Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Конституция и ее толкование (материалы)

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ КОНСТИТУЦИИ
Глубокиеформационные преобразования, пе­реживаемые страной, и обусловленное ими воспри­ятиеРоссией традиционных стандартов демокра­тии постепенно приводят к тому, чтоКонституция из способа закрепления тоталитарного государства с характерной длянее неограниченной правовыми рамками властью становится законом, закрепляющимстрой правового государства, власть которого ограничена суверенитетом народа иправами человека и гражданина, составляющими сферу индивидуальной автономииличности, сво­бодную от произвольного вторжения государства, его органов идолжностных лиц.
Под конституцией,несмотря на различие кон­кретных подходов и характеристик, обычно пони­мализаконодательный акт, которым определя­лись организация высших органовгосударства, по­рядок призвания их к отправлению своих функций, ихвзаимоотношения и компетенция, а также осно­вы положения индивида по отношениюк государ­ственной власти. Последующее развитие юриди­ческой мысли обогатилоданное определение ря­дом социальных и политологических новелл: характер общейтенденции приобрело признание того, что конституция имеет дело также с ценнос­тямиобщества и в связи с этим является основным законом не только государства, но иобщества.
С формальной точки зренияконституция мо­жет совпадать с иными законами государства, но в практикесовременного конституционализма она обычно отличается от них по способуиздания, вне­сения изменений и дополнений, а юриспруденция признает ее ядромправовой системы соответству­ющего государства. Конституция обладает выс­шейюридической силой и поставлена, таким обра­зом, над иными законами инормативными актами. Она определяет деятельность законодателей, ис­полнительнойи судебной власти и устанавливает те рамки, которые — покуда конституциядействует — законодательные, исполнительные и судебные ор­ганы и их должностныелица не вправе преступить без риска утраты своей легитимности.
Термин«конституция» в действующей Кон­ституции Российской Федерации вразличных словосочетаниях встречается не менее 70 раз. Анализ интерпретацийданного термина позволя­ет выявить ряд аспектов его смысловой нагрузки, которыевкладывались в него создателями Кон­ституции или сложились независимо от ихволи и должны учитываться в процессе ее практическо­го применения. В частности,Конституция есть за­кон, обладающий особыми гарантиями стабиль­ности, и потомуможет быть подвергнута новации или пересмотру в особом, установленном ею са­мойпорядке: она является законом, учреждаю­щим государство, систему его органов,порядок их формирования, компетенцию, характер их взаимоотношений с местнымсамоуправлением; Конституция также есть закон, формирующий и обеспечивающийполитическое единство народа; она представляет собой юридический способформализации государственного строя России путем установления егофундаментальных зако­нодательных основ; Конституция есть закон, оп­ределяющийпределы государственной власти посредством закрепления прав человека и граж­данинаи возложения коррелирующих этим пра­вам обязанностей на государство; онаявляется также способом закрепления и выражения выс­ших правовых норм, и в этомсмысле сама являет­ся так называемой абсолютной нормой, которой не могутпротиворечить какие бы то ни было правовые акты, действующие в государстве, ит.д.
Таким образом, понятиеКонституции чрезвы­чайно сложно выразить в краткой дефиниции, имеющейуниверсальное значение, необходим учет ее различных аспектов, причем взависимос­ти от конкретных обстоятельств тот или иной срез может оказатьсяпревалирующим и играть доминирующую роль в интерпретации соответст­вующегоконституционного положения.
Конституция есть основнойзакон государства. Она регламентирует также основы социально-эко­номической идуховной жизни общества и его поли­тической системы. При этом, однако, несмотряна широту ее нормативного содержания. Конституция не представляет собойвсеобъемлющего акта, ко­торый отличался бы завершенностью или систем­нойзаконченностью, ибо регулирует, причем нередко в достаточно общих чертах, лишьнаиболее важные сферы общественных отношений. В ней возможны явные или скрытыепробелы, в принци­пе неизбежные в любой Конституции, а также дей­ствительныеили мнимые противоречия. Их пре­одоление, конкретизация конституционных поло­жений,в том числе и в процессе правоприменения, или детальное урегулирование многихсфер обще­ственных отношений осуществляется иными пра­вовыми средствами испособами, которые должны быть адекватны духу и букве основного закона.
