ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
Содержание
Введение
1 Соотношениеи взаимосвязь политики и экономики (методология проблемы)
2 Средства и методы политического регулирования экономики
3 Особенности взаимодействия экономической и политической сферобщества в современной России
Заключение
Библиографический список
Введение
Экономикаи политика — проблема взаимосвязи политики и экономики, изучаемая политическойнаукой в таких главных ее аспектах, как влияние политики и определенныхполитических акций на экономическое развитие, а также политические последствияэкономических изменений в обществе. Особый интерес эта проблема представляет вотношении России, находящейся в процессе перехода к рынку и демократии.
Экономическаяполитика – решение политическими средствами проблем экономики: производства иобмена. Это обусловлено, прежде всего, переходом многих стран кпостиндустриальному производству, глобализацией и изменением структуры мировогохозяйства, мощной волной индустриализации и разрушением доиндустриальныхпроизводств.
Политическиерешения потребовались, прежде всего, для создания условий эффективногоиспользования высоких технологий, а также регулирования глобализации – растущейвзаимозависимости производства и обмена всех стран, экономической интеграциицелых регионов и даже континентов.
Безполитических решений было бы невозможно изменить структуру собственности,соотношение и взаимодействие ее различных форм – частной, кооперативной,муниципальной, государственной, транснациональной (см.1, стр. 47).
1 Соотношение ивзаимосвязь политики и экономики (методология проблемы)
В политической науке и социологии сложились дваметодологических подхода к рассмотрению проблемы: марксизм отдает первенствоэкономике, а современные западные теории рассматривают эти сферы в качестверавноправных сторон единого процесса или же считают первичной политику.Поскольку все явления, события, процессы реальной жизни взаимосвязаны,постольку каждое явление есть одновременно и политическое и экономическое.Попытки противопоставить политику и экономику, поэтому, несостоятельны.
Нельзя рассматривать экономику в качестве некойсамостоятельной сферы сферой общественной жизни вне связи с политикой, правом идругими областями. «Собственность», «обмен», «производство» — не толькоэкономические, но и социокультурные, политико-юридические явления.
В современной науке преобладают подходы, отвергающие экономическийдетерминизм. Можно выделить два аспекта взаимодействия экономики и политики:
1) экономика и власть, два исторических типа их взаимоотношений;
2) роль государства в экономике и основные модели его экономическойполитики.
1. Исходной категорией политики является «власть», аэкономики -«богатство» (под которым понимается все, что имеетрыночную ценность и может быть обменено на деньги или блага). Власть ибогатство, включая собственность, в реальной жизни взаимообусловлены. Последнееиграет роль одного из важнейших ресурсов власти и в то же время нуждается вгосударственно-правовой поддержке, в гарантированном государством соблюдениивсеми участниками экономических отношений определенных правил. Именно поэтомуполитика выступает как структурообразующий фактор, устанавливающий иподдерживающий определенный социальный порядок, без которого функционирование экономическихинститутов становится просто невозможным. Экономика в данном соотношениивыступает как процесс, происходящий в рамках политико-юридической структуры.
