Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
Высшего профессиональногообразования
Иркутскийгосударственный лингвистический
Университет
Кафедра педагогики
Проблемывнедрения инфокоммуникационных технологий в образовании РоссийскойФедерации
2011
Содержание
Введение
1. Инфокоммуникационные технологии в образовании(проблемы внедрения)
2. Возможные пути интеграции медиа- и образовательногопространства и трудности, возникающие в связи с этим
3. Адаптация медиаобразовательного пространствав России
4. Проблема пространственной лакунарности
5. Модель
Заключение
Список литературы
Введение
Трезво оценивая ситуациюнынешнего положения российского государства в системе высшего образования мировогоуровня, довольно сложно не заметить факт некоторого отставания от развитых странв скорости процесса интеграции и адаптации к единому открытому образовательномупространству.
Можно бесконечно анализироватьситуацию, подыскивать веские оправдания, подобно задержки, мотивируя это тем, чтоРоссия является патриархальной страной с незыблемыми традициями, но эффективнеевсе же будет попытка интенсивным путем организовать такое медиаобразовательное пространство,которое могло бы составить здоровую конкуренцию европейскому сообществу, при этомстоит учесть опыт передовых стран и поиск возможных способов решения проблем, возникающихпри его организации.
Цель нашей работы заключаетсяв исследовании проблем подобного рода и поиске наиболее рациональных и удобных длястраны решений. Преодолев отставания, у России есть реальный шанс занять выгодноеместо («место под солнцем») на рынке экспорта образовательных услуг. Но для этогонеобходимо разрешить прежде всего внутренние противоречия, как то:
1) Внедрениеновых инфокоммуникационных технологий в образовательный процесс, что ускорит поиски обработку информации (необходимость вызвана актуальной в настоящее время инфляциейзнания, в условиях быстрого увеличения потока информации; косвенным образом поможетпересмотреть подготовку и переподготовку специалистов в той или иной области, т.е.учитывает необходимый фактор их мобильности, конкурентоспособности, прививание навыка,эффективная работа с информацией).
2) Интеграциямедиа и образовательного пространства (обеспечение образовательного процесса активнымиспользованием существующих телекоммуникаций, создание выделенной сети, каналов,порталов университета в целях обеспечения образовательными ресурсами отдаленныхрайонов Иркутской области).
3) Рассмотрениепроблемы пространственных лакунаций (дыр) в медиапространстве (как известно в сетиИнтернет зачастую очень непросто отыскать «чистую» информацию, каждый день мы сталкиваемсяс проблемой сортировки информации, на что уходит огромное количество драгоценноговремени и материальных средств).
4) Наконецадаптация к предлагаемым нововведениям (особое внимание стоит уделить человеческомуфактору – проследить за процессами привыкания и преемственности с психологической,педагогической, социальной точек зрения).
В конце нашей работы предлагаетсяк рассмотрению способы решения вышеперечисленных трудностей и составленный на ихосновании прогноз положения российского образовательного пространства на мировойарене.
1. Инфокоммуникационныетехнологии в образовании (проблемы внедрения)
Начало III тысячелетия характеризуетсяпониманием того, что интеллектуальный потенциал является основным фактором развитияцивилизации. Главными факторами роста интеллектуального потенциала являются наукаи образование. Наиболее перспективными технологиями среди всего спектра инновационныхтехнологий, с точки зрения быстрейшего решения глобальной проблемы повышения образовательногоуровня населения, являются информационно-коммуникационные технологии обучения. Следуетотметить, что в сегодняшних реалиях России при ее экономической и политической ситуации,огромных территориях именно инфокоммуникационные технологии, применяемые в государственноми негосударственном сферах образовательного рынка, – это реальный позитивный ответна решение проблемы увеличения численности населения с высшим образованием в России,что является необходимым условием прогресса нашей страны. В связи с вышесказанным,в российском образовании назрела проблема «трансформирования» классической системыобразования, его адаптации к инновационным процессам совершенствования качествав системе информационно-коммуникационного образования.
Причина внедрения информационныхтехнологий во все сферы человеческой жизни кроется в возрастающем с каждым днемобъеме информации, с которой человек встречается ежедневно, с переходом обществак информационной цивилизации. Такие глобальные процессы не могут не коснуться исистему образования. Использование информационных технологий в педагогическом процессестановится одним из приоритетных направлений организации образовательного процессав высшем профессиональном учебном заведении.
