Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО/Ярославский Государственный педагогическийуниверситет им. К.Д. Ушинского
Реферат
по предмету: Педагогика
на тему
«Жизненный путь и деятельность В.С Сухомлинского»
Студентки заочного отделения 3 курса
Педагогического факультета Матусяк А.Е
Специальность: Музыкальное
образование Группа: 63 «Г»
шифр 0221 — Педагог: Дасков В.Я
Город Ярославль2011 год
План
Вступление
Биография
1. Педагогическая деятельность В.ССухомлинского
2. Философско – педагогические идеи В. А.Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия
3.Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода
4.Сухомлинскийоб учении, или советы педагогам
Заключение
Литература
сухомлинскийпедагогический философский
Вступление
Вмоем докладе поместилась лишь очень малая часть всего написанного ВасилиемАлександровичем Сухомлинским. Ежедневно вставал он в 4-5 утра, покидалквартиру, входил в свой маленький кабинет директора и работал до восьми часов –обдумывал свои книги и статьи, писал их четким, мелким, неторопливым почерком…В 8 утра он открывал дверь кабинета в противоположенной стене и выходил прямо вшкольный коридор, навстречу к детям.
Сухомлинскийписал двадцать лет. Сначала это были статьи в педагогической периодике. В 1956году вышла первая большая книга: «Воспитание коллективизма у школьников». Затемвыходят книги: «Педагогический коллектив средней школы», «Воспитаниекоммунистического отношения к труду», «Воспитание советского патриотизма».
В1961 году в Москве вышла книга Сухомлинского «Духовный мир школьника». Здесьвпервые были сформулированы общие взгляды Сухомлинского на воспитание.
Еслибы Сухомлинский уже в начале своей литературной деятельности составил план нажизнь, то вряд ли он смог бы сделать его более четким и последовательным, чемполучилось на самом деле. Изумительная неспешность и основательность.Постепенное нарастание накала страсти. С каждой книгой, с каждой статьейСухомлинский все дальше выходит на те просторы публикации, на которыхпедагогика перерастает узкоспециальные интересы и становится глубокимразмышлением о жизни и человеке.
Ичем больше читаешь Сухомлинского, тем глубже понимаешь, что все его книги истатьи объединяет мысль: для гармонического воспитания и развития человеканеобходимо пользоваться разумно отобранными гармоничными средствами.
Биография
Родился Василий Александрович Сухомлинский в 1918 году вселе Васильевка на Херсонщине в бедной крестьянской семье. В 1933 году окончилсемилетку. В те годы в стране велика была потребность в учительских кадрах. В1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугскомпедагогическом институте. С 1935 года начинается долгий педагогический путьВ.А.Сухомлинского. В 1938-м он закончил Полтавский педагогический институт. Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 годапризван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западноми Калининском фронтах, участвовал в Смоленскомсражении и битве под Москвой. В январе 1942 годабыл тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и послевыписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944годы работал директором школы посёлкаУва Удмуртской АССР. Возвратившись народину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, смалолетним сыном были убиты немецкими оккупантами.
С 1944 года —заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 годадо последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлкаПавлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955 годузащитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организаторучебно-воспитательного процесса».
Сухомлинский —автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучениюмолодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитаниедетей, личности. В условиях тоталитарной системы он воспитывал в детях чувстводостоинства, воспитывал гражданина.
1. Педагогическая деятельность
В.С Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему,основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшейценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельностисплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическоевоспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящихличностей», а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинскийстроил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделялформированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил словуучителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок,художественных произведений и пр. («Сердце отдаю детям», 1969).Разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой».Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковаласьофициальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм». Вцелостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах окоммунистическом воспитании» (1967) и др. произведениях.
Его идеи воплощены в практику мн. школ. Созданы Международнаяассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователейСухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).Книга его жизни — «Сердце отдаю детям». Его жизнь — воспитание детей,личности, рождения гражданина. В условиях жестокого атеизма, тоталитарнойсистемы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства,воспитывал гражданина. В 1935 году вышла в свет книга Антона Макаренко«Путевка в жизнь». В 1935 году Василий Сухомлинский начал своеслужение народу на педагогической ниве. Он является воспитанником Полтавскогопедагогического университета им. Короленко, прожил яркую педагогическую жизнь,оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку к жизни и успеху не толькоученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов. Он изложил своеисследовательское наследие в книге «Сердце отдаю детям».
