/>ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛИАЛ В Г. ФРЯЗИНО
Факультет управления
АВДОВСКИЙ ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ РОССИИ
В ПРОГРАММАХ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДЕМОГРАФИИ
студента группы 4-5 гму
Преподаватель
к. н. _____________ Андреев.Н.И.
Москва 2009
В настоящеевремя в Российской Федерации мы имеем дело с эпидемией сверхсмертности и чрезвычайнонизкой рождаемости: Россия вымирает.
Это требуетопределить ситуацию как чрезвычайную, как демогра-фиическую катастрофу ицивилизационный вызов народам России и самому будущему нашей страны. Если мыничего не будем предпринимать, то уже в ближайшие десятилетия станемсвидетелями исчезновения России с карты мира по демографическим основаниям.
Ежегоднострана теряет от 500 тысяч до одного миллиона человек — т.е. не менее 0,65процентов собственного населения. А в центральных областях европейской Россииежегодные потери составляют до 1,0 процента.
В Россиивоспроизводится сверхсмертность: у нас умирает 2,3 млн. человек в год, впересчете на 100 тыс. населения — в 2 раза больше, чем в Европе и США. В 3 разау нас больше, чем в среднем по миру, самоубийц (40 на 100 тыс. населения) и поэтому показателю мы занимаем первое место в мире. Продолжительность жизнимужчины в России — составляет неполные 59 лет — ниже, чем в Египте (Африка) иБоливии (Латинская Америка). В то же время В Японии — 77 лет и 4 месяца, вШвеции — 77 лет, в Великобритании — 75, во Франции — 74,5, в Германии — 74,4, вСША — 74. При этом надо учитывать то, что в конце 1960–х годов в СССР благодаряразвитию советской медицины продолжительность жизни достигла уровня ведущихзападных стран.
В итоге, пословам одного из ведущих демографов страны Л.Л. Рыбаковского, «сложившийсярежим воспроизводства населения» … сочетает в себе «европейскуюрождаемость и африканскую смертность» (Рыбаковский Л.Л. «Десятилетиедепопуляции в России»).
На 1 января2002 года, по итогам прошедшей переписи населения, Россия имела 143 млн.954 тыс.человек населения. По сравнению с результатами последней переписи, населениесократилось более чем на 3 млн. человек. Однако реальная численность населенияРоссии за последние 10 лет уменьшилась почти на 10 млн. человек, несмотря набольшое количество иммигрантов из республик бывшего Советского Союза.
В итогеРоссийская Федерация занимает сегодня 7–е место в мире по количеству населения(после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана), располагая при этомсамой большой, более 17 млн. квадратных километров, территорией в мире. Вусловиях бескомпромиссной борьбы за природные ресурсы (до 42% которых от всехмировых запасов сосредоточено в Российской Федерации), долговременноесуществование гигантской территории с быстро уменьшающимся населением непредставляется возможным.
Особенноненормальным, с точки зрения современных условий и геостратегической ситуации,является положение в азиатской части России, которой принадлежит большая частьтерритории страны и где проживает лишь пятая часть населения. Поразительнослабо заселены районы Крайнего Севера и приравненные к ним по климатическимусловиям. На эти районы, которые приравниваются к Крайнему Северу, у насприходится до 70% территории. И на этих 70% проживают 11,5 млн. человек.1человек на 1 квадратный километр. Но даже эта крайне незначительная численностьнаселения в азиатской и северной части Российской Федерации с 1992 годанеуклонно уменьшается в абсолютном и относительном выражении по общим причинами за счёт эмиграции.
Демографическаякатастрофа означает, что в России произошёл слом общественного воспроизводстваи началась почти уже необратимая депопуляция страны.
Дальнейшеебездействие руководства Российской Федерации и самого населения страны означаетпризнание демографической катастрофы как нормы и утверждение курса на вымираниеи гибель России.
Крайнепреувеличенными являются и указания на решающий вклад в депопуляциюалкоголизации и наркотизации населения. Здесь также не существует прямой связи.При этом необходимо принимать все необходимые меры по снижению потребленияалкоголя и ослаблению последствий пьянства и алкоголизма (целесообразно приэтом сочетание мер фискальной политики, административных ограничений иинформационного воздействия, включая контроль качества алкогольной продукции,ценовую политику, ориентирующую население на ограничение потребления алкоголя,а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль заих рекламированием).
Следуетотметить также, что привычные объяснения высокой сверхсмертности не касаютсяреальных причин — например, ссылки на статистику числа смертей отсердечно–сосудистых заболеваний, которые носят интегральный характер и, какправило, мало что говорят о действительных причинах, которые вызвали данныйспектр болезней.
Ложнымориентиром также являются и утверждения, что общемировым и непререкаемымзаконом является обязательный переход в России от многодетности к малодетности- так называемый демографический переход. Внешне это так, поскольку суммарныекоэффициенты рождаемости ныне составляют 1,2-1,4, т.е. поколения родителей едвали наполовину замещаются поколениями детей, тогда как ещё совсем недавно встране господствовала многодетность: в 1958-1959 гг. суммарный коэффициентрождаемости составлял в целом по России — 2,626, а в ее сельской местности — даже3, 379.
Преодолениедемографической катастрофы и достижение демографической гармонии невозможно безправильного определения демографической проблемы, то есть реальных причинсверхсмертности и сверхнизкой рождаемости и оснований для демографическихперспектив страны.
