1. Сущность и содержание воспитания.
Суть…как полноправного субъекта, ане объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка …не слепого ихвоспроизведения, а творческого использования. Воспитание представляет собой неприспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социальногобытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоенияобщественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшееразвитие — формирование ориентации детей на определенные ценности,самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. «Условиеэффективности воспитания — самостоятельный выбор или осознанное принятие детьмисодержания и целей деятельности». Под воспитанием понимаетсяцеленаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимойчеловеческой индивидуальности, обеспечивание роста исовершенствования нравственных и творческих сил этого человека, Достижения современной науки, свидетельствуюто том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитанияформируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развитияличности носит конкретно-исторический характер. Особую роль в воспитании играетискусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные видычеловеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мири самого себя. Просветительская ориентация в педагогике уступила место болеереалистичной, хотя никто не отрицал важность нравственного просвещения и знаниякак такового в процессе духовного развития личности. В этом тезисе четкоотражается принцип подхода к психическому развитию личности как к управляемомупроцессу Управление процессом воспитания, осуществляемое как целенаправленноепостроение и развитие системы задаваемой многоплановой деятельности ребенка,реализуется педагогами, вводящими детей в «зону ближайшего развития».Это означает, что на определенном этапе развития ребенок может продвигатьсядальше не самостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве сболее умными «сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно. всоответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его ых, трусливых и лживых.» При этом особое значениеприобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, егосознательных стремлений. Рост К такимконкретным чертам личности, которые формируются в процессе воспитания,относятся: ответственность и чувство внутренней свободы, чувство собственногодостоинства (самоуважение) и уважение к другим; честность и совестливость;готовность к социально необходимому труду и стремление к нему; критичность иубежденность; наличие твердых, не подлежащих пересмотру идеалов; доброта истрогость; инициативность и дисциплинированность; желание и (умение) пониматьдругих людей и требовательность к себе и другим; способность размышлять,взвешивать и воля; готовность действовать, смелость, готовность идти наопределенный риск и осторожность, избежание ненужного риска. Названный рядкачеств не случайно сгруппирован попарно. Этим подчеркивается, что нет качеств«абсолютных».
2
Структура воспитательного процесса представляет собойвзаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а такжедостигнутых результатов. Историческая и мировая практика показывают, чтоглавная цель воспитания определяется как формирование всесторонне и гармоничноразвитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности всовременном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего вбудущем. В целях гармоничного и всестороннего развития человека осуществляют умственное,нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание. Формы воспитания —это варианты организации конкретного воспитательного акта. Например:разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (вшколе, музее, театре, стадионе, в магазине), диспут на тему «Что важнее длячеловека — «Я» или «Мы»?», совместная акция взрослых идетей по благоустройству своего дома, озеленению двора. Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовнойкультуры, который используется для решения воспитательных задач. К нимотносятся: знаковые символы; материальные средства; способы коммуникации; миржизнедеятельности воспитанника; коллектив и социальная группа как организующиеусловия воспитания; технические средства; культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).Методические приемы — это конкретноепроявление определенного метода воспитания на практике.
3 закономерности процесса воспитания.
В системереальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективныепричинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогическихзакономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности естьотражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системереальных отношений воспитанника с внешним миром
Закономерности и метапринципывоспитания.Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическомпроцессе необходимо выделить главную — ориентациюна развитие личности. природосообразностьвоспитания. Развитиеличности в гармонии с общечеловеческойкультурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этойзакономерностью обусловлен другой метапринципвоспитания — принцип его культуросообразности.Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий, В. А.Сухомлинский и др. Современная трактовка принципа культуросообразностипредполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях истроиться с учетом особенностей этнической и региональной культур:, когда учащийся выступает субъектомвоспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Личностныйподход ,персона-лизациипедагогического взаимодействия,который требует отказа от ролевых масок, полисубъектного(диалогического) подхода. индивидуализации и творческойнаправленности воспитательного процесса. Данная закономерность составляетоснову такого метапринципа воспитания, как индивидуально-творческийподход. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условийдля самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческихвозможностей1 метапринципа, как профессионально-этическойвзаимоответственности. Метапринципыгуманистического воспитания — это концентрированное, инструментальноевыражение тех положений, которые имеют всеобщее значение, действуют в любыхпедагогических ситуациях и при любых условиях организации образования. Всепринципы определенным образом соподчинены, Одним из таких принципов являетсяпринцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагаетоптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организациипедагогического процесса. Большую роль в организации воспитания имеет принципсвязи воспитания с жизнью и производственной практикой. Особую роль в воспитательном процессеимеет обоснованный Б. Т.Лихачевым принцип эстетизациидетской жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения кдействительности Важнейший принцип организации детской деятельности — уважениек личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. А.С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и какможно больше уважения к нему. Реализация принципа уважения к личности всочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительноев человеке, на сильные стороны его личности. Школьники, которым оченьчасто напоминают о недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.-согласованности требований школы, семьи и общественности. Управлениедеятельностью воспитанников требует реализации принципа увлечения ихперспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости. Большое практическое значение в управлениидеятельностью воспитанников имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Педагогика, поутверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия.Каждое воздействие в соответствии с этим принципомдолжно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действиевсех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выборформ, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразнуюдеятельность воспитанников.
4 + 5 Принципы воспитаия
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ,основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека.П.в. отражают уровень развития общества, его потребности и требования квоспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели,содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стильвзаимодействия субъектов воспитания. В современной отечественной педагогикепроблема П.в. не имеет однозначного решения. Большое число П.в. объясняетсяразличным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания иобучения, а также идеологическими соображениями.
Принцип гуманистической направленностивоспитания. Идея о необходимости гуманизациивоспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее последовательноотразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого, а в 20в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип предполагаетпоследовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному исамостоятельному субъекту собственного развития, субъект-субъектныхотношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние настановление человека, на все аспекты его социализации.
Принцип природосообразностивоспитания. Идея о необходимости природосообразностивоспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита,Платона, Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Коменский. Развитие наук оприроде и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфересущественно обогатили содержание принципа. Его современная трактовкапредполагает, что воспитание должно основываться на научном пониманиивзаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общимизаконами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу ивозрасту, +Принцип культуросообразности воспитания.Идея о необходимости культуросообразности воспитанияпоявилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и И.Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. Ф. Дистервегом,в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться наобщечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормаминациональных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионовПринцип незавершимостивоспитания. принцип вытекает измобильного характера социализированности, которыйсвидетельствует о незавершимости развития личности накаждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о.,чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познатьсебя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду собщими сложились и специфические П.в., например конфессиональная педагогикаформулирует принципы религиозного воспитания, семейная — семейного воспитания,социальная педагогика — социального воспитания. Принцип вариативности социального воспитания. В современныхобществах вариативность социального воспитания определяется многообразием имобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества. Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, чтоколлектив — важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивноразрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современнаятрактовка принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь вколлективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаётусловия для позитивно направленных самопознания, самоопределения,самореализации и самоутверждения, а в целом — для приобретения опыта адаптациии обособления в обществе. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Принципдиалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, чтодуховно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитиеосуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых,содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными,эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а такжесовместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательныхорганизаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятсяпридать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.
