней — на100%.
Если длярекламных объявлений отводится целая газетная или журнальная полоса, торасценки устанавливаются в зависимости от места объявления на ней. Заразмещение объявления в верхней части взимается более высокая плата, так каксчитается, что эта часть скорее привлечет внимание читателя, чем нижняя.Наиболее эффективным и поэтому самым «дорогим» является местообъявления в правом верхнем углу полосы.
На телевидениирасценки за одну минуту рекламы дифференцируются в зависимости от дня недели,времени трансляции, названия программы «до», «внутри» и«после» которой передается рекламный материал. Наиболее высокиерасценки устанавливаются за рекламу внутри популярных программ, транслируемыхкак правило, по пятницам, суббота, воскресеньям.
На транспортеесть основание вводить повышенную плату за рекламу на направлениях с болеезначительными пассажиропотоками. При этом целесообразно учитывать расценки заразмещение рекламы на параллельно функционирующих видах транспорта (например,на направлениях, обслуживаемых электропоездами и метрополитенами).
Уделяя должноевнимание рекламе как важной составляющей маркетинга, надо в то же время иметь ввиду, что слишком назойливое рекламирование может привести к отрицательномурезультату. Так, по опросу, проведенному в 1994 г., многократное повторениерекламных сообщений по телевидению раздражает 69% московских телезрителей.
Отрицательныйрезультат будет иметь место и в том случае, когда в рекламе подчеркиваетсякакое-либо достоинство товара, которое покупатель не в состоянии ощутить.Известен тезис («закон Политца»): реклама стимулирует продажухорошего товара и ускоряет провал плохого.
В большинстверазвитых стран существует рекламное законодательство, направленное на созданиеусловий для добросовестной конкуренции на защиту прав потребителей. Оно непредписывает, как создавать рекламу, а устанавливает то, чего нельзя допускатьпри ее производстве, размещении и распространении, В Законе РФ реклама,которая не должна допускаться к распространению, названа«ненадлежащей». К ненадлежащей относится недобросовестная,недостоверная, неэтичная, заведомо ложная реклама.
Недобросовестнойназывают рекламу, которая дискредитирует юридических и физических лиц, непользующихся рекламируемыми товарами, содержит некорректное сравнениерекламируемого товара с товарами других производителей, а также высказывания,порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов, а также вводитпотребителей в заблуждение, в том числе в связи с отсутствием в рекламе частисуществующей информации.
Недостовернаяреклама — та, в которой присутствуют не соответствующие действительностисведения (о составе, способе и дате изготовления, потребительских свойствах,сроках годности, соответствии государственным стандартам, цене товара на моментраспространения рекламы и т.д.). Недостоверной также считается реклама, гдеиспользуются термины в превосходной степени, в том числе — употребляются слова«самый», «только», «лучший»,«абсолютный», «единственный» и т.п., если их невозможноподтвердить документами.
К неэтичнойотносят рекламу, которая содержит информацию, нарушающую общепринятые нормыгуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образовв отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастнойгруппы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убежденийфизических лиц;
порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние;
порочитгосударственные символы, национальную валюту России или иного государства,религиозные символы;
порочит какое-либофизическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.
Заведомо ложнойназывают рекламу, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель,рекламораспространи-тель) умышленно вводит в заблуждение потребителя.
Для ликвидациипоследствий, вызванных ненадлежащей рекламой, осуществляется контреклама —опровержение такой рекламы.
Лица, права иинтересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, вправе обратитьсяв суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о возмещении убытков,включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу,компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы.
ЗаконодательствомРФ регламентируются особенности рекламы в радио- и телепередачах. В частности,не допускается прерывать рекламой: детские, религиозные, образовательные передачиболее, чем 1 раз в течение 15 минут на период, превышающий 45 секунд;
транслируемые впрямом эфире передачи, перечень которых установлен Федеральным Законом " Опорядке освещения деятельности органов государственной власти вгосударственных системах массовой информации";
иные передачи,продолжительность которых составляет менее 15 мин.;
иные передачи,продолжительность которых составляет от 15 до 60 мин, — более чем 2 раза.
В радио- ителепрограммах, не зарегистрированных в качестве специализирующихся насообщениях и материалах рекламного характера, реклама не должна превышать 25%объема вещания в течение суток.
В периодическихпечатных изданиях (кроме специализированных) реклама не должна превышать 40%объема одного номера издания.
Государственныйконтроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе осуществляетсяфедеральным антимонопольным органом и его территориальными органами. Задачамиэтих органов являются предупреждение и пресечение фактов ненадлежащейрекламы, вынесение решений об осуществлении контррекламы, подготовка инаправление материалов о нарушениях законодательства РФ в организации, выдавшиелицензии на рекламную деятельность, и в правоохранительные органы для решениявопроса о возбуждении уголовного дела.
При вынесениифедеральным антимонопольным органом (или его территориальными органами) решенияоб осуществлении контррекламы нарушитель обязан осуществлять ее в установленныйсрок и за счет своих средств. Содержание контррекламы согласовывается сантимонопольным органом, который установил факт нарушения и принял решение оего исправлении.
Ненадлежащаяреклама, или отказ от контррекламы, или непредоставление в установленный сроксведений по требованию федерального или территориального антимонопольногооргана влекут административную ответственность в виде предупреждения илиштрафа в размере, установленном федеральным законом.
Влечет уголовнуюответственность в соответствии с законодательством РФ:
— ненадлежащаяреклама, совершенная повторно в течении года после наложения административноговзыскания за те же действия;
— заведомоложная реклама, совершенная с целью получить прибыль (доход) и причинившаясущественный ущерб государственным или общественным интересам либо охраняемымзаконом правам и интересам граждан.
Для оценкирезультатов рекламной деятельности рекомендуется определение показателей:
а) социальнойэффективности рекламы;
б) экономической эффективности.
Социальнаяэффективность характеризует степень психологического воздействия рекламы иопределяется в основном для выявления результативности наружной рекламы. Приэтом используется формула
О
В= --------
ЧЗр
Где В — степень привлечения вниманияпрохожих;
О — число людей,обративших внимание на наружную рекламу в течение определенного периода;
Ч — общее количестволюдей, которые прошли мимо рекламного средства за тот же период;
Зр — затраты нарекламу.
Значения членовформулы О и V возможно установить толькопосредством специального наблюдения и опроса прохожих.
Экономическая эффективность Эрхарактеризуетсяприростом прибыли на рубль затрат на рекламу, т.е.
∆Пр
Эр = — *100%,
Зр
где ∆Пр — прирост прибыли,полученной в результате рекламирования товара;
3р — затраты напроведение рекламной кампании.
Прирост прибыли,полученной в результате рекламной кампании можно определить по формуле:
∆Пр = ng∆Qpa( 1+ak), руб.,
где ng — удельная прибыльпредприятия от производства единицы продукции, руб.;
∆Qp= (Q– Q°)aD,
где Q — увеличенныйобъем производства продукции;
Q° — первоначальныйобъем производства;
aD≤ 1 — коэффициентвлияния рекламы на увеличение объемов производства продукции. (Исследованияпоказали, что примерно 25% потенциальных покупателей сразу же реагируют нарекламу, поэтому aD можно принять0,2 — 0,25);
а — лаговыйкоэффициент приведения затрат на рекламную работу во времени, определяется поформуле:
а = (1 + EН),
где EН = 0,1 — нормативприведения;
t — количество лет,отделяющих результат от затрат;
ак — коэффициент, учитывающийкосвенный эффект от рекламы в виде положительного образа производителя, влияющегона увеличение спроса на продукцию в будущем,
ак ≥ 0
Для группыпредприятий или отрасли в целом формула стоимостной оценки результатовпроведения рекламной кампании примет вид:
∑Пр = ∑ng(Q— Q°)aDa(1+aK)
Или
∑Пр = ng(Q— Q°)aDa(1+aK),
где ng — средняя удельнаяприбыль отрасли от производства единицы продукции;
QиQ°— соответственноувеличенный и первоначальный объемы производства продукции в целом по отрасли.
Затраты напроведение рекламной кампании конкретного предприятия можно определить поформуле:
Зр= Зпр + Зст+ Здоп,
где Зпр — затраты на разработку, планирование и проведениерекламной работы;
Зст — оплата услугсторонних организаций, включающая тиражирование рекламной продукции, оплатуразмещения рекламы в прессе, на телевидении, радио и т.д. Определяется наосновании счетов исполнителей;
Здоп — дополнительныерасходы по проведению рекламной кампании, включающие оплату купонов,предоставление скидок, налог па рекламу, анализ результатов.
5. Методы стимулирования спроса.
