Реферат по предмету "Право"


Правомерное поведение социально психологические и юридические аспекты

Содержание Введение 2 Глава 1. Понятие и сущность правового поведения 1. Понятие правового поведения, его особенности 2. Общая характеристика правомерного и неправомерного поведения: взаимосвязь и отличительные признаки 5 Глава 2. Понятие и основные признаки правомерного поведения. Объективная необходимость правомерного поведения 2.1.


Правомерное поведение: подходы к определению дефиниции, социальная значимость 2. Юридическая квалификация правомерного поведения 3. Виды правомерного поведения 4. Психологические аспекты правомерного поведения 19 Заключение 22 Список литературы 25 Введение Трудно найти другую правовую проблему, которая бы в такой мере затрагивала большинство разделов юриспруденции, имела бы к ним прямое или косвенное отношение как


правомерное поведение. Реформы, проводимые в нашей стране (а они осуществляются, прежде всего, правовыми средствами), окажутся неэффективными, если не будут восприняты людьми, не отразятся позитивно в их сознании и поведении. Выявление мотивов следования нормам права, закономерностей формирования правомерного поведения позволяет более четко организовать управление обществом, предупреждать совершение правонарушений. При этом государство заинтересовано не просто в правомерном использовании всеми гражданами своих субъективных


прав и исполнении возложенных на них юридических обязанностей, а в активной их реализации. Отсюда особый интерес представляет изучение вопроса правовой активности граждан, стимулирования правомерной деятельности. Правомерное поведение - необходимое условие организованного человеческого общежития, цивилизованных человеческих отношений. Большинство участников общественных отношений ведут себя правомерно, то есть нормально, ничего не нарушая, соблюдая законы страны, пользуясь своими правами, свободами и исполняя


обязанности. Это основная и преобладающая форма поведения индивидуальных и коллективных субъектов. А законоуважение - важнейшая черта правового государства, его высокой культуры - общей, политической, юридической, моральной, духовной. Сфера правомерного поведения в настоящее время значительно расширилась. Произошло это за счет декриминализации многих деяний, считавшихся ранее преступными, появления новых общественных отношений, связанных с развитием рынка.


Границы, разделяющие правомерную и противоправную деятельность, в современных условиях в силу отмеченных выше обстоятельств становятся более подвижными, в связи с чем актуальной становится проблема их различения. Наконец, и это особенно важно для настоящей работы, детальная разработка проблемы правомерного поведения может способствовать более точной, адекватно отражающей объективную действительность правовой квалификации человеческого поведения, создавать условия для устранения из практики правоприменительных органов случаев


нарушения законности. Наиболее активно исследования данной проблематики проводились в период с 1976 по 1985 гг.: О.П. Алейниковой, Н.Н. Вопленко, Р.Т. Жеругова, В.Н. Кудрявцева. В.В. Лазарева, Л.Д. Чулюкина и др в которых правомерное поведение стало предметом специального научного анализа. Различные стороны правомерного поведения затрагивались в исследованиях Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, С.


Н. Братуся, А.Б. Венгерова, В.М. Горшенева, С.Л. Зивса, Д.А. Керимова, О.Э. Лейста, А.В. Мицкевича, Б.Л. Назарова, В.Д. Перевалова, P.O. Халфиной, А.Ф. Черданцева и др. Ряд работ содержит научно обоснованный анализ характера отражения в праве потребностей, мотивов, целей являющихся психологическими детерминантами правомерного поведения (В.


П. Грибанов, Д.А. Кириллов, Н.И. Козюб-ра, Ю.И. Новик, Р.А. Ратинов, В.А. Щегорцов, А.И. Экимов и др.) Цель исследования заключается в теоретико-правовом анализе основного комплекса вопросов, касающихся характеристики сущности, понятия и признаков правомерного поведения. В соответствии с указанными целью и предметом исследования автор определил для себя следующие задачи: - выявление места правомерного поведения в структуре социальной деятельности вообще и правовой


деятельности в частности; - разграничение правомерного и неправомерного видов поведения, юридически индифферентного поведения, злоупотребления правом, объективно противоправных деяний, правомерного причинения вреда; - обоснование объективной необходимости правомерной деятельности субъектов, закономерностей ее развития и формирования; - исследование видов и мотивов, методов стимулирования правомерного поведения; - научная оценка поощрительных мер как важнейших стимулов правомерной деятельности субъектов в ракурсе


проблемы «поощрительных санкций» за законопослушную деятельность. Глава 1. Понятие и сущность правового поведения 1. Понятие правового поведения, его особенности Человеческое общество представляет собой разновидность совместной деятельности людей, наделенных волей и сознанием. Основой жизни общества выступает социальное действие, понимаемое как человеческое поведение, ориентированное


на другого человека. Поведение людей чрезвычайно разнообразно, поскольку в основе поступков и действий человека, составляющих его поведение, социальную деятельность, лежит стремление к удовлетворению желаемых потребностей и интересов. Однако их реализация осуществляется в обществе, где действуют другие индивиды, обладающие собственными потребностями. Поэтому поступки (действия) каждого отдельного человека, направленные на удовлетворение своих потребностей и интересов, находятся в связи и зависимости от действий и поступков


других членов общества. Следовательно, выбор желаемого поведения отдельного человека обусловлен не только его личными потребностями и интересами, но и должен соотноситься с соответствующими интересами и потребностями других людей, всего общества в целом. В связи с этим общество выработало критерии оценки поведения индивидов в тех или иных областях совместной деятельности. Право, наряду с моралью, также стремится к социальной оценке отношений, складывающихся в различных сферах, используя при этом собственные юридические критерии.


