Содержание
Введение
Глава 1. Роль школьной библиотеки в учебномпроцессе
Глава 2. Концепция поддержки детского чтения
Глава 3. Состояние фондов школьных библиотек
Глава 4. Технология библиотекиобщеобразовательного учреждения
4.1 Целидеятельности современной школьной библиотеки
4.2 Процессыобслуживания читателей в школьной библиотеке
Заключение
Список литературы
Введение
В современныхусловиях, по утверждению ученых, формируется личность нового типа с высокимуровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностямиисторического развития, изменениями в системе образования.
Забота овоспитании является важнейшей государственной задачей и одновременно привлекаетвнимание общественных объединений, средств массовой информации, религиозныхконфессий.
Посколькусудьба любого цивилизованного общества зависит от подрастающего поколения, то,следовательно, юные читатели должны быть приоритетной группой. Их воспитаниемнепосредственно занимаются семья, образовательные и внешкольные учреждения.
Все школьныебиблиотеки ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должныбыть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного,творческого развития, самосовершенствования.
Школьнаябиблиотека сегодня должна решать полифункциональные задачи в обществе, и,прежде всего, научить ребенка быть функционально грамотным и востребованным всовременном мире.
Сегодняинформационная среда быстро меняется, меняется и роль школьных библиотек.Читатель школьных библиотек становится активным читателем и других библиотек. Ивсе чаще профессиональная библиотечная среда говорит о том, что не хочет бытьзаложником кризиса школьных библиотек России.
Поэтому вселучшие и передовые зарубежные идеи библиотечной компьютеризации, освоенныероссийским библиотечным сообществом, необходимо перенести на сообществошкольных библиотекарей. И самое важное здесь — практическая реализация этихидей, а также внедрение корпоративных методов работы.
Развитиеобразования сегодня невозможно без развития библиотеки образовательногоучреждения и в первую очередь –школьной библиотеки.
Объектомисследования данной работы является школьная библиотека, как часть учебногопроцесса.
Предметомявляются условия, создаваемые в школьной библиотеке для интеллектуального итворческого развития детей.
Цель курсовойработы – рассмотреть школьную библиотеку, как центр интеллектуального итворческого развития детей.
Опираясь напоставленную цель, мы можем выдвинуть перед собой следующие задачи:
-определитьроль библиотек в интеллектуальном и творческом развитии школьников;
-рассмотретьсостояние фондов современных библиотек;
-проанализироватьтехнологию библиотек общеобразовательных учреждений;
-выявить ихцели деятельности.
Вопросинтеллектуального и творческого развития школьников в условиях библиотекиактуален на сегодняшний день, так как падение интереса к чтению вызываетбеспокойство во всём мире. Среди 32 стран мира Россия оказалась на 27 месте.Чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения, но в даннойработе мы рассматриваем совместную реализацию привития интереса к чтению иразвитие творческих способностей ребёнка.
Помимо детей,приоритетной группой в моей работе являются те, которые позволяют решить этузадачу, задачу формирования библиотечной среды (развивающей), то есть полностьюсоответствующей возрастным и психологическим особенностям детей — школьников;наполненной любовью и уважением к детям; среды, наполненной совместнойдеятельностью детей и взрослых, основанной на взаимопонимании,взаимообогащении.
Глава 1. Роль школьнойбиблиотеки в учебном процессе
«Школа – это преждевсего, книга,
а воспитание – преждевсего, слово, книга
и живые человеческиеотношения».
В.А. Сухомлинский
Библиотека вшколе… Что это? Информационный, образовательный, культурно-досуговый элементобразовательной среды. Это несомненно. Каждая библиотека вырабатывает своюстратегию развития. Отличительная особенность школьной библиотеки — функционирование ее как социальной системы в рамках другой социальной системы.В связи с этим, она выполняет 80% потребностей образовательного учреждения.
Школа ставитзадачу — создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка.Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизироватьтворческий, интеллектуальный потенциал ребенка.
Главнаязадача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказаниепомощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.
Без хорошейбиблиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные ивоспитательные функции.
Школьнаябиблиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешногосуществования в современном информационном обществе, где знания играютважнейшую роль.
Школьнаябиблиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании,развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.
Ипервоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведениявовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничествобиблиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся,содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке уменияпользоваться информационно-коммуникативними технологиями.
Взаимодействиебиблиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогикисотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивогоинтереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышленияосуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных методовличностного и читательского развития. Это прежде всего индивидуальная работа,построенная в форме диалога. Второе — внеурочная жизнь школьника. Именно в нейпроявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Психологи говорят отом, что развитие личности происходит лишь в процессе деятельности самогочеловека.
Вработе школьной библиотеки можно выделить ряд факторов, способствующихформированию активной читательской деятельности, готовности ребенка творить,реализовать свой творческий потенциал.
1)Временнойфактор или фактор времени. Библиотекарь и ребенок находятся рядом в течениедесяти лет, что позволяет наблюдать за развитием ребенка.
2)Личностныйфактор — фактор сопричастности, сопереживания. Библиотекарь и ребенок. Ихотношения складываются на личностном уровне (решение проблем общения,одиночества и др.)
3)Факторсотрудничества. Библиотекарь работает вместе с другими учителями. Это позволяетвидеть в ребенке не только читателя, но и ученика.
