Дидактическая игра как средство обучения дошкольников
Содержание
Введение
Глава I.Теоретические основы использования игры в процессе обучения
1.1 История вопроса
1.2 Психологические основы иособенности игры
1.3 Технология игры
Глава II.Место и роль дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе
2.1 Общая характеристикадидактических игр
2.2 Использование дидактическойигры в обучении старших дошкольников
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Игра – это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработкииз окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления ивоображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность вобщении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решитьболее трудную задачу чем на занятии. Игра – это только один из методов, и онадает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами,чтением и т.д.
Играя дети учатся применять свои знания и умения на практике,пользоваться ими в разных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, вкоторой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель,совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживанияоставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрыхчувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимаетбольшое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетическоговоспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению егожизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана собучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способосуществления задуманного. Пользоваться своими знаниями, выражать их словами.
Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширениякругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, кгероическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии,стремление подражать любимым героям. Все делает игры важным средством сознаниянаправленности ребенка который начинает складываться в дошкольном детстве.
Таким образом игровая деятельность является актуальной проблемой процессаобучения.
Актуальность проблемы определила выбор темы курсовой работы.
Проблема исследования: Какова роль дидактической игры в обучении старшихдошкольников.
Объект исследования: Игровая деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: Дидактическая игра как средство обучениядошкольников.
Цель: Определить роль дидактической игры в обучении детей старшегодошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить психологические особенности игры старших дошкольников;
2. Выявить сущность понятия дидактическая игра;
3. Проанализировать опыт воспитателей по использованию дидактической игрыв воспитательно-образовательном процессе в ДОУ.
4. Систематизировать дидактические игры для детей старшего дошкольноговозраста.
Глава I. Теоретические основы использования игрыв процессе обучения
1.1 История вопроса
Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайномногозначны. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, впереносном значении. Е.А. Поправский говорит, что понятие об «игре»вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слово «игра»означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что унас называется «придаваться ребячеству». У евреев слово «игра»соответствовало понятию о шутке и смехе. В последствии на всех европейскихязыках слово «игра» стали обозначать обширный круг действийчеловеческих, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другойстороны – доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот кругпонятий стало входить все, и начиная от детской игры в солдатики дотрагического воспроизведения героев на сцене театра.
Слово «игра» не является понятием в строгом смысле этого слова.Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечтообщее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями,обозначенными словом «игра», мы не имеем до настоящего времениудовлетворительного объяснения разных форм игры.
Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал оположении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне историиразвития, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитиидетской игры. На различных стадиях развития общества, когда основным способомдобывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры несуществовало. Дети рано включались в жизнь взрослых. Усложнение орудий труда,переход к охоте, скотоводству привели к существенному изменению положенияребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущегоохотника. В связи с этим взрослые изготовлять орудия для детей. Возниклиигры-упражнения. Детские орудия увеличивались вместе с ростом ребенка. Обществов целом заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самыхответственных и важных областях труда, и взрослые всячески содействуютиграм-упражнениям детей, над которыми настраиваются игры соревнования,являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижения детей. Вдальнейшем появляется сюжетно-ролевая игра. Игра в которой ребенок применяет насебя и выполняет роль, соответственно каким-либо действиям взрослых.
Дети, предоставленные сами себе, объединяются и организуют свою особуюигровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах общественные отношения итрудовую деятельность взрослых. Историческое развитие игры не повторяется. Вонтогенезе хронологически первой является ролевая игра, служащая главнейшимисточником формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте.
Таким образом детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре,тем важнее игра для общества.
1.2 Психологические основы игры
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широкоиспользовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей. Времякогда воспитание выделилось в особую общественную функцию, уходят в глубьвеков, уходит и использование игры как средство воспитания. В различныхпедагогических системах игре придавалось разная роль, но нет ни одной системы,в которой в той или иной мере не отводилось бы место игре.
Игре приписывают самые разнообразные функции, как чисто образовательные,так и воспитательные, поэтому возникает необходимость более точно определитьвлияние игры на развитие ребенка и найти ее место в общей системевоспитательной работы учреждений для детей.
