Содержание
Введение. 3
1. Сущность и особенностилекции, как основной формы преподавания в ВУЗе 4
1.1. Дидактический принципы, предъявляемые к содержанию лекции. 5
1.2. Подготовка лекции. 7
2. Классификация и структуралекций. 10
3. Методические основы проведениялекции. 13
4. Критерии оценивания лекции. 18
4.1. Оценка качества постановкивузовской лекции. 18
Заключение. 20
Список использованнойлитературы… 21
Приложение. Бланк оценкикачества постановки вузовской лекции. 22
Введение
Вузовская лекция является ведущимкомпонентом системы образования. Лекции не только знакомят студентов сосновными научно-теоретическими положениями той или иной отрасли научныхзнаний, ее прикладной стороной и прогнозируемыми путями развития, но иформируют научные взгляды и убеждения студентов, организуют и стимулируют ихтворческую мысль, способствуют осознанию своего места и назначения в науке.Таким образом, к вузовской лекции на современном этапе образованияпредъявляются разнообразные требования. Вузовская лекция — ключевой компонентдидактического цикла обучения. Ее цель — организация ориентировочной базы дляпоследующего изучения студентами учебного материала.
Многие отечественныезнаменитые ученые были замечательными лекторами. Тимирязев говорил по этомуповоду, что «лектор должен быть не фотографом, но художником, не простымакустическим инструментом, передавая устно почерпнутое из книг, все должно бытьпереплавлено творчеством. По Тимирязеву, в лекции должны сочетатьсяправильность разрешения научных проблем со страстностью, увлеченностью идеей.Именно такими достоинствами славились лекции Д. И. Менделеева. По воспоминаниямслушателей, речь заурядного ученого — это садик с чахлыми былинками, к которымподвешены этикетки. На лекциях Менделеева на глазах у слушателей из зерен егомыслей вырастали могучие стволы, которые ветвились, бурно цвели и буквальнозаваливали слушателей золотыми плодами».[1]
Целью настоящей работыявляется определение педагогических функций лекции как основной формывузовского преподавания. Для этого мы рассмотрим весь круг вопросов, касающихсялекционной формы подачи учебного материала: сущность и особенности процесса;классификации, методику и критерии оценки. И на основании этого попытаемсявыявить педагогические функции и основные задачи лекций.
1. Сущность и особенности лекции, как основной формы преподаванияв ВУЗе
Термин происходит от латинского «lectio» – чтение и означает устноеизложение учебного материала лектором. Данная форма обучения традиционна длявысшей школы и является основной форме передачи информации, знаний в ВУЗе. [2]
Вузовская лекция является ведущимкомпонентом системы образования. Педагогическое сотрудничество на лекции имеетсвоей целью превращение студентов в соавторов преподавателя. Лекция – этосотворчество, совместное мышление, партнерство, когда студенты, по заданию илисамостоятельно, могут высказать свою точку зрения, свои суждения, сформулироватьгипотезу, предложить свой вариант решения.
Лекция — экономный по времени способ сообщения студентам значительного объемаинформации. Индивидуальность лектора и тот факт, что он может постоянносовершенствовать содержание лекции благодаря собственным исследованиям,знакомству с вновь принятыми нормативными актами и их проектами, актуальнойлитературой, научному общению с коллегами и т.п., делает лекцию практическинезаменимой другими источниками учебной информации, которые, как правило,«работают» в учебном процессе с определенным запаздыванием. Так,например, в отличие от учебника лекция:[3]
· даетнепосредственное общение с лектором;
· представляет разныеточки зрения;
· дает возможностьповторения того, что нужно студентам и преподавателю;
· учитываетособенности ситуации;
· способствует установлениюживой связи студентов с изучаемой дисциплиной.
1.1. Дидактическийпринципы, предъявляемые к содержанию лекции
Содержаниелекции должно отвечатьряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность,доступность, систематичность и наглядность. [4]
Целостностьлекции обеспечивается созданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязизадач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами.В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности непредставляется возможным, это должно быть специально обосновано лекторомссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другиеисточники.