Исчерпаны ли егопедагогические достижения? Они неисчерпаемы. Многие его идеи оказалисьчрезвычайно полезными для общества зернами, которые дали и будут давать плоды.
В.А.Сухомлинский имел свои взгляды на роль и значение учителяв жизни ребенка. У педагога должно быть призвание. Беспредельная вера вчеловека, в силу воспитания.
Сухомлинский говорил: «Я вижу воспитательный смысл в том,чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну,приобщение к жизни в природе...". В книге «Сердце отдаю детям»Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте изисточника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми;исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. » Онотмечает, что «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке-дело значительно более сложное, чем провести уроки. ». Так как на организациюэкскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организациюурока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии «спустярукава», не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать,что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами.
Сухомлинский отмечает: «Детям не надо много говорить, ненадо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно изсамых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, нои молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное.Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природыребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать. „
Отношение детей к объектам природы известный педагог тесносвязывал с тем, что природа — это наш родной край, земля, которая нас вырастилаи кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа невоспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. “Меняпоражало, — говорит Сухомлинский — что восхищение детей красотой переплеталосьравнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой — это лишь первый ростокдоброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление кдеятельности. » Сухомлинский предлагает для реального воплощения этогоположения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходеза животными, организовать «птичьи» и «звериную» лечебницы,садить деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать еекрасоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства сраннего возраста. Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувствадолжны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка,доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающегомира». И в настоящее время вопросы экологического воспитаниярассматриваются многими педагогами. Академик И.Д. Зверев пишет: «Остротасовременных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задачперед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение,способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу,бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить»просвещением" школьников в области охраны природы. Весь комплексэкологических проблем современности потребовал нового философского осмысления,коренного полного и последовательного отражения многоаспектности экологии вшкольном образовании". По мнению авторов, высокая культура воспитателей ивладение разнообразными средствами общения — эффективный способ воздействия навоспитанников, на развитие их личности. В построении диалогического общениявидели суть воспитания В.А. Сухомлинский и Я. Корчак, выделяя ряд следующих егохарактеристик. Во-первых, равенство позиций воспитателя и воспитуемого, котороевыражается в том, что ученик является активным субъектом воспитания исамовоспитания, имеет возможность воздействия на воспитателя. Во-вторых,познание, изучение ребенка является основным стержнем, на котором строится всеобщение с ним. В-третьих, результаты общения не сводятся к оцениванию, подход квоспитаннику через усиление положительных личностных качеств и устремлений,сильных сторон на борьбу с собственными слабостями таким образом, чтобыребенок, получая от воспитателя сведения о себе, учился давать себе оценки сам.В-четвертых, подчеркивается необходимость искренности и естественности впроявлении эмоций. Центральная роль в реализации принципа самовоспитанияпринадлежит воспитателю. Опыт работы В.А. Сухомлинского показывает, чтообщение-диалог развивает у воспитателя и воспитанников уверенность всобственных силах и критичность в отношении к себе, доверие и требовательностьк окружающим людям, готовность к творческому решению встающих проблем и веру ввозможность их решения.
В.А.Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовногообщения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса педагогаи учащегося.
Можно ещё раз подчеркнуть, что В.А.Сухомлинский — талантливыйпедагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям ираздумьям об их воспитании. Его книги явились редким в 60-70-е гг. XX в.примером гуманной педагогики, нашедшей блестящее воплощение в практике работыего «Школы радости». Педагогические идеи Сухомлинского представляютсяактуальными и в наше время.
Большая любовь и уважение к украинскому просветителю живет вдушах людей из разных уголков Земли.
Искренняя любовь к детям, романтическая устремленностьличности, страстность и убежденность отличали выдающегося педагога ВасилияАлександровича Сухомлинского.
Замечательный педагог-новатор, страстный публицист, онпродолжил и творчески развил лучшие традиции советских педагогов. Еще при жизнио Сухомлинском говорили: не человек, а целое научное учреждение. За двадесятилетия – 35 книг, сотни научных статей и публицистических статей-раздумий.Творчество Сухомлинского сравнивают с вечнозеленым деревом, у которого гибкиекорни, крепкий ствол и раскидистая крона, ветви которой из года в год даютновые побеги.