Современное образованиедолжно обеспечивать формирование выпускников с высоким уровнем профессионализмаи компетентности, способных адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональнойдеятельности. Таким образом, перед профессиональным образовательным учреждениемстоит задача подготовки конкурентоспособного специалиста. Конкурентоспособностьследует рассматривать в двух аспектах: первый – это наличие у специалиста высокогоуровня профессионализма и компетентности, включающий определенный уровень знаний,умений, навыков, позволяющих состояться высококлассным специалистом, интеллектуальнои творчески развитым. И второй, немаловажный на наш взгляд, – личностная готовностьработать в условиях рынка, в условиях конкуренции. Это формирование самодостаточнойличности, способной самостоятельно принимать решения, брать на себя инициативу,ответственность, способной к самопрезентации, способность эффективно взаимодействоватьс окружающими.
Для педагогического образованияособо актуален вопрос использования всего спектра имеющихся информационно-коммуникационныхтехнологий в различных видах профессиональной деятельности в связи с особой миссиейэтой образовательной системы, направленной на подготовку учителя будущих поколений.Предвидя, что информационно-коммуникационные технологии в ближайшее время станут«стержнем» учебно-воспитательного процесса, необходимо формировать у студентов общуюинформационную культуру, развивать их инфокоммуникационные компетенции.
Внедрение информационныхтехнологий также позволит решать ряд прикладных задач по оптимизации учебного процесса,повышении активной роли обучающегося через включение его в различные виды деятельности,в том числе самостоятельной, развитию его мотивации к образовательной деятельности,что, в свою очередь, влияет на повышения качества образовательного процесса.
Например, современное программноеобеспечение ПК позволит применять информационные технологии при создании мультимедийныхдокументов, используя одновременно текстовые, математические и мультимедийные пакеты.С их помощью можно будет создавать фильмы как для демонстрации во время занятийв аудитории с использованием видеопроектора и настенного экрана, так и в коридорахучебных заведений с применением выносных мониторов. Использование подобных фильмовв учебном процессе значительно оживит и оптимизирует, на наш взгляд, процесс усвоениязнаний и повысит качество обучения. Если при этом к составлению видеофрагментовс помощью упомянутых мультимедийных пакетов будут привлекаться учащиеся, то этоеще и повысит их интерес к изучаемым предметам. Созданные фильмы можно размещатьна сайтах учебных заведений, доступ к которым обеспечивается через Интернет илилокальные сети.
Не для кого не секрет, чтопомимо стандартизированного образования, которое человек может получить в учебномзаведении (школа, колледж, ВУЗ), существует альтернативные виды обучения. Имеютсяв виду всевозможные курсы повышения квалификации, профильные курсы, дистанционныекурсы и т.д. Благодаря информационным технологиям человек может получить необходимоеобразование в достаточно сжатые сроки, практически не выходя из дома. Это могутбыть знания по профессии, информация из области культуры и т.д.
Использование технологиимультимедиа дает возможность распространить интерактивное обучение посредством сетимультимедиа классов либо с помощью CD, Интернет. Пользователи могут проходить учебнуюпрограмму у себя на местах в удобное для них время.
Характерной чертой высшегообразования является преобладающее значение самостоятельной работы студента. Этозначит, что большую часть учебного материала он должен освоить самостоятельно, пользуясьрекомендованными учебными пособиями, при помощи со стороны преподавателя главнымобразом методического характера. Однако, как показывает практика, значительная частьпервокурсников не готовы к форме обучения, принятой в вузе, и испытывают определенныетрудности, прежде чем научатся работать самостоятельно. На первых порах такие студентынуждаются в дополнительном руководстве, которого преподаватель, чаще всего, не имеетвозможности оказать лично, но которое становится возможным средствами современныхинформационных технологий в виде интерактивных учебных пособий.
Проведенный анализ научно-методическойлитературы показал, что методика использования инфокоммуникационных технологий приизучении различных дисциплин в российском образовательном процессе находится в начальнойстадии своего становления.