Научность лекции предполагает соответствиематериала основным положениям современной науки, абсолютное преобладаниеобъективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезисдолжен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чем приступить кдоказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоен студентами. В ходевсего доказательства тезис должен оставаться неизменным. Преподаватель недолжен использовать для доказательства выдвигаемых тезисов и положений свойавторитет. Лектору следует указывать на точность полученных результатов,очерчивая область нахождения решений поставленных задач, отмечать не толькодостоинства, но и недостатки принятой методики, намечать другие пути достиженияпоставленной цели, четко обозначать современный уровень развития науки в данномвопросе. Иначе в аудитории всегда найдется несколько студентов, способныхсделать это самостоятельно, разрушив авторитет преподавателя.
Принцип доступностилекции предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, аобъем этого материала посильным для «среднего» студента. Это означает, вчастности, что степень сложности лекционного материала должна соответствоватьуровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений студентов. Стремяськ доступности изложения, нельзя снижать его научность.
Следованиепринципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним,первую очередь, относят:
· взаимосвязьизучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемыхвопросов;
· взаимосвязьчастей изучаемого материала;
· обобщениеизученного материала;
· стройностьизложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса,темы, вопроса;
· единообразиеструктуры построения материала.
Дидактическийпринцип наглядности в обучении основан на том, что ознакомление студентов скаким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения ивосприятия. Несмотря на разнообразие наглядных пособий, при их использованииследует соблюдать некоторые общие правила. Массированное применение их налекции ведет к повышенному утомлению студентов. Преподаватель должен оченьчетко представлять, на каком именно этапе лекции он будет использовать ту илииную наглядность, а также случаи отсутствия возможности ее использования понезависящим от него причинам.
Демонстрационныйматериал во всех случаях должен играть подчиненную роль, быть одним изаппаратов лектора, а не подменять содержания лекции. В каждый момент лекциинеобходимо демонстрировать только тот наглядный материал, который иллюстрируетизлагаемые положения. Поэтому, например, таблицы в аудитории нужно повеситьстопкой и обратной стороной. Нецелесообразно их развешивать по всей аудитории.Это отвлекает внимание студентов и, как следствие, не включает механизмызапоминания информации.
1.2. Подготовка лекции
Структуралекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительнуючасти. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общегоколичества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структурыизучаемой отрасли знаний.
Послеопределения структуры лекционного курса можно приступить к подготовке той илииной конкретной лекции. Методика работы над лекцией предполагает примерноследующие этапы: [5]
· отбор материаладля лекции;
· определениеобъема и содержания лекции;
· выборпоследовательности и логики изложения;
· подбориллюстративного материала;
· выработка манерычтения лекции.
Отборматериала для лекцииопределяется ее темой. Для отбора материала необходимо ознакомиться сдействующим законодательством и подзаконными актами, авторитетнымикомментариями к действующим законам и проблемными статьями в периодическойлитературе. Далее лектору следует тщательно ознакомиться с содержанием темы вбазовой учебной литературе, которой пользуются студенты, чтобы выяснить, какиеаспекты изучаемой проблемы хорошо изложены, какие данные устарели и требуюткорректировки. Следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделитьспорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них. Лектору необходимос современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной вучебнике, составить план лекции и приступить к созданию расширенного планалекции.
Определениеобъема и содержания лекции — второй важный этап подготовки лекции, определяющий темп изложенияматериала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющихучебные часы на каждую дисциплину. Не рекомендуется идти по пути планированиячтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полнотеизложения основных вопросов. Лекция должна содержать столько информации,сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужноразгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение. Еслилекция будет прекрасно подготовлена, но перегружена фактическим(статистическим, и т.п.) материалом, то она будет малоэффективной и недостигнет поставленной цели. Приступая к решению вопроса об объеме и содержаниилекции, следует учитывать ряд особенных, специфических черт этого вида занятий,в том числе и дидактическую[6].характеристику лекции
Выборпоследовательности и логики изложения материала — следующий этап работы надлекцией. При составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы,после каждого из которых желательно сделать обобщения. Выделить информацию, накоторой необходимо сконцентрировать внимание слушателей. Определяя логикупостроения лекции, следует четко определить каким методом изложения вы будетепользоваться — методом индукции, дедукции или аналогии. [7]
Индуктивныйметод состоит в движенииот частного к общему. Индукция может быть полной, когда обобщение делается изанализа всех без исключения характеристик, параметров или других данных обизучаемом явлении или предмете. Недостатком ее является громоздкость, так какприходится иногда оперировать с большим числом данных. Поэтому более распространенаиндукция неполная, когда обобщения делают на основании некоторых (неисчерпывающих, но достаточных) данных.