Рекламапозволяет обратиться одновременно к широким массам потенциальных покупателей.Однако она является односторонним коммуникационным каналом, не может ответитьна все возникающие у потребителей вопросы. Поэтому реклама сочетается сдругими методами стимулирования спроса и сбыта товаров.
В предыдущемразделе в качестве одного из видов рекламы рассмотрены мероприятия по связям собщественностью. В теории и практике маркетинга эти меры, хотя и имеютрекламный аспект, большей частью включаются в направление коммуникационнойполитики — коммерческую пропаганду или по маркетинговой терминологии«паблик рилейшнз».
Понятие«паблик рилейшнз» (ПР) весьма широкое. Оно включает установление иразвитие связей фирмы не только с потребителями ее продукции, но и с деловымипартнерами, средствами массовой информации, общественными организациями,правительственными органами, местными администрациями.
Хотя конечнуюцель ПР составляет укрепление экономического положения фирмы, конкретнойзадачей является убеждение общественности в том, что деятельность фирмы полезнадля общества в целом или отдельных его слоев во всей стране или отдельныхрегионах или даже для мирового сообщества.
Прежде всего,ставится задача создания «паблисити» — популярности, известностифирмы среди широких кругов общественности.
Мероприятия ПР перечислены в разделе о рекламной деятельности.Все они, если не прямо, то косвенно рекламируют деятельность фирмы и ее товары(услуги). Но при проведении этих мероприятий подчеркиваются не только и нестолько достоинства фирмы и товара с позиций потребителя (что характерно дляпрямой рекламы), сколько с точки зрения всего общества. Например, показываетсяроль деятельности фирмы в защите природы от загрязнений, уменьшениинеблагоприятного воздействия на окружающих людей при использовании тех или иныхтехнических средств, топлива и материалов, облегчении условий труда напроизводстве и в быту и т.д. При информации о ресурсосберегающих техническихсредствах и технологиях отмечается не только снижение затрат унепосредственного потребителя, но и раскрывается значение лучшегоиспользования дорогостоящих и дефицитных материалов ресурсов для экономикистраны в целом.
Кроме тех задач,которые решает реклама, мероприятия ПР могут иметь цели долговременногохарактера. Посредством ПР возможно не только завоевать сегменты ужесуществующего рынка, но и способствовать формированию рынка тех или иныхтоваров и услуг в новых регионах. Особенно наглядно это подтверждаетсяпримерами воздействия ПР на формирование рынка транспортных услуг. Сообщения осоздании и развитии путей сообщения в регионах, где они отсутствовали илиощущался их недостаток, дают импульс к возникновению в этих регионах новыхпроизводств, туристических центров, курортных зон, вызывают приток туда рабочейсилы, туристов, отдыхающих, что обусловливает появление или существенноеувеличение спроса на транспортные услуги как в области грузовых, так и пассажирскихперевозок.
С этой целью припроведении мероприятий ПР во главу угла ставится показ роли путей сообщения вразвитии экономики региона, обеспечении занятости трудоспособного населения,повышении его материального и культурного уровня. Не обойтись в подобныхслучаях без установления транспортными предприятиями тесных связей сприродоохранительными организациями для того, чтобы убедить последних в том,что не будет нарушена экологическая обстановка. С помощью ПР возможно привлечьинвесторов(в том числе — иностранных), акционеров, банковские учреждения дляфинансирования создания фирмы, ее развития, выпуска нового вида продукции илиоказания новых услуг. При этом пропаганда направляется прежде всего на доказательствокоммерческой эффективности инвестиционных проектов, быстрой отдачи вложенныхсредств, долговременности жизненного цикла товара, финансовой устойчивостифирмы. На транспорте меры ПР могут быть использованы в целях привлеченияденежных средств для создания различного рода совместных предприятий, в томчисле - осуществляющих международные перевозки, строительства новыхжелезнодорожных линий, автомобильных дорог, терминалов на всех видах транспорта,организации новых видов перевозок (комбинированных, высокоскоростных) и т.д.
Разъяснениемерами ПР общегосударственного значения развития путей сообщения в стране наконкретных направлениях и в регионах, его роли в подъеме экономики, улучшенииблагосостояния народа, укреплении обороноспособности может способствоватьполучению государственной поддержки транспортных предприятий. Необходимостьгосударственной поддержки ощущается и в отношении отдельных видов деятельностифункционирующих предприятий транспорта. Речь идет о дотациях и субсидияхФедеральному железнодорожному транспорту на покрытие убытков по пассажирскимперевозкам и на эксплуатацию малодеятельных линий.