4)Фактор- читательский опыт библиотекаря и его влияние на читателя — ребенка.
Школьнаябиблиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. исама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческуюдеятельность детей и взрослых.
Библиотекисуществуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовныхбогатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем меняетсячеловек; развивается наука и техника; усложняются школьные программы; другимистановятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа дляразвития своего же интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга уже перестала бытьединственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети ипрограммы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются вовсе области знаний.
В хорошо всемнам известной газете «Библиотека в школе» одна из статей начиналась словами:«Как «поэт в России больше, чем поэт» (Е. Евтушенко), так библиотека в школебольше, чем просто библиотека». И не только школьная, но и любая учебнаябиблиотека. Успешная организация учебно-воспитательного процесса складываетсяиз многих факторов. Одним из них является и школьная библиотека, котораясегодня должна стать основным звеном обеспечения необходимой информацией какучителей, так и учащихся.
Глава2.Концепция поддержки и развития детского чтения
В современнойРоссии заметна мировая тенденция падения интереса к чтению, которая особенноостро проявилась в детской и юношеской средах. Требуется осуществлениекультурной политики, предполагающей систему долговременных усилий, направленныхна стимулирование читательской активности младших поколений. Для того чтобы этаполитика была целенаправленной, необходима разработка различных концептуальныхматериалов, отражающих системное видение основных проблем в этой сфере,подчеркивающих приоритетность юных читателей, выстраивающих стратегиюдеятельности властных структур, общественных организаций и различных институтовинфраструктуры поддержки детско-юношеского чтения.
Приоритетностьчитателей в возрасте от нуля до восемнадцати определяется не толькоестественными для зрелой цивилизации гуманистическими традициями, но и особойзначимостью читательской активности как средства социализации и индивидуальногоразвития в период взросления.
Государственныеструктуры, институты книжного дела, образовательно-воспитательного заведения,набирающие силы гражданское общество страны ответственны за созданиеинформационного пространства, благоприятного для образования, повышения уровняграмотности, раскрытия творческого потенциала подрастающего поколения. Задачавоспитания читающей нации, способной осваивать социальные, научные,технические, экономические и художественные достижения, создавать значимые длячеловечества ценности решается путем культивирования в человеке читателя сраннего детства, формирования у него потребности в чтении как в средствеполноценной самореализации. Детство и юность, прожитые без книги, могутобеднить всю последующую жизнь, обречь на неполноценное существование,запрограммировать отставание практически во всех областях человеческойдеятельности. Как правило, если человек не стал читателем в детстве, он нестанет им никогда.
Пониманиеданной темы побудило начно-педагогический коллектив Центра чтения одного изрегионов нашей страны разработать Концепцию поддержки и развития детского июношеского чтения. Концепция выполняет функцию закрепления имеющихся достиженийпрограммно- проектной деятельности в данном направлении, обозначения наиболееострых проблем детского и юношеского чтения; выявления возможностей ихкомплексного решения на основе консолидированных усилий различных институтов ирационального пользования региональных ресурсов.
Стратегическойцелью является разработка системы поддержки и развития детского чтения.
Достижениюпоставленной цели должен предшествовать предварительный анализ проблемнойситуации в сфере детско-юношеского чтения.
Обозначимнаиболее острые проблемы поддержки и организации детско-юношеского чтения ипути решения обусловленных ими задач на региональном уровне, обозначенные вКонцепции.
В сфереуправления должны быть выявлены все возможности для поддержки институтов инфраструктурыдетского и юношеского чтения. Необходимо осознание приоритетности поддержкиназванных институтов; это должно найти отражение в преимущественномфинансировании учреждений: укрепление их материальной базы, наращиваниетехнического оснащения, повышение привлекательности и доступности для юногопотребителя книжно-журнальной продукции и пользователя библиотеки.
Стимулированиечтения невозможно без упорядочения информационно-книжной среды, составляющейресурсную базу детского и юношеского чтения. Для диагностики состояния этойинфраструктуры целесообразно осуществить:
-мониторинг вобласти институтов книжного дела, ориентированных на развитиедетско-юношеского чтения: издательств, книжных магазинов, библиотек.;
-оценку такихважнейших составляющих ресурсной базы детско-юношеского чтения как библиотечныефонды и ассортимент книжного рынка;
-определениеособенностей продвижение книги в названных институтах.
Этонеобходимо для выявления проблемных областей, требующих упорядоченияинфраструктуры поддержки детско-юношеского чтения с целью выравниваниявозможностей доступа к книжно-журнальной продукции, электронным информационным сетямна различных территориях.
Глава3. Состояние фондов школьных библиотек
Библиотеки,осуществляющие информационно-библиотечное обслуживание системы образования,находятся в подчинении двух министерств: культуры и массовых коммуникаций,образования и науки. Если первые- самостоятельные науки, сами выбирающиеприоритеты своей деятельности, то вторые- как структурные подразделенияобразовательных учреждений- ориентированные на потребности обслуживаемогоучреждения и рассматривают свою деятельность как часть педагогическогопроцесса. Однако специалисты и тех, и других библиотек выделяют в качествеособого важного направления работу с учащейся молодежью.
На рубеже20-21 веков значительно возрос поток информации, специально адресованнойшкольной библиотеке.
