Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование правовой культуры учащихся

Содержание
 
Введение
1. Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения праву
1.1 Теоретические основы формирования правовой культуры
1.2 Практические приемы формирования правовой культуры
2. Опыт формирования правовой культуры учащихся (на примере колледжа №34 г.Красноярска)
Заключение
Список использованнойлитературы
 

Введение
Одной из закономерностейзрелого общества является наличие совершенной системы правового регулирования.Основу такой системы составляет высокий уровень правовой культуры членовданного общества. Для построения в России правового государства, для успешногосоциально-экономического развития страны необходимо воспитать активного молодогочеловека с развитым правосознанием.
Вступая в жизнь молодежинеобходимо быть психологически и практически готовыми к происходящим в обществеизменениям, с одной стороны, а с другой – к возрастающей социальнойответственности и самостоятельности поведения в границах нравственных иправовых норм. В настоящее время у большей части современной российскоймолодежи наблюдается уровень правовой культуры, не соответствующий требованиямвремени. Решение данной проблемы видится в целенаправленном повышении уровняправовой культуры молодежи, что способствует формированию социально-активнойличности, способной грамотно строить взаимоотношения с обществом, государством,другими людьми. Особую актуальность данное положение приобретает в отношениибудущих специалистов в области права, так как в их профессиональные обязанностивходит не только правоохранительная, но и правотворческая деятельность.
Актуальность данной темыопределяется особой доминирующей ролью правовой культуры в процессесоциализации личности. В современном обществе правовая культура выступаетважнейшим компонентом общей культуры человека. В концепции модернизации вкачестве главного результата образования рассматривается готовность испособность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность какза собственное благополучие, так и за благополучие общества. Важными целямиобразования должны стать формирование высокого уровня правовой культуры, знаниеосновополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовойсистемы государства, умение отстаивать свои права.
Наибольшими возможностямив построении системы правового образования обладают инновационные учебныезаведения, поскольку для их развития характерны такие основные тенденции, какдемократизация образования; включение ресурса свободы (свободы личностиребенка, учительского труда, школы); значительное влияниесоциально-экономических факторов на получение образования; разрастание рынкаобразовательных услуг; включение в сферу образования ценностных установок имеханизмов складывающегося гражданского общества; вариативность образования (науровне системы образования, образовательного учреждения, содержания образованияи технологий его реализации и т. д.); актуализация историческогообразовательного опыта (прежде всего, сознательно «забытого» в советскойпедагогике) и др. В связи с этим практика настоятельно диктует необходимостьсоздания системы правового образования школьников, нацеленной на формированиедемократической правовой культуры, основанной на усвоении нравственно-правовыхценностей и принципов, отказе от позитивистского подхода и приоритетовзаконопослушности, преодолении правового нигилизма.
Правовая культура учащихся – это совокупность правовых знаний, умений,нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, реализуемых вжизнедеятельности человека, исполнение требований права и социально-активнаяпозиция личности в правоохранительной деятельности. Процесс формированияправовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовойкультуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим.
Объект: правовоеобразование и правовое воспитание учащихся.
Предмет: процессформирования правовой культуры учащихся.
Цель работы: рассмотрение теоретических иметодических аспектов формирования правовой культуры учащихся в процессе обучения.
Исходя из цели, объекта ипредмета решены следующие задачи:
1. Проведен теоретическийанализ характеристик правовой культуры.
2. Дано практическоеприменение приемов формирования правовой культуры учащихся.
Работа состоит извведения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общийобъем работы 25 страниц.

