Реферат по предмету "Психология"


Онтологическое понимание современного воспитания.

Онтологическое понимание современного воспитания. Борытко Николай Михайлович, д-р пед. наук, проф зав. научно-исследовательским центром современных проблем воспитания, зам. зав. кафедрой педагогики по НИР Волгоградского государственного педагогического университета. Э. Фромм указывает на две кардинально противоположные жизненные позиции всех живущих на земле: позиция «иметь» и позиция «быть». Первая означает сведение смысла жизни к потреблению: «Я есть то, чем я обладаю».

Вторая заключается в самом проживании взаимодействия с миром: «Я есть то, что со мной происходит». При первой человек центрируется на средствах существования, при второй — на содержании жизни. Традиционно воспитание рассматривается с позиций обладания: общества — личностью, личности — социальными и культурными ценностями, человека — человеком и т.д. Бытийный (или онтологический) подход к воспитанию переводит восприятие человека в сферу активности,

деятельности, субъектности. Воспитание при таком подходе предполагает саму жизнь, а не «подготовку к жизни», когда всякое взаимодействие педагога с воспитанником приводит к содержательному обогащению жизни каждого из участников взаимодействия. Анализ различных подходов к пониманию воспитания с точки зрения бытийной природы человека позволяет понять три аспекта воспитания: социально-нормативный (формирование личности через идентификацию с социокультурным и профессиональным окружением: в первую очередь принятие

его норм), индивидуально-смысловой (развитие индивидуальности как выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация… и прочие «само», которые определяют самоценность человека в жизни и деятельности) и ценностно-деятельностный (становление субъектности во взаимодействии со средой: обмен влияниями, не только принятие ценностей среды, но и утверждение в ней своих взглядов, своего значения). Такое воспитание как социальная функция воспроизводства человеческого качества невозможно вне культурного

контекста. Восхождение к личности: бытие как предстояние. С этой точки зрения, воспитание человеческого в человеке — это воспроизводство в нем социальной культуры, его «окультуривание». Личность — это способ общественного бытия человека. Родившись, человек предстает перед опытом предшествующих поколений, который в концентрированном виде выражен в культуре, социокультурных ценностях. Интериоризация этих ценностей, идентификация с социокультурным

окружением (т. е. личностное становление) — первое, что ожидает от человека его окружение. Социально-нормативный аспект раскрывает социальное значение воспитания как инструмента продолжения общества в отдельной личности через принятие ею общественного мнения, норм, традиций, ритуалов. Все эти «средовые влияния» могут стать эффективными средствами воспитания, ведь культура «программирует» не только деятельность, но и способ восприятия людьми отдельных фактов и событий, предопределяет их

оценку и выбор поведения. Воспитание как социальное явление — это инструмент продолжения общества в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры (социализация). Результатом является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром. В отношении школьного воспитания, как выявили З. А. Малькова и Л. И. Новикова, для этого нужно целенаправленно формировать идеологию школы, которая

разделяется и принимается как взрослыми, так и детьми: целостный образ собственной школы, представление о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях, общественное мнение, в котором преобладают ценности конструктивного поведения, позитивное принятие многомерности и многообразия окружающего мира, мажорный тон взаимоотношений, традиции школы и ритуалы . Восхождение к индивидуальности: бытие как самостояние.

Человек, являясь саморегулирующимся в процессе жизнедеятельности, приобретает такие свойства, которые не предопределены однозначно ни внешними воздействиями, ни внутренними природными данными. В соответствии с таким подходом непременным условием эффективности воспитания является опора на собственные силы ребенка и внутреннюю логику его развития. Воспитание как процесс смыслообразования, рефлексивное сознание, «мучение над смыслом бытия» приближается к внутренней деятельности, не имеющей, однако, предметного