Для формированияи поддержания имиджа фирмы посредством ПР может быть использовано почти любоесобытие, связанное с ее деятельностью. Так, на пресс-конференции или брифинге,организованных транспортными предприятиями, Министерством путей сообщения,Министерством транспорта, представителям средств массовой информации можетбыть сообщено о начале проектирования или строительства новых железных иавтомобильных дорог, объектов других видов транспорта, вводе их вэксплуатацию, применении новых технологий доставки грузов, введении новых,более удобных для населения расписаний движения пассажирских поездов, открытииновых воздушных линий и т.д.
Здесь же можетбыть передана информация о благотворительной деятельности транспортногопредприятия, о его участии в работе отраслевых, межотраслевых и международныхорганизаций.
Напресс-конференции журналистам во многих случаях раздают пресс-релизы — — отпечатанную обычно на одном листе краткую информацию о событии, предприятии(фирме), новом виде услуг (товаре). По каждому из таких событий средствамассовой информации имеют возможность подготовить редакционный материал в видесвоего сообщения, репортажа, статьи.
Нанаучно-технических н научно-практических отраслевых и межотраслевыхконференциях и симпозиумах докладываются и обсуждаются результаты последнихисследований ученых, работающих в области транспорта, что создает мнение облагоприятных перспективах развития того или иного вида транспорта илиотдельных его предприятий.
Проведениеюбилейного мероприятия может стать поводом для рассказа о деятельноститранспортного предприятия, о достижениях за период функционирования, обоказании новых видов транспортных услуг.
За рубежомэффективным средством ПР считается издание за счет средств фирмы специальногофирменного бюллетеня (журнала). Уже -само появление такого бюллетеня создаетмнение об издателе как о «солидной», общественно значимой, благополучнойв финансовом отношении фирме. На транспорте нашей страны пока фирменныебюллетени отсутствуют. Речь идет не о профессиональных ведомственных журналах,которые предназначены для работников транспортных отраслей, а об изданиях длячтения потребителями транспортных услуг. Действенность подобных изданий натранспорте как средства ПР должна быть особенно высокой -— у пассажиров естьвремя для чтения, и они, как правило, запасаются книгами, журналами, газетами вдорогу. Иностранные специалисты на основе опыта издания фирменных бюллетенейрекомендуют отводить 1/3 их объема материалам, публикуемым в интересах своейфирмы, еще 1/3 материалам, лишь косвенно служащим этой цели, а остальное —информации, мало или совсем не связанной с интересами фирмы. Считается, чтоименно последние материалы, казалось бы, не приносящие издателю никаких выгод,придают достоверность всему остальному.
В зависимости отфинансового положения транспортных предприятий фирменные бюллетени (журналы)могут продаваться за относительно низкую плату в киосках на вокзалах, портах,пристанях, в салонах транспортных средств для пассажиров или распространятьсябесплатно.
При этом частьрасходов по изданию возможно покрывать за счет размещения в бюллетенях обычныхрекламных объявлений нетранспортных фирм.
При реализациипромышленных товаров осуществляется личная или персональная продажи — устноепредставление товара в ходе беседы с одним или несколькими покупателями.Является одновременно формой маркетинговых коммуникаций и средством прямогосбыта. В отличие от рекламы и создания общественного мнения (ПР) здесьпроисходит непосредственный контакт между продавцом (представителем фирмы — производителя или фирмы-посредника) и конкретным покупателем. Представителямифирм-изготовителей и посредников выступают продавцы в магазинах и торговыхзалах, торговые агенты, в том числе -разъездные агенты — коммивояжеры.
Персональнаяпродажа считается целесообразной, когда:
— фирма необладает средствами, необходимыми для применения методов неличногостимулирования сбыта, особенно, если она не полностью уверена в ихэффективности;
— покупателисконцентрированы на относительно небольшой территории; — стоимость товарадостаточно высока;
— необходимадемонстрация товара в действии;
— товар долженотвечать индивидуальным требованиям покупателя.