1.Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения праву
 
1.1 Теоретические основы формирования правовой культуры
Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихсявозрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящихв обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-техническогопрогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразнойполитической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества,необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения ипоследовательная правовая позиция.
Анализ понятия «правовая культура»[1]как вида социальной культуры позволяет рассматривать ее в качестве способностичеловека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти своеместо в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения иответственности за принятое решение и последствия его реализации. Данный подходпозволяет педагогам смоделировать личность ученика, имеющего адекватныесовременному развитию общества знания:
-         об обществе, егоцелях и ценностях;
-         о правах человекаи способах их реализации;
-         о необходимостинепрерывного гражданско-правового образования в течение всей жизни;
-         о двухпротивоположных системах отношений:
государство – общество – личность
личность – общество – государство
-         о способахдостижения взаимопонимания и сотрудничества между людьми, народами, различнымирасовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами.
Такой ученик умеет:
-         отстаивать своиправа и права других людей;
-         ставить цель ивыбирать пути ее достижения на основе нравственных и нормативных требований;
-         грамотно иосознанно действовать при столкновении с неправовыми реалиями мира.
Ему присущи следующие качества:
-         гибкость иоткрытость, неприятие догматизма, импульсивности и крайностей в суждениях идействиях;
-         готовность кисправлению своих ошибок, коррекции своего поведения на основе общепризнанныхнорм;
-         конструктивностьи настойчивость в реализации правовых норм;
-         объективность;
-         ответственностьза принятое решение и за последствия его реализации.
Правовая культураличности включаетправовые знания, умения, навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека. Вструктуре данного понятия диссертант выделяет систему взглядов и убеждений,нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качестваправовой жизни общества и исполнение правовых норм.[2]
Сущность правовойкультурыхарактеризуется высоким уровнем овладения правовыми знаниями и умениями;сформированным социально-ценностным отношением к праву; развитыми качествамиличности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в правовой исоциально-ориентированной деятельности. С точки зрения комплексного подходаправовая культура связана с политической, нравственной, эстетической,экологической, экономической культурой. Она включает интеллектуальный,эмоционально-ценностный и практический компоненты правового порядка иформируется в процессе правового образования и правового воспитания.[3]
Под правовымобразованиемучащихся понимается процессовладения системой правовых знаний, практических умений и навыков, повышенияуровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культурыличности, которые в совокупности определяют ее социально-правовой облик. Правоваяобразованность является необходимой составной частью культурного обликачеловека и предпосылкой успешной жизнедеятельности в обществе.[4]
Правовое воспитание – это систематическаяцеленаправленная деятельность государственных и общественных организаций (в томчисле школы), а также отдельных граждан, направленная на формирование правовыхвзглядов и убеждений, позитивных нравственно-правовых ценностных ориентаций иустановок, обеспечивающих исполнение правовых норм и формирующих активнуюпозицию личности в правоохранительной и правотворческой деятельности.[5]
Следовательно, правоваякультура является более широким понятием, чем правовое образование и правовоевоспитание, поскольку охватывает не только уровень правовой образованности ивоспитанности, включает не только формирование позитивных правовых ориентаций иустановок, обеспечивающих исполнение правовых норм, но и охватывает целыйкультурный пласт, систему ценностных установок, социально-ценностное отношениечеловека к окружающему миру, предполагает ответственность человека за своюдеятельность.
Правовая культураявляется основным показателем результативности правового образования иправового воспитания, которые выступают в качестве основного механизмаформирования правовой культуры личности.
Формирование правовойкультуры в школе направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся:
-         вооружениеучащихся системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного,юридически правильного поведения в обществе;
-         воспитаниеуважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе;
-         воспитаниечувства ответственности за свое поведение;
-         формированиевнутренней потребности в защите законности правопорядка.
Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующиеэтапы:
1 — целенаправленное формирование правовых знаний ипонятий;
2 — выработку правовых убеждений;
3 — формирование этико-правовых установок;
4 — воспитание правовых чувств;
5 — формирование опыта законопослушного поведения;
6 — формирование активной социально-правовой позиции.
Формирование правовой культуры осуществляется по тремосновным направлениям, соответствующим основным компонентам правовойкультуры, которые взаимосвязаны и взаимозависимы:[6]
- интеллектуальному — правовыезнания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека;
- эмоционально-ценностному — системавзглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценкукачества правовой жизни общества;
- практическому — исполнениеправовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности.
Для каждого компонента правовой культуры определеннызначимые правовые качества:
- интеллектуальному – стремление кправовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность,способность ориентироваться в новых правовых знаниях, способность приниматьнестандартные решения;
- эмоционально-ценностному –честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга иответственности;
- практическому – инициатива,активность и самостоятельность в деятельности, владение практическими навыкамиправовой деятельности, креативность, творчество.
Технология эффективногоформирования правовой культуры представляет целостную систему, включающуюпоэтапные взаимосвязанные действия:[7]
1) определение целей иприоритетов процесса формирования правовой культуры;
2) диагностика уровнейправовой культуры;
3) целеполагание;
4) определениепедагогических условий успешного формирования правовой культуры;
5) организациюобразовательного процесса, направленного на формирование правовой культуры, всоответствии с его основными этапами;
6) соотнесениедостигнутых показателей с планируемыми.
Успешность формирования правовой культурыобеспечивается соблюдением следующих педагогических условий:
1) оптимальный отборправовой информации и включение ее в содержание учебного материала;
2) использованиеситуаций, максимально приближенных к реальности;
3) оптимизация воспитанияу учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции;
4) повышениепсихолого-педагогической подготовки преподавательского состава.
Анализ формирования правовой культуры учащихся школ показал,[8]что такой важный компонент, как ее осознанность, формируется впроцессе обучения учащихся критическому мышлению, которое, в свою очередь,контролируемо, обоснованно и целенаправленно. Человек с таким мышлениемспособен анализировать, оценивать и по возможности разрешать проблемы.
Это обеспечивает переход от преимущественно нерефлексивногоиспользования знаний в жизнедеятельности человека (в том числе учебной ивнеурочной) к осознанному овладению ими. Поэтому в школе необходимо вводитьспециальные курсы по формированию правовой культуры на уроках по праву. Крометого, в соответствии с согласованным пониманием сущности гражданско-правовогообразования и правовой культуры, можно внести изменения содержания обучения вряд учебных предметов (биология, немецкий язык, английский язык, русский язык,литература, история, обществознание):
-         изучение приемованализа и оценки правильности определений и классификации тех или иных понятий,суждений, доказательств, вопросов и проблем, приемы описания своей деятельностии ее обоснования, включающие анализ собственной деятельности, сопоставление еерезультата и способа с заданной нормой (теорией) и внесение корректив поприведению ее в соответствие с этой нормой;
-         некоторыедополнительные познавательные операции: принятие решений, вероятностныесуждения (мнения), проверка гипотез и некоторые др.
Педагоги школ должны активно применять нетрадиционныеприемы обучения, например, такие как: «синквейн» — чтение с остановками(Е.С.Королькова); заметки на полях (Дон Роу и Джудит Меридит); составлениевопросов (Б.Блум); коллективный вердикт; «учимся вместе»; «двойной дневник»;«кластер»; «шесть шляп мышления» (Эдвард де Боне). Эти приемы позволяютобеспечить интеграцию содержания учебных предметов на новом уровне не попринципу межпредметных связей, а по принципу общности методического подхода,что позволяет реализовать в обучении принцип социализации. [9]
Использование названных приемов зависит от задач учителя наразных этапах формирования правовой культуры учащихся, которые строятся сучетом логики критического мышления, предполагающей три обязательные стадии:ВЫЗОВ, ОСМЫСЛЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ (Е.С.Королькова).
На первом этапе (стадия ВЫЗОВА) учитель создает условия дляактивизации памяти и имеющихся знаний ученика по предложенной теме. Опираясь напредыдущие знания, ученик строит прогноз о сущности или классификации тех илииных понятий, а также самостоятельно определяет цели обучения, способы исредства их достижения.
На втором этапе (стадия ОСМЫСЛЕНИЯ) учащийся изучает новуюинформацию, фиксируя уже знакомый материал и то, что для него является новым ипорождает вопросы. На этой стадии он анализирует собственные знания. Учительпредоставляет ему возможность осмыслить их сначала наедине с собой, определитьпробелы в знании без свидетелей, а потому безболезненно.
В результате не страдает его самолюбие, он не может бытьунижен бестактностью учителя или учащегося, возрастает его интеллектуальнаясамостоятельность как основа самоуважения и чувства собственного достоинства.Кроме того, ребенок сам обнаруживает свои пробелы, что позволяет ему спокойнопризнавать и за другими право на ошибку, следовательно, у него формируетсятерпимость к позиции другого. Только когда у учащегося появляется собственноесуждение по поводу изучаемого знания или деятельности по решению учебной задачи,учитель дает возможность сформулировать групповое мнение.
На третьем этапе (стадия РЕФЛЕКСИИ) учитель исходит из того,что «рефлексия — это способность человека к самосознанию, форма теоретическойидеальной деятельности, направленная на осмысление собственных действий, своейпрактической деятельности» (К.Я.Вазина).
Создаются условия для соотнесения учащимся результата иучебных действий с задаваемыми ему педагогом нормативными рамками деятельности,с одной стороны, и собственными целями, ценностями и возможностями — с другой.Для этого учитель организует межгрупповое взаимодействие учащихся, в процессекоторого с помощью вопросов на понимание, задаваемых учащимися друг другу,анализируется результат, оценивается способ его получения.
 