Поскольку право регулирует не все отношения в обществе, то поведение, которое находится в сфере его правовой регламентации, называется правовым. Наряду с правовым выделяют экономическое, экологическое, политическое, эстетическое, нравственное и другие виды поведения. Правовое поведение характеризуется рядом общесоциальных и юридических признаков. Во-первых, оно обладает социальной значимостью, выраженной в его оценке со стороны окружающих.


В зависимости от того, насколько поступки каждого лица сообразуются с доминирующими нормами и ценностями, отражают интересы общества, можно говорить об общественно полезном или общественно вредном поведении этого лица. Во-вторых, правовому поведению свойственная субъективность. Человек наделен волей и сознание, способностью контролировать свое поведение. Субъективная сторона поведения выражается в отношении человека к своим действиям, к тем последствиям,


которые они порождают, на основе соотнесения этих действий с доминирующими в обществе ценностями. В нормах права находят отражение как раз такие правила поведения каждого индивида, которые позволяли бы ему удовлетворять собственные потребности и интересы без причинения вреда интересам и потребностям других членов общества. В третьих, правовое положение подвержено правовой регламентации, означающей соответствие или противоречие правовым предписаниям.


В-четвертых, нормы права определяют масштаб, границы дозволенного. В этой связи признаком правового поведения является наступление юридических последствий – правомерных и неправомерных. Наконец, в-пятых, поскольку правовое поведение осуществляется на основе ном права, установленных государством, оно подконтрольно государству в лице его правоохранительных и правоприменительных органов. В зависимости от социальной оценки (общественно полезное или общественно вредное), а также


по юридическому критерию (соответствует нормам права или противоречит им), правовое поведение подразделяют на правомерное и противоправное (правонарушение). 1.2. Общая характеристика правомерного и неправомерного поведения: взаимосвязь и отличительные признаки С момента возникновения человеческого сознания появились понятия плохого и хорошего, которые проходят через всю историю человечества. Традиционным объектом внимания правоведов всегда было поведение неправомерное,


и это вполне объяснимо, поскольку право имеет дело, прежде всего, с отклоняющимся от нормы поведением. Поведение людей с юридической точки зрения может быть правомерным, неправомерным и юридически безразличным. Последнее никаких правовых последствий не порождает и никаким юридическим оценкам не подлежит. К правовому поведению относятся только два вида: правомерное и противоправное, и суть их состоит в следовании требованиям правовой нормы или же ее нарушении.


Признаками правового поведения являются: 1) социальная значимость; 2) подконтрольность сознанию и свободной воле лица; 3) вхождение в правовую сферу; 4) подконтрольность государству; 5) порождение юридических последствий. Правомерное поведение, как и неправомерное (и как любое другое поведение), имеет две стороны - объективную и субъективную.


Общий механизм формирования правомерного поведения складывается из трех взаимосвязанных подсистем - юридического («специально-юридического») механизма, психологического механизма и социального механизма. Реально же эти механизмы очень тесно связаны и, по существу, являются сторонами единого механизма - механизма формирования правомерного поведения. Юридический механизм действует путем установления правовыми средствами определенного социального статуса субъектов и формирования особой социальной структуры -


правовых связей и зависимостей (правовых отношений), что и вызывает к жизни фактическое правомерное поведение их участников. Однако для того, чтобы юридический механизм сработал, субъекты должны осознать свое особое социально-правовое положение (свои юридические права и обязанности), воспринять информационно-властное воздействие юридических норм и в соответствии с этим построить свое волевое поведение. Другими словами, правовые предписания прежде, чем воплотиться в конкретном, фактическом правомерном


поведении, должны пройти «через головы», то есть через сознание и волю людей. И здесь уже работает психологический механизм действия права. Правонарушение – это общественно опасно (посягающее на интересы личности, общества и государства), противоправное (нарушающее норму права), виновное деяние (действие или бездействие), совершенное лицом, достигшим установленного законом возраста, и влекущее юридическую ответственность, применение к нему


мер общественного либо государственного принуждения. Некоторые нормы права могут быть нарушены только физическим лицом, например злоупотребление родительскими правами, нарушение правил дорожного движения и т.п. Физическое лицо должно быть вменяемым субъектом, достигшим возраста, с которого наступает ответственность за данный вид правонарушения. Разновидность социальных отклонений, которая связана с отступлением от


целей, принципов и предписаний права, может быть объединена понятием противоправного поведения. К противоправным деяниям, не образующим правонарушений, относятся деяния с «усеченным» составом правонарушения (невиновные действия, объективно противоправное поведение малолетних, душевнобольных и проч.). Это также незначительные отклонения от требований юридического режима, складывающегося в той или иной сфере общественной жизни (незлостное уклонение от уплаты алиментов, просрочка платежей и т.д.), и иное


поведение, противоречащее праву и могущее влечь применение мер юридической защиты или мер воспитательного характера. К противоправным деяниям относится также и злоупотребление правом (правовыми средствами), под которым следует считать основанное на эгоистических побуждениях поведение управомоченного субъекта, противоречащее природе права, закрепленной в его нормах цели, либо связанное с привлечением неправовых средств для ее достижения. Очевидно, что в этом случае не учитываются специфика действия правового дозволения,


особенности его конструирования в законе. В законодательстве невозможно (да и не должно) расписывать дозволенное поведение «от и до», что входило бы в противоречие с природой права личности. Для предотвращения некорректного поведения правопользователя законодатель использует специальные средства, приемы законодательной техники (устанавливает ограничения на определенный вид деятельности в рамках общего дозволения, определяет принципы поведения управомоченного, конкретизируя цель, назначение предоставляемого


