--PAGE_BREAK--А.Л. Журавлевым в 1976 году была предложена модель стиля с точки зрения его целостности. Им были выявлены три основных компонента стиля руководства, обозначенные следующим образом: «Д» — директивность, «К» — коллегиальность, «П» — пассивное невмешательство с тенденцией перехода к попустительству. Модель, предложенная А.Л. Журавлевым, включает разную степень выраженности компонентов. Она состоит из семи, различающихся между собой стилей руководства. Это крайние стили:директивный, коллегиальныйи попустительский и промежуточные стили руководства.
Описанные модели руководства по своему типу являются одномерными (линейными). В их основе лежит степень свободы личности. Существуют также двумерные модели. Наиболее известная из них – «управленческая решетка» или «решетка менеджмента».
3. «Решетка менеджмента»,разработанная Р. Блейком и Дж. Моутон.
В этой модели стили руководства различаются по двум параметрам: степени ориентации учителя на достижение производственных целей и степени ориентации на человеческие отношения, на людей, на создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. С точки зрения этой теории, успешность деятельности любого учителя (в том числе и учителя) определяется тем, в какой мере он ориентирован на интересы образовательного процесса и интересы членов обучаемого коллектива. Каждый параметр модели имеет двадцать градаций и каждой клетке полученной решетки соответствует определенный стиль руководства. Таким образом, в данной классификации выделяется 5 стилей руководства:
1. Максимальная ориентация на задачу, минимальная – на людей
2. Максимальная ориентация на оба фактора
3. Минимальная ориентация на задачу и максимальная – на людей
4. Минимальная ориентация на оба фактора
5. Средняя степень заинтересованности в указанных факторах
4.
Многочисленные исследования стилей руководства по выделенным характеристикам показали, что в целом учителя, ориентированное на интересы подчиненных, вызывают более высокий уровень их удовлетворенности. Однако далеко не всегда эта ориентация учителя приводит к большей продуктивности руководимого им коллектива.
Каждому конкретному руководителю не может быть присущ только какой-либо один стиль. Опытный учитель способен использовать тот или иной стиль в зависимости от обстоятельств: содержания решаемых задач, конкретного состава руководимой группы и др.
Стиль руководства оказывает большое влияние на деятельность подчиненных, и эффективность работы организации.
Эффективная организация и эффективный учитель.
Оценка эффективности организации связана с действием многих факторов и поэтому решение этой проблемы требует комплексного подхода. Но я рассматриваю эффективность организации в аспекте влияния личности учителя.
Эффективность работы учителя зависит как от него самого, так и от его подчиненных. Ниже приводятся факторы, снижающие эффективность работы учителя и зависящие от него самого:
не планирует работу;
выполняет сначала приятную и знакомую работу;
не умеет использовать в интересах учебы своих учеников;
направляет работу учеников непосредственно, вместо того чтобы руководить путем постановки целей и задач, опираясь на самоуправление;
не хочет или не умеет разговаривать откровенно со своими учениками;
не верит в способности своих учеников;
не определяет порядок срочности и важности своих работ и не составляет плана рационального использования рабочего времени.
На рисунке изображена модель эффективного учителя.
Рис.5 Модель эффективного учителя
Завершая первую главу моей работы, хотелось бы отметить, что все вышеизложенное составляет тот минимум теоретических знаний, которым любой учитель должен владеть и уметь применять его на практике, чтобы управленческая деятельность всегда была эффективной.
Глава II. Пути повышения эффективности управления детским коллективом. 2.1. Диагностика личностных качеств учителей и оценка эффективности их деятельности.
В десятку наиболее важных качеств личности учителя включают следующее:
- высокая культура, безупречная нравственность;
- умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.);
- общий уровень развития;
- целеустремленность;
- знание науки об управлении;
- индивидуально-психологические свойства;
- умение устанавливать доверительные отношения с учениками, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе;
- целеустремленность;
- оптимистичность;
- самоорганизованность;
Как известно, все личностные качества проявляются в стиле поведения.
Между личностными качествами учителей, их стилей руководства и эффективностью их учебе можно установить прямую зависимость.
2.2.Содержание работы по развитию личностных качеств учителей и повышению эффективности управления детским коллективом.
Привожу общую программу развития личностных качеств учителей, на основе которой были составлены индивидуальные программы.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Программа развития личностных качеств учителей образовательного учреждения .