До середины70-х годов школьная библиотека развивалась как обычная детская, с той разницей,что ее функции, задачи и, соответственно, фонды были ориентированы лишь наподдержку учебно-воспитательного процесса. На уровне законодательных актовфедерального значения статус школьной библиотеки до сих пор практически необозначен.
Сейчаснаметилось три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки практики нароль школьных библиотек в будущем и деятельность школьного библиотекаря. Сутьпервого — в обосновании необходимости создания на базе школьных библиотекнового подразделения- медиатеки, или школьного библиотечного медиацентра, дополненияфункции библиотекаря обязанностями медиаспециалиста; второй состоит в том чтобиблиотека должна стать информационным центром школы, а библиотекарю придетсявзять на себя функции информатора; третий- в рассмотрении школьных библиотеккак педагогического структурного подразделения образовательных учреждений соспецифическими функциями.
Рассмотримболее подробно предлагаемые подходы.
Приоритетностьинформационно-библиотечной работы с медиадокументами практически означаетполное исчезновение школьных библиотек как самостоятельное подразделениеобразовательных учреждений. Автор концепции школьной медиатеки Е.Н. Ястребцевасчитает, что библиотеку пора реорганизовать в школьный библиотечный медиацентрс непременной сменой названия. Впрочем, в собственных рекомендациях авторпродолжает использовать термин «библиотека», обозначая им составную частьшкольного библиотечного медиацентра.
При ближайшемраспространении выясняется, что роль и новые функции библиотекаря порой весьмасходны с его нынешними функциями.
Совокупныйфонд школьных библиотек составляет около 1 миллиарда томов. Каждая из них имеетв среднем в своем фонде 15 тысяч экземпляров, почти половину которых составляетучебная литература. На одну библиотеку приходится 300 читателей-школьников.
Наблюдаетсясущественная разница между среднестатистической городской и сельской школьнойбиблиотекой. Объем фонда в городе- 33 тыс. экз., в то числе 16 тыс. учебников,на селе-8 тыс. экз., в том числе 3 тыс. учебников.
Книгообеспеченностьодного школьника составила около 48 экз. литературы, в то числе 23 экз.учебников.
Библиотекииспытывают большие трудности с комплектованием. Новые книги поступают несистематически, в ограниченном ассортименте и в небольшом количестве,образовательные учреждения не в состоянии заказывать именно ту литературу,которая им необходима.
Остронедостает новых справочных, энциклопедических изданий, научно-популярнойлитературы для учащихся, педагогической литературы для учителей.
Фондысовременной библиотеки образовательных учреждений- это не только традиционнаяпечатная продукция, но и нетрадиционные пока что виды документов.
Значительнаячасть библиотек имеет кино-, фото- и фонодокументы, а наиболее «продвинутые »-электронные носители информации, используются возможности локальных и глобальныхкомпьютерных сетей. Появляются изменения в видовом и содержательном составефондов: они формируются качественными ученическими рефератами, научнымиизданиями.
Большинствообразовательных учреждений располагают, как правило, основными учебниками изФедерального перечня, что, естественно, ограничивает выбор учителей и учащихся,затрудняет реализацию вариативных учебных программ, дополнительных учебныхкурсов и дисциплин.
Деятельностьшкольных библиотек по использованию учебных фондов наиболее эффективна:библиотечным обслуживанием охвачен весь контингент учащихся и педагогов; объемкниговыдачи приближается к объему фонда учебной литературы; специализированныйсправочно-библиографический аппарат к фонду учебников создан повсеместно иподдерживается на высоком профессиональном уровне. Библиотеки контролируютпроцесс работы с учебниками и регулярно отчитываются о ней перед органамиуправления образованием.
Школьныебиблиотеки отказываются от единовременной выдачи комплектов учебников всентябре сроком на весь учебный год. Теперь этот процесс ведется в течениивсего года, что связано с круглогодичной поставкой изданий, выпуском новых,использованием альтернативных учебников, необходимость обращения к изданиямпрошлых лет при изучении отдельных тем и подготовки рефератов и докладов.
Такимобразом, работа с учебным фондом объемна, разнообразна по содержанию итехнологиям и требует от школьных библиотек весомых трудозатрат.
Глава4. Технология работы библиотеки общеобразовательного учреждения
«В настоящеевремя происходит процесс адаптации библиотечного обслуживания к быстроменяющимся условиям общественной жизни, обновление его средств, форм иметодов»,- данное утверждение одного из отечественных библиотековедов в полноймере справедливо и для школьных библиотек.
Содержание итехнология работы библиотеки определяются совокупностью целей — общей(стратегической), основными
(перспективными) и конкретными ( текущими).
Технологияработы — это совокупность процессов и операций, обеспечивающих нормальноефункционирование школьной библиотеки.
Технологияопределяется на основе инструктивных и методических материалов по следующемукругу вопросов:
-планированиеи отчетность;
-формированиефондов;
-организацияи хранение фондов;
-учет иобработка документов;
-ведение справочно-библиографическогоаппарата библиотеки;
-организациясправочно-библиографического и информационного обслуживания;
-продвижениеинформационной продукции и услуг.