права и др.). Создается, таким образом, своеобразный режим поведения управомоченного, адекватный правовому дозволению. Отношение личности к праву рассматривается как принципиальный фактор, определяющий место личности в обществе. А правовые поступки лица (правомерные и неправомерные, составляющие правовое поведение) оцениваются по критериям, зафиксированным в юридических нормах. Деятельность как более широкую категорию, включающую в себя множество поведенческих актов осознанного


характера. Можно выделить общие признаки правового поведения: социальная значимость, осознаваемый характер, урегулированность правом, подконтрольность государству, способность порождать юридические последствия. Правовое поведение отличается от иных видов поведения способностью вызывать возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Правомерное и противоправное поведение в рамках правового - антиподы, разграничение которых проводится по социальной значимости, психологическим и юридическим признакам.


На практике бывает сложно разграничить правомерное поведение и злоупотребление субъективным правом. Сущность последнего вызывает споры. Одни авторы расценивают его как разновидность противоправных деяний (И.С. Самощенко, Е.К. Нурпеисов, С.В. Мамичева) , другие оценивают злоупотребление правом как самостоятельный феномен, который, якобы, предполагает пользование правами и свободами во вред социальным, а не правовым ценностям (Л.Д. Чулюкин, Р. Крусс). Злоупотребление правом следует рассматривать как разновидность правонарушения,


ибо оно предполагает выход за пределы установленного законом объема реализации субъективного права (например, злоупотребление правом на необходимую оборону (ст. 37 УК РФ)). От правомерного предлагается отличать и объективно противоправное деяние (например, вред, причиненный источником повышенной опасности) и юридически индифферентные аспекты социальной деятельности (акты поведения, регулируемые моралью, политикой и т.д.).


В качестве правомерных расцениваются меры юридической ответственности в отношении правонарушителя и меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Глава 2. Понятие и основные признаки правомерного поведения. Объективная необходимость правомерного поведения 2.1. Правомерное поведение: подходы к определению дефиниции, социальная значимость


Правомерное поведение как социальное явление формируется и реализуется в человеческом обществе, отражает закономерности его развития, зависит от них. Только благодаря правомерному, поведению многие общественные отношения беспрепятственно реализуются и развиваются. Правомерное поведение способствует устранению разнообразных житейских конфликтов и укреплению нравственных начал в человеческих отношениях. Правомерное поведение направлено на реализацию задач в области правоприменительной,


правоохранительной, правотворческой деятельности. В качестве юридических фактов правомерное поведение является условием возникновения, изменения и прекращения разнообразных правоотношений. Совокупность правомерных поступков характеризует уровень законности и правопорядка в обществе, а активная форма правомерной деятельности всячески стимулируется. Государство и общество заинтересованы в осуществлении такого поведения.


Право характеризуется как один из важнейших инструментов регламентации поведения людей. Закрепляя образцы должного поведения членов общества, оно и само эффективно реализуется, находит практическое выражение в конкретных поступках субъектов. Правомерное поведение, в этой связи рассматривается как связующее звено между нормой права и социальным эффектом, на достижение которого она рассчитана. Социальная роль правомерного поведения не сводится только к решению общегосударственных задач.


Не менее важная его функция состоит в удовлетворении индивидуальных интересов и стремлений субъектов. В этом контексте в работе обосновываются социально-экономические, политические, нравственные и юридические предпосылки правомерного поведения. Термин «правомерность» предлагается дополнить термином «юридическая», ибо правомерность может предполагать и соблюдение норм нравственности, обычаев и т.п. Иногда трактуется чрезмерно широко (например, Р. Лукич считает правомерным все, что не запрещено) либо


ограниченно (Н.Г. Швыдак, Т.А. Гуменюк определяют правомерное поведение как обусловленное чувством солидарности с требованиями правовых норм). Некоторые авторы (В.В. Оксамытный, Е.К. Нурпеисов) характеризуют правомерное поведение как реализацию права в форме соблюдения, исполнения и использования его норм. При таком подходе из понятия правомерного поведения выпадает правоприменительная деятельность, что не соответствует реальной действительности.


Правомерное поведение трактуется также как единичные или совокупные юридически значимые поступки, качество которых свидетельствует об их соответствии природе, принципам и нормам права (В.К. Бабаев, В.М. Баранов) . Однако, в данном определении указаны не все признаки правомерного поведения. Критически можно оценить и высказанное Е.Л. Ковалевой предложение о необходимости разграничивать подходы к сущности правомерного поведения в связи с проблемой различных типов и школ правопонимания, анализируя


которые данный автор приходит к выходу о необходимости определять правомерное поведение как взаимоотношение личности с другими людьми и социально важными объектами, в котором реализуются естественные права человека, ограниченные естественными правами других лиц. Такое понимание правомерного поведения неприемлемо в отношении коллективных субъектов. Можно согласиться с рядом авторов и предложить определять правомерное поведение следующим образом: «Правомерное поведение - это деятельность индивидуальных и коллективных


субъектов, соответствующая нормам права, осуществляемая в форме соблюдения правовых запретов, исполнения юридических обязанностей, использования субъективных прав, правоприменения, гарантированная и охраняемая государством». Здесь необходима оговорка относительно пробелов в праве и тех ситуаций, которые в связи с этим возникают. Как быть субъекту в подобных ситуациях? В литературе на этот счет высказано следующее соображение: «Современное российское законодательство