Необходимо более точно определить те стороны психического развития иформирования личности ребенка, которые по преимуществу развиваются в игре илииспытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.
Исследование значения игры для психического развития и формированияличности очень затруднено. Здесь невозможен чистый эксперимент просто потому,что нельзя изъять игровую деятельность из жизни детей, и посмотреть, как приэтом будет идти процесс развития.
Главнейшим является значение игры для мотивационно- потребностной сферыребенка. Согласно работам Д.Б. Эльконина [15, с274], проблема мотивов ипотребностей выдвигается на первый план.
В основе информации игры при переходе от пред дошкольного к дошкольномудетству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которымивстает теперь перед ребенком как задача и мир. Этот мир осознается им в ходеего дальнейшего психического развития само расширение круга предметов, скоторым ребенок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В егооснове лежит «открытие» ребенком нового мира, мира взрослых с ихдеятельностью, их функциями, их отношениями. Ребенок на границе перехода отпредметной к ролевой игре еще не знает ни общественных отношений взрослых, ниобщественных функций, ни общественного смысла их деятельности. Он действует внаправлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, приэтом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых исмыслах их деятельности.
Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием. Игравступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфереребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация всмыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченногоместа в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение игрыне ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержаниюмотивы деятельности и связанные с ним задачи. Существенно важным является то,что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можнопредставить себе, что именно в игре происходит переход от непосредственныхжеланий, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на гранисознательности.
Прежде чем говорить о развитии умственных действий в процессе игры,необходимо перечислить основные этапы, через которые должно проходитьформирование всякого умственного действия и связанно с ним понятия.
— этап формирования действия на материальных предметах или материальныхмоделях заменителях.
— этап формирования того же действия в плане громкой речи .
— этап формирования собственно умственного действия.
Рассматривая действия ребенка в игре легко заметить, что ребенок ужедействует со знанием предметов, но еще опирается при этом на их материальныезаменители – игрушки. Анализ развития действий в игре показывает, что опора напредметы – заменители и действия с ними все больше сокращаются.
Если на начальных этапах развития требуется предмет – заменитель и относительноразвернутое действие с ним, то на более позднем этапе развития игры, предметвыступает через слова – названия уже как знак вещи, а действие – каксокращенные и обобщенные жесты, сопровождающиеся речью. Таким образом, игровыедействия носят промежуточный характер умственных действий со значениямипредметов, совершающихся на внешние действия.
Путь развития к действиям в уме оторванными от предметов значениями, естьодновременно возникновение предпосылок для становления воображения. Игравступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылокк переходу умственных действий на новый, более высокий этап – умственныхдействий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливаетсяонтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственныхдействий.
В игровой деятельности происходит существенная перестройка поведенияребенка, оно становится произвольным. Под произвольным поведением необходимопонимать поведение, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемоепутем сопоставления с этим образом как с этапом.
Ученые обращали внимание на то, что характер движений, выполняемыхребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. Иустановили, что в ходе развития меняется структура и организация движений. Вних явно вычленяется база подготовки и фаза выполнения.
Эффективность движения, так и его организация существенно зависят оттого, какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли,которую выполняет ребенок.
Игра представляет собой первую доступную для дошкольника формудеятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствованиеновых действий.
З.В. Манулейко [9] раскрывает вопрос о психологическом механизме игры.Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психологическоммеханизме игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучиэмоционально привлекательным, оказывает стимулирующее влияние на выполнениедействий, в которой роль находит свое воплощение.
Указание на мотивы является, однако, недостаточным.
Необходимо найти тот психических механизм, через который мотивы могутоказывать это воздействие. При выполнение роли образец поведения, содержащийсяв роли, становится одновременно этапом, с которым ребенок сравнивает своеповедение, контролирует его. Ребенок в игре, выполняет как бы две функции: содной стороны он выполняет свою роль, а с другой контролирует свое поведение.
Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но иналичием контроля за выполнением этого образца. При выполнении роли имеетсясвоеобразное раздвоение, то есть «рефлексия». Но это еще несознательный контроль, так как функция контроля еще слаба и часто требуетподдержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабостьрождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается.Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения.
Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, идля формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношенияк труду и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются какна свою основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитиеребенка, на становление его личности.
Основным мотивом игры в дошкольном возрасте является интерес кдеятельности взрослых, стремление приобщиться к ней, воспроизвести ееособенности.
Особенностью игры является то, что заниматься ею побуждает детей интересне к результату, а к процессу деятельности. Этим игра единственно отличается отдругих видов деятельности (труда, учения), которые в основном направлены надостижение того или иного результата.
Игра есть отражение окружающей действительности и прежде всего действий ивзаимоотношений окружающих людей. «Игра – путь детей к познанию мира, вкотором они живут и который призваны изменить». (М.Горький).
Играя ребенок воспроизводит в активной, наглядно-действенной форме сценыиз жизни окружающих взрослых, их труд, их отношение друг к другу и к своимобязанностям и таким образом получает возможность полнее осознавать окружающуюдействительность, глубже пережить изображаемые события, правильнее их оценить.
Поэтому игра оказывает такое глубокое влияние на психическое развитиеребенка – дошкольника, на формирование его личности.
В процессе развития ребенка содержание игр в детской жизни изменяются.Первые игры возникают уже в раннем возрасте. Однако их содержание и характерсначала еще примитивны.
В большинстве случаев игра сводится к воспроизведению простейших действийс предметами домашнего обихода, которые ребенок освоил самостоятельно или путемподражания взрослым. При этом малыша интересует в действии не его внутреннеесодержание, а его внешняя, процессуальная сторона.
Ребенок возит взад и вперед тележку, одевает и раздевает куклу потому,что сам процесс доставляет ему удовольствие. Общее изменение деятельностиребенка, расширение его опыта приводит к изменению характера его игр.
При переходе к дошкольному возрасту дети начинают отображать в игре нетолько внешнюю сторону человеческих действий, но и их внутреннее содержание –то, зачем они делаются, то значение, которое они имеют для других людей. Так,играя в железную дорогу, дошкольники изображают не только внешнюю сторону дела-пыхтение и свист паровоза, движение поршней и т.д., но и взаимоотношениемашиниста, кондуктора, пассажиров и пр.
Важное значение в творческой игре приобретает выполнение определеннойроли. В отличие от ребенка раннего возраста, который в своих играх остаетсясамим собой, дошкольник, играя, преображается в шофера, солдата и т.д.
Выполнение роли связано с более сложной организацией игровойдеятельности. Если дети раннего возраста играют в одиночку или же совместноделают одно и тоже, то в игре дошкольников устанавливаются сложные взаимоотношенияс распределением обязанностей между собой. Развитие игры связано, такимобразом, с ростом детского коллектива, с выработкой привычки к совместнойдеятельности.
Следующей особенностью дошкольной игры является подчинение играющихопределенным правилам.
Даже в тех случаях, когда эти правила не формируются (как, например вролевых играх), они все же не являются необходимым составным компонентомигровой деятельности дошкольников.
Еще более важное значение приобретает выполнение правил в подвижных идидактических играх. Там эти правила уже носят явно выраженный, четкосформулированный характер.
В большинстве творческих игр какие-либо реальные действия, которыесовершаются взрослыми в одних условиях, воспроизводятся ребенком в другихигровых обстоятельствах.
Игра дошкольника непрерывно сопровождается работой творческоговоображения. Игра представляет собой воспроизведение реальных действий ввоображаемых обстоятельствах.
Однако постепенно под влиянием воспитателя, игровая деятельность младшихдошкольников усложняется и отдельные действия начинают объединяться в единоецелое, соответственно изображаемому сюжету. Дети начинают брать на себяопределенные роли.
У детей 4-5 лет творческая сюжетная игра достигает более высокой степениразвития. Содержание детских игр становится богаче и разнообразнее. Детиотражают самые разнообразные виды и стороны человеческой деятельности. Онивоспроизводят в игре различные виды труда, событий из жизни.
Наряду с творческими играми продолжают развиваться игры подвижные идидактические. Дети постепенно научатся действовать по правилам, подчинять своюактивность известным задачам, настойчиво стремиться к определенным результатами достижениям.
