--PAGE_BREAK--
2. Расходы на обучение и источники финансирования иностранных студентов.
Экономическая эффективность.
Ценовая политика четко коррелирует с рейтинговой позицией: самое дорогое обучение — в США, далее — по нисходящей согласно лидерскому списку.
Международные цены годичного обучения иностранного студента в США в среднем составляют 15-25 тысяч долларов США (в том числе на медицинских факультетах — 20 тысяч долларов). Обучение по популярной сегодня специальности магистра делового администрирования («Master of Business Administration», сокращенно MBA) в университетах Нью-Йорка, Чикаго, Пенсильвании, Филадельфии (США) обходится в 30-35 тысяч долларов в год, а в менее известном Университете Стрэтклайд (Глазго, Великобритания) — 22 тысячи долларов.
В Англии цены чуть ниже — 12−20 тыс. долларов. В провинциальных английских университетах программу МВА можно освоить за 9-10 тысяч долларов в год.
По другим подсчетам, академический курс в Англии на базе среднего образования на соискание степени бакалавра стоил для иностранцев в 2000 году от 40 000 до 50 000 долларов США. Проживание и питание в Лондоне стоит иностранным студентам до 14 500 долларов в год. В итоге, один год жизни и учебы на степень бакалавра в Англии обходится иностранному студенту в сумму от 50 до 65 тысяч долларов. Годичный постдипломный теоретический курс в британских университетах, завершающийся степенью магистра права, естественных или гуманитарных наук стоит иностранцам в среднем от 32 до 50 тысяч долларов. Еще дороже обходится двухгодичное обучение в аспирантуре от 64 до 100 тысяч долларов, без учета расходов на проживание, питание и т.д. В Таблице 3 представлен каталог самых популярных учебных заведений Великобритании, а также соответствующая стоимость обучения.
Таблица 3 — Каталог университетов.
Название
Месторасположение
Профилирующие факультеты
Стоимость обучения в год в фунтах
Cambridge University
Кэмбирдж
Экономика, право, медицина, естественные науки, инженерные науки,
12 500
Central Saint Martins College
Лондон
Мода и текстиль, изящные искусства, живопись, драма
12 000
Edinburgh University
Эдинбург
Экономика, право, медицина
12 000
Imperial College
Лондон
Медицина, естественные науки, инженерные науки
12 500
London School of Economics
Лондон
Экономика, бизнес и менеджемент, право, социология
12 500
Manchester University
Манчестер
Экономика, Mедицина
9 500
Oxford Brooks University
Охфорд
Бизнес, общественные науки, право, гостиничный менеджемент, мтроительство, педагогика, спорт и др.
8 600
Oxford University
Оксфорд
Экономика, право, инженерные науки, медицина, архитектура, искусство и дизайн
12 000
Birmingham University
Бирмингем
Экономика, естественные науки, гуманитарные науки
9 600
University College London
Лондон
Экономика, право, архитектура, искусство и дизайн
12 000
Средняя стоимость в Новой Зеландии – 10 000 новозеландских долларов за год обучения в высшей школе этой страны, проживание в семьях, обходится от 560 до 780 новозеландских долларов в месяц.
В крупнейшем в Австралии университете Монэша — стоимость обучения — около 5 000 долларов в год.
В Гкрмании в Штутгартском университете менеджмента и технологий годичная плата за обучение достигает 20 тысяч евро.
В национальные экономики стран вслед за иностранными студентами приходит 100−120 млрд долларов, половина этих денег напрямую идет в образовательные заведения. Откуда берутся данные средства?
По большей части это — семейные средства: 75−80% студентов оплачивают обучение из своего кошелька, но чаще — из родительского. За 8−10% студентов платят сами колледжи, университеты или правительства принимающих стран. Доля национальных правительств или университетов отправляющих сторон совсем невелика — 4−5%. Примерно столько же вносят частные спонсоры. А средства международных организаций не превышают 1%.