Этим обусловленазначимость толкования Кон­ституции Российской Федерации, которое ею от­несено ккомпетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Именно Конституционно­муСуду предоставлено право интерпретировать объективный смысл Конституции,присущую ей функцию рационализации и стабилизации социума и ограничениягосударственной власти в смысле ее возможностей вторжения в сферуиндивидуальной автономии личности и гражданского общества и их конкретныхпроявлений.
Отсюда не следует, чтоинтерпретация Консти­туции не осуществляется другими субъектами пра­ва. Конституционноезакрепление данного права у Конституционного суда означает лишь, что никакойиной орган госу­дарственной власти в Российской Федерации — фе­деральный илисубъекта Российской Федерации — не может давать официального и обязательногодля органов государственной власти и местного са­моуправления, предприятий,учреждений, органи­заций, должностных лиц, граждан и их объедине­ний толкованияКонституции Российской Федера­ции. Это исключительная прерогатива именноКонституционного Суда, если, конечно, не прини­мать во внимание гипотетическуювозможность ее толкования самим конституционным законодате­лем — народом — нареферендуме. И для конституци­онного права в силу недостаточной конкретностиего основного источника и широты конституцион­ных положений, допускающихразличные интер­претации, толкование имеет более важное значе­ние, чем в иныхотраслях права, в которых норми­рование значительно более детализированно.
Не выработанонормативного определения понятия «толкование Конституции РоссийскойФедерации». Лишь в Федеральном конституцион­ном законе «ОКонституционном Суде Российской Федерации» говорится о«неопределенности в по­нимании положений Конституции», которое пре­одолеваетсятолкованием Конституционного Су­да. Все решения Конституционного Суда являютсяисточниками права, и им присуща материально-правовая сила закона. Прецеден­ты,создаваемые Судом, как и акты собственно толкования, имеютнормативно-регулирующее значение, и в этом смысле они также являются высшими посвоей юридической силе правовы­ми нормами, распространяющимися на неопре­деленныйкруг случаев и субъектов конституци­онно-правовых отношений. Это можно вывестииз ст. 6 Закона, согласно кото­рой решения Суда обязательны не только дляучастников конституционного спора, но и иных субъектов права.
Такимобразом, толкование Конституции Рос­сийской Федерации состоит в преодолении Кон­ституционнымСудом неопределенности в пони­мании ее положений, в выяснении ее объективно­госмысла и выявлении содержащихся в ней позитивных правовых принципов. По существутолкование Конституции есть один из способов ее конкретизации, предшествующейприменению ее норм.
Вопрос об объеметолкования (адекватном, расширительном, ограничительном), способах толкования(систематическом, филологическом, историко-политическом, логическом), значениицели в истолковании конституционной нормы (телеологическое толкование) неполучил разре­шения в Конституции и Законе о Конституцион­ном Суде. Однаконекоторые требования к осу­ществляемому Судом толкованию Конституции в этихактах, а также решениях самого Конститу­ционного Суда сформулированы либо могутбыть из них выведены. В частности, согласно ч. 2 ст. 16 Конституции никакиедругие положения Конституции не могут противоречить основам конституционногостроя Российской Федерации. Иными словами, полученные в процессе конкретизацииотдельной конституционной нормы результаты не должны противоречить содержаниюдругих конституци­онных норм или в целом Конституции, ее фунда­ментальнымосновам.
Поэтомутолкование Конституции и ее норм требует в каждом конкретном случае тщательно­гоучета дословного текста толкуемого положе­ния, историю его возникновения, местов системе Конституции, его смысл и цель. Однако объек­тивный смысл Конституциине должен рассмат­риваться как нечто неизменное и неподвижное. В течениепериода своего действия (а Конституция, как правило, рассчитана надолговременное дей­ствие) она может меняться под влиянием объек­тивныхобстоятельств. Речь идет не о новации текста Конституции, но о «молчаливомпревра­щении» Конституции, т.е. ее изменении без изме­ненияконституционного текста. В этой связи ви­дение интерпретатором конституционнойнормы может не совпадать с представлениями создате­лей проекта Конституции, иэти представления могут служить лишь одной из отправных точек исследованияконституционных положений, но отнюдь не исчерпывают всего богатства их со­держания.Речь в этом смысле идет не о выясне­нии позиций создателей проекта, которыеочер­чивают пределы интерпретации Конституции, а о выявлении объективногосмысла самой Консти­туции, быть может, не совпадающего с субъек­тивнымипредставлениями его создателей. По за­мечанию Т. Маунца, «толкователь,смотря по обстоятельствам, может понимать Конституцию лучше, чем понимали ееавторы самого текста» .