в качестве правомерного признает и такое поведение, которое прямо не урегулировано законом; так при пробелах в законодательстве, когда необходимая норма отсутствует вообще, правоприменитель должен ориентироваться на принципы права в целом». Исходя из приведенного выше определения, выделяются юридические, психологические и социальные признаки правомерного поведения. К юридическим признакам правомерного поведения относит: а) юридическую (правовую) регламентацию правомерных действий; б) соответствие поведения субъектов требованиям


норм права, воле государства и общества; в) презумпцию правомерности поведения; г) юридическую защищенность правомерного поведения. В случае, если определенное поведение прямо не регламентировано конкретной нормой, применяется формула «что не запрещено, то - разрешено». К числу психологических признаков правомерного поведения относятся: а) осознание в той или иной степени правомерности совершаемого поступка; б) убежденность субъекта в необходимости действовать именно правомерным


образом, мотивированность правомерного поведения; в) целенаправленность правомерного поведения; г) волевой характер деяния; д) добровольность. Социальные признаки правомерного поведения это: а) общественная полезность правомерного поведения; б) наибольшая распространенность (массовость) правомерного поведения; в) позитивная социальная оценка правомерного поведения; г) соответствие правомерного поведения не только правовым, но и нравственно-этическим требованиям (не укради, не обмани, не убий и т.д.), ибо правовые


нормы, действующие в обществе, имеют моральное содержание; д) гарантированность государством, то есть проведение последним политики создания экономических, социальных, политических, идеологических и иных условий, благоприятствующих правомерному поведению. 2.2. Юридическая квалификация правомерного поведения В теории права проблема состава правомерного поступка и его структурных элементов разработана недостаточно.


Практическое значение модели состава правомерного поведения, заключается в том, что она позволяет квалифицировать поведение субъектов права. За основу анализа правомерного поведения берется правомерный поступок, в котором выделяются субъект, объект, объективная сторона, субъективная сторона. Если в данной модели отсутствует хотя бы один из элементов, это означает, что отсутствует в целом и состав правомерного поступка. Субъекты правомерного поступка определяются как индивиды и организации,


которые в соответствии с действующим законодательством способны сознательно совершать правомерные действия, влекущие определенные социальные и правовые последствия. К ним относятся: 1) граждане (физические лица), 2) должностные лица, 3) трудовые коллективы, 4) различного рода организации, 5) органы государства, 6) государство в целом, 7) иностранные фирмы, банки и т.д.


Объект правомерного поведения определяется с учетом наработок теории права об объекте правоотношения, а также выводов философии. Отмечается, что в литературе сложились два основных подхода к пониманию категории «объект»: 1) понятие объекта рассматривается через деятельность субъекта, выражающуюся во взаимодействии в общественном отношении; 2) объект как определенное благо, по поводу которого субъекты вступают в общественные отношения. Автор считает, что эти подходы взаимодополняют друг друга.


Предлагается разграничивать понятия объектов правомерного поведения в целом (общественные отношения) и конкретного правомерного поступка (те или иные социальные блага). Объективная сторона правомерного поступка — это его внешнее проявление. Именно по такому проявлению можно судить о правомерности того или иного поведения человека. Объективная сторона правомерного поведения выражается в системе целенаправленных деяний и представляет


собой позитивную правомерную деятельность лиц, которая стимулируется государством. Обязательными элементами объективной стороны правомерного поступка являются: а) деяние; б) его последствия; в) причинная связь между деянием и наступившими последствиями; г) правомерность. К факультативным относятся средства и способы правомерной деятельности. Наиболее важной формой правомерной деятельности коллективов признается принятие и осуществление ими


различных решений. По объективной стороне правомерное поведение можно подразделить на два вида: а) необходимое (желательное); б) социально допустимое. В качестве примера последнего можно назвать такое нежелательное, но тем не менее социально допустимое явление (и поведение), как супружеские разводы. Итак, правомерным можно назвать такой вариант правового поведения, который, будучи общественно необходимым, желательным или социально допустимым, осуществляется в соответствии с правовыми предписаниями (не выходит


за рамки дозволенного законом) и поддерживается возможностью государственной защиты. Объективную сторону правомерного поведения можно рассматривать на основе тех же элементов (категорий), что и объективную сторону противоправного поведения. Речь идет о поведении, определенном результате и причинной связи между ними, только у правомерного поведения все идет со знаком «плюс», то есть поведение и его результат должны быть социально полезны,


во всяком случае не вредны для общества Субъективная сторона правомерного поведения рассматривается как наиболее сложный элемент в его структуре. Она включает в себя психологическую направленность личности, ее сознания на совершение правомерных действий, внутреннее отношение к своему поведению в сфере права и его последствиям. В качестве исходной психологической детерминанты правомерного поведения человека можно считать потребность. Определяются уровни человеческих потребностей: биологический, социально-психологический,


мировоззренческий. Осознанные потребности рассматриваются как интересы. Формирование и отбор потребностей в правомерном поведении происходит в процессе мотивации, представляющей собой сознательно-оценочное отношение субъекта к социальной действительности, к потребностям и интересам. Правовые мотивы могут быть сдерживающими и побудительными; смыслообразующими и соответствующими им мотивами-стимулами; относительно устойчивыми и ситуационными; основными и дополнительными; позитивными


и негативными. Когда мотив уже выработался, в нем не. может быть ничего неосознанного. Субъективная сторона правомерного поведения, как и субъективная сторона противоправного поведения, характеризуется интеллектуально-волевым отношением субъекта к своему деянию и его последствиям. Однако если для субъективной стороны правонарушения характерно специфическое интеллектуально-волевое состояние правонарушителя, которое именуется виной, то для поведения законопослушного субъекта характерна


иная мотивация. И в зависимости от характера последней можно проводить деление правомерного поведения на виды. Так, в качестве первого вида можно назвать правомерное поведение, при котором субъект осознает необходимость, обоснованность, справедливость требований правовых норм, осознает полезность своего поведения и желает наступления социально полезного результата. Таким образом, для данного вида правомерного поведения характерно сознательное отношение субъекта к


праву и своему поведению. Вторым видом правомерного поведения с точки зрения его субъективной стороны является конформное (или конформистское) поведение, когда субъект подчиняет свое поведение правовым предписаниям лишь по той причине, что «так делают все». Этот вид правомерного поведения характерен для социальных групп с недостаточно развитыми правовой культурой и правосознанием (например, для несовершеннолетних).