К числудостоинств персональной продажи относится возможность передачи значительногообъема информации. При этом имеет место двусторонний поток коммуникаций.Обратная связь возникает немедленно, что невозможно в ходе рекламы. Личнаяпродажа отличается гибкостью и может приспосабливаться к требованиям отдельныхпотребителей. Если товар, удовлетворяющий какую-либо потребность, имеетнесколько разновидностей, различающихся размером, окраской, количеством иливесом в одной упаковке и т.д., в ходе персональной продажи осуществляетсяподбор единицы товара, отвечающей запросам покупателя по всем параметрам.Отрицательной стороной являются большие затраты времени на передачу информации,поскольку каждый продавец имеет дело с ограниченным числом покупателей.Особенно значительны издержки при личной продаже с участием разъездныхагентов. По данным зарубежных специалистов персональная продажа обходится втри раза дороже, чем хорошо организованная реклама.
Казалось бы, приреализации транспортных услуг, поскольку они не имеют вещественной формы, апроцесс производства товара (перевозок) совпадает с процессом потребления,применению методам персональной продажи нет места. Это не совсем так. Работниктранспорта не может «показать» потребителю перевозку. Он в состояниилишь дать представление об ее условиях, ознакомив потребителя с транспортнымсредством, предназначенным для перевозки. Поэтому особое значение приобретаетинформационный аспект личной продажи. Большую роль в осуществлении действенныхличных контактов с клиентами-грузовладельцами и пассажирами играет специальнаяподготовка работников транспорта, непосредственно вступающих в такие контакты впунктах отправления грузов и пассажиров. На железнодорожном транспорте,например, это — прежде всего агенты центров фирменного транспортногообслуживания, агенты посреднических организаций, товарные и билетные кассиры.Они должны обладать всей необходимой информацией, которая может интересоватьгрузоотправителя или пассажира при оформлении и оплате перевозки, проявлятьвыдержку и терпение при разговоре с задающим вопросы, иметь способностьубеждать его в том, что предлагаемые условия перевозки или поездки отвечаюттребованиям собеседника.
Надо все жеучитывать, что большое количество вопросов и чрезмерно длительная беседа приограниченности времени может вызвать срыв в поведении работника транспортногопред-
приятия. Поэтому следует разместить как можно большесредств наружной рекламы, указателей, объявлений, содержащих максимумсправочной информации, в помещениях, где производится оформление и оплатаперевозок и поездок.
Важнымнаправлением коммуникационной политики является стимулирование спроса и сбытаили «сейлз промоушн».11 Надо заметить, что термин «сейлзпромоушн» применяется маркетологами в широком смысле для обозначения всейкоммуникационной политики фирмы. В узком смысле под «сейлз промоушн»понимается совокупность мер, которые не относятся к рекламе, «пабликрилейшнз» и личной продаже. При этом в центре внимания находятся не самитовар или услуга, а льготные условия приобретения или пользования. Скидки сцен и тарифов, предоставление которых при определенных условиях объявляетсязаранее или оговаривается в заключаемых контрактах, здесь не рассматриваются —они являются составной частью ценовой политики.
Стимулированиеспроса и сбыта как элемент коммуникационной политики включает целый ряд мер,из которых для транспорта (его основной перевозочной деятельности)представляют интерес следующие.
Одной издейственный мер считается продажа в КРЕДИТ или РАССРОЧКУ. В принципе применениетакой оплаты грузовых перевозок возможно, но при достаточно устойчивомположении транспортного предприятия. Надо заметить, что оплата перевозок врассрочку не имеет ничего общего с задержкой платежей за перевозкугрузовладельцами, которая имеет место сейчас в России и является крайненегативным явлением. Речь идет о целенаправленной мере по привлечению грузов.Очевидно, в современных условиях для транспортных предприятий предпочтительнеевведение меры, которая по воздействию противоположна рассматриваемой, —предоставление скидок за предварительную оплату (см. раздел «Виды скидоки надбавок к тарифу»).
Надо изучитьопыт применения на железнодорожном транспорте так называемых транспортныхобязательств — своеобразных векселей, продаваемых со скидкой с тарифа длябудущей оплаты перевозок и затем решить вопрос о целесообразности их.Буквальный перевод с английского «продвижение продаж», «содействиепродаже».
дальнейшего выпуска, разумеется, с устранениемвыявленных негативных сторон.
Длястимулирования продажи промышленных товаров используются купоны, дающие правона покупку со скидкой или на других льготных условиях до определенного срока.Такие купоны прилагаются к рекламным объявлениям в прессе, рассылаются попочте или вкладываются в упаковку. На рис. 8.9 и 8.10 приведены образцыкупонов, помещенных в газетах. Подобные купоны могут использоватьсятранспортными предприятиями в период спада как грузовых, так и пассажирскихперевозок для повышения действенности сезонных скидок.
