Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Финансы и кредит (МГТУ Станкин)

Финансыи финансовая политика государства
I. Финансыкак экономическая категория.
§1. Сущность финансов.
Упрощённаясхема функционирования рыночной экономики
/>/>
Все финансовые операции объединяетодно, это движение денежных средств. Но само движение денежных средств нераскрывает сущности финансов. Чтобы понять их сущность, необходимо рассмотретьвнутреннюю природу всех финансовых операций и финансовых отношений, в основекоторых лежат экономические и производственные отношения, которые возникаютмежду различными субъектами хозяйствования. По своему характеру эти отношенияпроизводственные или экономические, так как они возникают в сфере общественногопроизводства.
Если взять однородныеэкономические отношения, характеризующие только одну из сторон общественногопроизводства, и объединить их в какую-то абстрактную группу, то они будутпредставлять понятие экономической категории.
Мы можем сказать, что финансыпредставляют экономическую категорию, поскольку они выражают: 1) реальносуществующие в обществе производственные или экономические отношения; 2) этиотношения имеют объективный характер; 3) они имеют специфическое общественноеназначение, и поэтому они могут выступать в качестве экономической категории.Особенность финансов как экономической категории заключается в том, что онивсегда имеют денежную форму выражения, т.е. деньги являются обязательнымусловием существования финансов.
§2. Признаки финансов.
 
Имеют денежный характер,распределенный характер всех финансовых отношений, финансы участвуют вформировании денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовыхресурсов.
Схема воспроизводственногопроцесса:
Производство (–) =>Распределение (+) => Обмен (+) => Потребление (–).
§3. Сфера возникновения финансовыхотношений.
Областью возникновения финансовыхотношений является 2-ая стадия воспроизводственного процесса, где вновьсозданная стоимость распределяется на составляющие K = C (FC) + V (VC) + m (прибыль).
На 2-ом этапе имеет местоследующий характер распределения вновь созданной стоимости. Распределениеполучает форму движения денежных средств, происходящее обособленно от движениятоваров, т.е. имеет место одностороннее движение стоимости. Это движениеприобретает форму финансов, зарплаты, кредита.
На 3-ем этапе происходитраспределение общественного продукта в его товарной форме на денежную. Здесьимеет место реализация вновь созданной стоимости через торговую сеть. Т–Д (+) Д–Т.На 3-м этапе в обменных процессах участвуют 2 экономические категории:
1) деньги, являющиеся всеобщимэквивалентом и выступающие посредником в актах обмена Т–Д; Д–Т;
2) цена, т.к. на её основепроисходит количественное соизмерение обменивающихся стоимостей, которыенаходятся в разных формах – товарной и денежной.
Областью возникновения финансовыхотношений является 2-ая стадия воспроизводственного процесса, на которойпроисходит распределение стоимости общественного продукта по целевомуназначению, а также по субъектам хозяйствования.
§4. Понятие финансов.
Финансы – это денежные отношениямежду государством с одной стороны, юридическими и физическими лицами с другойстороны, между самими юридическими лицами, между различными государствами,возникающие при образовании, распределении и использовании финансовых ресурсов(фондов денежных средств).
Финансы – это денежные отношения,возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости ВаловогоВнутреннего Продукта и части национального богатства в связи с формированиемденежных доходов и накоплений у государства и субъектов хозяйствования ииспользуемых на расширенное производство, а также на удовлетворение различныхпотребностей.
Финансовые ресурсы – этоматериальные носители финансовых отношений.
Схемаформирования финансов
/>/>
§5. Сферы и звенья финансовыхотношений.
По своей роли в общественномпроизводстве финансы включают 3 основных звена: государственные финансы,финансы субъектов хозяйствования, финансы страхования.
Прибыль – это важнейший источниксобственных средств. В балансе прибыль может быть в явном виде (Счёт «Прибыль вотчетном году» и «Прибыль прошлых лет») и в неявном (создание фондов и резервовза счёт прибыли).
Амортизация – это второй источниксамофинансирования предприятия. Между прибылью и амортизацией существует теснаясвязь – с одной стороны, амортизация, отнесённая на себестоимость продукции,уменьшает величину прибыли, в том числе и налогооблагаемую, но с другойстороны, амортизация всегда остаётся в распоряжении предприятия и поэтому неявляется затратами в финансовом смысле слова. Прибыль + амортизационныеотчисления = Cash Flow.
II.Взаимосвязь финансов с другими категориями в процессе стоимостногораспределения.
Финансы, участвующие в стоимостномраспределении взаимодействуют с такими категориями как цена, зарплата, кредит.Первичным моментом возникновения финансовых отношений является процесспервичного распределения созданной стоимости на составляющие K=C + V + m, атакже процесс образования различных денежных фондов и накоплений.
Распределение получает формудвижения товаров, т.е. имеет место одностороннее движение стоимости. Этодвижение приобретает форму финансов, зарплаты, кредита.
§1. Взаимосвязь цены и финансов.
Чтобы процесс распределениястоимости мог состояться, необходимы следующие условия: т.е. вновь созданнаястоимость должна быть реализована. Экономическим инструментом, благодарякоторому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектомраспределения, является цена. Именно цена предопределяет конкретную величинутех денежных средств, которые поступают в тот или иной сектор экономики либотому или иному собственнику. Но цена не может обеспечить ни распределение посубъектам собственности ни функционального обособления частей стоимости (т.е.выделение фонда возмещения и оборотных средств) и различных видов доходов,распределяемых между участниками производства (это прибыль, отчисления насоциальные нужды, зарплата). Именно благодаря им процесс стоимостногопервичного распределения образует различные виды денежных доходов, накоплений иотчислений.
С помощью цены нельзя обеспечитьни распределение по субъектам собственности ни функционального обособления.
Объясняется это тем, что все частистоимости как по величине, так и по функциональному назначению выделяются вопределённом размере не сами. А только после стадии обмена, поэтому обязательнодолжен произойти обмен и должно состояться распределение вновь созданнойстоимости.