Политическиепартии и общественно-политические движения являются индикатором состояниягражданского общества, поскольку именно по их активности и влиятельности можносудить о том, что происходит в гражданском обществе, существует ли оно инасколько оно контролирует деятельность государственного аппарата. В условияхменяющейся внутриполитической ситуации избирательный процесс играет немалуюроль в становлении взаимоотношений между властью и обществом, междугосударственной властью и местным самоуправлением. Политическая сфера формируетопределенный миропорядок, отражает государственное устройство, влияет наинституты власти. Успех политических партий в избирательном процессе не впоследнюю очередь зависит от электоральных предпочтений избирателей,формирующихся на основе соответствия позиции кандидата или партии их ожиданиям,тому образу будущего, который та или иная партия моделирует в процессепредвыборной борьбы. Вполне естественно, что каждая партия в ходе предвыборнойкампании стремится привлечь на свою сторону как можно большее количествоизбирателей, и соответственно, ориентируется на их ценности при составлениипредвыборной программы.
В настоящеевремя в России существуют несколько оппозиционных друг другу подемографическому вопросу «партии». К сожалению, ни одна из них неспособна выйти на постановку демографической проблемы.
Одни видятпричины демографической катастрофы в том, что власть сознательно развращаетнаселение и напрямую способствует сверхсмертности и распаду семьи через своюсоциально–экономическую политику. Отсюда они обвиняют власть в этноциде. И вподобной позиции есть глубокий смысл. Эти «партии» права в том, чтобездействие властей, которые не в состоянии хотя бы заявить о преодолениидемографической катастрофы в качестве своего приоритета, является преступным инапрямую ведёт к депопуляции Российской Федерации. Однако данная «партия»упускает из виду тот фундаментальный факт, что начало демографическойкатастрофы лежит в 1964 году, когда все показатели стали по нарастающейухудшаться и что даже при самом благожелательном и заботливом по отношению кнаселению правительстве демографическую катастрофу без принятия парадоксальныхнестандартных и принципиально новых решений остановить не удастся.
Противоположные«партии», наоборот, даже в чудовищно высокой сверхсмертности не видиткатастрофы и в целом считает процессы депопуляции страны нормальными, т.е. соответствующиетенденциям «развитых» стран или стран «Севера». Правда вподобной позиции состоит в том, что кардинальные изменения в сфере демографии внашей стране во многом отражают общемировой цивилизационный кризис базовыхукладов и основ жизнедеятельности, моделей обустройства жизни. Но при этомданнае «партии» не учитывает того ключевого обстоятельства, что самиглобальные демографические процессы являются абсолютно ненормальными иразрушительными для человечества, или, как минимум, неочевидными по своимпоследствиям (в РФ это глубоко обсуждается коллективом С.П. Капицы), и чтонормирование организации жизни в России безликими глобальными процессамиявляется разрушительным для российской тысячелетней истории и в конечном итогеведёт к вымиранию страны и её гибели.
Тем, ктовсерьёз обеспокоен происходящим и желает улучшения демографической ситуации,следует мыслить трезво и реалистично и понимать, что преодолеть демографическуюкатастрофу возможно только через выработку нового мировоззрения и строительствоновой цивилизации. По–другому, проще — не получится. Любая «простота»в постановке и решении демографической проблемы России на деле будет всего лишьвоспроизводить и дальше гражданскую войну между обозначенными намидемографическими «партиями» и сопровождать своими спорами ивзаимообвинениями ускоряющуюся депопуляцию России.
Дети нужныстране, у которой есть ясный образ будущего и перспективное место для каждогочеловека в этом будущем. Отсюда главным инструментом решения демографическойпроблемы является организация решительного развития страны.
С этой точкизрения у руководства Российской Федерации есть только два возможных сценариядействия.
Первыйсценарий — закреплять за Россией и дальше положение сырьевого придаткацивилизованного мира. Согласно этому сценарию, демографическая катастрофазаключается не в депопуляции, а в низких темпах депопуляции. Это обусловленотем, что в ориентированной на экспорт сырья России даже сегодняшнеесокращающееся население является избыточным и в соответствии с требованиямисырьевой экономики ещё должно быть сокращено минимум в 2 раза. Закономерно, чтодаже в условиях сокращения населения сырьевая модель существования страны не всостоянии обеспечить полноценного и перспективного развития для подростков имолодёжи и задаёт для них ситуацию предельной нестабильности и неустойчивости,напрямую влияя на решение родителей иметь детей.
Второйсценарий — восстанавливать страну как мировую державу, которая способна нетолько на равных выступать на мировой арене, но и являться лидером в решенииряда общезначимых мировых проблем. Согласно второму сценарию необходимосверхинтенсивно создавать новую национальную промышленную систему, котораядолжна обеспечить российскому населению мировое качество жизни.
Дляреализации второго сценария в Российской Федерации необходим положительныйдемографический рост в виде значительного увеличения численности населения — неменее чем на 8–10 процентов каждое десятилетие — и повышение качествароссийского населения, т.е. общего уровня универсальных способностей,готовности к овладению самыми современными знаниями в полном необходимомобъёме, мирового уровня квалификации в ключевых профессиональных полях(инженерия, педагогика, медицина, военное дело, градостроение, региональноеразвитие, наука, управление и др.).
Речь должнаидти и о переходе государства к амбициозным национальным программам развития вобласти расселения, градостроительства и домостроения, биотехнологий иэлектроники, авиации и космонавтики, машиностроения, ядерной энергетики,безопасности и обороны и др. Без большого интересного и тяжёлого для молодёжидела, без настоящих Дел, люди не будут хотеть рожать и воспитывать детей — иправильно будут делать.
В конечномсчёте, в основе решительного развития страны лежит интеграция науки,образования и промышленности (триада развития) по нескольким ключевымнаправлениям развития, требующим приоритетных вложений со стороны государства исоздания условий для частных инвестиций.