Распространеннаяв системе стимулирования сбыта гарантия возврата денег, если купленный товарпри его использовании или внимательном рассмотрении чем-то не устраиваетпокупателя или окажется не соответствующим всей рекламной информации, в полноймере на транспорте неприменима, так как результаты его перевозочнойдеятельности не имеют вещественной формы. Однако подобная мера проявляется ввиде материальной ответственности транспортных предприятий за соблюдениеусловий перевозки, за отступление от показателей качества перевозок,установленными нормативными актами или обусловленными в договорах. Так,Транспортным уставом железных дорог Российской Федерации предусмотрена ответственностьжелезных дорог за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов принеподаче вагонов и контейнеров;
-занесохранность груза после принятия его для перевозки и до выдачи егогрузополучателю, если железная дорога не докажет, что утрата, недостача илиповреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые железнаядорога не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависло, при этом,наряду с возмещением ущерба железная дорога возвращает взысканную плату заперевозку груза и иные платежи пропорционально количеству утраченного,недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входитв стоимость такого груза;
за просрочкудоставки груза, а также порожних вагонов, принадлежащих грузополучателю илиарендованных им;
за задержку по вине железной дороги подачи вагонов подпогрузку и выгрузку грузов, а также уборки вагонов с мест погрузки иливыгрузки на железнодорожных подъездных путях в случае, если уборка вагоновпроводится локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта,либо за задержку по вине железной дороги приема вагонов с подъездных путей;
-занесохранность багажа и просрочку его доставки;
-за задержкуотправления пассажирского поезда или за опоздание поезда на железнодорожнуюстанцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, железнаядорога уплачивает пассажиру штраф в размере трех процентов стоимости проездаза каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда, если недокажет, что задержка или опоздание поезда имели место вследствие непреодолимойсилы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажира неисправноститранспортных средств или иных не зависящих от железной дороги обстоятельств.Такая же ответственность предусмотрена Уставом для грузоотправителей принепредъявлении грузов, неиспользовании поданных вагонов, контейнеров или отказеот заявленных вагонов и контейнеров.
Транспортноймодификации могут быть подвергнуты такие меры, как премии за покупку товаров наопределенную сумму, за повторные покупки, премии стотысячному, миллионному покупателю.
В сфере грузовыхперевозок, вероятно, достаточно действующих скидок за увеличение объемаперевозок. А вот для пассажиров при спаде перевозок или на направлениях сотносительно небольшими пассажиропотоками возможно установить скидку припредъявлении n-го количества уже использованных билетов (аналогичнопремии за повторную покупку). Это может оказаться важным для пассажиров, у которыхимеется потребность совершать частые поездки по одному маршруту в дальнемсообщении.
Премии n-ому пассажиру ввиде льготной оплаты или бесплатного проезда целесообразно выдавать во вновьвводимых поездах или в фирменных поездах при относительно небольшойнаселенности. Подобные меры возможны и на других видах транспорта.
Проба товаров,проверка их свойств в действии на транспорте может выглядеть как опытныебесплатные поездки пассажиров на короткие расстояния в транспортных средствахновых типов и конструкций. На железнодорожном транспорте поездки с этимицелями возможно осуществлять на начальных пригородных участках, а также наэкспериментальном кольце ВНИИЖТа.
Весьмаэффективной мерой является прием заказов на перевозку по телефону, В сферепассажирских перевозок он уже давно осуществляется, причем в сочетании сдоставкой билетов на дом. Начато применение этого способа обслуживанияклиентуры и по грузовым перевозкам.
На транспорте,особенно железнодорожном, важное значение имеет специфическая мера —обеспечение клиента информацией о местонахождении груза в любой момент времениот приема транспортным предприятием к перевозке до прибытия в пункт назначенияи выдачи получателю. В настоящее время обеспечение такой информацией получаетвсе большее развитие в рамках деятельности Системы фирменного транспортногообслуживания на железных дорогах. Эта информация не только обеспечиваетконтроль за продвижением груза, но и облегчает при необходимости переадресовкугрузов.