2. Исторически отношения власти — подчинения возникли раньше, чемотношения собственности. В дальнейшем сложились два основных типавзаимоотношений: а) «власть — собственность», т.е. господствополитической власти в обществе и подчиненное, производное положениесобственности; б)«собственность — власть». Первый тип характерен для«восточной деспотии», «азиатского способа производства», в которомК.Маркс выделял следующие характерные черты: во-первых, отсутствие достаточно развитогоинститута частной собственности; во-вторых, слияние собственности игосударственной власти при доминировании последней; в-третьих, господствобюрократии в экономике и политике. Власть при этом типе отношений становится средствомполучения богатства. Развитие экономики происходит черезхозяйственно-организаторскую деятельность государства. При этом само государствонеудовлетворительно выполняет свои общественно-полезные функции, посколькуобслуживает частные интересы бюрократов, использующих власть ради собственного обогащения.Второй тип отношений «собственность-власть» сложился в западномобществе. Его отличительная черта — автономия собственника в сочетании стоварным производством, ориентирующимся на рынок. Такая форма возникла впервыев античном мире. Даже в условиях средневековья продолжалось формированиеструктур гражданского общества с его главными элементами: самостоятельным товаропроизводителем,опирающимся на институт собственности. Экономическая власть все больше отделяласьот власти политической и даже противостояла ей, отстаивая свои права. Таксложились главные системообразующие элементы общества: частная собственность,рынок, разделенность собственности и власти, автономия индивидов (граждан), ихравноправие как самостоятельных участников хозяйственной и политической жизни. Всередине XVIII в, возникла благодаря просветителям и соответствующая идеология,проповедующая лозунг «лесе фэр, лесе аллер» (фр. дайте действовать, предоставьтеобстоятельствам развиваться самим по себе). Ставка была сделана на свободную конкуренциюи рыночное саморегулирование, благодаря которой «невидимая рука» (А.Смит,1776) поможет удовлетворить потребности людей в товарах и услугах. Государствупри этом отводилась роль «ночного сторожа». Популярным средилибералов стало требование «меньше государства!». Жизнеспособность этоймодели была подтверждена высокими экономическими достижениями западных обществ.(см.2. стр143).
2 Средства и методы политическогорегулирования экономики
Воздействие политической системы на экономическую не сводитсятолько к экономической политике. Оно гораздо шире. В частности, изменения всамой политической системе, в организации политической власти могут оказать наэкономику существенное влияние, в том числе и отрицательное. Правительственныекризисы приводят, как правило, к потрясениям на рынке ценных бумаг, парализуютмногие экономические процессы.
Воздействие политической системы на экономическую может бытьуспешным или не очень успешным, но его не может не быть, поскольку онодиктуется объективно необходимыми обстоятельствами. Назовем их.
Первое обстоятельство отражает необходимость государственного «присутствия» вэкономической сфере. Обусловлено это тем, что целый ряд отраслей и сфер деловойактивности не представляет интереса для частного предпринимательства из-завесьма элементарных причин: они либо вообще не дают прибыли, либо велик риск неполучить ее (или получить, но в отдаленном будущем). Вместе с тем без этихотраслей невозможно нормальное функционирование экономической системы в целом.Речь идет прежде всего об отраслях и видах услуг производственной и социальнойинфраструктуры. Это услуги, удовлетворяющие общественные нужды: системаводоснабжения, городской транспорт, дорожные магистрали, полицейская служба, благоустройствогородов. Не интересны или мало интересны для частного предпринимательстваорганизация системы подготовки научных кадров, строительство школ и больниц длямалоимущих слоев населения. Развитие космонавтики, фундаментальные научныеисследования не вызывают энтузиазма частных инвесторов вследствие неисключенной возможности не получить прибыль. Перефразируя известное суждение К.Маркса в отношении роли акционерной формы собственности для строительстважелезных дорог, можно с полнойуверенностью сказать, что мир до сих пор оставался бы без выдающихся открытий вобласти космонавтики, атомной энергетики, здравоохранения и т.д., если бы небыло государственного содействия развитию производственной и социальнойинфраструктуры.
Прежде чем говорить о втором обстоятельстве, делающемнеобходимым проведение определенной политики государства в отношенииэкономической системы общества, уместно вспомнить цитату, которую К. Маркспривел в «Капитале»: «Обеспечьте 10 процентов, и капиталсогласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах онпопирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, накоторое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы». (Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 770.) Может быть, в этом суждении и содержится элемент преувеличения, но, какпоказывает мировой опыт, свободная рыночная экономика рождает все новые и новыеформы получения прибыли в ущерб развитию экономической системы в целом иотдельных ее частей. Эти формы хорошо известны: заключение негласных договорово высоких или, наоборот, низких ценах с целью устранить конкурентов (картели);о квотах, предназначенных для продажи товаров; стремление реализовать продукциюнизкого качества; попытки затормозить внедрение в производство передовыхдостижений науки и техники (иногда это бывает выгодно товаропроизводителям);производство продукции, сопровождающееся нанесением ущерба окружающей среде, имногое другое.