И третий вид - это когда субъект исполняет и соблюдает правовые требования под угрозой мер государственного принуждения или уже в результате их применения. В литературе справедливо отмечается, что это «ненадежный» вид правомерного поведения. В случае ослабления контроля со стороны государства здесь вполне вероятно изменение поведения с правомерного на неправомерное. После формирования правового мотива черты будущего правомерного поведения продолжают уточняться при


постановке цели. Цель - идеальное представление о последствиях возможных и желаемых действий, условиях, способах и результатах удовлетворения потребностей. Цель является, таким образом, регулятором направленности сознания. Психологическая же установка как элемент субъективной стороны правомерного поступка есть готовность действовать определенным образом в конкретной ситуации на основе определенной потребности.


Определяющая роль в числе элементов субъективной стороны отводится сознательному волевому усилию. Юридическая квалификация призвана обеспечивать строгое и неуклонное выполнение должностными лицами и гражданами требований действующего законодательства, способствовать утверждению справедливости в обществе, стабилизации общественных отношений, гарантированию единства прав и обязанностей, повышению ответственности личности. Юридическая квалификация правомерного поведения как процесса и результата оценочно - познавательной


деятельности компетентных органов государства, должностных лиц, граждан, направленной на установление соответствия элементов юридически значимого позитивного акта поведения требованиям правовой нормы (В.М. Баранов). В качестве объекта юридической квалификации выделены: возможное, должное либо желательное с позиции нормы права поведение; результаты правомерной деятельности на предмет их соответствия не только конкретным нормам, но и принципам права; иногда - события.


Основанием юридической квалификации правомерного поведения признается конкретная правовая норма. Юридическая квалификация рассматривается в двух аспектах: 1) как процесс, выражающийся в сопоставлении признаков фактических обстоятельств и признаков определенной юридической нормы; 2) как результат указанного процесса в форме вывода о соответствии (или несоответствии) признаков фактических обстоятельств и признаков нормы права.


Юридическая квалификация может быть официальной и неофициальной, которая, в свою очередь, делится на доктринальную и обыденную. В структуре юридической квалификации правомерного поведения выделяются: 1) этап (стадия) определения юридических характеристик фактического деяния; 2) этап (стадия) установления нормы права, регулирующей конкретный акт поведения, 3) этап (стадия) установления тождества деяния и нормы права.


Юридическая квалификация, будучи тесно взаимосвязанной с правоприменением, ему не тождественна и не является его частью. На каждой стадии правоприменения квалификация опосредует деятельность субъекта с материальным правом по отношению к квалифицируемому деянию. Этим она охватывает все структурные элементы правоприменительного процесса, что подтверждает ее ведущее положение при правоприменении. Правоприменение возможно только в отношении уже совершенных актов поведения.


Неофициальная же юридическая квалификация может быть и «перспективной». Большое значение в процессе юридической квалификации правомерного поведения имеет презумпция правомерности поведения субъектов как предположение о том, что субъект поступает в соответствии с правовыми предписаниями. Осуществление юридической квалификации правомерного поведения предполагает использование таких способов как логический, психологический, формально-юридический и др.


Правовые нормы реализуются в правомерном поведении субъектов права не автоматически, а только, если они опосредованы правосознанием личности. Правовое сознание, таким образом связующее звено между нормами права и поведением людей. Помимо правового сознания нельзя постигнуть смысл позитивной правовой активности личности. Отмечается, что регулирующая роль правосознания осуществляется в основном за счет функционирования норм юридически значимого поведения, воспринятых и усвоенных личностью, в связи с чем особое значение


приобретает категория «знание права». Наиболее важным является знание субъектами права адресованных им дозволений и запретов. 2.3. Виды правомерного поведения Классифицировать правомерное поведение на виды можно по различным основаниям. В качестве критериев классификации можно назвать: степень социальной значимости; мотивы поведения и степень активности субъекта; формы реализации права; отраслевую принадлежность; субъективный состав.


Правомерное поведение по степени социальной значимости подразделяется на: необходимое; желательное; допустимое. Если взять за основу мотивы поведения, характеристику волевых и сознательных процессов и степень социальной активности, то правомерное поведение классифицируется на: социально-активное; привычное; конформистское; маргинальное. Маргинальное поведение. Следование праву людей, правосознание которых расходится с требованиями правовых норм, относится к


поступкам, лежащим в основе такого формально правомерного поведения как маргинальное (маргинальный - находящийся на гране), т.е. пограничное. “Маргинальное - это деяние, которое тоже соответствует правовым предписаниям, но совершается под воздействием государственного принуждения, из-за страха перед наказанием” Оно отражает состояние индивида, которое находится на грани антиобщественного проявления, ведущего к правонарушению, однако таким не становится в силу ряда причин и обстоятельств.