Существует определённаявзаимосвязь между ценой и финансами:
1) основой финансового методараспределения стоимости является цена;
2) финансы основываются напропорциях распределения, которые сложились под влиянием цен и сами выступаютинструментом распределения.
§2. Взаимосвязь заработной платы ифинансов.
На стадии распределенияпревращение скрытых частей стоимости в явный происходит с помощью финансов изаработной платы.
Как форма распределения заработнаяплата обособлена необходимым формированием доходов конкретных работников, а какэкономическая категория заработная плата выражает стоимостные отношения,возникающие в процессе распределения вновь созданной стоимости путёмформирования индивидуальных доходов, поступающих в зависимости от количества икачества затраченного труда отдельными работниками.
Отличия заработной платы отфинансов:
1) распределительные отношения составляютзаработную плату, материализующуюся в денежные доходы, которые поступают всобственность отдельных работников и используются ими для удовлетворения личныхпотребностей;
2) финансовые ресурсы являютсяматериальными носителями финансовых отношений, находящиеся в распоряжениисубъектов хозяйствования и государства и предназначенные для удовлетворенияразличных общественных потребностей;
3) с определённой степеньюдопускается, что функционирование заработной платы можно рассматривать какпроцесс посторонний, так как заработная плата носит конкретный характер, афинансы имеют одностороннее движение стоимости.
Взаимосвязь заработной платы ифинансов:
1) финансы «помогают» заработнойплате, формируют фонды оплаты труда, отделяя их от других фондов предприятия;
2) заработная плата, начислениекоторой по времени не совпадает с её выплатой, сама выступает источникомформирования части финансовых ресурсов. Задолженность по заработной плате – этофинансовый ресурс, но не потому, что сама заработная плата относится кфинансам, а следствие того, что начисленная сумма заработка не сразу попадает вруки владельца.
§3. Взаимосвязь финансов икредита.
Отличия финансов от кредита:
1) возвратный характер кредита,т.е. кредитные ресурсы всегда функционируют на возвратной основе, а финансовыересурсы выражают одностороннее движение стоимости;
2) кредитное перераспределениесвязано с перемещением денежных средств между субъектами распределительногопроцесса, а финансовое перераспределение осуществляется как между субъектамихозяйствования, так и в рамках каждого из них по целевому назначению и всоответствии с общественными потребностями;
3) кредитные ресурсы формируются впроцессе перераспределения временно свободных денежных средств (субъектахозяйствования, органов государственного правления), а финансовые ресурсыформируются из доходов, которые образуются на стадии стоимостногораспределения;
4) кредитные ресурсыпредоставляются на определённых условиях (срочность, возвратность, платность),а финансовые ресурсы предоставляются бесплатно и условия их возврата неоговариваются;
5) кредит имеет тесную взаимосвязьс денежным оборотом, с его помощью удовлетворяются потребности субъектахозяйствования в платёжных средствах, а также происходит регулированиенаходящихся в обращении денежных средств.
Сходство и взаимосвязь финансов икредита:
1) при недостатке финансовыхресурсов у предприятия для нормального проведения производственного процессасубъекты хозяйствования обращаются за банковскими кредитами, а временносвободные финансовые ресурсы, временно хранящиеся на банковских счетах, могутиспользовать в качестве кредитных ресурсов;
2) нормальное функционированиефинансов способствует созданию и росту ресурсов, а само функционированиекредита позволяет формировать финансовые ресурсы в распоряжении субъектовхозяйствования, в том числе и с помощью финансового рынка;
3) взаимосвязь финансов и кредитапрослеживается и в банковском проценте, который служит платой запредоставляемые финансовые ресурсы, выплачиваемые из доходов банка, или же этотпроцент взимается с субъекта хозяйствования, если он берёт кредит.
III. Рольфинансов в условиях рынка.
Известно, финансы не могутсуществовать без денег. Причиной, порождающей деньги, можно считать потребностисубъектов хозяйствования и государства в финансовых ресурсах, обеспечивающих ихдеятельность, но эти потребности в ресурсах без финансов удовлетворитьневозможно ни в сфере хозяйствования, ни в сфере государственного управления.
Деньги – всеобщий эквивалент, спомощью которого, прежде всего, измеряются затраты труда производителей.
Финансы – это экономическийинструмент распределения и перераспределения ВВП в части национальногобогатства.
Финансы – неотъемлемый элемент навсех уровнях хозяйствования, они необходимы для нормального функционированиялюбому звену предприятия, межхозяйственным объединениям и государственнойсистеме управления.
Наличие разных общественныхпотребностей у субъектов хозяйствования и у государства приводит квозникновению разных видов хозяйственных связей. Эти финансовые связиотличаются друг от друга, но в то же время они характеризуются некоторымиобщими чертами, которые позволяют объединить финансовые отношения в отдельные,относительно обособленные группы.
Все финансовые отношения по своейприроде являются распределительными, причём распределение стоимостиосуществляется, прежде всего, по субъектам, которые формируют денежные фондыцелевого назначения. Поэтому именно роль субъекта в общественном производствебудет выступать в качестве первого объективного критерия классификациифинансовых отношений.
В общей совокупности всехфинансовых отношений можно выделить три крупные сферы: финансово-хозяйствующийсубъект, страхование, государственные финансы. Внутри каждой из сфер выделяютсязвенья. Звенья группируются в зависимости от характера деятельности субъекта.
/>/>
В основу построения финансовой системы положены триосновополагающих элемента: 1) функциональное назначение, проявляющееся в том,что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственныйбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями,населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственногофонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование — один из методовсоздания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношенияпо созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечениямногообраз­ных потребностей первичных звеньев общественного производства,выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками;2) территориальность — каждая область, республика имеют соответствующий аппаратфинансовых и страховых органов; 3) единство финансовой системы предопределяетсяединой экономической и политической основой государства. Это обусловливаетединую финансовую политику, проводимую государством через центральныефинансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единыхосновных законодательных и нормативных актах.
Финансы предприятия,функционирующего на коммерческих началах.