Решительноеразвитие требует организации стратегического планирования, которое будетопираться на демографические расчёты — прежде всего, на использование вближайшие годы примерно 70 миллионов квалифицированных и здоровых людей вРоссии — и проведения соответствующей бюджетной политики.
Толькоамбициозный сценарий «Россия как мировая держава» позволит реальнообеспечить положительный демографический рост и устойчиво наращиватьчисленность населения страны.
Списокзарегистрированных политических партий:
— Всероссийскаяполитическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ»
— Всероссийскаяполитическая партия «Гражданская Сила»
— Политическаяпартия «Коммунистическая партия Российской Федерации»
Политическаяпартия «Либерально-демократическая партия России»
Политическаяпартия «Партия социальной справедливости»
Политическаяпартия «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ»
Политическаяпартия «ПАТРИОТЫ РОССИИ»
Политическаяпартия «Российская объединенная демократическая партия „ЯБЛОКО“
Политическаяпартия „СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ“
Всероссийскаяполитическая партия „ПРАВОЕ ДЕЛО“Основные тезисы программ по демографии
Проектпрограммы Политической партии „Союз Правых Сил“ Горизонт 2007-2017. ВернутьРоссии будущее.
Демография исемья:
обеспечить иподдерживать оптимальный демографический баланс страны, основанный на ростеэффективной рождаемости поколений, характеризующийся тем, сколько людей изчисла рожденных выживают, социализируются, участвуют в экономическойдеятельности, становятся взрослыми и приходят на смену своим родителям;
построитьчеткую миграционную политику государства на принципах привлечения на рыноктруда недостающих категорий трудоспособного населения из-за рубежа иопределения четкого порядка получения ими прав на трудовую деятельность вРоссии, а также гражданства России при условии их приобщения к русскому языку ироссийской культуре; контролируемая государством миграция необходима стране субывающим населением; миграционные барьеры не должны строиться по этническомупризнаку;
упроститьполучение гражданства для граждан стран СНГ, считающих себя русскими и длякоторых родным языком является русский;
стимулироватьусыновления гражданами РФ детей, оставшихся без родителей, в том числе из странСНГ;
резкоповысить доступность детских дошкольных учреждений в том числе путемлиберализации рынка услуг по уходу за детьми, включая частные (семейные) детскиесады;
повыситьсоциальный статус многодетных семей;
VII Съездпринял Программное заявление партии „Единая Россия“
»Нашастратегия обновления рассчитана на ближайшие десять лет и последующуюперспективу.
В рамкахэтой стратегии мы выделяем три приоритетных задачи. От их решения зависиткачество жизни граждан России, суверенитет страны, надежность еедемократических институтов и национальная безопасность.
Перваязадача. Сбережение российского народа. Партия провозглашает принцип бережногоотношения к каждой человеческой жизни как бесценному достоянию. Существующаясегодня тенденция к сокращению численности населения страны создает прямуюугрозу ее суверенитету и государственности.
Мыпредлагаем программу сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни.Меры профилактики, выявление заболеваний на ранней стадии, оказание высокотехнологичноймедицинской помощи, доступной всем слоям населения, позволят уже в ближайшиегоды значительно сократить смертность от заболеваний, наиболее существенновлияющих на продолжительность жизни людей.
В результатекомплекса административных, законодательных и профилактических мер,предлагаемых партией, произойдет снижение смертности, в том числе от несчастныхслучаев, отравлений и травм. Эти меры вместе с созданием благоприятных условийдля жизнедеятельности человека (в частности, усиление контроля за качеством ибезопасностью пищевых продуктов, принятие и реализация федеральной целевойпрограммы «Чистая вода», национального проекта «Достойныйтруд»), развитием массовой физической культуры и спорта, пропагандойздорового образа жизни позволят снять остроту демографического кризиса.
Мы намеренысоздать все необходимые социальные, финансово-экономические и законодательныеусловия для увеличения рождаемости, защиты материнства и детства, укоренения вобществе семейных ценностей, преодоления сиротства и беспризорности. Мыпредлагаем засчитывать в общий трудовой стаж время ухода за ребенком додостижения им 7-летнего возраста. Одновременно получит развитие сеть детскихдошкольных учреждений.
Мы уверены,что успешная реализация национальных проектов, мер государственной поддержкисемей, имеющих детей, ускорит решение демографической проблемы.
Программа Коммунистической партии Российской Федерации:
Программа-минимумпредусматривает первоочередные меры по реализации стратегических целей партии. Этапрограмма вызрела в самых широких слоях трудящихся. Была поддержана ими наНародном референдуме, в ходе многочисленных протестных акций, манифестаций исобраний.
Поэтому всовременных условиях КПРФ считает необходимым:
— установитьвласть трудящихся, народно-патриотических сил;
— остановитьвымирание страны, восстановить льготы для многодетных семей, воссоздать сетьобщедоступных детских садов, обеспечить жильём молодые семьи;
— национализироватьприродные богатства России и стратегические отрасли экономики, доходы этихотраслей использовать в интересах всех граждан;
— восстановитьответственность власти за жилищно-коммунальное хозяйство, установить плату зажилищно-коммунальные услуги в размере не более 10% дохода семьи, прекратитьвыселение людей на улицу, расширить государственное жилищное строительство."