Дедуктивныйметод изложения состоитв движении от общего к частному. Дедукцией пользуются в том случае, еслиизвестна какая-либо общая закономерность и на ее основе подлежит анализуотдельные проявления этой закономерности.
Методаналогии основан навынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известнымиявлениями. Это сходство может быть установлено по нескольким признакам, которыедолжны быть существенными и характеризовать явление с различных сторон. Проводяаналогию, нужно устанавливать и развитие рассматриваемых явлений, чтоспособствует объективности анализа. Следует избегать использованияповерхностных признаков аналогии, так как это может привести к типичной ошибке,называемой “ложной аналогией”.
Заключительныйэтап работы над текстомлекции — ее оформление. Абсолютное большинство начинающих лекторов подобранныематериалы оформляет в виде конспектов. Более опытные преподаватели обходятся разногорода тезисными записями и планами.
Выработка индивидуальнойманеры чтения лекции —исключительно важный и длительный период в подготовке к лекционному занятию.Прежде всего, не следует никогда читать текст лекции. Надо стремиться к ведениюактивного диалога с аудиторией, держать себя непринужденно, свободно, уверенно,передвигаться по аудитории, следя за тем, успевают ли студенты записывать завами. Целесообразно повторять наиболее важные положения, периодически менятьтембр голоса, логические ударения, показывая этим важность раздела, мысли,вывода или обобщения. Это нужно заранее продумать при подготовке лекции,отметить в лекционной модели, например, подчеркивая те или иные блоки лекциицветными фломастерами.
Подбориллюстративного материаламожет быть немаловажным этапом подготовки лекции. Таблицы, диапозитивы,рисунки, схемы необходимо не только тщательно отобрать, но определить изафиксировать их последовательность при чтении лекции.
2. Классификация иструктура лекций
Существуют классификациилекций по различным основаниям:[8]
· месту влекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная, итоговая и др.);
· преимущественнойформе обучения (лекции при очном, заочном обучении);
· частоте общениялектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.);
· степенипроблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия ит.п.).
Однакострогая классификация лекций в дидактической литературе отсутствует. Важно,чтобы лектор в каждом конкретном случае учитывал особенности аудитории, места,времени, дидактические и другие факторы при подготовке лекции, отвечающейпоставленным задачам.
Так,например, вводная лекция читается, как правило, в начале курса с целью датьстудентам общее представление о его содержании, месте в учебном процессе и ролив их будущей практической деятельности. Вводная лекция в значительной степениможет носить популярный характер и читаться монологически. На вводной лекцииможет быть дан список необходимой для работы литературы, разъяснено, какиевопросы будут изучены на семинарских занятиях, выделены проблемы, решение которыхпотребует особых усилий. Опытные преподаватели начинают вводную лекцию сприемов работы студентов на лекции с учетом специфики конкретного предмета.Очень полезен для установления интереса со стороны слушателей краткий рассказоб истории кафедры и ее научном потенциале, существующей научной школе поданному направлению, перспективах сотрудничества с кафедрой.
Установочная лекция включает обзор основногоматериала предмета, дает студентам общие установки на самостоятельное овладениесодержанием курса или его части. Лекция такого типа, как правило, носит объяснительныйхарактер, возможно, с использованием демонстрационного материала. Лекторобобщает современные представления об изучаемом объекте, акцентирует вниманиестудентов на нерешенных проблемах, высказывает собственную точку зрения, даетнаучный прогноз относительно дальнейшего развития изучаемой отрасли. В работена заочном отделении рекомендуется применение проблемного метода чтения даннойразновидности лекций, при этом преподаватель всегда может предложить студентамнайти ответы на поставленные проблемы в своей практической деятельности.
Кроме того,обязательным элементом установочной лекции должна стать та или иная форма обратнойсвязи с аудиторией. Следует указать на необходимость четкой градации материала,представленного вниманию студентов, по степени важности.
Обзорная лекция близка по своей сути кустановочной, но имеет более информативный характер. На ней преобладает монологпреподавателя, материал подается в расчете на самостоятельную работу студентов.Однако, внимание студентов будет снижено, если им будет представлена толькоструктура подлежащего изучению материала. Необходимо в конспективной формепредлагать их вниманию также базовые дефиниции, которые помогут уже на лекциисоставить представление об изучаемом предмете.