При получении магистерской степени картина меняется: доля семейных средств уменьшается, а доля средств учебных заведений растет.
Согласно данным Института международного образования, на сегодняшний день более 80% иностранных студентов — соискателей степени бакалавра сами оплачивают свое обучение в США, и лишь 8,8% получают средства на свою учебу от американских колледжей, университетов или правительства США.
Расходы же американских университетов на магистерское обучение иностранных студентов вырастают в пять раз (до 40% всех приходящих средств). Соответственно, почти в два раза снижаются семейные траты. Причины вполне понятны: это уже не только образовательный бизнес, но и вклады в собственные трудовые ресурсы — до половины выпускников с магистерской степенью из числа иностранных студентов остаются работать в США, удовлетворяя запрос американской экономики в инженерных, компьютерных, математических специальностях.
Представляет интерес тенденция уменьшения на протяжении последних 20 лет доли средств национальных правительств и университетов в финансировании учебы своих студентов в США — с 13% в 1980 году до 4% в 2000 году, и одновременно — рост доли американских колледжей и университетов в финансировании учебы иностранцев (прежде всего обучающихся в магистратурах) — соответственно с 9,2% до 19,8% (таблица 4). Причина данного явления в нежелании правительств многих стран продолжать финансировать подготовку кадров для нужд американской экономики, ибо все возрастающее число иностранных студентов после завершения учебы остается работать в США
Таблица 4. Изменение соотношения источников финансирования учебы иностранных студентов в США в 1980-2001 годах, %
Источники финансирования
1979/ 1980
1984/ 1985
1989/ 1990
1994/ 1995
1995/ 1996
1996/ 1997
1997/ 1998
1998/ 1999
1999/ 2000
2000/ 2001
Личные и семейные средства
65,4
66,2
63,7
68,4
67,8
67,2
67,9
67,1
67,1
66,9
Колледж или университет США
9,2
11,6
18,2
16,5
16,5
16,9
18
18,3
18,9
19,8
Национальное правительство/университет
13
12
6,7
5,3
5,2
5,5
5,9
5,4
4,5
4
Частный спонсор из США
1,9
1,9
3,1
2,2
2,1
2,3
2,3
1,9
2,7
2,5
Иностранный спонсор
3
3
2,2
2,5
2,9
3,5
2,5
2,8
2,7
2,4
Доход от текущей работы
2,7
2,1
2,1
2,2
2,3
2
2,3
2,3
2,3
2,4
Другие источники
2,8
1,1
1,2
1,3
1,4
1,2
0,2
1,1
0,8
1,9
Правительство США
2
2,1
2,2
1,2
1
0,9
0,8
0,7
0,6
0,6
Международная организация
-
-
0,6
0,5
0,6
0,5
0,5
0,4
0,5
0,4
Всего
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
Как видно и вышеизложенного, образование — один из основных источников увеличения доходов. В общей сложности иностранные граждане ежегодно платят за свое обучение, а также проживание в различных странах мира десятки миллиардов долларов. Совокупный экономический эффект от учебы от одного иностранного студента колеблется от 50−65 тыс. долларов (студент Кембриджа или Гарварда) до 15−20 тыс. (провинциальные вузы Канады и Австралии).
Исходя из данных исследования, экспорт образования станет одним из наиболее прибыльных отраслей экономики, как в финансовом плане, так и стратегически. Это продиктовано тем, что студенческая мобильность отражается не только на цифрах финансовых показателей, связанных с затратами на обучение и необходимыми расходами на проживание.
Трудоустройство по окончании вуза и возможная натурализация в стране обучения являются не менее важными факторами, влияющими на получение высшего образования за рубежом. То есть страны-экспортеры оптимизируют затраты на подготовку собственных национальных кадров, ибо иностранцы учатся у тех же преподавателей, пользуются тем же учебным оборудованием, теми же библиотекам живут в тех же общежитиях, что и местные студенты.