Программа Политическойпартии «Либерально-демократическая партия России»
«Всемдолжна быть дана возможность зарабатывать на жизнь нормальным производительнымтрудом. Зарплату выплачивать такую, чтобы отец семейства, нормально работая,смог прокормить свою семью. На детей необходимо выплачивать пособия, чтобымногодетность не вела к бедности. Женщины смогут без опасения растить детей. ЛДПРза восстановление государственной системы бесплатного здравоохранения при допустимостикоммерческого здравоохранения, только как дополнения к государственному. Предлагаемпринять закон о частных, коммерческих и прочих негосударственных лечебныхучреждениях. За счет высоких налогов с этих медицинских учреждений нужно резкоповысить зарплату врачам и другим работникам в бесплатных лечебных заведениях. Необходимапоследовательная и радикальная модернизация системы здравоохранения с упором наточную диагностику, усиление внимания медико-социальных органов к здоровьюматери и ребенка, повышение профилактических мероприятий в этой области,развитие сети дошкольных учреждений, бесплатное обеспечение детеймедикаментами, детским питанием. Следует совершенствовать лечебно-курортнуюпомощь населению, создавая оздоровительные физкультурные комплексы, сетьмассового и профессионального спорта, разработать и провести эффективнуюгосударственную программу борьбы с алкоголизмом, наркоманией, распространениемнаркотиков, порнографией, проституцией.
ЛДПР заприоритетную для женщин социальную функцию – материнство, за всеобъемлющуюпомощь кормящим матерям, матерям-одиночкам, за создание широкой сети дошкольныхдетских учреждений, за выплаты пособий и предоставление льгот тем, ктовоспитывает детей и решает одну из важнейших для нашего государства проблем –демографическую.
Мы исходимиз того, что одним из приоритетных прав человека является право на жизнь вэкологически нормальной обстановке. Устойчивое экономическое и социальноеразвитие невозможно при нарушенной экологии. От решения экологических проблемзависят судьбы нынешнего и будущих поколений жителей России. Долгосрочныеэкологические задачи должны носить общегосударственный характер.
Одним изважнейших направлений возрождения России является подъем духовного потенциаланации. Он определяет возможность населения страны понять необходимость ивыдержать материальные экономические и социальные трудности, мобилизовать своисилы во имя процветания нации и государства.»
Программапартии «ПАТРИОТЫ РОССИИ».
Здоровьеграждан и демографический рост нации:
«Партия»ПАТРИОТЫ РОССИИ" уверена — только нация здоровых людей может бытьконкурентоспособной в современном мире. Поэтому качественная общедоступнаямедицина и здоровый образ жизни людей – это не обуза для государства, а одно изнеобходимых условий стабильного развития страны.
Особоевнимание мы намерены уделить здоровому образу жизни детей и подростков. Каждыйнесовершеннолетний ребенок имеет полное право: получать качественное питание,заниматься в спортивных секциях повсеместно и бесплатно. Это гарантирует иобеспечивает государство.
Партия «ПАТРИОТЫРОССИИ» видит приоритетом своей деятельности развитие массовой физическойкультуры в учебных заведениях, микрорайонах по месту жительства детей иподростков путем создания системы общедоступного физического воспитания.
Тольконация, состоящая из здоровых людей, способна расти и демографически развиваться.Своей важнейшей задачей партия «ПАТРИОТЫ РОССИИ» видит всемерноесодействие росту и развитию народонаселения нашей страны.
ПРОГРАММАРОССИЙСКОЙ ОБЪЕДИНЁННОЙ ДЕМОКРА-ТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЯБЛОКО» — «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙМАНИФЕСТ»:
«Сегоднябольшинство россиян не имеет возможности дышать чистым воздухом, пить чистуюводу, потреблять качественную пищу, иметь здоровых детей. Продолжается процессдеградации природы. Экологическое неблагополучие стало тормозомсоциально-политического развития России. Устойчивое развитие страны возможнотолько тогда, когда охрана здоровья людей и сохранение природного достоянияявляются в ней безусловными приоритетами.
Необходимоостановить происходящую де-экологизацию общества и государства:
укрепляя, ане ослабляя природоохранное законодательство;
реальнообеспечивая конституционное право на здоровую жизнь в здоровой среде,;
восстанавливая,а не разрушая государственные экологические экспертизы, контроль и мониторинг;
восстанавливаяуничтоженные государственные структуры по охране окружающей среды, развиваясистему особо охраняемых природных и историко-культурных территорий и заботясьо сохранении традиционного природопользования;
преодолеваясырьевую направленность экономики, ставя заслон хищнической эксплуатацииприродных ресурсов, поддерживая программы по энергоэффективности иэнергосбережению, использованию возобновляемых источников энергии и вторичныхресурсов;
обеспечивэффективную защиту страны от опасных технологий, продуктов и отходов.
остановивдеградацию экологического образования и воспитания.
Особоевнимание мы уделяем защите городской среды обитания – и от строительства,ухудшающего условия жизни многих в интересах немногих, и вниманием к решениютранспортной и других городских проблем.
Необходимоостановить разрушение системы общественного здравоохранения:
реальнообеспечивая конституционное право каждого на здоровую жизнь в здоровой среде;
затормозивдемографический кризис резким усилением поддержки семьи, материнства и детства,сокращением экологически зависимой заболеваемости и смертности;
восстановивсистему диспансеризации населения, наладив медицинское обеспечение социальномало защищенных групп населения… „
Результатыконтент-анализа текстов, размещенных на веб-сайтах русскоязычного сегмента сетиИнтернет. Отбор текстов производился по ключевым словам с помощью поисковыхсистем. Обязательным условием включения текста в массив, подлежащий анализу,являлось одновременное наличие в нем двух компонент — демографической иполитико-идеологической. В качестве последней выступало либо наличиевысказываний политического или идеологического характера, либо указание напринадлежность автора к миру политики (участие в органах законодательной иисполнительной власти, членство в политических партиях и т.д.). Целью отборабыло получение массива достаточно значимых в политическом отношении текстов,затрагивающих проблемы демографии. Процедура отбора включала два этапа.