В данный промежуток времени мотивами поведения оказываются иные движущие силы — угроза возможного наказания, собственные выгоды от правомерности, боязнь осуждения со стороны коллектива, группы, ближайшего социального окружения и другие сдерживающие мотивы. Человек не совершает преступлений, поскольку сознает "невыгодность", "нецелесообразность" таких поступков, руководствуясь при этом личным расчетом или страхом перед наказанием. Фактор "невыгодности" отрицательных по отношению к праву действий является


нередко сдерживающим моментом для весьма значительной категории лиц, удерживая их в рамках правомерности. Конформистское поведение. Конформистское правомерное поведение представляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (непосредственного социального окружения, группы и т.п.). Иными словами, в сфере социально-правовых отношений человек поступает правомерно, поскольку "так поступают другие".


Как социально-психологическую категорию конформизм следует отличать от понятия, конформности — соответствия поступков личности признанным или требуемым стандартам ценностей, разделяемых группой, в которую входит данная личность. Социально-правовой конформизм признается социально полезным явлением, поскольку индивид, подчиняясь мнению других, соблюдает требования права и тем самым способствует реализации их в жизнь. Однако следует признать и то, что конформистское поведение, будучи образцом приемлемого для общества


правомерного поведения, не является для него желаемым как перспективная цель действия права, поскольку представляет собой безоговорочное повиновение, слепое следование праву без активного отношения к нему на основании собственных оценок полезности и необходимости, правовых установлении. Привычное поведение. Правовые привычки как поведенческие регуляторы играют существенную роль в процессе становления правомерного поведения. Согласно неоднократно проведенным юристами исследованиям, привычки


в качестве доминирующего мотива своих поступков в сфере права называют до трети опрошенных. Осознанное усвоение правовых ценностей обеспечивает достаточно высокий уровень развития личности, если исполнение требований права происходит, хотя и привычно, но не бездумно, а со знанием дела. Позитивные действия, в основе которых лежит исполнение нормативных предписаний, требуют проявления инициативы, творчества, деятельной активности личности, а эти черты социальной ценности правомерного


поведения далеко не всегда достигаются лишь формированием привычки к исполнению закона. Имеется весьма существенная негативная сторона привычной деятельности, связанная с ее определенным консерватизмом. Привычки влияют на сохранение потребности в совершении определенного действия, хотя объективно, быть может, такая потребность уже исчезла. Социально-активное поведение. Социально-правовая активность личности представляет собой наиболее высокий


уровень правомерного поведения, проявляющийся в общественно полезной, одобряемой государством и обществом деятельности в правовой сфере. Социально-правовая активность определяется развитым правосознанием, глубокой правовой убежденностью, сознательно принятой на себя готовностью использовать предоставленные правом возможности, творчески руководствоваться ими в своем повседневном поведении. Еще видный русский юрист С.А. Муромцев, учитывая соответствие (или несоответствие) конкретного акта


поведения нравственному идеалу, различал поведение идеально правомерное как действие, совершенное искренним образом и внешне правомерное поведение, принуждаемое правом. Наиболее целесообразно классифицировать правомерные деяния следующим образом: по отраслям права (конституционное правомерное поведение, уголовно-правомерное, уголовно - процессуальное и т.д.); в зависимости от сферы общественной жизни, где осуществляются правомерные поступки (политическое, хозяйственное (экономическое),


социально-культурное и т.д.); по субъектам (правомерное поведение гражданина, состоящее из материальных и инструментальных действий, правомерное поведение должностных лиц и коллективов); по результатам ответной реакции на действие механизма правового регулирования (добровольное правомерное поведение и вынужденное; по форме проявления (действие или бездействие); в зависимости от характера реализуемых предписаний (соблюдение, исполнение, использование или применение юридических норм); по характеру императивности


правовых норм (императивное, диспозитивное, альтернативное правомерное поведение); по признаку социальной полезности (социально полезное и социально приемлемое поведение); в зависимости от потребностей, удовлетворяемых правомерным поведением (социально-ориентированное, личностно-ориентированное, эгоистически ориентированное); по степени интенсивности действий (обычное, активное, пассивное). 2.4. Психологические аспекты правомерного поведения


Правомерное поведение всего общества складывается из правомерного поведения отдельных личностей. Что же заставляет людей вести себя правомерно или противоправно? Человеческое поведение активируется широким спектром побуждений и потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами. Конкретные же действия человека, осознаны в системе понятий. Человек понимает, почему следует достичь именно данную цель, он взвешивает ее на весах своих понятий


и представлений. Побуждениями к деятельности в определенном направлении могут быть положительные и отрицательные чувства: любознательность, альтруизм, эгоизм, корысть, алчность, ревность и многое другое. Для юриста наиболее интересны мотив и установка, так как они в наибольшей степени определяют поведение человека. Главное различие, в этих двух понятиях, состоит в том, что мотивы человека практически всегда осознанны, и их можно понять, а установки относятся уже к сфере бессознательного поведения человека,


и понять их порой не в состоянии сам человек, не говоря уже об окружающих. Они играют немаловажную роль в поведении человека и поэтому требуют отдельного рассмотрения. Одним из важнейших оснований типологии правомерного поведения называют характер его мотивации. Отмечается, что в зависимости от доминирующих мотивов обычно выделяют: 1) маргинальное поведение; 2) конформистское поведение;


3) привычное поведение; 4) социально-активное поведение. Наибольшую социальную ценность имеет правомерное поведение, основывающееся на сформированной убежденности личности не только в необходимости соблюдения правовых требований, но и в признании высокой социальной значимости права, солидарности с законом в оценке регулируемых правом отношений, желании руководствоваться его положениями в повседневной жизни, отстаивать и защищать их законными средствами.