Итоговая (заключительная) лекция, какправило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. Приподготовке указанной разновидности лекции целесообразно учесть пробелы взнаниях студентов, выявленные на семинарских занятиях, в процессе фронтальныхопросов и, как минимум, дать им установку на пути устранения пробелов, а такжедальнейшее усовершенствование своей подготовки в данной области. На итоговойлекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образомможно использовать полученные знания на практике и при изучении другихдисциплин. Подводятся итоги изучения дисциплины, показывается ее значение вформировании научного мировоззрения, обсуждаются особенности зачета или экзаменапо предмету.
Проблемнаялекция представляетсобой лекционное занятие, предполагающее привлечение преподавателем аудитории крешению крупной научной проблемы, определяющей тему занятия. [9]В каждом учебно-установочном материале лектор касается сущности той или инойнаучной проблемы, раскрывает возможные пути ее решения, показываеттеоретическую и практическую значимость достижений, то есть каждая лекция носитпроблемный характер. И, тем не менее, целенаправленное включение в лекционныйкурс хотя бы одной проблемной лекции желательно. Это просто необходимо в техслучаях, когда научный коллектив кафедры на протяжении многих лет занимаетсяизучением той или иной научной проблемы. Естественно, он располагаеторигинальными, а возможно, и уникальными научными данными. Чтение проблемныхлекций имеет важное дидактическое значение и привлекает потенциальных научныхсотрудников к решению актуальных проблем науки. Проблемная лекция помогаетпреодолеть связанную преимущественно с информационной ролью лекции пассивностьстудентов, активизировать их познавательную деятельность в течение лекции.
Примерная структурапроблемной лекцииЭтапы Цели Приемы и средства лектора 1. Вступление Овладеть вниманием аудитории, возбудить ее интерес Начать лекцию с неожиданной реплики, факта, юмористического изложения 2. Постановка Показать ее актуальность, проанализировать противоречия, частные проблемы, сформулировать общую проблему Обращение к интересам слушателей, их потребностям, ссылка на факты, документы, авторитетные высказывания, анализ устоявшихся, но неправильных точек зрения 3. Расчленение проблемы на подпроблемы, задачи, вопросы Четкое выделение перечня проблем, задач, вопросов, раскрытие их сущности Обоснование логики решения проблемы, выстраивание общей схемы решения проблемы, идеи, гипотезы, способы решения, возможных результатов, последствий 4. Изложение своей позиции, подходов способов решения Показ в сравнительном анализе собственных подходов, позиций и других точек зрения Доказательные суждения, аргументы, использование приемов критического анализа, сравнения, сопоставления 5. Обобщение, заключение Сконцентрировать внимание аудитории на главном, резюмировать сказанное Утверждение интегрирующее основную идею, мысль, использование самого сильного аргумента, крылатой фразы. Показ перспективы развития событий
3. Методические основы проведениялекции
Известно, чтостуденты нередко хорошо информированы о лекторе, еще не приступившем к чтениюсвоего курса, да и о самом курсе. Если преподаватель читает свой курс ежегодно,то складывается определенное традиционное отношение аудитории, в известномсмысле определяющее успех преподавателя. Аудитория оценивает лектора по егопрофессиональному мастерству, по его знаниям, по его вкладу в науку и по егообщественной деятельности. Нельзя забывать и того, что студенты нередко склоннык критике просчетов педагога.
Поэтому,входя в аудиторию, лектор должен подумать о своем имидже, целенаправленнооказывая на слушателей продуманное психологическое воздействие, формирующеестиль общения и уменьшающее пассивность аудитории. Преподавателю важно с самогоначала очертить перед студентами уровень своих требований к ним в совместнойучебной деятельности.
Лектор, вставза кафедру, готовит аудиторию к лекции, настраивает ее внимание. Важно помнить,что внимание — это мотивация к запоминанию информации. Каждый студент долженхорошо знать, что если внимание не сосредоточено, то механизмы запоминания невступают в действие. Именно поэтому никогда не следует начинать лекцию, несосредоточив внимания аудитории. Простым и эффективным приемом для этой целиявляется традиционное приветствие преподавателя.
Если студентпо какой-то причине не расслышал или не понял сущность разбираемого вопроса, тоон не должен переспрашивать соседа или лектора. Это нарушает стройностьизложения материала и отвлекает внимание соседа, выключая механизмы запоминанияинформации. В таком случае в тетради нужно оставить свободное место, и послеокончания лекции или в перерыве восстановить упущенный фрагмент. Вместе с тем,нередко в непонимании повинен сам лектор, который должен стремиться к качествуустной речи, определяемой во многом техникой речи.