На первом изних производился отбор текстов с помощью поисковых систем по парным комбинациямключевых слов (словосочетаний). В каждой комбинации одно слово (словосочетание)являлось “демографическим», а другое — «политическим» или«идеологическим». Поскольку подбор ключевых слов играет чрезвычайноважную роль в максимально полном отражении всех политически значимых взглядов ипозиций, в список таких слов были включены наименования всех партий идепутатских групп, представленных в Государственной Думе партий, а также — идеологическихтечений, имеющих сторонников в современной России. «Демографическая»часть парных комбинаций включала наиболее важные в рассматриваемом контекстеслова и словосочетания — рождаемость, смертность, миграция, демографическаяполитика, стимулирование рождаемости и т.д.
При отборетекстов использовался метод основного массива. В случае, когда число текстов,найденных по данному словосочетанию превышало 300, тексты, имеющие порядковыйномер 301 и более из дальнейшего рассмотрения исключались. Данное правилоповышало эффективность поиска, поскольку с увеличением порядкового номератекста увеличивалась вероятность повтора ранее найденного текста, а в этомслучае он все равно подлежал исключению. Кроме того, ряд поисковых системрасполагает тексты с учетом частоты цитирования, поэтому те из них, что,находятся в «хвостах» списков, как правило, реже цитируются и,следовательно, имеют наименьшую политическую значимость. По указанным вышесоображениям в массив не включались также письма, размещенные в интернет-форумах.В результате первого этапа отбора были получены 2030 текстов, содержащихзаданные парные комбинации слов (словосочетаний).
На второмэтапе отбора в массиве были оставлены только те тексты, которые, одновременно,содержали суждения как политико-идеологического, так и демографическогохарактера. Кроме того, в случае многократного повторения одного и того жетекста на различных веб-сайтах, все копии текста кроме одной также исключалисьиз анализа.
Результатомотбора явилось получение массива из 287 формализованных текстов.
Каждыйформализованный текст включал три группы категоризованных переменных: общиехарактеристики текста; суждения по демографическим вопросам; политико-идеологическиесуждения. К последней группе относилась, в частности, интегральная переменная«политико-идеологическая направленность текста».
Дляопределения политико-идеологической направленности текста была составленатаблица диагностических признаков. Например, в качестве диагностическихпризнаков, позволяющих определить направленность текста как либеральную,использовались: примат интересов и прав личности; принцип «минимальногогосударства»; критика властей с правозащитных позиций и т.д. Характернымичертами текстов умеренно-прагматической направленности являются: политическийцентризм; взгляд на политические проблемы с государственных позиций; приоритетпрактических соображений по отношению к идеологическим; отсутствие ярковыраженных идеологических предпочтений и т.д. Следует подчеркнуть, чтоотношение к демографическим вопросам в число диагностических признаков невключалось — это обеспечивало независимость политико-идеологическойидентификации текста от высказанных в нем мнений по демографическим проблемам.
Дляотнесения текста к соответствующей группе требовалось, чтобы число признаков,позволяющих отнести его к данной группе, в 2 и более раза превышало числопризнаков, на основании которых текст можно было бы отнести к любой другойгруппе. Если это условие не выполнялось, или диагностические признакиотсутствовали, текст признавался неидентифицируемым. В результате использованияданной процедуры тексты распределились следующим образом (в %): коммунистическойи леворадикальной направленности — 9,7; социал-демократической — 8,7; умеренно-прагматической- 17,0; либеральной — 15,6; религиозно-православной — 8,0; националистической — 8,0; направленность текста не идентифицирована — 33,2. Демографическаяполитика, представляет собой не только policy (целенаправленную стратегиюгосударства), но и politics (сеть отношений между политическими акторами поповоду демографических проблем). Для демографической политики, как и длясовременной социальной жизни в целом, характерна дифференциация ролей различныхгрупп акторов, специализирующихся на выполнении определенных функций. В то жевремя, разработка и реализация эффективной демографической политики немыслимабез процессов интеграции, достижения компромиссов и создания коалиций междуразличными группами акторов. Ниже мы попытаемся рассмотреть формированиедемографической политики как комплекс процессов социальной дифференциации иинтеграции.
Таблица 1. Статистическиехарактеристики распределения
текстовразличной политико-идеологической направленности
по отношениюк причинам и возможным путям выхода
издемографического кризиса. Обсуждаемый вопрос Теснота связи между мнением по данному вопросу и политико-идеологической направленностью текста (коэффициент Крамера) * Относительная энтропия распределения мнений Частота обсуждения вопроса в текстах различной политико-идеологической направленности (в% к числу Текстов соответствующей направленности) ** Л УП СД К РП Н Оценка демографической ситуации Характер демографической ситуации 0,403 0, 205 35,6 44,9 52 71,4 69,6 78,3 Последствия низкой рождаемости 0,734 0,189 2,2 10,2 32 25 30,4 43,5 Причины кризиса Роль реформ в демографическом кризисе 0,718 0,895 17,8 4,1 36 60,7 13 52,1 Роль реформ в росте смертности в 1990-е гг. 0,733 0,837 8,9 16,3 36 57,1 13 13 Низкая рождаемость в России – результат низкого уровня жизни? 0,574 0,989 8,9 14,3 44 17,9 13 43,5 Пути выхода из кризиса Государственное стимулирование рождаемости 0,659 0,384 11,1 32,6 22,4 17,9 39,1 39,1 Планированию семьи, пропаганда контрацепции 0,661 0,748 11,1 10,2 12 21,4 30,4 30,4 Запрет абортов 0,757 0,993 8,9 4,1 4 14,3 39,1 13 Регулирование миграции 0,679 0,881 55,5 38,8 48 14,3 - -
* Все приведенные значения коэффициента статистическизначимы при уровне значимости 0,05.