Цель основной деятельностикоммерческих предприятий сводится к получению прибыли. Все они имеютобособленное имущество и отвечают по своим обязательствам самостоятельно.Финансовые ресурсы формируются, главным образом, за счёт чистой прибыли иамортизации.
Финансы организации,функционирующей на некоммерческой основе.
Цель и основная деятельность этихорганизаций не сводится к извлечению прибыли и её распределению междуучастниками. Как правило, эти организации существуют в форме финансированиясобственником учреждений.
Финансовые ресурсы – это денежныесредства, модифицируемые некоммерческими организациями из различных источниковна осуществление и расширение своей деятельности.
Финансы общественных объединений.
Общественные объединения – этообъединения, которые создаются на основе принадлежности людей к некоторойгруппе, исследующей тот или иной интерес.
Финансовые ресурсы – это членскийвзнос.
Общественное объединение невыступает источником доходов для отдельных членов. Все полученные доходы идутна обслуживание интересов в целом.
Социальное страхование – этострахование на содержание членов общества, не обладающих физическойтрудоспособностью или обладающих, но не имеющих возможности реализовать её поразличным причинам.
Основной источник ресурсов –налоговые отчисления.
Личное страхование. Как правило,страхование жизни.
Имущественное страхование.
Данный вид страхования позволяетзастраховать предприятию или физическому лицу имущество от различного рода негативныхвоздействий. При наступлении страхового случая страхователь производит оценкупонесённого ущерба, в соответствии с которой происходят страховые выплаты.
Страхование ответственностиделится на два вида: страхование риска (непогашение кредита) и страхованиеответственности. Страхование риска осуществляет банк, страхованиеответственности – страховая компания. Срок страхования соответствует сроку, накоторый выдан кредит.
Также имеет место страхованиегражданской ответственности, средств транспорта, нанесения вреда другим лицам впроцессе производства и окружающей среде.
Предпринимательская деятельность.
Главным стимуломпредпринимательской деятельности является получение прибыли, поэтому речь идёто страховании рисков неполучения прибыли, снижение уровня рентабельности,получения убытков, неплатежи по счетам поставщиков продукции.
Государственные финансы,государственный бюджет.
Государственные финансы – этоособая сфера экономических отношений, связанная  с вторичным, а также первичнымраспределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целяхобразования денежных фондов, необходимых государству для осуществления егофункций. Их материальное содержание воплощается в государственном и местномбюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий.
Государственный бюджет – этоденежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическимилицами по поводу распределения национального дохода в связи с созданием ииспользованием бюджетного фонда.
Функционирование государственногобюджета обусловлено двумя функциями: распределительной функцией и контролем.
Внебюджетные фонды – это формаперераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемыхгосударством для финансирования некоторых общественных потребностей икомплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Использование бюджетных средстврегламентируется законодательными органами власти.
Это предопределяет возможностьоперативного использования средств и принятие достаточно быстрых управленческихрешений при изменении экономической обстановки.
Внебюджетные фонды могут выступатьинвесторами и участниками рынка ценных бумаг (РЦБ).
Внебюджетные фонды по основнымнаправлениям своей деятельности освобождены от платы налогов и таможенныхпошлин.
Государство и кредит.
В целях финансированиягосударственных потребностей государство может привлекать к покрытию своихрасходов свободные финансовые ресурсы хозяйствующих структур.
На практике сложилось, что приосуществлении кредитных операций государство является заёмщиком, а население иорганизации – кредиторами. В сфере международных экономических отношенийгосударство выступает как в роли заёмщика, так и кредитора.
Когда речь идёт о государственномкредите, то взятые взаймы денежные средства, поступают в распоряжение органовгосударственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Онинаправляются на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашениягосударственного кредита также являются бюджетные средства.
IV.Функции финансов.
§1. Функции финансов.
Функция – это внешнее проявлениесвойств какого-либо объекта в данной системе отношений.
Финансы выполняют следующиефункции:
— распределительная;
— контрольная;
— стимулирующая или регулирующая.
Распределительная функция проявляетсяво всех сферах общественной жизни, т.е. в материальном, нематериальномпроизводстве, а также в сфере обращения.
Субъектами распределительнойфункции на микроуровне являются юридические и физические лица, а на макроуровне– государство.
Объектом распределительной функцииявляется внутренний валовой продукт и национальный доход в денежной форме.
С помощью распределительнойфункции осуществляется распределение вновь созданной стоимости, а такжеперераспределение этой стоимости на макроуровне.
Эта функция проходит три этапа:
1) формирование фондов денежныхсредств;
2) распределение денежных фондовчерез финансовые инструменты;
3) использование денежных фондов,признанное обеспечить отдельных членов общества и субъектов хозяйствованиянеобходимыми финансовыми ресурсами на микроуровне, а на макроуровне –финансовыми средствами для решения функций и задач государственного уровня.
С помощью распределительнойфункции на микроуровне происходит формирование основных или первичных доходов(прибыль, отчисления в социальные и другие внебюджетные фонды, амортизационныефонды).
Формирование первичных доходовматериального производства – это начальный этап распределения, который затемпродолжается на макроуровне и обеспечивает создание вторичных или производныхдоходов. Такое перераспределение связано: 1) с межотраслевым или смежтерриториальным перераспределением в интересах обеспечения наиболееэффективного и рационального использования финансовых ресурсов; 2) с наличиемвторичных сфер производственного, непроизводственного характера и сферыобращения (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, управлениестраной, оборона и т.д.); 3) с существованием различных социальных группнаселения.
Распределительная функцияпозволяет:
— образовывать денежные фонды науровне предприятия, домашнего хозяйства и государства;
— образовывать не просто денежныефонды, фонды целевого назначения;
— осуществлять межотраслевое,межтерриториальное распределение, а также между различными сферами исоциальными группами;
— создавать резервные фонды как науровне предприятия, так и на уровне государства.
Контрольная функция. Финансы,которые связаны с движением денежной формы стоимости ВВП, обладают свойствомколичественно через финансовые ресурсы отображать воспроизводственный процесс.