Для предотвращения такого рода явлений исключительную важностьобретает соответствующая государственная политика, принятие системы законов,проведение специальных мероприятий, способствующих развитию честной(добросовестной) конкуренции, и др. В частности, практически во всех странах срыночной экономикой существует антимонопольное законодательство,предусматривающее серьезные санкции в случае его нарушения. Проводятсягосударственные мероприятия по охране окружающей среды. Государственнаяполитика включает меры по стимулированию и поддержке развития малого и среднегобизнеса и ряд других, которые направляются на обеспечениединамической стабильности.
Третье обстоятельство, делающее необходимым проведение государственной политики вэкономической сфере, связано с тем, что в каждый конкретный период своегоразвития человечество в целом и тем более каждая отдельная страна обладаютограниченными ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей людей.Данное обстоятельство делает необходимым государственное вмешательство враспределение названных ресурсов с учетом интересов всех социальных слоевобщества. Выполнение этой задачи становится постоянной функцией политическойсистемы общества. При ограниченности ресурсов очень важно решить комплекс вопросов о поискенаиболее рационального пути их использования. Это входит в задачу институтовполитической системы общества, в частности института исполнительной власти.
Четвертое обстоятельство, делающее необходимым политическое воздействие на экономическуюсистему общества, обусловлено тем, что рыночная экономика, будучи в своейоснове самоорганизующейся и саморегулирующейся, далека от совершенства в частиобеспечения экономической стабильности. Рыночная экономика сама может решитьмногие противоречия (перенакопление капитала, экономические кризисы и т.д.),подняться из кризисного состояния, но очень дорогой для общества ценой, жестокои беспощадно: массовые банкротства, безработица, падение производства и т.д.Стране это обойдется слишком дорого, она будет отброшена на несколько летназад. О масштабах этой общественной цены человечеству до сих пор не даетзабыть глубочайший мировой кризис 1929-1933 гг., который, казалось бы, уже такдалеко ушел в прошлое. В этой связи неоценимой является заслуга государственнойполитики, если не в предотвращении, то уж, несомненно, в существенном смягчениикризисных ситуаций в экономике. Именно благодаря государственной экономическойполитике человечество больше не испытало столь глубокого экономическогопотрясения, которое оно пережило в 1929-1933 гг.
Задачи государства и, следовательно, проводимой им политикиразличны. Иногда надо стимулировать длительный экономический рост, иногда еговажно несколько сдержать. Необходимые при этом средства также различны. Всезависит от конкретной ситуации и конкретных задач. Поэтому неудивительно, чтобольшинство современных демократических государств в разные периоды в своейэкономической политике реализуют разные мероприятия и опираются при этом напрактические рекомендации самых разных теоретических школ. Многие годы,например, экономическая политика США развивалась, во многом следуя выводамтеории Дж. Кейнса, изложенной им в работе «Общая теория занятости,процента и денег» (1936 г.). С определенными модификациями(неокейнсианство) она используется в отдельные периоды современности.
Администрация Р. Рейгана опиралась в своей экономическойдеятельности на другое направление теоретической мысли, доказывающеенеобходимость резкого сокращения государственного вмешательства в экономическийпроцесс («монетаризм»). Результаты «рейганомики» хорошоизвестны: стране удалось в существенной мере преодолеть негативные явления вхозяйственной сфере.