4.1Цели деятельности современной школьной библиотеки
И.С. Пилко,доктор педагогических наук Кемеровского государственного университета культуры иискусств, утверждает, что любая библиотечная технология обладает рядомпризнаков:
-целесообразностьдостижение планируемого результата с оптимальными затратами;
-процессуальность=алгоритмическое представление деятельности в виде последовательностейтехнологических процессов и операций;
-нормализованность=регламентация процессов деятельностей и требований к конечным результатам;
-воспроизводимость=гарантированность результата при соблюдении технологических предписаний;
-системность= целостность, взаимосвязь технологических подсистем, управляемость.
-эффективность= ориентация на разработку и использование эффективных и экономичных процессов.
Основная цельсоблюдения всех технологических процессов состоит в том, чтобы обеспечитьсодействие всестороннему развитию личности всех групп читателей, в том числеоказать им специфическими информационно-библиотечными средствами помощь внакоплении человеческого капитала.
Теориячеловеческого капитала выдвинута и обоснована американскими экономистами всередине 20 века. Позднее рядом других ученых из разных стран положения теорииперенесены в социальную сферу и адаптированы для нее. Под человеческимкапиталом в самом общем виде понимается воплощенный в человеке запас здоровья,способностей, знаний, навыков, мотиваций, психологических установок и этическихнорм. Можно говорить о том, что деятельность библиотеки, направленное нагармоничное развитие личности читателя, содействует накоплению и приумножениюим человеческого капитала.
В современнойбиблиотечной практике выделяются три подхода к определению всестороннегогармоничного развития личности:
-отождествлениеэтого понятия с всесторонней функциональностью личности;
-акцентисключительно на интеллектуальном развитии, то есть отождествление с процессомнакопления знаний и повышением образовательного уровня;
-представлениео всестороннем развитии личности юного читателя как об абстрактном идеале.
В интересахподлинно гармоничного развития читателя в интересах наращивания и постояннойактуализации им человеческого капитала, следует рассматривать эти подходы некак взаимоисключающие установки, а как их комплекс.
В этом случаебиблиотекарю удастся преодолеть односторонность каждого из них и сохранить всепозитивные аспекты. Содействие этому динамическому и многоплановому процессуявляется магистральным направлением деятельности любой библиотеки,обслуживающей детей и юношество.
Цели деятельности
/>
/>/> Предметы Исполнители
/>технология
/>/>/> Процессы
Ресурсы,средства Организационная структура
Продукты и услуги
СпециалистыМосковского государственного университета культуры в 90-е годы 20 века вучебном пособии по организации библиотечного обслуживания определилистратегические и соответствующие им перспективные цели:
-содействиеформированию мировоззрения читателей;
-пропагандасреди читателей общечеловеческих нравственных ценностей;
-правовое,экологическое и эстетическое воспитание школьников;
-информационнаяподдержка образовательной и самообразовательной деятельности.
В настоящеевремя можно говорить о том, что к данным целям, не потерявшим актуальность донастоящего времени, добавляется подготовка читателей к жизни в условияхинформационного общества, их адаптации к современному сложному информационномупространству.
В одном извыступлений А.А. Демидов, заместитель председателя Российского комитетаПрограммы ЮНЕСКО « Информация для всех», говорил: « Развитие в Россииинформационного общества- задача настоящего и будущего, но одно совершенноясно- жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они — жителибудущего глобального мира, который будет состоять из многих информационныхобществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, ктоработает сегодня с информационно-коммуникационными технологиями, но не толькотем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру, но также учителями библиотекарям. Безусловно, главное при построении информационного общества-это четко оформленная виде планов и программ государственная политика, однакоизменение общества – это задача самих граждан. С этой точки зрения, необходимоизменение сознания людей в ракурсе понимания происходящих процессов: что можетдать информационное общество его гражданам и как можно способствовать егосозданию».
Новыетехнологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество-это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем,что он получает доступ к огромному количеству информации, и тем самым – кобразованию, духовным и культурным ценностям. Сегодняшний этап развития вРоссии информационного общества затрагивает всех и каждого, и особенно тех, ктоработает с детьми и информацией. Таким образом можно говорить, что всеперспективные цели деятельности школьных библиотек связаны между собой,дополняют друг друга и, как правило, реализуются в комплексном единстве.Перспективные цели деятельности в обобщенном виде закрепляются в миссиибиблиотеки.
4.2Процессы обслуживания читателей в школьных библиотеках
Приняв зааксиому существование прочной взаимосвязи между запросами читателей ибиблиотечными услугами, необходимо отметить, что поскольку содержание запросовпочти всегда различно, то и содержание услуг всегда имеет свою специфику иресурсную базу их выполнения. В течении прошлых десятилетий технологиюбиблиотечного обслуживания рассматривали без связи с результатом использованиятехнологий- то есть без связи конкретными услугами.
В настоящеевремя технологический процесс обслуживания характеризуется какпоследовательность действий библиотекаря и коллектива библиотеки над предметомтруда (запросом), направленных на предоставление читателю определенной услуги.
Различаюттехнологические процессы, результатом которых являются услуги разных форм итехнологические процессы предоставления услуг одной формы. Среди последних тожевстречаются различия. Например выполнение заявки по листку читательскоготребования или без него, то есть при приеме запроса в устной форме.
Технологическиепроцессы состоят из определенных элементов- действий и технологическихопераций, процедур( комплексных операций), этапов.
