Конструирование из бумаги
Оглавление
Значение конструктивной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.
Для творческой конструктивно-технической деятельности взрослых характерна тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов.
Конструктивно-техническая деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания, развитое пространственное воображение, выражающееся в способности к произвольному оперированию образами пространственного воображения в соответствии с поставленной целью. Для технических способностей характерны и эмоционально-волевые качества личности. Они выражаются в интересе к конструктивной деятельности, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая или совершенствуя какую-либо конструкцию, имеющую общественную значимость.
Указанные выше качества будущего конструктора начинают формироваться у детей под руководством воспитателя. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству. На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.
В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы.
На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества: умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.
Важным моментом в формировании учебной деятельности является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения. Это явление играет решающую роль в развитии осознания ребенком своих действий и их результатов. Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности.
Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т. е. появляется самоконтроль. Это исключает механическое выполнение работы однажды заученным способом, простое подражание товарищу. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.
Организация и оборудование занятий по ручному труду
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, специалисты предложили разные формы организации обучения конструированию.
Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из бумаги и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.
Конструирование по модели, разработанное А.Н. Миреновой и использованное в исследовании А.Р. Лурии, заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав те или другие детали.
Конструирование по условиям, предложенное Н.Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым они должны соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
В оборудование процесса обучения входят:
1. Бумага:
Непосредственно рабочая:
Рекомендуемая для фона
цветная настольная
Мраморная
глянцевая
Шагреневая
писчая, почтовая
Обойная
газетная
чертежно-рисовальная
калька
Картон
2. Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
4. Салфетки: бумажная, тканевая.
5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.
6. Кисти, пластмассовые палочки.
Конструирование из бумаги в подготовительной группе Задачи обучения
Общие задачи по обучению конструирования из бумаги на год обучения составляют:
1. Оперирование основными понятиями моделирования оригами.
2. Вкладывание внутрь боковых треугольников и сторон.
3. Закрепить складывания «складкой».
4. Создание осознанного интереса к оригами. Развитие самоконтроля и самооценки.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
Владение ножницами.
Обработка квадрата.
Создание основ оригами:
а) складывание квадрата пополам / вдоль, поперек, по диагонали /
б) складывание сторон от одного угла к центральному сгибу
в) деление квадрата на четыре части:
вкладыванием боковых треугольников внутрь
вкладыванием боковых сторон внутрь
г) складывание квадрата по диагонали со сгибанием сторон
д) складывание складкой
е) частичное отгибание и вкладывание углов
4. Аппликативное оформление оригами.
5. Составление творческих композиций.
Содержание программы
Количество занятий в квартал.
Технические навыки
Примерные темы занятий.
Связь с другими видами деятельности
Совместная и индивидуальная работа
I квартал
12 занятий по отработке моделей.
1-е половина дня
6 занятий
для создания
коллективных работ.
2-е половина дня
6 занятий
Закрепить приемы складывания, изученные в старшей группе.
Складывание боковых сторон к диагональной линии.
Приступить к ознакомлению с условными обозначениями.
“Бабочка”,
“Большой дом”
“Сова”
“Ворона”
“Салфетка
“Веер”
Ознакомление с природой.
Ознакомление с окружающим.
Аппликация
Беседы об эстетике.
Складывание.
Резание:
вырезаем мелкие детали, готовим материал для аппликации.
Складывание: материал по старшей группе.
Панно: " Бабочки, Композиция: «Африка»
II квартал.
12 занятий
То же .
6 занятий
То же.
Продолжить
знакомство с
условными
обозначениями
Загибание
нижних углов
вверх в виде
кармашка.
" Синичка " " Снегирь" " Пингвин" " Собака " «Котенок» «Зайчик»
Развитие речи. Беседы о птицах. Обработка модели.
Математика.
Развитие речи “Япония – страна чудес”
Резание: вырезаем елочные украшения, цветные цепочки.
Складывание: “Воробей, Елка”.
III квартал
Вкладывание боковых сторон
(многослойный квадрат).
Знакомство многослойной ромбовидной фигурой.
Закрепление сгибания углов и сторон.
Учить работать по не сложным схемам.
“Голубь”
“Цветок”
“Лилия”
“Журавлик”
“Лиса”
“Медведь”
“Белка”
“Краб”
Ручной труд, беседы, легенды.
Ознакомление с окружающим.
Отработка модели.
Математика, читаем схемы.
Индивидуальная работа по вырезыванию мелких деталей без контурных линий.
Складывание:
“Лошадка”, “Жираф”, “Слон”
Коллективные работы. Поздравления для мам.
Методика работы
В подготовительной группе основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и установления связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни, а также для овладения обобщенными способами действия. Обследование здесь направлено и на то, чтобы дети могли видеть предметы в разных пространственных положениях и представить последовательность процесса конструирования.
В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу.
Дети должны знать, что для успешной работы необходимо: четко представлять предмет, его строение, пространственное положение; иметь хорошие технические навыки; видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки.
Воспитатель так должен вести занятия, чтобы у детей появился интерес к приобретению знаний.
В подготовительной к школе группе большое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей. Они уже конструируют не по готовому образцу, а по собственному воображению, иногда обращаясь к фотографии, чертежу. Образец чаще используют для сопоставления объемной игрушки с ее плоскостной выкройкой-разверткой.
Для обмена опытом детьми (в подготовительной группе выполненные работы часто являются результатом индивидуального решения) следует организовать выставки детских работ, сделать альбомы с фотографиями построек, игрушек. Для обогащения впечатлений ребят можно оформить тематические альбомы.
Применение поделок в детском саду
Изготовление красочных поделок из бумаги — увлекательное и полезное занятие для детей — дошкольников.
Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик, змей взлетают ввысь и т. д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Литература
Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: «Просвещение», 1992.
Журнал «Дошкольное воспитание». М., 2008.
Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности конструированию. М.: «Просвещение», 1985.
Куцакова Т.С. Конструирование и ручной труд. М.: «Просвещение», 1990.
Лиштван З.В. Конструирование. М.: «Просвещение», 1981.
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие речи. Изд-во «Академия развития», Ярославль,1998.
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. под ред. В.Б. Косминской, М.: «Просвещение», 1985.