6 + 7 понятие о воспитательной системе
современная школа рассматривается как сложная система,в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющихэлементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы — целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной цельювыступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие кактворческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цельреализуется на всех этапах функционирования педагогической системы школы, в еедидактической и воспитательной подсистемах В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- имакросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой(микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды — общество в целом.Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающуюсреду. Воспитательная система — это целостный социальный организм,функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания(субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающийтакими интегративными характеристиками, как образжизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова). Целесообразностьсоздания воспитательной системы обусловлена следующими факторами: + интеграциейусилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентовпедагогического процесса (целевого, содержательного, и т.д)+ расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения ввоспитательную среду окружающей природной и социальной среды + созданиемусловий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя,родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, Движущие силы развития воспитательной системышколы. Воспитательная система школы не задается «сверху», а создаетсяусилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми,родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи,определяются пути их реализации, организуется деятельность. Воспитательнаясистема школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобыуспешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Созданиесистемы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движениемк целостности. Таким образом, становление воспитательной системы всегда естьпроцесс интеграции. Интеграция прежде всего проявляется в сплочении коллектива,в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений,создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграцияпроявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповыхразличий, Самым нестабильным элементом системы является ее субъект — человек,всегда стремящийся к свободе и независимости. Элементом дезинтеграции можетбыть и материально-пространственная среда воспитательной системы. Ее объектывступают с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Еще одинэлемент, стимулирующий развитие системы, — социально-политическая ситуация,общественные ценности. система школы проходит в своем развитии четыре этапа. 1-становление системы. разработка теоретической концепции будущей воспитательнойсистемы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цельпервого этапа — отбор ведущих педагогических идей, формирование коллективаединомышленников 2 — отработка системы. На этом этапе происходит развитиешкольного коллектива, 3- окончательноеоформление системы. — это содружество детей и взрослых, объединенных общейцелью, 4 — перестройка воспитательнойсистемы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционнымпутем. Виктор Петрович Щетинин- Школакомплекс. Цель разностороннее развитие личн. ребенокможет переходить из класса в класс. 2 вида систем это Авторитарная игуманистическая. Воспит системы основанные на дид. принципах. Гербарт авторит. сист. 19 век Дистервег — гуманистич. Воспит. сис-ма класса. рзработкой занимается Кл. руководитель. Новикова караковский Щетинин. Главный пед.фактор это урок. Структура: 1.Концептуальная. 2. Субъекты 3. Цель 4. Задачи. 5. Содержание воспит сис-мы. Сидоркин-саморазвивающаяся. в.с. должна быть открытой. Ф-циив.с. интегрирующая, регулир., зазвивающ,защиты., коррекции, компенсации.
8 оценка эффективности воспитательной системы.
9 Гуманистич. воспитательныесистемы современной школы.
личн — ориент образование. Вцентре уникальность чел. достижение высших качеств- главная цель. Основуположили Бахтин Библер. в традиционном объяснение а вл.о. понимание и взаимопонимание. от объяснения к пониманию от управленияк самоуправлению. На исследовательский поиск. Физич. иинтеллектуальное развитие. Нужна пед. помощь и потдержка. Потдержка сформирована Амонашвили: 1. любить реб. 2. очел. среду в к-й он живет 3. прожить в ребсвое детство. Гуманно-личностная технология Амонашвили. в своейэкспериментальной школе педагогику сотрудничества. Итог это «школа жизни». Целевые ориентации технологии аманашвии в сл.: 1. способствовать становлению восп. и разв. в реб благодарного чел. 2. облагораживать душу и сердце реб. 3. раз. и стан. позн. сил. реб. 4. обеспечение условий для расширенного усвоения знаний и умений. и т.д.
10 + 11 + 24 понятие метода воспитания.
Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат,принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог долженпрофессионально владеть методами воспитания. Под методами воспитания следуетпонимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с цельюрешения образовательно-воспитательных задач. Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части,детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методуприемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельнойпедагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данныйметод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разныхметодах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включатьразличные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесно связаны междусобой, могут совершать взаимопереходы, заменять другдруга в конкретных педагогических ситуациях. Беседа, например, является однимиз основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же времяона может стать одним из основных методических приемов, используемых наразличных этапах реализации метода приучения… Есть методы, отражающиесодержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированныена работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-тоспецифических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системеобразования. Общими они называются потому, что сферы их примененияраспространяются на весь воспитательный процесс. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное ислучайное, теоретическое и практическое и тем самым способствуетцелесообразному и более эффективному их использованию, помогает понятьназначение и характерные признаки, присущие отдельным методам. +методыформирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, методпримера); +методы организации деятельности и формирования опыта общественногоповедения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций,педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); +методыстимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование,познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказаниеи др.); +методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
12 формы организации воспитательной работы с учащимися.