Например,технологический процесс представления документа из подсобного фонда школьнойбиблиотеки для работы в читальном зале имеет следующий вид:
— приемзапроса в устной форме;
-подбордокумента в фонде и передача его в читальный зал;
— выдачадокументов читателю;
-прием документаот читателя и организация его временного хранения;
-передачадокумента в фонд, расстановка документа в фонде.
Выдача документана абонементе от выдачи в читальном зале отличается следующими операциями:слежение за сроком пользования документом, продление срока пользования, приемдокумента взамен испорченных и утерянных, запись новых читателей.
Специфичностьтехнологических процессов при выполнении различных форм услуг не исключаетналичие общих операций и процедур в разных технологических процессах.Независимо от того, какое мероприятие организуется, выставка или библиотечныйвечер, в технологических процессах их выполнения обязательны такие элементы,как:
-определениегрупп читателей, для которых необходима услуга;
-планированиемероприятия;
-определениевремени и места его провидения;
-разборкасценария и/ или тематико-экспозиционного плана;
-отбордокументов;
-подготовкатекста;
-оформлениепомещения;
-организациявременных и/ или постоянных картотек.
Технологическийпроцесс выполнения такой услуги, как выставка новых поступлений, строитсяследующим образом:
— выявление ификсация пожеланий пользователей(запросов), свидетельствующих об их интересе копределенной теме;
— определениеответственного исполнителя за подготовку выставки;
-уточнение цели,аспекта темы, места и времени проведения выставки в соответствии сособенностями (потребностями; уровнем литературной подготовки и др.)пользователей, на которых ориентированна выставка;
-организациярекламы (например, объявление), работа с документами( просмотрбиблиографических пособий, в том числе, каталогов).
-обор документовсогласно целевому и читательскому назначению выставки, заказ при необходимостидокументов по МБА, поиск в фонде, ознакомление с каждым документом. Отбордокументов для экспонирования, фиксация отобранных документов (например,вторичных, в картотеке).
— сбороформительных элементов, цитат;
-разработкатематико-экспозиционного плана выставки;
-размещениематериала на витринах, стендах, столах и др.
-сбор отзывов овыставки, анкетирование;
-закрытиевыставки, возврат документов на хранение или для выдачи читателям;
-анализэффективности выставки.
Представленныйподход к технологии библиотечного обслуживания позволяет строить алгоритмывыполнения каждой библиотечной услуги по принципу набора элементов,составляющих весь технологический цикл. Стандартизация отдельных процедур иопераций существенно ускоряет
процесс библиотечногообслуживания. При автоматизации процесса обслуживания, при реализацииизложенного выше подхода целесообразно создавать банки данных, например «Пользователи библиотеки», которые бы аккумулировали сведения об отдельныхчитателях, читательских группах, сформулированных по различным признакам, обучащихся школы и учителях, еще не обращавшихся в библиотеку. В базе можноотражать информационные потребности, интересы читателей, делать пометки одинамике их читательского развития и приобретении библиотечно-библиографическихзнаний.
База данных «Библиотечные услуги» могла бы носить справочный характер, содержатьаннотированный перечень всех видов услуг, алгоритмы выполнения каждой услуги,подсобные материалы, которые уже использовались или могут использоваться привыполнении той или иной услуги. Кроме того, в школьной библиотеке возможноведение интегрированного банка данных, охватывающего многие процессы.
Большинствошкольных библиотек в настоящее время не компьютеризованно, и учеттехнологических процессов производится вручную, используяучетно-технологические документы. К числу таких документов относятся листкичитательских требований, читательские и книжные формуляры, картотекирегистрации читателей, тетрадь учета выполненных справок, тетрадь учета отказови т. д. Поскольку трудоемкость ручной фиксации каждого элементатехнологического процесса обслуживания очень велика, то школьные библиотеки посогласованию и в соответствии с рекомендациями методических служб(различногоуровня- от районной до региональной) выбирают набор учетно-технологическихдокументов, наиболее адекватно отражающих их деятельность, особенностиорганизации обслуживания читателей.
В настоящеевремя библиотеки всех типов, в том числе и школьные, ощущают необходимостьактивизировать свою деятельность по разработки массовых и групповыхмероприятий, соответствующих информационным потребностям и интересам читателей.Кроме того, инновационные процессы, происходящие в системе школьногообразования, требуют разработки новых видов информационной продукции,адресованной учителям. Все эти обстоятельства стимулируют творческую активностьшкольных библиотекарей, и их лучшие разработки становятся достоянием некакой-либо одной школы, а всего профессионального сообщества.
Заключение
Подход — вот чтоявляется основным фактором, влияющим на положение библиотеки в школе, ее роль иместо в ней. Имеется в виду подход и руководства, и учителей, которыепользуются школьной библиотекой(или не пользуются, что тоже случается), и,главное самих учащихся. Например, подход проявляется в том, что школа видитназначение своей библиотеки в обучении учащихся пользованию библиотеками, вовладении библиотечной культурой. Или же библиотека рассматривается какинформационное учреждение для всей школы, действующее в рамках учебного плана.