Контрольная функция финансовпроявляется: 1) до наступления распределительного процесса, когда составляютсяразличные программы, прогнозы, бюджеты; 2) в процессе использования фондовденежных средств при использовании программ, планов, бюджетов и т.д.; 3) в процессеподведения итогов, составления оценок использования денежных средств.
Контрольная функция реализуетсячерез:
1) финансово-хозяйственныйконтроль;
2) финансовый бюджетный контроль;
3) кредитно-банковский контроль.
Регулирующая или стимулирующая функция.Эта функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов впроцесс воспроизводства. На микроуровне эта функция стимулирует деятельностьсубъектов хозяйствования или предприятия путём создания различных фондов,способствующих улучшению качества производственного процесса. А на макроуровнеэта функция с помощью экономических инструментов, таких как налоги,государственный кредит и другие, достигает таких же результатов.
Финансовый механизм.
Функции финансов реализуются черезфинансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма ивключающий в себя:
1) совокупность организационныхформ финансовых отношений;
2) порядок формирования ииспользования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;
3) методы финансового планированияи контроля;
4) формы управления финансами ифинансовой системой;
5) финансовые законодательства.
§2. Управление финансами.
Управление финансами – это одна изважных областей управления, так как финансовые отношения охватывают все стороныобщественной жизни.
При управлении финансами можновыделить объект и субъект управления.
Объект управления – эторазнообразные виды финансовых отношений, т.е. сферы финансовых отношений.
Субъект управления – это различныеорганизационные структуры, осуществляющие управление финансами.
Упрощённаясхема управления финансами
/>/>
Схему управления можно разбить натри основных этапа:
— планирование;
— оперативное управление;
— контроль.
Планирование – это оценкасостояния финансовых ресурсов, анализ возможности их увеличения, выборнаправлений их наиболее эффективного использования.
Управленческие решения принимаютсяв результате анализа финансовой информации, которая должна быть наиболеедостоверной.
Оперативное управление – этокомплекс мер по оперативному реагированию на складывающуюся финансовуюситуацию. Как правило, оно сводится к перегруппировке финансовых ресурсов сцелью получения максимально полезного результата.
Контроль осуществляется на всехстадиях управления финансами. Его цель – получение результатов и сравнениеполученных результатов с плановыми.
Управление финансами следуетрассматривать с двух точек зрения: стратегической и оперативной.
Стратегическое управление (общее)предусматривает прогнозирование финансовой политики на перспективу, еёразработку, установление или определение объёмов финансовых ресурсов, идущих нареализацию целевых программ.
V. Финансовая политикагосударства.
§1. Движение продуктов и доходов внациональной экономике.
Финансовая политика представляетсобой совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизациюфинансовых ресурсов, их распределение, а также использование для выполнениягосударством его функций и задач.
Реализация финансовой политикипроводится в 3 этапа:
1) выработка научно-обоснованнойконцепции развития финансов, которая формируется на основе изучения требованийэкономических законов, а также состояния и совершенствования производства, атакже на основе анализа и состояния потребностей населения;
2) определение основныхнаправлений использования финансовых ресурсов на  перспективу, а также натекущий период;
3) собственно осуществлениефинансовой политики на основе первых двух этапов.
Для реализации финансовой политикии её претворения в жизнь используется финансовый механизм, т.е. совокупностьспособов организации финансовых отношений, а также виды, формы и методыорганизации этих отношений и их количественное определение.
Движение финансовых отношенийосуществляется путём установления количественных параметров (установлениеналогов, налоговых ставок и т.д.).
Кризис в области финансовхарактеризуется следующими моментами: большой дефицит государственного бюджета,эмиссия денег, инфляция (как следствие эмиссии денег), большое количествомалорентабельного или убыточного производства, рост внутреннего и внешнегодолга, незавершённое производство.
Пути выхода из кризиса:
1) введение разнообразных формхозяйствования, развитие предпринимательской деятельности;
2) упорядочение денежногообращения и укрепление национальной валюты;
3) сокращение военных расходов;
4) снижение государственныхрасходов на содержание государственного аппарата, а также финансированиеубыточных или нерентабельных производств;
5) разработка современнойфинансовой политики;
6) развитие финансового рынка икредитно-банковской системы;
7) привлечение в странуиностранных инвестиций.
§2.Финансы субъектов хозяйствования.
Важнейшим звеном финансовойсистемы страны являются финансы субъектов хозяйствования. Это обусловлено тем,что источники финансовых ресурсов формируются на уровне предприятия (налоги), азатем идут в финансовый бюджет.
Финансы хозяйствующих субъектоввыполняют следующие функции:
1) обеспечивают денежнымисредствами хозяйственную деятельность;
2) формируют денежные фонды, осуществляютраспределение доходов, связанных с кругооборотом, используют денежные фонды наприобретение материальных ресурсов, оборудования, выплату зарплаты и т.д.
Финансовые отношения субъектовхозяйствования:
1. Денежные отношения, связанные сформированием и использованием целевых денежных фондов внутрихозяйственногоназначения.
2. Денежные отношения междупредприятиями по поводу купли-продажи, товарно-материальных запасов, по поводууплаты или получения штрафов, по поводу внесения средств в уставные фондыдругих предприятий, по поводу распределения прибыли их совместной деятельности,получения доходов по ценным бумагам предприятия и т.д.
3. Денежные отношения междупредприятием и государством, связанные с формированием бюджетных и внебюджетныхфондов. Эти денежные отношения принимают форму налогов, обязательных платежей,взносов, а в отдельных случаях имеет место получение субсидий, дотаций и т.д.
4. Денежные отношения междупредприятиями с одной стороны и вышестоящими организациями с другой.
5. Денежные отношения междупредприятиями и их работниками по поводу получения зарплаты.
6. Отношения предприятийматериального производства с различными страховыми организациями по поводуобразования страховых фондов
7. Денежные отношения междусубъектом хозяйствования и кредитно-банковской системой по поводу получения ивозврата кредита.
