Реферат по предмету "Педагогика"


Православная педагогика и ее особенности

Педагогика. «Православнаяпедагогика и ее особенности»

Введение
Педагогика – это непрерывный общественный процесс воспитаниядетей, текущий в глубине любого общества, который своим содержанием и формойточно отражает основной комплекс идей, бытующих в обществе, способы организациижизни конкретно-исторической эпохи и ее основные общественные тенденции ипротиворечия.
Содержание христианской педагогики – это, прежде всего введениедетей в жизнь Церкви, приобретение навыков общественной и личной духовнойжизни. Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, осмысление мира,жизни, человека и его деятельности в свете Божественного Откровения. И,наконец, это подготовка детей к общественному христианскому служению, развитиеих дарований, воспитание христианских чувств и воли.
Наше христианское время принципиально отличается ответхозаветного. Если в книге «Второзаконие» содержится очень подробный переченьзаконов, которые надо выполнять, и разъяснений к ним, то в христианстве мы,прежде всего, сталкиваемся с законом любви. Высшими заповедями становятся, пословам Спасителя, заповеди: «Любите Бога и любите ближнего», «Душу свою задруги своя», «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Как это можновоплотить в жизнь и как этому научить?! – может вырваться вопрос. Тем не менее,именно эти, заповеди являют нам конечную цель и задачу христианскоговоспитания. Правда, задача эта осуществляется не только школой, но школойсовместно с Церковью. По сути, христианская педагогика – это введение вЦерковь, она готовит ребенка к духовной жизни, но сама не должнапретендовать на духовное руководство.
1. Русская педагогика – православная, по сути
Святость– идеал русского человека. – Личная история человека как часть историичеловечества. – Крестоношение как пересечение горизонтальной и вертикальнойлиний жизни. – Человек – образ и подобие Божие. При рождении ребенка духовнаясторона его жизни не является совершенной. Она повреждена наследуемым отпрародителей первородным грехом, который проявляется как склонность ребенка когреху. В.Д. Шадриков называет это повреждение изначальным злом. «Констатацияизначального зла в человеке, – пишет он, – имеет огромное прикладное значениедля современной педагогики, формирования теории воспитания. Необходимоотметить, что в настоящее время отечественная педагогика такой теорией необладает». Духовное исцеление совершается в таинстве крещения – таинстведуховного рождения человека.
Срождения начинается объективное раздвоение жизни человека: стремление киндивидуальному бытию и невозможность обладания этим бытием вне мира. Мир дляновой жизни выступает как среда, в которой развиваются специфическичеловеческие свойства; она, по Выготскому, является источником развития. В деятельностии речевом общении возникает сознание. «Сознание, – писал Э.В. Ильенков, – собственно,только и возникает там, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самогосебя как бы со стороны, как бы глазами другого человека, глазами всех другихлюдей, только там, где он должен соразмерять свои индивидуальные действия сдействиями другого человека, то есть только в рамках совместно осуществляемойдеятельности».
Человекстремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует,что истинное человеческое бытие – именно на пересечении горизонтальной ивертикальной составляющих его жизни. Точка соединения – крест – есть местореальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовногостановления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное,земное и небесное, плотское и духовное – и есть крестная ноша каждого человека,призванного в этот мир. Каждый человек, согласно православным представлениям,несет в себе образ и подобие Божие, а значит, каждый человек – великая ценностьв очах Божиих. В этих взглядах коренится основа трепетного отношения людеймежду собой, стремление к идеализации любого другого, который встречается,может быть, первый раз в жизни.
Человек,склонный к жизни, в основе которой лежат критерии самоутверждения исамосохранения, не сможет понять того, что любовь является руководством кпознанию и к истине. «Узнает человек до тонкости лишь то, – по замечанию А.А. Ухтомского,– что действительно и прочно любит». Любовь к другому, его идеализация ипокаяние в собственных грехах, видимых через другого, – основа социальногообщения в православной традиции.2. Основные понятия православной педагогики
Предметправославной педагогики. – Воспитание синонимично воцерковлению. – Раскрытиеобраза Божия в человеке – задача образования. – Обучение как акт покаяния.