Каждаябиблиотека уникальна- это очевидно на уровне простого наблюдения. Крупныебиблиотеки располагают огромными фондами, впечатляющей архитектурой и сложнымисредствами поиска, но их недостаток в ограничениях, касающихся пользованиямифондами, в длинных очередях читателей и т. п. В публичных библиотеках книгменьше, но они более доступны и дополняются видеоматериалами, аудиокассетами ит. д. Библиотеки колледжей и школ во всех отношениях скромнее, они формируютболее специфические фонды, поскольку ориентированны на конкретные учебныепрограммы, обычно хуже обеспечены современными техническими средствами.
Представляется,что для школьной библиотеки лучше иметь гостеприимную атмосферу, чем изысканныйинтерьер и богатую «начинку ». Она должна быть местом, где учащимся простоприятно заниматься. Именно таким образом школьная библиотека лучше выполнитсвою наиболее очевидную функцию: информационное обеспечение учебной программы,привлечение учащихся к активному чтению, привитие им читательскойнезависимости, развитие у них грамотности и языковых навыков, помощь в поиске иоценке личных и общественных ценностей зафиксированных в книгах.
Хорошие навыкичтения полезны и необходимы для успешной карьеры. Но в век информации толькоэтого не достаточно, нужны сложные навыки обработки информации. В учебных целяхприходится разрабатывать стратегии информационного поиска, и именно школьнаябиблиотека занимает здесь центральное место. Десять лет назад опубликован отчетпредвосхитивший эту потребность в информационных навыках. Один из его выводовгласил, что в школах, признавших эту новую необходимость, библиотеки сталисоставной частью преподавания и обучения.
Если таковподход школы к своей библиотеке, она может приблизиться к идеалу средыобучения. В центре нового подхода стоит библиотека, которая постепенностановится центральным ресурсом школы, поскольку обслуживает персонал всоответствии с учебной программой, поощряет учащихся к овладению навыкамичтения и, таким образом приносит пользу всей школе.
Успех библиотекопределяется отношением библиотекаря к читателям,
как реальнымпользователям, но не только. Школьники должны чувствовать себя как бысобственниками библиотеки. Они могут участвовать в управлении, представлять еево внешней среде, участвовать в отборе и приобретении материалов и т. д.
Идеальнаябиблиотека не должна быть изолирована, она должна располагаться в престижномместе и быть как можно более доступной персоналу и учащимся.
Еслиположительные результаты создаются скорее подходом, чем деньгами, то следуетхорошенько задуматься над тем, какова роль библиотечной политики и концепцийразвития библиотек. При этом совершенно очевидно, что вклад в жизнь учащихся-это, безусловно, первая задача школ и библиотек.
В данной работемы решили следующие задачи: рассмотрели роль библиотек в учебном процессе,состояние фонда современных библиотек, проанализировали технологии библиотекобщеобразовательных заведений. Решив поставленные задачи, мы реализовали цельнашей работы- рассмотрели школьную библиотеку, как центр интеллектуального итворческого развития детей.
Исходя изреализованной цели мы сделаем следующие выводы. В 21 веке очень трудно отвлечьдетей от всепоглощающих инновационных технологий и привлечь в хранилище книг.Библиотекари, учителя понимают трудность привлечения современных детей к чтениюи бьют тревогу. Поэтому в нашей работе очень важно связать библиотечнуюдеятельность с педагогической, проявить мастерство педагога, чтобы открытьребёнку прекрасный мир книги, постараться быть не просто человеком, выдающимкниги, а советником и наставником. Ведь лишь от нас зависит, каким будет нашебудущее поколение.
Списоклитературы
1. Адрианова, Л.М. Вшколе библиотекарь не только педагог, но и в какой-то степени андрагог, так какработает не только с детьми, но и со взрослыми// Шк. б-ка. – 2006. — №3. –С.10-12.
2. Атал, М. Обществознаний начинается в школьной библиотеки // Новая б-ка.- 2006. -№ 3(63).- С.31.- 32.
3. Атипова, В.Б. Образовательнаяфункция школьной библиотеки: теоретическое обоснование// Библиотековедение. –2006. — № 1. — С. 32-37.- Библиогр.: с. 37.
4. Абузова, Н.Н. Подросток.Книга. Жизнь// Новая б-ка.-2006.-№7.-С. 34-37.
5. Бтиярова, Е.А. Взаимодействиесемьи и библиотеки как фактор формирования читателя-ребенка: Автореф. дис. …канд.пед. наук/ ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск,2006. – 23 с.
6. Блинов, П. Информационнаясреда детской библиотеки и образовательная деятельность учащихся //Библиотечно-информационная деятельность в контексте культурных традиций региона:Азаровские чтения: Материалы регион. науч.-практ. конф.:[4; декабрь, 2004.Самара]:[Сб.]/ Федер. агентство по культуре и кинематографии РФ. Самар. гос.акад. культуры и искусств.- Самсрс,2004. – С.24-29.
7. Бряков, И. К вопросу окультуре чтения подростка// Проблемы теории и истории культуры: Исследования иматериалы: Сб. науч. тр./ М-во образования и науки РФ. Оренб. гос. пед. ун-т;Ред. Мышьякова Н.- Оренбург: Изд-воОГПУ.-2005.- Вып.1.- С. 156-160.