1публичнаялекция, 2. открытый микрофон 3. круглый стол (обсуждение проблем) 4.философский стол. 5. интеллектуальный аукцион. 6. дискуссионные качели. 8 деньчтения. Формы работы классного руководителя с учащимися. В соответствии сосвоими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы сучащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям: по видам деятельности — учебные, трудовые,спортивные, художественные и р.; по способу влияния педагога — непосредственныеи опосредованные; по времени проведения — кратковременные (от нескольких минутдо нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до несколькихнедель), традиционные (регулярно повторяющиеся); по времени подготовки — формыработы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, иформы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся; по субъектуорганизации — организаторами детей выступают педагоги, родители и другиевзрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициативаи ее реализация принадлежит детям; по результату — формы, результатом которыхмогут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественнозначимый продукт; по числу участников — индивидуальные(воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель — группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп, классов).
13 + 14 + 24 Понятие метода воспитания ихклассификация.
Чтобы увереннопрогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованныерешения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания. Подметодами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействияпедагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Метод воспитания распадается на составляющиеего элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. Поотношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеютсамостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которуюпреследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут бытьиспользованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителейможет включать различные приемы. Методы воспитания и методические приемы тесносвязаны между собой, могут совершать взаимопереходы,заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Беседа, например,является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений.В то же время она может стать одним из основных методических приемов,используемых на различных этапах реализации метода приучения… Есть методы,отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственноориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методыработы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания всистеме образования. Общими они называются потому, что сферы их примененияраспространяются на весь воспитательный процесс. Их классификация помогает выявить общее и особенное, существенное ислучайное, теоретическое и практическое и тем самым способствуетцелесообразному и более эффективному их использованию, помогает понятьназначение и характерные признаки, присущие отдельным методам. +методыформирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, методпримера); +методы организации деятельности и формирования опыта общественногоповедения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций,педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); +методыстимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование,познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказаниеи др.); +методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
13 Функции деятельности классногоруководителя. Основными направлениями деятельности классного руководителяявляются: Организация деятельности классного коллектива. Организация учебнойработы классного коллектива и дельных учащихся. Организация Изучение личности и коррекцияв воспитании школьников. Социальная защита Работа с родителями. Функцииклассного руководителя. Главное в деятельности классного руководителя — содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала,обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых идостаточных условий для активизации усилий детей по решению собственныхпроблем. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарныефункции, отнесенные им к группе целевых. Эти функции направлены на созданиеусловий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку какв решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке ксамостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основноесодержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальнаязащита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграцияусилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Срединих приоритетной является функция социальной защиты ребенка.
Целесообразнорассматривать социальную защиту в деятельности классного руководителя в широкоми узком смысле слова. В последнем — это деятельность, направленная на защитудетей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети измногодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и т.пДля достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классныйруководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированиемотношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, егосплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют второйуровень его функций — социально-психологических, к которым относится преждевсего организаторская. Главноеназначение организаторской функции — поддержка положительной детскойинициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы исамих школьников. Другими словами, классный руководитель не столько организуетучащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразнойдеятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободногообщения, являющегося частью досуга. Важной на этом уровне представляетсяфункция сплочения коллектива, Третийуровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие излогики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью.Это — управленческие функции, к которым относятся: диагностическая,целеполагания, планирования, контроля и коррекции. В планировании важно тесноесотрудничество классного руководителя с коллективом класса. При этом степеньучастия детей зависит от их возраста. Планировать следует то, что ведет к цели.Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны,положительных результатов, а с другой — причин недостатков и возникающих впроцессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроляосуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом,так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работыклассного руководителя — Права классногоруководителя. Классный руководитель — административное лицо. Он имеетправо: + получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;+ контролировать успеваемость каждого ученика;+контролировать посещаемость учебных занятий детьми; +координировать инаправлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога исоциального педагога); +организовывать +приглашать родителей, решая вопросы,связанные с воспитанием и обучением учащихся; +получать помощь отпедагогического коллектива школы; +определять индивидуальный режим работы сдетьми Обязанности классногоруководителя заключаются в следующем: +организации в классеучебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительногопотенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;+оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можнопривлечь психолога); +установлении контактов с родителями и оказании им помощив воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).