** Политико-идеологическая направленность текстов: Л — либеральная;УП — умеренно-прагматическая; СД — социал-демократическая; РП — религиозно-православная;К — коммунистическая или леворадикальная; Н — националистическая.
Так, обсуждение причин демографического кризиса наиболеехарактерно для текстов оппозиционной политико-идеологической направленности — коммунистической(60,7% таких текстов) и националистической (52,1%). При этом в качествеосновной причины демографического кризиса называются реформы — в 94,1% и 58,3%соответствующих текстов. В текстах либеральной направленности данный вопрособсуждается значительно реже (17,8% таких текстов), причем в большинстве из них(75,0%) делается вывод о том, что снижение рождаемости и повышение смертности вРоссии девяностых годов было либо «демографическим эхо» советскогопрошлого, либо следствием общемировых закономерностей. Авторы текстовумеренно-прагматической направленности, вообще не склонны углубляться в вопросо том, «кто виноват», а в случае обращения к нему объясняют причиныкризиса комплексом факторов, охватывающих как советский, так и российскийпериод истории страны (88,9% текстов данной направленности, обсуждающих причиныроста смертности в 90-е годы). Для религиозно-православных текстов характернаособая позиция — во всех них подчеркивается, что причины снижения рождаемости ироста смертности лежат не в экономической, а в духовной сфере — неправильномнравственном восприятии семьи, потере смысла жизни, озлобленности и т.д.
Столь же очевидна и зависимость междуполитико-идеологическими воззрениями и видением выхода путей из кризиса. Такмеры государственного материального стимулирования рождаемости реже всегообсуждаются в текстах либеральной направленности (11,1% таких текстов), причемв 60,0% из них высказывается мнение о нецелесообразности или принципиальнойнеприемлемости таких мер. Для подавляющего большинства остальных текстов,напротив, свойственно позитивное отношение к мерам экономическогостимулирования рождаемости. Наиболее часто такие меры обсуждаются врелигиозно-православных и националистических текстах (в обоих случаях — в 39,1%таких текстов), а также в 32,6% текстов умеренно-прагматической и 22,4% — социал-демократическойнаправленности.
Тесно связанным с политико-идеологическими воззрениямиоказывается и отношение к планированию семьи и пропаганде контрацепции. Чаще всегоэтот вопрос обсуждается в текстах националистической и религиозно-православнойнаправленности (соответственно, 34,8% и 30,4% таких текстов), причем почти длявсех них (85,7% в первом случае и 100% во втором) характерно резкоотрицательное отношение к планированию семьи. В текстах либеральной,умеренно-прагматической и социал-демократической направленности данный вопрособсуждается намного реже (соответственно в 11,1%, 10,2%, 12,0% таких текстов) и,как правило, в положительном ключе (76,9% суммарного числа текстов данныхнаправлений, затрагивающих этот вопрос).
Вопросы миграционной политики наиболее часто вопросырассматриваются в текстах либеральной и умеренно-прагматической направленности(соответственно, 55,5% и 38,8% таких текстов). При этом сталкиваются две точкизрения. Одна из них — правозащитная, при которой во главу угла ставятсяинтересы мигрантов, а опасности, связанные с неконтролируемой миграцией неупоминаются или объявляются преувеличенными. Другая, прагматическая точказрения фокусирует внимание на условиях, при выполнении которых миграция можетстать благом, а не бременем для России. Первая точка зрения характерна длятекстов либеральной направленности (82,1% общего числа таких текстов,затрагивающих вопросы миграции), вторая — для текстов умеренно-прагматическойнаправленности (соответственно, 89,5%).
В целом, утверждение о том, что низкая рождаемость в Россииникак не связана с низким уровнем жизни, содержится лишь в 9,5% текстов,принадлежащих политикам, но в каждом третьем тексте экспертов и публицистов. Вданном случае мнение политиков совпадает с позицией большинства населения. Так,судя по опросу, проведенному журналом «Ридерз дайджест», 93%респондентов полагает, что снижение рождаемости в девяностые годы было связаносо сложной социально-экономической ситуацией, причем взгляды респондентов наданный вопрос практически не зависят от их образовательного уровня. Близкийрезультат получили исследователи ИСЭПН РАН в Таганроге, где, по мнению 86,7%опрошенных мужчин и 89,2% женщин, низкий уровень жизни является решающимфактором, предопределяющим отказ современных семей от рождения ребенка.
Политики значительно чаще экспертов позитивно относятся кмерам по экономическому стимулированию рождаемости (соответственно, 93,9% и78,6% текстов, затрагивающих данный вопрос). И в этом случае они такжевысказывают точку зрения, популярную среди большинства населения, — по даннымопроса ВЦИОМ 60,3% респондентов высказались за срочное проведение мер,направленных на повышение рождаемости.
В целом, результаты контент-анализа свидетельствуют, чтобольшинство политиков склонно декларировать мнения, которые популярны срединаселения, тяготеют к политическому центру, отвечают представлениям, легковоспринимаемым на уровне здравого смысла и имеют достаточную поддержку вэкспертном сообществе. Правительственная «Концепция демографическогоразвития Российской Федерации на период до 2015 года», часто критикуемаяза ее «половинчатость», в действительности является логическимследствием этой тенденции.