8. Будасова, В.П.,Вакула, М.Г., Морозова, Н.Н. Характерологические особенности подростков и выборчтения// Библиопсихология и библиотерапия / Ред.: Лейтес Н.С., Карпова Н.Л.,Кабачек О.Л. – М.: Шк. б-ка, 2005.- С. 233-239.
9. Бушуева, С. Комфортнаясреда для диалога поколений: Дет. б-ка – лидер культуры// Библ. дело.-2007.-№1.- С. 20-23.
10. Гавря, Н.Е. Часчтения в библиотеке// Школа, где процветает грамотность: Сб. ст. / Сост.Сметанникова Н.Н.- М.: Шк. б-ка,2005.-С. 29-35.
11. Гайдукова, Е.Д. Библиотека– центр формирования информационной культуры личности// Ориентируясь на будущее…:Материалы к августовской конф. работников образования Окт. р-на по пробл.модернизации упр. образованием в контексте реализации концептуальной прогр. «Развитие системы образования Октябрьского района 2007 – 2011 гг.»/Администрация Окт. р-на г. Новосибирска; Сост. Влазнева А.Е. – Новосибирск,2007.- С.42-44.
12. Гокова, Е.И. Новаторскиеподходы в практике работы Липецкой областной юношеской библиотеки: новые идеи иметодики в организации работы по развитию читательской и информационнойкультуры// Шк. б-ка.- 2006.- №8.- с. 17-26.
13. Григорьева, Е. М. Миссияшкольных библиотек в обществе//Ориентируясь на будущее…: Материалы августовскойконф. работников образования Окт. р-на по пробл. модернизации упр. образованиемв контексте реализации концептуальной прогр. « Развитие системы образованияОктябрьского района 2007-2011 гг.» / Администрация Окт.р-на г. Новосибирска;Сост. Влазнева А.Е.- Новосибирск,2007.- С.39-41.
14. Гуща, В. Библиотекарь– тоже педагог// Уральский федеральный округ: Обществ. — полит. журнал. –2006.- №5-6. – С.72-73.
15. Дети. Библиотека.Книги /Белгор. гос. дет. б-ка А.А. Лихачева; Сост. Проскурина И. В. – Белгород:Константа,2006. – 24 с.
16. Долгощелова, Т. Областнойнаучно-методический библиотечный центр – школьным библиотекам//Шк. б-ка.-2005.- №7.- С. 21-23.
17. Жаркова, Л. Сохраним«библиотечную душу»// Библиотека.- 2007.- №1.- С.29-31.
18. Жукова, Т.Д. Новыйпроект по чтению – организация движения «Молодая Россия читает» каккатализатора инновационных процессов и эффективного инструментамежведомственного взаимодействия в области детского и подросткового чтения//Шк. б-ка.-т 2006.- №6.- С. 32-40.
19. Жукова, Т.Д. Реализацияцелей образования через школьные библиотеки. – М.: Рус. шк. б-ка. ассоц., 2007.– 224 с.
20. Заиченко, Н.Д. Библиотечноеобслуживание в муниципальных образованиях// Справ. руководителя учреждениякультуры. – 2006. — №11. – С.11-27.
21. Зайцева, В.А. Шаг кчитателю: модель работы школьной библиотеки по повышению статуса чтения иразвитию личности средствами чтения// В б-ках округа/ Деп. культуры и искусстваХанты-Манс. авт. округа – Югры.- 2006.- «21.- С.38-45.
22. Инькова, Л.М. Рольюношеских библиотек в социализации молодежи// Вестн. Библ. Ассамблеи Евразии:Науч.-практ. журн.- 2007.- №1.- С. 70-73.
23. К читателю – шаг зашагом: «Гайдаровка» на страницах профессиональных изданий/ Центр. гор. дет.б-ка им. А.П.Гайдара г. Москвы; Сост.: Ситиленкова А., Муравьева Л.- М.: ФАИР –ПРЕСС, 206.- 184с.
24. Кирш, В. Если мир неинтересен, приходите – покудесим// Библиотека.- 2006.- №5.- С. 45-47.
25. Кисловская, Г.А. Международнаядеятельность как фактор развития библиотечно-информационного пространства//Вестн. Библ. Ассамблеи и Евразии: Науч.- практ. журн.- 2007.- №1.- С. 62-65.
26. Кук, Н.В. Библиотекаобразовательного учреждения как центр по формированию информационной культурыучащихся// Макушинские чтения: Материалы науч. конф.: [7;16-17 мая 2006 г.,Красноярск]/ГПНТ СО РАН. Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. Края.-Красноярск,2006.- С. 293-296.
27. Куликова, Е.В. Продвижениедетского чтения// Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: Сб.материалов.- М.: Пушкин. б-ка: Белый город, 2006.- С.24-29.
28. Лазеев, Л.П. Подростокв мире компьютерных технологий// Библиотечно-библиографическая деятельность:Межвуз. сб. науч. тр./ Тамбов. гос. ун-т им. Г. Р. Державина; Ред. БалашоваЕ.Н.- Тамбов,2006.- Вып.3.-С.171-177.
29. Лейкин, Х.И. Обслуживаниедетей и подростков в публичных библиотеках Норвегии: перед лицом надвигающихсяперемен// Шк. б-ка. – 2005.- №8. – С. 7-11.
