Реферат по предмету "Педагогика"


Роль развивающих игр при подготовке ребенка к школе

ОСНОВНЫЕЗАДАЧИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Исследованияпоказывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети,которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание ипривычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной цельюдошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие егомотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Умственноеи личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций:восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значениеимеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именнотворчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируетличность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
Основнымизадачами при подготовке детей к школе являются:
1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательныхинтересов, радость творчества.
2.Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления).
3.Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение,классификация, аналогия).
4.Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
5.Увлечение объема внимания и памяти.
6.Развитие речи, умения высказывать и обосновывать свои суждения.
7.Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом.
Такимобразом, одной из важнейших задач при подготовке детей к школе являетсяформирование приемов умственных действий.

ПУТИОВЛАДЕНИЯ ПРИЕМАМИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вумственном развитии детей выделяют две стороны: приобретение знаний и выработкуприемов умственной деятельности. Овладение приемами умственной деятельностиосуществляется практически и теоретически. Практический путь представляет собойусвоение приемов в результате многократного повторения одних и тех жеситуациях. В этом случае остается в тени собственная умственная деятельность,внимание отражается лишь на содержание умственных действий. Теоретический путьовладения приемами умственной деятельности состоит в обучении этим приемам,когда обучающийся управляет своей интеллектуальной деятельностью.
          Влюбом задании внимание дошкольников направлено на конечную цель, на результатдеятельности, меньше — на способы её выполнения. Это объясняется, с однойстороны, возрастными особенностями психики детей, с другой –несформированностью учебной деятельности. Для возникновения мыслительнойдеятельности ребенка и формирования понятий необходимо подвести их к осознаниюспособов выполнения какого-либо задания. Это возможно при условиипоследовательного формирования учебной деятельности детей. Переориентировкасознания ребенка с конечного результата деятельности на способы её выполненияприведет к осознанию им своих действий.
          Такимобразом, обучение дошкольников способом и приемам выполнения учебного задания способствуетсовершенствованию их мыслительной деятельности.
РАЗВИВАЮЩИЕИГРЫ — КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО И ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Большоезначение в умственном и всестороннем развитии детей имеют занимательныеразвивающие игры, задачи, развлечения. Они интересны для детей, эмоциональнозахватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интересе кзадаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняетсязначение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходеигр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поискрешения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлениеманализа занимательной задачи, проводящего в конечном результате к решению(правильному или ошибочному). Именно развивающие игры способствуют развитиюсообразительности, логики, пространственного воображения, математических,конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этомтворчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытийи приучается к самостоятельному, творческому мышлению. Начинать играть с такимииграми можно с самого раннего возраста. Задания-ступеньки создают условия,опережающие развитие способностей, поднимаясь, каждый раз самостоятельно досвоего «потолка», ребенок развивается наиболее успешно.
Развивающиеигры разнообразны по содержанию; они как все игры не терпят принуждения исоздают атмосферу свободного творчества.
КЛАССИФИКАЦИЯИГР
1.Игры, направленные на развитие сенсорики
— Цветоощущение: «Самолеты», «Цветные фоны», и т.д.
          — Зрительное и тактильное восприятие геометрических форм и размера: «Чудесныймешочек», «Рамки Монтессори», «Палочки»
                   — Восприятие сложных форм: «Силуэты», «Угадай, что...», «Путаница»
2.Игры, способствующие развитию мелкой моторики:
          «РамкиМонтессори», «Сложи узор», «Танграм»; игры, связанные с зарисовкой (илиобведением по трафарету) отдельных фигур и узоров. В эту группу входят играфические игры («Штриховка», «Лабиринт»).
3.Игры, направленные на развитие памяти, внимания и наблюдательности:
          Различныемодификации игры «Что изменилось?» (на предметах, картинках, позах играющихдетей), «Внимание» и т.п.
4.Игры на развитие мышления:
— Способность к анализу, синтезу, развитие пространственного воображения илогического мышления:
          «Сложиузор», «Сложи квадрат», «Палочки», «Уникуб», «Кубики для всех», «Кукольнаякомната», «План и карта», «Кирпичики», «Чего не хватает», «Найди лишнее»,«Продолжи ряд», и т.д.
          — Начальные математические представления: «Точечки», «Дроби»
          — Игры на классификацию и обобщение: игры с мячом, «Что чем было», «Что лишнее»,«Блоки Дьенеша», и др.
          — Развитие абстрактного мышления: серия игр, связанных с чтением и придумываниемразнообразных символов «Погода», «Человечки», «Вывески», «Зарисуй сказку» ит.д.
5.Игры, направленные на развитие фантазии:
          «Мешокгнома», «Цветные подарки», «Дорисуй фигурку», «Кляксы», «Танграм», «Монгольскаяигра».
6.Развитие речи, пересказ и сочинение сказок:
          «Антонимы»,«Опиши предмет», «Составь рассказ», «Что случилось потом?», «Что было и чтобудет?», «Хорошо-плохо», и т.д.
ФОРМИРОВАНИЕЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работупо данной теме я начинала с детьми младшей группы.