14 основные направления работы Классного руководителя.
Права классногоруководителя. Классный руководитель — административное лицо. Он имеет право: +получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;+ контролировать успеваемость каждого ученика;+ контролировать посещаемость учебных занятийдетьми; +координировать и направлять в единое русло работу учителей данногокласса (а также психолога и социального педагога); +организовыватьвоспитательную работу с учащимися класса через проведение «малыхпедсоветов», педагогических консилиумов, тематических и другихмероприятий; +выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения,согласованные с коллективом класса; +приглашать родителей (или лиц, ихзаменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию поделам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическуюкомиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решаявопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся; +получать помощь отпедагогического коллектива школы; +определять индивидуальный режим работы сдетьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации); +отказываться от лежащихза границами содержания его работы поручений. Классный руководитель имеет правовести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатыватьавторскую программу по своему предмету, если он является еще иучителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательнойработы) деятельности.
Обязанностиклассного руководителя заключаются в следующем: +организации в классеучебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительногопотенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;+оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можнопривлечь психолога); +установлении контактов с родителями и оказании им помощив воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).
15 планирование воспит.работы классного руководителя.
Под планированием воспитательной работы в классе следуетпонимать процесс совместной деятельности классного руководителя, детей ивзрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательногопроцесса и жизнедеятельности в классном сообществе.Основу этойдеятельности составляет моделирование,ведь план воспитательной работы — это нечто иное, как модель одного изфрагментов будущего состояния воспитательногопроцесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать следующие принципы педагогического моделирования: системности,конкретности, оптимальности, диалога,индивидуальности, научности, непрерывности.Рассмотрим каждый из перечисленныхпринципов.Опираясь в совместной деятельности с коллегами, учащимися и родителями на перечисленные принципы, классный руководитель составляет календарныйили перспективный план работы. Календарный план воспитательнойработы охватывает недельный или месячный промежуток времени и содержит такую информацию,как наименование планируемых дел, дата и время их проведения, фамилииорганизаторов проводимых мероприятий. Сначалаоб алгоритме разработки перспективного плана. Он представляетсобой своеобразнуютехнологическую цепочку последовательно выполняемых действий классного руководителя и другихучастниковпланирования. Основными звеньями этой цепочки являются следующие: 1 определение классным руководителемпорядка и сроков действий по планированиювоспитательной работы и жизнедеятельностикласса; педагогический анализ состоянияи результатов воспитательного процесса; моделирование классным руководителем образа класса, его жизнедеятельности и воспитательного процесса в нем;коллективное планирование; 2 уточнение, корректирование и конкретизация педагогического замысла, оформление плана воспитательнойработы. Первый шагклассного руководителя — это определениепорядка и сроков действий по разработке плана. Фактически педагогу надо сначала составить план посозданию другого плана. рисоставлении плана совместной деятельности по осуществлению перспективного планирования следуетопределить формы испособы участия учащихся и родителейв данном процессе, решить с психологом, заместителем директора по воспитательной работе и другими членами педагогического коллектива вопросыопсихолого-педагогическом обеспечении действий по разработке плана. Второй шагв деятельности по планированию воспитательного процесса в классе — этоанализ воспитательной работы за прошедший учебный год