И наконец, пятым обстоятельством, отражающим объективнуюнеобходимость государственного участия в развитии и регулировании экономическойсистемы общества, является возникновение и развитие в современныхдемократических государствах гражданского общества, представляющего собойчеловеческую общность, которую составляют негосударственные структуры(объединения, ассоциации, союзы, центры движений, клубы, фонды и др.),образовавшиеся в разных сферах общественной жизни. Широкая сеть организацийгражданского общества функционирует в экономической сфере. Они образованынегосударственными (промышленными, торговыми, финансовыми и др.) предприятиямии ставят своей целью: защищать интересы и права входящих в эти организациипредприятий, содействовать укреплению их экономических позиций на внутреннем и внешнемрынках, следить за соблюдением антимонопольного законодательства и др.Осуществляя эти цели, гражданское общество, существующее автономно отгосударства, вынуждено обращаться к нему с требованиями, просьбами,пожеланиями. В результате государство через гражданское общество вступает вотношения с сотнями тысяч предприятий экономической сферы. При этом оно,несомненно, проводит определенную политику, отвечающую интересам общества вцелом (см.5, стр.263).
Сложность экономической политики как категории и как феноменареальной жизни заключается в том, что, предполагая достижение определенной цели(выход из кризисной ситуации, ускорение темпов экономического развития страны ит.д.), она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит,денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство,инвестиции и др. В рамках каждого из этих участков общая экономическая политикаконкретизируется и реализуется как бюджетно-финансовая, денежно-кредитная,налоговая, структурная, промышленная, аграрная, инвестиционная,внешнеэкономическая и др. Данные направления выступают как подсистемы в общейэкономической политике, проводимой государствами с развитой рыночнойэкономикой.
Как показывает мировой опыт, каждая из подсистем в структуреэкономической политики может стать мощным средством воздействия наэкономическую систему и на общественную жизнь в целом. В этом отношенииневозможно переоценить роль бюджетно-финансовой, денежно-кредитной и налоговойполитики. Нельзя не согласиться с мнением известного немецкого экономиста Ф.Ноймарка, который в своей работе «Теория и практика формированиябюджета» отмечает, что бюджет выполняет пять функций: 1)финансово-политическую; 2) политическую; 3) правовую; 4) финансово-контрольную;5) экономико-политическую. При этом особенно важной он считает политическуюфункцию бюджета, поскольку с его помощью государство в проведении экономическойполитики может погасить немало социально-классовых конфликтов, способствоватьдостижению компромиссов, добиваться политической стабильности.
Однако роль финансовой, кредитной и налоговой политики не сводитсятолько к регулированию экономического развития государства. Их возможностигораздо шире. Мировой опыт свидетельствует, например, о возможностяхполитической власти с помощью налоговой политики менять соотношение различныхформ собственности в стране (без реформ, тем более без революций!). Об этомговорит опыт США, где в настоящее время практически не осталось крупныхпредприятий (фирм) в собственности отдельных лиц. Все они в недалеком прошломпревратились в акционерную форму собственности. Произошло это вскоре послетого, как налог на доходы физических лиц стал существенно выше, чем налог наприбыли корпораций, то есть акционерных обществ(см.5, стр.265).
Экономическая политика проводится властными структурами двумяпутями. Это: воздействие на процессы, происходящие в экономической сфере, спомощью законодательных средств; регулирование экономики ее же составляющими(финансы, кредит, налоги и т.д.). Такой достаточно мощный «тандем»средств позволяет государству:
- предотвращать глубокие кризисные спады в одни
периоды и обеспечивать подъем — в другие;
- контролировать важные экономические процессы,
каждый из которых в противном случае может превратиться в
дестабилизирующую и даже разрушительную силу (рост
инфляции, безработицы, бюджетного дефицита);
- стимулировать развитие новых отраслей экономики,
проводить структурную перестройку, способствовать росту
удельного веса в экономике малого и среднего бизнеса, содействуя
тем самым количественному увеличению так называемого
«среднего класса».
3 Особенности взаимодействия экономическойи политической сфер общества в современной России.