Правовой стимул - это побуждение к активной и обычной правомерной деятельности, создающее для удовлетворения интересов субъектов режим наибольшего благоприятствования (А.В. Малько). Классификация правовых стимулов в зависимости от отраслевой принадлежности; сферы использования; того, на кого они распространяются; в каком правовом акте они содержатся; по времени действия; в зависимости от содержания и т.п. Сознательное поведение человека характеризуется сознательной его регуляцией, пониманием


сущности его явлений, их взаимосвязей и причинно-следственной обусловленности. Осознав ту или иную потребность, свои интересы, человек анализирует реальные условия и мысленно представляет ряд возможных вариантов поведения для осуществления целей, достижение которых может удовлетворить его желания, чувства, стремления в данных условиях. Далее взвешиваются все «за» и «против» относительно возможных вариантов действия, и человек останавливается на одном из них, оптимальном по его представлениям.


Этот выбор цели обосновывается определенным доводом в его пользу – мотивом. Отсюда, мотив – это осознанный человеком личностный смысл его действий, осознание отношения данной цели к удовлетворению соответствующего побуждения. Человеческое поведение активируется широким спектром побуждений, являющихся модификацией его потребностей: влечениями, интересами, стремлениями, желаниями, чувствами.


Мотивы могут быть низменными и возвышенными, достойными и недостойными, социально положительными и антисоциальными. Мотивы, также как и цели действия понятия психологические. Установка – это заложенная в психике готовность к определенной реакции на определенные объекты и ситуации. Реакция может быть только психологической – интеллектуальной или эмоциональной – или выражаться в действиях Соотношение между переживаемым, осознанным и высказываем человеком, с одной стороны, и практическое


поведение, с другой стороны это является одной из сложнейших проблем психологии. Реакция на установки возможна двух видов: психологической – интеллектуальной и эмоциональной; действенной – выражаться в действиях. Здесь может проявляться такая установка поведения людей, как «социальное вовлечение». Она проявляется, например, в уличных беспорядках, бунтах, погромах, когда агрессивные массовые действия активизируют индивидуальные установки (негативное отношение к власти, полицейским или враждебной группе),


которые в обычных условиях проявляются только в словесной форме – оценках или настроениях. Социально-психологическая теория позволяет выделить основные три вида рассогласования поведения и установок: 1) общественные и политические отношения и положение человека в этих отношениях – ограничение возможности свободного выбора индивидуального поведения, когда человек вынужден руководствоваться актуальной ситуацией противоречащей его убеждениям; 2) различные или противоположные установки в отношении одного и того


же объекта либо ситуации; 3) вовлеченность индивида в социальную группу или межличностный контакт. Также можно выделить виды установок и мотивов: законопослушность, правопослушность, правоисполнение. Законопослушность – возникает тогда, когда потребности, желания, интересы субъекта права не совпадают с общественным мнением, но субъект из-за боязни наказания подчиняется закону. Правопослушность – возникают тогда, когда цели субъекта и права и средства по их достижению хотя и


совпадают с общественными, но не в силу личных убеждений, а в силу конформности личности данного субъекта. Правоисполнение – возникает, когда цели субъекта права и средства их достижения совпадают с общественными вследствие каких-либо личных убеждений данного субъекта. Правовая психология является значимой формой осознания права и отдельных нормативно-правовых актов, а также юридических действий. Знание мотивов поведения, осознание причин, побуждающих людей к нарушению


закона и порядка, можно использовать в совершенствовании законодательства и создания управомочивающих норм права. Глава 3. Пути и условия повышения правовой активности российских граждан Правовая активность является наивысшим проявлением правомерности в поведении личности. Важность этой правовой категории обуславливает необходимость ее конкретизации в условиях функционирования современного государства. Соглашаясь со сложившейся в отечественной юридической литературе концепцией


правовой активности как важнейшей составляющей правосознания, обеспечивающей укрепление правовых основ жизнедеятельности государства, мы, тем не менее, в своем исследовании предлагаем рассматривать правовую активность; как субъективное отношение и психологическую готовность человека к совершению социально-полезных действий в сфере правового регулирования. В этой связи правовая активность понимается нами: как реализующая способность личности и степень интенсивности


ее правовой деятельности, как самореализационный процесс формирования и проявления правовых свойств личности. Основная задача современного российского государства связана со становлением правовой личности, что одновременно является и главным условием развития процессов правовой государственности и гражданского общества в России. В качестве системообразующего фактора данного процесса является правовое сознание и правовая культура личности. Правовое сознание представляет собой особый процесс, который включает


в себя, с одной стороны, усвоение человеком политико-правового опыта путем вхождения его в социально-правовую среду и систему социальных связей (правовая социализация), а, с другой стороны, процесс активного воспроизводства человеком социальных связей за счет его активной деятельности, жизненной позиции и активного включения его в правовую жизнь современного российского государства. В результате подобных интеграционных процессов происходит влияние правовой среды на личность конкретного


человека, приобретается им определенный позитивный правовой опыт, в соответствии с которым и происходит процесс формирования правовой личности с высоким уровнем правосознания и правовой культуры. Воспитание правосознания находится в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан, связано с процессом повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей


социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в которых реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталось бы с уважением интересов других


людей, общества, государства. Конструкта правовой активности личности на уровне своего категориального осмысления как составляющей правосознания, а, следовательно, и правовой культуры, объективно предполагает выяснение функциональной значимости факторов, формирующих правовую активность личности. Прежде всего, это экономические факторы развития правовой активности - либерализация собственности, свобода предпринимательства и т.д то есть все то, что оказывает эффективное стимулирующее воздействие


