Реферат по предмету "Языкознание, филология"


Картина мира

Картина мира

Вадим Руднев

Картина
мира - система интуитивных представлений о реальности. Картину мира можно
выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы -
от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или
отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина
мира . Картина мира  древних индийцев не
похожа на картину мира  средневековых
рыцарей, а картина мира  рыцарей не
похожа на картину мира  их
современников-монахов. В свою очередь, картина мира  монахов-доминиканцев не похожа на картину
мира францисканцев и т. д.

В
то же время, можно выделить универсальную картину мира , свойственную всему
человечеству, правда, она будет слишком абстрактна. Так, для всех людей,
по-видимому, характерна бинарная оппозиция (основной инструмент при описании
или реконструкции картины мира) белого и черного, но у одних групп белое будет
соответствовать положительному началу - жизни, а черное - отрицательному началу
- смерти, а у других, например, китайцев, наоборот. У любого народа будет свое
представление о добре и зле, о нормах и ценностях, но у каждого народа эти
представления будут различными

У
отдельной личности картина мира будет детерминирована прежде всего его
характером: у сангвиника-экстраверта и реалиста картина мира будет явно
противоположной картине мира шизоида-интроверта и аутиста (см. аутистическое
мышление). Своя картина мира будет у параноика и у больного шизофренией и
психозом. Картина мира будет меняться при измененных состояниях сознания.

Человек,
погруженный в виртуальную реальность, также будет видеть мир совершенно
по-своему.

Картина
мира  опосредована тем культурным языком,
на котором говорит данная группа (см. гипотеза лингвистической
относительности).

Термин
«картина мира»  был введен впервые
Людвигом Витгенштейном в "Логико-философском трактате", но в
антропологию и семиотику он пришел из трудов немецкого ученого Лео Вайсгербера.

Можно
ли описать картину мира ХХ в.? Прежде всего ясно, что будут очень различаться картины
мира  начала, середины и конца века; картина
мира венской культуры начала века будет не похожа на картину мира  петербургской культуры "серебряного
века" и т. д. Свои картины мира у символизма, акмеизма, сюрреализма,
постмодернизма. И все же ХХ в. не был бы единством, если бы нельзя было хоть в
общих чертах обрисовать его К. м. в целом.

Для
этого сравним картину мира, характерную для ХIХ в., и - по контрасту - картину
мира ХХ в.

В
целом, если сопоставить представления о мире ХIХ и ХХ вв., то надо будет
вспомнить самое фундаментальное традиционное философское противопоставление
бытия и сознания. В ХIХ в. это противопоставление было действительно очень
важным и в целом картина была позитивистской, или материалистической, то есть
бытие представлялось первичным, а сознание вторичным. Конечно, большую роль в
ХIХ в. играли идеалистические и романтические представления, где все было
наоборот, но в целом картина мира  ХIХ в.
видится именно такой - позитивистской.

Что
в этом смысле можно сказать о ХХ в.? Наверное, то, что здесь вся эта оппозиция
перестала играть роль: противопоставление бытия и сознания перестало играть в
ХХ в. определяющую роль. Действительно, уже логический позитивизм отменил
проблему соотношения бытия и сознания как псевдопроблему традиционной философии
и на ее место поставил другое противопоставление - языка и реальности. Поэтому
термин "язык" остался у философов и лингвистов, а наиболее
фундаментальной оппозицией картине мира 
ХХ в. стало противопоставление текст - реальность.

Причем,
мифологически сняв предшествующую оппозицию бытия и сознания, новая оппозиция
заменила ее инвертированно есть пропорция - бытие - сознание

I
I

реальность
- текст

не
состоялась. В целом для картины мира ХХ в. характерно представление о
первичности Текста или же вопрос о первичности и вторичности подобных категорий
вообще снимался, как это было в аналитической философии и феноменологии.

Из
этого главного различия следуют все остальные различия: три кита культуры
начала ХХ в. - кино, психоанализ и теория относительности - резко сдвинули картину
мира  ХХ в. в сторону первичности,
большей фундаментальности сознания, вымысла, иллюзии. Развитие и
фундаментальность интровертированных "шизоидных" культурных
направлений мысли и искусства - мы уже перечисляли их - усугубило эту картину.

Если
рассматривать картину мира  ХХ в.
динамически, то наиболее важным в этой динамике, как кажется, будет проблема
поиска границ между текстом и реальностью. Радикальный метод решения - все, что
мы принимаем за реальность, на самом деле текст, как это было у символистов,
обэриутов и в постмодернизме,- в целом не удовлетворяет среднему сознанию ХХ в.
Не надо забывать, что именно ХХ в. характеризуется повышенным вниманием к
среднему сознанию, отсюда важность массовой культуры, которой, кстати, почти не
было в ХIХ в. Для среднего сознания ХХ века, привыкшего к чудесам техники и
массовым коммуникациям, характерна противоположная постановка вопроса: все -
реальность. И то и другое решение проблемы мифологично. Что значит "все
реальность"? Человек, который смотрит триллеры и фильмы ужасов и играет в
компьютерные игры, понимает, что это не "на самом деле". Но в
совокупной реальности ХIХ в.; включающей в себя и вымысел как языковую игру,
пусть даже просто необходимую для того, чтобы расслабиться, всего этого не
было. Поэтому мы и говорим, что для рядового сознания человека ХХ в.
холодильник и триллер в каком-то смысле равным образом предметы реальности.

В
ХХ в. очень многое изменилось по сравнению с ХIХ в. - понятие о пространстве,
времени, событии. Все это интериоризовалось, то есть стало неотъемлемой частью
неразрывного единства наблюдателя и наблюдаемого. Это еще одно фундаментальные
отличие ХХ в. от ХIХ в.

И
пожалуй, третье и не менее важное - это то, что ХХ в понял, что ни одна картина
мира  в принципе, взятая по отдельности,
не является исчерпывающей (см. принцип дополнительности), всегда нужно
посмотреть на то, как выглядит обратная сторона медали - только так можно более
или менее адекватно судить о целом.
Список литературы

Топоров
В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического.
Избранное. - М., 1995.

Лотман
Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История.- М., 1996.

Руднев
В. Введение в ХХ век. Статьи 1 - 4 // Родник. - М., 1988. ММ 1,3-5,7,11,12

Руднев
В. Морфология реальности: Исследование по "философии текста".- М.,
1996.


Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.