Публицистические и другие «журналистские» тексты,достаточно полно отражают всю палитру мнений по вопросам демографии,существующих в российском обществе. Господство определенной точки зрения надемографические проблемы «наверху» не приводит к ее доминированию в Интернете.Скорее, имеет место обратное — политики «фильтруют» идеи,высказываемые экспертами и СМИ. Публицистические тексты и другие журналистскиематериалы больше стянуты к политическим полюсам и чаще, чем тексты политиков,имеют либеральную политико-идеологическую направленность (соответственно, 23,4%и 8,9%), либо носят националистический характер (11,9% и 5,4%). Это, в своюочередь, приводит и к большей полярности мнений по демографическим вопросам,высказываемым журналистских материалах.
Результаты контент-анализа свидетельствуют о значительномрасхождении подходов политиков и представителей общественных неполитическихорганизаций к вопросам регулирования миграции в Россию из зарубежных стран. Для75,7% текстов, отражающих точку зрения политиков, характерно«условно-положительное» отношение к такой миграции — признание еепозитивных аспектов сочетается в этих текстах с требованиямидифференцированного подхода к различным категориям иммигрантов и ужесточениемборьбы с нелегальной миграцией в Россию. Точка зрения неполитическихобщественных организаций на проблемы миграции представлена, главным образомобъединениями беженцев и вынужденных переселенцев, а также организациямиправозащитной направленности. Для подавляющего большинства текстов, отражающихточку зрения этих организаций, характерно безусловно-положительное отношение киммиграции, крайне настороженное отношение к действиям государства порегулированию миграционных процессов, несогласие с передачей такогорегулирования в ведение МВД, критика недавно установленного порядкапредоставления гражданства как чрезмерно жесткого.
Негативной стороной разногласий по вопросам миграции междуполитиками и общественными организациями представляется не сам факт такихразногласий, естественных и нормальных для демократического общества, афокусирование дискуссии всего на двух, пусть и крайне важных, аспектах проблемы- правозащитном и этническом. Проблема формирования политики, обеспечивающейкомплексный подход к регулированию миграции, развитию системы рабочих мест ипрофессиональному образованию, по-прежнему остается вне поля общественногообсуждения.
Итог всего сказанного выше оказывается достаточнопарадоксальным — несмотря на явную ненормальность (по меркам демократическогообщества) демографической ситуации в России, механизмы формированияобщественных представлений о ней оказываются (по тем же меркам) вполненормальными. Демографические проблемы широко обсуждаются, взгляды приверженцевразличных идеологических доктрин открыто высказываются и транслируются СМИ,эксперты генерируют идеи, политики «озвучивают» или игнорируют их,принимая во внимание мнение избирателей. Вопрос состоит в том, способен лиданный механизм привести к формированию разумной стратегии выхода издемографического кризиса.
Выход из демографического кризиса: консолидирующийпотенциал идеи. Как известно, важнейший аспект любой политики — мобилизацияресурсов, причем не только материальных, но и интеллектуальных, информационных,символических. Перспективы формирования демографической политики в России взначительной степени определяются способностью российского обществаконсолидировать усилия, необходимые для решения демографических проблем ипривлечь к их решению достаточные ресурсы. Возникающие при этом экономическиеограничения вполне очевидны. Столь же очевидно, однако, и то, что распределениесоздаваемого обществом продукта определяется взаимодействием (или, если угодно,борьбой) различных социальных и политических акторов. Среднедушевой ВВП,достающийся на долю одного россиянина, безусловно невелик, но и не настолькомал, чтобы обрекать страну на демографическую катастрофу. Немало стран,расположенных во всех частях света — Болгария, Марокко, Китай, Венесуэла и т.д.,и обладающих (при пересчете по паритетам покупательной способности) среднедушевымВВП, меньшим, чем российский, отличаются, тем не менее, более высокой, чем унас продолжительностью жизни. Все это побуждает вернуться к социологическомуанализу и попытаться с его помощью рассмотреть перспективы формированиядемографической политики в стране.
Прежде всего, попытаемся очертить область совпадениявзглядов на демографические проблемы России различных участников процессаформирования демографической политики. Ядро такой области образует оценкасложившейся демографической ситуации как неблагополучной, разделяемаяпрактически всеми участниками этого процесса. Столь же общим является ипризнание уровня смертности, сложившегося в стране, одной из болевых точексовременной российской действительности. Наличие достаточно широкой области совпадениявзглядов на меры, необходимые для улучшения демографической ситуации (или, вдругих терминах, достаточно широкого круга авторов, поддерживающих определенныйкруг таких мер), является, однако не более чем предпосылкой разработки иреализации эффективной демографической политики. Перспективы решения даннойзадачи в немалой степени зависят от желания и способности важнейших участниковэтого процесса мобилизовать необходимые ресурсы. Рассмотрим в этой связивозможные сценарии формирования демографической политики в ближайшемдесятилетии.
Первый из них — инерционно-пессимистический — предполагаетустойчивое воспроизводство взаимоотношений между политической и демографическойсферами жизни общества, типичных для 1990-х годов. При реализации такогосценария политическая полемика по поводу демографических бед России оказывается«самодостаточной», используется, главным образом, для взаимныхобвинений и не приводит к реальным изменениям в экономической, социальной идемографической политике. Реализация такого сценария является весьма вероятным,но наименее желательным ходом развития событий.
Общими особенностями двух других сценариев являются,во-первых, более активное, чем в девяностые годы участие государства в решениидемографических проблем страны и, во-вторых, достаточно существенноевзаимовлияние политической и демографической сфер жизни общества.
Сущность второго, государственно-бюрократического сценариязаключается в попытке воспроизвести в новых условиях механизм советскойгосударственной демографической политики восьмидесятых годов. Меры такойполитики (включая антиалкогольную компанию) дали в свое время несомненный, хотяи кратковременный, позитивный эффект, поскольку хорошо вписывались вгосподствовавший «социальный контракт» между государством и егогражданами.