Проведяанализ умственных способностей детей данной группы, я установила, что у детей(Насти И., Феди К., Майи Ф., Лени Н.) наряду с наглядно-действенным мышлениемначали формироваться элементы наглядно-образного мышления и простейшие видыречевых суждений. Сенсорное развитие у детей сформировано не у всех. Подбиратьпредметы и группировать их по признакам цвета, формы и величины не могли многиедети.
          Большинстводетей данной группы (Надежда, Майя, Леня, Дима) не умели выделять в предметеего составные части, затруднялись сопровождать свои действия речью. Так же онине владели видами поисковых практических проб при решении поставленных передними задач.
Невсе дети (Артем Г., Степа Х.,) владели обследовательскими действиями и не умелиих применять на практике.
Умственныеспособности детей находились на первой стадии развития.
Впроцессе работы были поставлены следующие задачи:
1.Продолжать ознакомление с признаками, по которым происходит упорядочениеобъектов и обучение их обозначениям (цвет, форма).
2.Формировать три фактора мышления, которые лежат в основе логико-понятийногоразвития — классификация, сериация и понятий о сохранении:
а.)упорядочение предметов по различным признакам (классификация по признакукачеств);
б.)выстраивание упорядоченных последовательных рядов (по величине) — сериация;
в.)сравнение групп по количественному составу (в пределах 5);
г.)сравнение двух рядов с одинаковым количеством членов (усвоение представлений опостоянстве количества).
Учитьдетей овладевать действиями замещения и наглядного моделирования.
Развиватьтворческое воображение.
Работупо данной теме я основывала на занимательном математическом материале, т.к. онэмоционально захватывает детей, а процесс решения поиска ответа, основанный наинтересе к задаче, невозможен без активной работы мысли.
Вооружаядетей схемой и направлением анализа занимательной задачи, поиск решения ониискали сами. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб:
а.)практическими (действия в перекладывании и подборе);
б.)мыслительной (обдумывание хода, предугадывание результата, предположениерешения).
Систематическоерешение задач таким способом развивают умственную активность, самостоятельностьмысли, творческое отношение к учебной задаче, а также формируются умственныеспособности; логика мысли, рассуждения, действия, гибкость мыслительныхпроцессов. Но положительный результат может быть достигнут лишь тогда, когдазанимательная задача доступна ребенку. Поэтому при выборе материала необходимоучитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Чтобыпомочь ребенку справиться с большой и трудной задачей познания необходиморуководствоваться следующими принципами:
— на первом этапе этой работы при проведении игр руководящую роль необходимовзять на себя: познакомить детей с новой игрой; объяснить правила игры,
— положительно оценивать ответы детей, поощряя самостоятельность ребенка,
— требование к правильным и четким ответам повышать постепенно, чтобы не снизитьактивности, непосредственности в высказываниях детей;
— исключить отрицательную оценку ребенка и результатов его действий
— сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатамидругих детей.
Чтобызаинтересовать детей и поддержать интерес к игре, занятия я проводила в игровойформе, т.к. радость, полученная от игровой деятельности, постепенно переходит врадость учения.
ОСНОВНЫЕПРИЕМЫ ПРИ РАБОТЕ С РАЗВИВАЮЩИМИ ИГРАМИ
Чтобывовлечь детей в игры я использовала различные игровые приемы:
1.К детям приходят их знакомые герои сказок: Колобок, Зайка, Мишка, Кукла,Петрушка, Обезьянка и т.д.
Онипросят показать им любимые игры детей, научить в них играть, помочь выбратьсяиз какой-то ситуации.
2.Нравятся детям и путешествия в «страну сказок»
3.Игры-соревнования:
— кто быстрее разложит по цвету?
— кто быстрее сложит или зарисует узор?
— кто быстрее соберет квадрат из отдельных частей, сложит круг и т.д.
— кто больше обведет разных или одинаковых фигур; кто больше на одинаковых поформату листах расположит геометрических фигур и т.п.
4.Игры с двумя подгруппами (по 3- человека). Каждая подгруппа получает своезадание, а потом они меняются местами.
Разделитьдетей на две команды можно, используя разные приемы: по цвету с помощьюгеометрических фигур, карточек с цифрами и точками и т.д.
5.«А в какую игру ты сегодня хочешь поиграть?»
Индивидуальныезадания.
Игрыпо выбору самого ребенка.
Развиваяу детей логическое мышление, я использовала приемы наглядного словесного ипрактического методов.
Формыработы: подгрупповые (по 6-8 детей) и индивидуальные для большего контактавоспитателя с ребенком. Продолжительность занятия 15-20 минут.
Вывод:Однако работа над изучаемой темой не ограничивается одним лишь занятием, авключает в контекст всех других видов деятельности.
Врезультате систематической работы с детьми младшего дошкольного возрастазадачи, поставленные в начале работы, в основном выполнены.
Былвызван интерес к играм математического характера.
Сенсорноеразвитие детей сформировано соответственно возрасту. Все дети умеют выделять впредметах основные части. Речь детей более развита, но недостаточно, поэтому набудущее следует это учесть и включать больше словесных игр в последующуюработу. Все дети владеют практическими видами поисковых проб. Мыслительнымивидами поисковых проб овладела большая часть детей. Все дети владеютобследовательскими действиями, и умело применяют их на практике. Развитиетворческого воображения соответствует возрасту. Но дети еще не владеютдействиями замещения и моделирования.
Итогиработы с детьми дали предпосылки для продолжения работы по формированиюлогического мышления с детьми старшего дошкольного возраста.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. МихайловаЗ.А. «Игровые задачи для дошкольников». Санкт-Петербург. «Акцидент». 2000 г.
2. НикитинН.П. «Развивающие игры для детей». Справочник М. «Гомо». 2001 г.
3. СтоляроваА.А. «Давайте, поиграем». Москва. 1991г.
4. ШвайкоГ.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи детей». Москва. 1988 г.
5. НосоваЕ.А. «Логика и математика для дошкольников». Санкт-Петербург. «Акцидент». 1997 г.
6. ТихомироваЛ.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей». Ярославль. 1996 г.
7. СиницинаЕ. «Умные пальчики». Москва. 1998 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.