на правовую активность человека, нацеливая ее на экономическую самостоятельность в будущем. Политические факторы стимулирования правовой активности личности базируются, прежде всего, на демократизме общества, народовластии, обеспечивающих рост социальной активности человека, наиболее полном использовании им; конституционных прав и свобод. Это способствует формированию у граждан Российской Федерации правовой культуры, глубокого уважения к закону, социально-активного поведения в


сфере правового регулирования. На развитие правовой активности личности непосредственное влияние оказывают социальные факторы, о чем убедительно свидетельствует современная действительность: уважение человека со стороны государства, признание приоритета его прав и свобод, социальная справедливость, создающая у человека чувство защищенности, стимулируя тем самым его социальное поведение и социальную активность. Духовные факторы также следует отнести к системообразующим в формировании правовой активности личности


и ее социально-полезного поведения. Они являются определяющими в росте образованности личности, ее культуры, повышения ее нравственного потенциала, оказывают стимулирующее значение для развития правовой активности личности. Чем выше уровень правовой образованности, тем выше уровень правовой активности. Таким образом, в системе детерминант правовой активности весьма важное место занимают социально-экономические, политические и духовные детерминанты. В своей совокупности они создают базу правовой активности, обуславливают


возрастающие количественные и качественные ее характеристики. В стимулировании правовой активности личности большую роль играют юридические средства, оказывающие позитивное и непосредственное воздействие на развитие активности человека в сфере правового регулирования. Гражданская активность неотделима от меры поведения, обозначенной правовыми нормами.; Норма права же сама по себе как регулятор отношений не может предопределить необходимую волевую активность


(правомерную). Она должна проникнуть в сознание человека, опосредоваться в нем, т.е. привести к определенному положительному результату, выразившемуся в правомерном поведении. Только таким образом может реализовываться регулятивная функция права. Именно через осознанность нормы права определяются мотивы поведения, побуждающие к действию и, в конечном итоге, определяющие вариант поведения. Механизм формирования социально-полезного поведения и его мотивационная


обусловленность представляют собой сложнейший комплекс формирования ценностно-правовых восприятий и мировоззренческих идеалов личности, под воздействием которых она осуществляет правовую активность и становится правовой. Для повышения политической и правовой культуры граждан необходим сложный комплекс экономических, политических, организационных, административных, судебных, воспитательных, образовательных, пропагандистских мер, призванных привить уважение к праву, его нормам, к органам государственной власти


и другим структурам политической системы. Для повышения политической и правовой культуры граждан необходим сложный комплекс экономических, политических, организационных, административных, судебных, воспитательных, образовательных, пропагандистских мер, призванных привить уважение к праву, его нормам, к органам государственной власти и другим структурам политической системы. Заключение Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что и правомерное поведение и правонарушение - правовые категории,


которые широко освещаются в научной литературе. Однако необходимо заметить, что правомерному поведению уделяется внимания недостаточно, хотя роль правомерного поведения в обществе чрезвычайно высока. Именно правомерное поведение способствует упорядочению общественных отношений, необходимых для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается правопорядок. Будет неправильно говорить, что социальная роль правомерного поведения сводится к удовлетворению общественных


нужд. Не следует забывать об интересах самих субъектов правовых действий. Неправильно также считать, что, говоря о правомерном поведении, мы имеем ввиду конкретного гражданина или коллектив. Это относится и к обществу и к государству - и то и другое должны поощрять и стимулировать правомерное поведение, пресекать деяния субъектов, препятствующих совершению правомерных действий. Применительно к вопросу о санкциях поощрительной нормы отмечается, что в общесоциологическом плане


санкции рассматриваются как негативные, так и позитивные средства регулирования и контроля поведения личности. В законодательстве «санкцией» иногда именуется утверждение, одобрение или разрешение какого-либо акта. Под санкцией правовой нормы понимается чаще всего указание закона на те меры государственного принуждения, которые подлежат применению к нарушителю правовой нормы. Реже санкцией называют сами меры государственного принуждения.


Именно в этой связи против термина «поощрительная санкция» нередко высказываются возражения. Сам этот вопрос носит дискуссионный характер, что для любой науки является естественным. По мнению А.В. Малько, поощрительные санкции - это реальность, ибо задача права состоит не только и не столько в сдерживании правонарушений, в наказании лиц, их совершивших, сколько в стимулировании правомерного поведения, в поощрении лиц, действующих в интересах общества и государства[3].


Поощрительные меры, совместно с мерами принуждения обеспечивают устанавливаемую государством модель правомерного поведения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат A Proposal For The Further Study Of
Реферат Cruel And Unusual Essay Research Paper Cruel
Реферат Адміністративно-правове регулювання господарської діяльності в агропромисловому комплексі
Реферат Социологические доктрины.
Реферат Убеждение и внушение как методы психологического воздействия влияния руководителя на подчинённых
Реферат Развитие специальной выносливости лыжников-гонщиков 15-16 лет в летний период
Реферат Формирование ассортимента детской обуви
Реферат Формы и виды предпринимательства 3
Реферат Автоматизация информационного взаимодействия в системе органов государственного финансового конт
Реферат «Кошки и гены»
Реферат Macbeth Evil On Earth Can It Destroy
Реферат Модель педагогического содействия становлению прогностической компетентности будущих менеджеров в образовательном процессе университета
Реферат Використання диференціаційного навчання при вивченні креслення на прикладі теми: "Нанесення розмірів" у 8 класі
Реферат Управление природными ресурсами и в области охраны окружающей среды, как вид управления в экономической сфере
Реферат The Hill Essay Research Paper