1.2Практические приемы формирования правовой культуры
В даннойглаве продемонстрируем практическое применение некоторых новых приемов на трехэтапах формирования правовой культуры учащихся в процессе обучения (из опытаработы учителей СОШ № 16 г.Великого Новгорода).[10]
1. Прием «коллективный вердикт»
Вариант использования приема— на уроке граждановедения.
Форма организации работы: индивидуальная, переходящая вгрупповую.
На первом этапе учитель создает проблемную ситуацию необходимостисогласования Правил школьной жизни и предлагает решить ее, составивколлективный вердикт. На втором этапе учитель организует работу свариантом текста Правил школьной жизни. Читая текст, каждый ученик заполняеттаблицу:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка технического проекта механической обработки детали "фонарь 244.00.00.13"
Реферат Развитие и размещение транспортного комплекса РФ 2
Реферат Педагогические идеи Чернышевского
Реферат Научный стиль Виды компрессии текста
Реферат Мир и личность в пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Реферат Великая Отечественная Война Советского Союза 1941-1945
Реферат Монітор використання ресурсів комп'ютера
Реферат Азиатский банк развития: характеристика, история создания, цели, задачи, роль, особенности и перспективы развития
Реферат Служба міліції по охороні триманню і конвоюванню затриманих та взятих під варту осіб
Реферат Gilded Age By Mark Twain Essay Research
Реферат Методы ограничения токов короткого замыкания
Реферат Задачи по Статистике 13
Реферат How Racial Situation Has Changed Essay Research
Реферат Шуты и юродивые в романах Ф. Достоевского
Реферат La Couch D