характера. Уяснение человеком смысла того или иного отношения к миру не дается ему прямо и автоматически, но требует сложной и специфической внутренней деятельности по оценке своей жизни, решению особой «задачи на смысл» (А.Н. Леонтьев). Индивидуально-смысловой аспект раскрывает особое назначение воспитания в индивидуальном самостановлении человека, которое невозможно без поисков смысла собственного существования, целевые характеристики воспитания. Потеря (а подчас и не обретение) смысла жизни и деятельности, существования

вообще — основная причина немотивированной агрессии в молодежной среде, отклоняющегося поведения, а порой и ухода из жизни. Но смыслы тоже не берутся «из ниоткуда», они находятся в культуросообразной среде, во взаимодействии со средой. Воспитание как индивидуальный процесс реализуется в педагогической помощи (в форме руководства, поддержки и сопровождения) самостановлению человека: его смысловому самоопределению, самореализации и саморазвитию. Результат такого воспитания проявляется в характере общения человека

с окружающим миром (в способе обмена информацией и связанных с нею эмоциональных состояниях). Учебная и исследовательская деятельность школьников, участие в научных обществах учащихся, система организации эмоционально насыщенного досуга, развитая система дополнительного образования детей, где школьник обретает и утверждает свою неповторимость, непохожесть на других, получает признание своих творческих способностей, позволяют самоопределиться, найти себя, свою особую человеческую ценность —

все это не противопоставление общности: ведь твоя ценность возрастает, если ты можешь дать своему сообществу то, чего другие не могут, если ты не только личность, но и яркая Индивидуальность! Восхождение к субъектности: бытие как со-стояние. Недостаток многих исследований и практики воспитания, как нам представляется, состоит в том, что деятельность воспитанника понимается только лишь как реактивная деятельность, осуществляемая в ответ на предъявление

со стороны педагога определенных условий (условий задачи, например). Ценностно-деятельностный аспект раскрывает механизм воспитания как достижения единства индивидуально-личностных проявлений человека. Этот механизм не мыслится иначе как диалогическое взаимодействие со значимым Другим. Взаимодействие — когда каждая из взаимодействующих сторон воздействует друг на друга и изменяется при этом сама, изменяет свои представления, оценки, знания.

В связи с этим порой используется термин со-трансформация (А. А. Вовк). Смыслы тоже обретаются во взаимодействии; совместность — необходимое условие обретения смысла. Значимость педагога для воспитанника в наибольшей степени определяется его ценностным отношением к воспитаннику, изначальной значимостью для него воспитанника. Воспитание как специально организованная деятельность определяется как ценностно-смысловое взаимодействие

педагога и воспитанника, при котором совершенствуется каждый из них. Результатом такого воспитания становится деятельная активность воспитанника как форма утверждения ценностных установок субъекта. Таким образом, онтологическое понимание воспитания заключается в следующем: • воспитательный процесс — это процесс возрастания субъектности человека — самоопределения и самоутверждения его в социокультурной и профессиональной среде; • механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов

воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия; • ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Переоборудование зернового комбайна "Енисей 1200" на уборку подсолнечника в ООО "Дружба" Острогожского района Воронежской области
Реферат Планування врожайності сільськогосподарських культур ООО "Нібулон"
Реферат Планування тваринництва ВАТ "Зелений Гай"
Реферат Перспективы молочного козоводства в России
Реферат Глобальные экономические проблемы: сущность, виды, динамика
Реферат Зародження партійно-радянської преси України
Реферат Планування врожайності сільськогосподарських культур ВАТ "Зелений Гай"
Реферат Серавский, Юлян
Реферат Разработка поточной схемы и расчет товарного баланса нефтеперерабатывающего завода
Реферат Понятие и значение материально-технической базы сельского хозяйства
Реферат Понятие и система земельного права. Источники земельного права
Реферат Особенности профессионально-прикладной физической подготовки
Реферат Пони в мире и России
Реферат Почвы землепользования "Освобождение" Задонского района Липецкой области, их генезис, состав, свойства, агромелиоративная характеристика и рациональное использование
Реферат Ответственность за нарушение правил перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом, претензии, иски