Анализ научно-методическихисследований и современного состояния вузовского образования, в частности, лингвистического,позволяет говорить о существовании целого комплекса противоречий:
1) между возможностями обученияс компьютерной поддержкой и отсутствием дидактического материала по применению инфокоммуникационныхтехнологий в обучении гуманитарным дисциплинам;
2) между огромным количествомработ в области информационных технологий и явным недостатком методических разработокпо применению различных средств инфокоммуникационных технологий в обучении гуманитарнымдисциплинам;
3) между требованиями современнойобразовательной системы, направленной на подготовку специалиста, способного самостоятельнопополнять и обновлять знания, мыслить критически и творчески, и ориентацией преподавателейна формирование у учащихся, в основном, знаний и умений.
Учитывая указанные вышепротиворечия, актуальным представляется решение проблемы проектирования образовательногопроцесса с применением инфокоммуникационных технологий, обоснования целей, содержанияи технологий обучения при изучении различных дисциплин студентами вузов, в частности,иностранного языка.
Если подытожить все вышесказанное,то хочется еще раз отметить актуальность проблемы применения инфокоммуникационныхтехнологий в сочетании с традиционными подходами в образовании, поскольку инновационныепедагогические и инфокоммуникационные технологии являются важными составляющимисовременного образовательного процесса, направленного на формирование специалистас критическим и творческим мышлением, способного эффективно функционировать в меняющихсяусловиях профессиональной деятельности.
Сегодня в России уже существуютшколы, где компьютер играет одну из центральных ролей в организации педагогическогопроцесса – от составления расписания, подачи звонков, оглашения запрограммированныхобъявлений, напоминаний через бегущую строку и электронные доски, системы чиповпри входе в школу, оплате завтраков и обедов через электронные карты до оперативнойсвязи с родителями через мобильную связь и Интернет. Но, к сожалению, школ такоготипа еще очень мало, большинство учебных заведений нашей страны практически илинезначительно оснащены новейшим оборудованием, поэтому о высокотехнологичной школеXXI векав ближайшее время России мечтать не приходится.
2. Возможные путиинтеграции медиа- и образовательного пространства и трудности, возникающие всвязи с этим
Дифференциация и индивидуализацияобразования, необходимость обеспечения государственных образовательных стандартовна основе вариативности образовательных программ, требуют введения новых технологийи информационных систем. В условиях модернизации российского образования особеннонеобходимой становится проблема внедрения медиа технологий на всех уровнях обучения.Эту необходимость диктуют, прежде всего, высокие требования, предъявляемые к уровнюквалификации работников на всех ступенях управления. это способствует расширениювозможностей по повышению квалификации, карьерному росту и росту общего благосостояниялюдей. Не стоит забывать и о том, что без внедрения медиа технологий в сферу образованияневозможно гармоничное вхождение государства в мировое сообщество на принципах равноправногосотрудничества и информационной открытости.
Медиаобразование в современноммире рассматривается как процесс развития личности с помощью средств массовой коммуникациис целью формирование культуры общения с целью общения с медиа, творческих, коммуникативныхспособностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации,анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощимедиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств,в систему дополнительного, неформального образования и обучения в течение всей жизничеловека.
В 1991 году профессор АлександрШариков опубликовал одну из первых в России медиаобразовательных программ для среднихучебных заведений. В 1998 году профессор Российской академии образования ЛюдмилаЗазнобина разработала первый в России проект стандарта по медиаобразованию для среднихшкол.
Сейчас наблюдается, отсутствуетвзаимодействие между образовательным и информационным пространством. Это так называемыепространственные лакуны. Пространственные лакуны в образовании представляют собойсредства массовой информации, которые входят в информационно-коммуникационную картумира, но не контролируются педагогическим сообществом и вузами, не взаимодействуютс образовательным пространством. Иначе говоря, они существуют как «параллельнаяшкола». Важной проблемой сегодня становится не только наличие пространственных лакунв образовании, а их расширение за счет развития средств массовой информации в условияхглобальной информатизации современного общества. Информационное пространство, неконтролируется педагогическим сообществом. Это приводит к разрушению целостностиобразовательного пространства. Необходимо выбрать такую стратегию, чтобы пропастьмежду медиа- и образовательным пространством не увеличивалась, преодолевалась ихразобщенность… Решением проблемы может оказаться лишь такая модель высшего профессиональногообразования, конструкция которой представляет собой интегрированное медиаобразовательноепространство. Поиск способов интеграции информационного и образовательного пространстваактуален для достижения целей современного профессионального образования. Первыешаги в этом направлении были сделаны, когда было принято исключительно важное правительственноерешение о развитии системы дистанционного образования. Важно заметить, что эта системаобеспечивает возможность обучения одновременно в нескольких вузах, позволяет реализоватьпринцип индивидуального обучения, выбрать соответствующую «профессионально-образовательнуютраекторию», обеспечивает академическую мобильность.