Основное внимание в своейдеятельности В.А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколенийкоммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той илииной степени были посвящены все его работы. Опираясь на идеи Н.К. Крупской иА.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский глубоко проанализировал с современных позицийпроцесс умственного, нравственного, трудового и эстетического формированияЛичности в различные периоды детства и юности. Он показал, какие огромныевоспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальнаядействительность, особенно в условиях сельской местности. Активныйпоследователь и продолжатель идей А.С. Макаренко В.А. Сухомлинский внес многонового в методику работы с коллективом и отдельным учеником, при этом онучитывал новые условия нашей жизни, по-новому сложившиеся взаимоотношения семьии школы, отличные от тех, которые существовали 40—50 лет назад. Глубоко иоригинально разрабатывал В.А. Сухомлинский вопросы воспитательного воздействиятрадиций, фольклора, природы и многие другие.
Важное место в его деятельностизанимала проблема творческого отношения каждого педагога к своейпрофессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге“Разговор с молодым директором школы” В. А. Сухомлинский высказал свое глубокоеубеждение в необходимости этого, он писал: “Если вы хотите, чтобыпедагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроковне превратилось в скучную, однообразную повседневность, ведите каждого учителяна счастливую тропинку исследования”.
Деятельность В. А. Сухомлинскогооказывает большое влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания. 2. Философско – педагогические идеи В.А. Сухомлинского и ихразвитие во второй половине XX столетия
В50 – 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенновозвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поискиоснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодомдля этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, основаннойна любви, уважении, свободе личности, на внимании к ребенку, к егоиндивидуальным особенностям и внутреннему миру. Примером такой новой педагогикиявилась концепция В. А. Сухомлинского, оказавшая значительное влияние на всюсоветскую педагогику 60-80-х гг. XX столетия.
СухомлинскийВасилий Александрович окончив рабфак и Полтавский пединститут, с 1944 г.возглавлял Павлышскую среднюю школу в Кировской области, которая сталалабораторией для его творческих поисков. Он достиг и славы и почета, сталЗаслуженным учителем Украины, Героем Социалистического Труда СССР. Сухомлинский– педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрожденияобновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритетаобщечеловеческих ценностей, что нашло отражение в его работах «Павлышскаясредняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор смолодым директором», «Три письма о любви» Сухомлинским написано более 30 книг и5000 статей, большая часть которых известна не только на Родине, но ипереведена в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польше, Японии, в другихстранах.
Сухомлинскийодним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатыватьгуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В егоработе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет о том, что«каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юностидолжен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда итворчества» (Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитойличности // История педагогики в России. М., 1999. С. 373). Сухомлинский неустанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любомдеянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитаниенравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных ивозрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическоемастерство учителя.
Исходнойточкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания уребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего делаи ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, передсобственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не простопередать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самымтрудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где онможет достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы изисточника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовнобогатым» (Там же).
Сферойразвития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармоническиразвитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности,которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путьк гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.
Современность,как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечиваетразвитие гармоничной личности. Поэтому тезис: «вход в тот дворец, имя которому –знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслилсяи переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества...» (Там же.С. 374) должен стать обязательным для любого представителя молодого поколениянашей страны.
Особаяпроблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложностьзаключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей.Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать «что» именно имеетправо, и в первую очередь – нравственное право, желать каждый конкретныйчеловек. Поэтому «воспитание культуры желаний – один из самых ярких оттенковтой сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни» (Тамже. С. 374-375). Культура желаний есть обратная сторона долженствования, тоесть человек, умеющий желать, понимает и чувствует, что позволительно илинепозволительно. Воспитывая культуру желаний, мы останавливаем развитиеприхотей, которые унижают человека. В связи с этим, Сухомлинскийпропагандировал правило: «Воспитание культуры желаний в большей мереопределяется тем, насколько мудрая гармония устанавливается в жизни человекамежду удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием,удовлетворением потребностей духовных» (Там же. С. 375). Проблемой современнойшколы, образования и воспитания, по мнению Сухомлинского является то, чточеловек, получивший хорошее образование не хочет участвовать в процессематериального труда. Это есть пережитки старого мира. Наше общество, какуказывает Василий Александрович, наши учителя и воспитатели должны понять, чтофункция образования изменилась. Образование перестало быть средствомосвобождения от труда. Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность –практическую и нравственную – к этому труду, но и стремление, желание, влечениепосвятить ему всю свою жизнь» (Там же. С. 377).
ВасилийАлександрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играютвзаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными,доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок вшколе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтениестихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Например, он писал:«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения кдобру, красоте и человечности» (Цит. по: Лушников А. М. История педагогики.Екатеринбург, 1995. С. 355). Именно через подобные моменты формируетсядрагоценный опыт общения учеников и воспитателей.
Учительв первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мирребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет вмире ничего сложнее и богаче человеческой личности» (Там же). И именно кличности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек,которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующийребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.
Приоритетв своей педагогической системе Сухомлинский уделял, как мы уже отмечали,нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувствесправедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю»(Там же). При этом основным методом считал слово, но не назидательное илиподавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова иего воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича,должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение,должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью.Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», котороеспособно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же – школьныхконфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-забоязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенкунравственные нормы.
Новойв теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы исемьи, как он это называл – «содружество семьи и школы». В статье «Слово котцам», в других работах автор пропагандировал идею возвращения педагогическойответственности в семью. Он писал, что не только школа воспитывает и даетобразование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка онавыполняет эти же функции. Поэтому семья.и школа должны развиваться вместе.Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей,но и родителей. Сухомлинский по этому вопросу писал: «Совершенствование,углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление ролисемьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где двавоспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьмиодни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения,всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений нив целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания» (Сухомлинский В. А. Проблемывоспитания всесторонне развитой личности. С. 377).
Семьяи школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности,правила жизни в обществе. Это должно осуществляться исходя из правила, чтоподлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.
3.Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода
Гуманистическиеидеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующегопоколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированномподходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия.Педагоги этого направления выступили против авторитарной педагогики и школы,они предложили свой подход для преобразования отечественной школы. Мы можем вданном случае обратиться к разработкам В.В. Серикова, В.А. Петровского, И.С. Якиманской,В.В. Зайцева, А.Г. Козловой, Е.В. Бондаревской (См.: Сериков В.В. Личностныйподход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994).
Авторитарнаяпедагогика провозглашала принципы: педагог должен выполнить задачу, возложеннуюна него обществом, а ребенок (ученик) должен соответствовать той идеальноймодели, которая также запрограммирована обществом. Личностно-ориентированныйподход ставил принципиально другие задачи. Он основывался на признании правакаждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной ксамоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, при чем личностью,умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей,правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим, кокружающей действительности.
Вличностно-ориентированной педагогике можно выделить два аспекта, определяющихфункционирование друг друга:
· Ориентированность педагога на личностную модель построениявзаимодействия с учащимися;
· Построение процесса обучения и воспитания с максимальнымзадействованием, механизмов функционирования личности учащегося (мотиваций,ценностей, «Я-концепции», субъективного опыта и т. п.).
Осуществлениетакого подхода к образованию и воспитанию возможно лишь в случае если педагогобладает определенным мировоззрением, которое является основой егопедагогической деятельности. Значимым является и тот факт, что педагогсформировал для себя концепцию деятельности.
Заслуживаетинтереса теория личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской (См.:Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996).
Воснове ее концепции лежит признание индивидуальности, самоценности каждогочеловека, наделенного неповторимыми способностями и субъектным опытом.Якиманская пишет: «Данный термин (субъектный опыт – Н. Н.) означает опытжизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи,социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей ивещей. Субъектный опыт называют личным, собственным, индивидуальным, прошлым,житейским, стихийным и т. п. В этих названиях фиксируются разные аспекты,источники приобретения этого опыта. Употребляя термин «субъектный опыт», мыподчеркиваем его принадлежность конкретному человеку как носителю собственнойбиографии» (Там же. С. 9-10).
Ценностьребенка в данном случае не столько как пример воспроизводства общественногоопыта, сколько его индивидуальности. Задача школы – максимально выявить ииспользовать индивидуальный опыт учащихся, «окультурить» его путем обогащениярезультатами общественно-исторического опыта. А отсюда, цель обучения состоитне только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линиюпсихического развития, она заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку сучетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальныеспособности, развиваться как личность творческая, думающая.