Маунц Т. Государственное право Германии (ФРГи ГДР). М„ 1959, с. 108.
Закон о КонституционномСуде устанавливает также, что его решения о толковании Конститу­ции должны бытьсовместимы с другими его ре­шениями. По делу о толковании Конституции ре­шениене должно противоречить ранее принятым решениям о толковании или решениям покон­кретным делам, в которых дано казуальное тол­кование конституционных норм.Если требова­ние о совместимости между собой решений об официальном толкованииКонституции является императивным, то требование о совместимости решений отолковании и решений по конкретным делам является весьма желательным, но неабсо­лютным.
Толкование КонституцииРоссийской Федера­ции, отдельных ее норм дается исключительно на пленарныхзаседаниях Конституционного Суда. Причем решение о толковании Конституции в от­личиеот решений по иным делам принимается большинством не менее 2/3 от общего числасу­дей, что обусловлено правовой, а также общесо­циальной значимостью такихрешений и возмож­ными юридическими, политическими и иными последствиями. Помнению законодателя, такой порядок принятия решения о толковании Консти­туции иточно установленное большинство судей являются гарантией от интеграции Суда втеку­щий политический процесс.
Толкование Конституции Российской Федера­ции,данное конституционным Судом, «связыва­ет» все представительные,исполнительные и су­дебные органы государственной власти, органы местногосамоуправления, предприятия, учреж­дения, организации, должностных лиц, граждани их объединения. С момента провозглашения по­становления Суда по делу отолковании ранее об­наружившаяся неопределенность в понимании положенийКонституции, которая явилась осно­ванием для обращения в Конституционный Суд,считается преодоленной. В отличие от официаль­ного толкования неофициальноетолкование Кон­ституции и ее норм, осуществляемое различными органами идолжностными лицами, а также уче­ными, практическими работниками, гражданами,нередко обладая высоким авторитетом и воздействуя на общественное ииндивидуальное право­сознание и поведение субъектов конституцион­ного права,формальных юридических последст­вий не порождает.
Официальноетолкование, даваемое решени­ем Конституционного Суда, обязательно на всейтерритории Российской Федерации, для зарубеж­ных органов внешних сношений РФ, атакже оте­чественных юридических и физических лиц, пре­бывающих за рубежом.Любой правоприменитель обязан руководствоваться тем пониманием положенийКонституции Российской Федерации, которое содержится в постановлении Конститу­ционногоСуда. Даваемое Судом толкование Кон­ституции и ее норм неотделимо отинтерпретиру­емых положений Конституции. Оно не ограниче­но временем, в будущемможет дополняться или уточняться и разделяет судьбу истолкованной нормы илиположения Конституции.
Важное значение решенияСуда о толковании Конституции могут иметь в нормотворческом процессе. Ни одинорган государственной власти не вправе принимать нормативные и иные право­выеакты, противоречащие Конституции Россий­ской Федерации в истолковании ихКонституци­онным Судом. Решения Конституционного Суда о толкованииконституционных норм, по сущест­ву, становятся частью Конституции. В этом смыслеСуд является не только «негативным», но и «позитивным»законодателем, акты которого по своей юридической силе не уступают Конститу­ции.Эти решения одновременно оказывают свое влияние на формированиеконституционно-право­вой доктрины, отвечающей современным соци­ально-экономическим,политическим и правовым реалиям России и ценностям демократического развитияобщества, выработанным в междуна­родном сообществе. КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬГлобальный системный кризис во всех облас­тях общественной жизни РФ необошел стороной и конституционную сферу. Особенно опасна безответственностьвысших органов государствен­ной власти, их должностных лиц за нарушение нормКонституции Российской Федерации. Акту­альность темы усиливается исключительнойважностью выполнения задачи по созданию эф­фективного правового механизмазащиты Кон­ституции, особое место в котором занимает кон­ституционнаяответственность.