Сейчас с полной уверенностьюможно сказать, что именно в медиаобразовательном пространстве может происходитьподготовка специалиста сегодняшнего дня, готового к работе в новых условиях XXIвека, соответствующего современным требованиям работодателя, конкурентоспособногона рынке труда, компетентного, ответственного, умеющего перерабатывать большие объемыинформации и выделять главное, способного применять на практике полученные знания,владеющего навыками командной работы, имеющего желание постоянно учиться, целеустремленногои нацеленного на карьеру, свободно владеющего своей профессией и ориентированногов смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальностив новых социально-экономических условиях информационного общества, готового к постоянномупрофессиональному карьерному росту, социальной и профессиональной мобильности. Вэтом и состоит стратегия инновационного развития высшего профессионального образованияв современной России.
3. Адаптациямедиаобразовательного пространства в России
Важная черта складывающейсясовременной мировой системы – это формирование глобального образовательного пространства,элементами которого выступают, наряду с национальными системами образования, такжерегиональные образовательные и неправительственные организации и фонды, осуществляющиеразработку и внедрение международных образовательных программ.
Сформировалась и стремительноразвивается инфраструктура глобальной системы образования, основным звеном которойвыступает Интернет. При этом нужно учитывать, что это средство имеет многогранноеприменение в различных областях общественной жизни, в том числе, наряду со сферойобразования, также в экономике, политике, военном деле и т.д. Направления использованияИнтернет в глобальной системе образования весьма разнообразны. Благодаря этому средствуможно организовать и руководить учебным процессом из одного центра в любой самойотдаленной стране, т.е. решается проблема нехватки квалифицированных кадров преподавателей,финансовых средств на содержание обучающихся, учебных помещений, не нужно выделятьдополнительные ресурсы на печатание учебников, их доставку в учебные заведения ит.д. Интернет предоставляет возможность для общения преподавателя с учениками, которыенаходятся друг от друга за многие сотни километров, как с помощью передачи текстов,так и с использованием системы голосовых переговоров. Имеются также средства ведениявидеоконференций, осуществляющих обмен как речевой, так и видеоинформацией. Интернетвыступает важным средством проведения дискуссий, обмена мнениями по различным проблемам.Для этого есть электронная почта, осуществляющая рассылку сообщений по подпискена заданную тему. Интернет влияет на развитие форм и методов обучения. Сейчас наего базе сформировалась такая перспективная форма обучения, как дистанционное обучение.Формирование глобальной системы образования ставит перед национальными государствами,в том числе и перед Россией, ряд сложных задач, связанных с необходимостью вхожденияв глобальное образовательное пространство, эффективной адаптации к этому явлению.Здесь сейчас очень много проблем, которые нужно анализировать и искать пути их решения.Проблемы эффективной адаптации России к процессу глобализации образовательного пространстваво многом определяются поверхностной оценкой данного явления правящими политическимисилами. Эта оценка не учитывает того, что процесс развивается на основе ценностейлиберализма и направляется главным образом западными странами. Объективными исследователямисделан вывод о формировании неолиберальной модели глобализации, целью которой являетсясоздание необходимых условий для поддержания научно-технического и политическоголидерства стран западной цивилизации и консервации отставания государств. Целямзакрепления лидерства Запада в современном мире, в частности, служит такой компонентглобального образовательного пространства, как Интернет. Этот аспект отличает известныйамериканский политик А.Гор, он считает, что развитие Интернет позволит включитькаждую школу и библиотеку любой страны мира в эту информационную систему и откроетновые возможности для утверждения американского лидерства в мире. Вследствие этогодля России возникает проблема, которая состоит в том, что Интернет устраняет всякийнациональный, этнический и иной контроль за содержанием учебных программ и информации.С ее помощью, воздействуя на людей с самого раннего возраста, можно не только осуществлятьязыковую и культурную экспансию, но и программировать формирование определенныхструктур сознания и осознания, в том числе ценностных ориентаций, навязывать испорченную,двойственную логику мышления и восприятия событий. Острая проблема, порожденнаявхождением России в глобальное образовательное пространство, выражается в такомявлении, как “утечка умов”. Это процесс интеллектуальной миграции наиболее одареннойчасти российских ученых, преподавателей инженерно-технических кадров, направлениемкоторой является выезд за рубеж по трудовым контрактам или на постоянное место жительства.