Дополнительный доход учебным заведениям стран-реципиентов приносит и то, что иностранные студенты за дополнительную плату учатся на языковых курсах той страны, куда они приехали осваивать выбранную ими специальность. Обучение языку занимает от 6 месяцев до года, а стоимость занятий, например, в частной языковой школе в Англии составляет до 300 долларов в неделю. Плюс подготовительные курсы для поступления. Плюс траты на учебники и книги, плюс одежда, досуг, транспорт.
Следует отметить, что иностранные студенты являются не только источником дополнительных доходов и пополнением дефицита квалифицированной рабочей силы. Студенты-иностранцы также очень сильно влияют на сохранение конкурентоспособности национальных вузов, подталкивая их к улучшению качества преподавания и бытовых условий, расширению научно-исследовательской базы, разработке принципиально новых курсов обучения при унификации измерения успеваемости студентов (кредитов) и обеспечению возможности перехода из одного высшего учебного заведения в другое без затрат на дополнительное обучение. Таким образом, наличие определенного процента студентов-иностранцев свидетельствует о том, что данное высшее учебное заведение стремится к активному развитию и заботится о поддержании своего реноме на международной арене.
Обучение иностранных студентов влияет также на развитие их стран и способствует глобальной экономической и политической стабильности.
Таким образом, образовательные учреждения все активнее включаются в конкурентную борьбу за привлечение к себе на учебу иностранных граждан. Обучение иностранцев становится действенным фактором стимулирования экономического роста. Сегодня, по данным ЮНЕСКО, свои образовательные услуги для иностранцев предлагают многие тысячи высших учебных заведений из 129 государств, хотя основная конкуренция происходит, как правило, между наиболее развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, а также Австралией и Японией. Характерно, что на эту же группу стран приходится и 4/5 общемировых расчетных государственных расходов на образование (в абсолютных цифрах — 1098,4 из 1386,8 млрд. долларов за 1997 год, причем это соотношение остается устойчивым на протяжении последних 20 лет). Поэтому закономерно, что большинство иностранных студентов учатся в промышленно развитых странах, имеющих соответствующую образовательную инфраструктуру и педагогические кадры.
Глава 3. Экспортно-импортные механизмы регулирования
Экспортно-импортные операции регулируются двумя типами механизмов: финансовыми и правовыми. Кроме того, образовательное законодательство и оценка качества предоставляемого ВУЗом высшего образования также являются ключевыми параметрами, определяющими общественно-экономическую значимость сферы образования и эффективность экспорта образования.
Отсутствие международного признания или соответствующего международного сертификата качества, конечно, не исключает вуз из системы продаж, но делает его менее конкурентоспособным и менее привлекательным для иностранного потребителя. К примеру, всего лишь 200 из 3500 американских вузов имеют международное признание, что не мешает всем остальным заниматься экспортом образования. Но такое признание само по себе дает сильнейшее конкурентное преимущество.
1.
Финансовые и правовые механизмы регулирования
Про стоимость услуг уже сказано, а что касается финансовой политики, то все страны можно условно поделить на две группы — на «жестких» и «мягких» продавцов.
Для «жестких», к которым относятся США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, оплата услуг покупателем максимальна, а роль бонусов (стипендии, гранты, льготы и проч.) незначительна. И, как правило, весьма существенна разница стоимости обучения для своих студентов и иностранцев (в среднем в три-пять раз). Например, в Калифорнийском университете (США) академический год учебы по МВА местному жителю обходится в 10 000 долларов, а «чужаку» — уже в 20 000.
Например, в рамках стратегии США образовательные услуги иностранным студентам предоставляются только на платной основе и не предусматривают предоставление государственных субсидий. Вместе с тем, во многих случаях хорошо успевающие иностранные студенты, особенно на уровне магистратуры и докторантуры, пользуются различными льготами и грантами, как университетских, так и частных фондов.