№
п/п
Название качества личности учителя
Содержание работы по развитию качества
1
2
3
I
Общечеловеческие качества
1
Трудолюбие
Беседа, упражнение
2
Принципиальность, честность
Дискуссия
3
Обязательность, верность слову
Беседа, деловая игра, упражнение
4
Самокритичность, умение критиковать и воспринимать критику
Беседа «Как критиковать?»
5
Гуманность
Беседа, дискуссия, семинар
6
Тактичность
Знакомство с литературой, семинар
7
Справедливость
Беседа
8
Целеустремленность
Знакомство с литературой, лекция «Успеха добивается тот, кто идет за ним сам»
9
Альтруизм
Беседа
10
Высокая культура, безупречная нравственность
Упражнение «Этический кодекс учителя»
11
Энергичность
12
Работоспособность
Упражнение «Аутогенная и дыхательная медитация»
13
Выдержанность
Тест «Насколько вы терпимы?»
14
Любовь к своему делу
Тест «Удовлетворенность работой»
15
Оптимистичность
Тест «Уверенность в себе», тренинг уверенности
16
Требовательность к себе и другим
17
Чувство юмора
18
Внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.)
Беседа
II
. Психофизиологические качества
19
Крепкое здоровье
Тест «Соответствует ли здоровье ребенка профессии учителя?»
20
Стрессоустойчивость
Тест «Степень подверженности стрессу, профилактика стресса
21
Общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности общих умственных способностей
22
Интеллектуальные свойства (наблюдательность, мышление, внимание, память и др.).
Опросник «Стиль мышления», тренировка наблюдательности, упражнения для развития внимания: «Корректура», «Пальцы», «Снежный ком», мышления: «Количественные отношения», «Сходство и различие», «Поиск аналогов», «Выражение мысли другими словами»
23
Индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности)
Ориентировочная анкета В. Смейкла, М. Кучера для определения направленности личности, тест «Темперамент личности»
III
Деловые качества и организаторские способности
Тест «Уровень деловитости»
24
Инициативность
Тест, позволяющий оценить ответственное поведение членов группы Розановой В.А., тест «Ответственный ли Вы человек?»
25
Самостоятельность в решении вопросов (умения и стремлении взять на себя ответственность)
26
Самоорганизованность
Тест «Организованный ли Вы человек?», упражнение «Рациональное использование времени»
27
Дисциплинированность
Самоконтроль
28
Исполнительность
29
Умение четко определить цель и поставить задачу
Упражнение «Целеполагание»
30
Способность менять стиль поведения в зависимости от условий
Упражнение «Ситуационное использование стилей руководства»
31
Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие. Способность мобилизовать коллектив и повести его за собой
32
Умение контролировать деятельность подчиненных, самоконтроль
Тест «Уровень субъективного контроля», тест «Умеете ли вы контролировать себя?»
33
Способность и стремление оперативно принимать решения
34
Способность и стремление анализировать и объективно оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных
Упражнение «Оценка ученикова»
35
Творческий подход к порученному делу
36
Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное
37
Умение поддерживать свой авторитет
Упражнение «Изучение влияния авторитета»
IV
Коммуникативные качества
38
Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными учителями
Деловая игра «Партнер»
39
Умение устанавливать доверительные отношения с учениками, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе
Тест «Доверяют ли Вам окружающие?», оценка психологического климата в педагогическом коллективе, игра «Рассмешить партнера», «Просьба» и др., семинар «Влияние психологического климата в коллективе на эффективность учебе школы»
40
Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.)
Упражнение «Развитие навыка общения в жизненных ситуациях», ролевое упражнение «Развитие навыков ведения переговоров, тест «Умеете ли Вы слушать?», упражнения по развитию речи
41
Умение выступать публично
Упражнения
V
Профессиональныезнания
42
Знание науки об управлении (основы менеджмента, управление учениковом и др.)
Беседа, семинар, дискуссия
43
Применение на практике современных организационно-управленческих принципов и методов
Беседы, семинары, практические упражнения
44
Умение работать с документацией
продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3. Практическая часть.
Тест для определения стиля руководства коллективом.
1. Распределение полномочий между учителями и учениками:
а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;
б) учитель пассивен в выполнении управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой, своими заместителями и учениками;
г) ожидает указаний сверху или даже требует их;
д) централизует руководство только в трудных ситуациях.