Среди выезжающих за рубеж основной поток в процессе “утечки умов” составляют научно-техническиекадры, выезжающие за рубеж, имея трудовой контракт. Особенно большой отток и специалистовиз ведущих центров страны. Например, МГУ им. М.В. Ломоносова в последнее время покинулив зависимости от специальности от 10 до 20% ведущих ученых и преподавателей. Качественныепотери от “утечки умов” выражаются в том, что существенно ухудшаются качественныехарактеристики трудовых ресурсов, наносится урон интеллектуальному уровню обществакак в настоящее время, так и в долгосрочной перспективе, что практически не поддаетсяколичественной оценке. Прежде всего, это относится к проблеме воспроизводства научныхшкол и интеллектуальной научной элиты. Особенно из-за “утечки умов” нарушается процессвоспроизводства научных школ и элиты в региональной структуре, которая представленаНовосибирским Академгородком, Дальневосточным и Уральским отделениями Академии Наук.Эти центры отличаются сравнительной малочисленностью научных школ. В связи с этимсокращение численности ученых в них зачастую значительно ниже “критической массы”,необходимой для эффективного проведения исследований. Чтобы осуществить эффективноевхождение России в глобальное образовательное пространство, необходимо не ослаблятьнациональный суверенитет в вопросах образования, а искать новые формы и методы егоутверждения. В частности, этому может служить сочетание мер образовательной политикии политики обеспечения информационной безопасности, представляющей собой скоординированнуюдеятельность министерств и ведомств, институтов гражданского общества по обеспечениюбезопасности информационно-психологической среды общества, психологической средыобщества психологической безопасности населения. Принцип сочетания образовательнойполитики и политики обеспечения информационной безопасности предполагает проведениемер информационной безопасности в сфере образования. К ним относятся, в частности,меры коммуникативного воспитания населения. Теоретическая основа такого воспитания– специальная наука учебная дисциплина – информационная педагогика. Ее главная цель– научить граждан критически относиться к масс-медиа, компетентно и ответственноих использовать. Изучение этой дисциплины призвано знакомить людей с центральнойролью СМИ в демократическом государстве и в современной политике в целом, с их позитивными негативным воздействием на реципиентов, формировать у них способность ориентироватьсяв сложном потоке информации и выработать иммунитет к манипулированию, к низкопробной,оглупляющей человека печатной, видео- и иной продукции. Для снятия остроты проблемы“утечки умов” необходимо в рамках государственной политики приступить к регулированиюпроцесса интеллектуальной миграции. Такой подход прямо противоположен широко распространенномуположению о принципиальной невозможности такого регулирования как несовместимогос полной реализацией прав и свобод человека в современном мире. Он предпочитаетактивное сочетание внутригосударственных мер и международных правовых актов, регулирующихпрежде всего программы возвращения мигрантов. Оптимальное вхождение России в глобальноеобразовательное пространство возложено на основе объективной оценки достижений мировойкультуры и образования. Неправильная оценка может привести к изоляционизму. К этому,в частности, ведет противопоставление достояний национальной культуры и общечеловеческихценностей, отождествление последних с массовой культурой. Рассмотрев процесс формированияглобального образовательного пространства и проблемы адаптации России к этому явлениюможно сделать вывод о том, что перед нашей страной стоят сложные задачи, от решениякоторых зависят ее место и роль в мире в XXI веке. Решая задачи вхождения Россиив глобальное образовательное пространство, важно не допустить, с одной стороны,ослабления национального суверенитета в области образования, с другой — изоляции,самоустранения от глобальных образовательных процессов.
4. Проблемапространственной лакунарности
Всовременной науке был предпринят ряд попыток по рассмотрению содержательной природыоткрытого образовательного пространства. Наиболее полно эта проблема раскрыта Г.Н.Прозументовой, которая выявила основные различительные признаки «открытого пространстваобразования» и «закрытой системы»:
1. «Место»человека в образовании, возможность (невозможность) влиять, участвовать в своемобразовании, создавать свои, реальные образовательные формы.