Взаимодействие экономической и политической систем обществаосновывается на общих закономерностях. Ряд из них был отмечен в данной главе.Однако несомненным является тот факт, что в разные времена и в разных странахданное взаимодействие имеет специфические особенности. В этом отношениипоказателен пример современной России. В рамках взаимодействия экономической иполитической систем в стране решаются задачи, которые в других государствах ужедавно решены либо никогда не были актуальными. Широкая политическая программанаправлена на преобразование экономической сферы России. Прежде всегореализуется сложнейший процесс определения нового места государства вхозяйственной жизни страны. Идет поиск ответов на сложнейшие вопросы: какаячасть экономики должна быть отдана негосударственным предприятиям? Чтоконкретно должно остаться в собственности государства? Какими методами и вкаких формах государственные предприятия должны участвовать в регулировании иуправлении общим хозяйственным процессом в стране?
Взаимодействие экономической и политической систем в современнойРоссии можно смело назвать уникальным. Такой масштабной и специфической поусловиям, средствам и целям политической программы проведения экономическихреформ не имело ни одно государство. Это проявляется в том, что в странеодновременно реализуются такие сложнейшие во всех отношенияхпроцессы, как:
• становление многообразия форм собственности;
• развитие многообразия форм предпринимательской
деятельности;
• видоизменение участия организаций и частных лиц в
формировании доходной части бюджета (создание новой
налоговой системы);
• решение неведомых в прошлом проблем национального
масштаба: инфляция, безработица, организованная
преступность и др.;
• становление системы правового обеспечения экономических процессови т.п.
Если при этом добавить, что взаимодействие экономической иполитической систем в России происходит в условиях острой политической борьбыза власть, то при отсутствии единой концепции преобразования хозяйственнойжизни сложность ситуации будет оценена в достаточно полной мере. Однакооптимизм вселяет то обстоятельство, что Россия пошла по пути, по которому идутуже многие десятилетия развитые демократические страны, добившиеся существенныхуспехов в развитии экономических и политических систем (см.5, стр.268).
Заключение
Итак, в результате рассмотрения взаимодействия политической иэкономической систем можно сделать вывод о том, что политические отношенияпроросли в экономическую систему, как корни дерева в землю. В свою очередь,можно говорить об экономических отношениях, так же глубоко проросших вполитическую систему.
Ни одна индустриальная или ставшая на путь индустриализации странане обходится без политических решений, обеспечивающих необходимые условияиндустриализации и повышения эффективности производства и обмена. Особенноважное значение имеют политические решения для оздоровления и упроченияфинансовых систем, денежного обращения и финансирования хозяйства. Неслучайнозаконы о бюджетах во всех странах относятся к важнейшим. Экономическая политикавсюду нацелена на поиски соответствующего изменяющимся интересам и возможностямсоотношения производства и потребления.
Даже сокращение непосредственных экономических функций государстваво многих странах не изменило общей тенденции расширения и активизацииэкономической политики в целом. Широко распространенные механистическиерассуждения о превосходстве экономики над политикой или политики надэкономикой, как и призывы заниматься экономикой без политики, несостоятельны имешают преодолению экономических трудностей политическими средствами, особеннов Российской Федерации.
Библиографическийсписок
1. КривогузИ.М. Политология: Учеб.для студ. высш.учеб.заведений.- М.: ВЛАДОС, 2003. – 288с.
2. Политология :словарь-справочник / сост. В. А. Смоляков. – Хабаровск, 1998.
3. Политология: учебник / авт. кол. – М.: Дело, 2002.
4. Политология: Учебное пособие для вузов. Сост.и отв.редактор А.А.Радугин. – М.: Центр,1999. – 224с.
5. ПолунинаГ.В. Политология: Учебник .- «АКАЛИС», 1999. -278 с.
6. Панарин.Политология. Учебник. – М.: «ПБОЮЛ С.М.Грачев», 2001, — 448 с.