В последнеевремя в литературе стали призна­вать наличие особого вида ответственности “конституционной”, хотя до сих пор многие ее по­ложенияостаются дискуссионными. Так, трудно согласиться с тем, что конституционнаяответст­венность является разновидностью политической ответственности, а равнос тем, что конституци­онная ответственностью объединяет в себе поли­тическую,моральную и юридическую ответст­венность.
Полагаем, чтоконституционная ответствен­ность — это самостоятельный вид юридическойответственности, когда наступление неблагопри­ятных последствий для субъектовконституцион­ной ответственности, закрепленных в Конститу­ции и иных источникахконституционного права, направлено прежде всего на защиту Конститу­ции. Санкциитакой ответственности могут быть различными: запрет занимать определенные должности,лишение государственных наград и почетных званий, отстранение от должности, ли­шениеактивного и пассивного избирательного права, отказ в регистрации общественныхобъе­динений, иное ограничение прав.
Конституционнаяответственность имеет по­рой ярко выраженный политический характер и тесносоприкасается с политической ответствен­ностью по субъектам, основаниям еенаступле­ния, неблагоприятным последствиям. Например, роспуск правительстваможет быть мерой как конституционной ответственности, когда это на­ступает врезультате ненадлежащего исполнения своих обязанностей, так и меройполитической, когда правительство уходит в отставку с целью разрешитьсложившейся в стране политический кризис. Следовательно, отстранение от должнос­тиможет быть как санкцией конституционной ответственности, так и политическоймерой, что вызывает сложности в их разграничении. Пред­ставляется, что отставкаминистра, к примеру, может быть одновременно мерой как политичес­кой,так и конституционной ответственности. Важно учитывать, что основаниемконституци­онной ответственности для высших должностных лиц является нарушениеих конституционных обязанностей, тогда как политическая ответст­венностьозначает только то, что занимающее высшую государственную должность лицо можетлишиться политической поддержки в силу той или иной причины.
Политическаяответственность не обладает чертами юридической ответственности. Когда мы ведемречь о последней, то имеем в виду преж­де всего нарушение юридических норм, безчего невозможна мера принуждения, реализация санк­ции правовой нормы. Так,отставка министра вследствие его несогласия с официально проводи­мой политикойне обладает вышеназванными чертами, что позволяет не признавать такого ро­даотставку санкцией конституционной ответст­венности.
Признаниеконституционной ответственности самостоятельным видом юридической ответст­венностипредполагает раскрытие ее основных положений (источники, субъекты, основания,санкции).
Источникомконституционной ответственности является не только Конституция РФ и основныезаконы субъектов РФ, так как они призваны регулировать лишь основы всех видовюридической ответственности, которые подлежат дальнейшей конкретизации вотраслевом законодательстве. Источником конституционной ответственностинеобходимо признать и целый ряд законов, составляющих массив Конституционногоправа (например, Закон “О гражданстве РФ” и другие).
Основанием наступленияконституционной ответственности должно быть признано нарушение Конституции РФ,а равно других источников конституционного права.
Для четкого определенияконституционной ответственности и обеспечения ее реального действия необходимопринять Федеральный конституционный закон “О конституционной ответственности”

1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Внутренние воды Северной Америки
Реферат Демографические проблемы Китая
Реферат География Австрии
Реферат Вулкан "Ключевская сопка"
Реферат Расчет экономической эффективности внедрения нового типа самолета
Реферат Заповедники Челябинской области
Реферат Экономика производства продукции растениеводства зерна
Реферат Город Анапа
Реферат Жизнь и научная деятельность американского математика и физика Яноша фон Неймана
Реферат Классификация показателей в экономическом анализе
Реферат Организационно-экономическая характеристика ОАО "Горынский агрокомбинат"
Реферат Разработка мероприятий по стимулированию сбыта продукции и услуг кафе Рантье
Реферат Информационные системы управления муниципальной недвижимостью
Реферат Принципы промышленной первичной переработки нефти
Реферат Особливості структури та семантики утворення назв чоловіка в англійському слензі