2. «Движущие»силы изменения образования. Исключительная роль в изменении Закрытого образования- госзаказ и его редуцированные формы (постановления, директивы, учебные планы,программы...). Роль образовательных инициатив и инновационной деятельности в измененииОткрытого образовательного пространства.
3. Отношениек «человеческому ресурсу»: «учет» его в Закрытой системе образования, а точнее,функциональная редукция человеческого содержания деятельности в этой системе и развитиечеловеческого ресурса, его приращение в Открытом образовательном пространстве.
Рассмотревразличительные признаки, выявленные Г.Н. Прозументовой, можно обозначить одну изтенденций развития Открытого образовательного пространства. Это пространственнаялакунарность. Она связана с индустриальным развитием аппаратно-сетевой основы информатизацииобщества: глобализацией системы спутниковой теле-, радиосвязи, развитием глобальныхинформационных телекоммуникативных сетей типа Интернет, глобализация мобильной телефонии.
Вместес тем эта группа возможностей не в полной мере используется образованием. То естьотсутствует взаимодействие между образовательным и информационным (медиа) пространством.Это так называемые пространственные лакуны. Пространственные лакуны в образовании(от лакуны — дыры) представляют собой средства массовой информации, которые входятв информационно-коммуникационную карту мира, но не контролируются педагогическимсообществом и вузами, не взаимодействуют с образовательным пространством.
Важнойпроблемой сегодня становится не только наличие пространственных лакун в образовании,но и их расширение за счет развития средств массовой информации. Информационноепространство, не контролируемое педагогическим сообществом, не попадает под педагогическийанализ, что в свою очередь, ведёт к разрушению целостности образовательного пространства.Помимо разрушения целостности образовательного пространства, выявлен ряд другихпроблем, возникающих вследствие пространственной лакунарности. Таковой являетсяинформационная перегрузка, то есть объем потенциальных знаний заведомо превышаетвозможность его освоения человеком. По наблюдениям специалистов, пространственнаялакунарность оказывает на обучающихся сильное влияние, причем с каждым годом влияниезаметно возрастает, в то время как авторитет классической высшей профессиональнойшколы, наоборот, падает. Необходимо выбрать такую стратегию развития образования,чтобы пропасть между медиа- и образовательным пространством не росла, а преодолевалась.
Насовременном этапе речь идет о постановке задачи для высшего профессионального образования- проектирование открытого медиаобразовательного пространства России, активно взаимодействующегос глобальной инфосферой. По-видимому, решением проблемы может оказаться лишь такаямодель высшего профессионального образования, конструкция которой представляет собойинтегрированное медиаобразовательное пространство.
Литература
информационныйкоммуникационный технология образование
1. Ершов А.П. Избранные труды. – Новосибирск,ВО «Наука», 1994
2. Иванова Л.А. Медиаобразовательное пространствов стратегии инновационного развития высшего профессионального образования в современнойРоссии: постановка проблемы // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред.Т.А.Стефановская. Иркутск: Изд-во Иркут. Ин-та повыш. квалиф. работ. образования,2008. С. 215-228. 3. Матвеева М.А. Компьютерные технологии в профессиональной подготовкеучащихся.// Компьютерные учебные программы, № 11.– М.: 2000. — – С. 52 – 61.
4. Модернизация образовательного процессав начальной, основной и старшей школе: варианты решения. / Под ред. Каспржака А.Г.,Ивановой Л.Ф./.М.: «Просвещение», 2004г.
5. Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск,1995.
6. Образовательный информационныйпортал XMAO- Югра
7. Проблемы информационной культуры: Сб.ст. Вып.6. Методология и организация информационно-культурологических исследований/Науч. ред. Ю.С. Зубов и В.А. Фокеев. – Москва; Магнитогорск: Изд-во Магнитогорскойгос. консерватории им. М.И. Глинки, 1997. – 191 с.
8. Сластенин В.А. Формирование личности учителясоветской школы в процессе профессиональной подготовки/В.А.Сластенин -М:, 1976.
9. Харунжева Е.В. Формирование информационнойкультуры старшеклассников на основе интегративного подхода: Дис… канд. пед. наук.Киров, 2003. – с.195
10. Зенкина СВ. Педагогические основы ориентацииинформационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты: автореф.дис. доктора пед. наук: 13.00.02/С.В.Зенкина. -М., 2007.