Финансы субъектов хозяйствованияпредприятия – это денежные отношения, связанные с формированием ираспределением денежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования, с ихиспользованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой ифинансированием затрат по расширенному воспроизводству, социальномуобслуживанию и материальному стимулированию работающих.
VI. Рольгосударства в регулировании экономики. Основные направления и задачирегулирования экономики.
Регулирование – это изменениетемпов роста отдельных частей экономики с целью перестроить производство всоответствии с изменяющимися общественными законами.
Одним из основных видовперераспределения финансовых ресурсов является процесс саморегулирования. Носаморегулирование плюс финансовые рынки не в состоянии решить задачигосударственного масштаба, поэтому наряду с саморегулированием необходимо игосударственное вмешательство в экономику. Оно необходимо для решения следующихзадач:
1) обеспечение финансовымиресурсами крупных структурных сдвигов в экономике;
2) поддержка приоритетныхнаправлений экономического развития;
3) совершенствование объектовсоциальной сферы, производственной инфраструктуры и т.д.
Цели, которые ставит государствопри вмешательстве в экономику:
1) достижение устойчивогоэкономического роста;
2) поддержание определённогоуровня занятости населения;
3) определённый уровень цен;
4) создание системы социальнойзащиты населения;
5) обеспечение равновесия вовнешнеэкономической деятельности (соотношение экспорта и импорта).
Для реализации этих целейгосударству необходимо:
1) разработать и утвердитьправовые основы экономики;
2) определить приоритетымакроэкономического развития;
3) реализация социальных программ,проведение регулирования всей экономической системы на основе регулированиясовокупного спроса и совокупного предложения.
Совокупный спрос – это спрос фирми населения на создаваемые товары и услуги.
Совокупное предложение – это национальныйпродукт.
Государство может осуществлятьследующие виды воздействия на экономику:
1) государственные инвестициифинансовых ресурсов;
2) проведение амортизационнойполитики;
3) бюджетная политика;
4) налоговая политика;
5) государственное страхование;
6) установление финансовых льгот исанкций.
Инструменты государственногорегулирования:
1) фискальная (налогово-бюджетная)политика;
2) денежно-кредитная (монетарная)политика;
3) политика регулирования доходов;
4) социальная политика;
5) внешнеэкономическоерегулирование.
/>/>
Фискальная политика – этополитика, связанная с налогами и государственными расходами.
1. Ужесточение налоговой политики,приводящее к увеличению изымаемых у населения и фирм средств, что приводит ксокращению сбережений или к сокращению расходов на потребление или то и другое.
2. Ослабление налогового бремениили снижение налогов, которое приводит как к росту потребления, так и к ростусбережений. Таким образом, влияет на национальный продукт.
3. Изменениеуровня государственных закупок.
/>/>
Увеличениезакупок приводит к увеличению роста национального продукта, так какувеличиваются доходы фирм от реализации товаров и услуг государством, растутдоходы населения, занятого в государственном секторе, или растёт число занятых.
Денежно-кредитная или монетарнаяполитика – это совокупность механизмов воздействия денежной массы, находящейсяв обращении.
MV = PQ(Y), где M – денежная масса, V- скоростьобращения денег, P – уровень цен, Q – реальный национальный продукт.
Термин номинальный используетсядля измерения любого количества, выраженного в ценах без учёта инфляции, т.е. вценах, по которым товары и услуги были фактически проданы. А термин реальныйиспользуется для оценки с учётом инфляции и проведения соответствийкорректировки.
Цель правительства – это контрольнад денежной массой, находящейся в обращении.
Правительство может применитьследующие методы регулирования объёма денежной массы:
1) процентная ставка по кредитам;
2) процентная ставка погосударственным убыткам;
3) процентная ставка пообязательным резервам.
Третий метод – это наиболее прямойи эффективный метод изменения денежной массы. Он является одним из наиболеемощных инструментов контроля и регулирования денежно-кредитных отношений, но кэтому методу прибегают редко, так как он оказывает сильное воздействие на устоибанковской системы. Его используют в периоде экономического спада, сокращаяуровень банковских резервов, пытаясь таким образом стимулировать развитие деловойактивности субъектов хозяйствования.
Политика регулирования дохода –это политика замедления темпов инфляции путём сдерживания зарплаты и прибыли нечерез совокупный спрос, а непосредственно. Например, ограничение роста зарплатырассматриваемого года, не увеличивать значительно рост зарплаты, но также неувеличивать налоговые ставки.
Контроль над зарплатой и ценамиограничивает и регулирует действия фирм или субъектов хозяйствования по выплатезарплаты и установлению цен.
Социальная политика – это политика,связанная с индексацией доходов, т.е. с повышением их в соответствии с индексомпотребительских цен за счёт бюджетных ассигнований, а в отдельных случаях и засчёт компенсаций, установлением прожиточного минимума, разработкой программпомощи малоимущим и т.д.
Внешнеэкономическое регулированиевключает в себя торговую политику, правило выдачи квот и лицензий, установлениевалютного курса.
VII.Сбережения, инвестиции и финансовые рынки.
С добавлением в схему кругооборотасбережений и инвестиций сразу возникают два пути, по которым средства могутперемещаться от населения к потребительскому рынку: прямой путь от населениячерез расходы на потребление к рынку товаров и услуг; косвенный, средства покоторому движутся через финансовые рынки, сбережения и инвестиции.
Если население в условиях рыночныхотношений в течение года тратит меньше, чем зарабатывает, то фирмы должнытратить больше, чем их доходы, поскольку они должны осуществлять инвестиции впроизводство помимо платы за ресурсы и факторы производства.
Инвестиции – это увеличениезапасов капитала в экономике, приводящее к росту факторов производства.
/>/>
С известными допущениями можновывести следующую зависимость:
1. Национальный продукт равенрасходы на потребление + расходы на инвестиции.
2. Национальный доход равенрасходы на потребление + сбережения.
Следовательно, расходы наинвестиции равняются сбережениям.
VIII.Государственные финансы.
/>/>
1 – бюджет
2 – внебюджетные фонды
3 – государственный кредит (займы)
4 – финансы государственныхпредприятий федерального подчинения
§1. Внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды – это формаперераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемыхгосударством для финансирования некоторых потребностей и расходуемых на основеоперативной самостоятельности.