2. Действия учителя в критических (напряженных) ситуациях:
а) в критических ситуациях учитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства;
б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;
в) в критические ситуации он не обходится без помощи вышестоящих учителей;
г) сталкиваясь с трудностями, учитель начинает более тесно взаимодействовать с учениками;
д) в критических ситуациях учитель плохо справляется со своими обязанностями;
3. Контакты учителя с учениками:
а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;
б) регулярно общается с учениками, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с учениками, держится от них на расстоянии;
г) старается общаться с учениками, но при этом испытывает трудности в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
4. Продуктивность работы коллектива в отсутствии учителя:
а) в отсутствии учителя исполнители работают хуже;
б) коллектив снижает продуктивность, если учитель временно покидает его;
в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при другом руководителе могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается в отсутствии учителя;
д) в отсутствии учителя коллектив работает с переменным успехом.
5. Отношения учителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:
а) сам обращается за советом к подчиненным;
б) не допускает, чтобы руководимые ему советовали и тем более возражали;
в) подчиненные не только советуют, но могут давать указания руководителю;
г) учитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;
д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.
6. Контроль учебе подчиненных:
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и коллектива в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает положительные результаты, хвалит исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
7. Соотношение решений производственных и социально-психологических задач в процессе руководства коллективом:
а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;
б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;
в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;
г) большое внимание уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы свих подчиненных.
8. Характер приказов учителя:
а) приказывает так, что хочется выполнить;
б) приказывать учитель не умеет;
в) просьба учителя не отличается от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;
д) его приказы вызывают у руководимых недовольство.
9. Отношение учителя к критике со стороны подчиненных:
а) на критику учитель обычно не обижается, прислушивается к ней;
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это;
г) принимает критику только со стороны вышестоящих учителей;
д) не реагирует на критику.
10.Поведение учителя при недостатке знаний:
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;
б) если чего-то не знает, то не боится показать и обращается за помощью к другим;
в) можно сказать, что учитель не стремится пополнить свои недостатки в знаниях;
г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнить недостатки в знаниях;
д) если учитель не знает, как решить вопрос или выполнить работу, то поручает это своим подчиненным.
11.Распределение ответственности между учителями и учениками:
а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;
б) ответственность распределяет между собой и своими учениками;
в) всю ответственность возлагает только на себя;
г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих учителей, старается свою ответственность переложить на них;
д) бывает, что учитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или нижестоящих учителей.
12.Отношение учителя к своим заместителям и помощникам:
а) старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами;
б) он добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;
в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);
г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за положение;
д) не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов.
13.Эмоциональная удовлетворенность исполнителя в отсутствии учителя:
а) исполнители довольны, когда отсутствует учитель, они чувствуют некоторое облегчение;
б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;
в) отсутствие учителя не замечается исполнителями;
г) вначале исполнители довольны, что отсутствует учитель, а потом скучают;
д) сначала отсутствие учителя чувствуется исполнителями, а затем быстро забывается.
14.Преобладающие меры воздействия на подчиненных:
а) для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных;
б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;
в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;
г) часто делает руководимым замечания и выговоры;
д) его замечания всегда справедливы.
15.Характер обращения учителя с учениками:
а) всегда обращается к подчиненным вежливо и доброжелательно;
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже грубым;
в) в обращении к подчиненным часто проявляет равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость учителя не искренняя;
д) характер обращения к подчиненным у него часто меняется.
16.Участие членов коллектива в управлении:
а) учитель привлекает к управлению членов коллектива;
б) нередко учитель перекладывает свои функции на других;
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;
г) бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не учитель.
17.Поддержание руководителем трудовой дисциплины:
а) учитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;
б) не может влиять на дисциплину;
в) учитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;
г) дисциплины выглядит хорошей, так как подчиненные боятся учителя;
д) учитель недостаточно пресекает нарушения дисциплины.
18.Характер общения учителя с исполнителями:
а) общается с учениками только по деловым вопросам;
б) заговаривая с учениками о деле, учитель спрашивает о личном, о семье;
в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от исполнителей, учитель редко заговаривает сам;
д) нередко учителя трудно понять в общении с ним.
19.Характер принятия решения по руководству коллективом:
а) учитель единолично вырабатывает решения или отменяет их;
б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от него;
в) старается решать вопросы вместе с учениками, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы;
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение;
д) берется за решение в основном мелких вопросов.