Преподавательдолжен своевременно сделать перерыв в лекции. После перерыва вновь возникаетнеобходимость сконцентрировать внимание аудитории, напомнить о том, что былорассмотрено на первом часе лекции.
Особоевнимание следует уделить требованиям к конспектированию лекций. В методическойлитературе не существует единого правила к тому, как нужно записывать лекцию.Это зависит от индивидуальных особенностей требований преподавателей ииндивидуальных качеств личности студентов. В этом отношении слушателей условноможно разделить на четыре группы.[10]
Первая внимательно слушает лектора,анализирует информацию и делает конспективные записи. Это самый лучший способосмысливания и фиксации лекционного материала.
Вторая — почти дословно старается записатьтекст лекции, иногда даже не вникая в ее содержание.
Третья — внимательно слушает, анализирует, ноне делает никаких записей. Это, как правило, люди с хорошей памятью, на которуюони и делают основную ставку.
Четвертая — ничего не слушает, часто занимаетсядругими делами, нарушает деловую обстановку и дисциплину.
Формирование культурыведения лекционных записей — важная педагогическая задача. Конспект полезентогда, когда изначально ориентирован на одновременную со слушанием лекциимыслительную переработку материала, на выделение и фиксацию втезисно-аргументи-рованной форме главного содержания лекции. Важно учитывать,что у студентов, как правило, стихийно складывается так называемый «стильписца», т.е. стремление возможно полно записать весь лекционный материал, чтоне способствует его глубокому пониманию и освоению.[11]
Необходимымусловием эффективности лекции является речевое мастерство лектора, богатый, эмоциональноокрашенный язык изложения, форма изложения — не только украшение лекции, но иважный ориентир восприятии ее содержания.
Вводную часть лекции целесообразно начинать сформулировки ее темы и цели, чтобы избежать ее декларативности инеопределенности в изложении материала. Сообщение плана лекции обеспечивает на10-12% более полное запоминание материала, чем на той же лекции, но безоглашения плана.[12]
Основнаячасть лекции. Необходимомаксимально использовать первые 15-20 минут — период «глубокого» вниманияслушателей. Далее наступают утомление и снижение внимания. Максимальное падениеработоспособности студентов отмечается многими исследователями примерно к 40-йминуте лекции. Чтобы преодолеть этот критический период, в арсенале лекторадолжны быть свои приемы. Возможен переход на шутливый тон изложения. Можнозадать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него. Можнопрочесть какую-либо цитату и в это время позволить слушателям сделать минутнуюгимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом. Затем необходимо вернутьаудиторию к прежнему ритму работы. Целесообразно предварительно рассчитыватьскорость подачи информации.[13]
Загрузкавнимания студентов на лекции зависит от способности лектора сосредоточить иудерживать внимание аудитории. Оно подвержено колебаниям каждые 2-3 минуты укаждого студента. Поэтому наиболее важный материал в лекции должен повторяться,создавая некоторую избыточность учебной информации.
Обилиестатистических и цифровых сведений, частных подробностей в лекции безприменения средств наглядности воспринимается с искажениями и плохозапоминается. Подобный материал целесообразно сообщать аудитории с помощьюдемонстрационных плакатов, транспарантов и технических средств обучения[14](подробнее см. работу В.П. Герасимова).
Для повышенияпознавательной активности студентов лектор может использовать ряд приемов: [15]
· постановка передстудентами вопросов — риторических или требующих реального ответа;
· включение влекцию элементов беседы;
· предложениесформулировать те или иные положения или определения;
· разбивкааудитории на микро группы, которые проводят краткие обсуждения и обмениваются ихрезультатами;
· использованиераздаточного материала, в том числе конспектов с печатной основой и др.
Повышению познавательнойактивности студентов способствует умение лектора доходчиво отвечать на вопросы.На лекции при ответах на вопросы не снижается значение особенностей публичноговыступления: ответ лучше дать сразу, четко, и в расчете на реакцию всейаудитории, в значительной мере экспромтом. Один неудачный ответ может ухудшитьвпечатление от всей лекции. У студентов не без оснований распространено мнение,что в ответах на вопросы наиболее отчетливо проявляется эрудиция преподавателя.