1.3 Технология игровых форм
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научитьдошкольника осознать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни ипрограммы собственной, как правило, глубоко скрытой в обычной обстановке,самостоятельной деятельностью и предвидеть ее ближайшие результаты.
Опираясь на работу П.И. Пидкасистого [9, с 31], мы можем утверждать, чтовсе игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра естьспонтанная ориентировочная деятельность, которой, благодаря естественнымпроцессам самонаучения, человек самостоятельно осваивает новые формы и способыдействия в привычной обстановке. Главное отличие искусственной игры отестественной заключается в том, что человек знает, что он играет, и на основеэтого очевидно знания широко использует игру в своих целях.
Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности:индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную и массовую формыигры:
· К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека ссамим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и звуками;
· Одиночная игра – это деятельность одного игрока в системеимитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достиженияпоставленной цели;
· Парная форма игры – это игра одного человека с другим человеком,как правило в обстановке соревнования и соперничества;
· Групповая форма игры – это групповая игра трех или болеесоперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель;
· Коллективная форма игры – это групповая игра, в которойсоревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников;
· Массовая форма игры – это есть тиражированная одиночная игра спрямой или обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуютмиллионы людей.
В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами:дидактические, настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес к решениюумственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важногофактора успешного обучения. Кроме того, помогают выработать такие нравственныекачества, как воля, выдержка, самообладание. Однако анализ организации детскойжизни в дошкольных учреждениях показывает, что воспитатели недостаточно уделяютвнимание обучению детей правилам игр и в самостоятельной деятельности детииграют примитивно, используя ограниченное количество игр.
Между тем, очень важно, чтобы самостоятельные сюжетно-ролевые игрысочетались с играми с правилами, чтобы в них использовались различные вариантыролевого поведения. Только при этих условиях игра станет формой организациидетской жизни и займет нужное место в педагогическом процессе.
Анализ практики воспитания детей раннего возраста и младшего дошкольноговозраста, показывает, что у воспитателей возникает ряд трудностей прируководстве игрой.
Почти в каждой группе есть дети, которые не играют и не любят играть. Онине проявляют интереса к сюжетно-образным игрушкам или однообразно с нимиманипулируют, тонус эмоциональной и познавательной активности у них понижен.Такие дети трудно усваивают программный материал, требующий определенногоразвития мышления и речи, которые в значительной степени формируются в игре.
Детская игра – явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит,насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельностидетей, формам организации, игровому материалу.
В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходныеоснования для их классификации.
В работах Н.К.Крупской детские игры делятся на две группы по тому жепринципу, что и у П.Ф.Лесгафта, но называются немного иначе: игры, придуманныесамими детьми и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская назвалатворческими, подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер.Другую группу игр этой классификации составляют игры с правилами. Как и любаяклассификация, данная классификация носит условный характер.
К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет своювыдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играхразнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализациизамысла до перевоплощения в ролях, заданных литературными произведениями. Взависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемогов играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, игры состроительным материалом.
Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной илинаучной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей.Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимисянепременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровыедействия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот,поймать мяч и т.д.).
В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся надве большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь,классифицируются с учетом разных оснований. Так дидактические игрыподразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.),по дидактическому материалу (игры с предметами, игрушками, настольно-печатные,словесные).
Подвижные игры классифицируются по степеням подвижности (игры малой,средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, сперебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, слентами, с обручами и др.).
Таким образом, игры – важнейшее средство воспитания и обучения детейдошкольного возраста.
Глава II. Место и роль дидактической игры ввоспитательно-образовательном процессе
2.1 Общая характеристика дидактической игры
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игрыобучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но дляиграющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры невыступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия,правила.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежнымиграм», представляя собой переходную к той неигровой деятельности, которуюони подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности,интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Длядидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающейзадачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игры,но облекают ее в занимательную для детей форму.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, авозможность проявить активность, выполнить игровые действия, добитьсярезультата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями,умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможетуспешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игрезависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которыедиктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным,запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит,дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденнойформе. Такое непреднамеренное обучение получило название автодидактизма.