Согласно данным Института международного образования данным, сегодня более 80% иностранных студентов — соискателей степени бакалавра сами оплачивают свое обучение в США, и лишь 8,8% получают средства на свою учебу от американских колледжей, университетов или правительства США. В то же время доля получающих средства из американских источников среди обучающихся по магистерским программам в 5 раз выше (таблица 5). Кроме того, иностранные студенты постдипломных курсов ряда престижных американских вузов имеют возможность получить долгосрочный (на 15 лет) кредит для покрытия затрат на свое обучение и проживание в США.
Таблица 5. Источники финансирования учебы иностранных студентов в США в 2000-2001 учебном году, %
Источники финансирования
Все иностранные студенты
Получающие средства среди обучающихся на бакалавра
Получающие средства среди обучающихся на магистра
Получающие средства среди обучающихся по другим программам
Личные и семейные средства
66,9
80,7
46,9
65,2
Колледж или университет США
19,8
8,4
39,9
6,1
Национальное правительство/ университет
4
3,6
4,5
3,9
Частные спонсоры из США
2,5
2,8
2,3
1
Иностранные спонсоры
2,4
2,7
2,1
2,1
Доходы от текущей работы
2,4
0,4
1,4
18,9
Другие источники
1,9
0,6
1,4
1,3
Правительство США
0,6
0,4
0,9
0,8
Международные организации
0,4
0,3
0,5
0,8
Общее количество иностранных студентов, число
547867
254429
238497
54941
Иностранные студенты дают дополнительный доход вузам США, стимулируя университеты реализовывать предпринимательскую стратегию на международном образовательном рынке. Правительства штатов в свою очередь предоставляют вузам значительную автономию, поддерживая высокую репутацию своей системы высшего образования и высокую степень защиты иностранных студентов.
У «мягких» продавцов затраты на обучение иностранцев во многом компенсируются за счет внутренних источников, как правило, бюджетных. Так, в Германии, Франции, Финляндии, Швеции в государственных вузах иностранные студенты учатся бесплатно. А экономический эффект от этих студентов заключается в деньгах, приходящих от их жизнеобеспечения. Ведь обучение дает еще одну очень солидную статью доходов в национальную экономику — это проживание и питание студентов. Например, финансовые поступления лишь от одного проживания учащихся-иностранцев в Германии (коммунально-бытовые платежи и повседневные расходы), без оплаты самой учебы (в государственных учебных заведениях, в отличие от частных, образование бесплатное), могут составить до 1/4 миллиона евро в месяц. Ежемесячные бытовые расходы одного иностранного студента в Германии могут составлять до 1000 евро. При этом лица, самостоятельно приехавшие на учебу (т.е. не в рамках академического обмена), должны положить в немецкий банк персональный финансовый залог в 5600 евро.
Кроме того, страны, предоставляющие льготы на образование, как правило, более заинтересованы в привлечении на свои рынки труда образованных эмигрантов.
При помощи финансовых механизмов страны-экспортеры регулируют еще и состав своих потребителей. В Великобритании, например, стоимость обучения для студентов из стран ЕС и для студентов из других стран различается, и весьма существенно — в пять-восемь раз (в зависимости от университета).
Что касается правового пространства, то там многое определяется иммиграционными законами — за счет смягчения или ужесточения ограничений на въезд и пребывание студентов, на получение вида на жительство или гражданства меняется и число учащихся.
Важнейшими мероприятиями, направленными на увеличение количества иностранных студентов, во всех странах большой восьмерки являются следующие: принятие более дружелюбного визового законодательства, снятие ограничений в получении работы для иностранных студентов, поддержка миграции квалифицированных сотрудников и преподавателей.