Личностно-ориентированноеобучение, по мнению В. А. Петровского, должно иметь свою теорию и практикудидактики (См.: Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного иначального школьного образования, педагогов, психологов / Под ред. В. А. Петровского.М., 1995). В основе его подхода три основополагающих позиции: вариативностьмоделей обучения; синтез интеллекта, аффекта и действия; приоритетность старта(имеется в виду то, что каждый ребенок должен иметь возможность изначальновыбрать те виды деятельности, которые имеют для него наибольшую ценность).
Реализацияличностно-ориентированной дидактики направлена на развитие самоценный формактивности детей, что реализуется в трех направлениях:
· Развитие познавательных устремлений (предусматривает насыщениеобразовательного процесса интеллектуальными эмоциями);
· Развитие волевых устремлений (установление наилучшего соотношениямежду стремлением ребенка к свободной деятельности и существующимиограничениями);
· Развитие эмоциональных устремлений (создание эмоциогенной среды,которая является основой для развития познавательной, произвольной, волевойсфер личности, эмпатийных процессов в системе «ребенок-взрослый»,«ребенок-ребенок»). Вариант личностно-ориентированного образования предлагаетВ. В. Сериков. Он исходит из того, что целью образования является несформирование личности с заранее определенными, заданными характеристиками, асоздание условий для полноценного проявления и развития собственно личностныхфункций учащегося. Сериков определяет их таким образом:
o функции мотивации (понятие и обоснование деятельности);
o функции коллизии (видение скрытых противоречий действительности);
o функции опосредования (по отношению к внешним воздействиям ивнутренним импульсам поведения);
o функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);
o функции рефлексии (конструирование и сохранение определенногообраза «Я»);
o функции смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов,включая и смысл жизни);
o функции ориентации (построение личностной картины мира);
o функции обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира,творческого характера любой личностно значимой деятельности;
o функции самореализации (стремление к познанию своего образа «Я»окружающими);
o функции обеспечения уровня духовности жизнедеятельности всоответствии с личностными притязаниями.
Сериковпредлагает технологии, с помощью которых возможно активно стимулироватьразвитие указанных функций. Это:
· задачный подход, при котором изучаемый материал поддается ученикукак жизненно значимая проблема;
· учебный диалог, с помощью которого осуществляется совместный поискучителем и учащимся ценности и смысла изучаемой проблемы;
· игровая технология, предусматривающая моделирование конфликтнойили проблематичной ситуации, на примере которой закрепляется навык принятиясамостоятельного решения, выполнения определенной социальной роли.
Вцелом, мы можем отметить общие принципы конструирования образовательногопроцесса на основе гуманистических ценностей, получающих все большее развитие впоследнее десятилетие в России: принцип свободы; принцип созданияненасильственной развивающей социально-педагогической среды; принцип насыщенияжизнедеятельности образовательного учреждения новым содержанием, толерантноориентированным; принцип личностного подхода ко всем участникамобразовательного процесса.
Эпохасоветской педагогики представлена довольно разнообразным спектромпедагогических идей, она пережила свою революцию. Как бы сейчас невоспринимались отдельные ее положения, в целом можно говорить о том, что опыт советскойпедагогики должен быть оценен с современных позиций и, можно не сомневаться, онпредоставит множество идей для будущего развития образования в России.
4.Сухомлинский об учении, или советы педагогам.
Умственныйтруд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребенкаконечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственныхусилий, как у взрослого. Источник желания учиться – в самом характере детскогоумственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальныхпереживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приемами не заставишьребенка сидеть за книгой.
Учеников,особенно в подростковом и юношеском возрасте, нисколько не волнуют такиеубедительные, с точки зрения учителя, доводы, как «надо учиться хорошо, надовыполнять свой ученический долг, ваш труд – это учение» и т.п. подростки июноши обо всем стремятся иметь свою, личную точку зрения, все взвесить иосмыслить.
Клюбому убеждению, а тем более к убеждению, что учиться надо хорошо, учащихсянужно подводить исподволь.
Сильноевоздействие оказывает не прямое, а косвенное убеждение, когда личность педагогакак бы отходит на задний план.
Ученикдолжен осмысливать приобретаемые знания как результат своего умственного труда.