Основные причины, обусловившиевозникновение внебюджетных фондов:
— потребность в значительныхфинансовых ресурсах и целесообразность в их концентрациях на государственном итерриториальном уровнях;
— ограниченность в финансовыхвозможностях государственного бюджета;
— необходимость принятияоперативных решений по перераспределению ресурсов в случае измененияэкономической ситуации.
/>/>
С помощью внебюджетных фондовможно влиять на процесс производства путём финансирования или кредитования,обеспечивать природоохранные мероприятия, оказывать социальные услуги населениюпутём выплаты пособий, пенсий и т.д.
Основные внебюджетные фонды:
Фонд государственного социальногострахования (ФГСС). Создаётся страховым методом с обязательным участием средствхозяйствующих субъектов, различных форм собственности, а также лиц,занимающихся предпринимательской деятельностью.
Источники формирования средствФГСС:
— страховые взносы хозяйствующихсубъектов;
— средства государственногобюджета;
— поступления за путёвки,реализуемые по линии социального страхования;
— прочие доходы.
Направления расходования средствгосударственного фонда социального страхования:
1) пособия по временной нетрудоспособности;
2) пособия по беременности и породам;
3) пособия по рождению ребёнка иуходу за ним;
4) финансирование санаторноголечения.
Пенсионный фонд (ПФ) – органгосударственного управления финансами пенсионного обеспечения. Этосамостоятельная финансово-банковская система.
Пенсионный фонд подотчётенфедеральному собранию. Результаты деятельности пенсионного фонда ежегоднопредоставляются на рассмотрение и утверждение парламенту страны.
Основные задачи пенсионного фонда:
1) целевой сбор и аккумуляциясредств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их выплат;
2) участие на долговременнойоснове финансирования программ по социальной поддержке населения;
3) увеличение средств фонда засчёт коммерческой деятельности.
Источники формирования:
— страховые взносы работодателей;
— страховые взносы граждан,занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью (адвокаты,фермеры);
— средства из государственногобюджета, которые в данном случае предназначены для выплаты пенсий, военнослужащими приравненным к ним, а также те средства государственного бюджета,предназначенные для выплаты повышенных пенсий в связи с повышением стоимостижизни;
— средства возмещения ПФ и средствФГСС для выплаты досрочных пенсий;
— доходы от коммерческойдеятельности.
Расходы ПФ:
1) выплаты пенсий с учётоминдексации;
2) выплаты пособий по уходу заребёнком;
3) оказание материальной помощипрестарелым и нетрудоспособным гражданам;
4) другие расходы.
Государственный фонд занятостинаселения является финансовой базой деятельности службы занятости. Он создаётсякак на уровне субъекта федерации, так и на территориальном уровне.
Источники формирования фондазанятости населения:
— обязательные отчисленияработодателей независимо от форм собственности и сфер деятельности;
— обязательные страховые взносы иззаработной платы работников (в пределах общей суммы изымаемых налогов);
— средства республиканских иместных бюджетов;
— доходы от коммерческойдеятельности;
Направления расходования средств:
1) трудоустройство граждан;
2) профессиональная ориентация(обучение и переобучение по линии занятости);
3) пособия по безработице;
4) выплата стипендий.
Государственный кредит – это мобилизация временно свободныхденежных средств предприятий, организаций и населения и передача во временноепользование органам государственной власти для обеспечения финансированиярасходов.
Задачи государственного кредита:
— укрепление экономики страны и её финансовое оздоровление;
— финансирование потребности экономического и социального развитияс использованием специальных долгосрочных программ;
— государственный кредит позволяет не инфляционным путёмпокрывать бюджетный дефицит, способствуя, таким образом, оттоку денежной массы,находящейся в обращении.
§2. Государственные финансы и налоговаясистема.
/>/>
Основные источники доходовгосударственного бюджета – это налоговые поступления.
К налоговым доходам относятся:
1) федеральные налоги и сборы,перечень и ставки  которых определяются налоговым законодательством РФ, апропорции их распределения – в порядке бюджетного регулирования между бюджетамиразных уровней, утверждаются бюджетным законодательством о федеральном бюджетена очередной финансовый год;
2) таможенные пошлины,таможенные сборы и иные таможенные платежи;
3) государственная пошлина,взимаемая в соответствии с законодательством РФ.
К неналоговым доходам федеральногобюджета относятся:
1) доходы от использованияимущества, которое находится в государственной собственности, доходы отразличных платных услуг, оказываемых бюджетными организациями, находящихся введении государственных органов власти;
2) доходы от продажгосударственного имущества, находящегося в ведении государства;
3) часть прибыли унитарныхпредприятий, созданных РФ после уплаты ими налогов и иных платежей в размерах,установленных правительством РФ;
4) доходы от внешнеэкономическойдеятельности;
5) доходы от реализациигосударственных запасов и резервов.
Расходы государственного бюджета:
1) обеспечение деятельностипрезидента РФ, федерального собрания РФ, счётной палаты, центральнойизбирательной комиссии, федеральных органов исполнительной власти и ихтерриториального деления;
2) расходы на содержаниефедеральной судебной системы;
3) осуществление международнойдеятельности в общих федеральных интересах;
4) национальная оборона иобеспечение безопасности государства, направленное на конверсию оборонныхотраслей промышленности;
5) фундаментальные исследования исодействие научно-техническому прогрессу;
6) поддержка различных видовтранспорта (авиации, железной дороги, морского);
7) поддержка атомной энергетики;
8) средства для ликвидациичрезвычайных последствий;
9) средства на финансированиекосмических исследований;
10) средства, идущие на содержаниегосударственных предприятий, организаций, учреждений;
11) обслуживание и погашениегосударственного долга;
12) и другие.
Бюджетный механизм являетсяреальным воплощением бюджетной политики.
Функционирование государственногобюджета происходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов,выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественногопродукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета — этообъективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичноеобщественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства,расходы — удовлетворению общегосударственных потребностей.