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем былнарод, подметивший удивительную особенность маленьких детей — восприимчивость кобучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждогонарода сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразныедидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактическихигр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории,туда, быта того или иного народа.
Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного иобучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностейребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающиеэмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме,образности, динамичности игровых действия. Содержание игры событийно, т.е.отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающие определенный эмоциональныйотклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.
В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки,предназначенные для детей разных возрастов: от раннего до школьного. Они входятв жизнь ребенка очень рано – на первом году жизни.
Для детей постарше русская народная педагогика предназначает дидактическиеигры, в которых заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы,смекалки. Здесь находят выражение присущая дошкольникам потребность в движении,в общении со сверстниками, заключается обильная пища для работы ума,воображения.
С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносятсами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровойматериал). Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи, заложенныев народных играх, ученые создают новые дидактические игры, предлагают целыесистемы таких игр.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания иобучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие втрудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, вкаждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игрызанимали и занимают особое место.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитанияФридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит нев учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясьигрой, она должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал системудидактических игр, которая представляет собой основувоспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду.
В эту систему вошли дидактически игры с разными игрушками, материалами,расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложностиобучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинствадидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, написанные Ф. Фребелеми его учениками с целью усилия обучающего воздействия игр.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная системадидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определениюместа игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка кпозиции Ф. Фребеля: игры должна быть обучающей, в противном случае это «пустаяигра», не оказывающая влияние на развитие ребенка. Для обучающихигр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорноговоспитания.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколькокомпонентов. Рассмотрим эти компоненты:
1. Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактическойигры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задачаформулируется как игровая. Например, в игре «Узнай предмет по звуку»обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотноситьзвук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться кзвукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку. Такимобразом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий.Игровая задача часто бывает заложена в название игры.
2. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровыхцелях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описатьее и др.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игреувлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровыедействия просты и однотипны.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваютсяболее сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровыхэлементов. Дети 5-6 лет, участвуя в сюжетной дидактической игре, выполняют комплексигровых действий, связанных с реализацией определенной роли.
В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственногохарактера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное,классифицировать предметы по тем или иным признакам и т.д.
Итак, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются иигровые действия в дидактической игре.
3. Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игрудемократичной: им подчиняются все участники игры.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существуеттесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогаютосуществить игровые действия и решить задачу.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основныхвида: игры с предметами, настолько-печатные и словесные игры.
Игры с предметами
В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, детиучатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность игр втом, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками:цветом, величиной, формой, качеством.
В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлениепоследовательности в решении задач.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В нихярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого онисделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенныхдидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева.
Используя дидактические игры с подобным содержание, воспитателю удаетсявызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры спомощью отобранных игрушек.
Настольно-печатные игры
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразныпо видам: парные картинки, лото, домино.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играхдети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знанияо них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания вновых связях, в новых обстоятельствах.
Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описываютпредметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственнымтрудом.
2.2 Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников
В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игравыступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характерруководства ею.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решениекоторых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, уменияосмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Онисодействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированиюпредставлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детейразнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственныхи практических задач. В этом их развивающая роль.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания,развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия,которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, бытьсправедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Успешное руководство дидактическими играми прежде всего предусматриваетотбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач,определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие сдругими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие ипоощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей,применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательныеотношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровойдеятельности у более старших детей достигается тем, что воспитатель ставитперед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия.Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большеймере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и в старшихгруппах руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялосьсоответствующее эмоциональное настроение, непринужденность, чтобы онипереживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решенияпоставленных задач.
В каждой группе воспитатель намечает последовательность игр,усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям иправилам. Отдельные, изолированные игры, могут быть очень интересными, но,используя их вне системы, нельзя достигнуть обучающего и развивающегорезультата. Поэтому следует четко определять взаимодействие обучения назанятиях и в дидактической игре.