Реальноеобращение человека к духовной жизни есть творчество и непрерывный процесс, вкотором изначально согласованы бытие человеческое и бытие Божественное, двеволи – человеческая и Божественная. Этот процесс преображения жизни человеканачинается с внутреннего нравственного самоопределения, с момента осознаниясвоего подлинного положения в мире, с сыновнего отношения к Богу, с желанияследовать воле Божией, выполнять Его заповеди. Нравственное самоопределениечеловека порождает в нем стремление к духовной жизни, к духовному рождению.Душа, открывшаяся для вечной жизни, преображается Божественной Благодатью,духовно совершенствуется. Степень преображенности и уровень духовногосовершенства зависят от совершаемого человеком аскетического подвига, безкоторого нет постоянного духовного развития как условия спасения и вечнойжизни.
Рассматриваяпроцесс становления человеческой личности как этапы, проходящие отнравственного самоопределения к духовному рождению и духовномусовершенствованию, требующему аскетического подвига, православная педагогикаопирается на православное нравственное богословие, на учение ПравославнойЦеркви о зарождении и развитии духовной жизни человека. Процесс обретенияличностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта и являетсяпредметом православной педагогики.
Определяющеезначение для духовного становления человека имеют Церковь, семья и школа. Этисферы бытия взаимозависимы. Дух Церкви пронизывает семейную жизнь православногочеловека и способствует его духовному становлению и нравственномусамоопределению. Школа, влияя на мировоззрение человека, может способствоватьдуховному совершенствованию личности, если содержание образования направлено навхождение ученика в мир культуры, если дух школы есть дух истины и правды.Школа может быть источником конфликтов как внутренних, так и внешних, еслипытается неквалифицированно вторгаться в области духовного бытия, областьличную, а в детском возрасте – и семейную. Это часто происходит из желанияшколы, кроме знаний и социально-культурного опыта, дать учащимся и опытдуховный, опыт религиозной жизни. Школа, возлагая на себя обязанностьрелигиозного просвещения, что является одним из основных условий освоения культурногонаследия предыдущих поколения, не должна возлагать на себя задачи религиозноговоспитания. Если семья делегирует часть своих полномочий в этой сфере школе, тосуществующее законодательство позволяет организовать на базе учебного заведениярелигиозное образование.
Православнаяпедагогика как часть христианского богословия есть только средство, тольконекая совокупность знаний, долженствующая служить, по мысли В.Н. Лосского,той цели, что превосходит всякое знание. Эта конечная цель есть соединение сБогом, или обожание. Путь православной педагогики – это путь от мышления ксозерцанию, от познания к опыту.
Светскаяпедагогика понимает жизнь человека как временный период, ограниченный рамкамиземной жизни, законченный и самоценный. Православная педагогика рассматриваетбытие человека в категориях «вечности» и «бессмертия» и направляет воспитаниена конкретную личность, которая связана ответственностью перед Богом не толькоза свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традицийнарода, частью которого она является, и судьба которой уходит вэсхатологическую перспективу, к которой мы все приобщаемся через смерть.
Православнаяпедагогика признает реальность духовной основы человека и реальность духовногомира как мира духов, в том числе и духов демонических. Опыт православноговоспитания показывает, что нельзя «организовать» духовную жизнь в человекечерез развитие его психофизических функций. Нельзя прийти к духовному ростучерез развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуетсяэтим развитием душевной периферии.
Воспитаниеможет быть правильно поставлено, когда оно понимается как спасение. Только втакой постановке воспитание обретает свой смысл как подготовка к жизни ввечности уже здесь, на земле. В основе православного миросозерцания коренитсямысль о невозможности спасения вне Церкви. Воцерковление личности приводит к ееспасению – это и является основной педагогической проблемой.
Воспитаниеопределяется как процесс воцерковления личности. Сразу оговоримся, чтовоцерковление мы понимаем шире религиозного воспитания. Воцерковить – значитосвятить светом веры весь круг понятий и практической жизни человека, положитьв основу жизни не только цель развития личности, а цель спасения человеческойдуши от власти греха и смерти. Спасение не отрицает развития, но лишает егостихийной самоценности. Вне спасения развитие понимается как самореализация,которая, как правило, разжигает страсти и питает гордость человеческую. Врамках спасения развитие реализуется в формах служения и жертвенности.
Воснове понятия «образование» лежит слово «образ». Священное Писаниесвидетельствует о сотворении человека Богом по образу и подобию Своему. ВБиблии не уточняется, в чем именно состоят образ и подобие Божие в человеке,Святые отцы усматривали образ Божий преимущественно в духовной природечеловека, в возможности преодолевать свою чувственную природу, возвышаться надзаконами материального мира, во власти человека над природой, в возможностидостижения бессмертия, в разумности человека, в свободе, в совести, втворческих дарованиях, в способности человека ответить на любовь Божию своеюлюбовью к Нему и к Его творению, в чувстве ответственности человека за всетворения. Образ Божий в людях хотя и затемняется после грехопадения, но все жесохраняется, оставляя возможным наше спасение.