20.Взаимоотношение между людьми в коллективе:
а) в руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимное доверие;
б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;
в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;
г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии учителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.
21.Предоставление самостоятельности подчиненным:
а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;
б) иногда учитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;
в) исполнители работают больше по указаниям учителя, нежели самостоятельно;
г) исполнители предоставлены сами себе;
д) предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.
22.Отношение учителя к советам других:
а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работниками;
б) советуется с работниками только в сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими учителями, но не с рядовыми исполнителями;
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
д) советуется только с вышестоящими учителями.
23.Соотношение инициативы учителя и подчиненных:
а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;
б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);
в) учитель поддерживает инициативу подчиненных;
г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;
д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.
24.Характер требовательности учителя:
а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;
б) от требователен, но одновременно и справедлив;
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
г) пожалуй, он не очень требовательный человек;
д) учитель требователен и к себе и к другим.
25.Отношения учителя к нововведениям:
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);
д) нововведения проходят мимо учителя.
26.Привлечение членов коллектива к выработке решений:
а) в своей работе широко опирается на общественные организации;
б) многие вопросы решаются коллективом на общественном собрании;
в) некоторые важные дела решаются фактически без участия учителя, его функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за коллектив сам учитель;
д) учитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.
27.Отношение учителя к самому себе:
а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;
д) учитель излишне критичен по отношению к исполнителям.
Ключ
Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руководства (Д – директивный, К – коллегиальный, П — попустительский) в соответствии с данной таблицей.
Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква – стиль руководства.
Вариант
А
б
в
г
Д
1
Д-3
П-2
К-3
П-3
К-2
2
Д-3
К-2
П-1
К-3
П-3
3
П-1
К-2
Д-2
К-1; П-2
К-2
4
Д-1
К-2
П-2
П-1
К-2
5
К-3
Д-2
П-2
П-2; К-1
К-2
6
П-3
Д-3
К-3
Д-3
Д-2
7
Д-1
К-1
П-2
П-1; К-1
К-1
8
К-3
П-3
Д-2
П-2
Д-3
9
К-2
П-2
Д-2
Д-2; П-2
П-2
10
Д-2
К-2
П-1
Д-2; К-2
К-1; К-2
11
П-2
К-2
Д-2
Д-1; П-2
Д-2; П-1
13
Д-2
К-2
П-2
К-1
Д-1; П-2
14
П-3
Д-3
К-3
Д-2
К-3
15
16
К-2
Д-1; П-1
Д-1; П-2
П-3
-
17
Д-2
П-2
К-2
Д-2
П-3
18
Д-3
К-3
П-2; К-1
П-2; Д-1
П-1
19
Д-3
П-2
К-3
П-3
П-3
20
Д-1
К-1
П-1
К-2
Д-2
21
К-2
Д-2
Д-2
П-2
Д-2
22
К-2
Д-1; К-2
Д-2; К-1
К-2
Д-2
23
Д-2
П-2
К-2
П-2
П-3
24
Д-3
К-3
Д-2
П-3
К-2
25
П-1
К-1
Д-2
К-2
П-2
26
К-2
К-3
П-3
Д-3
К-3
27
П-1
К-2
Д-1
К-2
Д-3
Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.
Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых до 10 баллов. Во-первых, определите, доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 балла и более. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:
1) Д-1-1 – директивный стиль (например: 10-2-4; 6-3-4; 9-5-4 и т.д.)
2) 1-К-1 – коллегиальный стиль (например: 4-9-4; 3-8-4; 5-10-4);
3) 1-1-Л – либеральный стиль (например: 3-2-10; 4-3-9 и т.д.)
4) Д-К-1 – директивно-коллегиальный (например: 7-8-4; 6-7-3 и т.д.)
5) 1-К-Л – коллегиально-либеральный (например: 4-7-9; 4-7-7; 3-6-7 и т.д.)
6) Д-1-Л – директивно-либеральный (например: 8-1-6; 8-3-8; 7-2-9);
7) Д-К-Л – смешанный (например: 2-3-3; 3-3-3 и т.д.)
При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:
а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3; 3-3-3 и т.д.) характерна для неопытных учителей;
б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6; 6-6-4 и т.д.) характеризует оперативно меняющегося учителя;
в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8; 9-9-8 и т.д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый типы.
продолжение
--PAGE_BREAK--