Тщательнонадо продумать заключительную часть лекции, повторить ее положения, а наследующей лекции начать именно с них. Заключительная часть лекции предполагаетподведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельноизученного студентами материала, формулировку выводов и т.д. Здесь преследуетсяцель ориентировать студентов на самостоятельную работу. Для этого может бытьрекомендована литература по изучаемой проблематике, разъяснено, какие вопросывыносятся на семинарские занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно. Всамом конце лекции следует ответить на вопросы студентов, возможно поступившиев форме записок (о такой возможности надо предупредить студентов заранее). Состудентами, проявившими интерес к теме лекции, желательно побеседовать после ееокончания, пригласить их на консультацию для продолжения разговора. Отвечая нанаивные или нелепые вопросы надо щадить самолюбие студента, малейшаябестактность при этом может привести к потере контакта с аудиторией. Научить желюдей чему-либо можно лишь, сохраняя с ними хорошие отношения.
Обратнаясвязь лектора и аудиторииосуществляется с целью контроля прочности усвоения знаний. Первая функциятакого контроля — способ получения лектором представления об учебном процессе сцелью внесения необходимых корректив. Вторая — способ психологическоговоздействия на студентов, активизирующий их продуктивную деятельность.
4. Критерии оцениваниялекции
В связи с динамично развивающейся ситуациейв вузовском образовании, предъявляются все новые требования к проведениюлекционных курсов. Коротко охарактеризуем их, выделяя 5 групп критериев.[16]
1. Научно-содержательныйкритерий: доказательство, убедительность изложения, научная глубина содержания,оптимальное сочетание теоретического и практического материала, логика,последовательность изложения.
2. Научно-методическийкритерий: учет и уровень подготовки студентов, активизация познавательныхспособностей, организация самостоятельной работы, проблемное построение лекции,использование диалога.
3. Организационныйкритерий: четкий план и структура лекции, условия конспектирования, условияработы в аудитории.
4. Критерийриторического мастерства преподавателя: литературная грамотность изложения,оптимальный темп, свободный, демократический стиль общения, контакт с аудиторией.
5. Эмоционально-мотивационныйкритерий: эмоциональное воздействие, создание атмосферы доверия, педагогическоесотрудничество студента и преподавателя.
4.1. Оценкакачества постановки вузовской лекции
Необходимостьоценки качества лекции возникает во многих случаях. Так, прежде всего, преподаватель,закончив лекцию, может:
· сам дать оценкусвоей лекции с целью их дальнейшей работы по её совершенствованию;
· провести«самосертификацию» перед открытой лекцией, посещением лекции заведующимкафедрой, комиссией;
· выявить причиныпадения (провалов) интереса у студентов на лекции (шум, невнимательность ит.д.), прочность и качество усвояемого материала, эффективность воспитательныхмероприятий и т.д.;
· проверить, всё лисделано для повышения познавательной активности и т.д.
Сложность и многогранность задач, стоящихперед высшей школой, требует создания объективной, последовательной иэффективной оценки и контроля качества обучения, которая не только быотслеживала результаты образовательной деятельности вуза, но и активно влиялана качество ее функционирования. Все проблемы рассогласования решаются, если воснову оценки положить принципы разработки лекции (или установки). В противномслучае создание «принципов», которые лишь декларируются, как это сейчас происходит,неоправданно.
Т.А. Бусыгина[17]разработала методику оценки лекции. Методика содержит 50 показателей:[18]
· принцип научностисодержания (3 показателя);
· принципдоступности изложения (6 показателей);
· принципубедительности изложения содержания (3, и через доверие к профессионализму –6),
· принципответственности (общей – 4, за организацию на лекции студенческого интереса –рационального труда – «внимания-понимания» – 10, активизации и задействования различныхвидов памяти – 4, за формирование отношения студентов к своему образованию иразвитию мышления – 5);
· принципприоритета общечеловеческих ценностей перед профессиональными (4).
Очевидно, что данное деление условно, но оно удобно для классификации.
Заключение
Лекцииприсущи три основные педагогические функции, которые определяют ее возможностив учебном процессе: познавательная, развивающая и организующая.
Познавательнаяфункция выражается ввозможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научнойинформацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности.
Развивающаяфункция лекцииреализуется в непосредственном контакте студента с преподавателем, становленииу студентов творческой мыслительной деятельности, обеспечивающей ихпрофессионально-личностное развитие.
Организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, как впроцессе занятия, так и во внеаудиторное время.
Опишем подробнее эти функции.
Лекция обязана нести эмоционально-психологическую нагрузку. Это означает предельнуюэмоциональную реакцию лектора и аудитории. В противном случае лекция будетнеинтересной, скучной и неэффективной.
Лекция должна возбуждать интерес к читаемому предмету. Лекция должна активизироватьполемику, диспуты, раздумья, желание узнать больше о преподаваемой науке.
Лекция должна реализовывать систематизирующую функцию. Преподавательдолжен не только давать конкретную информацию по предмету, но и обучатьстудента методологии получения информации, объяснять внутреннюю логику науки,давать четкую систему знаний.
Лекция должна быть предельно прикладной. Теоретические познаниянеобходимо иллюстрировать практическим материалом, с которым студентсталкивается, либо может столкнуться.
Лекция должна выполнять функцию трансляции определенной культуры.Культуры речи, изложения собственных размышлений, поведения и общения.
Список использованной литературы
1. Берулава М.Н.Современная лекция в вузе. — Бийск: НИЦ БГПИ, 1993. — 10 с.
2. Бордовская., Н.В.Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Питер,2000. ¾ 304 с.
3. Бусыгина Т.А.,Кисметова Г.Н. О принципах разработки вузовской лекции // «О Вы, которыхожидает Отечество». Вып. 5.- Самара: Изд-во СГПУ, 2004. — С. 39-44.
4. Бусыгина Т.А.,Кисметова Г.Н. Методика оценки качества подготовки вузовской лекции // Альманах«Телескоп». – 2004. — №9. — с 54.
5. Галесник Л.С. Ометодике чтения лекций. — В сб.: Вопросы методики преподавания в юридическихвузах. — Свердловск, 1960.
6. Герасимов В.П.Использование научно-технических средств преподавания в юридических вузах. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976
7. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 96 с.
8. Ильина Т.А.Лекция в вузе. – М.: Знание, 1979. — 89 с.
9. Карамян Г.Г. Теорияи мастерство лекционного преподавания в высшей школе. — Ереван, 1983.
10. Касимов Р.Я.Подготовка проблемной лекции в вузе: (Метод. рекомендации) / Р. Я. Касимов. — М., 1981. – 21с.
11. Оленев С.А.,Зубович М.М.Подготовка и проведение лекционного занятия // Сибирскийюридический вестник. – 2002. — №1.
12. Педагогика ипсихология высшей школы: Учебное пособие / Отв. Ред. М. В. Буланова-Топоркова.- Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
13. Смирнов С.Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб.пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 304 с.
14. Фокин Ю. Г.Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание,творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2002. — 224 с.
15. Штокман И.Г.Вузовская лекция. Учебно-методическое пособие. — Киев: Высшая школа, 1981.- 150 с.
/>Приложение.Бланк оценки качества постановки вузовской лекцииПринцип (установка) подготовки лекции № показателя Показатель выполнения принципа Балл: 1/0 Научности содержания 1 Лекция соответствует современному состоянию науки об изучаемом предмете 2 Лекция содержит анализ методологии достижений, поисков данной науки и динамики её развития в ближайшие годы 3 Насыщена необходимым и достаточным математическим аппаратом Доступности изложения 4 Все новые термины и понятия разъясняются 5 Наглядные пособия используются регулярно 6 Соблюдаются правила направленности изложения от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому 7 Соблюдается принцип взвешенности подбора фактов в лекции (разумное, целенаправленное соотношение негативных и позитивных фактов) 8 Подбираются факты злободневные и близкие к реальной жизни Убедительности изложения 9 Доска в процессе лекции заполняется эстетично Убедительность изложения содержания лекции 10 Преподаватель свободно совершает лекцию без опорных материалов (не читает с текста, конспекта и т.п., а только сверяется с ними) 11 Знания проводятся не только через ум студента, но и «через сердце», сопровождаются яркими чувственными эмоциями: удивлением, недоверием, радостью, оскорблением или возвышением чувств собственного достоинства, патриотизма и т.