Одной из мер постимулированию спроса на пассажирские перевозки могло бы стать проведениелотерей. При этом целесообразно учесть опыт проведения лотерей нажелезнодорожном транспорте. В 1990 г. был организован первый выпуск Всесоюзнойжелезнодорожной лотереи — 10 миллионов билетов стоимостью один руб. каждый (вмасштабе цен 1990 г.). Выигрышами являлись бесплатные поездки пассажиров наразличные расстояния в дальнем сообщении, месячные и сезонные билеты в пределахразных зон пригородного сообщения. Реализовано было 69% билетов. Прибыль отпроведения лотереи составила 71% суммы реализации билетов. Из прибыли 35%внесено в госбюджет, а 65% — перечислено железным дорогам на осуществление мерпо улучшению качества обслуживания пассажиров.
Второй выпускжелезнодорожной лотереи состоялся в 1991 г. Было выпущено 20 млн. билетов,реализовано 59,5%. Снижение доли реализованных билетов вызвано общим спадомпассажирских перевозок в 1991 г., в основном, из-за нестабильной обстановки вряде регионов. Однако надо отметить недостаточный уровень рекламы лотереи:слабо использованы средства массовой информации и городской рекламы; рекламныеобъявления в основном размещались на предприятиях железнодорожного транспорта,были невыразительными; лотерейные билеты в значительном количествераспространялись среди работников отрасли, которые пользуются правомбесплатного проезда один раз в год в любой пункт страны и круглый год — доопределенной станции в пригородном сообщении. Есть основания считать, что всовременных условиях интерес к лотереям должен возрасти.
Железнодорожныелотереи могут быть не только общссете-выми (всероссийскими), но и дорожными свыигрышами в виде права на проезд в пределах конкретной дороги или месячного(сезонного) билета на проезд в пригородном сообщении той же дороги.
Надо иметь ввиду, что в стимулировании сбыта надо соблюдать меру. Специалисты — — маркетологи предупреждают, что образ фирмы может ухудшиться если она будетнепрерывно и чрезмерно стимулировать сбыт своей продукции. Потребители будутрассматривать предоставление скидок и других льгот как симптом ухудшениякачества продукции и полагать, что фирма не сможет ее без этого продать.
Заключение.
МПСРоссии использует все виды рекламы для освещения своей деятельности и довольнотаки успешно, на мой взгляд.
Запоследнее время реклама прочно обосновалась в нашей жизни. Эта сфера маркетингаактивно развивается в нашей стране, и широко начала использоваться в начале 90годов 20 века. Открываются различные учреждения, обучающие искусству рекламы.Реклама прижилась на рынке нашей страны, т.к. реклама является неотъемлемойчастью рыночной экономики. Остается только верить, что с каждым годом уровеньее качества будет подниматься все выше и выше, и она станет настоящимпроводником потребителя в мире огромного количества товаров и разнообразныхуслуг.
Списокиспользованной литературы:Панков Ю.Н., Завадский А.Б. Организация маркетинга на зарубежных железных дорогах: Зарубежный опыт // Ж. д. трансп-т. Сер. общетрансп. вопросы и экон.: ЭИ/ЦНИИТЭИ МПС. — 1993. — Вып. 1.
2. Бугроменко В.Н. Транспорт в территориальных системах. — М.: Наука, 1987.Витте С.Ю. Принципы железнодорожных тарифов но перевозке грузов. Киев. 1883. — , С.-Петербург, ПГУПС, 1999. Айзенберг М. Менеджмент рекламы. – М.: 1993 Калашников В. А. Словарь рыночной экономики. – М.: 1993 Наймушин А. Д. Основы организации рекламы. – М.: 1992 Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. – М.: 1998 Абрамов А.П. Транспортный маркетинг: проблемы становления и функционирования//Ж.-д. трапсп. 1991. № 4. Абрамов А.П. Ценовая стратегия в системе маркетинга// Ж.-д. трансп. 1993. № 7. Белов И.II., Персианов В.А. Экономическая теория транспорта в СССР. — М.: Транспорт, 1993. Бешелев С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок. — М.: Статистика, 1974. Ефимова Е.Н. Маркетинговые исследования для краткосрочного прогнозирования перевозок грузов на железной дороге // Вестн. ВНИИЖТ. — 1996. — № 6. Иловайский Н.Д., Король В.А. Маркетинг в перевозках грузов. — М.: Транспорт, 1995. Лапидус Б.М. Переход на маркетинговые принципы управления — важный этап реформирования железнодорожного транспорта // Ж. д. трансп-т. Сер. маркетинг и коммерч. деят-ть: ЭИ/ЦНИИТЭИ МПС. — 1997. — Вып. 1. Официальный сайт МПС России www.mps.ru