§3. Государственный кредит.
Основные формы государственногокредита – это займы и казначейские ссуды.
Казначейские ссуды – форма государственногокредита, выражающая отношения по оказанию финансовой помощи предприятиям,организациям, органам государственной власти и управление за счёт бюджетныхсредств на условиях срочности, платности, возвратности.
§4. Сущность государственногобюджета.
Принципы построения бюджетнойсистемы России закреплены конституцией, а также специальным бюджетнымзаконодательством. Основной принцип построения бюджетной системы – это принципфискального механизма, который предусматривает компетенцию между различнымиуровнями бюджета.
По экономической сущностигосударственный бюджет – это система денежных отношений, которые возникаютмежду государством и юридическими лицами по поводу распределения в связи сформированием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного длявыполнения государством его функций.
Бюджетная система – этосовокупность видов всех бюджетов страны, основанная на экономических отношенияхи юридических нормах.
IX.Налоги.
§1. Принципы налогообложения.
Налоговый кодекс РФ не определяетпорядок исчисления налога и его уплаты, а устанавливает систему налогов России,определяет виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполненияобязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля,ответственность за налоговые правонарушения, понятие налога, сбора и т.д.
Согласно действующемузаконодательству под налогом понимается обязательный индивидуальныйбезвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в формеотчуждения принадлежащих ему на праве собственности хозяйственного ведения илиоперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечениядеятельности государственных органов или муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательныйвзнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является однимиз условий совершения в интересах плательщика сборов, которые осуществляютсягосударственными органами, органами местного самоуправления или инымиуполномоченными органами.
В качестве налогоплательщиковвыступают физические и юридические лица.
Налоговым кодексом предусмотреныследующие объекты налогообложения:
1) операции по реализации товарови услуг;
2) стоимость реализованных товарови услуг либо других объектов, имеющих стоимостную, количественную илифизическую характеристику, с наличием которой возникают обязанности по уплатеналогов;
3) прибыль;
4) среднегодовая балансоваястоимость имущества;
5) доход;
6) подоходный налог с юридическихлиц;
7) таможенная стоимость товара;
8) имущество (собственностьфизических лиц).
Совокупностьвзимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов ихпостроения образует налоговую систему фискальной политики.
Налогикак инструмент фискальной политики бывает двух типов.
Первыйтип: налог на доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыльфирм; на социальное страхование, на фонд заработной платы и на рабочую силу(социальные взносы); поимущественные налоги, в т.ч. налоги на собственность,включая землю и другую недвижимость, налог на перевод прибыли и капитала зарубеж. Они взимаются с конкретных физических или юридических лиц, их называютпрямыми налогами.
Ковторому виду относятся налоги на товары и услуги; налог с оборота или НДС;акцизы (прямо включаются в цену товаров и услуг); на наследство; на сделки с недвижимостьюи ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги, так как они частично илиполностью переносятся на цену товаров или услуг.
§2. Функции налогов.
Существуют три важнейших функции государственногоуправления налогообложением:
1) обеспечение финансирования государственных расходов(прямая функция налогов);
2) поддержка социального равновесия путём изменениясоотношения между доходами отдельных групп с целью сглаживания неравенствамежду ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);
3) государственное антициклическоеи противоинфляционное, секторальное,  отраслевое и региональное регулированиеэкономики (регулирующая функция).
X. Бюджетный дефицит игосударственный долг.
Качественное содержание бюджетногодефицита.
Дефицит может быть вызванкраткосрочными государственными вложениями в экономику, результатомчрезвычайных обстоятельств, когда обычных резервов недостаточно и приходитсяиспользовать другие источники.
Дефицит может отражать кризисныеявления в экономике, неэффективность финансовой политики и т.д.
Основные причины резкого скачкабюджетного дефицита в начале 90х годов:
— низкая ликвидность общественногопроизводства;
— нерациональная структура бюджетаили его расходной части;
— неэффективный бюджетныймеханизм;
— консервативность финансовойполитики;
— массовый выпуск необеспеченныхденег.
Основные мероприятия по сокращениюбюджетного дефицита:
— направление государственныхинвестиций в эффективные сферы экономики;
— использование бюджетных льгот исанкций, позволяющих вполне учитывать конкретные условия хозяйствования истимулировать рост общественного производства;
— сокращение государственноговлияния на экономику и государственного финансирования;
— снижение военных расходов;
— финансирование только важныхсоциальных программ;
— привлечение в странуиностранного капитала.
XI. Денежноеобращение и денежная система.
Основные элементы современнойденежной системы:
1. Наименование денежной единицы иеё частей.
2. Виды государственных денежныхзнаков, имеющих законную платёжную силу.
3. Масштаб цен – это средствовыражения стоимости в денежных единицах, которые базируются на фиксированномгосударством весовом количестве драгоценного металла. Практически, масштаб ценскладывается под влиянием спроса и предложения и служит для соизмерениястоимостей товаров или услуг посредством цен.
4. Валютный курс – соотношениемежду денежными единицами разных стран, определяемое, в основном, ихпокупательные способности. Валютный курс характеризует цену денежной единицыодной страны, выраженную в денежной единице другой.
Различают денежные единицы сфиксированным валютным курсом и с плавающим валютным курсом.
5. Эмиссионная система.Государство устанавливает порядок наличной и безналичной эмиссии, а такжеобращение денежных знаков.
Количество денег, необходимое дляобращения равно (величина наличной эмиссии) [сумма цен реализуемых товаров –сумма цен товаров, проданных в кредит + сумма наличных платежей пообязательствам – сумма взаимопогашающихся платежей]/[среднее число оборота денегкак средства обращения и платежа].
Потребность хозяйства в деньгахопределяется уровнем цен на товары и услуги, а обратное влияние на количестводенег показывает степень развития кредитных обращений, степень развитиябезналичных расчётов, скорость обращения денег. Чем выше скорость обращенияденег, тем меньшее количество их необходимо.
6. Государство регламентируетбезналичный денежный оборот путём определения форм, видов платежей и ихпорядка.