д. 12 Вербальные средства (голос) поведения преподавателя в аудитории подкрепляются отрепетированными невербальными – жестами, мимикой, паузами и др. Убедительность лекции через доверие к профессионализму и личностным качествам преподавателя (направленность его на «объект-субъектные» или «субъект-субъектные» отношения): 13 Преподаватель проявляет педагогический такт: отсутствуют моменты агрессивности, проявления высокомерия 14 Преподаватель сам убеждён в том, что говорит на лекции и ярко этот доказывает аргументами и поступками 15 Чувствует смену настроения аудитории и уверенно управляет этим процессом, устанавливая с ней контакт 16 Имеет представительный внешний вид 17 Использует авторитетные источники информации Систематичность 18 Через весь курс «красной нитью» проходит руководящая, основная идея, или сверхзадача курса 19 Все части изучаемого материала взаимосвязаны 20 Изученный материал обобщается, выделяются и оформляются главные мысли и выводы 21 Культивируется стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, изложение осуществляется без отклонений от плана, осуществляется рубрикация курса, темы, вопроса 22 Используются систематизирующие и обобщающие таблицы Ответственность 23 Освещение определённой темы (проблемы) носит законченный характер Установка на общую ответственность 24 Степень знания «своего» предмета (высокая – низкая) 25 Знание особенностей будущей профессии студентов 26 Отношение к профессии преподавателя как к обязанности (любовь к профессии) 27 Ведётся учёт времени на лекции Ответственность за организацию на лекции студенческого интереса – рационального труда – «внимания-понимания» – задействования различных видов памяти 28 Манера входа преподавателя в аудиторию и первая его фраза переключают внимание студентов на деловой лад 29 Используются методические приёмы для повышения мотивации к изучению темы (актуальность, связь с потребностями, с реальной жизнью и практикой будущей профессии) 30 Создаются проблемные ситуации 31 Излагается материал, которого нет в основном учебнике 32 Вместо «рекомендованных» списков литературы на выполнение СРС объясняются принципы их поиска 33 Преподаватель требует вести запись лекции, обучает студентов методике ведения записи лекции и контролирует выполнение этого требования 34 Преподаватель оказывает студентам помощь в ведении записи: меняет темп, делает паузы и т.д. 35 Используются приёмы поддержания внимания с помощью риторических вопросов, шуток, экскурсов в историю, в биографии творцов науки и т.д. 36 Число крупных блоков информации, освещаемых на лекции, находится в диапазоне 7 ± 2 37 В лекции есть «лишние» факты, создающие информационный фон вокруг числа 7 ± 2 Осуществляется активизация работы памяти за счёт: 38 Установления ассоциаций 39 Повторения, установки на длительность запоминания, выделения опорных пунктов для запоминания 40 Использования мнемотехнических приёмов 41 Проектируется и реализуется эмоциональная кривая лекции за счёт чередования заинтересованности – эмоционального подъёма – пассивности – заинтересованности… (7 ± 2) цикла Ответственность за формирование отношения студентов к своему образованию и развитию мышления: 42 Осуществляется критический анализ различных точек зрения на отдельные научные положения лекции, показывается борьба гипотез и направлений 43 Квалифицированно проводится связь с другими курсами (межпредметные связи) 44 Указывается на связь с предыдущими и последующими темами курса (внутрипредметные связи) 45 Используются приёмы эвристической беседы: рассмотрение вопроса с разных сторон, постановка и разбор парадоксов, использование приемов сравнения и аналогий, варьирование задачи, переформулировка вопроса, предложение выдвигать гипотезы, опора на собственные исследования и случаи из практики своей работы, связь с новыми поисками в науке, показ «белых пятен», использование художественной литературы, исправление чьих-либо логических, фактических и прочих ошибок Приоритет общечеловеческих ценностей 46 На лекции проводится линия на целостное воспритяие мира 47 На лекции проводится линия на приоритет общечеловеческих ценностей (жизни, здоровья, красоты, любви, истины, добра и др.) перед технократическими и профессиональными На лекции проводится линия важности формирования не только концептуального интеллекта, но и интеллекта социального: 48 Ответственности каждого за жизнь и здоровье окружающих, за качество техно-генных действий, качество новых машин, технологий, т.е. за их человеко-природо-совместимость 49 Умение жить в социуме (среди людей), то есть умение правильно оценивать жизненные обстоятельства и действовать в соответствии с ними 50 Лекция, кроме когнитивного, содержит нравственный компонент, когда параллельно с научным мышлением воспитывается совесть («способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности на основе социально значимых норм») Общая сумма баллов
Посещаемость лекции студентами