Сухомлинскийутверждал, что нет, и не может быть, детей, которые не хотели бы учиться ссамого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание в своюочередь – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становиться все крепче иразрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков – учитьвоспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте.
Асамое главное, что все наши замыслы, все поиски и построения превращаются впрах, если нет у самих учеников желания учиться. А это желание приходит толькос успехом в учении. Получается как будто парадокс: для того чтобы ребенокуспевал и хорошо учился, надо чтобы он не отрывался от обучения, учился хорошо.И в этом кажущемся парадоксе Сухомлинский и заключил всю сложностьпедагогического дела. Интерес дела есть только там, где есть вдохновение,рождающееся от успеха; усидчивость по Сухомлинскому – это вдохновение,помноженное на уверенность ребенка, что он достигнет успеха.
Помнению Сухомлинского, учение может стать для детей интересным, увлекательным делом,если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.Забота Сухомлинского об успехах в учебе начиналась с заботы о том, как питаетсяи спит ребенок, каково его самочувствие, как он играет, сколько часов бывает насвежем воздухе, какую книжку читает и какую сказку слушает, что рисует и каквыражает в рисунках свои мысли и чувства, насколько чутко воспринимает радостии невзгоды людей.
Помимоувлечения занятиями дети должны также быть любознательными. Любопытство – этонеискоренимое свойство человека. Где нет любознательности – нет школы.Интеллектуальное равнодушие, убогость интеллектуальных эмоций – все этопритупляет чуткость к мудрости, к новизне, к богатству и красоте мысли ипознания. Если на уроке, после рассказа учителя, нет никаких вопросов – «все,мол, понятно», — это первый признак того, что в классе нет интеллектуальныхпотребностей, а осталась лишь скучная, тягостная обязанность изо дня в деньучить уроки, — пишет Сухомлинский.
Нопомимо задавания вопрос, учащиеся также должны и отвечать. Ведь мышление науроке начинается там, где у ученика появляется потребность ответить напоставленный вопрос. Вызвать эту потребность – это и значит поставить цельумственного труда. Это самое трудное дело и самый верный показатель мастерствапедагога. Ребенок ищет, стремится найти ответы правда только на те вопросы,связанные с явлениями, отдельные стороны которого ему в какой-то мере известны.Если же рассказать ученику мало знакомую ему тему, а затем задать вопрос, — унего вряд ли появятся желанье искать на них ответы.
Сухомлинскийсоветует всем учителям: берегите огонек пытливости, любознательности, жаждызнаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успехав труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждоепреодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте ими. Незабывайте, что почва, на которой стоит ваше педагогическое мастерство, — всамом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Заботливо обогащайтеэту почву, без нее нет школы.
Естьучителя, считающие своим достижением то, что им удается создавать на уроке«обстановку постоянного напряжения» детей. Чаще всего это достигается внешнимифакторами, играющими роль узды, удерживающей внимание ребенка: частыми напоминаниями(слушай внимательно), резкими переходами от одного вида работ к другому,перспективой проверки знаний сразу же после объяснений (точнее угрозойпоставить двойку, если ты не слушаешь, то, что я рассказываю), необходимостьюсразу же после объяснения материала выполнить какую-нибудь практическую работу.
Спервого взгляда все эти приемы создают видимость активного умственного труда,но какой ценой все это достигается и к чему приводит? Постоянное напряжение силдля того, чтобы быть внимательным и не пропустить чего-нибудь изматывает,изнуряет, истощает нервную систему, особенно при условии того, что дети в школееще не научились быть внимательными и не могут себя заставить это сделать. Непотерять на уроке ни одной минуты, ни одного мгновения без активногоумственного труда – что может быть глупее в таком тонком деле, как воспитаниечеловека. Подобная целеустремленность в работе учителя прямо означает: выжитьиз детей все, что они могут дать. После таких «эффективных» уроков ребенокуходит домой уставший, он легко раздражается, и нет никакого желания делатьдомашнее задание.
Естьв жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назватьдушевным равновесием. В это понятие Сухомлинский вложил следующее содержание:чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах,вера в возможность преодоления трудностей. Характерной особенностью душевногоравновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные,товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевногоравновесия невозможно нормально работать; там, где его нет, жизнь коллективапревращается в ад. Каким же путем создать и – что особенно важно – поддержатьдушевное равновесие?