Воснове православного подхода к обучению лежит понимание того, что знания неберутся, а обретаются в процессе обучения, когда процесс обучения направлен наготовность человека осознать, понять и вместить Богом данные знания, когдаэрудиция дополняется интуицией, живым опытом Богообщения. Образование сводитсяне к доказательству истины только силою разума, а к познанию истины какоткровения, свидетельства и описания. Традиции православной педагогикисохранились во всей своей полноте и в Русской Церкви.
педагогика святость православный духовный

Заключение
Святость – вотидеал, данный человеку в этой жизни, одновременно достижимый и недостижимый.Недостижимый в своей полноте, так как святость не ограничена объективнымуровнем, и достижимый для конкретного человека в соответствии с его мерой ивозможностями. Святость задает особую норму жизни человека. Нормой становитсяего постоянный рост, постоянное развитие. «Человеком нельзя быть, – заметил А.А. Ухтомский,– им можно лишь делаться». Показателем развития является сам человек-то, как онменяется по сравнению с собой. Это уже не только развитие как «организма», аличная история человека, которая вплетается в историю человечества.
Человекстремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует,что истинное человеческое бытие – именно на пересечении горизонтальной ивертикальной составляющих его жизни. Точка соединения – крест – есть местореальной жизни человека. В момент пересечения линий развития и духовногостановления человек совершает поступки. Соединить в себе личное и народное,земное и небесное, плотское и духовное – и есть крестная ноша каждого человека,призванного в этот мир.
Высшегоединения достигает Православный народ в Церкви, участвуя в таинстве СвятогоПричащения. Причащаясь Плотью и Кровью Христовой, все несут в себе единую Плотьи единую Кровь, все становятся братьями и сестрами во Христе. Вот почему вПравославном мире принято обращение «братья и сестры». Таинство объединяет нетолько людей между собой, но и соединяет каждого и всех с Самим Христом.
Особенностьюрусского (многонационального) народа является практическое совпадение народныхи Православных религиозных воззрений. Православная традиция определяла укладжизни человека в России даже в том случае, когда он сам себя не признавалчеловеком верующим. Исходя из этой особенности, присущей в основном толькоРоссии, мы считаем, что традиционную педагогику русской цивилизации следуетназывать Православной.
Основнойсредой, в которой совершается процесс непрерывного образования, является семья.Она как часть общества несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества.В основе российской традиции лежат религиозные воззрения народа. В настоящеевремя семья практически отчуждена от школьного образовательного процесса, что,по нашему мнению, является одной из главных проблем современной педагогики.Ребенок, пришедший в школу, является носителем национальных, религиозных,социальных, психологических, педагогических и других традиций и особенностейсемьи. Встречаясь с ребенком, школа встречается с семьей. Именно семья должнабыть активно вовлечена в современное образовательное пространство.
Список литературы
1.  Беспалько В.П.«Слагаемые педагогические технологии», М., «Педагогика», 1989.
2.  Громыко М.М., Буганов А.В.О воззрениях русского народа. М., 2000.
3.  Ярошевский М.Г. Наукао поведении: русский путь. Москва-Воронеж. 1996.4.  Сурова Л.В. Методика православной психологии.5.  Георгий Шестун Православная педагогикакак педагогика русской цивилизации
6.  Шадриков В.Д. Происхождениечеловечности. М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Groups In Work Essay Research Paper 1
Реферат Как дело Бейлиса превратилось в дело Шульгина
Реферат становление рынка в России
Реферат Концепция байт-уль-мал в исламе
Реферат Семантическая избыточность и недостаточность в текстах драматургич
Реферат Древнейшие племена, народности и Государства Армянского Нагорья
Реферат Экстремальная медицина (кровотечения и кровопотеря)
Реферат Роль финансов в регулировании экономики Республики Беларусь
Реферат "Сапр web pack ise. Этапы и технология проектирования устройств на базе плис. Примеры проектирования логического проекта."
Реферат А. А. Идрисова моу лицей №32 г. Белгорода учитель информатики и математики Конспект
Реферат Алгебра октав
Реферат Ii международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей
Реферат "Хазяїн" І.К.Каpпенка-Каpого - видатне досягнення укpаїнської дpаматуpгії XIX ст
Реферат Удосконалення експлуатації транспортних і навантажувально-розвантажувальних засобів в ПСП К
Реферат Особенности инфраструктуры кредитного рынка России