В старшей и подготовительной к школе группах непосредственное обучение назанятиях также связано с обучение в дидактических играх. Но соотношение их,особенно в подготовительной группе, изменяется, главным становится обучение назанятиях, где дети овладевают систематизированными знаниями, элементарнымиформами учебной деятельности.
Следует учитывать, что в дидактической игре необходимо правильноесочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками,игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.
При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет вниманиедетей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь егоспособствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формамиобучения, способствует совершенствованию игровых действий. Недопустимыподробные и многословные объяснения, частые замечания и указания и ошибки, дажеесли они и вызваны стремлением выправить игру. Такого рода объяснения изамечания разрывают живую ткань игровой деятельности, и дети теряют интерес кней.
Руководя играми, воспитатель использует разнообразные средствавоздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве прямого участникаигры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживаетс ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаетсоответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может ине включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссер, сохраняя и оберегая еесамостоятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнениемправил и незаметно для детей ведет их к определенному результату. Поддерживая ипобуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, акосвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы ит.п.
Надо помнить, с одной стороны, об опасности, чрезмерно усиливая обучающиемоменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия,а, с другой, увлекшись занимательностью, уйти от задачи обучения.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей,большей или меньшей успешностью выполнения ими игровых действий, уровнемусвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлеченности. Впериод усвоения нового содержания. игровых действий, правил и начала игры темпее, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развертывается идети увлекаются, темп ее убыстряется. К концу игры эмоциональный подъем как быспадает и темп игры вновь замедляется. Не следует допускать излишнеймедленности и ненужного обострения темпа игры. Убыстренный темп вызывает иногдарастерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровыхдействий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются.Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробныеобъяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровыедействия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могутруководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются,однообразие снижает эмоциональный подъем.
Руководя дидактической игрой, педагог использует разнообразные формыорганизации детей. Если необходим близкий контакт, то дошкольников усаживают настульчики, поставленные в круг или полукруг, а педагог садится в центре. Вдидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения иобогащения ее замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами,предложениями. Умение удерживать игру в пределах установленного времени –большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счет сокращениясвоих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик являетсяусловием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.
Заканчивая игру, педагог должен вызвать у детей интерес к ее продолжению,создать радостную перспективу.
Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится во время, котороеотводится в режиме на занятия. Игра может чередоваться с занятиями, когданеобходимо усилить самостоятельную деятельность детей, организовать применениеусвоенного в игровой деятельности, подвести итог, обобщить изученный назанятиях материал.
Дидактические игры проводятся в групповой комнате, в зале, на участке, влесу, в поле и т.д. Этим обеспечивается более широкая двигательная активностьдетей, разнообразные впечатления, непосредственность переживаний и общения.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельнымвыводам, заключениям, обобщениям. Неоценимую помощь оказывают для развития этихспособностей дидактические игры.
Задания многих игр, рассчитанных на детей старшей группы, предполагаютсотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, ихсравнение, обсуждение особенностей предметом, способов их классификации. Этоспособствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения вреальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения заданияпроисходит взаимный обмен знаниями, опытом.
Многие игры предполагают взаимный контроль и оценку действий, решенийсверстников. Роль воспитателя состоит в основном в том, чтобы помочь ребенкусделать правильный выбор, поддержать и активизировать положительное влияниедетей друг на друга, предупредить или нейтрализовать – отрицательное.
Заключение
Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное,характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности.Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо дляпоследующей учебной и трудовой деятельности ребенка.
Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действияопределенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целогоколлектива. Наконец, в игре ребенок овладевает нравственными нормами иправилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.
Игра – важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различныесобытия жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чемему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляетсяинтерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.
Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психикиребенка, в формировании его личности.
Литература
1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.,1992. – 150 с.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990. – 280 с.
3. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.,1986. – 104 с.
4. Гербова В.В. Воспитание детей. – М., 1981. – 255 с.
5. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 1997. – 205 с.
6. Запорожец А.В. Психология. – М., 1965. – 283 с.
7. Менжерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982. – 350 с.
8. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1975. – 238 с.
9. Пидкосистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996. –286 с.
10. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976. – 94 с.
11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982. – 95 с.