Личныеопыты Сухомлинского убедили его, что самое главное в этой тонкой сфервоспитания – постоянная мысленная деятельность – без переутомления, без рывкови спешки.
ВасилийАлександрович Сухомлинский всегда с большой тревогой думал о психозе погони заотличными оценками, — этот психоз рождается в семье и захватывает педагогов,ложиться тяжелым бременем на юные плечи школьников, калечит их. У ребенка нет вданное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуютот него только пятерок, в крайнем случае мирится с четверками, и несчастныйшкольник чувствует себя чуть ли не преступником, получая три.
Такое,на первый взгляд, простое дело, как оценка знаний учащихся, — это умениеучителя найти правильный подход к каждому ученику в частности, умение лелеять вего душе огонек жажды познания.
Втечение 4-х первых лет обучения в школе Сухомлинский никогда не ставил учащимсянеудовлетворительные оценки – ни за письменные работы, ни за устные ответы.Дети учатся читать, писать, решать задачи. Он оценивал труд лишь тогда, когдаоценка приносила положительные результаты.
Спервых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляетсяидол – отметка. Только для одного ребенка он добрый и снисходительный, а длядругого – жестокий и безжалостный. Но Сухомлинский всегда был далек отнамерения отказаться от оценочной системы. «Нет, без отметки не обойтись. Ноона сама должна прийти к ребенку тогда, когда он уже будет понимать зависимостькачества своего умственного труда от личных усилий, затраченных на учение. Исамое главное, что, на мой взгляд, требуется от отметки в начальной школе, — это ее оптимистическое, жизнерадостное начало. Отметка должна вознаграждатьтрудолюбие, а не карать за лень и нерадивость».
Ребенок,никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того,что трудности преодолены, — это несчастный человек. Несчастный человек –большая беда для нашего общества.
Ученикиходят в школу, и их успех в учении – это единственный источник внутренних силребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.
Главноерабочее место школьника – парта, класс, стол в школьной лаборатории…Главныйобъект его труда – книга, тетрадь, главный труд в школе – учение.
Подлиннаяшкола – это царство деятельной мысли. Если скажем, что сегодня ученику надоизучить 10 страниц школьного материала, то он станет тружеником мысли лишьтогда, когда самостоятельно прочтет 20, 30, 40 страниц школьного материала.
Сухомлинскийвыделил важнейшие умения, которыми ученик должен овладеть в течение десяти лети вот, что получилось:
бегло,выразительно, сознательно читать;
бегло,достаточно быстро и правильно писать то, что диктует учитель;
думать,сопоставлять, сравнивать несколько объектов, предметов, явлений;
наблюдатьявления окружающего мира;
выражатьмысли словами;
выделятьлогически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь ивзаимозависимость между ними;
находитькнигу по интересующему вопросу;
находитьв книге материал по интересующему вопросу;
делатьпредварительный логический анализ текста в процессе чтения;
слушатьучителя и одновременно записывать кратко содержание мыслей;
читатьтекст и одновременно слушать инструктаж учителя о работе над текстом, надлогическими составными частями;
написатьсочинение – рассказать о том, что ученик видит вокруг себя, наблюдает и т.д.
Ужебеглый взгляд на этот график вызывал у Сухомлинского тревогу. Сразу же сталиясными истоки отдельных трудностей, с которыми встретятся ученики и учителя…Странное дело! Ребенок еще не умеет читать, а ему уже надо дела логическийанализ прочитанного…
Ачто же если ребенок не будет справляться или просто не захочет? Страшная этоопасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцыи годы — это развращает, морально калечит человека, и ничто не поможетвозместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен бытьтружеником, — в сфере мысли.
Заключение
То,о чем писал Сухомлинский, было в реальности и может быть в каждой школе; в егоопытах нет ничего такого, что было бы недоступно любому рядовому учителю. Остаетсятолько привести слова, которыми Василий Александрович закончил монографию«Павлышская средняя школа»:
«Мынадеемся, что педагогические коллективы, заимствующие наш опыт, не будутмеханически копировать его детали… Убеждение педагога – самое ценное в школе».
Списоклитературы
1.С. Соловейчик «В.А.Сухомлинский о воспитании», М., 1975г.
2.В.А. Сухомлинский«Павлышская средняя школа», М., 1969г.