30. Матухина, С.С. Приобщениек чтению детей с задержкой психического развития// Библиопсихология ибиблиотерапия/ Ред.: Лейтес Н.С., Карпова Н.Л., Кабачек О. Л.- М.: Шк. б-ка,2005.- С.244-247.
31. Мифтяхетдинова, Э.С. Рольвнеклассной работы в формировании активного читателя// Школа, где процветаетграмотность: Сб. ст./ Сост. Сметанникова Н. Н.- М.: Шк.б-ка,2005.- С. 78-84.
32. Мусаева, В. Развитиечитателя-школьника и его читательская деятельность// Вестн. Алт. науки:Образование.- Барнаул.- 2003.- Вып. 2.- С. 142-146.- Библиогр.: с. 146(4назв.).
33. Мязова, Р.С.,Сакпанова, Ж.С. Доступ к информации – равные возможности// Науч. и техн. б-ки.-2007.- №3.- С. 69-73.
34. Научить видеть,чувствовать и отражать окружающий мир во всей его красоте// Вестн. б-к Москвы.-2006.- №3.- С. 33- 36.
35. Национальнуюпрограмму – развивать и поддерживать// Библиотека. – 2007.- №1. – С. 32-33.
36. Немчина, И.М. Формированиеинформационной культуры юных читателей в школьных библиотеках// Информационнаякультура общества и личности в 21 веке: материалы Международной научнойконференции, 20-23 сентября 2006 г., Краснодар/ Краснодар. гос. ун-т культуры иискусств; Ред. Горлова И.И. – Краснодар, 2006.- С. 330-332.
37. Новлянская, З.Н.,Кудина, Г.Н. Становление читательской позиции у детей и подростков//Библиопсихология и библиотерапия/ Ред.: Лейтес Н. С., Карпова Н.Л., КабачекО.Л.-М.: Шк. б-ка,2005.-С.62-98.
38. Пугач, В. Педагогическиеусловия расширения поля читательских ориентаций подростков: Автореф. дис.…канд. пед. наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб.,2005. – 16 с.
39. Пасынок, Ю. Внеклассноечтение и его значение в развитии читательских интересов// Шк. б-ка. – 2005.-№8.- С. 38-39.
40. Пугач, В. Педагогическиеусловия расширения поля читательских ориентаций подростков: Автореф. дис.…канд. пед. наук / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб.,2005. – 16 с.
41. Романова, И. Один, ноглавный элемент: «Школьная библиотека» — новый проект Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека»// Библ. дело.- 2006.- №10.- С. 23-24.
42. Сафонова, Н.К. Детскийбиблиотекарь и детская литература// Библиотечное дело в условияхмуниципализации: поиск оптимальных решений: Материалы Всерос. науч. — практ.конф. (1 – 3 нояб. 2006; Челябинск)/ Сост.: Лаврова К.Б., Русак З.В.-Челябинск: ЧГАКИ,2006.-Сю.174-176.
43. Свиридова, Н. Музейреальный и виртуальный// Библиотека.- 2006. №3. С. 12-15.
44. Симонова, Ю.А. Детскаябиблиотека: Пространство правовых знаний// Новая б-ка.-2007.-№4 (79). — С.18-20.
45. Скоробогатов, В., Сукиасян,Э. Каталоги карточный и электронный: общее и особенное. Диалог профессионалов//Науч. и техн. Б-ки.- 2005.- №12.- С. 15-24.
46. Старченко, Н. Встретимсяв библиотеке: «Муравейник» — журнал для семейного чтения// Библ. дело.-2006.-№3(39).- С.27-28.
47. Татаринова, Е. Кругдетского чтения в Государстве Российском: (Об экспозиции изданий гражданскойпечати для детей 18- начала 20 веков)// Шк. б-ка.- 2005.- № 9-10.- С. 60 — 65.
48. Тихомирова, И. Вечныйвопрос: руководить или рекомендовать?: Проблемы детского чтения в «наше трудноевремя» // Библ. дело. – 2006. — №1. – С.6-10.
49. Тихомирова, И. Культурачтения: от навыка – к творчеству // Шк. б-ка. – 2005.- №7. – С. 31-35.
50. Тышкевич, Е.И. Модернизацияинформационно- просветительской работы библиотек с юношеством в аспектахпрофилактики ВИЧ/СПИД// Информационная культура общества и личности в 21 веке:материалы Международной научной конференции, 20-23 сентября 2006 г., Краснодар/Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств; Ред. Горлова И.И. – Краснодар, 2006.-С. 333-334.
51. Чудинова, В.П. Библиотекарив киберпространстве: новые возможности и новые задачи// Шк. б-ка. – 2006.-№9-10. – С.107-116.
52. Шаньгинова, Г.А. Школьныебиблиотечные медиацентры в России// Макушинские чтения: Материалы науч. конф.:[7; 16-17 мая 2006 г., Красноярск]/ГПНТ СО РАН. Гос. универс. науч. б-каКраснояр. Края.- Красноярск,2006.- С. 293-296.
53. Шустикова, Т. Телевизор– лучший друг книги: Год детского чтения в Южноуральске – в борьбе зачитателя// Библ. дело. – 2006.- №1. – С.29-30.
54. Якубов, Э. Международныйдень школьных библиотек в Хасавюрте// Шк. б-ка.- 2005.- №9-10.- С. 92-93.