Хотя возможность развития событий погосударственно-бюрократическому сценарию в принципе нельзя исключить, рядобстоятельств делают его реализацию весьма проблематичной. В финансовом планеэто — опора исключительно на бюджетные средства, в идеологическом — противодействиеили индифферентность влиятельных в информационно-пропагандистском плане групп,обиженных исключением из числа «соавторов», а следовательно иполучателей политических дивидендов такой политики. Государственно-бюрократическийвариант демографической политики — не лучший способ мобилизации финансовых,интеллектуальных и символических ресурсов, необходимых для ее реализации.
Наиболее желательной была бы реализация третьего — государственно-общественногосценария формирования демографической политики. Данный сценарий предполагаетформирование возможно более широкой общественной коалиции, ставящей своей цельюобъединение усилий, направленных на выход из демографического кризиса. Ядротакой коалиции могли бы составить, с одной стороны, общественные организации,выступающие в защиту семьи и семейных ценностей, пропагандирующие здоровыйобраз жизни, защищающие окружающую среду, и т.д., с другой — политическиепартии, готовые внести свой вклад в усилия по выходу из демографического кризиса.
Государственно-общественный механизм реализациидемографической политики выгодно отличается от государственно-бюрократическогомеханизма тем, что лучше учитывает современные российские реалии, создаетбольше возможностей для привлечения негосударственных финансовых,интеллектуальных и символических ресурсов. Комплекс идей, определяемых, скажем,слоганом «выбираем жизнь» и нацеленных на преодолениедемографического кризиса, став одним из стержневых пунктов предвыборныхпрограмм, а затем и практической политики, вполне способен увеличить потокфинансовых и информационных ресурсов, направляемых на решение демографическихпроблем страны. Если с помощью средств массовой информации удастсяактуализировать поведенческие стереотипы, работающие на «конструктив»и препятствующие саморазрушению, если через какое-то время после «первоготолчка» позитивные механизмы заработают в автоматическом режиме,демографическая ситуация начнет устойчиво меняться к лучшему.
Неизбывной слабостью демографической политики в играх наполитическом поле является отсутствие быстрых экономических дивидендов от еереализации. Основным политическим ресурсом демографической политики является ееконсолидирующий потенциал. Такой потенциал лишь отчасти обусловлен чисто«потребительской» привлекательностью демографической политики длябольшинства населения. Более важно другое обстоятельство — демографическаяполитика апеллирует к ценностям, которые формируют и стабилизируют любуюсоциальную или этническую группу. Эти ценности — стремление к самовоспроизводствуи сохранение ареала проживания.
В ходе жарких дискуссий о том, какой должна бытьдемографическая (или семейная) политика, нельзя забывать простой истины: средствана проведение такой политики не заданы изначально, общество«согласится» выделить их, лишь в случае создания достаточновлиятельной коалиции, способной доказать высокий уровень приоритетностидемографических проблем. Поиск конструктивной основы и механизмов созданиятакой коалиции является сегодня весьма актуальной задачей. Программыориентированы на привлечение внимания широких слоев населения, но при этомэкономически недостаточно подкреплены и потому часто носят популистскийхарактер.
В предвыборных программах политические партии декларируютмножество целей и задач, которые должны быть осуществлены в будущем, ноглобальная цель всегда одна. Современные предвыборные программы привлекают ксебе внимание прежде всего сходством задекларированных принципов(экономического роста, процветания, возрождения, восстановление былого величияи т.д.
Эти обстоятельства, так же как и репродуктивные настроениямолодежи, будут самым непосредственным образом влиять на воспроизводствосоциального потенциала нации, как минимум, в первой четверти века.
Таковы лишь некоторые реалии сегодняшнего дня России. И этаситуация объективно вынуждает и государственную власть, и все институтыгражданского общества, включая как научное сообщество, так и представителейполитических партий и общественных движений, бить тревогу, требуя принятиябезотлагательных конкретных и эффективных действий и программ по спасениюбудущего России.
В целом, в предвыборной популистской риторике отраженыинтересы самых разнообразных политических партий, блоков и движений. Однаконесмотря на разницу идеологий и политических пристрастий, программные обещаниястроятся примерно одинаково, обнаруживая больше сходств, чем различий. Кхарактерным чертам предвыборных документов можно отнести единообразие,популизм, декларативность, отсутствие конкретики, многозначность интерпретациисобытий минувших лет, доминирование негативного представления настоящегомомента действительности либо его элиминация из триады «прошлое — настоящее- будущее».
Таким образом, программные документы оказываются наборомдостаточно общих принципов (политико-экономических и морально ценностных),которые отображают основные проблемы государства и общеизвестные ожиданиянаселения относительно позитивных преобразований в будущем страны, то есть, посути, являются обычным демагогичным продуктом «избирательных технологий».
Список источников и литературы
1. «Демография» (учебник), под общей редакцией Волгина Н. А.; ИздательствоРАГС, Москва 2003.
2. В.К. Ломакин «Мировая экономика» (второе издание); Изд. Юнити,Москва 2005.
3. Журнал «Вопросы статистики», №11, 2003; С.В. Захаров –Демографический переход и воспроизводство поколений в России.
4. Журнал «Мировая экономика и международные отношения», № 8,2005; Ю. Шишков – Демографический переход и экономический рост.
5. http: // edinros. er. ru/er/
6. http: // kprf. ru/
7. http: // www. ldpr. ru/
8. http: // www. minjust. ru/ru/
9. http: // www. sps. ru
10. http: // patriot-rus. ru
11. http: // www. yavlinsky. ru/
12. http: // www. kroupnov. ru/