Проводя активную иммиграционную политику, США, Канада, Австралия и ряд государств Европы получают за год примерно 1 миллион высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан, обучавшихся в вузах этих государств. Это — не менее ценная прибыль от хорошо организованного рынка образовательных услуг, нежели плата иностранных учащихся за свое проживание и обучение. Так, от 30% до 50% всех иностранных студентов, получающих степень магистра в американских учебных заведениях, остаются работать в Америке. При этом их стараются набирать преимущественно на те специальности, в которых в наибольшей мере испытывает потребность американская экономика, например, инженерные, компьютерные, математические. Как следствие — из иностранцев состоит сегодня значительная часть постоянного профессорско-преподавательского состава американских университетов, в том числе от 1/4 до 2/5 профессоров естественных и компьютерных наук, математики; четверть всех докторов наук и инженеров.
В Австралии, в которой по состоянию на начало 2006 г. проходит обучение около 242000 студентов из 84 стран мира — студенческая виза является одним из наиболее верных и практичных путей получения статуса «Постоянный житель Австралии» и, соответственно, гражданства впоследствии. Австралийские власти всемерно поощряют приток иностранных студентов в страну. Почти каждый третий студент в учебных заведениях Австралии — иностранец.
Несколько лет назад в иммиграционное законодательство Австралии были введены поправки, согласно которым иностранным студентам, окончившим полный курс очного отделения любого австралийского ВУЗа не ниже степени Бакалавра, разрешается подавать свои документы в Департамент по иммиграции на оформление статуса «Постоянный житель Австралии», а также трудоустраиваться на полную рабочую занятость в Австралии без ограничений прав. Австралийским властям крайне выгодно удерживать в своей стране квалифицированных специалистов, неважно, откуда они прибыли изначально. Главное, что они прошли подготовку в Австралии и за время учебы полностью адаптировались к этой стране.
В Германии разрешение для пребывания в целях обучения может быть выдано для учебы в государственном или признанном государственным высшем учебном заведении. Это разрешение действительно максимум два года и при необходимости продлевается до времени окончания обучения. Кроме того, обладатели подобного разрешения автоматически получают право на работу согласно с действующим трудовым законодательством.
Дело в том, что в отличие от прежнего законодательства после окончания обучения теперь необязательно сразу покидать Германию. Новый закон об иммиграции, принятый 1-го января 2005 года, предусматривает упрощение трудового законодательства и приведение иммиграционной политики в соответствие с европейским законодательством. Он дает возможность продлить пребывание в стране еще на год, чтобы подыскать здесь подходящее рабочее место. Кроме того, чтобы поменять статус, например по семейным причинам, теперь не обязательно возвращаться для этого на родину.
В основополагающих докладах Национального комитета по реформе образования в Японии в 90-е годы, меры по интернационализации образования были внесены в список приоритетных. Рекомендации комитета включали следующие предложения: упрощение процедуры принятия иностранных студентов, пересмотр преподавания иностранных языков, улучшение преподавания японского языка для иностранных студентов, перестройку японской системы высшего образования с учетом международных перспектив развития. Однако реализовать эти предложения удалось далеко не в полной мере, по видимому, во многом из-за сложности изучения японского языка, на котором в основном ведется преподавание иностранным студентам… За двадцать лет количество иностранных студентов выросло до 60 000 чел. Из них 10% обучается за счет японской стороны. На сегодняшний день около 43 000 японских студентов обучаются в США. Вместе с тем, в японском правительстве существует мнение, что интернационализация высшего образования может разрушить традиционную японскую систему высшего образования. Эти опасения выливаются в требования «закрытия границ» и проведения «протекционистской» политики по отношению к японским вузам.
В образовательном экспорте есть и обратная форма организации продаж — открытие филиалов и представительств вузов в разных странах. Мотивация покупателя прозрачна: получение «весомого» диплома без затрат на жизнь в другой стране. Мотивация продавца тоже ясна — тиражировать всегда выгодно. Но открыть филиал весьма непросто — требуется целый пакет межправительственных согласований. И здесь тоже есть правовые возможности изменять объемы потребления.
продолжение
--PAGE_BREAK--