12. Хейзинг И. Человек играющий. – М., 1992. – 156 с.
13. Шмаков С.А. Ее величество игра. – М., 1992. – 230 с.
14. Штерн В. Психология раннего детства. – М., 1993.-280 с.
15. Флерина Е.А. Игра и игрушка. – М., 1973. – 284 с.
Приложение I
Игра «Почта»
Цель: Углублять представления детей о способах отправки и получениякорреспонденции, воспитывать уважение к труду работников почты, желаниеподражать им. Развивать связную речь детей.
Игровое задание: Прочитать письмо или описать посылку.
Правила игры: Правильно подготовить к отправке письмо, бандероль. Умело ивнимательно обслужить адресатов.
Материал: Рисунки, аппликации, поделки, журналы, газеты, выполненныесамими детьми на занятии по рисованию и упакованные в бандероли. Марки,конверты. Почтовый ящик, весы, номера-медальоны для каждого ребенка.
Игра. Дети надевают номера-медальоны, обозначающие их адрес. Играначинается стихами С.Маршака и загадками.
Затем каждый решает, кому он хочет отправить письмо или бандероль, ипроставляет соответствующий номер-адрес. Конверты опускают в почтовый ящик, абандероли несут на почту, где их взвешивают. Во время игры нужно заметитьномера детей, которым никто ничего не послал, и нужно отправить им самим.
Почтальон раздает письма и бандероли. Дети обсуждают полученное,загадывают загадки. Остальные участники игры должны догадаться, что принеспочтальон.
Приложение II
Игра «Кто быстрее построит дом»
Цель: Учить различать способы строительства многоэтажных и одноэтажныхзданий; творчески изображать характерные трудовые действия каменщиков,монтажников, крановщиков, водителей грузовых машин и панелевозов, кровельщиков,плотников; воспитывать привычку к совместному труду.
Игровое задание: Построить дом.
Правила игры: Интересно рассказать о строительстве.
Материал: Строительный материал: кирпичи, панели, блоки; подъемный кран,грузовые машины, различные инструменты, которыми пользуются рабочие на стройке;картинки, изображающие стройку, различные виды работ, производимых на ней.
Игра. Создайте ситуацию, цель которой обсудить, какой дом можно быстреепостроить – панельный или кирпичный. Если дети единодушны в своем решении,введите в игру Незнайку, который попытается доказать им, что кирпичный домрастет быстрее. Остается одно – на деле проверить кто прав. Сначала одни детистроят кирпичный дом; потом другие – панельный. Воспитатель засекает время,вместе с детьми отмечает, какой дом можно быстрее построить. Затем детисоревнуются друг с другом: кто, обсуждают полученное, загадывают загадки.Остальные участники игры должны догадаться, что принес почтальон.
Приложение III
Игра «Дорожные знаки»
Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правиладорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг кдругу.
Игровое задание: Ориентироваться в дорожной ситуации.
Правила игры: Соблюдать правила дорожного движения. Контролироватьвыполнение правил другими.
Материал: Медальоны – дорожные знаки: «светофор», «пешеходныйпереход», «дети», «въезд запрещен», «местостоянки», «Пункт медицинской помощи», «Движение прямо»,«телефон» и т.д.; медальона – легковые и грузовые машины различногоназначения. Контрольные талоны с отрывными лепестками. Зверюшки.
Игра. Дети делятся на пешеходов, дорожные знаки, автомобили и надевают насебя соответствующие медальоны-атрибуты. Дорожные знаки занимают свои места.Вначале в путь отправляются пешеходы. Нарушивших правила движения знакизадерживают. Автомобили оценивают правильность поведения пешеходов и требованиядорожных знаков. Потом они сами отправляются в путь. Недисциплинированных илиневнимательных знаки задерживают, а их поведение оценивают пешеходы. Игруповторяют до тех пор, пока все не научатся выполнять правила дорожногодвижения.
Теоретические и психологические основы расширениякругозора детей старшего дошкольного возраста. Особенности, место и рольиспользования дидактической игры в воспитательно-образовательном процессеформирования и повышения умственной активности ребенка.
кругозор дидактическая игра дошкольный