7. Государство может разрешитьсвободный ввоз и вывоз национальной валюты, установить предельные суммы вывозанациональной валюты, определяемые либо абсолютной суммой, либо зависимымикоэффициентами, может разрешить полное или частичное расходование валюты запределами страны, либо обязательный её ввоз в страну.
8. В каждой стране имеется орган,как правило, один, который осуществляет денежно-кредитное и валютноерегулирование.
XII.Банки.
§1. Структура банковской системы.
Банки – государственные,акционерные и кооперативные предприятия, созданные для привлечения денежныхсредств для размещения их в форме кредита, а также для осуществления кредитныхопераций, предусмотренных законодательством.
 
Банковская система состоит из двухуровней:
1) центральный банк (эмиссионныйбанк);
2) универсальные испециализированные банковские учреждения.
Банковская система в совокупностис кредитно-финансовыми учреждениями банковского типа образуют кредитнуюсистему.
Основные функции ЦБ:
1) осуществляют руководство всейкредитной системы государства;
2) ведёт финансовые обязательстваправительства;
3) хранит временно свободныесредства и обязательные резервы банка;
4) предоставляет банкам кредитыдля поддержания их ликвидности;
5) обладают монопольным правомэмиссии банкнот и др.
§2. Активные и пассивныебанковские операции.
/>/>
С помощью пассивных образуютсябанковские ресурсы.
С помощью активных банки размещаютполучаемые ресурсы.
Банковские ресурсы включают:
1. Собственный капитал банка, вкоторый включены:
— первоначальный акционерный(уставный капитал);
— резервы;
— накопленная прибыль;
2. Заёмные средства – депозиты,принимаемые от клиента.
Пассивные операции включают всебя:
— эмиссию акций;
— продажу депозитных сертификатов;
— мероприятия по расширениюклиентской базы.
Активные операции банков:
— вексельные;
— подтоварные;
— фондовые;
— ипотечные;
— лизинговые;
— трастовые и др.
§3. Кредит.
Коммерческий банк считаетсяликвидным, если суммы его наличных средств и других ликвидных активов, а такжевозможность быстро мобилизовать средства из других источников достаточно дляпогашения долговых и финансовых обязательств.
Для оценки ликвидности банковприменяют критерии оценки уровня ликвидности.
Ссудный капитал – денежныйкапитал, предоставляемый в ссуду его собственниками на условияхгарантированного возмещения и внесения платы за пользование в виде процентов.
Движение ссудного капитала –кредит.
Кредит как экономическая категориявыражает отношения между кредитором и заёмщиком по поводу возвратно движениястоимости.
Основной целью кредитной политикив масштабах государства является соблюдение баланса между стабилизациейкредитно-денежной системы и стимулирующим производство.
Важную роль в этом процессе играютфинансовые институты, осуществляющие кредитную эмиссию (ЦБ, КБ, др.кредитно-финансовые учреждения), которые являются основными субъектами рынкассудных капиталов.
Основные источники ссудногокапитала:
1) денежные накоплениягосударства;
2) денежные доходы и сбережениячастных лиц;
3) амортизационные фонды;
4) часть оборотного капиталавысвобождается в денежной форме в связи с несовпадением времени продажиизготовленных товаров и приобретением сырья, топлива и материалов, необходимыхдля продолжения процессов производства;
5) капитал временно свободный впромежутках между выплатой зарплаты и поступлением денежных средств;
6) накапливаемая для капитализациистоимость.
Основные формы кредита:
— банковские;
— коммерческие.
Формы кредита различаются посоставу участников, объектам ссуд, динамике, величине процента и сферефункционирования и т.д.
Основные виды кредита:
— банковские;
— коммерческие;
— потребительские;
— государственные;
— международные.
Банковский объект кредита –денежный капитал.
Заёмщиком может выступатьгосударство, население и фирмы.
Кредитор – преимущественно банк.
Банковский кредит предоставляетсяв виде ссуд.
Сфера использования банковскогокредита – обращение товаров и накопление капитала (превращение в капитал частиденежных доходов и сбережений).
Коммерческий кредит – кредит,предоставляемый одними предприятиями другим предприятиям в виде продажи товарас отсрочкой платежа.
Инструментом коммерческого кредитаявляется вексель.
Объект – товарный капитал
Цели – ускорение реализациитоваров и заключённой в них прибыли.
Процент по коммерческим кредитам,как правило, ниже, чем по банковскому.
Принципы кредитования:
— срочность;
— возвратность;
— платность;
— обеспеченность илигарантированность;
— дифференцируемость.
XIII.Дополнение.
Схемафункционирования рыночной экономики
/>/>
Потоки финансов, направленныевнутрь экономической системы, возникающие в результате чистых закупок активовиностранными покупателями и чистых займов, сделанных у иностранных финансовыхпосредников, называются притоком капитала.
Под чистыми займами понимаетсяразность между величиной новых займов и величиной выплат по старым займам(ссудам). И аналогично можно говорить о чистой величине объёма продаж активовиностранным покупателям, имея в виду тот, подчас имеющий место, факт, что этипокупатели передают ранее приобретённые активы внутренним покупателям.
ВВП – показатель, выражающийисчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта,произведённого резидентами данной страны.
Качественное различие междупоказателями ВВП и ВНП заключается в том, что ВВП измеряет поток конечныхтоваров и услуг, произведённых резидентами данной страны, а ВНП измеряет потокпервичных доходов, полученных её резидентами.
С количественной точки зрения ВНПот ВВП отличается на сальдо первичных доходов, полученных данной страной из-зарубежа и переведённых за рубеж прибылей.
В ВНП включается стоимостьпродукта, созданного как в самой стране, так и за рубежом с использованиемфакторов производства, принадлежащих данной стране.
Резидент – все экономическиеединицы независимо от их национальной принадлежности, имеющие центрэкономического интереса на экономической территории.
Нерезидент:
1. Юридическое лицо, действующее вданной стране, но зарегистрированное в другой стране.
2. Лицо, действующее в однойстране, но постоянно проживающее в другой.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.